Научная статья на тему 'Контроль знаний будущих учителей технологий при изучении дисциплины «Основы стандартизации и управления качеством»'

Контроль знаний будущих учителей технологий при изучении дисциплины «Основы стандартизации и управления качеством» Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
46
11
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПЕДАГОГИКА ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ / КАЧЕСТВО ОБРАЗОВАНИЯ / КОНТРОЛЬ ЗНАНИЙ / МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ ТЕХНОЛОГИИ / ТЕСТИРОВАНИЕ / УЧИТЕЛЬ ТЕХНОЛОГИИ / МОДЕРНИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Григоряк Оксана Викторовна

Для подготовки учителей технологий читается ряд технических дисциплин, среди которых дисциплина «Основы стандартизации и управления качеством», занимающая значительное место и имеющая большое влияние на качество профессиональной подготовки специалистов. Автор ставит своей целью проанализировать особенности преподавания данной дисциплины.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Григоряк Оксана Викторовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Контроль знаний будущих учителей технологий при изучении дисциплины «Основы стандартизации и управления качеством»»

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. Гребенщиков Г.Ф. Муниципальная система образования и ее информационно-предметная среда. Таганрог: Лукоморье, 2006. 246 с.

2. Воспитательная деятельность педагогического вуза: проблемы и перспективы развития: мат-лы 1 Междунар. науч.-практ. Интернет-конф. (14-29 февраля 2008г) / под ред. Г.Ф. Гребенщикова. Таганрог: Изд-во Таганрог. гос. пед. ин-та, 2008. 168 с.

3. Аксенова Э.А., Вульфсон Б.Л., Гребенщиков Г.Ф., Джуринский А.Н. Теоретические основы педагогических инноваций в зарубежной школе / под ред. проф. Э. А. Аксеновой. М.: ИСМО РАО, 2008. Ч. 2. 204 с.

4. Гребенщиков Г.Ф., Бобырев А.В., Приходько В.Е., Шутова Е.В. Инновационные технологии муниципальной системы общего среднего образования. Таганрог.: Изд-во Таганрог. гос. пед. ин-та, 2008. 248 с.

О.В. Григоряк

КОНТРОЛЬ ЗНАНИЙ БУДУЩИХ УЧИТЕЛЕЙ ТЕХНОЛОГИЙ ПРИ ИЗУЧЕНИИ ДИСЦИПЛИНЫ «ОСНОВЫ СТАНДАРТИЗАЦИИ И УПРАВЛЕНИЯ КАЧЕСТВОМ»

В настоящее время Украина осуществляет модернизацию образовательной деятельности, работает над практическим присоединением к Болонскому процессу. Внедрение в высших учебных заведениях (далее - ВНЗ) страны кредитно-модульной системы организации учебного процесса (далее - КМСОНП) - одно из условий реализации Болонских соглашений [1].

Факультет технологий, инженерной и компьютерной графики Бердянского государственного педагогического университета также является участником педагогического эксперимента. Для подготовки учителей технологий читается ряд технических дисциплин, среди которых дисциплина «Основы стандартизации и управления качеством», занимающая значительное место и имеющая большое влияние на качество профессиональной подготовки специалистов.

Основное назначение дисциплины - ознакомить студентов с категориями и видами стандартов, с научно-методическими и организационными основами стандартизации в стране, а также предоставить знания основных видов соединений, которые используются в машиностроении (гладких цилиндрических, конических, резьбовых, зубчатых, шпоночных, шлицевых); ознакомить с принципами и методами управления качеством продукции. Выбор допусков и посадок для разных соединений в конкретных условиях, методы и средства контроля различных поверхностей, метрологические характеристики основных измерительных инструментов, их настройка и определение погрешности измерений - вопросы, которые также рассматривает данная дисциплина.

Модуль «Основы стандартизации и управления качеством» составляет 108 часов и содержит три кредита. В условиях перехода на обучение по кредитно-модульной системе оценивание знаний студентов по дисциплине осуществляется на основе результатов текущего модульного контроля и итогового модульного контроля.

Текущий модульный контроль, в свою очередь, проводится преподавателем на лабораторных занятиях. Этот вид контроля носит сугубо информационный характер.

После выполнения всех аудиторных занятий по каждому модулю осуществляется итоговый модульный контроль.

Общая итоговая оценка по дисциплине состоит из:

1) баллов, полученных по результатам текущего контроля;

2) баллов, полученных за выполнение заданий (индивидуальные творческие задания, научно-исследовательская деятельность, участие в работе конференций, научные семинары, подготовка научных статей);

3) баллов, полученных за итоговый модульный контроль.

Эффективность контроля зависит от его организации: времени проведения контрольных занятий, их частоты и последовательности; характера и формы самостоятельной работы; использования дидактических и технических средств обучения; сочетания методов контроля и самоконтроля (устная, письменная, графическая, практическая, тестовая, программированная проверка); фиксации и оформления данных контроля процесса обучения [2, 4].

В зависимости от специфики организации контроля познавательной деятельности используются следующие формы контроля: индивидуальная, групповая, фронтальная и самоконтроль.

Индивидуальная форма контроля направлена на конкретную личность, с целью выявить уровень усвоения ею определенных знаний, навыков, умений, профессиональных черт и определить основные направления работы.

Групповая форма контроля используется с целью повторения, коррекции и контроля программного материала, осуществления взаимоконтроля, что создает условия для активизации познавательной деятельности, самообразования, саморазвития личности; развития позитивных межличностных отношений, сотворчества; способствует преодолению коммуникативных барьеров в общении. Разновидностью групповой формы контроля является контроль в парах.

Организация самоконтроля позволяет обнаружить насколько личность может объективно анализировать и оценивать уровень своих собственных знаний, подготовки.

В соответствии с целями контроля для реализации форм контроля используют определенные методы: устный контроль, письменный контроль, графический контроль, практический контроль, тестовый контроль.

Устный контроль осуществляется в виде диалога, с использованием устного вещания. Этот метод содействует развитию умения мыслить, грамотно выражать свои мнения в логической последовательности, развивать культуру устной речи. Однако метод устного контроля имеет свой недостаток: он приводит к неэффективному использованию времени.

Письменный контроль заключается в проведении самостоятельных и контрольных работ с письменными ответами на них. Этот метод способствует повышению самостоятельной познавательной деятельности, формированию культуры письменной речи, эффективности использования учебного времени.

Графический контроль направлен на выявление умений и навыков студента в процессе выполнения разных видов графических работ.

Практический контроль тесно связан с привлечением личности к конкретной практической деятельности, во время которой проверяются умения применять добытые знания на практике.

Тестовый контроль заключается в решении заданий, к которым предложены альтернативные ответы [5, 320]. Необходимо выбрать правильный ответ и объяснить свой выбор. Этот метод дает точную характеристику не только уровня достижений личности, но также выявляет уровень общего развития: умение применять знания в нестандартных ситуациях, находить способ решения задачи, сравнивать правильный и неправильный ответы и другое.

По требованиям Болонских соглашений компьютерное тестирование является наиболее оптимальной формой контроля знаний студентов, которые обучаются по кредитно-модульной системе.

Слово «тест» английского происхождения и означает испытание, проверку.

Тесты - это задания специфической формы, которые позволяют оценить степень овладения студентами учебного материала. Одним из наиболее важных преимуществ тестового контроля считается высокая степень объективности выставления оценок, так как предоставляется возможность точного подсчета правильных и неправильных ответов [3, 149; 4, 65].

Использование тестов в процессе обучения является одним из рациональных дополнений к методам проверки знаний, умений и навыков студентов. Тесты являются также отличным средством индивидуализации обучения, так как учитываются психологические особенности учеников.

Каждый тест имеет структуру. Она состоит из трех компонентов (по М.А. Майорову): инструкции; текста задания (вопроса); правильного ответа.

В зависимости от оформления поля ответов различают три класса тестовых заданий (по Т. Рюттеру):

1) открытые - ответ не дан ни тому, кто тестируется, ни обработчику теста;

2) полузакрытые - ответ известен только обработчику;

3) закрытые - ответ дан и тому, кто тестируется, и обработчику.

Закрытые тестовые задания дают возможность диагностировать состояние развития мышления студентов и имеющиеся знания.

Тестовая проверка знаний, умений и навыков может применяться как на этапе первичного контроля, так и на этапах промежуточного и итогового контроля. Использование ее на промежу-

точном этапе дает возможность выявить пробелы в знаниях субъектов обучения и устранить выявленные недостатки.

Для того чтобы тесты могли выявлять достижение личности в процессе обучения, тест-задания должны конструироваться из тестов разных типов и сложности, максимально охватывать материал теоретического курса, повышать уровень умственно-познавательной деятельности, быть интересным.

Внедрение компьютерных технологий в учебный процесс является общим заданием учебных заведений всех уровней аккредитации. Использование компьютерных технологий повышает продуктивность обучения, позволяет учитывать широкий диапазон индивидуальных особенностей студентов, стимулирует их заинтересованность.

Для разработки компьютерных тестирующих программ по содержательному модулю «Основы стандартизации и управления качеством» нами была использована среда "Mega Test"

Программа "Mega Test" позволяет разрабатывать, редактировать и проводить тесты разных видов. Тесты программы могут содержать неограниченное количество вопросов. Для создания теста в созданном окне шаблона вводится вопрос и варианты ответов, указывается правильный ответ. Программа позволяет сопровождать каждый вопрос рисунком, эскизом или чертежом, устанавливать ограничение во времени при выполнении теста (рис. 1).

Основным условием внедрения электронного тестирования в процесс обучения является -компьютерный класс.

Тестовое задание текущего контроля содержат 5 вопросов из предыдущей темы. В ходе тестирования каждый студент работает над решением поставленных заданий в течение 5-7 минут. По окончанию тестирования компьютер выводит результаты тестирования, что дает возможность каждому студенту сразу узнать полученную оценку. Это побуждает студентов к более детальному и глубокому изучению теоретического материала курса.

Рис.1. Пример заполнения шаблона теста

Итоговый контроль осуществляется по такому же принципу, что и текущий контроль. Отличие заключается в количестве вопросов и ограничении по времени (время одного академического часа). Итоговая контрольная работа имеет три степени сложности. Первая степень - низкий

уровень сложности, содержит 30 заданий репродуктивного характера. По данным схемам, эскизам, обозначениями необходимо выбрать правильный ответ из предложенных.

Второй уровень сложности - состоит из 50 заданий, некоторые из которых предусматривают решение задач с использованием формул и расчетов.

Пример задания:

По заданной схеме полей допусков необходимо определить зазоры или натяги в соединении (см. рис.2).

Рис. 2. Пример вопроса тестового задания

Третий уровень сложности кроме отмеченных 50 заданий содержит открытый тест повышенной сложности.

Например: Посадка выполнена в системе отверстия. Верхнее предельное отклонение вала es = 0,048мм. Допуск вала Td = 0,026мм. Максимальный зазор в соединении Б = 0,008мм. Определить:

предельные отклонения и размеры вала и отверстия, допуск отверстия Ти, допуск посадки ТП.

Приведенное задание на первый взгляд содержит недостаточное количество данных, необходимых для решения. Однако, внимательно прочитав условие, студент может определить еще одну величину, поскольку посадка выполнена в системе отверстия, то нижнее предельное отклонение отверстия Е1=0. Только после этого можно определить все необходимые показатели. Кроме того, задание имеет еще один возможный вариант решения задачи - построение схемы полей допусков со следующим определением заданных параметров посадки.

Если студент успешно решает предложенные тестовые задания, то он получает максимальное количество баллов.

Во время проведения тестового контроля студенты проявляют преимущественно высокий уровень познавательной активности и самостоятельности. Внедрение пакета электронных тестов существенно уменьшает количество времени на проведение и обработку результатов контроля знаний студентов, что, в свою очередь, предоставляет возможность студентам качественнее усвоить теоретический материал.

Компьютеризация процесса обучения, а именно использование компьютерных тестовых заданий позволяет преподавателям уделять больше внимания студентам, которые имеют низкий

уровень усвоения знаний и умений, выявлять на начальных этапах пробелы в понимании основных понятий, своевременно вносить определенные коррективы в процесс обучения.

Осуществление тестового контроля с применением пакета компьютерных тестов в учебном процессе дает реальные возможности в интенсификации процесса контроля знаний студентов в условиях кредитно-модульной системы обучения.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. http://www.zerkalo-nedeli.com Болонский процесс: сближение, а не унификация. - Василий Кремень. Статья из архива. 48 (473).

2. Охитина Л.Т. Психологические основы урока. В помощь учителю. М.: Просвещение, 1977.

3. Психология: учебник / Ю.Л. Трофимов, В.В. Рыбалка, П.А Гончарук и др. / под. ред. Ю.Л. Трофимова. Киев: Лыбидь, 1999.

4. Фицула М.М. Педагогика: учеб. пособие для студентов вузов. Киев: Видавничий центр «Академiя», 2001. 528с.

5. Харламов И.Ф. Педагогика: учеб. пособие. М.: Юристъ, 1997.

О.И. Гуренко

ПОЛИКУЛЬТУРНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ В ПОЛИЭТНИЧЕСКОМ СОЦИУМЕ

В последнее время приобрело особую актуальность отражение поликультурных аспектов в школьной и вузовской аудитории, особенно в полиэтнических регионах. Постепенно в педагогике сформировалось такое направление, как поликультурное образование.

Важной предпосылкой поликультурного образования является становление и развитие в Украине гражданского демократического общества, в котором усиливается борьба с шовинизмом, расизмом, этническим эгоизмом, и в то же время проявляется открытость по отношению к другим странам, народам и культурам, осуществляется воспитание в духе мира и взаимопонимания.

Следует отметить, что социально-политической детерминантой развития поликультурного образования является интенсивное развитие интеграционных процессов как важной составляющей развития современного мира, а также стремление Украины и других стран интегрироваться в мировое и европейское социально-культурное и образовательное пространство, сохранив при этом национальное своеобразие.

Мировая педагогическая мысль в ответ на возникновение новых социокультурных реалий: глобализацию и интернационализацию мира, процессы этнокультурного самоопределения, проблемы мультикультурного общества и миграции - разрабатывает соответствующую образовательную стратегию, что отражено в документах ООН, ЮНЕСКО, Совета Европы, Европейского союза. Среди них Декларация принципов толерантности, Международный пакт о гражданских и политических правах, Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах, Международная конвенция о ликвидации всех форм расовой дискриминации, Конвенция о предупреждении преступлений геноцида и наказание за них, Конвенция о правах ребенка, Конвенция 1951 г. о статусе беженцев, Конвенция о ликвидации всех форм дискриминации относительно женщин, Декларация о ликвидации всех форм нетерпимости и дискриминации на основе религии и убеждений, Декларация о правах людей, которые принадлежат к национальным или этническим, религиозным или языковым меньшинствам, Декларация о мероприятиях по ликвидации международного терроризма, Декларация ЮНЕСКО о расах и расовых предрассудках, Конвенция и Рекомендация ЮНЕСКО о борьбе с дискриминацией в сфере образования, Конвенция о защите прав человека и основных свобод (Европейская конвенция по правам человека), Венская декларация, Европейская молодежная кампания по борьбе с расизмом, антисемитизмом, ксенофобией и нетерпимостью «Все разные, все равны», Рамковая конвенция о защите национальных меньшинств, Акция «Европа - это больше, чем тебе кажется», «Образование в Европе: различные системы обучения -общие задачи до 2010 года», Афинская декларация «Межкультурное образование: управление разнородностью, укрепление демократии» и другие. Однако наиболее полно данная проблема рассматривается в зарубежных концепциях мультикультурного образования (Д. Бэнкс и др.), меж-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.