Научная статья на тему 'Контроль показаний датчика температуры двигателя внутреннего сгорания'

Контроль показаний датчика температуры двигателя внутреннего сгорания Текст научной статьи по специальности «Электротехника, электронная техника, информационные технологии»

CC BY
126
52
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОХЛАЖДАЮЩАЯ ЖИДКОСТЬ / ТЕМПЕРАТУРА ДВИГАТЕЛЯ ВНУТРЕННЕГО СГОРАНИЯ / УПРАВЛЕНИЕ ТЕМПЕРАТУРОЙ

Аннотация научной статьи по электротехнике, электронной технике, информационным технологиям, автор научной работы — Новиков П. В., Руткевич А. В.

Рассмотрены принципы реализации мониторинга температуры охлаждающей жидкости двигателя внутреннего сгорания в реальном времени. Вычислительной основой системы на аппаратном уровне является одноплатный компьютер «Тион-Про v2». Основная область применения контроль температуры охлаждающей жидкости двигателей внутреннего сгорания. При незначительной переконфигурации можно расширить функционал системы посредством использования дополнительных датчиков и управляющими реле

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по электротехнике, электронной технике, информационным технологиям , автор научной работы — Новиков П. В., Руткевич А. В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Контроль показаний датчика температуры двигателя внутреннего сгорания»

электронное научно-техническое издание

НАУКА и ОБРАЗОВАНИЕ

Эл № ФС 77 - 30569. Государственная регистрация №0421100025. ISSN 1994-0408

77-30569/254634 Контроль показаний датчика температуры двигателя внутреннего сгорания

# 11, ноябрь 2011

авторы: Новиков П. В., Руткевич А. В.

УДК. 21474

ООО «Цифровые решения» МГТУ им. Н. Э. Баумана, шСэ@.ш4 .bmstu.ru

Введение

В России с каждым годом увеличивается число автотранспортных средств. Особенно заметным этот рост стал в последние годы. Но, приобретая автомобиль, мало кто задумывается о той опасности, которой подвергается и подвергает других. На рисунке 1 приведена статистика смертности в результате ДТП в России и в ЕС с 1991 по 2008 г.

Рисунок 1.1 - Статистика количества погибших в тысячах в результате ДТП в России (ГИБДД МВД РФ) и ЕС(CARE, 2008) в период с

1991 по 2008 г.

Таким образом, разработчикам в электронной промышленности отводятся задачи по разработке интеллектуальных транспортных систем, как для управления и контролирования транспортных потоков, так и поддержки управления транспортным средством во избежание потенциально опасных ситуаций.

В данной статье рассматривается реализация системы, позволяющей считывать показания с датчика температуры охлаждающей жидкости двигателя внутреннего сгорания транспортного средства, преобразовывать полученные показания в цифровой сигнал, обрабатывать этот сигнал для представления в удобной для считывания форме. При использовании данной системы на транспортных

средствах возможно своевременное предотвращение выхода из строя силовой установки транспортного средства. Так же перегрев двигателя внутреннего сгорания может привести к его возгоранию.

2. Особенности системы мониторинга на основе одноплатного вычислительного модуля

Разрабатываемая система мониторинга должна обладать следующими отличительными особенностями:

■ возможность быстрого и удобного съема информации с датчика температуры охлаждающей жидкости.

■ возможность ведения статистики полученных показаний с датчика

■ способность работы системы с различными датчиками транспортных средств.

■ способность обработки информации полученной с датчиков и представление полученной информации в наглядном виде.

■ возможность для расширения системы датчиками других типов, таких как датчики оборотов двигателя транспортного средства, давления масла, органами управления.

■ возможность использования различных устройств вывода и ввода, таких как сенсорные панели, мониторы.

3. Состав аппаратных средств системы мониторинга

Для работы системы мониторинга необходимы аппаратные средства, которые позволят выполнять задачи сбора сигналов с датчика температуры, вывода полученной и преобразованной информации пользователю системы в наглядном виде. Кроме того необходимо, чтобы выбранные средства обладали особенностями приведенными в предыдущем разделе.

В качестве вычислительного модуля был выбран одноплатный компьютер Тион-Про2 компании «Зао-Зео», который представляет собой высоко-интегрированную вычислительно-управляющую систему на базе процессора Cirrus Logic ЕР9315 с ядром семейства ARM9, способным продолжительное время работать автономно и имеющим развитую инфраструктуру [1].

Для преобразования аналоговых сигналов с датчика температуры охлаждающей жидкости в цифровые необходим модуль АЦП. Для реализации данной функции в данной системе используется «Плата ввода/вывода» компании «Зао-Зео». Данный модуль полностью совместим с выбранным ранее вычислительным модулем, так же позволяет подключать до четырех датчиков к выходам АЦП со съёмными резистивными делителями и до десяти контактных датчиков. Так же присутствуют восемь выходов для управления реле.

В качестве датчика температуры охлаждающей жидкости используется термометр сопротивления компании «Febi», который устанавливается в автомобили Chevrolet, Daewoo, Opel, Vauxhall [2].

R, Orvi

1000

a oo

600

400

200

0 20 40 60 ВО 100 т, С*

Рисунок 3.1 - График зависимости сопротивления от температуры используемого термометра.

Термометр сопротивления - это термометр, как правило, в металлическом или керамическом корпусе, чувствительный элемент которого представляет собой резистор, выполненный из металлической проволоки или пленки и имеющий известную зависимость электрического сопротивления от температуры. Зависимость сопротивления от температуры для используемого датчика температуры представлена на рисунке 3.1, получена экспериментально [3].

4. Программное обеспечение

При разработке подобных систем на схожих аппаратным платформах, как правило, применяются операционные системы с несколько урезанными возможностями, но вполне достаточными, для выполнения большинства задач. Главными же достоинствами таких операционных систем является их низкие аппаратные требования и невысокая цена продажи. В данном проекте используется операционная система EmbeddedLinux. [2]

Кроме того, для реализации данного проекта существует еще несколько важных аспектов, такие как:

■ компиляция исходных кодов операционной системы EmbeddedLinux для поддержки модуля АЦП/ЦАП, а так же средств разработки.

■ компиляция исходного кода разработанной системы мониторинга под процессор одноплатного вычислительного модуля Тион-Про, ARM9;

■ отображение графики в операционной системе Linux для встроенных систем без X Window System - оконной системы, обеспечивающей стандартные инструменты и протоколы для построения графического интерфейса пользователя;

■ настройка взаимодействия системы с пользователем

Для решения первой задачи потребуются исходные коды ядра операционной системы, необходимый набор дополнений, называемый «патчем», и операционная система Linux, в которой возможно скомпилировать исходные коды требуемой операционной системы. Для поддержки модуля АЦП/ЦАП требуется произвести коррекцию файла конфигурации исходных кодов.

Для решения второй задачи достаточно корректно настроить соответствующий компилятор, arm-linux-g++, и собрать на основе исходного кода исполняемый файл, который в последствии будет запущен на одноплатном вычислительном модуле.

Для решения третьей и четвертой задачи требуется более детальный и внимательный подход. Как уже было сказано выше, Linux для встраиваемых систем не оснащен системой X Window System, которая обеспечивает базовые функции графической среды: отрисовку и перемещение окон на экране, взаимодействие с мышью и клавиатурой. В таком случае необходимо использовать фреймбуфер.

На рисунке 4.1 представлена структурно-функциональная схема разрабатываемой системы мониторинга.

Уi^ptÄnjo вывоза

i отражай ia

;

шип юрма

Программа мвннгаринга Операционная акта^Ьиж О-С

i

Прог гтгютт эаммная

ILJaR

ДйРИЖ

Рисунок 4.1 - Структурно-функциональная схема системы мониторинга.

а

Для создания программы с графическом интерфейсом, способным отрисовываться через фреймбувер было принято решение использовать набор библиотек Qt for Embedded Linux [4].

Выводы

Предложенная система мониторинга позволяет проводить отслеживание температуры охлаждающей жидкости двигателя транспортного средства в реальном времени. В зависимости от полученных значений, может предупреждать пользователя о возможных неполадках. При незначительной переконфигурации систему можно расширить дополнительными датчиками и управляющими реле.

Литература

1. ЗАО "Завод Электрооборудования" [Электронный ресурс] : Компания ЗАО "Завод Электрооборудования", Москва 2011. Реж. доступа: http://www.zao-zeo.ru/

2. Febi [Электронный ресурс] : Общество FerdinandBilsteinGmbH + CoKG, г. EnnepetalGermany 2011. Реж. доступа: http://www.febi.com

3. Б. Н. Олейник, Приборы и методы температурных измерений : учеб. пособие для сред. спец. учеб. заведений по спец. "Электротеплотехн. измерения" / [Б. Н. Олейник, С. И. Лаздина, В. П. Лаздин, О. М. Жагулло] .— М. : Изд-во стандартов, 1987 .— 296 с.

4. Qt - A cross-platform application and UI framework [Электронныйресурс] : Компания Nokia Corporation, USA, 2010. Реж. доступа: http://qt.nokia.com/

5. Мысловский Э.В., Власов А.И., Акристиний М.В. Микроконтроллеры // Электронные компоненты, №5. 2002. С.47-50.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.