Научная статья на тему 'Контроль за пестицидами необходимо вернуть Россельхознадзору'

Контроль за пестицидами необходимо вернуть Россельхознадзору Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
926
108
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Контроль за пестицидами необходимо вернуть Россельхознадзору»

Контроль за пестицидами необходимо вернуть Россельхознадзору

У.Ш. МАГОМЕДОВ, директор ФГБУ «ВНИИКР» М.Ю.ГНИНЕНКО, заместитель начальника Управления фитосанитарного надзора и качества зерна Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору Л.И. БАРАНОВА, главный юрисконсульт ФГБУ«ВНИИКР» О.Н. ДРЕНОВА, начальник отдела по международным связям и вопросам ВТО e-mail: vniikr@mail.ru

Известно, что от грамотного применения пестицидов и агрохимика-тов зависит не только величина сохраненного урожая, но и его безопасность для здоровья человека, животных, чистота окружающей нас среды. Это записано, в частности, и в «Доктрине продовольственной безопасности Российской Федерации», утвержденной Указом Президента РФ от 30.01 2010 № 120. Важнейшим условием продовольственной безопасности является контроль и надзор за теми видами деятельности, которые связаны с производством и применением пестицидов и агрохимикатов, в частности, появлением на рынке и использованием контрафактных и фальсифицированных препаратов.

До 1 августа 2011 г контроль в сфере безопасного обращения с пестицидами и агрохимикатами в стране осуществляла Федеральная служба по ветеринарному и фитосанитарному надзору. Однако после вступления в силу изменений в Федеральный закон от 19.07.1997 № 109-ФЗ (ред. от 19.07.2011) «О безопасном обращении с пестицидами и агрохимикатами» Россельхозцентр практически утратил основную часть контрольно-надзорных функций в этой сфере.

Статьей 15 указанного Закона установлено, что в настоящее время государственный надзор в области безопасного обращения с пестицидами и агрохимикатами осуществляется уполномоченными федеральными органами исполнительной власти при осуществлении ими федерального государственного санитарно-эпидемиологического надзора, государственного экологического надзора, государственного ветеринарного надзора согласно их компетенции в соответствии с законодательством Российской Федерации. Иначе говоря, контрольно-надзорные полномочия разделены между Федеральной службой по надзору в сфере природопользования, Россельхознадзо-ром и Федеральной службой по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека.

Данное разграничение осуществлено в силу требований пункта 10 ст. 3 Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ (ред. от 23.06.2014) «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля», устанавливающего, что одним из принципов защиты прав юридических лиц, индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) является разграничение полномочий федеральных органов исполнительной власти в соответствующих сферах деятельности.

Получилось так, что Россельхоз-надзор лишен права надзора за соблюдением правил и норм при хранении и реализации пестицидов и агрохимикатов, контроля за их применением, надзора за пресечением применения контрафактных, фальсифицированных, запрещенных к применению, не имеющих государ-

ственной регистрации, пришедших в негодность пестицидов и агрохимикатов, контроля ввозимых натерриторию Российской Федерации пестицидов и агрохимикатов и контроля за безопасностью пищевой продукции растительного происхождения (в части содержания пестицидов, нитратов и нитритов) и т.д.

За Россельхознадзором сохранено право надзора за оборотом пестицидов и агрохимикатов только в рамках ветеринарного надзора, что относится к кормам, продукции животного происхождения,к использованию пестицидов для защиты животных в животноводческих помещениях и от внешних паразитов животных.

На практике формальное следование требованиям закона привело к негативным последствиям.

Границы разделения контрольно-надзорных функций по подвидам между федеральными органами исполнительной власти, осуществляющими контрольно-надзорные функции, в законодательстве четко не разделены. Это приводит к тому, что в некоторых случаях контроль просто отсутствует.

Об этом, например, сигнализируют производители из Забайкальского края. Значительная часть сельхозугодий края арендуется фермерами из КНР. Ранее в рамках контрольно-надзорных мероприятий Россельхознадзор имел возможность осуществления документарных и выездных проверок деятельности указанных предпринимателей и выявлял контрафактные и фальсифицированные препараты главным образом китайского производства, которые незаконным путем пересекали границу и использовались китайскими фермерами при выращивании сельхозпродукции на территории Российской Федерации без всяких научно обоснованных норм и дозировок. Многие из этих препаратов были запрещены к использованию на территории России. К тому же, зачастую такие препараты хранились на открытом воздухе либо в подтопляемых непроветриваемых помещени-

ях, вместе с сельхозпродукцией.

Ныне возможности предотвращения этих нарушений ограничены, и от применения своевременно не выявленных контрафактных и фальсифицированных препаратов страдает безопасность продукции,несут убытки законопослушные производители средств защиты растений, зарегистрированных на территории России в установленном порядке, бросается тень на эффективность и безопасность всего комплекса химической защиты растений от вредных организмов. Сложился прецедент, когда от функций контроля за безопасным обращением пестицидов и агрохимикатов освобожден федеральный орган исполнительной власти, ответственный за соблюдение законов в области сельского хозяйства.

В мировой практике это - едва ли не единственное исключение. В Республике Казахстан, например, контроль за использованием пестицидов и агрохимикатов осуществляет Комитет государственной инспекции в агропромышленном комплексе Министерства сельского хозяйства Республики Казахстан, в Республике Беларусь - Главная государственная инспекция по семеноводству, карантину и защите растений, в Аргентине -национальная служба здоровья животных и качества сельскохозяйственной продукции Аргентинской Республики (SENASA), в Чили - национальная служба по сельскому хозяйству и животноводству Республики Чили (SAG). Функционирует система контроля, управляемая генеральным директоратом по здравоохранению и защите потребителей Европейской комиссии, и в Европейском союзе.

Отсутствие полноценной системы контроля за безопасностью обращения пестицидов - это не только угроза безопасности и здоровью населения страны, но и нарушение некоторых базовых принципов ВТО (эквивалентность, транспарентность, научная обоснованность), помеха в развитии международной торговли.

Оптимальным вариантом решения возникшей проблемы было бы наде-

ление Россельхознадзора функциями по контролю и надзору в сфере безопасного обращения с пестицидами и агрохимикатами в полном объеме, что исключило бы возможность распыления ответственности между различными федеральными органами исполнительной власти.

Для исполнения данных полномочий Россельхознадзор обладает необходимыми кадровыми и материально-техническими ресурсами. На всей территории Российской Федерации создана сеть специальныхлабораторий (центров), располагающих и высококвалифицированными специалистами, и современным оборудованием для исследований пестицидов, агрохимикатов и продукции растительного происхождения на показатели ее безопасности. Однако в связи с изменениями в федеральном законодательстве значительная часть их аналитических возможностей не используется. Потеря квалифицированных специалистов может стать невосполнимой. Воз-

вращение Россельхознадзору его полномочий в сфере контроля за регистрацией и использованием пестицидов и агрохимикатов укрепит общегосударственную систему обеспечения химической и продовольственной безопасности страны, не допустит производства и поставок опасной для здоровья человека пищевой продукции, пресечет оборот фальсифицированных, пришедших в негодность или запрещенных к применению препаратов. В настоящее время в Государственной Думе находится законопроект № 583686-6 «О внесении изменений в статью 15 Федерального закона «О безопасном обращении с пестицидами и агрохимикатами», внесенный Законодательным собранием Приморского края. Этот законопроект поддержан Комитетом Госдумы по аграрным вопросам. Принятие изменений в статью 15 Федерального закона позволит осуществлять контроль за оборотом и применением средств защиты растений в полном объеме.

По материалам сайта ФГБУ «ВНИИКР»

Визит китайских специалистов во ВНИИКР

27 ноября - 4 декабря группа специалистов из Китайской Народной Республики посетила Всероссийский центр карантина растений с целью обмена опытом и обсуждения дальнейших планов по реализации Соглашения о сотрудничестве между ФГБУ «ВНИИКР» и организацией «Харбин-Ханонг-Техно-логия» в части, касающейся проведения мониторинга карантинных вредителей с использованием феромонов, синтезированных во ВНИИКР.

Китайские специалисты ознакомились с основными направлениями деятельности Всероссийского центра карантина растений, посетили испытательно-экспертный центр, научно-экспериментальный отдел, энтомологический музей, с особым интересом вникали в деятельность отдела синтеза и применения феромонов.

Китайские коллеги рассказали об испытаниях феромонов, проведенных в их стране в 2014 г. Результаты этих испытаний показали, что в ряде случаев феромоны синтеза ФГБУ «ВНИИКР» были эффективнее феромонов, произведенных в других странах.

Было принято совместное решение о коммерческих поставках ряда феромонов синтеза ФГБУ «ВНИИКР» в КНР в 2015 г. Кроме того, был согласован список новых феромонов, синтезируемых во ВНИИКР, для испытания в КНР в 2015 г.

Также была достигнута договоренность о посреднической помощи организации «Харбин-Ханонг-Технология» в научно-техническом и информационном сотрудничестве между ФГБУ «ВНИИКР» и Институтом карантина растений КНР.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.