Научная статья на тему 'Контроль качества аудита: институциональный подход'

Контроль качества аудита: институциональный подход Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
104
16
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АУДИТОРСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / AUDIT ACTIVITIES / КАЧЕСТВО АУДИТОРСКИХ УСЛУГ / QUALITY OF AUDIT SERVICES / ИНСТИТУЦИОНАЛЬНЫЙ МЕХАНИЗМ / INSTITUTIONAL MECHANISM

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Гаджиев Н.Г., Толчинская М.Н.

Качество оказываемых аудиторских услуг является актуальной проблемой, имеющей важное значение в практической аудиторской деятельности. Грамотно выстроенный механизм контроля качества аудита в аудиторской организации позволит найти решение непростых вопросов, связанных с организацией работы сотрудников и обработкой информации, а также обеспечить полное удовлетворение требований пользователей аудиторских услуг. В статье рассматриваются принципы осуществления внутреннего и внешнего контроля качества аудита, а также требования к его организации. Приводится сравнение действующих отечественных и международных стандартов аудита в области контроля качества аудиторских услуг. Анализируется влияние современной системы внешнего контроля качества аудита на состояние отечественного аудита. Для осуществления качественного аудита в каждой аудиторской организации должна быть создана внутренняя система контроля качества, обеспечивающая соответствие проводимых аудиторских проверок требованиям нормативных документов, регламентирующих аудиторскую деятельность. Реализация задач в области обеспечения качества аудита с точки зрения институционального подхода позволяет совершенствовать и искать новые способы и методы осмысления аудиторской деятельности. Это в дальнейшем позволит расширить и дополнить научно-методические разработки в области аудиторской деятельности и оказать содействие в реализации поставленных задач. Обосновано преимущество использования критериев институционального подхода в анализе аудиторской деятельности РФ.Доказана необходимость дальнейшего существования института аудита в РФ и регионах на основе институционального подхода. Рассматриваются теоретико-методологические вопросы качества аудита, дается его комплексное определение. Описываются важнейшие институциональные формы и способы регулирования, определяющие качество аудита.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Quality control audit: institutional approach

Audit services quality is an urgent problem in practical auditing. Properly organized quality auditsystem control in the audit organization will help to solve complex issues related to the organization of employees work and information processing, as well as meeting the consumers’ demands in the field of audit services. The authors define the principles of internal and external audit quality control, as well as the requirements of its organization. The comparison of existing national and international auditing standards in the field of quality control of audit services is given. The influence of modern external quality audit control system on the state of the national audit is analyzed. Quality control can be provided on condition of inner system of quality control, ensuring compliance of audit check ups held with the requirements to the normative documents, regulating audit activities. The implementation of the tasks in the field of audit quality in terms of the institutional approach gives an opportunity to improve and find new ways of thinking and methods of audit activity. This further allows to extend and complement the scientific methodological developments in the field of audit activities and contribute to the implementation of the tasks put. Benefits of applying the criteria of the institutional approach in the analysis of the audit activities of the Russian Federation are proven. On the basis of the institutional approach the authors postulate some prerequisites for the audit institution in the Russian Federation and the regions. The article deals with theoretical and methodological issues of audit quality, giving a comprehensive definition of audit quality, describing the basic institutional forms of regulation and methods of determining the quality of audits.

Текст научной работы на тему «Контроль качества аудита: институциональный подход»

УДК 657.631

Б01; 10.21779/2500-1930-2016-31-3-24-29 Н.Г. Гаджиев,М.Н. Толчинская

Контроль качества аудита: институциональный подход

Дагестанский государственный университет; Россия, 367001, г. Махачкала, ул. М. Гаджиева, 43а; nazirhan55@mail.ru, margulja3@rambler.ru

Качество оказываемых аудиторских услуг является актуальной проблемой, имеющей важное значение в практической аудиторской деятельности. Грамотно выстроенный механизм контроля качества аудита в аудиторской организации позволит найти решение непростых вопросов, связанных с организацией работы сотрудников и обработкой информации, а также обеспечить полное удовлетворение требований пользователей аудиторских услуг.

В статье рассматриваются принципы осуществления внутреннего и внешнего контроля качества аудита, а также требования к его организации. Приводится сравнение действующих отечественных и международных стандартов аудита в области контроля качества аудиторских услуг. Анализируется влияние современной системы внешнего контроля качества аудита на состояние отечественного аудита. Для осуществления качественного аудита в каждой аудиторской организации должна быть создана внутренняя система контроля качества, обеспечивающая соответствие проводимых аудиторских проверок требованиям нормативных документов, регламентирующих аудиторскую деятельность.

Реализация задач в области обеспечения качества аудита с точки зрения институционального подхода позволяет совершенствовать и искать новые способы и методы осмысления аудиторской деятельности. Это в дальнейшем позволит расширить и дополнить научно-методические разработки в области аудиторской деятельности и оказать содействие в реализации поставленных задач.

Обосновано преимущество использования критериев институционального подхода в анализе аудиторской деятельности РФ.Доказана необходимость дальнейшего существования института аудита в РФ и регионах на основе институционального подхода.

Рассматриваются теоретико-методологические вопросы качества аудита, дается его комплексное определение. Описываются важнейшие институциональные формы и способы регулирования, определяющие качество аудита.

Ключевые слова:аудиторская деятельность, качество аудиторских услуг, институциональный механизм.

Современный этап формирования аудиторской деятельности в России на фоне вступления в силу новых редакций федеральных законов «Об аудиторской деятельности» и «О бухгалтерском учете» характеризуется множествомпроблем, в частностио-беспечение качества аудита и внутреннего контроля в аудиторских организациях. Ужесточение профессиональных требований к аудиторской деятельности, повышение требований к контролю качества деятельности аудиторских организаций усилили внимание к этой проблеме.

В связи с этим вопросы обеспечения и контроля качества аудита в аудиторских организациях России очень актуальны. Сложность их решения в современных условиях выражаетсяв специфике деятельности по оказанию аудиторских услуг: с одной стороны - это предпринимательская коммерческая деятельность, с другой - независимый финансовый контроль. Поэтому в деятельности аудиторских организаций всегда имеется проблема баланса между прибылью организации и добросовестностью осуществления деятельности.

Поскольку мотивация предпринимателя на получение прибыли неизменно выше, а включение дополнительных функций в деятельность организации не способствует росту прибыли, необходимо организовать внутренний контроль качества работы в аудиторских организациях, что вытекает также из требований российских законодательных актов.

Но в большинстве российских аудиторских компаний эти требования не выполняются в силу того, что нет понимания, как это можно сделать экономически эффективно, не перегружая аудиторов.

Совершенствованию и поиску новых способов решения задач в области обеспечения качества аудита способствует осмысление аудиторской деятельности с позиции институционального подхода. Парадигма институциональной экономики представляет экономику как экономическое пространство, заполненное совокупностью физических и юридических лиц (агентами)иразнообразнымиинститутами - организациями, правилами, традициями, основными мотивами поведения в которых являются соблюдение институциональных норм и правил и улучшение своего положения в рамках этих институтов. Одним из таких институтов является институт аудита.

С позиции институционального подхода аудиторскую деятельность можно рассмотреть как совокупность основополагающих концепций, норм, правил и стандартов, ограниченную определенными рамками и имеющую институциональное оформление. Это позволяет выработать целостный взгляд и комплексный подход к исследованию многообразных аспектов аудиторской деятельности.

Развитие разработок и исследований, необходимость в научно-методических и учебных материалах по вопросам обеспечения качества аудита, наличие реальных и продуманных практических рекомендаций и их использование в деятельности российских аудиторских компаний обусловили актуальность темы исследования.

Новым векторомисследований в сфере аудита является применение институционального подхода. Его разработка и использование основано на рассмотрениии анали-зеработ отечественных ученых, работающих в области институционализма, -С.Г. Кирдиной, М.И. Одинцовой, Б.Г. Клейнера,

А.Н.Олейника,В.Л.Ростовцевойидругих.Методологизмиприроду институтов разрабатывали известные зарубежные ученые - Т. Веблен, Р. Коуз, Д. Норт, Р.Рихтер, О. Уиль-ямсон и др.

Исследование аудиторской деятельности с позиции институционального подхода позволит усовершенствовать способы и методы осмысления аудиторской деятельности и найти новые. Это в дальнейшем позволит расширить и дополнить научно-методические разработки в области аудиторской деятельности и оказать содействие в реализации поставленных задач.

Тем не менее отсутствие единой концептуальной доктрины с соответствующим аппаратом понятий и терминов, отображающей специфику используемой методологии, приводит к ограниченному его применению в исследованиях аудиторской деятельности.

В результате анализа генезиса формированияаудиторской деятельности в нашей странекак научной составляющей было установлено, что аудит постепенно усложнялся и усовершенствовался и из сферы экономической науки выделился в независимую науку со своим предметом, объектом и методами. С развитием общественных отношений и модернизацией их в отдельные формы институтов институциональный подход стал неслучайным и логичным в развитии теоретических аспектов аудита.

Институциональный подход представляет аудиторскую деятельность как комплекс стержневых концепций, норм, правил и стандартов, ограниченный обусловлен-

ными рамками и имеющий институциональное оформление. Он позволяет сформировать целостный взгляд и комплексный подход к исследованию различных аспектов аудиторской деятельности.

Фундаментом названного подхода является осмысление институционального содержания аудита, которое основано насистеме институтов какограничительных рамоки правил поведения, предложенныхамериканским экономистоми историком Дугласом Нортом. Он определял институты как установленные нормы общественной деятельности, которые сформировались в процессе исторической эволюции.

Институциональную инфраструктуру обусловленных рамок и норм поведения можно использоватьи в аудиторской деятельности. Формальными ограничительными рамками является нормативно-правовое регулирование аудиторской деятельности в Российской Федерации.

Институциональную концепцию аудита можно показать как совокупность следующих элементов - категорий:

• института аудита;

• институциональной среды аудита;

• институциональных механизмов аудита;

• институциональных структур аудита.

Понятие «институт аудита» толкуетсяв узком и широком смыслах. Вузком смысле - как элемент институциональной концепции аудита. Это система основополагающих концепций, норм, правил и стандартов, формирующих главное содержание аудиторской деятельности. В широком - охватывает всю институциональную концепцию. Это комплекс основополагающих концепций, норм, правил и стандартов, формирующих основное содержание аудиторской деятельности и механизмов, определяющих их действие на практике. В узком смысле институт аудита можно показать состоящим из следующих элементов: постулатов, принци-

пов,базовыхкатегорий,базовыхнормативныхтребований,методов, объектов аудита. Это основа, исходное положение аудита.

Взаимоувязкавсех составляющих институциональной концепции аудита представляется в виде институциональной модели аудита, согласно которой институт аудита расположен в институциональной сфере и постоянно испытывает на себе ее воздействие. Институциональная сфера аудита включает взаимодействие различных субъектов относительно аудиторской деятельности.

Институциональная среда аудита представляет собой организованные экономические взаимоотношения всевозможных субъектов в ходе аудиторской деятельности на макро-имикроуровнях. Как и любая экономическая сфера, институциональная среда аудита может подвергаться изменениям.Источником подобных трансформаций в аудите являются меняющаяся экономическая среда и критерии пользователей. Механизм институциональных модификаций представляет собой постепенное изменение в процедурах аудита и процессах их соблюдения.

Институциональные механизмы аудита - это процедуры и способы использования норм, правил и стандартов аудита на практике. Например, институциональныймеханизмрегулированияаудиторскойдеятельности, институциональныймеханизмобеспечениякачествааудитаидругие. Институциональные структуры аудита систематизируют и определяют отношения в ходе аудиторской деятельности. Институциональная модель аудита представлена на рисунке 1.

Институциональный механизм обеспечения качества аудита представляет собой-комплекс методов и способов применения норм, правил и стандартоваудитадляобеспеченияиподдержаниянеобходимогоуровня качества аудиторской деятельности. Посредством него происходит практическая реализация обеспечения качества аудита. На уровне аудиторской компании это взаимосвязанные элементы, системы и процессы, создаваемые с целью обеспечения гарантированного качества аудиторской деятельности.

Требуемое качество обеспечивается систематически проводимыми процедурами с использованием материальных, административных и человеческих ресурсов. Институциональный механизм обеспечения качества аудита на уровне аудиторской фирмы -это также и механизм по компиляции информации, позволяющий аудиторской организации ориентироваться в экономической среде.

Изучение различных подходов к трактовке понятия «качество аудита» для обеспечения качества аудиторской деятельности позволяет выразить более точное определение этого понятия в рамках институциональной концепции аудита.

Качественный аудит можно определить как комплексность определенных атрибутов ипризнаков. Но поскольку основополагающую сущность аудиторской деятельности отражаетсистема норм, правил, стандартов и концепций, качество аудита можно также определить как реализацию основного принципа институциональной концепции аудита - обеспечение разумной уверенности в том, что аудиторская деятельность проводится в соответствии с нормативно-законодательными актами Российской Федерации, согласно требованиям профессиональных стандартов аудита и этических норм аудиторской деятельности иожиданий основных групп пользователей.

Ожидания пользователей закреплены в условиях договоров на оказание аудиторских услуг, документальном сопровождении взаимоотношений между ними и аудиторскими организациями.

Институциональная концепция обеспечения качества аудита в аудиторской организации позволяет рассмотретьи понять аудит с помощью реализации базового принципа разумной уверенности. На уровне аудиторской организации качество аудита обеспечивается с помощьютакого элемента институциональной концепции, как инсти-туциональныймеханизм обеспечения качества аудита.

Данный механизм представляет собой систему взаимосвязанных элементов, процессов и явлений. С одной стороны, это стандартизированная система прикладных программных продуктовдля обеспечения качества аудита в аудиторской организации и комплекс контрольных мероприятий на уровнеаудиторской фирмы, сдругой стороны-это рычаги экономического менеджмента.

Тщательно разработанные и продуманные с учетом профессионального опыта и актуальности исследований в области аудита внутрифирменные стандарты аудиторской деятельности, детальное и пошаговое регламентирование этапов работы аудиторов, результативно выстроенная система рабочей документации, а также система санкций за невыполнениевышеуказанных норм даютвозможность создать целостныймеханизм по обеспечению качества аудита.

Таким образом, качество аудита следует рассматривать в виде сложной системно-определяемой функции, реализуемой с учетом структуры и качества существующей институциональной среды.

В настоящих условиях высокий уровень качества аудиторских услуг может обеспечить лишь применение всей совокупности профессиональных, рыночных, правовых и этических механизмов в рамках существующей институциональной инфраструктуры.

Литература

1. Aliev B.K., Suleymanov M.M., Sultanov G.S.Monitoring of consumer lending in the region //Life Science Journal. - 2014.- Т. 11, № 9.- С. 328-332.

2. Бабаева З.Ш., Ахмедова Л.А., ТолчинскаяМ.Н. Пути развития современного российского аудита // Экономика и предпринимательство. - 2013. - № 12-2. - С. 486-489.

3. Гаджиев Н. Г. Концептуальные вопросы аудита на современном этапе развития экономики // Вестник Дагестанского государственного университета. Серия 2: Общественные науки. - 2006.- № 5. - С. 117-119.

4. Гаджиев Н.Г., Ахмедова Л.А., Магомедова Г.Р.Оценка системы внутреннего контроля при проведении аудита //Экономика и предпринимательство. - 2016.- № 4-2(69-2). - С. 988-993.

5. Емелин В.Н., Желтова М.Ф. Контроль качества аудита в России: практика и проблемы осуществления // Молодой ученый. - 2013. -№ 7. - С. 157-160.

6. КондрашоваН.Г.ИнститутаудитавРоссиикакнаука // Аудит и финансовый анализ. - 2014. -№ 1. - С. 169-172.

7. Солтаналиева Д.Р., Сардаров Г.Н., Мусаева А.М.Операционный аудит в системе управления хозяйствующим субъектом и его значение //Экономика и предпринимательство. - 2016.- № 6(71). - С. 476-479.

8. ТолчинскаяМ.Н., Гаврилова Э.Н.Контроллинг качества аудита в современных условиях //Научное обозрение. Серия 1: Экономика и право. - 2015. - № 3. - С. 207210.

9. Толчинская М.Н., Мамаева У.З. Аудит финансовой отчетности -системный подход // Финансы и кредит. - 2014. - № 35. - С. 46-50.

10. Шеремет А.Д.Некоторые проблемы развития аудита в России //Аудит. -2014.- № 9. - С. 24-27.

11. Юнусова Д.А.Роль аудита в антикризисном управлении предприятием //Экономика и предпринимательство. - 2014.- № 4-2(45-2). - С. 597-600.

12. Юнусова Д.А. Современное развитие аудиторских стандартов в России // Научное обозрение. Серия 1: Экономика и право. - 2015.- № 2. - С. 225-229.

13. Юнусова Д.А.Трансформация международных стандартов аудита в РФ: проблемы и необходимость // Финансовая экономика. - 2014.- № 5. - С. 23-25.

Поступила в редакцию 13 сентября 2016 г.

UDC 657.631

DOI: 10.21779/2500-1930-2016-31-3-24-29

Quality control audit: institutional approach N.G. Gadzhiev,M.N. Tolchinskiy

Dagestan State University; Russia, 367001, Makhachkala, M. Gadzhiyeva St., 43а; nazirhan55@mail.ru, margulja3@rambler.ru

Audit services quality is an urgent problem in practical auditing. Properly organized quality au-ditsystem control in the audit organization will help to solve complex issues related to the organization of employees work and information processing, as well as meeting the consumers' demands in the field of audit services.

The authors define the principles of internal and external audit quality control, as well as the requirements of its organization. The comparison of existing national and international auditing standards in the field of quality control of audit services is given. The influence of modern external quality audit control system on the state of the national audit is analyzed. Quality control can be provided on condition of inner system of quality control, ensuring compliance of audit check ups held with the requirements to the normative documents, regulating audit activities.

The implementation of the tasks in the field of audit quality in terms of the institutional approach gives an opportunity to improve and find new ways of thinking and methods of audit activity. This further allows to extend and complement the scientific - methodological developments in the field of audit activities and contribute to the implementation of the tasks put.

Benefits of applying the criteria of the institutional approach in the analysis of the audit activities of the Russian Federation are proven. On the basis of the institutional approach the authors postulate some prerequisites for the audit institution in the Russian Federation and the regions.

The article deals with theoretical and methodological issues of audit quality, giving a comprehensive definition of audit quality, describing the basic institutional forms of regulation and methods of determining the quality of audits.

Keywords:audit activities, the quality of audit services, institutional mechanism.

Received 13September, 2016

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.