Научная статья на тему 'КОНТРОЛЬ НАД ИНСТРУМЕНТАМИ ИЛИ ОБОРУДОВАНИЕМ, ИСПОЛЬЗУЕМЫМИ ДЛЯ НЕЗАКОННОГО ПРОИЗВОДСТВА И ИЗГОТОВЛЕНИЯ НАРКОТИЧЕСКИХ СРЕДСТВ И ПСИХОТРОПНЫХ ВЕЩЕСТВ: ПОСТАНОВКА ПРОБЛЕМЫ'

КОНТРОЛЬ НАД ИНСТРУМЕНТАМИ ИЛИ ОБОРУДОВАНИЕМ, ИСПОЛЬЗУЕМЫМИ ДЛЯ НЕЗАКОННОГО ПРОИЗВОДСТВА И ИЗГОТОВЛЕНИЯ НАРКОТИЧЕСКИХ СРЕДСТВ И ПСИХОТРОПНЫХ ВЕЩЕСТВ: ПОСТАНОВКА ПРОБЛЕМЫ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
344
48
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
НЕЗАКОННЫЙ ОБОРОТ НАРКОТИЧЕСКИХ СРЕДСТВ И ПСИХОТРОПНЫХ ВЕЩЕСТВ / ПОДПОЛЬНЫЕ ЛАБОРАТОРИИ / ПРОИЗВОДСТВО / ПРЕКУРСОРЫ / ИНСТРУМЕНТЫ / ОБОРУДОВАНИЕ / ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Морозов Андрей Владимирович

Актуальность статьи определяется результатами анализа контроля над инструментами или оборудованием, используемыми для незаконного производства и изготовления наркотических средств и психотропных веществ, позволившими прийти к выводу о его неэффективности. Этот вывод подтверждается материалами исследования криминальной обстановки в сфере незаконного оборота наркотических средств и психотропных веществ (далее - незаконный оборот наркотиков) синтетического происхождения, свидетельствующими о росте количества этих преступлений, являющихся опасными для жизни и здоровья граждан. За последние 12 лет их количество увеличилось (от 69 в 2010 г. до 829 в 2022 г.). При этом тревогу вызывает увеличение количества тяжких и особо тяжких преступлений (2,6 %), а также преступлений, совершенных группой лиц и преступным сообществом (16,4 %). Причинами сложившейся ситуации являются, с одной стороны, доступность для приобретения и использования наркопроизводителями различных видов лабораторного оборудования, что позволило им вместо контролируемых прекурсоров осуществлять производство предпрекурсоров и «дизайнерских» прекурсоров, с другой - отсутствие механизмов противодействия этим явлениям. В сложившейся ситуации необходимо определение основных направлений деятельности по повышению эффективности контроля над оборотом инструментов или оборудования, используемыми для незаконного производства и изготовления наркотических средств и психотропных веществ. Постановка проблемы: одним из важнейших направлений государственной уголовной политики является защита личности, общества и государства. В современных условиях незаконный оборот наркотиков, рост количества подпольных лабораторий по изготовлению синтетических наркотических средств и в связи с этим высокий уровень количества синтетических наркотиков в незаконном обороте, обладающих большим спросом, являются угрозой национальной безопасности. Современная негативная тенденция в названной сфере требует выработки научно обоснованных предложений по повышению эффективности контроля над инструментами или оборудованием, используемыми для незаконного производства и изготовления наркотических средств и психотропных веществ. Цель исследования определяется получением новых знаний о причинах роста незаконного производства синтетических наркотиков, необходимостью изучения особенностей государственного контроля в сфере оборота инструментов или оборудования, используемых для производства и изготовления наркотиков, его нормативной правовой регламентации; выработкой научно обоснованных предложений по совершенствованию противодействия незаконному производству и изготовлению наркотиков. Методологическая основа: в ходе исследования применялись системно-структурный анализ, позволяющий выявить современные угрозы рассматриваемого явления и перспективные пути оптимизации контроля над инструментами или оборудованием, используемыми для незаконного производства и изготовления наркотиков, а также общенаучные и частно-научные методы, в их числе: статистические, прогностические, системные, сравнительно-правовые, формально-логические и др. Результаты и ключевые выводы: В статье проведено сравнение конвенционных положений с российским законодательством в сфере противодействия незаконному обороту наркотиков, производству и изготовлению синтетических наркотиков, обороту инструментов или оборудования, используемых для их незаконного производства и изготовления; представлены результаты исследования криминальной обстановки в указанной сфере, что позволило прийти к выводу о повышении уровня эффективности контроля специализированными подразделениями органов внутренних дел (наркоконтроля) над оборотом инструментов или оборудования, используемых для незаконного производства и изготовления наркотиков. С этой целью предложено внесение изменений и дополнений в ряд нормативных правовых актов, в том числе введение уголовной ответственности за реализацию (сбыт), изготовление или транспортировку оборудования или инструментов, используемых для производства или изготовления наркотиков, при наличии осведомленности о дальнейшей эксплуатации реализуемого для этих целей оборудования, путем дополнения Уголовного кодекса Российской Федерации ст. 2285 «Незаконные сбыт, изготовление или перевозка оборудования или инструментов, используемых для незаконного производства или изготовления наркотических средств, психотропных веществ»; дополнения ст. 1 раздела «Основные понятия» Федерального закона «О наркотических средствах и психотропных веществах» такими понятиями, как «подпольная (криминальная) нарколаборатория»; «организация подпольной нарколаборатории»; «инструменты или оборудование, используемые для незаконного производства или изготовления наркотиков». Принятие таких законодательных новелл позволит обеспечить установление вышеупомянутого эффективного государственного контроля.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Морозов Андрей Владимирович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CONTROL OVER TOOLS OR EQUIPMENT USED FOR THE ILLEGAL PRODUCTION AND MANUFACTURE OF NARCOTIC DRUGSAND PSYCHOTROPIC SUBSTANCES: PROBLEM STATEMENT

The relevance of the article is determined by the results of the analysis of control over tools or equipment used for the illegal production and manufacture of narcotic drugs and psychotropic substances, which allowed us to conclude that it is ineffective. This conclusion is confirmed by the materials of the study of the criminal situation in the sphere of illicit trafficking of narcotic drugs and psychotropic substances (hereinafter - illicit drug trafficking) of synthetic origin, indicating an increase in the number of these crimes that are dangerous to the life and health of citizens. Over the past 12 years, their number has increased (from 69 in 2010 to 829 in 2022). At the same time, the increase in the number of serious and especially serious crimes (2.6%), as well as crimes committed by a group of persons and a criminal community (16.4%) is alarming. The reason for this situation is, on the one hand, the availability for the purchase and use of various types of laboratory equipment by drug producers, which allowed them to produce pre-precursors and "designer" precursors instead of controlled precursors. On the other hand, there are no mechanisms to counteract these phenomena. In the current situation, it is necessary to determine the main areas of activity to improve the effectiveness of control over the turnover of tools or equipment used for the illegal production and manufacture of narcotic drugs and psychotropic substances. Problem statement: one of the most important directions of the state criminal policy is the protection of the individual, society and the state. In modern conditions, drug trafficking, the growth of the number of clandestine laboratories for the manufacture of synthetic narcotic drugs and, in connection with this, the high level of the amount of synthetic drugs in illicit trafficking, which are in high demand, are a threat to national security. The current negative trend in this area requires the development of scientifically sound proposals to improve the effectiveness of control over tools or equipment used for the illegal production and manufacture of narcotic drugs and psychotropic substances. The purpose of the study: it is determined by obtaining new knowledge about the causes of the growth of illegal production of synthetic drugs, the need to study the features of state control in the sphere of turnover of tools or equipment used for the production and manufacture of drugs, its regulatory legal regulation; the development of scientifically sound proposals to improve counteraction to illegal production and manufacture of drugs. Methodological basis: in the course of the study, a system-structural analysis was used to identify the current threats of the phenomenon under consideration and promising ways to optimize control over tools or equipment used for the illegal production and manufacture of drugs, as well as general scientific and private scientific methods, including: statistical, prognostic, systemic, comparative legal, formal-logical, etc. Results and key conclusions: the article compares the convention provisions with Russian legislation in the field of countering illicit drug trafficking, production and manufacture of synthetic drugs, trafficking in tools or equipment used for their illegal production and manufacture; the results of a study of the criminal situation in this area are presented, which allowed us to conclude that the level of effectiveness of control by specialized units of internal affairs bodies (drug control) over the turnover of tools or equipment used for the illegal production and manufacture of drugs has increased. To this end, amendments and additions to a number of regulatory legal acts are proposed, including the introduction of criminal liability for the sale (sale), manufacture or transportation of equipment or tools used for the production or manufacture of drugs, if there is awareness of the further operation of equipment sold for these purposes, by supplementing the Criminal Code of the Russian Federation art. 2285 "Illegal sale, manufacture or transportation of equipment or tools used for the illegal production or manufacture of narcotic drugs, psychotropic substances"; addition of Article 1 of the section "Basic concepts" of the Federal Law "On Narcotic Drugs and Psychotropic Substances" with such concepts as "underground (criminal) drug laboratory"; "organization of an underground drug laboratory"; "tools or equipment used for the illicit production or manufacture of drugs." The adoption of such legislative innovations will ensure the establishment of the aforementioned effective state control.

Текст научной работы на тему «КОНТРОЛЬ НАД ИНСТРУМЕНТАМИ ИЛИ ОБОРУДОВАНИЕМ, ИСПОЛЬЗУЕМЫМИ ДЛЯ НЕЗАКОННОГО ПРОИЗВОДСТВА И ИЗГОТОВЛЕНИЯ НАРКОТИЧЕСКИХ СРЕДСТВ И ПСИХОТРОПНЫХ ВЕЩЕСТВ: ПОСТАНОВКА ПРОБЛЕМЫ»

Морозов Андрей Владимирович,

кандидат юридических наук, заместитель начальника Упр авления по борьбе с преступлениями в сфере незаконного оборота наркотиков синтетического происхождения и прекурсоров ГУНК МВД России, Российская Федерация, 117452, г. Москва,

ул. Азовская, д. 19 E-mail: amorozov@mvd.ru

Научная специальность: 5.1.4. Уголовно-правовые науки

УДК 342.2:343.9 DOI 10.24412/2072-9391-2023-165-95-103

Дата поступления: 18 ноября 2022 г.

Дата принятия статьи в печать: 10 марта 2023 г.

Andrey Vladimirovich Morozov,

Candidate of Law,

Deputy Head of the Department of Combat With Drug Trafficking Crimes Synthetic Origin and Precursors GUNK MIA of Russia, Russian Federation, 117452, Moscow, Azovskaya St., 19

E-mail: amorozov@mvd.ru

Scientific specialty:

5.1.4. Criminal Law Sciences

Контроль над инструментами или оборудованием, используемыми для незаконного производства и изготовления наркотических средств и психотропных веществ: постановка проблемы

Control Over Tools or Equipment Used for the Illegal Production and Manufacture of Narcotic Drugs and Psychotropic Substances: Problem Statement

Аннотация

Актуальность статьи определяется результатами анализа контроля над инструментами или оборудованием, используемыми для незаконного производства и изготовления наркотических средств и психотропных веществ, позволившими прийти к выводу о его неэффективности. Этот вывод подтверждается материалами исследования криминальной обстановки в сфере незаконного оборота наркотических средств и психотропных веществ (далее - незаконный оборот наркотиков) синтетического происхождения, свидетельствующими о росте количества этих преступлений, являющихся опасными для жизни и здоровья граждан. За последние 12 лет их количество увеличилось (от 69 в 2010 г. до 829 в 2022 г.). При этом тревогу вызывает увеличение количества тяжких и особо тяжких преступлений (2,6 %), а также преступлений, совершенных группой лиц и преступным сообществом (16,4 %). Причинами сложившейся ситуации являются, с одной стороны, доступность для приобретения и использования наркопроизводителями различ-

Abstract

The relevance of the article is determined by the results of the analysis of control over tools or equipment used for the illegal production and manufacture of narcotic drugs and psychotropic substances, which allowed us to conclude that it is ineffective. This conclusion is confirmed by the materials of the study of the criminal situation in the sphere of illicit trafficking of narcotic drugs and psychotropic substances (hereinafter - illicit drug trafficking) of synthetic origin, indicating an increase in the number of these crimes that are dangerous to the life and health of citizens. Over the past 12 years, their number has increased (from 69 in 2010 to 829 in 2022). At the same time, the increase in the number of serious and especially serious crimes (2.6%), as well as crimes committed by a group of persons and a criminal community (16.4%) is alarming. The reason for this situation is, on the one hand, the availability for the purchase and use of various types of laboratory equipment by drug producers, which allowed them to produce pre-precursors and "designer" precursors instead of controlled precursors. On

96

ных видов лабораторного оборудования, что позволило им вместо контролируемых прекурсоров осуществлять производство предпре-курсоров и «дизайнерских» прекурсоров, с другой - отсутствие механизмов противодействия этим явлениям. В сложившейся ситуации необходимо определение основных направлений деятельности по повышению эффективности контроля над оборотом инструментов или оборудования, используемыми для незаконного производства и изготовления наркотических средств и психотропных веществ.

Постановка проблемы: одним из важнейших направлений государственной уголовной политики является защита личности, общества и государства. В современных условиях незаконный оборот наркотиков, рост количества подпольных лабораторий по изготовлению синтетических наркотических средств и в связи с этим высокий уровень количества синтетических наркотиков в незаконном обороте, обладающих большим спросом, являются угрозой национальной безопасности. Современная негативная тенденция в названной сфере требует выработки научно обоснованных предложений по повышению эффективности контроля над инструментами или оборудованием, используемыми для незаконного производства и изготовления наркотических средств и психотропных веществ.

Цель исследования определяется получением новых знаний о причинах роста незаконного производства синтетических наркотиков, необходимостью изучения особенностей государственного контроля в сфере оборота инструментов или оборудования, используемых для производства и изготовления наркотиков, его нормативной правовой регламентации; выработкой научно обоснованных предложений по совершенствованию противодействия незаконному производству и изготовлению наркотиков.

Методологическая основа: в ходе исследования применялись системно-структурный анализ, позволяющий выявить современные угрозы рассматриваемого явления и перспективные пути оптимизации контроля над инструментами или оборудованием, используемыми для незаконного производства и изготовления наркотиков, а также общенаучные и частно-научные методы, в их числе: статистические, прогностические, системные, сравнительно-правовые, формально-логические и др.

Результаты и ключевые выводы: В статье проведено сравнение конвенционных положений с российским законодательством в сфере противодействия незаконному обороту наркотиков, производству и изготовлению синтетических наркотиков, обороту инструментов или оборудования, используемых для их незаконного производства и изготовления; представлены резуль-

the other hand, there are no mechanisms to counteract these phenomena. In the current situation, it is necessary to determine the main areas of activity to improve the effectiveness of control over the turnover of tools or equipment used for the illegal production and manufacture of narcotic drugs and psychotropic substances.

Problem statement: one of the most important directions of the state criminal policy is the protection of the individual, society and the state. In modern conditions, drug trafficking, the growth of the number of clandestine laboratories for the manufacture of synthetic narcotic drugs and, in connection with this, the high level of the amount of synthetic drugs in illicit trafficking, which are in high demand, are a threat to national security. The current negative trend in this area requires the development of scientifically sound proposals to improve the effectiveness of control over tools or equipment used for the illegal production and manufacture of narcotic drugs and psychotropic substances.

The purpose of the study: it is determined by obtaining new knowledge about the causes of the growth of illegal production of synthetic drugs, the need to study the features of state control in the sphere of turnover of tools or equipment used for the production and manufacture of drugs, its regulatory legal regulation; the development of scientifically sound proposals to improve counteraction to illegal production and manufacture of drugs.

Methodological basis: in the course of the study, a system-structural analysis was used to identify the current threats of the phenomenon under consideration and promising ways to optimize control over tools or equipment used for the illegal production and manufacture of drugs, as well as general scientific and private scientific methods, including: statistical, prognostic, systemic, comparative legal, formal-logical, etc.

Results and key conclusions: the article compares the convention provisions with Russian legislation in the field of countering illicit drug trafficking, production and manufacture of synthetic drugs, trafficking in tools or equipment used for their illegal production and manufacture; the results of a study of the criminal situation in this area are presented, which allowed us to conclude that the level of effectiveness of control by specialized units of internal affairs bodies (drug control) over the turnover of tools or equipment used for the illegal production and manufacture of drugs has increased. To this end, amendments and additions to a number of regulatory legal acts are proposed, including the introduction of criminal liability for the sale (sale), manufacture or transportation of equipment or tools used for the production or manufacture of drugs, if there is awareness of the further operation of equipment sold for these pur-

таты исследования криминальной обстановки в указанной сфере, что позволило прийти к выводу о повышении уровня эффективности контроля специализированными подразделениями органов внутренних дел (наркоконтроля) над оборотом инструментов или оборудования, используемых для незаконного производства и изготовления наркотиков. С этой целью предложено внесение изменений и дополнений в ряд нормативных правовых актов, в том числе введение уголовной ответственности за реализацию (сбыт), изготовление или транспортировку оборудования или инструментов, используемых для производства или изготовления наркотиков, при наличии осведомленности о дальнейшей эксплуатации реализуемого для этих целей оборудования, путем дополнения Уголовного кодекса Российской Федерации ст. 2285 «Незаконные сбыт, изготовление или перевозка оборудования или инструментов, используемых для незаконного производства или изготовления наркотических средств, психотропных веществ»; дополнения ст. 1 раздела «Основные понятия» Федерального закона «О наркотических средствах и психотропных веществах» такими понятиями, как «подпольная (криминальная) нарколаборатория»; «организация подпольной нарколаборатории»; «инструменты или оборудование, используемые для незаконного производства или изготовления наркотиков». Принятие таких законодательных новелл позволит обеспечить установление вышеупомянутого эффективного государственного контроля.

poses, by supplementing the Criminal Code of the Russian Federation art. 2285 "Illegal sale, manufacture or transportation of equipment or tools used for the illegal production or manufacture of narcotic drugs, psychotropic substances"; addition of Article 1 of the section "Basic concepts" of the Federal Law "On Narcotic Drugs and Psychotropic Substances" with such concepts as "underground (criminal) drug laboratory"; "organization of an underground drug laboratory"; "tools or equipment used for the illicit production or manufacture of drugs." The adoption of such legislative innovations will ensure the establishment of the aforementioned effective state control.

Ключевые слова: незаконный оборот наркотических средств и психотропных веществ; подпольные лаборатории; производство; прекурсоры; инструменты; оборудование; законодательство.

Keywords: illicit trafficking of narcotic drugs and psychotropic substances; clandestine laboratories; production; precursors; tools; equipment; legislation.

Незаконный оборот наркотиков и рост количества подпольных лабораторий по изготовлению синтетических наркотических средств вызывают тревогу во всем мире. Необходимость введения определенных ограничительных контролирующих межгосударственных мер над незаконным оборотом наркотиков, предупреждение их незаконного распространения способствовали принятию трех основополагающих антинаркотических конвенций Организации Объединенных Наций (далее — ООН)1.

1 Единая Конвенция о наркотических средствах 1961 г. с поправками, внесенными в нее в соответствии с Протоколом 1972 г. о поправках к Единой конвенции о наркотических средствах 1961 г. (Нью-Йорк, 25 марта 1961 г.); Конвенция о психотропных веществах 1971 г. (Вена, 21 февраля 1971 г.); Конвенция Организации Объединенных Наций о борьбе против незаконного оборота наркотических средств и психотропных веществ (Вена, 19 декабря 1988 г.) // Конвенции и соглашения Организации Объединенных Наций.

Конвенция ООН о борьбе против незаконного оборота наркотических средств и психотропных веществ 1988 г. (далее — Конвенция 1988 г.) заложила основу международного противодействия незаконному производству наркотиков, внесла огромный вклад в становление национального законодательства стран-участников в названной сфере2. В частности, ст. 3 этого документа устанавливает право стран в случае необ-

URL: https://www.un.org/ru/documents/decl_conv/conv_drugs.shtml (дата обращения: 15.11.2022).

2 Конвенция подписана 19 января 1989 г. и в дальнейшем ратифицирована СССР. Российская Федерация, являющаяся правопреемником СССР, привержена точному и неукоснительному соблюдению положений всех базовых конвенций и на международных площадках подтверждает и подчеркивает это в заявлениях своих представителей. (См.: О ратификации Конвенции ООН о борьбе против незаконного оборота наркотических средств и психотропных веществ: Постановление ВС СССР от 9 октября 1990 г. № 1711-I.)

98

ходимости принимать такие меры, которые могут потребоваться для установления уголовной ответственности за производство любого наркотика в нарушение положений конвенций 1961 и 1971 гг., если такое действие совершено преднамеренно, определив санкции в виде лишения свободы, штрафа и конфискации имущества согласно национальному законодательству.

Кроме этого, Конвенцией 1988 г. закреплены важные положения:

— о признании уголовным преступлением изготовление, транспортировку или распространение конвенционных веществ (то есть прекурсоров, указанных в таблицах I и II), если они использовались для изготовления или производства наркотиков (подп. а IV п. 1 ст. 3 Конвенции 1988 г.);

— на национальном уровне предписывает государствам-участникам:

а) принимать такие меры, которые они считают необходимыми, в целях предотвращения торговли материалами и оборудованием и их утечки для незаконного производства или изготовления наркотиков (ст. 13 Конвенции 1988 г.);

б) закреплять уголовную ответственность за изготовление, транспортировку или распространение оборудования, материалов (подп. а IV п. 1 ст. 3 Конвенции 1988 г.), причем за такие действия должно назначаться наказание в виде тюремного заключения или других видов лишения свободы, штрафные санкции и конфискация (подп. а п. 4 ст. 3 Конвенции 1988 г.).

Проведенное исследование позволило сделать вывод об имплементации и правоприменении Конвенции 1988 г. в российском законодательстве.

Так, во исполнение положений Конвенции 1988 г.:

— в ст. 2281 Уголовного кодекса Российской Федерации (далее — УК РФ) закреплена уголовная ответственность за незаконное производство наркотиков или их аналогов. При совершении указанного деяния в особо крупном размере предусмотрена максимальная санкция — пожизненное лишение свободы (ч. 5 ст. 2281 УК РФ)3;

— российское уголовное законодательство дополнено ст. 2283 и 2284 УК РФ, предусматривающими уголовную ответственность за незаконный оборот прекурсоров4.

В XXI в. особенно в последние годы проблема незаконного производства наркотиков в мире все больше обостряется5.

3 О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации [Электронный ресурс]: Федеральный закон от 1 марта 2012 № 18-ФЗ. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».

4 Там же.

5 В ходе доклада на 62-й сессии Комиссии ООН по наркотиче-

ским средствам (14-22 марта 2019 г.) [4] с обеспокоенностью отме-

чено, что, наряду с расширением и диверсификацией ассортимента

В связи с этим 11-12 октября 2022 г. состоялись организованные Международным комитетом по контролю над наркотиками ООН6 (далее — МККН) консультации экспертов по тематике предотвращения утечки оборудования, используемого для незаконного производства наркотиков. Основной проблемой, обозначенной в ходе мероприятия, явилась недостаточная реализация государствами ст. 13 Конвенции 1988 г., что требует внимания к комплексу вопросов, связанных с выявлением, контролем и отслеживанием оборудования, предназначенного для использования при незаконном производстве и изготовлении наркотиков, в процессе его импорта, перевозки и эксплуатации.

Многие из выступающих отметили, что под государственным контролем в их странах находятся станки для таблетирования и станки для кап-сулирования. Представители стран поделились национальным опытом при решении обозначенной на консультациях проблемы, в том числе: о законодательном закреплении реестра оборудования, которое возможно использовать в производстве запрещенных веществ (Канада); установлении контроля не только за оборудованием, но и его частями (деталями), а также мониторинге изготовления и движения производственного оборудования за счет декларирования конечного получателя (Австралия); тесном сотрудничестве с коммерческими организациями, сообщающими на добровольной основе информацию о каждом факте реализации лабораторного оборудования (Германия); использовании в рамках предупреждения преступлений специальной электронной формы иВК-452, передающей информацию через сеть Интернет по защищенному каналу связи при продаже соответствующего оборудования (США); установлении уголовной ответственности для лиц, умышленно занимающихся импортом, хранением и реализацией оборудования при осведомленности о его использовании для производства наркотиков (Чили).

МККН по итогам мероприятия предоставлена электронная версия первого технического документа «Оборудование для незаконного изготовления наркотиков и статья 13 Конвенции 1988 г.». Важным итогом проведенных консультаций стал список 12 наименований оборудования, которое для целей международного контроля МККН предлагается маркировать и учитывать7.

и рынка наркотиков, производство и изготовление, незаконный оборот наркотиков и их прекурсоров достигли рекордного уровня, а незаконный спрос на химические вещества — прекурсоры и масштабы их утечки из каналов внутреннего распределения растут.

6 В ее работе приняли участие более 130 представителей различных государств и международных организаций (включая главу МККН и российскую делегацию).

7 Табулирующие машины/прессы для таблетирования, инкапсулирующие машины, пробойники и штампы (пуансон и матрица), стеклянная посуда, особенно стеклянные реакционные колбы

В Российской Федерации предупреждение преступлений, связанных с незаконным оборотом наркотиков, является одной из задач обеспечения государственной и общественной безопасности8.

Опасность этой группы преступлений обусловлена тем, что незаконный оборот наркотиков, во-первых, способен «порождать негативные для общества последствия и, прежде всего, в расширении и углублении (изменении качественных характеристик) наркотизации населения, проживающего в конкретном регионе страны» [2, с. 24]. Несмотря на снижение числа зарегистрированных преступлений в 2022 г. на 1,1 % по сравнению с аналогичным предшествующим периодом, количество тяжких и особо тяжких преступлений увеличилось на 2,6 %, а количество преступлений, совершенных группой лиц и преступным сообществом, составило 16,4 %.

Во-вторых, увеличилось количество преступлений, совершаемых с использованием информационно-телекоммуникационных технологий, цифровой валюты и электронных средств платежа. В последние годы изменились особенности транспортировки наркотиков. Так, в целях контрабанды стали использовать инновационные технологии.

С 2016 по 2022 г. увеличилось количество синтетических наркотиков, изготовленных на территории Российской Федерации с приме-

большой емкости (более 15 литров) (с одним или несколькими горлышками), разделительные воронки, конденсаторы и обратные холодильные установки, нагревательные мантии, барабанные нагреватели/ленточные нагревательные мармиты (водяные или масляные ванны), роторные испарители, реакционные сосуды, машины для подсчета таблеток (счетчики таблеток/пилюль), полировальные машины для таблеток (полировальные машины).

8 О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации [Электронный ресурс]: Указ Президента Рос. Федерации от 2 июля 2021 г. № 400. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».

нением веществ, часто используемых при производстве, изготовлении и переработке наркотиков и находящихся в законном обороте, а также увеличился и спрос на такие наркотики, что в соответствии с п. «д» ст. 9 Стратегии государственной антинаркотической политики Российской Федерации на период до 2030 г. признано одной из угроз национальной безопасности России9. Особое внимание в названной Стратегии уделено реализации такой задачи, как уничтожение инфраструктуры незаконных производства, транспортировки и распространения наркотиков, существенное сокращение сырьевой базы незаконного производства наркотиков на территории Российской Федерации (п. «д» ст. 11)10.

Следует отметить, что правоохранительные органы России уделяют пристальное внимание предупреждению незаконного производства синтетических наркотиков и с каждым годом наращивают свои усилия в этой сфере.

Между тем, несмотря на суровость возможной уголовной ответственности и принимаемые меры профилактического характера, популярность незаконного производства синтетических наркотиков в России не ослабевает, растет количество мест их незаконного производства и количества совершенных преступлений, что подтверждает высокая положительная динамика выявленных преступлений правоохранительными органами за последние 12 лет (с 69 в 2010 г. до 829 в 2022 г. (см. рисунок))11.

9 Об утверждении Стратегии государственной антинаркотической политики Российской Федерации на период до 2030 г. [Электронный ресурс]: Указ Президента Рос. Федерации от 23 ноября 2020 г. № 733. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».

10 Там же.

11 По статистическим данным МОСТ-Ц ГИАЦ МВД России за 2010-2022 гг. (форма 1-МВ-НОН, 171, книга 1).

Рис. Динамика выявления преступлений, связанных с незаконным производством наркотиков (2010-2022 гг.)

100

Доля фактов производства синтетических наркотиков также возросла с 0,03 % в 2010 г. до 0,47 % в 2022 г. (69 от 222 564 и 829 от 177 741 соответственно).

Сопоставление данных показателей позволило прийти к выводу о том, что 96,4 % от общего числа преступлений, совершенных в сфере незаконного оборота наркотиков, приходится на ст. 228, 2281 УК РФ, при этом в 2021 г. по сравнению с предыдущим годом увеличилось совершение таких деяний на 90,7 %» [8, с. 21]. В их структуре преобладают преступления, предусмотренные ст. 2281 УК РФ (92,1 %). По данному виду преступлений криминальная активность населения составляет 67,5 лица на 100 тысяч населения.

И еще одна особенность современной наркоситуации заключается в том, что она находится под жестким контролем организованной преступности.

Проведенный за последние 8 лет анализ статистических данных показывает, что выявление преступлений, предусмотренных ст. 2282 УК РФ, происходит крайне редко (максимальное количество — 61 в 2018 г., что составило всего 0,03 % от всех выявленных в России наркопреступлений (200 306), а за последние 4 года еще имеющее тенденцию к резкому снижению (с 61 в 2018 г. до 8 в 2022 г.), причем, нарушения, связанные с оборудованием и инструментами, используемыми для производства и изготовления наркотиков, за последние 8 лет вообще не выявлялись, а следовательно, и не регистрировались.

Очевидно, что признание уголовным преступлением лишь нарушения правил обращения с данного вида инструментами и оборудованием, и только должностными лицами (ст. 2282 УК РФ) не в полной мере реализует положения Конвенции 1988 г. Также и крайне незначительна санкционная часть указанной статьи, что не отражает реальной степени общественной опасности преступного деяния.

Сложившаяся криминальная обстановка частично обусловлена:

— высокой степенью латентности таких преступлений, меньшей вероятностью, по сравнению с контрабандой, изобличения таких лиц и установления мест глубоко скрытых нелегальных нарколабораторий;

— появлением в обороте вместо контролируемых прекурсоров предпрекурсоров и «дизайнерских» прекурсоров (аналогов прекурсоров). (например, 1-диметиламино-3-хлорпропан применяется преступниками для производства метадона как аналог контролируемого прекурсора 1-диметиламино-2-хлорпропана 2-йод-1-(3,4-метилендиоксифенил) пропан-1-он, 2-йод-1-фенилгексан-1-он применяется для производства

мефедрона как аналог прекурсора 4-метилпропи-офенона);

— простотой и доступностью для приобретения и использования наркопроизводителями различных видов лабораторного оборудования.

Лабораторное производство синтетических наркотиков не может существовать изолированно, оно находится в прямой связи с промышленным производством современного лабораторного оборудования, химических реактивов [1, с. 120] и осуществляет производство наркотиков с использованием специального химического или иного оборудования12, что подтверждается результатами деятельности подразделений по контролю за незаконным оборотом наркотиков органов внутренних дел.

Так, например, при изготовлении синтетических наркотиков в подпольных лабораториях используются химические реакторы, магнитные мешалки, вакуумные насосы, обратные холодильники и другие приборы в качестве основного и необходимого оборудования для незаконного производства наркотиков и их прекурсоров [7].

Торговля специальным лабораторным оборудованием осуществляется специализированными магазинами в крупных регионах страны (Москва, Московская область, Санкт-Петербург, Челябинская область) [3, с. 102].

В ходе своей деятельности юридические организации, в том числе интернет-магазины, осуществляющие торговлю лабораторным оборудованием, в целях конспирации часто меняют наименования, фактические адреса расположения, что затрудняет процесс принятия соответствующих мер контроля. При этом количество интернет-магазинов, торгующих лабораторным оборудованием, растет, увеличиваются ассортимент и объемы продаваемой продукции, однако это не связано с ростом химической промышленности, а свидетельствует о расширении объемов внутреннего незаконного производства наркотиков и увеличения спроса на такие виды товаров.

Преступники предпринимают все меры для сокрытия своей преступной деятельности и пытаются скрывать созданные ими подпольные лаборатории такого типа. Как показывает су-дебно-следственная практика, такие «лаборатории» оборудуются в сельской местности, в отдельно стоящих помещениях или жилых домах. При этом используется минимальный набор лабораторной посуды и оборудование: колба Бун-зена, воронки Бюхнера, вакуумный насос, за-

12 О судебной практике по делам о преступлениях, связанных с наркотическими средствами, психотропными, сильнодействующими и ядовитыми веществами [Электронный ресурс]: Постановление Пленума Верховного Суда Рос. Федерации от 15 июня 2006 г. № 14 (п. 12). Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».

щитная маска, магнитные мешалки, электронные весы, стеклянный шариковый обратный холодильник, электронные весы, термометры, стеклянные мерные стаканы, полимерная упаковка индикаторной бумаги, пакеты с фильтрами, защитные маски, спецодежда13.

Результаты исследования правоприменительной практики распространения подпольных лабораторий по производству синтетических наркотиков, оснащение их лабораторным оборудованием напрямую связаны с недостаточными мерами государственного контроля над оборотом применяемых наркопроизводителями материалов и лабораторного оборудования.

При осуществлении предупреждения распространения подпольных лабораторий по производству синтетических наркотиков и осуществления контроля в названной сфере необходимо опираться на нормы Федерального закона от 26 декабря 2008 г. № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля»14, которые не только законодательно закрепили понятие «государственного контроля», но и раскрывают особенности такой деятельности.

Федеральный закон от 8 января 1998 г. № 3-ФЗ «О наркотических средствах и психотропных веществах» уполномочил Правительство Российской Федерации устанавливать перечень инструментов, оборудования, находящихся под специальным контролем и используемых для производства и изготовления наркотиков15. Правительством Российской Федерации установлен контроль за четырьмя наименованиями инструментов и оборудования16.

13 По материалам уголовных дел, возбужденных 9 ноября 2022 г. ОМВД России по Уфимскому району № 12201800034000950 по ч. 3 ст. 30, п. «г» ст. 2281 УК РФ и 21 октября 2022 г. УРПНОН ГСУ ГУ МВД по г. СанктПетербургу и Ленинградской области по признакам преступления, предусмотренного ч. 3 ст. 30, ч. 5, ст. 2281 УК РФ № 12201400121000668.

14 О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля [Электронный ресурс]: Федеральный закон от 26 декабря 2008 г. № 294-ФЗ. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».

15 О наркотических средствах и психотропных веществах [Электронный ресурс]: Федеральный закон от 8 января 1998 г. № 3-ФЗ. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».

16 Об утверждении перечня инструментов и оборудования,

находящихся под специальным контролем и используемых для про-

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

изводства и изготовления наркотических средств, психотропных веществ, и Правил разработки, производства, изготовления, хранения, перевозки, пересылки, отпуска, реализации, распределения, приобретения, использования, ввоза в Российскую Федерацию, вывоза из Российской Федерации, уничтожения инструментов и оборудования, находящихся под специальным контролем и используемых для производства и изготовления наркотических средств, психотропных веществ [Электронный ресурс]: Постановление Правительства Рос. Федерации от 22 марта 2001 г. № 221. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».

В рамках механизма «регуляторной гильотины»17 с целью создания в сферах регулирования новую систему понятных и четких требований к хозяйствующим субъектам, снятия избыточной административной нагрузки на субъекты предпринимательской деятельности, снижения рисков причинения вреда (ущерба) охраняемым ценностям в 2021 г. данный перечень сокращен до двух наименований18.

Безусловно, меры поддержки рыночной экономики и предпринимательства в России важны. Но, к сожалению, организованной преступностью, в том числе транснациональной, действующей в сфере наркобизнеса, эта ситуация активно используется в криминальных целях, о чем свидетельствует судебная практика.

Примером могут служить результаты широкомасштабной операции, проведенной в 2022 г. ГУНК МВД России совместно с управлениями по контролю за оборотом наркотиков УМВД России по Астраханской и Омской областям, во взаимодействии с правоохранительными органами Казахстана, Узбекистана и Киргизии, при содействии сотрудников Департамента почтовой безопасности АО «Почта России». В ходе оперативно-розыскных мероприятий была пресечена деятельность международной наркогруппировки, специализирующейся на подпольном производстве и сбыте синтетического наркотика « -РУР» на территории Российской Федерации, а также его контрабандных поставках в страны Центральной и Средней Азии. В результате 8 подпольных лабораторий, из которых 2 в России, 4 в Казахстане и по одной в Киргизии и Узбекистане, производительностью до 200 кг наркотиков в месяц.

17 «Регуляторная гильотина» - инструмент масштабного пересмотра и отмены нормативных правовых актов, негативно влияющих на общий бизнес-климат и регуляторную среду. Организован в соответствии с поручением Президента Российской Федерации в рамках послания Федеральному Собранию, которым Правительству Российской Федерации поручалось обеспечить отмену с 1 января 2021 г. всех нормативных правовых актов, устанавливающих требования, соблюдение которых подлежит проверке при осуществлении государственного контроля (надзора), и введение в действие новых норм, содержащих актуализированные требования, разработанные с учетом риск-ориентированного подхода и современного уровня технологического развития в соответствующих сферах (подп. «б» п. 3 перечня поручений Президента Российской Федерации (№ Пр-294 от 26 февраля 2019 г.) по реализации Послания Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации от 20 февраля 2019 г.).

18 Об утверждении перечня инструментов и оборудования, находящихся под специальным контролем и используемых для производства и изготовления наркотических средств, психотропных веществ, Правил разработки, производства, изготовления, хранения, перевозки, пересылки, отпуска, реализации, распределения, приобретения, использования, ввоза на территорию Российской Федерации, вывоза с территории Российской Федерации, уничтожения инструментов и оборудования, находящихся под специальным контролем и используемых для производства и изготовления наркотических средств, психотропных веществ, и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации [Электронный ресурс]: Постановление Правительства Рос. Федерации от 30 ноября 2021 г. № 2126. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».

102

Из незаконного оборота изъято более 30 кг кристаллизованного наркотика и 250 л наркосодержащей жидкости, а также свыше 600 кг прекурсоров и более 100 единиц различного неподконтрольного лабораторного оборудования. В России и на территории иностранных государств задержаны 22 участника наркобизнеса. Возбуждено 26 уголовных дел по ч. 3 ст. 30, ч. 4, 5 ст. 2281 УК РФ, ч. 3 ст. 24, ч. 3 ст. 297 Уголовного кодекса Республики Казахстан, ч. 5 ст. 273 и ч. 2 ст. 246 Уголовного кодекса Республики Узбекистан и ст. 282 Уголовного кодекса Киргизской Республики.

В 2021 г. создана межведомственная рабочая группа Государственного антинаркотического комитета (ГАК) по всестороннему изучению проблемных вопросов, связанных с оборотом синтетических наркотиков и веществ, используемых для их производства [9]. Межведомственной группой определен перечень и количество лабораторного оборудования и неподконтрольных веществ, которые могут быть использованы для незаконного производства наркотиков и их прекурсоров в условиях подпольных лабораторий. Проведен подробный анализ используемого преступниками оборудования и инструментов в подпольных лабораториях. В первоначальный примерный список вошли 14 наименований19. В ходе согласительных процедур этот список стал состоять лишь из двух наименований20. Изучалась возможность установления мер контроля при реализации такого оборудования физическим лицам, однако, до настоящего времени ввиду, в первую очередь, несовершенства законодательства и начавшейся пандемии решить эти проблемы не удалось.

Так, например, российским законодательством не регламентированы такие важные понятия, как: подпольная (криминальная) нарколаборатория; организация подпольной нарколаборатории; инструменты или оборудование, используемые для незаконного производства

19 Колбы круглодонные стеклянные объемом от 100 мл и более, в том числе трехгорлые и двугорлые, насадка Вюрца, дефлегматор, воронка Бюхнера, колба Бунзена, емкостные аппараты с мешалками, в том числе с обогревом, холодильник прямой, холодильник обратный, аллонж вакуумный, штатив лабораторный, капельные и делительные воронки объемом 100 мл и более, испарители роторные, колбонагреватели, магнитные мешалки, в том числе с подогревом.

20 Реактор химического синтеза (независимо от конструкции, типа и материала изготовления), а также его основные части, ротационный (роторный) испаритель с объемом испарительной колбы от 5 литров.

Список литературы:

1. Васильева Н. А. Современные тенденции незаконного производства наркотиков как объекта криминалистического изучения //

или изготовления наркотиков. Нет и возможной классификации такого оборудования или инструментов (дифференциация списка в зависимости от применения в быту, промышленности и в криминальных целях). Нельзя не обратить внимание и на нарушение юридической техники в ст. 2282 УК РФ «Нарушение правил оборота наркотических средств или психотропных веществ», которая устанавливает уголовную ответственность за нарушение правил, определенных в диспозиции статьи, в случае нарушения которых лицо привлекается к уголовной или административной (при наличии юридического лица) ответственности.

Для эффективности принимаемых правоохранительными органами мер должна быть введена уголовная ответственность для лиц, умышленно занимающихся реализацией (сбытом), изготовлением или транспортировкой оборудования или инструментов, используемых для производства или изготовления наркотиков, осведомленных о дальнейшей эксплуатации реализуемого для этих целей оборудования, например, в случаях продажи лабораторного оборудования через тайники-закладки или с фальсифицированными документами. Например, это может быть ст. 2285 УК РФ «Незаконные сбыт, изготовление или перевозка оборудования или инструментов, используемых для незаконного производства или изготовления наркотических средств, психотропных веществ».

Совершенно очевидно, что в этой сфере общественных отношений требуется правовая реформа, вносящая изменения и дополнения в ряд нормативных правовых актов, призванная тем самым обеспечить установление вышеупомянутого эффективного государственного контроля.

Результаты приведенного международного положительного опыта, а также сформулированные в рамках настоящей научной статьи предложения по совершенствованию контроля над инструментами или оборудованием, используемыми для незаконного производства синтетических наркотиков, позволят реализовать дополнительные и эффективные меры по сокращению незаконного оборота наркотиков, снижению уровня распространения незаконных (подпольных) лабораторий и незаконного оборота лабораторного и технического оборудования по производству синтетических наркотиков.

References:

1. Vasil eva N. al. Modern trends in illicit drug production as an object of forensic study // Actual Problems of Russian Law. 2022. T. 17. № 3.

Актуальные проблемы российского права. 2022. Т. 17. № 3.

2. Вьюнов А. В. Общественная опасность преступлений, связанных с незаконным оборотом наркотических средств и психотропных веществ // Вестник ТГПУ. 2006. Выпуск 11 (62).

3. Дикарев В. Г., Морозов А. В., Кузовлев В. Ю. Особенности борьбы с незаконным изготовлением и производством синтетических наркотиков в условиях подпольных лабораторий: учебно-практическое пособие. Домодедово, 2020.

4. Доклад 62-й сессии Комиссии ООН по наркотическим средствам (14—22 марта

2019 г.) [Электронный ресурс]. URL: https:// www.unodc.org/documents/commissions/ CND/2019/all_languages_posting/CND_ March2019/62_CND_March_2019_Rus.pdf (дата обращения: 16.11.2022).

5. Кузовлев В. Ю. Криминалистическое обеспечение борьбы с незаконным лабораторным наркопроизводством: учебно-методическое пособие. 2-е изд., доп. и перераб. Домодедово, 2022.

6. Кузовлев В. Ю. Обеспечение личной безопасности сотрудников полиции при ликвидации нарколаборатории: тактико-криминалистические аспекты: учебно-методическое пособие. Домодедово, 2021.

7. Морозов А. В. Актуальные вопросы оперативно-розыскной деятельности по борьбе с незаконным наркопроизводством в современной России в условиях цифровой реальности // Оперативно-розыскная деятельность в цифровом мире: сборник научных трудов / под ред. В. С. Овчинского. Москва, 2021.

8. Пинкевич Т. В., Смольянинов Е. С., ИщукЯ. Г. Цифровая криминология. Москва, 2021.

9. Протокол заседания Государственного антинаркотического комитета от 22 сентября

2020 г. № 46 (п. 1.8) [Электронный ресурс]. URL: https://гак.мвд.рф/activity/протоколы-заседаний (дата обращения: 16.11.2022).

2. Vyunov A. V. Public danger of illegal drug and psychotropic agent' circulation crimes // Tomsk State Pedagogical University Bulletin. 2006. Vypusk 11 (62).

3. Dikarev V. G, Morozov A. V., Kuzovlev V. Yu. Osobennosti bor'by s nezakonnym izgotovleni-em i proizvodstvom sinteticheskikh narkotikov v usloviyakh podpol'nykh laboratorij: uchebno-prakticheskoe posobie. Domodedovo, 2020.

4. Doklad 62-j sessii Komissii OON po narkoti-cheskim sredstvam (14-22 marta 2019 g.) [Jele-ktronnyj resurs]. URL: https://www.unodc.org/ documents/commissions/CND/2019/all_lan-guages_posting/CND_March2019/62_CND_ March_2019_Rus.pdf (data obrashcheniya: 16.11.2022).

5. Kuzovlev V. Yu. Kriminalisticheskoe obespech-enie bor'by s nezakonnym laboratornym narko-proizvodstvom: uchebno-metodicheskoe poso-bie. 2-e izd., dop. i pererab. Domodedovo, 2022.

6. Kuzovlev V. Yu. Obespechenie lichnoj bez-opasnosti sotrudnikov politsii pri likvidat-sii narkolaboratorii: taktiko-kriminalistichesk-ie aspekty: uchebno-metodicheskoe posobie. Domodedovo, 2021.

7. Morozov A. V. Aktual'nye voprosy operativ-no-rozysknoj deyatel'nosti po bor'be s neza-konnym narkoproizvodstvom v sovremen-noj Rossii v usloviyakh tsifrovoj real'nosti // Operativno-rozysknaya deyatel'nost' v tsifro-vom mire: sbornik nauchnykh trudov / pod red. V. S. Ovchinskogo. Moskva, 2021.

8. Pinkevich T. V., Smolyaninov E. S, Ishchuk Ya. G. Tsifrovaya kriminologiya. Moskva, 2021.

9. Protokol zasedaniya Gosudarstvennogo an-tinarkoticheskogo komiteta ot 22 sentyabrya 2020 g. № 46 (p. 1.8) [Jelektronnyj resurs]. URL: https://gak.mvd.rf/activity/protokoly-zasedanij <about:blank> (data obrashcheniya: 16.11.2022).

Для цитирования:

For citation:

Морозов Андрей Владимирович. Контроль над инструментами или оборудованием, используемыми для незаконного производства и изготовления наркотических средств и психотропных веществ: постановка проблемы // Труды Академии управления МВД России. 2023. № 1 (65). С. 95-103.

Morozov Andrey Vladimirovich. Control Over Tools or Equipment Used for the Illegal Production and Manufacture of Narcotic Drugs and Psychotropic Substances: Problem Statement // Proceedings of Management Academy of the Ministry of the Interior of Russia. 2023. № 1 (65). P. 95-103.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.