Научная статья на тему 'КОНТРОЛЬ РОЖДАЕМОСТИ В ДРЕВНЕГРЕЧЕСКОМ ОБЩЕСТВЕ'

КОНТРОЛЬ РОЖДАЕМОСТИ В ДРЕВНЕГРЕЧЕСКОМ ОБЩЕСТВЕ Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
294
43
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДРЕВНЯЯ ГРЕЦИЯ / КОНТРОЛЬ РОЖДАЕМОСТИ / ПРОТИВОЗАЧАТОЧНЫЕ И АБОРТИВНЫЕ СРЕДСТВА / ГИППОКРАТОВ СБОРНИК / ДИОСКОРИД / СОРАН / СИЛЬФИЙ

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Кудрявцева Татьяна Владимировна

В статье исследуются различные формы контроля рождаемости, применяемые в греческом обществе. На основе анализа некоторых трактатов из Гиппократова сборника, сочинений Диоскорида и Сорана делается вывод: греческие врачи знали множество рецептов противозачаточных и абортивных средств, для чего использовались в больших количествах разнообразные растения, равно как снадобья животного происхождения и соли металлов. Кроме того, медики рекомендовали особые техники с целью избежать зачатия, а также упражнения, спа-процедуры, особые отвары, диету и т. п. для того, чтобы вызвать выкидыш на ранних стадиях беременности. Очевидно, какие-то из этих средств были весьма действенными, другие - вряд ли, а третьи вообще едва ли находили практическое применение из-за экзотичности ингредиентов и сложности приготовления. Однако, судя по античным источникам, эти рекомендации активно использовались греческими женщинами, которые тем самым получали шанс избавиться от нежелательной беременности, а в каких-то случаях - от потрясения и горя, неизбежных при столь антигуманном способе решения демографических проблем, как инфантицид.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

BIRTH CONTROL IN ANCIENT GREEK SOCIETY

The article examines the various forms of birth control used in Ancient Greek society. Based on the analysis of some treatises from the Hippocratic corpus, the writings of Dioscorides and Soranus, the conclusion is made: Greek medical writers knew many prescriptions for contraceptives and abortifacients, for which a variety of different plants were used, as well as drugs of animal origin and metal salts. Moreover the Greek physicians recommended special techniques to avoid conception and if it didn’t work - in order to induce a miscarriage in the early stages of pregnancy, they advised exercise, spa treatments, special decoctions and a diet of pungent food. Obviously, some of these remedies were very effective, others were unlikely. Some of these prescriptions hardly ever found practical use due to the exotic ingredients and the complexity of preparation. However, according to ancient sources, these recommendations were actively used by Greek women, who thereby got a chance to get rid of unwanted pregnancies, and in some cases - from the shock and grief that are inevitable with such an inhuman way of solving demographic problems as infanticide.

Текст научной работы на тему «КОНТРОЛЬ РОЖДАЕМОСТИ В ДРЕВНЕГРЕЧЕСКОМ ОБЩЕСТВЕ»

УДК 94(37+38) 61(091)

DOI: 10.24411/2311-603Х_2021_3_51

Т. В. Кудрявцева

Контроль рождаемости в древнегреческом обществе

В греческом обществе, с одной стороны, важно было обеспечить наследование — не только собственности, но и семейного культа, поэтому у гражданина античного полиса должен был быть по меньшей мере один, а лучше несколько сыновей. С другой стороны, ввиду нехватки плодородных земель в Элладе и аграрного голода, который легко мог перейти в голод настоящий, приходилось принимать меры к контролю рождаемости. Как замечал беотийский поэт Гесиод (У111-У11 вв. до н. э.) в своей поэме «Труды и дни», являющейся настоящим кладезем присущих греческому обществу морально-этических норм: «Единородным да будет твой сын. Тогда сохранится / В целости отческий ^ дом и умножится всяким богатством» (376-377, перевод В. В. Вере- о саева). Существует довольно распространенное в научном и околонаучном дискурсе мнение о том, что греки регулировали рождаемость 2

Л

через инфантицид1: либо замаскированный (оставление новорожден- 3 ных младенцев), либо открытый (как в Спарте избавлялись от хилых д и больных младенцев). Американский психолог и философ Ллойд 13 Демоз, автор «Психоистории», построил свою философию истории о на соотношении исторических эпох со стилями воспитания детей. Ан- ^ тичность (до IV в. н. э.) он отвел под первый, инфантицидный, стиль, ^ заявив, что в ту эпоху наблюдалось массовое убийство детей2. Однако обращение к античным источникам показывает, что такого рода оцен- £ ки явно преувеличены, а в античности, вопреки мнению Демоза, суще- ^ ствовали и другие способы контроля рождаемости.

Платон, рассуждая в пятой книге «Законов», как добиться идеальной численности населения в идеальном полисе (так, чтобы число домохозяйств составляло 5040), замечает: «средств таких много (цпхауа^ е1о!у лоМш), например воздержание от деторождения (букв. "ограничение/контроль рождаемости" ёлш%еоец уеуеоеюд. — Т. К.) для тех, у кого обширное потомство» (Legg. V, 740^ пер. А. Н. Егунова). В диалоге «Теэтет» заглавный герой и Сократ рассуждают о повитухах, и Сократ замечает: «Притом повитухи дают зелья и знают заговоры (5l5oí>oаí уе а1 цаХаг фарцакш каХёлаЗоиоаг), могут возбуждать родовые муки или по желанию смягчать их, а ту, что с трудом рожает, заставить родить, или если найдут нужным, то выкинуть» (ТЬеае1., 149е-^ пер. Т. В. Васильевой). Когда Аристотель в «Политике» также рассуждает об ограничении рождаемости, он имеет в виду некие абортивные средства (явно не хирургического плана), используемые «прежде чем у зародыша появится чувствительность и жизнь» (Ро1. 1335Ь25-26, пер. С. А. Жебелева).

Вероятно, греческая женщина могла использовать контрацептивы или абортивные средства на ранних сроках беременности достаточно свободно3. Однако в античном обществе были и те, кто осуждал применение данных средств, приравнивая их к зловредным магическим зельям, судя по одному из эллинистических объединений, основанному неким Дионисием, в соответствии с указаниями надписей конца II — начала I в. до н. э.4 Надпись содержит что-то вроде устава религиозного, полученного во сне. Участники должны дать клятву, что они не будут использовать и никому не посоветуют «ни любовный напиток, ни абортивное средство, ни противозачаточное, ни что-либо другое, убивающее дитя» (скк. 19-21: ц^] ф^троу, цл фборешу, ц^ [ат]окешу, ц[^ аАЛо т1 лш5о]фоуоу). По мнению известного эпиграфиста и историка Ф. Соколовского, упомянутые в этих строках зелья связаны с магией, чем объясняется столь решительный запрет5.

^ Наиболее ранние сведения о применении различных абортивных и противозачаточных средств из дошедших до нас медицинских источников содержат-^ ся в нескольких трактатах из Гиппократова корпуса. В этот сборник входит « около 70 сочинений, некоторые из них наверняка принадлежат знаменитому

Л

врачу с острова Кос, жившему во второй половине V в. до н. э. Однако часть

^ трактатов, скорее всего, написана сыном Гиппократа Фессалом или зятем По-

5§ либием и иными представителями косской школы; некоторые были пополнены

у интерполяциями; другие — явно более позднего происхождения; а какие-то со-

8 чинения, наоборот, принадлежат предшествующему периоду; ряд произведе-

£ ний относят к книдской медицинской школе. Уже Гален, древнеримский ме-

® дик и философ греческого происхождения II в., пытался отделить подлинные

§ гиппократовы сочинения от подложных, составив сборник из 11 трактатов. Ис-

^ следователи, веками дискутировавшие по этому вопросу, не пришли к единому мнению и определяют аутентичные сочинения Гиппократа по-разному — в ко-

£ личестве от 5 до 186. С

Судя по упоминаниям сразу в двух трактатах Гиппократова корпуса — «О природе женщины» и «О женских болезнях» — популярным противозачаточным средством был следующий рецепт: «если женщина не хочет забеременеть, развести в воде мизии величиной с боб, давать пить, и в течение года она не забеременеет» (De nat. mulieb. I, 98, пер. В. И. Руднева)7. Употребленное здесь редкое греческое слово цши, которое автор русского перевода оставляет непереведенным, — это медный купорос, сульфат меди8.

Большинство упоминаемых в «О болезнях женщин» абортивных средств — это пессарии9, или вагинальные суппозитории (De mul. afect. I, 78). Приведем лишь несколько рецептов из солидного списка: взять 5 кантарид (шпанская мушка?) без лапок, крыльев и головы, помять листья и корень якорцев стелющихся (Tribulus terrestris), растолочь стебель златоцвета (Chrysanthemum segetum), такое же количество семени сельдерея, 15 икринок каракатицы, смочить в сладком вине и прикладывать (npoo6etvai). Или: сок бешеного огурца (Ecballium elaterium) — в различных сочетаниях (с медом, вином) — в качестве пессария на льняной прокладке; головка вареного чеснока: высушенная желчь морского скорпиона в шерстяной затычке; гальбан (Galbanum — смола одного из видов ферул, Ferula galbaniflua) с содой, миртом, купоросом на льняной прокладке; квасцы с маслом в льняной кудели; в шерстяной затычке — черный тмин, растертый в вине, и т. д. (Ibid.). В той же главе (I, 78) рекомендуется множество оральных абортивных средств, применяемых обычно с вином или водой. Вот некоторые из них: лепестки целомудренника (Vitex agnus-castus, «авраамово дерево») в вине; толченый обол10 душицы критской дать с водой; растолочь плоды портулака и давать в старом белом вине; 9 семян черного тополя критского смолоть и пить с вином; листья и цветки лютика растолочь и пить с драхмой11 сладкого эгинского вина; клубеньки земляного миндаля (чуфы, Cyperus esculentus) — один или два, если маленькие, смешать с семенами эфиопского кумина (зиры?), с массалийской жабрицей, сухим ливийским листом (сильфий), варить в трех котилах12 вина, пока не останется половина; растереть трех морских ежей и пить с вином; немного мяты, руты, кориандра, стружку можжевельника или кипариса пить в ароматном вине и т. д. Автор трактата в этом бесконечном перечне всевозможных, иногда повторяющихся с незначительными изменениями рецептов явно опирался на богатую средиземноморскую традицию: похожие средства и рецепты присутствуют в древнеегипетских папирусах13.

Следующий (хронологически) подобный перечень, правда, без таких обстоятельных инструкций к применению, находим у Педания Диоскорида (I в.). Ди-оскорид — греческий врач и фармаколог из г. Аназарба (Малая Азия), автор работы «О лекарственных веществах» (Пер! {SAng laxpiK^g, лат. De materia medica), J3 основоположник всей европейской фармакологии. Диоскорид14 приводит § длинный список средств, в основном растительного происхождения, использовавшихся как противозачаточные и абортивные (всего более 60 упоминаний). я

'Й со

X &й

Среди абортивных средства есть как те, что призваны помешать зачатию, так и те, что вызывают выкидыш.

Применялись они самым разнообразным образом. Некоторые надо было вдыхать, как пары кардамона (1-5; 1.6 <Kap5á^ra^ov>) или гальбана (3-97; 3.83 <%a^pávn>), впрочем, последний можно и прикладывать. У каких-то растений в дело шли корень, семена, листья, смола, плоды15; из других готовили масло16, сок17, но чаще всего — настойку или отвар18. Иногда есть дополнительные инструкции: отвар пахучки (кошачьей мяты) (3-109 Calamintha clinopodium; 3.95 <K^wonó5iov>) для нужного эффекта надо пить много дней; для отвара цветков дубровника следует использовать свежесобранные (3-112 Teucrium chamaedrys; 3.98 <%ацшрюу> ^ %a^aí5pui; ^ A,ivó5pug).

Некоторые из предлагаемых средств можно принимать внутрь, а можно вводить в полость половых органов: 2 ложки отвара семян левкоя (3138 Leukoion; 3.123 <^sukóíov>) с вином внутрь или с медом как суппозиторий; схожим образом — настойка корня кирказона с перцем и миррой (3-6 Aristolochia; 3.4 <ápiaTo^o%£Ía>). Настойку борщевика с медом принимают внутрь, а вот корень его используют как суппозиторий (3-55 Heracleum sphondylium; 3.48.1 <návaKeg 'HpáK^eiov>). Раздавленные ягоды можжевельника, помещенные на penis или в вульву перед коитусом служат противозачаточным средством (1-105 Juniperus communis; 1.77 <ке5род>). Средства, которые вводятся внутрь женских половых органов, описываются либо как аналоги современных маточных колец, либо пессариев, либо суппозиториев — как, например, сок вьюнка смолоносного в шерстяной затычке (4-171 Scammonia; 4.170.1 <oKa^fflvía>) или стебли листьев плюща, увлажненные медом, — «вложить в вульву» (2-210 Hedera; 2.179 <ктооод>). Иногда — это просто некая примочка: прикладывать толченые листья гелиотропа (4-193 Heliotropion mega, 4.190 <^A,ioxpóniov то ^,éya>)19. ^ Многие из перечисленных средств воспринимались и как противозачаточные, и как абортивные. Некоторые Диоскорид явно относит к сильно-J действующим, замечая, что их применение вызывает выкидыш, как, к при-« меру, корень пираканты (1-122 Oxyankantha, Crataegus pyracantha 1.93.1 ÍP <ó^uáKav6a>). Или белокрыльник болотный (2-196b Dracunculus minor, % Calla palustris; 2.167 <apov> SpaKovTÍa mKpá): достаточно 30 его зерен выпить J§ с уксусом, чтобы случился выкидыш; запах его увядших листьев губит эм-& брион; как абортивное средство используется и мазь из измельченного кор-Ци ня. Серьезным средством являлось и специальное вино, которое убивает £ эмбрион (5-77 oinos phthorios enibruon; 5.67 <ф00рюд é^Ppúrav o!vog>). Дио-s скорид приводит подробный рецепт изготовления этого губительного напит-§ ка: в винограднике высаживается чемерица или бешеный огурец (Ecballium ^ elaterium), или вьюнок смолоносный, из которых растущий рядом виноград & черпает силу. 8 чаш (киафов20), смешанных с водой, дают женщине натощак, £ предварительно вызвав рвоту21. С

Гораздо реже встречаются средства животного происхождения: бобровая струя (2-26 Castoreum; 2.24 ó той <KáGTOpog öpxig>) — принимать как питье (2 ложки) вместе с мятой болотной; или такое экзотическое сочетание — отвар коры левкадендрона с почкой мула (1-109; 1-81 ^ейк^). Сычужный фермент зайца рекомендуется использовать с маслом как вагинальный суппозиторий, в качестве питья — это абортивное средство (2-85 pitua; 2.75 <nixúa>). Из шерстяного воска — ланолина — делали тоже что-то вроде суппозитория, добавляя донник и масло (2-84 oesypum; 2.74 <o'íounog>). Находил применение и помет некоторых животных: Диоскорид советует принимать в напитке со специями помет горных коз; в качестве абортивного средства рекомендуется вдыхать аромат помета стервятника (2-98 apopatos; 2.80 <ánónaxog>).

Единственный пример использование солей металла — квасцы (5-123 Stupteria, Alum, Aluminium sulphate; 5.106.1 <aTumnpía<;>). Греческий врач замечает: alum из Мелоса кладется в шейку матки перед половым актом, он также препятствует зачатию и является абортивным средством.

Любопытно, что греческие эскулапы полагали, что некоторые снадобья влияют на пол будущего ребенка, как, например, пролесник однолетний — двудомное растение с мужскими и женскими соцветиями (4-191 Linozostis, Mercurialis annua; 4.189 <аху0^юотц>). Питье из его мелко нарезанных «женских» листьев или прикладывание их к гениталиям сразу после менструального цикла приводит к зачатию ребенка женского пола, те же манипуляции с «мужскими» листьями — к зачатию мальчика.

Среди огромного количества средств и снадобий, предлагаемых греческим фармакологом для приема женщиной, есть только одно чисто мужское противозачаточное средство — nepiKAú^evov (4-14; 4.14). Его идентификация вызывает затруднение, чаще всего предлагается жимолость вьющаяся (Lonicera periclymenum) или другие виды жимолости: Lonicera etrusca, Lonicera caprifolium. Если отвар из него мужчина будет пить 37 дней, он станет бесплодным (ayovog)22.

Таким образом, Диоскорид приводит огромное количество противозача- ^ точных и абортивных снадобий, в основном растительного происхождения. ö Некоторые из них — весьма экзотические, но много и вполне действенных23 ^ и, по всей видимости, популярных в тогдашнем обществе. 'g

Последний из греческих медиков, чье сочинение мы рассмотрим, — Соран g (98 — ок. 138), врач из Эфеса, практиковавший в Риме при императорах Тра- ^ яне и Адриане. Его главный труд — «О женских болезнях» (ruvaiKeírav). Со- -с ран предлагает самые разнообразные средства контроля рождаемости. Вначале греческий врач описывает меры предосторожности при коитусе, призванные ^ помешать оплодотворению: в момент семяизвержения женщина должна зата- J3 ить дыхание и отклониться — так, чтобы семя глубоко не проникло в матку; § немедленно поднявшись, она должна постараться чихнуть, протереть влагалище и выпить холодный напиток (Mul. affect., I, 61). Далее Соран перечисляет я

всевозможные лекарственные средства: выбирая между абортивными и противозачаточными, он явно отдает предпочтение последним, выделяя оральные контрацептивы и вагинальные суппозитории. При этом он предупреждает о возможном вреде от приема внутрь противозачаточных средств (они могут иметь и абортивный эффект) для желудка, головы и нервной системы (Mul. affect., I, 63).

Судя по рецептам средств, призванных помешать проникнуть семени в матку, едва ли не главным являлась кожура или цедра граната24, которая фигурирует в 5 примерах (Mul. affect., I, 62). Предлагается также предварительно смазывать устье матки оливковым маслом (из дикой оливы), или медом, или кедровой смолой, или соком бальзамического дерева (Commiphora opobalsamum), можно вместе со свинцовыми белилами. Рекомендуется также мазь с миртовым маслом и белилами, или влажные квасцы, или гальбан, или просто закрыть устье матки прядью тонкой шерсти (Mul. affect., I, 61). Предполагалось, очевидно, что перечисленные смолы, камеди и белила действовали как спермициды.

Из оральных контрацептивов Соран рекомендует раз в месяц, чтобы стимулировать менструацию, пить сильфий — «киренаикский бальзам» — размером с горошину, растворив его в двух киафах воды25. Сильфий (oi^iov, silphium, Ferula historica) — растение семейства зонтичных; его высушенный млечный сок по-латыни назывался «лазер» (laser); выращивался в колонизованной греками области Киренаика на севере Африки (соврем. Ливия) с главным полисом Киреной. Чрезвычайно высоко ценился, использовался в парфюмерии как специя, как афродизиак, как противоядие, в медицине — при многих болезнях (повышенная температура, при кашле и больном горле, при расстройствах пищеварения, кожных заболеваниях и т. д.). Длинный список способов применения сильфия приводит римский ученый Плиний Старший, автор «Естественной истории» (Plin., XXII, 49). Попытки ^ искусственно выращивать это растение или разводить его в других местах, предпринятые в античности, оказались тщетными, как свидетельствует Фео-J фраст (Theopr. Hist. plant., VI, 3, 3). В итоге хищнические заготовки сильфия « привели к тому, что он вымер как биологический вид еще в античности: Пли-jH ний утверждал, что на его памяти последний стебель доставили императору * Нерону (Plin., XIX, 14 (15))26.

s Другие рецепты Сорана: опопанакс (имеется в виду Ferula opopanax — род-& ственник сильфия, но уступающий ему по качеству и эффективности), сильев фий, семена руты, каждого по 2 обола, измельчить, вылепить с воском и про-£ глотить, запить разбавленным вином. Или: семена левкоя и мирт — по 3 обола, s драхма мирры, 2 горошины белого перца — пить три дня вместе с вином. Се-§ мена рукколы — 1 обол, 1/5 обола семян борщевика (Heracleum sphondylium), ^ пить с оксимелем (смесь меда и уксуса). Соран замечает: перечисленные выше & средства не только препятствуют зачатию, но уничтожают и существующий | плод (Mul. affect., I, 63)27. С

Способы избавиться от нежелательной беременности и вызвать менорею в первые 30 дней после зачатия, предлагаемые Сораном, включают в себя диету, кровопускание, спа-процедуры и всевозможные упражнения: принимать ванны, использовать смягчающие вагинальные суппозитории, скакать на лошади и других тягловых животных, прыгать, носить тяжести (Mul. affect., I, 64-65). В качестве первоочередных мер врач из Эфеса предлагает принимать мочегонные отвары, использовать очистительные клизмы; умасливать тело теплым оливковым маслом, а затем с силой растирать (Mul. affect., I, 64). Если не помогает — принять сидячую ванну с отваром льняного семени, пажитника, мальвы, алтея, полыни. Параллельно — делать припарки из старого оливкового масла, можно с соком руты или с медом, или с маслом ириса, или с полынью и медом, или с опопанаксом и медом, рутой или сирийской мазью28. Если эти обычные припарки не помогают, переходить к их более радикальному варианту: мука из люпина вместе с бычьей желчью и полынью (Ibid.).

Если все эти меры оказались тщетны, и женщина по-прежнему хочет избавиться от плода, ей предписано есть мало, воздерживаться от вина и прибегнуть к обильному кровопусканию, после чего — хорошо поскакать на домашней скотинке и использовать смягчающие вагинальные суппозитории в сочетании с сидячими и лежачими ваннами (Mul. affect., I, 65). Далее, если все усилия тщетны, переходим к абортивным суппозиториям. Соран приводит следующие рецепты изготовления последних: взять в одинаковой пропорции мирт, семена желтофиоли, горький люпин, увлажнив, сформировать горошину. Или: взятые в равных количествах желтофиоль, кардамон, сера, полынь, мирра — слепить, используя воду. Принимать также напиток: 3 драхмы листьев руты, 2 драхмы мирта и лавра, смешанные с вином. Перед использованием суппозиториев обязательно принять ванну; если не помогло, процедуру повторить (Mul. affect., I, 65).

Список лекарственных средств у Сорана — гораздо скромнее по сравнению с Диоскоридом. Но эфесский врач отбирает только наиболее действенные, по его мнению, средства и сочетает их с самыми разными мерами медицинского и околомедицинского характера, предлагаемыми для контроля рождаемости. ^ Абортивные снадобья у двух греческих медиков — практически те же самые, а за редким исключением вроде семени льна или кожуры граната; однако рецеп- ^ ты могут отличаться сочетаниями компонентов. 'g

Насколько способы контроля рождаемости с помощью применения раз- g личных лекарственных средств и иных способов (упражнения, принятие ванн ^ и т. п.) были востребованы в греческом обществе? Судя по данным источни- -с ков, — ответ утвердительный. Мы уже ссылались на Платона и Аристотеля. Ig Можно привести и другие примеры: в аристофановском «Мире» протагонист ^ Тригей обнимает свою невесту Жатву и говорит: «Красотка! Вредно, думаешь, J3 Гермес-дружок / Поспать мне будет с Жатвой после долгих лет?» На что Гер- § мес ему отвечает: «Нет, коль запьешь настойкою полынной» (ойк e'i уе KUKerov' елстюц ßAnxraviav) (Ar. Pax, 710-712, пер. Адриана Пиотровского). На самом я

деле перевод здесь не точен, так как pAn%œviaç (ион. — это мята болот-

ная, Mentha pulegium. Чтобы потешаться над шуткой Гермеса, афинская публика должна была ведать о противозачаточном и абортивном эффекте настойки из этого растения29.

Очевидно, что противозачаточными и абортивными средствами пользовались и женщины, которые по тем или иным причинам изменяли своим мужьям и в случае беременности должны были скрыть от супруга и окружающих последствия внебрачной связи. О тех, кто прибегает к абортивным средствам, желая избавиться от плода адюльтера или не желая вредить фигуре и красоте, с осуждением писал Соран (Mul. affect., I, 60). Греческий историк и философ Плутарх (II в.) нелицеприятно отзывался о «распущенных женщинах» (áKÓ^aoxoi yuvatKsç), использовавших снадобья для вытравления плода и абортивные средства (екРоМоц %pá^evai Kai фборюц), чтобы опять получать удовольствия (únep toí> náAxv nÀnpoi>o6ai Kai ^5una6etv) (Plut. Mor. 134F).

Греческие жрицы свободной любви — от обычных уличных проституток и обитательниц борделей (nópvai) до высококлассных гетер типа Лаис или Фрины — также должны были быть искушенными в применении противозачаточных и абортивных средств, ведь беременность оставляла их без заработка минимум на полгода30. В трактате «О мясе» Гиппократова сборника упоминаются «общедоступные гетеры», которые, имея богатый опыт, сходясь с мужчинами, всякий раз точно знают, когда беременеют, после чего скидывают плод (De carne, 19)31. В сочинении «О природе ребенка»32 из того же сборника рассказывается подлинная история, случившаяся с одной рабыней-флейтисткой, — видимо, из тех, кто развлекал гостей на симпосионе не только своей игрой, но и своим телом. Эта женщина, забеременев, воспользовалась советом врача: подскакивая, ударять ногою о свою ягодицу. «И когда она сделала это семь раз, семя с шумом вылилось на землю» (Hipp. Nat. puer., 13, пер. ^ В. И. Руднева).

G Источником знания о всевозможных противозачаточных и абортивных J средствах, помимо практикующих врачей и их ученых работ, были повиту-« хи33, разбирающиеся в растениях и снадобьях, которые они использовали для

ей

разных профессиональных целей, в том числе — вызвать менорею, помешать

% зачатию. Полезные сведения и практические советы исходили от садовников,

s огородников, травников, собирателей лекарственных растений — о последних

у нередко упоминает Феофраст в своей «Истории растений» (например, VI, 2, 4;

s IX, 1, 7; IX, 5, 1-2; IX, 6, 2; IX, 8, 2-8; IX, 11, 9 etc.). Опыт пастухов, их наблюде-

£ ния за поведеним животных, поедающих те или иные травы, также был исклю-

s чительно полезен (Theophr. III, 3, 6; IX, 10, 2; IX, 17, 1). Мы не беремся судить

§ об эффективности всех тех снадобий, рецептов, упражнений и спа-процедур ^ из сочинений греческих медиков, которые мы приводили в нашей работе. Оче-& видно, какие-то были весьма действенными, другие — вряд ли, а третьи вообще

£ едва ли находили практическое применение из-за экзотичности ингредиентов С

и сложности приготовления — некоторые рецепты больше напоминают магические зелья. Несомненно одно: античное общество было хорошо знакомо с самыми разными средствами контроля рождаемости. Рекомендации медиков очевидным образом использовались греческими женщинами, которые тем самым получали шанс избавить себя от нежелательной беременности, а в каких-то случаях — от потрясения и горя, неизбежных при столь антигуманном способе решения демографических проблем, как инфантицид.

Разумеется, решение признать и оставить ребенка в семье или, выкинув его, обречь на рабство или смерть принимал отец семейства. См., например: Feen R. The Historical Dimensions of lnfanticide and Abortion: The Experience of Classical Greece // Linacre Quarterly. 1984. Vol. 51. P. 249-250.

Демоз Л. Психоистория. Ростов н/Дону: Феникс, 2000. С. 82.

Riddle J. M. Contraception and Abortion from the Ancient World to the Renaissance. Cambridge Mass.; London, 1992. Р. 23.

Sokolowski F. Lois sacrées de l'Asie Mineure. Paris, 1955. N 20. P. 53-55. Ibid. P. 57.

В наши цели не входит даже поверхностное изложение огромной научной традиции по данной проблеме. Сошлемся на две русскоязычные статьи, где можно найти такой обзор: Карпов В. П. Гиппократ и Гиппократов сборник // Гиппократ. Избранные книги. М., 1936. С. 47-73; Трохачев С. Ю. Предисловие // Гиппократ. Этика и общая медицина. СПб.: Азбука, 2001. С. 19-23.

"Hv рл ÖsXfl кuíbкea6al, piiruoç öaov ruap-ov Sielç fiSaxi, SíSou níveiv, rai èviauxbv oí ктакешъ То же самое — De mul. afect. I, 76: Ära^o^ ^v рл Séfl кüí<жea6al, ptouoç öaov кшр-ov Sielç fiSaxi, mveiv SiSovai, ra! èviauxôv, râç ënoç eîneïv, oí кüí<жexal. Дворецкий И. Х. Древнегреческо-русский словарь. Т. 2. М., 1958. С. 1102. Пессарий у греков служил для приложения к матке лекарственных веществ, изготовлялся в разных формах и разной длины в виде шарика, желудя, свечки. См.: Карпов В. П. Примечания // Гиппократ. Избранные книги. С. 682. Обол — примерно 0,7 г.

Драхма — 4,3 г. ^

Котила — от 0,21 до 0,33 л (в зависимости от местности, в Аттике — 0,27 л). ^

Например, в Ebers Papyrus. См. подробнее: Riddle J. M. Contraception and Abortion... ^ Р. 81-82. Z,

Ссылки на Диоскорида в нашей статье даются по двум изданиям — адаптированное для "g современного читателя английское издание Dioscorides Pedanius. De materia medica / Ed. ig Tess Anne Osbaldeston. Johannesburg: Ibidis, 2000, в основу которого положен перевод Â с латыни XVII в. Джона Гудайера. И издание на языке оригинала — древнегреческом: "g https://uses.plantnet-project.org/fr/Dioscoride:_index_des_noms_de_plantes#.CE.A9 по 'g изданию: Pedanii Dioscuridis. De material medica libri quinque / Ed. Max Wellman. Berolini: 'S Apud Weidmannos, 1906-1914. 3 vol. X

Корица с миррой (1-13, 1.14 ^ivapépo^); семена жерухи (кресс-салат) (2-185 Nasturtium sativum (hortense); 2-155 rápSapov); семена и корень виснаги (3-60 Seseli massiliense; Ja Daucus visnaga 3.53 <asaeXi> xö pèv Ma<тоoЛlйxlкöv); бараний нут (2-126 Erebinthos, й Cicer arietinum; 2.104.1 <epsßiv6oq>); корень и сок цикламена (2-194 Cyclamen; 2.164 £ <кикМртэ1;>); камедь — смола, выделяемая из стебля многолетнего травянистого растения Dorema ammoniacum (3-98 Ämmoniacum; 3.84 ^ppoviarav^; василек синий

со

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

(корень) (3-8 Centaurea cyanus; 3.6. ^evxaúpeiov xö (£ya>); листья (отварные или сырые) берулы прямой, или поручейника (2-154 Sium; 2-127 aíov).

16 На основе оливкового масла готовится в несколько приемов: майоран вместе с тимьяном, кассией, полынью, цветками гулявника, листьями мирта (1-58 Origanum majorana; 1.48 <aa^youxívou> a^uacía).

17 Сок персидской ферулы (3-95 Ferula persica 3.81.1 <aayannvóv>); сок бальзамона (1-18 Balsamodendrum gileadense; 1.19 <ßoAoap,ov>); сок из корня горечавки (3-3 Gentiána; 3.3 <yevxiavf>).

18 Настойка листьев тополя белого с вином (1-109 Populus alba; 1.81 <Xeùicr|ç>); настойка ярутки (2-186 Thlaspi latifolium; 2.156.1 <6Xá<rai>); настойка мяты болотной (3-36 Mentha pulegium, 3.31 <yXfx<»v>); настойка руты (3-52 Ruta graveolens; 3.45 <rcfyavov>); настой листьев и цветков девясила (3-136 Conysa; 3.121 ^ôvuÇa^; отвар листьев и веток шалфея (3-40 Salvia; 3.33 <éXeXfoфaкov>); отвар тимьяна с медом (3-44 Thymus; 3.36 <9ùpoç>); отвар стеблей и семян укропа (3-67 Anéthum; 3.58.1 <àvf6ou>); отвар семян пастернака (3-83 Pastináca sativa; 3.72 <SaM<:oç>); отвар полыни (3-27 Artemisia monoklonos; 3.113 <ápxe(iaía>); отвар листьев оносмы синяковидной в вине (3-147 Onosma, Onosma echioi-des; 3.131 <övoapa>); настойка или отвар корня, цветков, листьев пупавки (3-154 Anthemis; 3.137 <àv68^{ç>); отвар переступеня двудомного (4-184 Ampelos leuke, Bryonia dioica; 4.182 <â(neXoç Хеик|>); отвар папоротника орляка обыкновенного (4-187 Thêlupteris, Pteridium aquilinum; 4.185 <6r|Amxepíi;>); настойка на вине с изюмом листьев анагириса (3-167 Anagyris (foetida); 3.150.1 <àvàyupoç>); трава тимилеи (4-173 Thymelaea; 4.172 <9upeXaía>); настойка чемерицы белой (4-150 Elleborus albus; 4.148 <eAXeßopoq Xem:ôç>).

19 Примеры всевозможных вагинальных и т. п. средств: аспалатус, или верблюжья колючка (по другой идентификации) (1-19 Aspalathus, или Alhagi maurorum; 1.20 <àanàXa6oç>); африканская мирра (1-80 Commiphora africana; 1.67 ßSsAXiov); люпин с миррой и медом (2-132 — 6éppoç, lupinus); перец (2-189 Piper; 2.159 <nénepi>); суппозитории из корня дра-кункулюса с медом (2-196а, Dracunculus; 2.166 <8paкóvxlov>); сок золототысячника с медом (3-9 Centaureum minus, Erythraea Centaurium; 3.7 ^evxaúpeiov xö Xenxbv í) (ii^óv^; мелко нарезанные листья горной мяты (3-43 Calamintha; 3.35.1 ^aXapMlri); нежный корень бакхариса (3-51 Baccharis; 3.44 ^á^api^); корень марены (3-160 Eruthrodanon (Rubia); 3.143.1 <épu6póSavov>); сок конузы (3-136; 3.121 ^ôvuÇa^; чемерица черная (4-151 Helleborus niger; 4.162.1 <eAXeßopoq (éXaç>); сапонария, или мыльнянка в сочетании с ферулой и корнем каперсов (2-193 Saponaria officinalis; 2.163 <axpoú6iov>); особым образом изготовленный экстракт бешеного огурца (4-155 Elaterium, Ecballium elaterium, 4.150.3 xö

^ Se Xeyópevov <éXaxfpiov>); семена колоцинта (4-178 Oolocynthis; 4.176.1 ^o^icuvBa áypía>).

20 Киаф — ковш для разливания вина, объем 0,045 л.

^ 21 5.67.1 yívexai Se ra! ^6ôpioç e(ßpvov oivoç> 9uxeuo(£vaiç yàp xaîç à(néXoiç <yu(^"uxei>exai eAXeßopoq ^ aùcuoç aypioç ^ <жa((иvía, rov àvaXa(^àvei f| axaфuX^ xrçv Súva(lv•кa! ó ¿4 aï)xf|ç « oivoç yívexai ф6ópюç. SíSoxai Se лpoe(nieкmalç vfaxeai ruáBou nXf|6oç x^paiévoi;. ^ 22 en! f|(épaç Se xpláкovxa ènxà no6évxa àyôvouç noieîv Íaxopeíxai.

^ 23 О влиянии ряда растений на фертильность живых существ, включая человека, признава-sS емом в современной науке, см.: Riddle J. M. Contraception and Abortion... P. 33-42, 47-48, s 50-54; там же — ссылки на литературу.

& 24 Гранат как антифертильное средство известен был еще в классической Греции, хотя Ди-g оскорид почему-то обходит молчанием такое его использование.

(э1 25 О том, что сильфий стимулирует менорею, писал и Диоскорид, прямо не называя, правда, Ö его противозачаточным средством (3-94; 3.80 <aí^iov>).

=s 26 О сильфии — Gemmill Ch. Silphium // Bulletin ot the History of Medicine. Vol. 40. 1966. § P. 295-313; Shamoux F. Le problème du silphion // Bulletin de la Société nationale des Anti-Й quaires de France. Année 1985, 1987. P. 54-59.

^ 27 Следует заметить, что в античности едва ли различали отсутствие менструации из-за беременности или по иным причинам; предлагаемые средства должны были стимулиро-н вать менорею: Riddle J. M. Contraception and Abortion. Р. 27. С

28 Рецепт неизвестен.

29 Диоскорид приводит это средство в своем перечне (3-36 Mentha pulegium; 3.31 <yX^xrav>).

30 См. подробнее: Kapparis K. Abortion in the Ancient World. London, 2002. Р. 107-113.

31 ai exalpai ai Stomal, aixive; aiixsiav neneip^vxai noXXaKt;, OKoxav napa avSpa eX6fl, yiv&aKouaiv OKoxav XaPraaiv ev yaaxpv Kaneix' evSiapBeipouaiv.-

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

32 Об авторе этого трактата высказывались самые разные предположения: сам Гиппократ, его зять Полибий, безымянный представитель книдской школы, которому принадлежат и «Женские болезни». Подробнее см.: Карпов В. П. Примечания // Гиппократ. Избранные книги. С. 221-223.

33 Pepe L. Abortion in ancient Greece // Symposion 2013. Papers on Greek and Hellenistic Legal-History (Cambridge MA, August 26-29, 2013) / Eds. M. Gagarin, A. Lanni. Wien, 2014. P. 44.

References

DVORECKIJ I. H. Drevnegrechesko-russkijslovar'. T. 2. Moscow: Gos. izd-vo inostr. i nacion. slovarej, 1958. GEMMILL Ch. Silphium // Bulletin of the History of Medicine. 1966. Vol. 40. P. 295-313. FEEN R. The Historical Dimensions of Infanticide and Abortion: The Experience of Classical Greece // Linacre Quarterly. 1984. Vol. 51. P. 248-254.

KAPPARIS K. Abortion in the Ancient World. London: Bristol Classical Press, 2002. KARPOV V. P. Gippokrat i Gippokratov sbornik // Gippokrat. Izbrannye knigi. Moscow: OGIZ Biomedgiz, 1936. P. 9-81.

PEPE L. Abortion in Ancient Greece // Symposion 2013. Papers on Greek and Hellenistic Legal History (Cambridge MA, August 26-29, 2013) / Eds. M. Gagarin, A. Lanni. Wien: Verlag der Österreichischen Akademie der Wissenschaften, 2014. P. 39-64.

RIDDLE J. M. Contraception and Abortion from the Ancient World to the Renaissance. Cambridge Mass.; London: Harvard UP, 1992.

SHAMOUX F. Le problème du silphion // Bulletin de la Société nationale des Antiquaires de France. Année 1985, 1987. P. 54-59.

SOKOLOWSKI F. Lois sacrées de l'Asie Mineure. Paris: E. de Boccard, 1955.

TROHACHEV S. Yu. Predislovie // Gippokrat. Etika i obshchaya medicina. St. Petersburg: Azbuka, 2001. P. 3-42.

ДЛЯ ЦИТИРОВАНИЯ ^

Т. В. Кудрявцева. Контроль рождаемости в древнегреческом обществе // Петербургский исторический журнал. 2021. № 3. С. 51-62 т

Аннотация: В статье исследуются различные формы контроля рождаемости, применяемые в греческом обществе. На основе анализа некоторых трактатов из Гиппократова сборника, сочинений Диоско-рида и Сорана делается вывод: греческие врачи знали множество рецептов противозачаточных и абортивных средств, для чего использовались в больших количествах разнообразные растения, равно как снадобья животного происхождения и соли металлов. Кроме того, медики рекомендовали особые техни- -д ки с целью избежать зачатия, а также упражнения, спа-процедуры, особые отвары, диету и т. п. для того, +2 чтобы вызвать выкидыш на ранних стадиях беременности. Очевидно, какие-то из этих средств были рн весьма действенными, другие — вряд ли, а третьи вообще едва ли находили практическое применение из-за экзотичности ингредиентов и сложности приготовления. Однако, судя по античным источникам, ^ эти рекомендации активно использовались греческими женщинами, которые тем самым получали шанс £ избавиться от нежелательной беременности, а в каких-то случаях — от потрясения и горя, неизбежных при столь антигуманном способе решения демографических проблем, как инфантицид. ^

Ключевые слова: Древняя Греция, контроль рождаемости, противозачаточные и абортивные сред- 13 ства, Гиппократов сборник, Диоскорид, Соран, сильфий. ^

FOR CITATION

Tatyana V. Kudryavtseva. Birth control in ancient Greek society // Petersburg historical journal,

no. 3, 2021, pp. 51-62

Abstract: The article examines the various forms of birth control used in Ancient Greek society. Based on the analysis of some treatises from the Hippocratic corpus, the writings of Dioscorides and Soranus, the conclusion is made: Greek medical writers knew many prescriptions for contraceptives and abortifacients, for which a variety of different plants were used, as well as drugs of animal origin and metal salts. Moreover the Greek physicians recommended special techniques to avoid conception and if it didn't work — in order to induce a miscarriage in the early stages of pregnancy, they advised exercise, spa treatments, special decoctions and a diet of pungent food. Obviously, some of these remedies were very effective, others were unlikely. Some of these prescriptions hardly ever found practical use due to the exotic ingredients and the complexity of preparation. However, according to ancient sources, these recommendations were actively used by Greek women, who thereby got a chance to get rid of unwanted pregnancies, and in some cases — from the shock and grief that are inevitable with such an inhuman way of solving demographic problems as infanticide.

Key words: Ancient Greece, birth control, contraceptives and abortifacients, Hippocratic Corpus, Dioscorides, Soranus, silphium.

Автор: Кудрявцева, Татьяна Владимировна — д. и. н., профессор, Российский государственный педагогический университет им. А. И. Герцена.

Author: Kudryavtseva, Tatyana V. — Doctor in History, Professor, Herzen State Pedagogical University.

E-mail: tvkudryavtseva@herzen.spb.ru

ORCID0000-0002-1636-5704

О

И rt К CP

«

s «

о V

s

CP

о

H о

s «

S «

о p

\o

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.