Научная статья на тему 'Контроль и оценка знаний и умений обучающихся как фактор повышения эффективности обучения математике'

Контроль и оценка знаний и умений обучающихся как фактор повышения эффективности обучения математике Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1015
123
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЕТОДЫ КОНТРОЛЯ / ФОРМЫ КОНТРОЛЯ / УСТНЫЙ ОПРОС / ПИСЬМЕННАЯ ПРОВЕРКА / ТЕСТОВЫЙ КОНТРОЛЬ / ОЦЕНКА / ЗАЧЕТНАЯ СИСТЕМА / CONTROL METHODS / FORMS OF CONTROL / ORAL QUESTIONING / WRITTEN VERIFICATION / EVALUATION / TEST SYSTEM / TEST MONITORING

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Вуйлова М. А.

В данной статье рассматриваются цели и задачи контроля знаний обучающихся, оценка знаний и умений как результат контроля и требования, предъявляемые к ней, а также использование различных форм контроля на учебных занятиях при изучении дисциплины «Математика».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MONITORING AND EVALUATION OF KNOWLEDGE AND SKILLS OF TRAINEES AS A FACTOR FOR THE EFFECTIVENESS TEACHING MATHEMATICS

This article discusses the aims and objectives of the control of knowledge of students, assessment of knowledge and skills as a result of control and requirements to it, as well as the use of various forms of control in the lessons in the study of discipline “Mathematics”.

Текст научной работы на тему «Контроль и оценка знаний и умений обучающихся как фактор повышения эффективности обучения математике»

УДК 377 М. А. Вуйлова, методист, преп. Южно-

Уральского многопрофильного колледжа, г. Челябинск, e-mail: [email protected]

КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА ЗНАНИЙ И УМЕНИЙ ОБУЧАЮЩИХСЯ КАК ФАКТОР ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ ОБУЧЕНИЯ МАТЕМАТИКЕ

В данной статье рассматриваются цели и задачи контроля знаний обучающихся, оценка знаний и умений как результат контроля и требования, предъявляемые к ней, а также использование различных форм контроля на учебных занятиях при изучении дисциплины «Математика».

Ключевые слова: методы контроля, формы контроля, устный опрос, письменная проверка, тестовый контроль, оценка, зачетная система.

Контроль знаний и умений обучающихся является одним из важнейших элементов процесса обучения. Согласно определению, контроль — это соотнесение достигнутых результатов с запланированными целями обучения [1]. Обучение не может быть полноценным без регулярной и объективной информации о том, как усваивается обучающимися материал, как они применяют полученные знания для решения практических задач. Благодаря контролю между преподавателем и обучающимися устанавливается обратная связь, которая позволяет оценивать динамику усвоения учебного материала, действительный уровень владения системой знаний, умений и навыков. Проверка знаний обучающихся должна давать сведения не только о правильности или неправильности конечного результата выполненной деятельности, но и о ней самой (соответствует ли форма действий данному этапу усвоения). Правильно поставленный контроль учебной деятельности обучающихся позволяет преподавателю оценивать получаемые ими знания, умения, навыки, вовремя оказывать необходимую помощь и добиваться поставленных целей обучения. Все это в совокупности создает благоприятные условия для развития познавательных способностей обучающихся и активизации их самостоятельной работы на уроках математики.

Хорошо поставленный контроль позволяет преподавателю не только правильно оценить уровень усвоения обучающимися изучаемого материала, но и увидеть свои собственные удачи и промахи. Задача преподавателя — проверить не только знания, но и элементы практического усвоения нового материала.

Проблема контроля за учебной деятельностью обучающихся не нова, и педагогический опыт, накопленный в этой области, богат и разносторонен.

Без хорошо налаженной проверки и своевременной оценки результатов нельзя говорить об эффективности обучения математике.

Цели и задачи контроля знаний

Контроль является частью процесса обучения. Контроль — это выявление (на определенном этапе обучения) результата учебной деятельности и сравнение его с требованиями, которые задаются к этому результату программой [2]. Причем контроль знаний и умений конкретного обучающегося предусматривает оценку этих знаний и умений только по результатам его личной учебной деятельности.

Составным компонентом контроля является проверка знаний. Основной дидактической функцией проверки знаний обучающихся по математике является обеспечение обратной связи между преподавателем и обучающимися, что включает в себя: выявление недостатков течения учебного процесса; выявление пробелов знаний у обучающихся; определение степени усвоения учебного материала по математике. Кроме проверки контроль содержит в себе оценивание (процесс) и выставление отметки (результат оценивания).

Основная цель контроля и оценки знаний обучающегося по математике — определение качества усвоения учебного материала, уровня овладения им знаниями, умениями и навыками, предусмотренными учебной программой по математике. В число задач контроля входит определение меры ответственности каждого обучающегося за результаты его учения, уровня его умений добывать знания самостоятельно.

Преподавателю контроль знаний позволяет определить уровень усвоения учебного материала по математике или, в случае необходимости, провести коррекцию этих знаний.

Обучающемуся контроль знаний позволяет привести в систему усвоенный за определенное

время учебный материал, обобщить его, выделить главное, акцентировать на нем внимание, скорректировать в случае необходимости отдельные знания, увидеть в оценке и выставленной отметке результаты своей деятельности.

Диагностировать, контролировать, проверять и оценивать знания и умения обучающегося по математике нужно последовательно, согласно порядку изучения математического материала.

Систематический контроль знаний обучающегося по математике является одним из основных условий повышения качества обучения. Умелое владение преподавателем различными формами контроля знаний способствует повышению заинтересованности обучающегося в изучении математики, предупреждает отставание, обеспечивает активность обучающегося на занятиях.

Оценказнаний и умений

Результат контроля знаний и умений выражается в оценке.

Оценка — результат обработки той информации, которая поступает к преподавателю в ходе обратной связи в системе «преподаватель — обучающиеся».

Оценка имеет большое образовательное и воспитательное значение. Практика показывает, что преподаватель должен соблюдать следующие требования к оценке знаний и умений обучающихся:

- объективность (отражает действительный уровень усвоения учебного материала);

- индивидуальность (оценка фиксирует результат сугубо индивидуального процесса, уровень знаний конкретного обучающегося);

- гласность (оценка, будучи оглашенной, оказывает воздействие, прежде всего на обучающегося, так как он получает корректирующую информацию);

- обоснованность (оценка должна быть мотивированной и убеждающей, правильно соотноситься с самооценкой и мнением коллектива обучающихся; обоснованность — необходимое условие сохранения авторитета преподавателя и престижа его оценки в глазах обучающихся).

В педагогической теории и практике принято различать итоговую и текущую оценки.

Итоговая оценка характеризует достижения обучающегося в целом, уровень его обучен-ности в соответствии с требованиями учебной программы.

Текущая оценка фактически служит чисто педагогическим инструментом, регулирующим взаимодействие преподавателя и обучающегося

в учебном процессе. Цель такой оценки — стимулирование дальнейшей деятельности обучающегося. По текущей проверке можно судить о прилежании, старательности обучающегося, но трудно делать заключение о его общем развитии. Именно поэтому итоговая оценка не должна быть среднеарифметической от текущей. Исходный момент в оценке — ориентация на желаемый результат обучения. С ним сопоставляется достигнутый реальный результат. Желаемый результат фактически выступает в роли главного критерия — конечной результативности обучения.

В настоящее время для оценки знаний и умений используются качественные показатели. Такой подход обоснован в работах И. Я. Лер-нера [3] и М. Н. Скаткина [4]. Они рекомендуют принимать во внимание полноту, глубину, прочность, оперативность, сознательность знаний и умений обучающихся.

Полнота знаний и умений определяется качеством программных знаний.

Глубина определяется совокупностью осознанных существенных связей между соотносительными знаниями.

Оперативность определяется числом ситуаций или способов, в которых обучающиеся могут применять то или иное знание.

Сознательность знаний характеризуется пониманием внутренних закономерностей, проникновением в сущность фактов, явлений, процессов.

Оценка по математике должна ставиться за уровень и характер знаний по этому предмету. Чем больше объективности в оценке знаний, тем больше это стимулирует обучающихся и активизирует их для дальнейшей учебной деятельности по данной дисциплине. Совершенно недопустимо влияние на оценку личного негативного отношения преподавателя к отдельным обучающимся.

Таким образом, анализируя методическую и педагогическую литературу, убеждаемся в том, что контроль в процессе преподавания играет важную роль, так как способствует выявлению и коррекции пробелов в изучении программного материала математики, активизирует учебную деятельность обучающихся, развивает познавательный интерес к дисциплине, повышает качество обучения и воспитания. Но такой подход далеко не совершенен в силу субъективного характера мнения педагога. Творческая педагогическая мысль ученых и педагогов-новаторов настойчиво изучает пути совершенствования и повышения эффективности контроля, проверки знаний и умений.

Использование различных форм контроля на учебных занятиях при

изучении дисциплины «Математика».

Письменный контроль

Письменные работы являются основным средством проверки знаний студентов и их умения применять свои знания на практике.

Письменная работа — одна из форм учета и контроля знаний студентов.

Существуют три вида письменного контроля: текущий, промежуточный и итоговый.

Текущий контроль бывает трех видов.

1. Разомкнутый — проводится непринужденно (самостоятельные работы, тесты на 10-15 минут в начале изучаемой темы с тем, чтобы проследить, как воспринят материал, усвоен ли его небольшой раздел и можно ли идти дальше, или при закреплении), это позволяет выявить, кто усвоил данный раздел.

2. Сомкнутый — контролируются все данные задания по усвоенному материалу на каждом этапе урока.

Например, в теме «Решение показательных и логарифмических уравнений» ставлю цель: закрепить умения решать простейшие показательные и логарифмические уравнения, формировать навыки решения квадратных уравнений, к которым приводятся показательные и логарифмические уравнения. Кратко повторяются сведения о решении простейших показательных уравнений.

Устные упражнения (карточки).

Найти X У = 16 7- = ^-49

3» = 81 ЬЯз1 = 2

51 =— 25 1°Еэ 9 = х

10Ё24 = * 1оё,х = 27 3

1)211-5-21 + 4 = 0

^^х^-З 1оёз 1 + 3

уравнение на доске. Даю несколько рекомендаций по решению логарифмического уравнения, подчеркивая необходимость указывать область определения логарифмической функции.

Для закрепления на 10-12 минут даю самостоятельную работу по карточкам, например:

При составлении карточек учитываю индивидуальные способности студентов.

3. Смешанный контроль — чаще используется на практике.

Промежуточный контроль может быть проведен в разнообразных нетрадиционных формах — КВН, смотр знаний, математические состязания, устный или письменный зачет по какой-либо теме. Более подробная информация представлена в таблице 1.

Зачет по теме «Показательная функция»

Цель зачета: проверить знания обучающихся по следующим вопросам:

1) область определения и область значения функции;

2) свойства показательной функции и ее график;

3) показательные неравенства;

4) показательные уравнения.

Задания 1-5 соответствуют обязательным результатам обучения.

Таблица 1

Критерии оценок зачета

Оценка «Зачет» «4» «5»

Обязательная часть 4 балла 5 баллов 5 баллов

Дополнительная часть 3 балла 5 баллов

При изучении нового материала применяю метод беседы, приводя студентов к составлению квадратного уравнения из показательного и логарифмического:

Каждое верно исполненное задание обязательной части (задания 1-5) оценивается в 1 балл. Задания 6-8 — дополнительные. Задания 6 и 7 оцениваются в 3 балла, задание 8 — в 5 баллов.

Вариант 1

Обязательная часть.

Ставлю перед студентами проблему: как решить данные уравнения? Студенты предлагают в первом из уравнений заменить новой переменной выражение «2х», и тогда получается квадратное уравнение относительно новой переменной. По аналогии с показательным уравнением студенты решают логарифмическое

^ 41 = 64

З1- 1 б>3 "М

в) 81 =16

1. Решите уравнение:

2. Найдите область определения и область значений функции:

у = >/2* - 4

3. Решите неравенства:

а) Р > 25

6)3F<-

в)?« т/б

4. Постройте график функции:

F(x) = 4х.

5. Найдите координаты точки пересечения графиков функций:

f(x) = 2х и g(x) = 1 - x.

Дополнительная часть.

6. Решите неравенство:

7. Найдите значения выражения x2 - x, где x — корень уравнения:

I -4* + 2г=40.

8. Решите неравенство:

31 "2 < 32

Итоговый контроль — для его проведения использую как традиционные, так и нетрадиционные формы (экзамен, зачетная работа, смотр знаний, тест).

Библиографический список

На первом курсе провожу письменный зачет по карточкам-тестам. О зачете предупреждаю студентов в начале изучения дисциплины и периодически напоминаю по ходу изучения курса. Все промежуточные аттестации являются ступенями подготовки к итоговому зачету.

Работа проводится по четырем вариантам; карточки включают в себя по 10 вопросов разной степени сложности, в зависимости от уровня подготовки студента.

Помимо контролирующих заданий в карточке содержатся задания развивающего характера, а также задания, способствующие развитию интереса к изучаемой дисциплине.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Систематическое и всестороннее применение различных методов контроля знаний и умений приведет к повышению заинтересованности обучающихся в изучении дисциплины; кроме того, возрастет роль методов обучения, развивающих самостоятельную деятельность обучающихся, формирующих у них умения самостоятельно учиться, творчески мыслить, принимать нестандартные решения, что позволит правильно ориентироваться в жизненных ситуациях, поспособствует творческому применению своих знаний.

1. Педагогика : учеб. пособие для студентов пед. ин-тов [Текст] / под ред. Ю. К. Бабан-ского. — М., 1984. — 366 с.

2. Подласый, И. П. Педагогика. Новый курс : учебник для студентов пед. вузов [Текст]. В 2 кн. / И. П. Подласый. — М. : Гуманитарно-издательский центр ВЛАДОС, 1999. — Кн. 1. Общие основы процесса обучения. — 220 с.

3. Лернер, И. Я. Процесс обучения и его закономерности [Текст] / И. Я. Лернер. — М. : Знание, 1980. — 168 с.

4. Скаткин, М. Н. Проблемы современной дидактики [Текст] / М. Н. Скаткин. — М. : Педагогика, 1984. — 198 с.

УДК 004 Е. В. Годлевская, доц. Челябинского

института развития профессионального образования (ЧИРПО), канд. пед. наук, г. Челябинск, e-mail: [email protected] А. А. Олейников, доц. ЧИРПО, канд. пед. наук, г. Челябинск, e-mail: [email protected]

ТЕЗАУРУСНЫЙ ПОДХОД К ИНФОРМАЦИОННОМУ ВЗАИМОДЕЙСТВИЮ СУБЪЕКТА ВО ВНЕШНЕМ ПЛАНЕ

Актуальность исследования вызвана проблемой выработки более точных и емких языков кодирования информации для описания и представления научных данных. Эта проблема связана с возможностью обучающихся воспринимать и перерабатывать информацию, необходимую для их социализации и дальнейшей профессиональной деятельности. Целью

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.