Научная статья на тему 'Контроль и учет расчетов по оплате труда в государственном учреждении'

Контроль и учет расчетов по оплате труда в государственном учреждении Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
579
110
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Colloquium-journal
Область наук
Ключевые слова
государственное учреждение / заработная плата / система контроля / внешний контроль / внутренний контроль / бюджет. / public institution / salary / control system / external control / internal control / budget.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Коненко Анна Аркадьевна, Арнаут Марина Николаевна

В статье рассматривается система контроля и учета расчетов по оплате труда в государственном учреждении. Также выделены важнейшие задачи учета расходов на оплату труда, рассмотрены составляющие системы оплаты труда работников бюджетной сферы. На основании выявленных проблем систематизированы основные предложения по совершенствованию учетного процесса расчетов по оплате труда.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MONITORING AND ACCOUNTING OF PAY SETTLEMENTS IN A PUBLIC INSTITUTION

The article considers the system of monitoring and accounting of pay settlements in a public institution. The most important tasks of accounting for labor expenses have also been identified, and the components of the system of remuneration of employees in the budgetary sphere have been considered. On the basis of the identified problems, the main proposals for improvement of the accounting process of pay settlements have been systematized.

Текст научной работы на тему «Контроль и учет расчетов по оплате труда в государственном учреждении»

Коненко Анна Аркадьевна

бакалавр

Арнаут Марина Николаевна Преподаватель, Владивостокский государственный университет экономики и сервиса

Владивосток DOI: 10.24411/2520-6990-2020-11906 КОНТРОЛЬ И УЧЕТ РАСЧЕТОВ ПО ОПЛАТЕ ТРУДА В ГОСУДАРСТВЕННОМ

УЧРЕЖДЕНИИ

Konenko Anna Arkadevna

bachelor

Arnaut Marina Nikolaevna

Teacher, Vladivostok State University of Economics and Service

Vladivostok

MONITORING AND ACCOUNTING OF PAY SETTLEMENTS IN A PUBLIC INSTITUTION

В статье рассматривается система контроля и учета расчетов по оплате труда в государственном учреждении. Также выделены важнейшие задачи учета расходов на оплату труда, рассмотрены составляющие системы оплаты труда работников бюджетной сферы. На основании выявленных проблем систематизированы основные предложения по совершенствованию учетного процесса расчетов по оплате труда.

The article considers the system of monitoring and accounting ofpay settlements in a public institution. The most important tasks of accounting for labor expenses have also been identified, and the components of the system of remuneration of employees in the budgetary sphere have been considered. On the basis of the identified problems, the main proposals for improvement of the accounting process ofpay settlements have been systematized.

Ключевые слова и словосочетания: государственное учреждение, заработная плата, система контроля, внешний контроль, внутренний контроль, бюджет.

Keywords: public institution, salary, control system, external control, internal control, budget.

Актуальность. Учет труда и его оплаты занимает одно из центральных мест в системе бухгалтерского учета в государственном учреждении и является неотъемлемой частью ее деятельности. Труд является важным элементом издержек производства и обращения. На сегодняшний день в мире существует множество понятий и определений термину «оплата труда», поэтому необходимо разбираться в тонкостях и понятиях для успешного конструирования нового механизма оплаты труда.

Важнейшей деятельностью бухгалтерии учреждения является учет заработной платы. Каждая ошибка при начислении заработной платы может привести к проблемам с трудовой и налоговой службой. Актуальность выбранной статьи состоит

в том, что работник независимо от формы собственности организации обязан знать, из чего состоит его заработная плата и как производится ее выплата.

По данным Федеральной службы государственной статистики, на конец 2019 года численность работников государственных органов и органов местного самоуправления составила 14,9 чел. на 1000 чел. постоянного населения, что на 3,2% ниже предыдущего года. Глядя на рисунок 1, можно заметить, в период 2013-2017 годы наблюдается тенденция сокращения численности работников государственных органов и органов местного самоуправления, что говорит о росте производительности труда в органах государственного и. муниципального управления.

Есодамгся /

Рисунок 1. Динамика численности работников государственных органов и органов местного самоуправления на 1000 чел. постоянного населения и занятых в экономике, чел.

В связи с ростом потребности в высококвалифицированных кадрах, обладающих высоким качеством человеческого ресурса и производительностью труда в 2018 году, наблюдается резкий рост показателя численности работников. Данный показатель вырос на 4,6 человека, составив 15,4 работников на 1000 чел. постоянного населения (темп прироста +43%).

Однако, в 2019 году по сравнению с 2018 годом темп роста снизился до 96,7%, в результате этого данный показатель составил 14,9 сотрудников на 1000 чел. постоянного населения. Причиной такой динамики могут являться принятые нормативные решения по оптимизации численности в отдельных подразделениях, а также принятые меры для экономии бюджетных средств.

В целом за рассматриваемый период 2008 -2019 годы на 10 000 чел. приходится 117 работников государственных органов и органов местного самоуправления: средний ежегодный рост числа работников составил 4,5%.

Проблема исследования. Сегодня перед государством стоит важнейшая задача - повышение эффективности и рациональности использования бюджетных средств. Особенность казенных учреждений определяется в невозможности самостоятельности в расходовании ресурсов: средства выделяются на определенные цели и нужды, строго контролируется и соблюдается финансовая деятельность. Любое несоответствие с показателями, утвержденными в смете на отчетный период, грозит санкциями и наказаниями. Все операции с бюджетными средствами осуществляются через лицевые счета в Федеральном казначействе или финансовом органе субъекта РФ

Для достижения эффективного использования бюджетных средств должны быть реализованы неразрывные функции самих финансов - распределительная, регулирующая и контрольная. Практическое применение данных функций позволяет сформировать правовую базу эффективного

распределения финансовых ресурсов, в том числе на заработную плату сотрудников в государственных учреждениях.

Основным путем улучшения системы учета труда и заработной платы выступает осуществление непосредственной и строгой зависимости заработной платы от итоговых результатов деятельности государственного учреждения. Решением этой задачи является оправданный выбор и рациональное применение форм и систем заработной платы.

В сложившихся условиях необходима оценка результатов труда для установления зависимости заработной платы от индивидуальных достижений. Поэтому необходимо применение на практике модели, которая позволяет реализовать возможности рабочих и их команд и усовершенствовать экономическую среду.

Организация заработной платы, в основе которой используются такие традиционные элементы, как тарифные ставки и оклады, различные виды премий, доплат и надбавок, мало восприимчива к научно - техническому прогрессу, росту качества услуг, экономии ресурсов. Данные элементы утратили роль стимулятора и превратились в автоматическую прибавку, зачастую не связанную с реальными результатами труда [3].

Решение проблемы. Для оплаты труда в современных условиях ведения бизнеса необходимо отказаться от гарантированных тарифных ставок и должностных окладов. Они являются основным барьером меры заработной платы и заинтересованности работника в разработке и внедрении существующих возможностей и способностей.

Для того чтобы отказаться от применения гарантированных ставок и окладов, необходимо повсеместно ввести бестарифную систему заработной платы. Такие модели были уже разработаны и успешно применяются в некоторых зарубежных и отечественных государственных учреждениях. Они основаны на долевом распределении средств, которые выделяются для оплаты труда в зависимости от

различных факторов.

Основой для развития бестарифной системы оплаты труда является установление минимального и максимального соотношения в вознаграждении за работу управленческого персонала в зависимости от квалификации работника, профессии и должности. Минимальный коэффициент соотношения минимальной заработной платы является справедливым решением для ежемесячного вознаграждения менеджеров и специалистов. Он может возрасти при увеличении производства и продажи товаров, работ и услуг с достаточно высоким уровнем качества, в сравнении с предыдущим годом при соблюдении трудовой дисциплины, выдвижении творческих предложений [4].

Для упрощения учета необходима автоматизация табеля учета рабочего времени и начисления заработной платы. Данная процедура основывается на перенесении информации из необходимых документов одним нажатием, что позволяет правильно рассчитать и начислить заработную плату сотрудникам [2].

Также необходимо пересмотреть принцип начисления заработной платы, учитывая зависимость заработной платы и премий каждого работника от его индивидуальных трудовых достижений и конечных результатов работы коллектива. Это вызовет стимул работника к трудовой активности, к максимальной отдаче, росту эффективности и производительности труда, творческому решению проблем, поддержки благоприятной атмосферы в коллективе.

В связи с этим необходимо изменить систему документооборота по учету оплаты труда. А именно сократить поток первичной документации на основе автоматизации первичного учета. Совершенствованию документооборота способствует внедрение учета выполнения графиков выработки и заработной платы, выработки, ориентированных на оплату конечных результатов труда и других форм внутрихозяйственных экономических отношений.

В связи с этим можно предложить основные пути решения по совершенствованию учетного процесса расчетов по заработной плате в государственном учреждении:

- осуществлять контроль за правильностью начисленных сумм заработной платы и премии;

- повышение эффективности использования трудовых ресурсов (учет загруженности работников организации с целью четкого распределения оплаты только за отработанное время);

- повышение эффективности использования фонда заработной платы;

- считать обязательным повышение квалификации работников бухгалтерии.

Выводы. Таким образом, учет расчетов по оплате труда в государственном учреждении имеет целый ряд особенностей. Бухгалтер должен составить регистры синтетического и аналитического учета, а также отразить операции, связанные с учетом расчетов по оплате труда, правильно отобразить в учете все возникшие отклонения и достоверно составить бухгалтерскую отчетность и сдать ее в установленные сроки.

Бухгалтерия учреждения на основании первичных документов открывает на каждого сотрудника лицевой счет, являющийся регистром аналитического учета. В нем заполняются справочные данные, сведения об оплате труда, накапливающиеся за каждый месяц. Эти данные используются при расчете среднего заработной платы для определения сумм отпускных.

Регистром синтетического учета является обо-ротно-сальдовая ведомость по счету учета расходов на оплату труда, отражающая сальдо на начало и конец периода, а также суммы по дебету и кредиту счета учета расходов на оплату труда за определенный период. В сложившихся условиях необходима адаптация зависимости заработной платы от оценки результатов труда. Поэтому необходимо применение на практике модели, которая позволяет реализовать возможности рабочих и их команд и усовершенствовать экономическую среду.

Список источников:

1. Российский статистический ежегодник // Федеральная служба государственной статистики. URL: http://www.gks.ru/bgd/regl/b16_13/Main.htm

2. Орлова В.Н., Тихомирова О.А. Денежное содержание как элемент социальных гарантий в системе государственной гражданской службы // Среднерусский вестник общественных наук. — 2016. — №13. — С. 29-38

3. Журавлева Т.А. Система оплаты труда и мотивация государственных гражданских служащих // Государственное управление. Электронный вестник. — 2017. — №5. — С. 17-21.

4. 6. Гудович Г.К. Управленческий контроль в системе бюджетирования / В сб.: Управление, экономика, право и социально-культурные институты общества в условиях глобального финансово-экономического кризиса Сборник научных трудов III Международной научно-практической конференции. Ответственный за выпуск Филина Ф.В. 2016. С. 43-46.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.