Научная статья на тему 'Контроль работоспособности конвейерного транспорта посредством регистрации параметров электропривода'

Контроль работоспособности конвейерного транспорта посредством регистрации параметров электропривода Текст научной статьи по специальности «Электротехника, электронная техника, информационные технологии»

CC BY
187
61
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОНВЕЙЕР / АСИНХРОННЫЙ ЭЛЕКТРОДВИГАТЕЛЬ / КОНТРОЛЬ ЭЛЕКТРИЧЕСКИХ ПАРАМЕТРОВ / CONVEYOR / INDUCTION MOTOR / CONTROL OF ELECTRICAL PARAMETERS

Аннотация научной статьи по электротехнике, электронной технике, информационным технологиям, автор научной работы — Пугачев Емельян Васильевич, Кипервассер Михаил Вениаминович, Аниканов Дмитрий Сергеевич

Предложен метод диагностирования дефектов механической части конвейера путем контроля электрических параметров сопряженного с механизмом асинхронного двигателя. Показан алгоритм работы технических средств, реализующих методику контроля на действующем конвейере.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по электротехнике, электронной технике, информационным технологиям , автор научной работы — Пугачев Емельян Васильевич, Кипервассер Михаил Вениаминович, Аниканов Дмитрий Сергеевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Operability control of conveyor transport by recording the parameters of the drive

We propose a method of diagnosing defects in the mechanical part of the conveyor through the control the electrical parameters of the conjugate to the mechanism of induction motor. The algorithm of the hardware realizing credit control on the existing assembly line is shown.

Текст научной работы на тему «Контроль работоспособности конвейерного транспорта посредством регистрации параметров электропривода»

Таким образом, использование дифференци- строении систем управления асинхронными

альной эволюции упрощает применение мето- электродвигателями.

дов оптимального управления [2-5] при по-

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Янг Л. Лекции по вариационному исчислению и теории оптимального управления. - М.: Мир, 1974. -488 с.

2. Понтрягин Л.С., Болтянский В.Г., Гамкрелидзе Р.В., Мищенко Е.Ф. Математическая теория оптимальных процессов. - М.: Наука, 1976. -392 с.

3. Болтянский В.Г. Математические методы оптимального управления.- М.: Наука, 1968. -408 с.

4. Кротов В.Ф., Гурман В.И. Методы и задачи оптимального управления. - М.: Наука,1973. -446 с.

5. Кротов В.Ф., Букреев В.З., Гурман В.И. Новые методы вариационного исчисления в динамике полета. -М.:Машиностроение,1969. -288 с.

6. Kenneth V. Price, Rainer M. Storn, Jouni A. Lampinen. Differential Evolution. A Practical Approach to Global Optimization. Springer-Verlag Berlin Heidelberg, 2005. -537 pages.

7. Vitaliy Feoktistov. Differential evolution. In Search of Solutions. Springer Science+Business Media, LLC, 2006. - 200 pages.

8. Bidyadhar Subudhi, Debashisha Jena. Differential evolution computation applied to parameter estimation of induction motor / Archives of Control Sciences, Volume 19(LV) No. 1, 2009. Р. 5-26.

9. Тихонов А.Н., Арсенин В.Я. Методы решения некорректных задач. - М.: Наука, 1979. -284 с.

□ Автор статьи:

Ещин

Евгений Константинович, докт. техн.наук, профессор каф. прикладных информационных технологий КузГТУ.

Email: [email protected]

УДК 621.867:621.313

Е.В. Пугачев, М.В. Кипервассер, Д.С. Аниканов

КОНТРОЛЬ РАБОТОСПОСОБНОСТИ КОНВЕЙЕРНОГО ТРАНСПОРТА ПОСРЕДСТВОМ РЕГИСТРАЦИИ ПАРАМЕТРОВ ЭЛЕКТРОПРИВОДА

Конвейерно-транспортные машины различной мощности, производительности и протяженности являются одним из основных видов грузового транспорта на угольных шахтах и предприятиях по переработке полезных ископаемых (угольных и рудных обогатительных фабриках, металлургических заводах и др.). От надежной, ритмичной и безотказной работы этих механизмов напрямую зависят производительность и экономические показатели работы предприятия в целом.

Работа узлов и агрегатов конвейерных линий сопровождается воздействием значительных механических нагрузок. В большинстве случаев эти нагрузки являются расчетными, но даже в этом случае их постоянное воздействие приводит к постепенному износу и в конечном итоге выходу механизма из строя по тем или иным причинам. Сами эти причины весьма разнообразны. Слож-

ность и тяжесть повреждения определяет продолжительность простоя оборудования, затраты на ремонт, размер ущерба. В этой связи защита механизмов от опасных режимов работы и своевременная диагностика возникающих неисправностей является одним из условий бесперебойной работы агрегатов и предприятия в целом.[1]

Важно отметить, что во многих случаях конвейерные механизмы в течение эксплуатационных периодов работают без наблюдения персонала, либо его количество мало по сравнению с количеством обслуживаемого оборудования. По этой причине сами аварии выявляются несвоевременно, а их характер определяется зачастую неверно, что увеличивает потери производства. Поэтому своевременное и точное определение места и характера повреждения технологического оборудования является актуальной задачей. В условиях

отсутствия постоянного обслуживающего персонала, для определения неисправностей и аварийных ситуаций важно задействовать все имеющиеся возможности, в том числе и косвенные.

Стандартная технологическая схема конвейерной линии представлена на рис. 1. Все перечисленные здесь элементы в процессе эксплуатации подвержены износу и поломкам. Отказ любого из них может привести к остановке конвейера в целом, и, как следствие, всей технологической цепочки.

На практике контроль состояния механизма осуществляется следующими датчиками:

- контроля станции натяжения ленты;

- температуры смазки редуктора;

- застревания горной массы (заштыбовки);

- скорости вращения головного барабана;

- контроля схода ленты;

- уровня горной массы в бункере приема и отгрузки.

Перечисленные выше датчики не могут в полной мере охватить весь спектр аварийных ситуаций, присущих конвейерным установкам (расцепление передаточных муфт редуктора, обратный ход груженой ленты, неисправность опорных подшипников редуктора и барабанов, заклинивание или обрыв ленточного полотна, и пр.). Поэтому весьма желательна разработка дополнительных методик контроля, действующих в комплексе со стандартными защитами.

Решить поставленную задачу можно путем контроля электрических параметров приводного электродвигателя сопряженного с механической частью конвейера.

Известно, что в электроприводе большинства конвейерных механизмов используются асинхронные электродвигатели, которые преобразуют электрическую энергию питающей сети в механическую энергию на валу. Неисправности механической части конвейера приводят к отклонениям величины момента на валу электродвигателя от нормальных для данного режима значений. Следовательно, контролируя электрические параметры приводного двигателя можно судить о состоянии механической части конвейерного механиз-ма.[4,6]

Теоретической основой методики контроля являются известные описания переходных и энергетических процессов в асинхронном электродви-гателе.[2]

Упрощенная схема замещения асинхронной машины, представлена на рис. 2 [4].

Опираясь на методику описания асинхронной машины в координатной системе, вращающейся с угловой скоростью й)к уравнения состояния электрических параметров, выразятся [4]:

а ¥

и„ = ¡< ^ * (1)

й ¥ ___Г

+ к - ™)¥г

А

¥, Lsis+Lmir

¥г ^^ті я + Іті г

М = 3/2 ¥, х і, = -3/2 ¥г х іг где и,, иг - напряжения статора и ротора;

¥, , ¥г - потокосцепления статора, ротора;

(2)

(3)

(4)

(5)

Рис. 1. Технологическая схема конвейерной линии: 1 - электродвигатель; 2 - редуктор; 3 - питатель; 4 -бункер; 5 - опорные и поддерживающие ролики; 6 - конвейерная лента; 7 - станция натяжения ленты;

8 - железоуловитель и железоотделитель.

К, , Кг - сопротивления статора и ротора;

Lm - взаимная индуктивность статора и ротора;

Юк - угловая скорость системы координат;

Н - угловая скорость ротора;

Ls , Lr - индуктивности статора и ротора;

М - момент на валу двигателя;

і,, іг - токи статора и ротора.

Численная величина момента на валу описывается выражением [5]: т~р

М = -2-

-Е2н 12 cos W 2!

(6)

где р - число пар полюсов;

Ю2 - синхронная скорость поля статора;

¥2 - угол сдвига фаз тока ротора и ЭДС;

Е2н - ЭДС неподвижного ротора;

І2 - фазный ток обмотки ротора.

Если в это уравнение подставить величину ЭДС , то получим следующее выражение момента:

M =

• 4.44 • f • wk ФI2 COsW2 (7)

а1 2 2 2 2

где Ф - постоянный магнитный поток в зазоре;

/ - частота напряжения сети;

Н2 - количество витков обмотки ротора; к2 - обмоточный коэффициент ротора. Векторная диаграмма работающего асин-

хронного двигателя изображена на рис. 3 [5]:

жения машины согласно рис.3 можно выразить:

Uj cos фі = IjRj + U cos Wj (8)

где U - модуль вектора Э.Д.С. статора;

ф 1 - угол сдвига фаз между током (Ij) и напряжением (U1) статора;

Wj - угол сдвига фаз между ЭДС и током статора;

Rj - активное сопротивление статора;

U1 - напряжения статора.

Умножив левую и правую части уравнения (8) на Ij, получим выражение мощности, потребляемой одной фазой двигателя, через потери в меди обмотки статора и через мощность, передаваемую одной фазой вращающемуся полю:

Uj Ij cos ф1 = Ij2R1+UIj cos Wj (9) Значение Ij cos Wj можно заменить через соответствующие составляющие намагничивающего тока и приведенного тока ротора согласно диаграмме, изображенной на рис. 4 [5]:

Рис. 3.Векторная диаграмма вращающегося асинхронного двигателя

Рис. 4. Векторная диаграмма тока статора

Из приведенной диаграммы следует:

I¡ cos tyi = I0 sin a+ I2 cos W2 , (10)

где Io -ток ветви намагничивания; a - угол магнитных потерь;

I2 -приведенный ток ротора.

С учетом (10) выражение (9) преобразуется:

2 '

U¡ I¡ cos y¡ = I¡ R¡ + UI0 sin a+UI2 cos W2

(11)

Из выражения (11) следует:

u If R

I2 cos W2 = и I\ cos y¡ - U - I0 sin a

(12)

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

где I0 sin a -произведение тока ветви намагничивания и синуса угла магнитных потерь (величина незначительная и в процессе работы остающаяся практически неизменной).

Реальный ток ротора I2 при известном значении приведенного тока I2 определится выражением:

Активную составляющую первичного напря-

Т = Ґ 3wik1

2 2 m2w2k2

(13)

где Ні - количество витков статора;

к1 - обмоточный коэффициент статора; т2 - число фаз обмотки ротора;

Н2 - количество витков обмотки ротора; к2 - обмоточный коэффициент ротора.

С учётом (12,13) выражение момента на валу двигателя будет иметь вид:

M = 4.44 • f • w к ФI2 COS^9 =

2 2 2 2

13.32 fw-ik-i ,U\ ^ R \

=-------а-------(—I cosm----------------I sina)

a1 yU 1 1 U ~ 0 ’

(14)

Таким образом, зная значения R¡, w¡ , k¡ , Ф, w¡ и учитывая постоянную составляющую Io sin а , измерение величин Ul , Il , cos фі можно считать косвенным измерением величины момента на валу.

Вместе с тем использование полученного выражения для построения защиты конвейерной линии затруднено по следующим причинам:

- величины магнитного потока Ф , числа витков обмотки статора wi , активного сопротивления обмотки статора Ri как правило не указываются в паспортных данных и сопроводительных данных на электрическую машину;

- полученное выражение (14) пригодно для описания момента двигателя только в установившихся режимах с постоянной нагрузкой. В режимах пуска, изменения загрузки механизма или по какой-либо аварийной ситуации возникают пере-

ходные процессы, как в механической, так и в электрической частях электропривода;

- значение питающего напряжения и1 нельзя принимать постоянным, так как оно зависит от конструктивных параметров сети электроснабжения [3].

Однако, известны способы вычисления значений параметров указанных в выражении (14):

- величины магнитного потока Ф , числа витков обмотки статора ~№], активного сопротивления обмотки статора Я], относятся к так называемым наблюдаемым параметрам электрической машины, значения которых можно определить, используя методику, изложенную в [3];

- математическая модель механизма и сопряженной с ним асинхронной машины в переходных режимах представлена системой дифференциальных уравнений, решение которой позволяет получить зависимость момента валу двигателя в периоды протекания динамических процессов. По данным [3] как правило получается колебательный переходный процесс заканчивающийся в течение 0,4...0,6 секунды, что позволяет применять предложенную методику определения момента, так как время протекания механических переходных процессов существенно больше;

- влияние на величину напряжения конструктивных параметров сети электроснабжения можно оценивать по методикам, изложенным в [3]. При этом необходим замер текущего значения напряжения на зажимах двигателя.

Таким образом, контролируя указанные в уравнении (14) параметры и учитывая, что их изменения при смене режимов работы технологиче-

Таблица 1. Значения параметров в различных режимах работы механизма.

Режим работы, вид неисправности, степень загруженности механизма (%). Величина тока статора Коэф. мощности Cos ф Изменение величины тока статора относительно нормального режима со 100% загрузкой Изменение коэф. мощности относительно нормального режима со 100% загрузкой

Режим холостого хода, неисправностей отсутствуют, 0%. 235 0,53 -45 % -37 %

Режим работы с / нагрузки, неисправностей нет, 50%. 375 0,71 -12 % -15 %

Работа с полной нагрузкой, неисправностей нет, 100%. 428 0,84 - -

Появление излишнего груза, перегруз конвейера, 120%. 458 0,87 7 % 4 %

Заклинивание ленты горной массой, остановка движения ленты, 100% (ограничено уставками защиты) 540 0,89 26 % 6 %

Сход ленты и частичное задевание става роликовых опор, 100%. 440-460 0,85-0,87 3-7 % 1-4 %

Отслоение вулканизированного шва ленты конвейера, 100% 440-460 0,85-0,87 3-7 % 1-4 %

Поломка опорного подшипника в двигателе, 100% 440-470 0,85-0,88 3-10 % 1- 5 %

Рис. 5. Функциональная схема защиты конвейера: 1,2,14 - блоки задержки, 3 - измерительное устройство, 4,12,13 - ключи, 5 - блок снятия значения, 6,15 - блоки сравнения, 7 - блок памяти, 8 - блок регистрации, 9 - блок задания уставки, 10 - блок индикации, 11 - блок управления АД, 16 - блок задания

ского объекта и появление неисправностей механической части происходят значительно быстрее по сравнению с изменением величин скольжения и скорости, можно фиксировать возникновение нештатных режимов работы механизма в самый начальный момент их появления.

Изложенная методика для конкретного технологического агрегата позволяет оценить величины изменения момента на валу, тока статора и коэффициента мощности приводного электродвигателя при изменения вида нагрузок, причинами которых служат разного рода механические неисправности, отклонение масс перевозимого груза и др.

Например, для механизма конвейера углепо-дачи ЦОФ «Краснобродская-Коксовая» (приводной электродвигатель ВАО2-315Ь6, Рн=200 кВТ, пн= 965 об/мин, номинальный ток статора /н=437

А) получены величины отклонения параметров в различных режимах работы, в том числе и нештатных (таблица 1).

Полученные данные подтверждают, что контролируя электрические параметры асинхронного электродвигателя можно идентифицировать аварийные режимы и техническое состояние механизма. Устройства контроля можно реализовать на базе микропроцессорных устройств, предусмотренных в штатных системах автоматики. Фрагмент функциональной схемы защиты, содержащий канал контроля величины тока статора представлен на рис. 5.

Таким образом, контроль энергетических параметров технологического объекта в целом на наиболее доступном для точных замеров участке, позволяет распознавать и предупреждать аварийные режимы работы.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. БольшаковА.С. Углеобогатительные и брикетные фабрики - Л. : Углеметтехиздат, 1982. - 240 с.

2. Ковач К.П., Рац И. Переходные процессы в машинах переменного тока: учебник для вузов. - М.-Л. : Госэнергоиздат, 1963. - 744 с.

3. Ещин Е.К. Динамические процессы электромеханических систем горных машин в режимах пуска и стопорения. Дисс. док. тех. наук. - Кемерово, 1996. - 270с.

4. Кипервассер М.В., Инжелевская О.В. Пугачев Е.В. Методика автоматического распознавания аварийных ситуаций оборудования компрессорной станции //Вестник КузГТУ, 2011, №4. С. 51-55.

5. Касаткин А.С., Перекалин М.А. Электротехника. Учебник для вузов.-М.: Государственное энергетическое издательство, 1955. - 376 с., ил.

6. Кипервассер М.В. Методика автоматического распознавания аварийных ситуаций механического оборудования, сопряженного с электрической машиной - сборник трудов IV Всерос. науч. практ. конф. СибГИУ, Новокузнецк, 2010. С. 245-247.

□Авторы статьи :

Пугачев Емельян Васильевич, д.т.н., профессор, зав. каф. электромеханики (Сибирский государственный индустриальный университет) тел: (3843) 74-86-37

Кипервассер Михаил Вениаминович. канд.техн. наук, доцент, зав. каф. электротехники и электрооборудования (Сибирский государственный индустриальный университет) тел: (3843) 46-23-88

Аниканов Дмитрий Сергеевич, инженер ООО «ПНУ» ОК «Сибшахтострой»

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.