Научная статья на тему 'КОНТРОЛЬ НАЛОГОВЫХ ОРГАНОВ В СФЕРЕ ОБОРОТА КОНТРАФАКТНОЙ АЛКОГОЛЬНОЙ ПРОДУКЦИИ'

КОНТРОЛЬ НАЛОГОВЫХ ОРГАНОВ В СФЕРЕ ОБОРОТА КОНТРАФАКТНОЙ АЛКОГОЛЬНОЙ ПРОДУКЦИИ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
101
21
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБОРОТ КОНТРАФАКТНОЙ АЛКОГОЛЬНОЙ ПРОДУКЦИИ / НАЛОГОВЫЕ ПРЕСТУПЛЕНИЯ В СФЕРЕ КОНТРАФАКТНОГО АЛКОГОЛЯ / НЕДИФФЕРЕНЦИРОВАННАЯ СТАВКА АКЦИЗА НА СПИРТ / АКЦИЗНЫЕ МАРКИ ДЛЯ МАРКИРОВКИ АЛКОГОЛЬНОЙ ПРОДУКЦИИ / НЕЗАКОННЫЙ ОБОРОТ СПИРТОСОДЕРЖАЩЕЙ ПРОДУКЦИИ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Ильин Александр Юрьевич, Завьялов М.М.

В статье рассматриваются правовые аспекты контроля налоговых органов за оборотом этилового спирта и спиртосодержащей продукции и их взаимодействия с правоохранительными органами в борьбе с нелегальным производством и распространением контрафактной алкогольной продукции. Для повышения эффективности мер по противодействию распространению контрафактной алкогольной продукции авторы предлагают ввести единую плоскую, недифференцированную ставку акциза на спирт со 100-процентной предоплатой или предоставлением банковской гарантии со стороны производителя конечной продукции, усовершенствовать программный комплекс ЕГАИС и включить в перечень документов, предоставляемых в налоговые органы для лицензирования производства спиртосодержащей продукции, заключение экспертной комиссии.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Ильин Александр Юрьевич, Завьялов М.М.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CONTROL OF TAX AUTHORITIES IN THE SPHERE OF CIRCULATION OF COUNTERFEIT ALCOHOLIC PRODUCTS

The article discusses the legal aspects of tax authorities’ control over the circulation of ethyl alcohol and alcohol-containing products and their interaction with law enforcement agencies in the fight against illegal production and distribution of counterfeit alcoholic products. To increase the effectiveness of measures to counteract the spread of counterfeit alcoholic products, the authors propose to introduce a single flat, undifferentiated excise rate on alcohol with a 100% prepayment or a bank guarantee from the manufacturer of the final product, improve the EGAIS software package and include it in the list of documents submitted to the tax authorities for licensing the production of alcohol-containing products, the conclusion of the expert commission.

Текст научной работы на тему «КОНТРОЛЬ НАЛОГОВЫХ ОРГАНОВ В СФЕРЕ ОБОРОТА КОНТРАФАКТНОЙ АЛКОГОЛЬНОЙ ПРОДУКЦИИ»

 ОО!: 10.24412/2072-4098-2022-9252-98-106 Контроль налоговых органов в сфере оборота контрафактной алкогольной продукции

А.Ю. Ильин доцент кафедры государственно-правовых и уголовно-правовых дисциплин Российского экономического университета им. Г. В. Плеханова, доцент, кандидат юридических наук (г. Москва) М.М. Завьялов ведущий специалист-эксперт отдела работы с крупнейшими налогоплательщиками и системными кредиторами Межрегиональной инспекции Федеральной налоговой службы по управлению долгом (г. Москва)

Александр Юрьевич Ильин, aleksandr_kun@mail.ru

На фоне пандемии СОУЮ-19 и связанных с этим ограничений преступность остается одной из серьезных угроз экономической безопасности страны. Причиняемый ею материальный ущерб исчисляется сотнями миллиардов рублей. В соответствии со стратегией экономической безопасности высокая криминализация отнесена к числу основных угроз экономической безопасности 1.

Количество правонарушений в сфере выпуска и реализации контрафактной алкогольной продукции остается высоким, а размер причиненного ими материального ущерба за период с января по октябрь 2020 года составил 302,2 миллиарда рублей 2. Ограничительные меры и резкое снижение доходов населения спровоцировали увеличение оборота контрафактной алкогольной продукции, основными источниками распространения которой являются оптовые и розничные сети 3. По прогнозам ряда аналитиков, в том числе профессора И.И. Кучерова и профессора И.Н. Соловьева, ожидается прирост различных видов мошенничества, включая криминальное бан-

кротство, фальсификацию бухгалтерской отчетности, уклонение от уплаты обязательных платежей (налогов, акцизов и таможенных пошлин), отмывание и обналичивание преступных доходов. По мнению указанных исследователей, налоговые преступления в сфере оборота контрафактного алкоголя имеют единичный характер и проявляются в розничной торговле, а оптовый оборот контрафактной спиртосодержащей продукции является пережитком прошлого. В то же время усиление контроля за оборотом контрафактной продукции является концептуальным драйвером ускоренного введения маркировки продукции. Так, еще в 2020 году на совещании Президента с членами правительства предлагалось расширить перечень продукции, подлежащей обязательной цифровой маркировке, и в первую очередь это касалось алкоголя, поскольку в сфере его оборота часто встречались контрафакт и фальсификат 4. В последние годы контроль со стороны налоговых органов развивается в сторону противодействия нелегальному производству и обороту этилового спирта и

1 Указ Президента Российской Федерации от 13 мая 2017 года № 208 «О Стратегии экономической безопасности Российской Федерации на период до 2030 года».

2 Состояние преступности в России за январь - октябрь 2020 года. М.: ГИАЦ МВД России, 2020.

3 См. Королева А. СОУЮ усилил контрафакт // Эксперт. 2020. 17 августа.

4 Информация Минпромторга России от 09.09.2020. Ш1_: https://minpromtorg.gov.ru/press-сentre/news/#!denis_ тап1игоу_уу81ир11_8_Ьок!аЬот_о_га2у1111_81в1ету_тагк1гоук1_1оуагоу

алкогольной продукции. Следует обратить внимание на то, что понятия «спирт», «спиртосодержащая продукция», «алкогольная продукция» обозначают разные, хотя и в чем-то пересекающиеся объекты, имеющие строго определенные технические (качественные и количественные) характеристики. При этом обязательной маркировке подлежит только алкогольная продукция, а этиловый спирт и спиртосодержащая продукция не маркируются.

В целях противодействия реализации контрафактной алкогольной и спиртосодержащей продукции с 2005 года функционирует единая государственная автоматизированная информационная система учета объема производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, предназначенная для осуществления государственного контроля за объемом производства и оборота указанной продукции.

Между тем в соответствии с отраслевым законодательством оборот алкогольной продукции, подлежащей обязательной маркировке, требует наличия лицензии на такую деятельность, поэтому наказание за такое деяние назначается по совокупности преступлений по статьям 171.1 и 171.3 Уголовного кодекса Российской Федерации (далее - УК РФ) 5 на основе правовой позиции, указанной в пункте 15 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 18 ноября 2004 года № 23 «О судебной практике по делам о незаконном предпринимательстве». Кроме того, для квалификации преступных деяний имеет значение сговор между поставщиком и получателем продукции о предмете покуп-

ки (поставки), поскольку контрагенты зачастую сознательно приобретают фальсифицированную алкогольную продукцию или спирт по существенно заниженной цене для последующей ее реализации потребителям или производства других некачественных спиртосодержащих изделий 6. В таком случае ответственность наступает у того субъекта, который непосредственно вводит в заблуждение потребителя относительно качеств и свойств предмета и причиняет последнему реальный имущественный ущерб в виде утраты уплаченных за фальсифицированный товар денег, однако не исключается ответственность и по статье 180 УК РФ, если на продукции незаконно используется товарный знак 7. В деяниях лиц, осуществляющих оборот контрафактного алкоголя, также может содержаться состав иных правонарушений и преступлений.

В настоящее время маркировка алкоголя осуществляется с учетом требований федеральных актов, основным из которых является Федеральный закон от 22 ноября 1995 года № 171-ФЗ «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции». Специальная марка выступает документом, удостоверяющим законность (легальность) производства и (или) оборота на территории России алкоголя. Также она является информационным носителем и подтверждением закрепления информации о реализуемом алкогольном продукте в указанной системе 8, а процедура выдачи акцизных марок регламентирована подзаконным нормативным правовым актом 9.

См., например, приговор Минераловодского городского суда Ставропольского края от 11.07.2018 по делу № 1-362/2018. Доступ из справочной правовой системы «КонсультантПлюс».

Подробнее см. Жилкин М. Вопросы квалификации преступлений в сфере производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции // Уголовное право. 2019. Доступ из справочной правовой системы «КонсультантПлюс».

См. ВолженкинБ.В. Преступления в сфере экономической деятельности (экономические преступления). М.: Юридический центр «Пресс», 2002.

Подробнее см. Долгополов П.С. Маркировка алкогольной продукции: правовые основания и порядок. Доступ из справочной правовой системы «КонсультантПлюс».

Административный регламент предоставления Федеральной службой по регулированию алкогольного рынка государственной услуги по выдаче федеральных специальных марок для маркировки алкогольной про-

5

6

7

8

В то же время маркировка алкогольной продукции не предусмотренными указанными в законе марками не допускается, а такая продукция признаётся контрафактной. За истинность специальных марок, а также за соответствие информации, размещающейся на специальных марках, информации, имеющейся в единой государственной автоматизированной информационной системе об алкогольной продукции, маркированной федеральными специальными марками, ответственны собственники (владельцы) алкогольной продукции, а правила их приобретения утверждены соответствующим приказом таможенной службы 10.

Налоговыми органами создана современная автоматизированная система контроля за применением контрольно-кассовой техники и полнотой учета выручки при реализации алкогольной продукции. Это позволит сократить объем «теневого» оборота наличных денежных средств и увеличить налоговые поступления в бюджет за счет перехода к повсеместному использованию контрольно-кассовой техники и обеспечению дополнительных оперативных механизмов контроля за корректностью отражения выручки, получаемой в форме наличных денежных средств.

Незаконный оборот спиртосодержащей продукции не только угрожает безопасности общества, расшатывает здоровье народонаселения, но и влияет на издержки со стороны государства в части хищения денежных средств из бюджетов бюджетной системы Российской Федерации под видом получения вычетов по акцизам. Анализируя совместную работу Федеральной налоговой службы с правоохранительными органами, на основании судебной практики и публичной информации можно установить фактический характер и сущность деятельности налогоплательщиков, которая может

иметь противоправный характер. При выявлении необоснованности применения налогоплательщиком вычетов по акцизам в связи с технической невозможностью использования приобретенного денатурированного спирта в производстве продукции в совокупности с созданием фиктивного документооборота с целью придания достоверности реализации произведенной продукции с использованием подконтрольных организаций налоговыми органами может проводиться анализ первичной документации контрагентов. Анализ сведений, содержащихся в книгах покупок и книгах продаж, в ряде случае позволяет установить заколь-цованность товарных потоков и факт неправомерности заявленных вычетов и реализации продукции в отсутствие счетов-фактур и непредоставления конечными контрагентами налоговых деклараций, а равно их предоставление с нулевыми показателями.

В соответствии со статьей 179 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) юридическое лицо признается плательщиком акцизов. В соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 182 НК РФ объектом налогообложения считается получение (оприходование) денатурированного этилового спирта организацией, а вычета-ются согласно пункту 11 статьи 200 НК РФ суммы акциза, начисленные при получении (оприходовании) денатурированного этилового спирта налогоплательщиком, имеющим свидетельство на производство неспиртосодержащей продукции, при использовании денатурированного этилового спирта для производства неспиртосодержащей продукции. Необходимо отметить, что в соответствии с правовой позицией Верховного Суда Российской Федерации 11 юридическое лицо обладает правом на получение вычетов по налогам и акцизам и налоговый орган при соблюдении налого-

дукции, производимой на территории Российской Федерации, утвержден приказом Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка от 19 ноября 2019 года № 318.

10 Правила приобретения акцизных марок для маркировки алкогольной продукции и контроля за их использованием утверждены приказом Федеральной таможенной службы от 7 октября 2010 года № 1849.

11 См. определение Верховного Суда Российской Федерации № 307-ЭС19-27597 по делу № А42-7695/2017.

плательщиком, заявляющим вычет установленных законом требований к комплекту документов и полноте отражения в них информации, обязан руководствоваться принципом добросовестности налогоплательщика и производить налоговый вычет. В случае возникновения у работников налоговых органов разумных сомнений или вследствие осуществления мероприятий налогового контроля, которые подтверждают неправомерность налоговых вычетов, бремя доказывания лежит на налоговом органе.

Налогоплательщик не несет ответственность за действия всех организаций, участвующих в многостадийном процессе уплаты и перечисления налогов в бюджет 12. Налоговая выгода не может быть признана обоснованной, если получена налогоплательщиком вне связи с осуществлением реальной предпринимательской или иной экономической деятельности. Анализируя обоснованность заявленных расходов и преференций, необходимо не исходить из формального представления налогоплательщиком всех необходимых документов, а устанавливать реальность финансово-хозяйственных отношений налогоплательщика и его контрагентов и их действительное экономическое содержание.

Как следует из положений статьи 54.1 НК РФ, не допускается уменьшение налогоплательщиком налоговой базы и (или) суммы подлежащего уплате налога в результате искажения сведений о фактах хозяйственной деятельности. Невыявление незаконности получения вычетов по акцизам на основании деклараций в ходе камеральных проверок не освобождают налогоплательщиков от уплаты законно установленных налогов и не исключают возможность привлечения налогоплательщика к налоговой ответственности по результатам выездной налоговой проверки

при установлении и документальном подтверждении всех признаков вменяемого состава налогового правонарушения, поскольку иное противоречило бы смыслу и целям налогового контроля. В соответствии с правовой позицией Верховного Суда Российской Федерации по результатам выездной налоговой проверки не исключается возможность пересмотра ранее сделанных по результатам камеральной налоговой проверки выводов налогового органа 13.

Выявление неправомерных вычетов по акцизам обусловливает необходимость предметного исследования цепочки движения товаров ввиду специфики самой природы налогов и сборов. Налоговый орган не должен определять формализовано вину налогоплательщика из-за низкой налоговой нагрузки контрагента, если не доказано, что о нарушениях заранее было известно и что компания оказывала влияние на работу поставщика 14.

Исходя из изложенного ряд юридических лиц может реализовывать свое право на получение вычетов по акцизам, основываясь на соблюдении установленного перечня предоставляемых сопроводительных документов в том числе посредством использования фиктивного документооборота, внедрения в цепочку контрагентов кондуитных юридических лиц или фирм-однодневок.

Доказывая незаконность получения вычетов по акцизам налогоплательщиками, налоговые органы устанавливают взаимообусловленность и коммерческую выгоду от логистических и товарно-денежных потоков. При установлении факта совершения фиктивных или мнимых сделок, производимых налогоплательщиком для получения налогового вычета, в отсутствии намерений осуществлять реальную экономическую деятельность и в создании видимости финансово-хозяйственных операций происходит сторнирование операций по предоставле-

12 См. определение Конституционного Суда Российской Федерации от 16.10.2003 № 329-О.

13 См. определение Верховного Суда Российской Федерации от 21.02.2017 № 305-КГ16-14941.

14 ВС сформулировал стандарт для оценки должной осмотрительности налогоплательщика. URL: https://www. advgazeta.ru/novosti/vs-sformuliroval-standart-dlya-otsenki-dolzhnoy-osmotritelnosti-nalogoplatelshchika/

нию незаконно полученных налогоплательщиком средств из бюджетов бюджетной системы, а в случае их перечисления налогоплательщику - их возврат из незаконного владения.

Действия налогоплательщика, совершаемые с целью хищения средств из бюджетной системы, могут иметь в своей совокупности построение ложных, надуманных договорных отношений и фальсификацию реальной экономической деятельности. Необходимо подчеркнуть, что документальность хозяйственной операции подтверждается не только фактической поставкой товара, но и реальностью исполнения договора именно конкретным контрагентом, то есть наличием прямой связи с конкретным поставщиком с указанием сроков, спецификаций и порядка поставок товаров. Налогоплательщик для подтверждения факта перевозки груза перевозчиком, подтверждения принятия товаров на учет и, соответственно, основания для применения налоговых вычетов должен иметь товарно-транспортные накладные, а их отсутствие не позволяет судить о реальности хозяйственных операций.

Действия группы налогоплательщиков, осуществляющих оборот контрафактной спиртосодержащей продукции с целью ее дальнейшей реализации посредством использования слабых мест в программно-контрольном автоматизированном комплексе, с использованием которого уполномоченными должностями лицами происходит отслеживание движения спиртосодержащей продукции в Российской Федерации. Таким образом, действия налогоплательщиков по обороту контрафактной спиртосодержащей продукции влекут не только реализацию товаров по «задвоенным» акцизным маркам с целью неуплаты налогов в особо крупном размере, но и получение вычетов по акцизам за формально

приобретаемую продукцию у контрагентов с осуществлением формального документооборота и предоставлением фиктивных документов о движении товаров.

Налоговые органы, которые администрируют акцизы, используют данные Единой государственной автоматизированной информационной системы учета объема производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции (далее - ЕГАИС). Это прямо предусмотрено пунктом 2.1 статьи 187 НК РФ, нормой которого закреплено, что в случае если налоговая база по алкогольной и спиртосодержащей продукции менее объема реализованных указанных подакцизных товаров за соответствующий налоговый период, отраженного в ЕГАИС, то налоговая база по таким подакцизным товарам определяется на основе данных ЕГАИС. Эта норма действует с 2017 года. С этого же времени ведется работа по автоматизации сопряжения АИС «Налог-3» с ЕГАИС в целях сопоставления налоговых деклараций по акцизам с данными Росалкогольрегулирования.

«Задвоенность» акцизных марок происходит посредством использования слабых мест программного комплекса ЕГАИС. Примером возможности неоднократной реализации может служить возможность реализации добросовестному покупателю партии алкогольной продукции за наличные денежные средства с дальнейшим отражением возврата 15 подакцизной продукции посредством использования тождественных акцизных марок с повторной реализацией спиртосодержащей продукции конечным потребителям, находящимся в неведении относительно контрафактного происхождения приобретенного товара, поскольку при сканировании «задвоенных» акцизных марок их наличие в системе ЕГАИС подтверждается, а реализация продукции самим покупателем не подразумевается

15 Приказ Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка от 17 декабря 2020 года № 397 «Об утверждении форм, порядка заполнения, форматов и сроков представления в электронном виде заявок о фиксации информации в единой государственной автоматизированной информационной системе учета объема производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции».

производителем оптовой или розничной сетью, реализующей товар. Возврат алкогольной продукции возможен при условии наличия оформленных на возвращаемую алкогольную продукцию сопроводительных документов 16. В связи с этим с 2021 года акцизные марки заменены на федеральные специальные марки, нанести которые на отечественный алкоголь нужно в течение 9 месяцев со дня их получения 17. Ранее срок составлял 6 месяцев.

Не использованные в срок федеральные специальные марки нужно уничтожить. То же касается марок на не ввезенную вовремя продукцию. Если этого не сделать, то лицензию на производство и оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции приостановят. Запретили оборот российского алкоголя с нанесенными не в срок марками, а также зарубежного алкоголя, ввезенного по истечении 9 месяцев со дня получения на него марок. Эту продукцию должны изымать.

Несовершенство программного комплекса противодействия распространению контрафактной алкогольной продукции позволяет извлекать доходы, полученные преступным путем, однако в ряде случаев производители алкогольной продукции не довольствуются только неучтенными денежными средствами и стремятся извлечь доходы посредством получения незаконной налоговой выгоды. Слаженное взаимодействие налоговых и правоохранительных органов позволяет установить наличие схемы, направленной на необоснованное получение вычетов по акцизам при совершении операций с денатурированным этиловым спиртом посредством осуществления формального документооборота и предоставления подложных документов, подтверждающих право на вычет. Лицами, которые осуществляют оборот спирта с целью из-

готовления контрафактной продукции, учет финансовых операций происходит для налогообложения не в соответствии с их действительным экономическим содержанием. Отмечаются ситуации, когда у юридических лиц не имелось возможности реального осуществления заявленных операций (производства продукции) с учетом объема материальных ресурсов, экономически необходимых для производства, поскольку у всей цепочки контрагентов в фиктивной схеме, необходимой для получения незаконной налоговой выгоды и сопровождения поставок контрафактной спиртосодержащей продукции в точки сбыта, не было необходимых условий для достижения результатов соответствующей экономической деятельности в силу отсутствия управленческого и технического персонала, основных средств, производственных активов, складских помещений, транспортных средств.

В ходе мероприятий налогового контроля с целью подготовки материалов для передачи в правоохранительные органы посредством межведомственного взаимодействия устанавливается отсутствие совершения реальных операций с товаром, который не производился или не мог быть произведен в объеме, указанном налогоплательщиком в документах бухгалтерского учета. Вычет акцизов проводится на основании свидетельства на производство неспиртосодержащей продукции, при получении (оприходовании) денатурированного этилового спирта исчисляется акциз по всему объему полученного (оприходованного) спирта. Согласно положениям НК РФ суммы акциза, начисленные налогоплательщиком, имеющим свидетельство на производство неспиртосодержащей продукции, при получении (оприходовании) денатурированного этилового спирта подлежат вычетам при условии использования этого спирта для

по регулированию алкогольного рынка от 24 февраля 2015 года

16 Письмо Федеральной службы № 3319/07-01.

17 Федеральный закон от 22 декабря 2020 года № 436-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции» и отдельные законодательные акты Российской Федерации». URL: http://pravo.gov.ru

производства неспиртосодержащей продукции. Указанные вычеты производятся при представлении налогоплательщиком в налоговые органы установленных документов, подтверждающих факт производства неспиртосодержащей продукции из полученного (оприходованного) денатурированного этилового спирта.

При установлении размера ущерба от реализации контрафактной продукции должностные лица руководствуются разъяснениями Министерства финансов Российской Федерации 18. Необходимо отметить, что при реализации контрафактной продукции начисление и уплата акцизов и НДС не производятся, что ведет к уменьшению доходов бюджета. В связи с этим исчисление размера ущерба должно производиться исходя из цены алкогольной продукции, включая суммы акциза и НДС. Кроме того, следует активизировать работу региональных органов власти в части принятия нормативных правовых актов, устанавливающих административную ответственность за производство и оборот контрафактной и фальсифицированной алкогольной продукции, обеспечения законного оборота в этой сфере, при этом разрешив на региональном уровне конфискацию контрафактного алкоголя, для чего необходимо внести изменения в статью 3.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

С целью предотвращения получения свидетельства о регистрации организаций, совершающих операции с денатурированным этиловым спиртом, регулируемого статьей 179.2 НК РФ, юридическими лицами не обладающими на то законными основаниями предлагаем включить в перечень документов, предоставляемых в налоговые органы заключение экспертной комиссии, свидетельствующее о наличии мощностей во владении на праве собственности необходимым оборудованием для производства,

хранения и реализации денатурированного этилового спирта или продукции, изготовленной на его основе. По нашему мнению, следует закрепить практику солидарной ответственности эксперта как лица, обладающего специальными знаниями, и юридического лица, претендующего на выдачу соответствующего свидетельства, с устранением возможностей предоставления подложных технических документов в ходе реализации права налогоплательщика на получение свидетельства о регистрации организаций, совершающих операции с денатурированным этиловым спиртом, в том числе в процессе осмотра по причине отсутствие реальной возможности и профессиональных компетенций для определения работоспособности и наличия указанного свидетельства работниками налогового органа. Поскольку получение свидетельства является правом налогоплательщика, оплату проведения экспертизы, отвечающей на перечень вопросов о наличии или отсутствии производственных мощностей у налогоплательщика, предлагаем возложить на последнего с закреплением законодательной ответственности эксперта за дачу заведомо ложного заключения и в иных случаях, предусмотренных законом.

С целью функционального нивелирования несовершенства правового регулирования противодействия распространения контрафактной алкогольной продукции посредством контроля налоговых органов полагаем необходимым урегулировать вопрос о создании постоянных совместных рабочих групп межведомственного взаимодействия, включающих работников налоговых и правоохранительных органов для совместного выявления и доказывания наличия фактов совершения противоправного деяния. Отсутствие правового регулирования возможности создания рабочих групп межведомственного взаимодействия с наделением работников правом доступа к на-

18 Приказ Министерства финансов Российской Федерации от 11 мая 2016 года № 58н «Об установлении цен, не ниже которых осуществляется закупка, поставки и розничная продажа алкогольной продукции крепостью свыше 28 процентов».

логовой тайне в совокупности с правовой ответственностью допущенных лиц позволит устанавливать неоднозначные признаки наличия правонарушений и эффективно осуществлять сбор доказательственной базы в ходе расследования преступлений в сфере оборота контрафактной алкогольной продукции и использования собранных доказательств в том числе в арбитражном производстве при обжаловании результатов мероприятий и актов налогового контроля.

В заключение следует отметить, что для повышения эффективности борьбы в сфере оборота контрафактной алкогольной продукции необходимо следующее:

• активизировать работу региональных органов власти в части принятия нормативных правовых актов, устанавливающих административную ответственность за производство и оборот контрафактной и фальсифицированной алкогольной продукции, направленных на обеспечение законного оборота в этой сфере;

• введение единой (плоской, недифференцированной) ставки акциза на спирт со 100-процентной предоплатой или с предоставлением банковской гарантии со стороны производителей конечной продукции (закупающих спирт как сырье), что облегчит исчисление акцизов, а следовательно, и контроль за их уплатой;

• включение в перечень документов, предоставляемых в налоговые органы, заключения экспертной комиссии, свидетельствующее о наличии мощностей во владении на праве собственности необходимым оборудованием для производства, хранения и реализации денатурированного этилового спирта или продукции, изготовленной на его основе;

• совершенствование программного

комплекса противодействия распространению контрафактной алкогольной продукции ЕГАИС, что позволит извлекать доходы, полученные преступным путем;

• создание постоянных совместных рабочих групп межведомственного взаимодействия, включающих работников налоговых и правоохранительных органов, для совместного выявления и доказывания наличия фактов совершения противоправного деяния.

ИНФОРМАЦИОННЫЕ ИСТОЧНИКИ *

1. О Стратегии экономической безопасности Российской Федерации на период до 2030 года : Указ Президента Российской Федерации от 13 мая 2017 года № 208 // Российская газета. 2017. 15 мая.

2. Состояние преступности в России за январь - октябрь 2020 года. М. : Главный информационно-аналитический центр МВД России, 2020.

3. Королева А. COVID усилил контрафакт // Эксперт. 2020. 17 августа.

4. Информация Минпромторга России от 09.09.2020. URL: https://minpromtorg.gov. ru/press-сentre/news/#!denis_manturov_vystu pil_s_dokladom_o_razvitii_sistemy_markirov ki_tovarov (дата обращения: 28.03.2021).

5. Уголовный кодекс Российской Федерации : Федеральный закон от 13 июня 1996 года № 63-ФЗ. Доступ из справочной правовой системы «КонсультантПлюс».

6. О судебной практике по делам о незаконном предпринимательстве : постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 18 ноября 2004 года № 23 : в редакции от 7 июля 2015 года. Доступ из справочной правовой системы «КонсультантПлюс».

7. Жилкин М. Вопросы квалификации преступлений в сфере производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции // Уголовное пра-

Также авторами статьи в соответствующих постраничных сносках приведены решения и постановления судов высших и региональных инстанций.

*

во. 2019. С. 23-29.

8. Волженкин Б. В. Преступления в сфере экономической деятельности (экономические преступления). М. : Юридический центр «Пресс», 2002. 191 с.

9. О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции : Федеральный закон от 22 ноября 1995 года № 171-ФЗ. Доступ из справочной правовой системы «КонсультантПлюс».

10. Долгополов П. С. Маркировка алкогольной продукции: правовые основания и порядок. Доступ из справочной правовой системы «КонсультантПлюс» (дата обращения: 2021 год).

11. Об утверждении Административного регламента предоставления Федеральной службой по регулированию алкогольного рынка государственной услуги по выдаче федеральных специальных марок для маркировки алкогольной продукции, производимой на территории Российской Федерации : приказ Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка от 19 ноября 2019 года № 318. Доступ из справочной правовой системы «КонсультантПлюс».

12. Об утверждении правил приобретения акцизных марок для маркировки алкогольной продукции и контроля за их использованием : приказ Федеральной таможенной службы от 7 октября 2010 года № 1849.

13. Налоговый кодекс Российской Федерации (часть вторая) : Федеральный закон от 5 августа 2000 года № 1 1 7-ФЗ. Доступ из справочной правовой системы «КонсультантПлюс».

14. Налоговый кодекс Российской Федерации (часть первая) : Федеральный закон от 31 июля 1998 года № 146-ФЗ. Доступ из справочной правовой системы «КонсультантПлюс».

15. ВС сформулировал стандарт для

оценки должной осмотрительности налогоплательщика. URL: https://www.advgazeta.ru/ novosti/vs-sformuliroval-standart-dlya-otsenki-dolzhnoy-osmotritelnosti-nalogoplatelshchika/ (дата обращения: 28.03.2021).

1 6. Об утверждении форм, порядка заполнения, форматов и сроков представления в электронном виде заявок о фиксации информации в единой государственной автоматизированной информационной системе учета объема производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции : приказ Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка от 17 декабря 2020 года № 397. Доступ из справочной правовой системы «КонсультантПлюс».

17. О возврате алкогольной продукции, полученной по договору поставки : письмо Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка от 24 февраля 2015 года № 3319/07-01. Доступ из справочной правовой системы «КонсультантПлюс».

18. О внесении изменений в Федеральный закон «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции» и отдельные законодательные акты Российской Федерации : Федеральный закон от 22 декабря 2020 года № 436-ФЗ. URL: http:// pravo.gov.ru (дата обращения: 22.12.2020).

19. Об установлении цен, не ниже которых осуществляется закупка, поставки и розничная продажа алкогольной продукции крепостью свыше 28 процентов : приказ Министерства финансов Российской Федерации от 11 мая 2016 года № 58н. Доступ из справочной правовой системы «КонсультантПлюс».

20. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях : Федеральный закон от 30 декабря 2001 года № 195-ФЗ. Доступ из справочной правовой системы «КонсультантПлюс».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.