ИВАНОВ в.ю.
контроль в системе управления молодежной
занятостью в регионе
Реформирование народного хозяйства России поставило новые для отечественной экономики проблемы, среди которых важнейшей является задача управления формирующимся молодежным рынком труда. Формирование молодежного рынка труда осуществляется в сравнительно более сложных условиях, вызванных следующими причинами:
- отсутствие, как правило, достаточного практического опыта и начального капитала у исследуемой группы населения;
- завышенные амбиции (свойственная молодежи черта характера);
- сравнительно низкие опыт и профессиональный уровень; ^
- высокий уровень конкуренции на рынке; ^
- отсутствие эффективной системы учёта, анализа и управления спросом и предложени- ю ем труда и др.
Эти причины усложняют процесс адаптации молодежи к требованиям рынка труда. В свя- ^
зи с этим проблемы мониторинга и исследования рынка труда вообще, и изучение процессов 2
интеграции молодежи в отношения труда и занятости, в частности, являются актуальными. [Л
Цель исследования состоит в том, чтобы разработать информационную систему монито- ;>
ринга и контроля процессов интеграции молодежи в отношения труда и занятости, интег- ° рирующую информацию различных источников: служб занятости, администраций регионов,
комитетов по молодежной политике, вузов и т.д., повысить эффективность государственного д
регулирования рынка труда на различных уровнях: государства, региона, конкретного пред- □
приятия и отдельного гражданина. ^
Молодёжь составляет примерно одну четверть экономически активного населения ^
страны. Имеющиеся в литературе данные позволяют охарактеризовать динамику экономи- о
ческой активности различных групп молодёжи [1, с. 144]. Результаты расчётов показыва- ю
ют, что в целом экономическая активность молодёжи за период 1992-2006 гг. уменьшилась о
на 15,5 процентных пункта (п.п.), наиболее существенно уменьшение уровня экономичес- ф
кой активности зафиксировано в группе 21-24 года (24 п.п.), далее идёт группа до 20 лет ^ (15,2 п. п.) и, наконец, группа в возрасте 25-29 лет снизила свой уровень экономической ^
активности на 3,1 п.п. Вариация экономической активности в группе молодежи до 20 лет ^
составляет 28,8 п.п. х
Симметрично уровню экономической активности изменялся и уровень занятости мо- & лодёжи, рассчитанный как отношение численности занятых к общей численности данной
возрастной группы. Так, в группе до 20 лет уровень занятости снизился на 12,9 п.п., в группе ^ 21-24 года - на 23,3 п.п., в группе 25-29 лет - на 4,7 п.п. В целом уровень занятости молодёжи снизился на 15,2 п.п.
Иная динамика характерна для изменения уровня безработицы. В течение рассматриваемого периода во всех возрастных группах произошло увеличение данного показателя. В 0 группе до 20 лет он увеличился на 5,6 п.п., в группе 21 - 24 года - на 3,4 п.п., в группе 25 - 29 о лет - на 2,1 п.п. В целом уровень общей безработицы среди молодёжи возрос на 2,2 п.п. ^
Таким образом, молодёжь является одной из наиболее мобильных групп на рынке труда. ^
В настоящее время происходит активный процесс замещения старших возрастных групп мо- =| лодёжью, имеющей более высокий уровень образования, и, следовательно, с более высокими о
требованиями к условиям и содержанию труда. В этой связи проблема эффективной заня- ш тости молодёжи будет усиливаться, приобретая парадоксальную форму наличия незанятых §
рабочих мест («хронических вакансий») в условиях безработицы. ^
Проведенный выше анализ актуализирует задачу разработки системы мониторинга и 1
контроля над процессом интеграции молодежи в отношения труда и занятости. Ее решение о
требует согласованного развития ряда смежных отраслей знаний: собственно теории конт- о
роля, теории оптимального управления, теории информационных систем. О)
1 BD
В рамках первого направления предлагается усовершенствовать категорию «контроль». В отличие от известного представления о функциях менеджера в организации по А. Файолю, наша схема предполагает проведение двух функций контроля: внутреннего и внешнего. Функция внутреннего контроля совпадает с традиционной постановкой: соотнесение реально полученного результата с запланированным. Отличие внешнего контроля от классического состоит в том, что он дает внешний взгляд на результат деятельности с учетом изменившейся среды функционирования: он определяет успешность позиционирования исследуемой организации в сложившихся условиях.
В данном направлении следует отметить работы С. Ребрика [2], сформировавшего своеобразное представление о роли и месте контроля в организации. Суть его позиции выражается следующими утверждениями:
- контролируйте не процесс, а результаты;
- будьте привержены цели, а не плану.
Дальнейшее развитие теории контроля заключается в исследовании смысла категории ^ «контроля» применительно к функционированию СЭС. В нашем случае это региональный ры-ь нок труда. Предлагается два уровня контроля: (□ - государственный;
- на основе включения в деятельность рынка саморегулирующихся процедур.
^Т Для государственного уровня, учитывая рыночный характер взаимодействия субъектов Z рынка, необходима индикативная форма контроля, определяющая только границы измене-Lß ния контролируемых параметров: уровень экономической активности, уровень занятости ]> молодёжи, уровень безработицы.
Теория оптимального управления для данного рынка труда ставит несколько оптимизационных задач:
□ 1. На некотором заданном промежутке времени [t0,tj обеспечить максимально возмож-^ ное приближение текущего показателя (например, уровня безработицы) к заданному. В качестве критерия, отражающего эту лингвистически сформулированную цель, можно рассматривать соотношение: ö t
Ü I(u(t)) = f (t) - x(u(t))2 dt min (1)
^ J u(t)
u t„ а 0
^ где ~ (t) - заданный уровень безработицы; x(u(t)) - уровень безработицы, характерный > для данного региона в текущий момент времени t, зависящий от некоторого управления u(t). 2 В общем, функция времени, так как в различные периоды времени роль рыночных механиз-I мов для развития экономики - различна. В частном случае ~ (t) - константа.
m
2. За минимально возможное время достичь заданного уровня безработицы. В этом слу-
I(u(t)) = 1 dt = t, (t), x(u(t)) -L ^ min (2)
J u(t)
а чае в качестве критерия оптимизации следует выбрать соотношение: о
о '«
Здесь ~ (() - заданный уровень безработицы (не обязательно естественный), х(и-т уровень безработицы, характерный для данного региона в текущий момент времени 1 и изме-
0 няющийся в зависимости от управления и
£ Учитывая индикативный характер государственного контроля постановки (1) и (2) предла-Ц гается изменить требованием достаточности попадания критерия в некоторую область, то есть: & 11 < 1(и() < 1г (3)
со Внутри этой области начинается сфера влияния саморганизующихся рыночных проце-
1 дур.
о Информационной системой поддержки контроля (ИСК) молодежной занятости будем называть комплекс, включающий вычислительное и коммуникационное оборудование, про-^ граммное обеспечение, лингвистические средства и информационные ресурсы, а также сис-о темный персонал, обеспечивающий работу динамической информационной модели, отражает) ющей изменения на молодежном рынке труда.
Разрабатываемая ИСК функционирует самостоятельно, но она может входить в качестве компонента (подсистемы) в более сложную систему, такую, например, как система управления экономикой региона. В этом случае собственно контроль осуществляет администрация региона. Она регулирует взаимодействие всех участников: индивидов, предприятий, служб занятости, учебных заведений региона, комитетов по молодежной политике, всевозможных инновационно-инвестиционных центров и др. организаций.
ИСК многоуровневая, многофункциональная система, допускающая поэтапное внедрение отдельных подсистем и комплексов. Например, следующих подсистем:
- подсистема анализа миграции рабочей силы в границах региона и с учетом импорта и экспорта рабочей силы за ее границы. Реализуется с помощью геоинформационных технологий;
- информационная подсистема, регламентирующая поведение участников рынка труда региона, содержащая нормативные документы, законодательные акты, разъяснительные материалы служб занятости и пр.;
- образовательные порталы учебных заведений, ведущих согласованную с потребностя-
П
Ш
ми молодежного рынка образовательную деятельность; ь
- подсистема поддержки принятия решений, реализованная на базе современных ин- щ
формационных технологий принятия оптимальных решений и др. Процесс создания любой подсистемы ИСК делится на ряд этапов, ограниченных некото- ^ рыми временными рамками и заканчивающихся выпуском конкретного продукта (моделей, Z программных продуктов, документации и пр.) [1, с. 144].
Одним из базовых понятий методологии проектирования ИСК является понятие жизнен ного цикла (ЖЦ ИСК). ЖЦ ИСК - это непрерывный процесс, который начинается с момента ö принятия решения о необходимости его создания и заканчивается в момент его полного изъятия из эксплуатации. ^ Основным нормативным документом, регламентирующим ЖЦ ИСК, является междуна- □ родный стандарт ISO/IEC 12207 (ISO - International Organization of Standardization - Между- ^ народная организация по стандартизации, IEC - International Electrotechnical Commission - О Международная комиссия по электротехнике). Он определяет структуру ЖЦ, содержащую ö процессы, действия и задачи, которые должны быть выполнены во время создания ИСК. Ей Процесс разработки ИСК сводится к выполнению следующих этапов: § Предпроектная стадия. На основе системного анализа проводится исследование сущест- ^ вующей информационной системы, определение требований к создаваемой ИСК, оформление § технико-экономического обоснования и технического задания на разработку ИСК. > Техническое и логическое проектирование предполагающее разработку в соответствии с 2 сформулированными требованиями состава автоматизируемых функций (получения запра- ^ шиваемой информации, отчета о параметрах развития рынка труда в заданном регионе и в указанное время, получение совета и пр.) и состава обеспечивающих подсистем (системная о архитектура), оформление технического проекта ИСК. ö
Рабочее и физическое проектирование, программирование функций. Здесь осуществляется разработка и настройка программ, наполнение баз данных, создание рабочих инструк- £5 ций для персонала, оформление рабочего проекта. £5
Комплексная отладка подсистем ИСК, обучение персонала, поэтапное внедрение ИСК в g эксплуатацию по различным подразделениям рынка труда и сфер его деятельности, оформ- g ление актов о приемо-сдаточных испытаниях подсистем ИСК. о
Эксплуатация ИСК, включающая сопровождение и необходимую модернизацию. Этот этап о-выполняется на основе рекламаций и накопленной статистики о функционировании подсис- s тем ИСК. Он предполагает исправление ошибок и недоработок, оформление требований к о модернизации ИСК и их выполнение (повторение стадий 2-5). m
Основополагающие принципы, на которые необходимо опираться в процессе создания ИСК: системность, способность к развитию (открытость), совместимость, стандартизация ô (унификация) и эффективность.
Принцип системности заключается в том, что при декомпозиции системы должны быть установлены такие связи между ее структурными компонентами, которые обеспечивают цельность корпоративной системы и ее взаимодействие с другими системами. Нельзя разрабатывать
т
0
1
О
А)
1 B2
какую-либо задачу автономно от других и реализовывать только отдельные ее аспекты. Задача должна рассматриваться комплексно со всеми возможными информационными связями.
Принцип развития (открытости) заключается в том, что внесение изменений в систему, обусловленных самыми различными причинами (внедрением новых информационных технологий, изменением законодательства и т.п.), должно осуществляться только путем дополнения системы без переделки уже созданного, т.е. не нарушать ее функционирования.
Принцип современности заключается в том, что при создании системы должны быть реализованы информационные интерфейсы, благодаря которым она может взаимодействовать с другими системами согласно установленным правилам. В современных условиях это особенно касается сетевых связей локального и глобального уровней.
Принцип стандартизации (унификации). При создании системы должны быть рационально использованы типовые, унифицированные и стандартизованные элементы, проектные решения, пакеты прикладных программ, комплексы, компоненты. Задачи необходимо разрабатывать таким образом, чтобы они подходили к возможно более широкому кругу объектов. ^ В современных разработках пакетов прикладных программ (ППП) рассматриваемый при-ь нцип задействован. Однако при знакомстве с конкретным ППП необходимо обращать внима-(□ ние на сущность реализации типовых решений, поскольку каждый разработчик по-своему
«видит» такие решения. ^ Принцип эффективности предусматривает достижение рационального соотношения 2 между затратами на создание системы и целевыми эффектами, включая конечные результа-^ ты, отражающиеся на прибыльности и получаемые по окончании внедрения автоматизации ;> в управленческие процессы.
К обработке информации в ИСК предъявляются следующие общие требования:
1) Полнота и достаточность информации для реализации функций контроля;
2) Своевременность предоставления информации;
□ 3) Обеспечение необходимой степени достоверности информации; ^ 4) Экономичность обработки информации: затраты на обработку данных не должны пре-О вышать получаемый эффект;
0 5) Адаптивность к изменяющимся информационным потребностям пользователей.
§ ЛИТЕРАТУРА
ф 1. Проблемы молодёжного рынка труда / Отв. ред. Н.Н. Лябах. Ростов н/Д.: Терра Принт, § 2006.
> 2. Ребрик С.Б. Бизнес-семинары Сергея Ребрика: Быть или не быть? (Практическая психоло-5 гия предпринимательства). М., Тривола, 1999.
I I
ш
со
I—
О
а ö
£-
о о
ИЛЬИНОВА С.В.
° экономическая эффективность в системе
§ экологической безопасности
са
о-
I—
о
^ Улучшение экологического состояния России - один из важнейших элементов общего Ц экономического возрождения страны, так как нельзя возрождать экономику, не думая об эко-о логии, и наоборот.
& Среди важных задач по обеспечению экологической безопасности - сохранение и развитие богатых положительных традиций в российском природопользовании (уникальной о системы особо охраняемых природоохранных территорий, успехов в восстановлении численности редких и ценных промысловых животных), а также более широкий учет и исполь-^ зование международного опыта в области организации контроля, мониторинга и использо-о вания природных ресурсов и защиты здоровья населения от неблагоприятных изменений (Т) природной среды.