Научная статья на тему 'Контроль уровня развития учебно-познавательных компетенций студентов младших курсов при изучении курса физики'

Контроль уровня развития учебно-познавательных компетенций студентов младших курсов при изучении курса физики Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
45
17
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ КОНТРОЛЬ / КАЧЕСТВО ОБУЧЕНИЯ / КОМПЬЮТЕРНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Кузина Наталья Александровна

В статье рассматриваются вопросы педагогического контроля уровня развития учебно-познавательных компетенций студентов с использованием компьютерных технологий, применение которых является действенным «инструментом», способствующим повышению качества обучения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Контроль уровня развития учебно-познавательных компетенций студентов младших курсов при изучении курса физики»

Контроль уровня развития учебно-познавательных компетенций студентов младших

курсов при изучении курса физики Кузина Н. А.

Кузина Наталья Александровна / Kuzina Natalya Aleksandrovna - кандидат педагогических наук, ассистент,

кафедра физики,

Казанский национальный исследовательский технологический университет, г. Казань

Аннотация: в статье рассматриваются вопросы педагогического контроля уровня развития учебнопознавательных компетенций студентов с использованием компьютерных технологий, применение которых является действенным «инструментом», способствующим повышению качества обучения. Ключевые слова: педагогический контроль, качество обучения, компьютерные технологии.

Одной из составляющих повышения качества обучения в высшей школе является контроль уровня развития учебно-познавательных компетенций студентов. С помощью различных методов проверки развития учебно-познавательных компетенций можно получить полную информацию: об уровне достигнутых результатов; готовности к дальнейшему обучению; знаниях, умениях и навыках, приобретенных в процессе изучения нового материала, его повторении, закреплении и систематизации; памяти, мышлении, речи студентов; понимании общих подходов и эффективности методов обучения. Процедурой контроля можно стимулировать процесс обучения: положительная оценка нацеливает на успешную дальнейшую учебу; справедливая критика - пробуждает желание повысить уровень подготовки студентов. Известно, что чем строже и разнообразнее формы контроля знаний, тем они прочнее, а изученный материал дольше сохраняется.

Система проверки знаний и умений студентов - неотъемлемая часть учебного процесса. Целью контроля развития учебно-познавательных компетенций в вузе является установление обратной связи «студент -преподаватель», а учет результатов контроля позволяет оперативно корректировать учебный процесс и влиять на качество обучения.

Педагогический контроль - это способ оперативного получения информации о состоянии учебного процесса и его качестве. Контроль педагога за процессом и результатом труда направлен не только на деятельность студентов и собственную деятельность, но также на взаимодействие студентов и педагога.

Готовясь к проведению контроля, преподаватель задумывается над тем, что и как контролировать. Контроль может быть проведен с учетом разных уровней активизации мыслительных процессов: познание, понимание, применение, анализ, синтез и оценка.

В основу педагогического контроля входят 3 основных вида контроля: входящий, текущий, итоговый.

Таким образом, для получения сведений об исходном уровне владения учебно-познавательными компетенциями студентами, необходимо провести входящий контроль. Результаты контроля должны использоваться для адаптации учебного процесса к особенностям конкретного контингента студентов. Наиболее целесообразно, на наш взгляд, проводить входящий контроль с помощью программированных тестов [1]. Особенно это важно при проведении лабораторных и практических занятий по физике.

Внедрение программированного тестирования является одним из направлений совершенствования системы контроля учебно-познавательных компетенций студентов технического вуза. Оно позволяет получить объективную оценку знаний, умений и навыков, выявлять индивидуальный темп обучения, а также проблемы в подготовке каждого студента. Программированные тесты позволяют перейти к созданию технологий и методик адаптивного - более приспособленного к условиям обучения - контроля.

Для проведения мониторинга качества и контроля уровня подготовленности студентов необходимы современные технологии контроля уровня развития учебно-познавательных компетенций студентов [2].

В техническом вузе наличие объективного критерия оценки базовых знаний, умений и навыков студентов по курсу общей физики является крайне актуальным, так как это является основополагающим в учебно-познавательных компетенциях будущих бакалавров и магистров, специалистов-технологов и механиков [3].

Обсуждение со студентами результатов входящего контроля, проведенного с использованием компьютерных технологий, позволяет, с одной стороны, усилить объективность требований, предъявляемых преподавателем к каждому конкретному студенту, что, в свою очередь, укрепляет связь «студент-преподаватель», что в совокупности позволяет эффективно и гибко регулировать учебный процесс и повышать уровень развития учебно-познавательных компетенций студентов младших курсов в процессе их обучения курса физики. Планируется, что в дальнейшем такое тестирование будет проводиться на первой неделе обучения, чтобы своевременно помочь каждому первокурснику устранить пробелы, имеющиеся в знаниях школьного курса физики.

Внедрение вышеизложенной системы входящего контроля, несомненно, поможет первокурсникам быстрее адаптироваться к требованиям при изучении курса общей физики, что не может не сказаться на повышении уровня развития учебно-познавательных компетенций студентов в целом.

Престиж учебного заведения во многом определяется качеством и эффективностью системы контроля. Применение информационных технологий открывает неограниченный простор для модернизации как

имеющихся, так и новых технологий контроля уровня развития учебно-познавательных компетенций студентов.

Разработанная информационно-педагогическая методика в рамках изложенной схемы входит в единую программированную систему оценки уровня развития учебно-познавательных компетенций студентов на кафедре физики. Она может эффективно применяться как для оценки текущего контроля, так и для рубежного контроля уровня развития учебно-познавательных компетенций студентов всех форм обучения (дневной, вечерней, заочной), поскольку является универсальной [1].

Необходимо отметить, что такой подход методически и педагогически оправдан, поскольку он составляет продолжение разработанного на кафедре физики и внедренного в учебный процесс электронного учебника по физике, доступного каждому студенту.

Внедренная в учебный процесс информационно-педагогическая методика по физике для студентов младших курсов может быть использована как для группы студентов, т. е. преподавателем, так и самим студентом для самостоятельного контроля уровня развития учебно-познавательных компетенций, в особенности при дистанционном обучении с анализом и разбором ошибок при подготовке к программированному коллоквиуму и сдаче лабораторных работ, а также при выполнении студентами индивидуальных заданий. Кроме того, оно может быть использовано в лицеях, колледжах, других технических высших учебных заведениях.

Таким образом, качественная и эффективная система контроля уровня развития учебно-познавательных компетенций студентов позволяет сравнительно легко и быстро оценить их, а также скорректировать учебный процесс в соответствии с полученными результатами контроля, поскольку объем и качество владения учебно-познавательными компетенциями, в конечном счете, определяют итоговую рейтинговую оценку студентов.

Литература

1. Минкин В. С. Информационные и педагогические аспекты использования входящего контроля уровня знаний по физике студентов младших курсов. Программированные тесты по разделу «Механика и молекулярная физика»: учебно-методическое пособие // В. С. Минкин, Т. Ю. Старостина, Н. А. Кузина, С. А. Казанцев [и др.] - Казань: АртПечатьСервис, 2009. - 46 с.

2. Овчарова М. Н. Технология формирования ИКТ-компетентности студентов педагогических специальностей на основе использования сервисов 2.0 // Проблемы современной науки и образования. -2014. - № 6 (24). - С. 97-101.

3. Сайидова С. Ё. Дистанционное обучение и образование // Проблемы современной науки и образования. -2014. - № 6 (24). - С. 103-107.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.