Научная статья на тему 'Контролируемая самостоятельная работа студентов: первые итоги и перспектива'

Контролируемая самостоятельная работа студентов: первые итоги и перспектива Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
214
18
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АУДИТОРНАЯ САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА СТУДЕНТОВ / ЦЕЛИ КСР / ДЕЯТЕЛЬНОСТНОЕ СОДЕРЖАНИЕ ОБУЧЕНИЯ / СУБЪЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧЕНИЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Купавцев Анатолий Владимирович

Раскрыта методика организации контролируемой самостоятельной работы (КСР) студентов под руководством преподавателя, важнейшей особенностью которой является активная учебно-познавательная деятельность студентов. КСР представляет принципиально новый вид обучения в современном вузе, в основе которого лежит субъектная деятельность учения студентов. Формирование активной субъектной позиции студентов к учебе и приобретению профессиональных знаний превращается в первостепенную образовательно-воспитательную задачу современной высшей школы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The Control Unassisted Work of students: the First Results and Perspective

The method of the Control Unassisted Work by Teacher Leadership which contains active learning activity of students is described. The Control Unassisted Work of students is new form of study of students in modern university which founds on subject learning activity of students. Forming of active subject poison to learning and professional knowledge receiving is important education problem at modern higher school and the Control Unassisted Work in particular.

Текст научной работы на тему «Контролируемая самостоятельная работа студентов: первые итоги и перспектива»

УДК 378.147

Контролируемая самостоятельная работа студентов: первые итоги и перспектива

© А.В. Купавцев

МГТУ им. Н.Э. Баумана, Москва, 105005, Россия

Раскрыта методика организации контролируемой самостоятельной работы (КСР) студентов под руководством преподавателя, важнейшей особенностью которой является активная учебно-познавательная деятельность студентов. КСР представляет принципиально новый вид обучения в современном вузе, в основе которого лежит субъектная деятельность учения студентов. Формирование активной субъектной позиции студентов к учебе и приобретению профессиональных знаний превращается в первостепенную образовательно-воспитательную задачу современной высшей школы.

Ключевые слова: аудиторная самостоятельная работа студентов, цели КСР, деятельностное содержание обучения, субъектная деятельность учения.

Самостоятельной работе студентов в современном профессиональном образовании уделяется особое внимание. Ее важную роль в достижении высокого качества общепрофессиональной и специальной подготовки отмечает Федеральный государственный стандарт высшего профессионального образования (ВПО).

МГТУ им. Н.Э. Баумана активно практикует различные формы самостоятельной работы студентов. Новый ее вид - контролируемая самостоятельная работа (КСР) студентов - является обязательным, наполненным персональной самостоятельной учебно-познавательной деятельностью студентов, учебным аудиторным занятием. Главная цель этого занятия заключается в выполнении студентами под руководством и при контроле со стороны преподавателя самостоятельной учебной работы. При этом не на сообщение новой информации студентам направлено в целом обучение, а на углубление и упрочнение знаний, устранение недостатков в них.

КСР посвящается отработке вопросов и тем, изложенных или затронутых на лекциях и семинарах, применению знаний при решении учебных проблем и задач, освоению способов деятельности по научной дисциплине. КСР может включать в себя проработку или даже частичное выполнение домашних заданий, подготовку к рубежному контролю (РК) и другим контрольным мероприятиям, исправление графика учебной дисциплины. КСР студентов противостоит бездумному списыванию и скачиванию из Интернета решений домашних задач и заданий, способствует осмыслению и осознанию материала учебного курса.

Важнейшая особенность КСР состоит в наполнении ее активной учебно-познавательной деятельностью студентов, в создании условий успешного освоения студентами предметной деятельности по научной дисциплине как прикладных составляющих базовых профессиональных компетенций. Освоение конкретных и обобщенных видов воплощенной в научной дисциплине деятельности является филогенетически обусловленной формой получения знаний и освоения развивающейся практики, ибо во всех теоретических обобщениях и понятиях науки аккумулируется специфическая человеческая деятельность (принцип деятельности в образовании [1]). В деятельности человека раскрываются связи и отношения вещей, означен-ность информации [2], формируются научно-ценностные ориентиры и морально-этические нормы [3]. Благодаря творческой активности человек пополняет свои знания об окружающем мире, повышает их глубину и качество, развивает способности, приобретает профессиональную квалификацию.

Многосторонни функции деятельности учащихся в образовании: освоение и углубление знаний, овладение видами деятельности в теории и на практике, освоение способов решения учебных и научно-производственных проблем и задач, формирование современного способа мышления, развитие способностей и приобретение опыта научного исследования и творчества.

Наполненная деятельностным содержанием КСР студентов превращается в инструмент достижения высоких образовательных результатов через посредство формирования умений и опыта деятельности по научной дисциплине. Так, в КСР по физике, посвященной решению прямой задачи кинематики, студенты вспоминают и осваивают различные кинематические характеристики через освоение способов их нахождения с использованием кинематического уравнения движения.

Пример прямой задачи кинематики. Движение материальной точки задано уравнением: г = (А + В12)\ + О], где А = 10 м, В = -5 м/с2, С = 10 м/с. Запишите уравнение движения точки в параметрической (координатной) форме. Получите уравнение и начертите траекторию точки. Найдите выражения для скорости у(^) и ускорения а(^). Для момента времени I = 1с вычислите: модули скорости, полного, тангенциального и нормального ускорений, а также радиус кривизны траектории и угол между скоростью и полным ускорением [4]. Дополнительно: определите импульс точки и силу, действующую на нее в этот момент времени. Массу материальной точки принять равной 1 кг.

Требование задачи формулируется подробно, чтобы указать все действия, которые должен выполнить и осознать студент. Для обеспечения индивидуальной учебно-познавательной деятельности каж-

дый обучающийся получает персональное задание - уравнение движения материальной точки в виде зависимости радиуса-вектора от времени г = г(/) (вариант по номеру в журнале группы) 1. г = Сй + + (А - Б?)\. 2. г = (А - ВГ2)1 + С]. 3. г = БИ + Е?\. 4. г = (-А + ВГ2)1 + + С]. 5. г = Ег\ + Б]. 6. г = -си - (А - Вг2)\. 7. г = -СП + (А - Вг2)\. 8. г = (А + ВГ2)1 - О. 9. г = -Бй + Е] 10. г = (А - ВГ2)1 + С^. 11. г = = Е2й - Б]. 12. г = С/1 - (А - В^). Значения коэффициентов: А = 10 м, В = 5 м/с2, С = 10 м/с, Б = 1 м/с, Е = 2 м/с2.

Цель КСР студентов под руководством преподавателя определяется не содержанием учебной темы, а предстоящей учебно-познавательной самостоятельной деятельностью студентов для достижения запланированного образовательного результата. Цель КСР является основой и руководящим принципом формирования ее структуры и содержания. Малоэффективным представляется превращение КСР в лекцию, семинар, инструктаж. Требования к организации КСР студентов сложнее, нежели обычного семинара. Полноценная КСР требует наличия у студентов учебной литературы, конспекта лекций, достаточного количества задачников, раздаточного материала для обеспечения учебной работой каждого студента, а также и создания комфортных условий его самостоятельного учебного труда. КСР-занятие иногда приходится корректировать в процессе выявления трудностей в освоении способов предметной деятельности и задаваемых студентами вопросов.

4; 10

5; 11

6; 12

Траектории материальных точек (по вариантам 1-12)

Контроль процесса самостоятельной работы студентов проводится поэтапно. Преподаватель фиксирует выполнение учебного

задания каждым студентом по частям, имея конкретные ответы к выделенным этапам учебно-познавательной деятельности учащихся. В КСР по кинематике для проверки и дифференцированного учета выполнения самостоятельной работы студентами преподаватель сверяет: 1) рисунки параболических траекторий (см. рисунок), 2) выражения для модуля скорости; 3) значения тангенциального ускорения; 4) радиусов кривизны и 5) указанных углов.

В соответствии с целями и тематикой КСР разрабатывается сценарий, в котором намечаются этапы выполнения задания, формы самоконтроля решения задачи студентами, учет и оценка преподавателем выполнения студентами этапов самостоятельной работы.

Пример сценария КСР студентов по теме «Построение кван-тово-механической модели атома водорода». При выполнении КСР студенты конструируют волновую функцию электрона в атоме водорода, воспроизводя содержание учебного материала по данной теме и осваивая технологию построения модели. Каждый студент получает персональное задание, в котором состояние электрона определено квантовыми числами.

№ варианта 1 2 3 4 5 6 7 8 9* 10* п, I 3й 2р 3й 15 2р 3й 3й 2р 25 3р

т 1 +1 -1 0 0 0 -2 -1 0 0

Найденная волновая функция используется для определения параметров состояния электрона.

Ниже приведен алгоритм выполнения КСР.

1. Построение радиальной части волновой функции, представля-

(П"1 ^

емой степенным рядом Яп, / (г) = в"аг ^ Ъктк , где п, I - главное и ор-

V к=1 )

битальное квантовые числа электрона. Студенты знакомятся с применением уравнения Шрёдингера для определения постоянного множителя а, энергии электрона Е и коэффициентов Ък (кроме первого из них). Проверкой является совпадение множителя а с выражением а = 1/пг1 (г1 - радиус первой боровской орбиты электрона) и энергии Е с энергетическим уровнем по модели Бора.

2. Составление координатной части у(г, 0, ф) волновой функции электрона в атоме водорода для заданных значений орбитального I и магнитного т квантовых чисел с использованием нормированных сфе-

1 „ /Г 44%

рических функций вида 7(0, ф) = У, т(0, ф): 70,0 = , ; 71,0 =

71 ±1 =, — (8т0)е±гф; 720 =Л/— (3сов20-1); 7г±1 = Л —(вт0со80)е±гф; \8% V16% \8%

72,±2 = Л— (в1п20)е±г2ф; 7э,б=Л — сов0(5сов20 - 3). \32% V16%

3. Вычисление модуля орбитального момента импульса электрона с использованием оператора квадрата модуля момента импульса

4. Пространственное квантование момента импульса электрона с вычислением проекции момента импульса Ьг и углов 0 = агс1§(Ь2/Ь) с направлением внешнего магнитного поля.

5. Конструирование электронной оболочки атома путем изображения в полярных координатах распределения плотности вероятности электрона в зависимости от угла 0 в виде огибающей кривой, соединяющей концы радиус-векторов, длины которых пропорциональны плотности вероятности.

В этой самостоятельной работе студенты осуществляют самопроверку в соответствии с рекомендациями, содержащимися в самом задании. Но все же, отмечая выполнение п. 1 задания, преподаватель обращает внимание студентов на согласованность значений коэффициента 1/пг1 в показателе степени экспоненты и энергии Е1/п2 электрона с моделью атома Резерфорда - Бора. В п. 3 преподаватель удостоверяется, что при вычислении значения модуля момента импульса электрона с помощью соответствующего оператора в расчетах сократились синусы и косинусы координатных сферических углов, и полученный результат совпадает с расчетом модуля момента импульса электрона с помощью побочного квантового числа. При контроле п. 5 преподаватель сверяет расчеты студентов с известными изображениями оболочек распределения плотности вероятности для различных случаев [5].

Конкретная учебно-методическая цель КСР ставится и в тех случаях, когда самостоятельная работа студентов связана с различными учебными мероприятиями: рубежным контролем, семестровым домашним заданием и т. п. Как показывает практика, простое выполнение семестрового домашнего задания в аудитории на КСР-занятии малоэффективно и дискредитирует саму идею внеаудиторного самостоятельного решения задач студентами. При включении в КСР разбора домашнего задания преподаватель формулирует конкретную учебно-познавательную цель. Например, в задачах № 2 семестрового домашнего задания по физике на применение законов сохранения момента импульса и энергии целью является обучение студентов составлению уравнений этих законов при различных типах соударений тел, вычисление моментов инерции тел относительно конкретных осей вращения и др.; в домашнем задании № 3 первого модуля по физике - обучение

( А

Ь2 = Ь2у '

V

и проверка по орбитальному квантовому числу: Ь = Пу11 (I +1).

студентов самоконтролю путем сравнения периодов затухающих и незатухающих колебаний, с использованием физического смысла коэффициента и декремента затухания, проверкой энергетического баланса в задаче о механическом затухающем колебании и т. д.

Введение КСР вносит определенную коррекцию в учебный процесс. Например, задачу 1.2 из домашнего задания № 1 по физике второго семестра о соударении частицы с движущейся массивной стенкой, знакомящей студентов с относительным движением, классическим законом сложения скоростей и применением правила параллелограмма для векторов, целесообразно выполнить на первом КСР, расширив ее до фронтального выполнения ее графической части сразу на занятии со студентами всей группы. В итоге этот фрагмент содержания учебного курса физики будет проработан всеми студентами, а не только теми из них, которым достался соответствующий вариант домашнего задания.

Роль КСР студентов университета не исчерпывается поправками и коррекцией процесса обучения и не сводится исключительно к оказанию помощи студентам в изучении курса и своевременном выполнении учебного графика. Потенциал КСР как формы самообучения студентов вуза значительнее и глубже [6]. Находясь в тесной связи и взаимодействии с традиционными формами обучения в вузе, КСР открывает новые возможности решения образовательных проблем. КСР - не эпизод и не просто методическое средство в университетской образовательной практике, а компонент образовательной базы для подготовки специалистов высокого класса, отвечающих запросам сегодняшнего дня. Она кладет начало перестройке университетского образования на основе интенсивно-деятельностного и субъектно-ориентированного обучения, персонифицированного образования в соответствии со способностями и личностной позицией обучающегося к учебе, формированию профессиональных базовых компетенций и ментально-деятельностной компетентности специалиста. Введение в практику ВПО контролируемой самостоятельной работы студентов следует расценивать как веление времени, как ответ на неотложные требования к общенаучной и профессиональной подготовке современных выпускников университетов [7, 8].

КСР представляет собой принципиально новый вид обучения в современном вузе, который наряду с лекциями и групповыми занятиями является формой обучения, отвечающей компетентностному подходу к профессиональному образованию. Как специфическая форма учебной работы студентов КСР реализует в обучении субъектную деятельность учения (СДУ) личности, благодаря чему обучающиеся сущностно включаются в учебный труд. Как активная форма обучения КСР представляет собой фундаментальную основу достижения высокого качества образования благодаря перестройке

всего образовательного процесса на принципах субъектности, индивидуальности и личностной увлеченности студентов.

Формирование субъектной позиции обучающихся к учебе и приобретению профессиональных знаний в настоящее время является актуальным и востребованным приоритетом современного высшего образования. При традиционных формах обучения, ориентированных на учебную группу в целом и на некоторую «осредненную» индифферентную личность, всегда случаются ситуации, когда несознательный студент, присутствуя на занятии, отвлекается на посторонние предметы и не включается в учебно-познавательный процесс.

К сожалению, находятся студенты, которые не желают участвовать и в самостоятельной учебной работе. Привыкшие получать из Интернета быстрые ответы и готовую информацию эти студенты недооценивают исключительные возможности, предоставленные такой формой обучения, как КСР под руководством преподавателя. Дальнейшее развитие и совершенствование современного высшего образования состоит в расширении и развитии самостоятельной и творческой работы студентов, в субъектно-деятельностном участии личности в образовании.

ЛИТЕРАТУРА

[1] Давыдов В.В. Виды обобщений. Москва, 1972, с. 347.

[2] Леонтьев А.Н. Психология образа. Вестник МГУ. Сер. 14. Психология, 1979, № 2.

[3] Теоретические основы содержания общего среднего образования. Краев-ский В.В., Лернер И.Я., ред. Москва, Педагогика, 1983, с. 150.

[4] Чертов Ф.Г., Воробьев А.А. Задачник по физике: учеб. пособие для студентов. 5-е изд., перераб. и доп. Москва, Высш. шк., 1988, с. 15.

[5] Акоста В., Кован К., Грэм Б., Основы современной физики. Москва, Просвещение, 1981, с. 227.

[6] Купавцев А.В. Самостоятельная работа под руководством преподавателя как самообучение физике студентов технического университета. Физическое образование в вузах, 2010, т. 16, № 3, с. 40-53.

[7] Купавцев А.В. Интенсивно-деятельностное обучение как основа компе-тентностного подхода к профессиональному образованию в техническом университете. ВестникМГТУ им. Н.Э. Баумана, 2012, № 2, с. 113-120.

[8] Купавцев А.В. Интенсивно-деятельностное обучение физике в образовательных стандартах третьего поколения. Физическое образование в вузах, 2011, т. 17, № 3, с. 104-114.

Статья поступила в редакцию 05.06.2013

Ссылку на эту статью просим оформлять следующим образом: Купавцев А.В. Контролируемая самостоятельная работа студентов: первые итоги и перспектива. Инженерный журнал: наука и инновации, 2013, вып. 8. URL: http://engjournal.ru/catalog/pedagogika/hidden/877.html

Купавцев Анатолий Владимирович - канд. педагог. наук доцент кафедры «Физика» МГТУ им. Н.Э. Баумана. е-mail:avkup@bk.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.