Научная статья на тему 'Контроль учебной деятельности в дистанционном обучении'

Контроль учебной деятельности в дистанционном обучении Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
3153
356
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФОРМЫ ОБУЧЕНИЯ / КОНТРОЛЬ ЗНАНИЙ / ТЕСТИРОВАНИЕ / FORMS OF EDUCATIONS / THE CONTROL OF ACCOMPLISHMENTS / TESTING

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ломовцева Н. В.

Статья посвящена анализу контроля учебной деятельности в дистанционном обучении.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE CONTROL OF LEARNING ACTIVITY IN DISTANT EDUCATION

The article is dedicated to the analyses of the control of learning activity in distant education.

Текст научной работы на тему «Контроль учебной деятельности в дистанционном обучении»

там в настоящее время немецкие университеты недофинансируются: доля средств в ВНП, выделяемая на их финансирование, значительно меньше тех, которые в университетское образования вкладывают другие развитые страны. Такое положение дел объясняется, в частности, различиями в источниках средств: учебный процесс финансируется за счет земель, а научный - главным образом из бюджета федерального правительства.

Учебная нагрузка преподавателей в немецких университетах исключительно велика. Фактически везде каждый семестр профессор должен читать четыре курса, а на одного преподавателя приходится от 50 до 100 студентов. По многим культурным и историческим причинам немцам трудно смириться с тем, что какие-то учебные заведения будут занимать более высокое положение. Тут стоит напомнить, что Великобритания поддерживает всего три ведущих учебных заведения (Кембридж, Лондон и Оксфорд), а Швейцария - только Цюрих. Маловероятно, чтобы Германии было

по силам оказать поддержку шести университетам, и все же внутреннее национальное давление приведет к расширению, а не сужению круга действительно превосходных университетов.

Взгляд в будущее. В настоящее время инициаторы программы уже думают над теми шагами, которые последуют после того, как текущее финансирование исчерпается. Планы на будущее пока не сверстаны, но маловероятно, что будущее явит точную копию сделанного. Предстоит решить, каким образом наилучшим образом следует развивать то, начало чему положено. Несомненно одно: уже сегодня немецкие университеты далеко не те, какими они были в 2005 г. Принципиально иной курс их развития основан на дифференциации миссии. Основу работы задает требование соответствия их деятельности стандартам самых высоких уровней. Предпринятые в Германии шаги - свидетельствуют не о слабости, а, скорее, о силе немецких университетов.

Fellon Daniel

THE GERMAN INITIATIVE OF THE ACHIEVEMENT OF THE SUPERIORITY

The article deals with the processes of differentiation of the German universities’ missions. Keywords: universities, economic rates, teachers salaries

УДК 371.66:004.3 Л 751

Ломовцева Н.В.

КОНТРОЛЬ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ДИСТАНЦИОННОМ ОБУЧЕНИИ

Статья посвящена анализу контроля учебной деятельности в дистанционном обучении. Ключевые слова: формы обучения, контроль знаний, тестирование.

В традиционных формах обучения любая проверка знаний обучаемого проводится для того, чтобы помочь ему выявить пробелы в обучении и адекватно оценить уровень знаний. Однако когда мы начинаем рассматривать дистанционное обучение как равноценный традиционному обучению способ подготовки квалифицированных специалистов, тогда постоянная для системы образования проблема контроля знаний и умений может возникнуть и в системе дистанционного обучения. Правильно построенная система проверки и оценки усвоенной учащимися учебной информации является одним из эффективных

средств совершенствования процесса обучения на дистанции.

Сама форма дистанционного обучения значительно усложняет полноценный контроль знаний из-за удаленности в пространстве, а иногда даже и во времени обучающегося и преподавателя. В связи с этим можно выделить следующие основные принципы, которые необходимо соблюдать в дистанционном обучении:

— принцип объективности - познавательная деятельность в дистанционном обучении должна оцениваться при минимальном воздействии

© Ломовцева Н.В., 2009

Экономика образования ♦ № 2, 2009І

субъективного фактора;

— принцип демократичности — в дистанционном обучении должны создаваться равные условия для всех обучающихся, проходящих контроль;

— принцип массовости и кратковременности — контроль с помощью дистанционных технологий должен быть организован так, чтобы за как можно меньшее время осуществить проверку знаний у большого количества испытуемых.

Для оценки результатов познавательной деятельности студентов в дистанционном обучении применяются следующие формы контроля:

1. Письменный отчет — студентам в ходе изучения какой-либо темы курса дается задание на проведение исследования по этой теме. Студенты изучают тему, используя представленные в Интернете (или в традиционных изданиях) первоисточники. В установленные сроки обучающиеся должны предоставить отчет об итогах самостоятельной работы своим преподавателям. Такое задание студент может выполнять индивидуально, готовя отчет самостоятельно, а может и совместно с группой студентов подготовить коллективный отчет.

2. Образовательный web-квест — это сайт, страницы которого связаны друг с другом и размещены в Интернете студентами в процессе создания учебного проекта. Сайт может включать в себя как страницы, созданные самими студентами по итогам проведенного исследования, так и ссылки на страницы других сайтов, логически связанные с изучаемым материалом.

3. Телеконференции являются неотъемлемой частью учебного процесса в дистанционном обучении по гуманитарным дисциплинам. Эта форма контроля применяется в качестве зачетной работы, когда есть необходимость в обсуждении изученной темы, а также выявлении глубины усвоения и понимания темы студентами. Организация телеконференции может проходить в отсроченном режиме с помощью групп новостей, списков рассылки или в режиме реального времени, онлайн, в чат-конференциях. В ходе прове-

дения конференции студенты оцениваются по степени активности участия в дискуссии, умению задавать вопросы по теме и аргументированно отвечать на вопросы, уровню знания первоисточников информации, точности в использовании терминов.

4. Проект заключается в том, что студенту предоставляется некие исходные данные, по которым он должен что-то спроектировать — технологию, процедуру, объект. Выполненное задание обычно включает в себя сам проект и его описание- Проект может применяться в качестве рубежного контроля — 3-4 страницы и в качестве итогового контроля — 7-8 страниц.

5. Групповые проекты — комплексное проектное задание разбивается на несколько частей. Каждый участник группы работает над своей частью, затем студенты согласовывают выполненные задания, объединяют их в основной проект и защищают его у преподавателя. Групповой проект является итоговой формой контроля.

6. Тестирование — одна из самых эффективных форм контроля, наиболее объективная, демократичная, массовая и экономичная во времени. Тесты позволяют в кратчайший срок проверить знания больших групп учащихся, выявить пробелы при изложении учебного материала, применить методы математической статистики для оценки степени его усвоения всеми испытуемыми. Тесты содержат задания и эталоны — образцы правильного выполнения заданий. Для работы творческого характера эталон разработать весьма затруднительно, поэтому тесты крайне редко используют для проверки знаний и умений на высших уровнях усвоения.

Контроль учебной деятельности — это самый необходимый элемент процесса дистанционного обучения, имеющий особое значение с точки зрения управления познавательной деятельностью учащихся. Ведь признание за пределами учебного заведения выданных дипломов и сертификатов в первую очередь зависит от того, насколько реальными знаниями обладает их владелец.

Lomovceva М.М

THE CONTROL OF LEARNING ACTIVITY IN DISTANT EDUCATION

The article is dedicated to the analyses of the control of learning activity in distant education. Keywords: forms of educations, the control of accomplishments, testing.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.