Научная статья на тему 'Контроль за трансфертным ценообразованием - фактор конкурентоспособности налоговой системы государства'

Контроль за трансфертным ценообразованием - фактор конкурентоспособности налоговой системы государства Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
105
120
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Финансы и кредит
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ТРАНСФЕРТНОЕ ЦЕНООБРАЗОВАНИЕ / КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ / НАЛОГОВАЯ СИСТЕМА / МЕТОДЫ ЦЕНООБРАЗОВАНИЯ / КОНКУРЕНЦИЯ / СПЕЦИАЛЬНЫЕ ПРАВИЛА / ПРОТИВОДЕЙСТВИЕ ИЗБЕЖАНИЮ НАЛОГОВ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Кизимов А.С., Голишевский В.И., Хорохорин М.С.

В статье рассматриваются основные принципы налогового регулирования трансфертного ценообразования, выработанные международной практикой. Как показывает мировой опыт, построение эффективных регулятивных правил является одним из ключевых факторов конкурентоспособности налоговых систем государств.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Контроль за трансфертным ценообразованием - фактор конкурентоспособности налоговой системы государства»

Налогообложение

УДК 336.717

контроль

за трансфертным ценообразованием -фактор конкурентоспособности налоговой системы государства

А. С. КИЗИМОВ, кандидат экономических наук, начальник сводно-аналитического отдела Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Е-mail: p1509_ka@minfin.ru Министерство финансов РФ

В. И. ГОЛИШЕВСКИЙ, заместитель начальника отдела анализа международного опыта налогового администрирования Аналитического управления Е-mail: mns10104@nalog.ru Федеральная налоговая служба

М. С. ХОРОХОРИН, исполняющий обязанности заместителя руководителя Е-mail: mikstalker@mail.ru Управление ФНС России по Тамбовской области

В статье рассматриваются основные принципы налогового регулирования трансфертного ценообразования, выработанные международной практикой. Как показывает мировой опыт, построение эффективных регулятивных правил является одним из ключевых факторов конкурентоспособности налоговых систем государств.

Ключевые слова: трансфертное ценообразование, конкурентоспособность, налоговая система, методы ценообразования, конкуренция, специальные правила, противодействие избежанию налогов.

Глобализация мировой экономики, результатом которой стал свободный перелив финансовых ресурсов, привела к резкому росту за последние три десятилетия количества и экономической мощи транснациональных вертикально интегрированных компаний. Подобные структурные сдвиги в мировой экономике диктуют новые требования к формированию налоговых систем государств, а перед компаниями открываются широкие возможности по оптимизации налогообложения.

Структура налоговых систем большинства стран мира в значительной степени базируется на налогообложении финансового результата компаний. Величина прибыли влияет на размер налоговой базы по налогу на прибыль корпораций, налогу на добавленную стоимость, налогу на прирост капитала. В свою очередь прибыль формируется исходя из величины полученных доходов компании и объема произведенных расходов. При этом цены, по которым заключаются сделки, являются ключевым фактором, влияющим на размер доходов и расходов. Поэтому ценообразование дает широкие возможности для распределения прибыли между зависимыми организациями, и, естественно, такое распределение осуществляется в порядке, наиболее выгодном в целом для холдинга. Для подобной системы установления цен в международной практике принят термин «трансфертное ценообразование».

Следует отметить, что манипулирование ценами во внутрихолдинговых операциях приводит не только к перераспределению прибыли между зависимыми компаниями, но и к перемещению налоговых баз между странами. Когда эти организации находятся в разных странах, рост налоговой базы в одной стране ведет к пропорциональному сокращению базы в другой. Как результат между государствами возникает «налоговая конкуренция».

Мировой финансово-экономический кризис привел к росту дефицита бюджетов государств. В поисках дополнительных доходов правительства предпринимают усилия по изысканию резервов в системе налогового администрирования. Одним из основных направлений являются вопросы трансфертного образования. В качестве индикатора высокой актуальности данной проблематики выступает рост численности персонала налоговых органов, занятых вопросами контроля за трансфертными ценами, на фоне общего снижения штатов налоговых органов.

Для защиты национальной налоговой базы ведущие страны мира создают правовые нормы, позволяющие пересматривать последствия заключаемых налогоплательщиками сделок исходя из приоритета экономического содержания над формой. В большинстве развитых стран возможности получения необоснованной налоговой выгоды пресекаются с помощью законодательных норм или судебной практики. При этом выделяют Общие правила противодействия избежанию налогов (GAAR - general anti-avoidance rules), к которым в

российской практике можно отнести постановление Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 12.10.2006 № 53 и специфические правила, включающие, в том числе, принципы налогообложения при трансфертном ценообразовании.

Анализ показывает, что, несмотря на определенные специфические черты, присущие антитрансфертному законодательству отдельных государств, в его основу практически повсеместно положено Руководство по трансфертному ценообразованию для транснациональных компаний и налоговых ведомств, принятое Комитетом по налоговым вопросам Организации по экономическому сотрудничеству и развитию (далее - Руководство ОЭСР) 25.06.1995.

Цель Руководства ОЭСР заключается в раскрытии единых правил трансфертного ценообразования, соблюдение которых позволит избежать двойного налогообложения и снизить вероятность споров между налоговыми органами разных государств. В конечном итоге понимание и соблюдение «правил игры» позволит компаниям долгосрочно планировать свою деятельность на рынках различных государств с минимальными налоговыми рисками.

В настоящее время в России налоговое регулирование трансфертных цен осуществляется в соответствии со ст. 20 «Взаимозависимые лица» и 40 «Принципы определения цены товаров, работ или услуг для целей налогообложения» Налогового кодекса РФ. Следует признать, что положения этих статей практически не работают: об этом свидетельствуют результаты контрольных мероприятий и арбитражная практика.

Для решения данной проблемы Правительством РФ в Государственную Думу Российской Федерации внесен законопроект № 305289-5, направленный на совершенствование принципов определения цен для целей налогообложения (далее - законопроект). Данный законопроект принят 19.02.2010 в первом чтении.

За время, прошедшее с принятия законопроекта в первом чтении, Минфином России совместно с ФНС России и Комитетом Государственной Думы РФ по бюджету и налогам была проведена дискуссия по поводу его основных положений с участием представителей российского и международного бизнес-сообщества, экспертных и консультационных организаций, зарубежных налоговых и финансовых органов, а также международных финансовых организаций. По результатам обсуж-

дения был высказан ряд замечаний и предложений, направленных, с одной стороны, на повышение эффективности налогового контроля, снижение возможностей для уклонения от налогообложения, а с другой - на снижение издержек по исполнению налогового законодательства для добросовестных налогоплательщиков.

Нормы, заложенные в законопроекте, во многом соответствуют подходам, изложенным в Руководстве ОЭСР, являющимся в определенной степени стандартом для регулирования трансфертного ценообразования. Рассмотрим основные положения данного руководства.

Принцип «вытянутойруки». В основе контроля за трансфертным ценообразованием в международной практике лежит так называемый принцип «вытянутой руки» (arm's length principle). Изначально он был установлен в ст. 9 Модельной конвенции ОЭСР в отношении налогов на доходы и капитал (далее -Модельная конвенция ОЭСР). Принцип гласит: когда условия сделки между двумя предприятиями в их финансово-хозяйственной деятельности отличаются от условий таких же сделок, которые могли быть совершены независимыми предприятиями, то любая прибыль, которая могла быть получена одним из предприятий, но не была получена вследствие условий сделки, может быть включена в прибыль этого предприятия и, соответственно, подвержена налогообложению. В российской практике принят более простой термин «рыночная цена».

Чтобы определить рыночную цену, необходимо решить, какие сделки брать в расчет и какие учитывать обстоятельства. Для этого следует провести анализ сопоставимости сделок и компаний.

При оценке сопоставимости сделок используются следующие аналитические методы:

- характеристика товаров (работ, услуг), являющихся предметом сделки;

- функциональный анализ;

- анализ контрактных условий;

- анализ экономических обстоятельств деятельности;

- оценка бизнес-стратегии.

Рассмотрим их подробнее.

Характеристика товаров (работ, услуг), являющихся предметом сделки. Определение характерных свойств предмета контролируемой сделки направлено на выявление тех признаков, которые позволяют сопоставить его с аналогичными предметами неконтролируемых сделок.

Функциональный анализ. Данный этап является самым важным и наиболее трудоемким при проведении анализа сопоставимостей. Он направлен на идентификацию экономически существенных действий и принятых обязательств зависимых и независимых организаций, выявление характера взаимоотношений между зависимыми компаниями. На основе данной информации дается оценка справедливости компенсации по предмету сделки, принимается решение о выборе метода определения трансфертных цен.

Анализ контрактных условий. При сделках, отвечающих рыночным принципам, контрактные условия прямо или косвенно характеризуют степень распределения между сторонами сделки ответственности, рисков и экономической выгоды. В то же время на практике нередки ситуации, когда стороны по сделке выполняют функции, не прописанные в заключенном между ними контракте. В таком случае деловые взаимоотношения между сторонами должны отвечать экономическим принципам, на которых строятся отношения между независимыми организациями.

Сотрудничество независимых организаций основывается на принципе «расхождения интересов», что в рамках рыночной экономики гарантирует стремление сторон держать друг друга в рамках заключенного контракта (т. е. правового поля) для максимального снижения рисков. В случае же обоюдной заинтересованности сторон или невозможности исполнения договора одной из сторон предусматривается возможность его пересмотра.

Для взаимозависимых (ассоциированных) организаций принцип «расхождения интересов» может не соблюдаться. Поэтому важно установить, какая из сторон выполняет (не выполняет) условия договора и какие его условия являются мнимыми. Дальнейший анализ направлен на выявление реальных условий осуществления сделки, в том числе анализ корреспонденции между участниками сделки, определение иных связей, в том числе с использованием информации, полученной от третьих лиц.

Анализ экономических обстоятельств деятельности. Уровни рыночных цен, на основании которых осуществляются сделки между независимыми организациями, могут значительно расходиться на разных рынках, даже если речь идет об идентичных товарах (работах, услугах). Поэтому для достижения наибольшей сопоставимости должны быть сравнимы рынки, на которых ведут свою деятельность как

независимые, так и взаимозависимые организации. Если же сравнить рынки не представляется возможным, возникает необходимость в соответствующих корректировках к цене сделки.

Оценка бизнес-стратегии. Среди факторов, определяющих сопоставимость сделок и организаций для целей трансфертного ценообразования, необходимо учитывать и бизнес-стратегию компании, что подразумевает учет множества аспектов ее деятельности.

Так, начало нового бизнеса, внедрение инноваций и разработка новой продукции, продвижение товаров на новый рынок или увеличение доли на старом рынке способствуют повышенным издержкам и принятию дополнительных рисков на первоначальном этапе, что может привести к получению убытков.

В целом по итогам анализа сопоставимостей налоговые органы и налогоплательщик формируют досье, в котором отражается характеристика контролируемой сделки и осуществляющих ее компаний. Далее в зависимости от доступности необходимой информации о сопоставимых сделках и/или компаниях принимается решение о том, каким методом определения трансфертных цен может быть рассчитана рыночная цена сделки или рентабельность сопоставимых по характеру деятельности, выполняемым функциям и принимаемым рискам компаниям.

В международной практике выработаны методы определения соответствия цен сделок рыночному уровню, которые подразделяются на традиционные и методы, основанные на анализе прибыльности сделок.

К традиционным методам относятся:

1) метод сопоставимой неконтролируемой цены (Comparable Uncontrolled Price Method - CUP);

2) метод цены последующей реализации (Resale Price Method);

3) затратный метод (Cost-Plus Method).

В отличие от рекомендаций ОЭСР в действующей редакции Налогового кодекса РФ предусмотрены строгая иерархия методов и отсутствие возможности использования других методов, в частности основанных на анализе прибыльности сделок. К этой категории методов ОЭСР относит метод чистой прибыльности по сделке1 (Transactional Net Margin

'В последнем законопроекте, опубликованном на официальном вебсайте Минфина России, указанный метод называется «метод сопоставимой рентабельности».

Method - TNMM) и метод распределения прибыли (Profit Split Method).

Необходимо отметить, что только в последней редакции Руководства ОЭСР от июля 2010 г. был введено правило, согласно которому выбран должен быть метод «наиболее соответствующий обстоятельствам дела». Данное правило устраняет приоритет использования традиционных методов определения трансфертных цен над методами, основанными на прибыльности сделок.

При выборе метода определения трансфертных цен налогоплательщики и налоговые органы должны исходить из относительных преимуществ и недостатков каждого метода, уместности рассматриваемого метода с учетом сущности контролируемой сделки (устанавливается в рамках анализа сопоставимостей) и доступности достаточно надежной информации по сопоставимым сделкам и компаниям.

Рассмотрим подробнее методы определения трансфертных цен, предлагаемые ОЭСР.

Метод сопоставимой неконтролируемой цены (метод CUP) считается наиболее точным для определения рыночной цены сделки. Он применяется в случае, если сделки между независимыми и зависимыми организациями признаются сопоставимыми. В соответствии с Руководством ОЭСР сделка признается сопоставимой, если:

а) различия между сделками и организациями не влияют на рыночную цену;

б) для устранения небольших различий могут быть применены соответствующие корректировки.

На практике (это подтверждает как российский, так и международный опыт) крайне сложно найти достаточно надежные «внешние сопоставимости», т. е. сопоставимые сделки между независимыми компаниями, различия которых с контролируемой сделкой между взаимозависимыми компаниями не оказывали бы существенного влияния при определении рыночной цены.

Поэтому в реальности с высокой степенью достоверности метод CUP может использоваться только в относительно простых случаях:

- когда есть возможность использовать так называемые «внутренние сопоставимости»;

- когда предметом контролируемой сделки являются сырьевые товары, сельскохозяйственная продукция, основная химическая продукция, финансовые продукты (например процентные ставки).

Рис. 1. Схема использования затратного метода

В первом случае под «внутренними сопоста-вимостями» понимаются сделки рассматриваемой компании, когда один и тот же предмет сделки (товары, работы, услуги) реализуется не только зависимым, но и независимым контрагентам на сопоставимых условиях.

В другом случае предметом сделки являются товары, в отношении которых могут использоваться надежные источники информации, например такие как биржевые котировки на товары, индикативные процентные ставки (MOSPRIME, MOSIBOR)2.

Нельзя не отметить, что сопоставить сделки между зависимыми и независимыми организациями так, чтобы не возникло отклонений, оказывающих значительное влияние на цену, крайне сложно. Поэтому на практике в большинстве случаев применяются другие методы.

Если по итогам функционального анализа удается установить, что стороны осуществляют «рутинные» функции, то рекомендуется использовать затратный метод или метод цены последующей реализации (в зависимости от выбора стороны рассматриваемой сделки, т. е. продавца или покупателя).

Если объектом анализа является производитель, то применяется затратный метод. Его проще всего использовать для определения трансфертных цен по контролируемым сделкам при производстве (сборке) полуфабрикатов или оказании услуг, в том числе НИОКР (рис. 1).

Рыночная цена складывается из затрат на производство продукции или оказание услуг контролируемой стороной и надбавки валовой прибыли3,

2Две основные российские межбанковские процентные ставки, по которым российские банки готовы предоставлять срочные межбанковские кредиты в рублях.

'Показатель «валовая прибыль» (gross profit), или, как его еще называют, «маржинальная прибыль», представляет собой разность между выручкой от реализации и переменными расходами. Данный показатель пришел из западного учета и имеет

характерной для сопоставимых компаний в данной сфере деятельности. Таким образом, первоначальной целью анализа является расчет надбавки валовой прибыли по сделкам между независимыми организациями. Затем на основании данных о себестоимости производства продукции и рассчитанной надбавки валовой прибыли определяется рыночная цена по сделке между зависимыми компаниями.

Основной трудностью при применении затратного метода является то, что не всегда удается достаточно корректно определить прямые затраты и косвенные издержки компании-производителя, а также сопоставить применяемые методы бухгалтерского учета с независимыми компаниями. Для устранения подобных расхождений потребуется применение корректировок, что на практике может являться труднореализуемым ввиду отсутствия соответствующей информации.

Поэтому Руководство ОЭСР указывает, что для достижения сопоставимости в некоторых случаях необходимо принимать во внимание операционные расходы, которые несет рассматриваемое предприятие и, следовательно, использовать вместо валовой прибыли операционную (т. е. до уплаты процентов и налогов). Но это уже другой метод.

Метод цены последующей реализации используется в том случае, если объектом анализа является компания-перепродавец (дистрибьютор). Этот метод проще всего применять в том случае, если перепродавец не добавляет существенной стоимости к продукции (рис. 2).

При использовании данного метода анализ направлен на установление рыночного уровня валовой рентабельности (profit margin) при перепродаже продукции независимым дистрибьютором какому-либо клиенту. В дальнейшем, зная цену, по которой рассматриваемая компания-дистрибьютор перепродает продукцию, приобретенную у материнской компании, своим клиентам, и рассчитанный уровень валовой рентабельности, определяется уровень трансфертной цены.

важное значение в системе директ-костинга. С точки зрения экономики в эффективно работающей коммерческой организации валовая прибыль не должна быть меньше постоянных расходов производственного назначения.

В отличие от метода CUP при использовании метода цены последующей реализации предъявляются менее жесткие требования к сопоставимости предмета сделки, поскольку акцент делается на анализе валовой рентабельности компаний, выполняющих сопоставимые функции и, следовательно, принимающих сопоставимые коммерческие риски.

Сложности при применении метода цены последующей реализации возникают в том случае, если перепродавец:

- использует довольно ценные, а возможно, и уникальные нематериальные активы;

- имеет эксклюзивную лицензию;

- участвует в развитии и продвижении торговой марки;

- добавляет значительную стоимость к продукции.

Поэтому на практике данный метод наилучшим образом может применяться в отношении компаний, занимающихся перепродажей продукции независимой компании, но не добавляющих значительной стоимости к реализуемой продукции, так как это может значительно влиять на стоимость конечной продукции компании (и на уровень валовой рентабельности) вне зависимости от цены приобретенных товаров (работ, услуг).

Следует отметить, что метод цены последующей реализации, установленный ст. 40 Налогового кодекса РФ, отличается от рекомендаций ОЭСР, так как при анализе используется уровень не валовой рентабельности, а «обычной для данной сферы деятельности прибыли» стороны сделки, занятой последующей реализацией товара.

Статья 40 Налогового кодекса РФ не содержит пояснений относительно того, что понимается под «обычной прибылью». С экономической точки зрения для целей использования метода цены последующей реализации может использоваться показатель операционной рентабельности (рентабельность продаж). В отличие от валовой прибыли, операционная рентабельность определяет уровень прибыльности компании-перепродавца исходя из прибыли, остающейся в распоряжении компании после покрытия расходов не только на приобрете-

Рис. 2. Схема использования метода цены последующей реализации

ние реализуемой продукции, но и коммерческих и управленческих расходов.

Поэтому российский аналог метода цены последующей реализации в соответствии с международными стандартами скорее относится к методу, основанному на прибыльности сделок.

Традиционные методы определения трансфертных цен имеют один существенный недостаток: для их применения требуется наличие качественных независимых сопоставимостей (сделок, компаний). В случае если найти такие сопоставимые сделки и компании не удается, руководство ОЭСР рекомендует использовать методы, основанные на прибыльности сделок.

При использовании метода чистой прибыльности анализируются показатели рентабельности, рассчитываемые как чистая прибыль (net profit), взвешенная относительно соответствующей базы (активы, выручка, затраты), характеризующей уровень вознаграждения, которое налогоплательщик получает от соответствующей контролируемой сделки.

Фактически в руководстве ОЭСР подразумевается использование операционной прибыли, поскольку такие статьи расходов, как процентные расходы и налоги на доход, исключаются из определения показателя чистой прибыли (net profit indicators).

Использование данного метода необходимо осуществлять в порядке, аналогичном порядку применения затратного метода или метода цены последующей реализации. Это означает, что сначала показатель рентабельности должен рассчитываться по «внутренним сопоставимостям», а если это невозможно - то по «внешним сопоставимостям».

Одной из сильных сторон метода чистой прибыльности является тот факт, что используемые показатели рентабельности на основе операционной прибыли менее чувствительны к различиям:

- в сопоставляемых сделках, чем цена, используемая при методе CUP;

- в функциях сторон контролируемой и неконтролируемой сделок, чем валовая рентабельность.

Руководство ОЭСР не определяет для целей использования метода чистой прибыльности какой-либо один универсальный показатель рентабельности, так как для значений и тенденций показателей рентабельности характерна отраслевая специфика.

Выбор показателя рентабельности зависит от ряда факторов:

- от вида деятельности рассматриваемой стороны;

- надежности и доступности данных о сопоставимых по функциям независимых компаний;

- от того, насколько тот или иной показатель способен объективно отразить уровень вознаграждения компании по контролируемой сделке.

Как показывает международная практика, именно метод чистой прибыльности является практическим решением в случаях, когда есть существенные различия между контролируемыми сделками и сделками между независимыми компаниями.

В случае если на цену сделки влияют какие-либо уникальные нематериальные активы (НИОКР, ноу-хау, эксклюзивные патенты), стороны сделки несут значительные риски (в особенности инвестиционные) или деятельность сторон сильно взаимосвязана и результаты этой деятельности не могут быть оценены по отдельности, рекомендуется использовать методраспределения прибыли по сделке.

Согласно этому методу прибыль или убыток, полученные взаимозависимыми компаниями от контролируемой сделки, распределяются между этими компаниями в соответствии с их вкладом в эту «совместную прибыль» (combined profit).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Существуют две разновидности указанного метода:

- анализ участия (contribution analysis);

- остаточный анализ (residual analysis).

Анализ участия предусматривает распределение прибыли по контролируемой сделке на основании объема функций, выполняемых каждой стороной, исходя из соответствующих данных о независимых компаниях.

Проведение анализа участия включает в себя следующие действия:

- рассчитывается объединенная чистая прибыль;

- проводится анализ функций, выполняемых каждой из сторон сделки;

- определяется относительная (добавленная) стоимость;

- исследуются имеющиеся в распоряжении налоговых органов и налогоплательщика внешние данные о независимых компаниях;

- устанавливается процент распределения прибыли.

В свою очередь остаточный анализ состоит из двух этапов.

В ходе первого этапа, используя прочие методы определения трансфертных цен, производится отнесение прибыли на каждую «обычную» функцию, осуществляемую в каждой взаимозависимой компании. Например, сбытовая функция - метод цены последующей реализации, производственная функция - затратный метод

На втором этапе остаточная нераспределенная прибыль распределяется между сторонами сделки согласно анализу участия.

Следует отметить, что подобный подход к определению трансфертных цен является абсолютно новым для практики налоговых органов Российской Федерации, поскольку действующее налоговое законодательство РФ не содержит положений, позволяющих использовать диапазон рыночных цен или показателей рентабельности.

Итак, были рассмотрены основные подходы, выработанные международной практикой для регулирования вопросов налогообложения при трансфертном ценообразовании. Данные подходы базируются на достаточно глубоком экономическом и финансовом анализе деятельности хозяйствующих субъектов. Они весьма непривычны для российской налоговой практики, но без них невозможно выстроить конкурентоспособную налоговую систему, базирующуюся на эффективном налоговом контроле, задачей которого является борьба с уклонением от уплаты налогов и предотвращение неправомерного перемещения налоговой базы за пределы территории Российской Федерации. Как показывает опыт зарубежных государств, настройка системы «с нуля» занимает до пяти лет. Это период, который позволяет понять и принять новые «правила игры» субъектам налоговых правоотношений: налогоплательщикам, налоговым и судебным органам.

Подготовленный ко второму чтению Государственной Думой РФ законопроект отражает основные принципы, наработанные международ-

ной практикой. Введение в действие новых правил 2. регулирования трансфертного ценообразования, на взгляд авторов, способно дать толчок для развития в России более качественной и эффективной налоговой системы, учитывающей интересы налогоплательщиков и обеспечивающей надлежащий уровень налоговой дисциплины.

3.

Список литературы

1. Налоговый кодекс Российской Федерации (часть 4. первая): Федеральный закон от 31.07.1998 № 146-ФЗ.

О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации в связи с совершенствованием принципов определения цен для целей налогообложения: проект Федерального закона № 305289-5. URL: http://www1.minfin.ru/ru/legislation/projorders/ index. php?id4=12623.

Модельная налоговая конвенция ОЭСР на доход и капитал 2010. ISBN 978-92-64-08948-8. Париж: ОЭСР. 2010.

Руководство ОЭСР по трансфертному ценообразованию для транснациональных компаний и налоговых администраций 2010. ISBN 97892-64-09033-0. Париж: ОЭСР. 2010.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.