Научная статья на тему 'КОНТРОЛЬ КРЕДИТОРСКОЙ ЗАДОЛЖЕННОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ'

КОНТРОЛЬ КРЕДИТОРСКОЙ ЗАДОЛЖЕННОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
940
155
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Наука без границ
Область наук
Ключевые слова
КРЕДИТОРСКАЯ ЗАДОЛЖЕННОСТЬ / КОНТРОЛЬ / СИСТЕМА КОНТРОЛЯ / ACCOUNTS PAYABLE / CONTROL / CONTROL SYSTEM

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Березенков Андрей Сергеевич

В статье рассмотрен актуальный вопрос для всех коммерческих организаций - контроль и управление кредиторской задолженностью, так как это основа всех денежных потоков организации. Произведен анализ и структура кредиторской задолженности коммерческой организации в сегодняшних условиях. Рассмотрены и описаны методики контроля кредиторской задолженности. Предложены процедуры, направленные на совершенствование и контроль организации учета кредиторской задолженности учета.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CONTROL OF THE COMPANY'S ACCOUNTS PAYABLE

The article deals with a topical issue for all commercial organizations - control and management of accounts payable, as this is the basis of all cash flows of the organization. The analysis and structure of accounts payable of a commercial organization in today's conditions is made. Methods of control of accounts payable are considered and described. Procedures aimed at improving and controlling the organization of accounts payable accounting are proposed.

Текст научной работы на тему «КОНТРОЛЬ КРЕДИТОРСКОЙ ЗАДОЛЖЕННОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ»

ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ

УДК 658.15

КОНТРОЛЬ КРЕДИТОРСКОЙ ЗАДОЛЖЕННОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ

Березенков Андрей Сергеевич, студент; ФГБОУ ВО РГАУ-МСХА имени К.А. Тимирязева, Москва, Российская Федерация

Аннотация: В статье рассмотрен актуальный вопрос для всех коммерческих организаций - контроль и управление кредиторской задолженностью, так как это основа всех денежных потоков организации. Произведен анализ и структура кредиторской задолженности коммерческой организации в сегодняшних условиях. Рассмотрены и описаны методики контроля кредиторской задолженности. Предложены процедуры, направленные на совершенствование и контроль организации учета кредиторской задолженности учета.

Ключевые слова: кредиторская задолженность; контроль; система контроля.

CONTROL OF THE COMPANY'S ACCOUNTS PAYABLE

Berezenkov Andrey Sergeevich, student; Russian Timiryazev State Agrarian University, Moscow, Russia

Abstract: The article deals with a topical issue for all commercial organizations - control and management of accounts payable, as this is the basis of all cash flows of the organization. The analysis and structure of accounts payable of a commercial organization in today's conditions is made. Methods of control of accounts payable are considered and described. Procedures aimed at improving and controlling the organization of accounts payable accounting are proposed.

Keywords: accounts payable; control; control system.

Для цитирования: Березенков, А. С. Контроль кредиторской задолженности предприятия / А. С. Березенков. - Текст : электронный // Наука без границ. - 2020. - № 8 (48). - С. 55-61. - URL: https://nauka-bez-gramc.ru/№-8-4S-2020/8-48-2020/

For citation: Berezenkov A.S. Control of the company's accounts payable // Scince without borders, 2020, no. 8 (48), pp. 55-61.

Основой контроля кредиторской задолженности в организации является создание системы внутреннего контроля. Каждая организация вправе самостоятельно разрабатывать эту систему с учетом особенностей ее деятельности. Важно понимать, что качественно продуманная система внутреннего контроля способна предотвратить множество ошибок в учете и отчетности, а также улучшить финансовые показатели организации путем значительного снижения рисков.

В ООО «Х» отсутствует система внутреннего контроля. Таким образом, единственным уровнем контроля кредиторской задолженности в организации является отдел бухгалтерии. Главный бухгалтер и его помощник самостоятельно проверяют получаемую первичную документацию, а также самостоятельно следят за результатами своей работы. Например, за правильностью отражения операций по счетам бухгалтерского учета.

К сожалению, такая ситуация является достаточно частым явлением среди микропредприятий. Основная проблема заключается в том, что создание отдела внутреннего контроля

или внесение в штатное расписание должности «контролер» является невыгодным. Расходы по содержанию такого отдела или даже одного сотрудника в разы больше, чем возможные издержки от допущенных в учете ошибок. Например, за 2019 г. в общей сложности организации начислено пеней и штрафов по расчетам с бюджетом на общую сумму 56132,76 руб. Пеней и штрафов по расчетам с контрагентами выявлено не было. Теперь предположим, что средняя по рынку труда зарплата квалифицированного специалиста по контролю равняется 70000 руб. до вычета НДФЛ, взносы в фонды с такой заработной платы будут равняться примерно 21000 руб. Итого стоимость контроля в месяц для организации будет равняться примерно 91000 руб., за год сумма превысит 1 млн руб. На основании изложенных выше данных можно сделать вывод, что такие действия являются полностью экономически невыгодными.

Основную долю в общем объеме кредиторской задолженности ООО «Х» занимает задолженность покупателям и заказчикам, то есть по авансам полученным (табл. 1).

Таблица 1

Структура кредиторской задолженности по состоянию на 31 декабря 2019 г.

Кредиторская задолженность тыс. руб. %

Поставщики и подрядчики 3,191 17,7

Покупатели и заказчики 10,720 59,46

Задолженность перед бюджетом 5,872 32,57

Прочие поставщики и подрядчики 27 0,15

НДС по авансам и предоплатам -1,782 -9,88

Итого 18,028 100

Задолженность перед бюджетом уплаченным в бюджет. Основную сум-

включает в себя задолженность по му задолженности составляет задол-

налогам, начисленным за декабрь женность по НДС, налогу на прибыль

2019 г. или 4 квартал 2019 г. и еще не и налогу на имущество (табл. 2).

Таблица 2

Структура кредиторской задолженности перед бюджетом

Кредиторская задолженность перед бюджетом тыс. руб. %

Расчеты по налогу на добавленную стоимость 5,044 90,3%

Расчеты по налогу на доходы физических лиц 162 2,9%

Расчеты по транспортному налогу 25 0,45%

Прочие налоги и сборы 355 6,35%

Итого: 5,586 100%

Однако контроль за кредиторской задолженностью в организации все же существует. Взглянув на организационную структуру ООО «Х», можно увидеть, что на данный момент все обязанности по ведению учета и контроля возложены на отдел бухгалтерии, состоящий из 2 человек. Главный бухгалтер следит за своевременным предоставлением всех первичных документов, за благонадежностью контрагентов, выполняет сложные нетиповые бухгалтерские операции, общается с банками и налоговыми органами, сдает всю необходимую отчетность. Помощник главного бухгалтера занимается отражением в учете хозяйственных операций, таких как поступление товаров и услуг, реализация товаров и услуг, сверка с контрагентами, расчеты с подотчетными лицами, начисление заработной платы сотрудником. Также в обязанности помощника входит проверка правильности оформления предоставленных в бухгалтерию документов.

При небольших объемах деятель-

ности такая структура распределения обязанностей является эффективной, но с ростом предприятия появляется необходимость в создании отдела внутреннего контроля или введении в штатное расписание позиции «Внутренний контролер». Чтобы выявить такую необходимость, нужно изучить основные финансовые показатели ООО «Х» и его учетную политику.

Проанализировав отчет о финансовых результатах 2019 г., можно сделать вывод об активном экономическом росте организации. Так, за 2019 г., по сравнению с 2018 г., выручка организации выросла на 97,4 %, себестоимость продаж на 53,6 %. В 2019 г. в организации поменялся принцип признания расходов, в результате чего часть коммерческих расходов стали управленческими, поэтому следует анализировать динамику этих показателей в сумме. Итого за 2019 г. сумма управленческих и коммерческих расходов, по сравнению с 2018 г., увеличилась на 333,8 %. Прочие расходы увеличились в 4 раза. Чистая прибыль показала

рост на 410,9 %.

Учитывая значительный рост всех финансовых показателей за последний год и общую тенденцию рынка в этой сфере продуктов, можно с уверенностью сказать, что через несколько лет деятельность компании достигнет таких объемов, что наличие в штате сотрудника, отвечающего за систему внутреннего контроля, станет необходимостью.

На любом предприятии существуют риски по неправильному отражению хозяйственных операций, неправильному составлению планов и отчетности, свести их к минимуму может качественно налаженная работа системы внутреннего контроля и аудита [1].

В связи с быстрым ростом предприятия считаем необходимым внесение в штатное расписание ООО «Х» позиции «Внутренний контролер». В первую очередь его задачей станет разработка норм контроля для всех участков учета. Эта работа должна проводиться при содействии отдела бухгалтерии и руководства компании для достижения наилучших результатов.

Таким образом, в организации появится второй контрольный уровень, что поможет свести ошибки при ведении учета и составлении отчетности к минимуму. Издержки такого процесса велики, однако это поможет избежать больших затрат в будущем.

Так же при изучении работы ООО «Х» выявлены негативные факторы, непосредственно связанные с ведением учета. Например, в организации отсутствует учет дебиторской и кредиторской задолженности в разрезе договоров или счетов. То есть в отношениях с поставщиками и покупателями отсутствует практика подписания договора по каждому виду товаров, ра-

бот или услуг отдельно. В такой ситуации значительно повышается риск появления расхождений при проведении сверки расчетов и усложняется поиск этих расхождений [2].

Еще одним способом контроля за кредиторской задолженностью является инвентаризация расчетов по счетам бухгалтерского учета. В организации ООО «Х» отсутствует практика ежеквартальной или годовой инвентаризации расчетов, она проводится только в случае нахождения существенных расхождений. Однако в ходе нашего исследования была проведена инвентаризация расчетов с подотчетными лицами за 2019 год. Результаты ее проведения изложены далее.

На предприятии «Х» на счете 71 «Расчеты с подотчетными лицами» по кредиту учитываются суммы по авансовым отчетам сотрудников, предоставленные авансовые отчеты подтверждают суммы расходов, чаще всего понесенных в командировочных целях. В учете данные суммы отражаются проводкой Дт 26 Кт 71 при проведении командировки в управленческих целях и Дт 44 Кт 71 при проведении командировки с целью заключения нового договора на поставку продукции. По дебету счета 71 учитываются денежные средства, выданные в подотчет. Проводка Дт 71 Кт 51. При проведении инвентаризации расчетов кредиторской задолженности на 31 декабря 2019 г. не выявлено. Напротив, задолженность сотрудников перед организацией составила 990316 руб., в то время как на начало года эта сумма равнялась 9761 руб.

Однако в практике бухгалтерского учета на предприятии ООО «Х» встречаются ситуации образования кредиторской задолженности перед

подотчетными лицами. Перед проведением командировки сотруднику выдаются денежные документы в виде билетов на проезд до места проведения командировки, оплачивается проживание и выдаются суточные. В ходе командировки нередко случается так, что сотруднику приходится нести непредвиденные расходы. Например, появляется необходимость провести деловую встречу, в таком случае к вышеперечисленным расходам добавляются представительские. По возвращении из командировки сотрудник предоставляет в бухгалтерию авансовый отчет и отчет о проведенной командировке. После его проведения в учетной системе на 71 счете образуется кредиторская задолженность перед данным подотчетным лицом. Чаще всего данная кредиторская задолженность погашается в кратчайшие сроки.

На основании выписки банка были найдены платежные поручения, составляющие сумму расхождений. Далее у руководителя организации были запрошены приказы на проведение командировок за 2019 г. Благодаря этому удалось выяснить, по каким именно командировкам отсутствуют документы, подтверждающие факт расхода денежных средств. Данные документы были запрошены у сотрудников для их отражения в текущем периоде.

В ходе контроля данного участка учета мы предлагаем осуществить ряд следующих процедур.

1. Аналитические процедуры

1) Сопоставить остатки дебиторской задолженности в разрезе крупнейших дебиторов на 31 декабря 2019 г. с остатками на конец предыдущего года. В случае выявления существенных или необычных расхождений выяснить причины.

2) В случае, если в отчетном периоде обнаружены существенные суммы задолженности контрагентов, значительно разнящиеся с показателями предыдущего отчетного периода, и новых контрагентов, выяснить причины существенного роста сумм дебиторской задолженности этих контрагентов по сравнению с прошлым периодом.

3) Вычислить соотношение дебиторской задолженности покупателей и заказчиков к сумме выручки и сравнить с аналогичным показателем за предыдущий отчетный период. Сделать выводы относительно достоверности рассчитанного показателя, принимая в расчет особенности кредитной политики организации в отношении покупателей, финансового состояния крупнейших дебиторов, общую экономическую ситуацию в отчетном периоде.

4) Выяснить, была ли дебиторская задолженность каких-либо контрагентов в отчетном периоде списана не через резерв, а сразу на финансовый результат (для этого получить разбивку по субсчетам счета 91). Выяснить причины, по которым на данные суммы дебиторской задолженности не созданы резервы.

5) Подсчитать отношение суммы резерва по сомнительным долгам, созданного в отчетном периоде, к общей сумме дебиторской задолженности отчетного периода и сравнить с аналогичным показателем предшествующего года.

2. Процедуры подтверждения остатков

1) Для получения информации о правдивости остатков на счетах учета дебиторской задолженности необходимо запросить акты сверки по состоянию на 31 декабря 2019 г. от дебиторов

со значительной суммой задолженности на конец отчетного периода. Чаще всего сверка со всеми дебиторами и кредиторами в организации проводится ежегодно. В случае расхождений данных дебитора с данными ООО «Пикасо 3Д» выяснить причину расхождений и то, как данное расхождение должно быть отражено в учете ООО «Пикасо 3Д».

2) В случае, если акты сверки от некоторых контрагентов не получены, необходимо проследить операции с даты, подтвержденной последним актом сверки до отчетной даты. Объем операций, произошедших за этот период, и соответствующую сумму прироста дебиторской задолженности нужно сравнить с аналогичным периодом прошлого года. В случае, если произошло существенное увеличение или уменьшение дебиторской задолженности по какому-либо контрагенту в период с даты последней сверки до отчетной даты, необходимо получить подтверждение суммы задолженности от таких контрагентов. При необходимости аудиторская организация может самостоятельно установить непосредственный контакт со стороной, которой был направлен запрос на подтверждение.

3) Если получить подтверждающие документы (акты сверки) не представ-

ляется возможным, необходимо проверить, не была ли дебиторская задолженность этих покупателей погашена в период после отчетной даты (начиная с 01 января 2020 г.).

4) Убедиться, что вся выручка, относящаяся к 2019 г., была признана в отчетном периоде. Существует вероятность, что часть выручки, полученной за в декабре 2019 г., была признана в учете в январе 2020 г. Рекомендации по изменению системы признания выручки для целей РСБУ описаны ранее.

3. Проверка правильности создания резерва по сомнительным долгам

На выборочной основе протестировать процесс резервирования дебиторской задолженности покупателей. Проверить правильность распределения дебиторской задолженности по срокам возникновения, соответствие процента резерва для каждого срока принятой учетной политике.

Выводы. Контрольные процедуры являются неотъемлемой частью ведения бухгалтерского учета. Они позволяют выявить существующие проблемы и найти пути их решения. Так же контроль позволяет избежать ошибок в будущем. В статье рассмотрены возможные проблемы участка кредиторской задолженности и предложены контрольные процедуры, позволяющие их избежать.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Бизнес-план сельскохозяйственных предприятий: учебное пособие / О. Г. Каратаева, С. Н. Сергеева. - М. : ООО «Мегаполис», 2018. - 117 с. - Текст : непосредственный.

2. Бухгалтерский учет и экономика: современная методология и тенденции развития: Монография / Л.И. Хоружий, Д.Д. Постникова, Л.В. Постникова, Т.В. Остап-чук, Т.Ю. Коржавина, Л.В. Уразбахтина, В.Э. Керимов, А.Р. Махмудов, А.И. Пав-лычев, Л.В. Евграфова, Р.В. Ливанова, И.В. Макунина, Ю.В. Чутчева, Л.И. Хоружий, А.С. Акаева. - М.: Изд. «Научный консультант», 2018. - 222 с. - Текст : непосредственный.

REFERENCES

1. O.G. Karataeva, S.N. Sergeeva Biznes-plan sel'skohozyajstvennyh predpriyatij: uchebnoe posobie [Business plan of agricultural enterprises: textbook]. Moscow, OOO «Megapolis», 2018, 117 p.

2. L.I. Horuzhij, D.D. Postnikova, L.V. Postnikova, T.V. Ostapchuk, T.Yu. Korzhavina, L.V. Urazbahtina, V.E. Kerimov, A.R. Mahmudov, A.I. Pavlychev, L.V. Evgrafova, R.V. Livanova, I.V. Makunina, Yu.V. CHutcheva, L.I. Horuzhij, A.S. Akaeva Buhgalterskij uchet i ekonomika: sovremennaya metodologiya i tendencii razvitiya: Monografiya [Accounting and Economics: modern methodology and development trends: Monograph]. Moscow, Izd. «Nauchnyj konsul'tant», 2018, 222 p.

Материал поступил в редакцию 18.08.2020

© Березенков А.С., 2020

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.