Научная статья на тему 'Контроллер интерфейса пользователя с повышенной степенью повторной используемости'

Контроллер интерфейса пользователя с повышенной степенью повторной используемости Текст научной статьи по специальности «Компьютерные и информационные науки»

CC BY
207
61
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по компьютерным и информационным наукам, автор научной работы — Моисеев Александр Николаевич

Представлено решение задачи проектирования слоя интерфейса пользователя с повышенной степенью повторной используемости контроллера. Показано, что применение шаблона проектирования Mediator (Посредник), с одной стороны, позволяет уменьшить связность элементов интерфейса, а использование в сочетании с ним паттерна Observer (Наблюдатель) совместно с архитектурным решением Separated Interface (Отделенный Интерфейс), с другой стороны, позволяет изолировать эти элементы и сам контроллер слоя от конкретики реализации

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по компьютерным и информационным наукам , автор научной работы — Моисеев Александр Николаевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Human interface controller with high-level code reuse

The paper represent a solution for the task of human interface layer design with controller high-level code reuse. It demonstrates that using of design pattern Mediator make low-level coupling for interface components, at the same time combining it with Observer pattern and Separated Interface architecture solution allows to isolate these components and layer controller from concrete realizations.

Текст научной работы на тему «Контроллер интерфейса пользователя с повышенной степенью повторной используемости»

А.Н. Моисеев

КОНТРОЛЛЕР ИНТЕРФЕЙСА ПОЛЬЗОВАТЕЛЯ С ПОВЫШЕННОЙ СТЕПЕНЬЮ

ПОВТОРНОЙ ИСПОЛЬЗУЕМОСТИ

Представлено решение задачи проектирования слоя интерфейса пользователя с повышенной степенью повторной используемости контроллера. Показано, что применение шаблона проектирования Mediator (Посредник), с одной стороны, позволяет уменьшить связность элементов интерфейса, а использование в сочетании с ним паттерна Observer (Наблюдатель) совместно с архитектурным решением Separated Interface (Отделенный Интерфейс), с другой стороны, позволяет изолировать эти элементы и сам контроллер слоя от конкретики реализации.

Концепция слоев (Layers) [1] является одним из основополагающих принципов объектно-ориентированной разработки программных систем. Данный подход позволяет изолировать подсистемы, повышая степень повторной используемости кода и уменьшая связанность (Coupling) [2] объектов системы. Изоляция слоев обычно реализуется с использованием паттернов Facade (Фасад) [3] и Controller (Контроллер) [2].

Представление HI - Controller

nL

“L PD - Controller

Домен

1 DM - Controller

Данные

Разработчики программных систем постоянно сталкиваются с тем, что объекты слоя интерфейса пользователя всегда сильно связаны между собой, а сами связи - сильно запутаны и плохо структурируемы (рис. 2). Такая ситуация создает трудности повторного использования подсистем интерфейса пользователя.

Рис. 2. Типичная структура связей между классами слоя представления

Решение, которое может помочь в данной ситуации, заключается в применении паттерна Mediator (Посредник) [3] для реализации контроллера интерфейса пользователя (рис. 3). Этот паттерн предполагает полную изоляцию классов-коллег (в данном случае - элементов интерфейса) друг от друга, а их взаимодействие осуществляется через специально введенный объект-посредник, который и будет являться котроллером интерфейса пользователя.

Рис. 1. Иерархия слоев системы и место контроллеров во взаимодействии подсистем

На рис. 1 показано взаимодействие объектов различных слоев и место контроллеров в них (HI - Human Interface - интерфейс с пользователем, представление; PD - Problem Domain - предметная область, домен; DM - Data Management - управление данными, данные). Следует обратить внимание на то, что для построения класса HI-Controller, в отличие от других контроллеров, не используется паттерн Facade, так как элементы интерфейса пользователя находятся в самом верхнем слое и кроме внутренних объектов этого слоя к ним не могут обращаться никакие другие объекты.

Рис. 3. Применение паттерна Посредник в слое представления

Данный подход позволяет снизить связность классов слоя представления, обеспечивая тем самым пол-

ную независимость их друг от друга. Это позволяет не только изолировать будущие изменения между различными частями интерфейса, но и повторно использовать наиболее удачные решения. Кроме того, класс контроллера, построенный по данному шаблону, инкапсулирует всё управление интерфейсом и начальную обработку всех системных событий, что повышает управляемость системой.

Единственным недостатком данного подхода является строгая привязка интерфейсных объектов к классу контроллера и самого контроллера - к классам интерфейсных элементов. Данный недостаток может быть устранен путем выделения абстракций контроллера-посредника и интерфейсного элемента-коллеги и применения паттерна Observer (Наблюдатель) [3] для реализации взаимодействия конкретных классов (рис. 4). Кроме того, такой подход позволит реализовать операции управления подписчиками (в данном случае - объектами интерфейса) в родительском классе, увеличив тем самым повторную используемость не только самого класса контроллера и отдельных интерфейсных объектов, но и всей архитектуры слоя представления. При реализации данного подхода на практике мы неизбежно столкнемся с необходимостью применения архитектурного решения Separated Interface (Отделенный Интерфейс) [4] как для класса контроллера, так и для классов представлений. Данное архитектурное решение позволяет устанавливать связи между классами на уровне их абстракций, что гармонично дополнит базовую архитектуру слоя в целом (на рис. 4 разделение на пакеты показано пунктирными линиями).

Обязанности классов, представленных на диаграмме рис. 4, достаточно подробно описаны в [3].

Рис. 4. Применение паттерна Observer и архитектурного решения Separated Interface для изоляции от конкретики реализации

Итак, в отличие от контроллеров других слоев системы, которые реализуются с использованием паттерна Facade, контроллер интерфейса пользователя должен быть реализован по шаблону Mediator с применением паттерна Observer и архитектурного решения Separated Interface. Первое уменьшает связность интерфейсных элементов между собой, а второе и третье - позволяют изолировать конкретику реализации элементов и самого контроллера, сделав архитектуру слоя представления более устойчивой и повысив ее повторную используемость.

1. Buschmann F., Meunier R., Rohnert H., Sommerlad P. and Stal. Pattern-Oriented Software Architecture: A System of Patterns - West Sussex. Eng-

land: Wiley, 1996.

2. Ларман К. Применение UML и шаблонов проектирования. 2-е изд. М.: Изд. дом «Вильямс», 2002.

3. Гамма Э., Хелм Р., Джонсон Р., Влиссидес Дж. Приемы объектно-ориентированного проектирования. Паттерны проектирования. СПб.:

Питер, 2001.

4. Фаулер М. Архитектура корпоративных программных приложений. М.: Изд. Дом «Вильямс», 2004.

Статья представлена кафедрой прикладной информатики факультета информатики Томского государственного университета, поступила в научную редакцию «Информатика» 6 июня 2006 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.