Научная статья на тему 'КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА ЭФФЕКТИВНОСТИ ГРУЗОПЕРЕВОЗОК СТРОИТЕЛЬНОЙ КОМПАНИИ'

КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА ЭФФЕКТИВНОСТИ ГРУЗОПЕРЕВОЗОК СТРОИТЕЛЬНОЙ КОМПАНИИ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
61
9
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СТРОИТЕЛЬНАЯ КОМПАНИЯ / ЛОГИСТИЧЕСКАЯ СИСТЕМА / ФАКТОРЫ ВЛИЯНИЯ / КОНТРОЛЬ ЭФФЕКТИВНОСТИ ГРУЗОПЕРЕВОЗОК / СИНЕРГЕТИЧЕСКИЙ ЭФФЕКТ / CONSTRUCTION COMPANY / LOGISTIC SYSTEM / FACTORS OF INFLUENCE / CONTROL / TRUCKING OPERATIONS / SYNERGISTIC EFFECT

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Зуев А. Д.

Приводятся актуальные факторы, которые влияют на эффективность логистической системы строительной компании. Это позволило сформулировать приоритетные показатели контроля, оценки эффективности грузоперевозок строительной компании синергетического характера.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MONITORING AND EVAIUATION OF THE EFFECTIVENESS OF THE TRANSPORTATION CONSTRUCTION COMPANY

The article presents the actual factors that affect the efficiency of the logistics system of the construction company. This made it possible to formulate priority indicators of monitoring and evaluation of the efficiency of cargo transportation of the synergetic nature of the construction company.

Текст научной работы на тему «КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА ЭФФЕКТИВНОСТИ ГРУЗОПЕРЕВОЗОК СТРОИТЕЛЬНОЙ КОМПАНИИ»

Секция «АКТУАЛЬНЬШ ПРОБЛЕМЫ В ЛОГИСТИКЕ И УПРАВЛЕНИИ ЦЕПЯМИ ПОСТАВОК»

УДК 658.7

КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА ЭФФЕКТИВНОСТИ ГРУЗОПЕРЕВОЗОК СТРОИТЕЛЬНОЙ КОМПАНИИ

А. Д. Зуев

Научный руководитель - А. В. Селиванов

Сибирский государственный университет науки и технологий имени академика М. Ф. Решетнева Российская Федерация, 660037, г. Красноярск, просп. им. газ. «Красноярский рабочий», 31

E-mail: [email protected]

Приводятся актуальные факторы, которые влияют на эффективность логистической системы строительной компании. Это позволило сформулировать приоритетные показатели контроля, оценки эффективности грузоперевозок строительной компании синергетического характера.

Ключевые слова: строительная компания, логистическая система, факторы влияния, контроль эффективности грузоперевозок, синергетический эффект.

MONITORING AND EVAIUATION OF THE EFFECTIVENESS OF THE TRANSPORTATION CONSTRUCTION COMPANY

A. D. Zuev Scientific Supervisor - A. V. Selivanov

Reshetnev Siberian State University of Science and Technology 31, Krasnoyarsky Rabochy Av., Krasnoyarsk, 660037, Russian Federation E-mail: [email protected]

The article presents the actual factors that affect the efficiency of the logistics system of the construction company. This made it possible to formulate priority indicators of monitoring and evaluation of the efficiency of cargo transportation of the synergetic nature of the construction company.

Keywords: construction company, logistic system, factors of influence, control, trucking operations, a synergistic effect.

Проблемы контроля и оценки эффективности грузоперевозок строительной компании обусловлены точностью установления контролируемых логистических показателей качества, цены обслуживания, их издержками (расходами) и соответствующих отклонений [4, с. 14].

Российскими учеными предлагаются два вида основных элементов контроля (оценки эффективности) в виде логистических расходов: транспортно-заготовительные издержки и расходы на формирование, хранение запаса [3, с. 35; 4, с. 15].

С учетом указанных выводов, проанализированы логистические процессы грузоперевозок строительной компании, что позволил выделить основные категории контролируемых логистических показателей в виде расходов на транспортно-логистические процессы:

1) категорию транспортно-заготовительных расходов, связанных: с организацией заявки на транспортировку и с ее реализацией; с заготовкой и с доставкой строительных грузов и прочих товарно-материальных ценностей; с формированием сети поставщиков, с выбором и оценкой партнеров; с издержками транспортных, почтово-телеграфных, командировочных, представительских и других расходов; с недостачей и потерями в пути транспортировки в пределах норм естественной убыли; с оплатой тарифов, загрузочно-разгрузочных работ; с оплатой услуг экспедиторов (при необходимости) и т. д.

Актуальные проблемы авиации и космонавтики - 2018. Том 3

2) категорию расходов формирования, хранения запаса на складе компании, включающих: совокупность затрат компании, связанных с текущим обслуживанием запаса (с уплатой налогов, с проведением инвентаризаций, с платой за банковский кредит и пр.); издержки хранения, стоимость рисков и т. д.

Внутренние элементы контроля эффективности грузоперевозок строительной компании

Элемент контроля Цели и задачи контроля Возможные показатели

Упущенная выгода отказа от внедрения автоматизации транспортно-логистических процессов Цель - использование преимуществ информационных технологий для автоматизации транспортно-логистических процессов. Задачи: выбора оптимальных инструментов программного обеспечения (ПО); обоснование эффективности внедрения Эмпирические и научно-обоснованные показатели экономического эффекта в силу роста объемов и качества транспортных процессов после внедрения средств автоматизации (ПО 1С). Доказанный эффект использования ПО «1С-Рарус: Транспортная логистика и экспедирование»^], как показывают исследования [9], достигает 6 млн. руб./год для среднего автотранспортного предприятия

Упущенная выгода отказа от применения инструментов возвратной логистики Цель: внедрение в работу ФГУП известных инструментов возвратной логистики Задачи: выделение реверсивного потока в целях повторного обращения различной тары (поддонов, спецконтейнеров и пр.); выделение возвратного потока строительного мусора и пр. Расчетные показатели экономического эффекта от реализации ценного неиспользуемого материала. Число используемых поддонов превышает в среднем 500 шт./мес, рыночная цена приема которых составляет 50-200 руб./поддон [7; 8]. Можно получить доход не менее 25 000 руб./мес.

Упущенная выгода отказа от координа-цион-ных мер взаимодействия подразделений компании Цель: обеспечение и развитие координационных мер взаимодействия подразделений с использованием преимуществ сетевого планирования. Задачи: построение сетевых графиков типовых транспортно-логистических мероприятий компании; анализ параметров сетевых графиков; выбор оптимальных маршрутов транспортировки с учетом методов и средств возвратной логистики; обоснование эффективности предлагаемых мероприятий Расчетные показатели экономического эффекта от выбора оптимальных маршрутов грузоперевозки по методу сетевого планирования [5; 6; 11] с использованием Методики [1] и сметных расценок [2]. Проведенные расчеты показали возможность получения до 35 % экономии финансовых средств от применения инструментов сетевого планирования в грузоперевозках строительной компании

Последующий анализ указанных контролируемых логистических показателей (расходов) и показателей компании позволил выделить актуальные элементы контроля - факторы, влияющие на эффективность логистической системы компании:

1) внутренние факторы синергетического характера, которые включают: отклонения в автоматизации транспортно-логистических процессов (без использования преимуществ информационных технологий ГЛОНАСС, 1С и пр.); отклонения в отсутствии применения инструментов возвратной логистики; отклонения в разработке координационных мер взаимодействия подразделений компании; и т. д.;

2) внешние стратегические факторы долговременного действия: отклонения, связанные с объемом реализации целевого субсидирования компании; отклонения в реализации стратегических мероприятий развития военно-промышленного комплекса и подконтрольных объектов капитального строительства; и т. д.;

3) внутренние факторы долговременного действия, которые определяются с учетом результата финансово-хозяйственной деятельности и включают: отклонения в связи с неэффективными плановыми мероприятиями долгосрочного развития компании; и пр.;

4) внутренние промежуточные факторы слабого поддержания стабильности взаимодействия: отклонения, связанные с отсутствием автоматизации оформления ежедневных (еженедельных) документов в сфере товарооборота (ежедневных, еженедельных заявок, суточных опера-

Секция «АКТУЛЛЬНЬШ ПРОБЛЕМЫ В ЛОГИСТИКЕ И УПРАВЛЕНИИ ЦЕПЯМИ ПОСТАВОК»

тивных планов, накладных, путевых листов и пр.) в электронном виде; отклонения человеческого фактора в силу составления ежедневных (еженедельных) документов в сфере товарооборота (ежедневных, еженедельных заявок, суточных оперативных планов, накладных, путевых листов и пр.) в бумажном виде; и т. д.

Следует полагать, что в качестве приоритетных элементов контроля целесообразно рассматривать внутренние факторы синергетического характера, поскольку их содержание объективно влияет на минимизацию нескольких видов затрат и может применяться (модернизироваться) в силу возможности их управления (контроллинга) собственными силами компании.

С учетом вышеизложенного, указанные внутренние элементы контроля (факторы синергетического свойства) и их показатели обобщены в таблице.

Таким образом, решение проблемы контроля и оценки эффективности грузоперевозок строительной компании могут способствовать минимизации её упущенной выгоды на основе управления внутренними элементами контроля (факторов синергетического характера), поскольку эти управленческие решения объективно влияют на устранение (минимизацию) выявленных негативных отклонений и реализуются собственными силами компании.

Библиографические ссылки

1. Об утверждении Методики определения сметных цен на эксплуатацию машин и механизмов : Приказ Минстроя России от 20.12.2016 № 999/пр // Вестник ценообразования и сметного нормирования. 2017. Вып. 2, февраль.

2. Об утверждении федеральных единичных расценок, федеральных сметных цен на материалы, изделия, конструкции и оборудование, применяемые в строительстве, федеральных сметных расценок на эксплуатацию строительных машин и автотранспортных средств, федеральных сметных цен на перевозки грузов для строительства : Приказ Минстроя России от 30.12.2016 № 1039/пр (ред. от 29.03.2017, с изм. от 28.09.2017) // Вестник ценообразования и сметного нормирования. 2017. № 2.

3. Аникина Б. А., Родькин Т. А. Логистика и управление цепями поставок. Теория и практика. Основные и обеспечивающие функциональные подсистемы логистики : учебник. М. : Проспект, 2015. 608 с.

4. Григорьев М. Н., Долгов А. П., Уваров С. А. Логистика. Продвинутый курс : учебник для магистров. 3-е изд., перераб. и доп. М. : Юрайт, 2015. 734 с.

5. Метод сетевого планирования разработки сложных технических систем / Р. В. Допира, Р. Ю. Кордюков, А. А. Беглецов и др. // Программные продукты и системы. 2014. № 2 (106). С. 22-26.

6. Иванов В. А., Владимиров И. И. Изучение сетевых методов на основе современных информационных технологий // Век качества. 2016. № 3. С. 102-111.

7. Информация специализированного сайта производства, изготовления паллет [Электронный ресурс]. URL: http://palletst.ru/sdat-bu-poddony.html (дата обращения: 31.01.2018).

8. Информация специализированного сайта производства, продажи поддонов [Электронный ресурс]. URL: https://www.poddon.ru/dlya-torgovyh-setej/pokupka-u-torgovyh-setei (дата обращения: 31.01.2018).

9. Негреева В. В., Кузнецова Е. Д. Оптимизация логистической деятельности транспортно-экспедиторской фирмы // Научный журнал НИУ ИТМО. Сер. Экономика и экологический менеджмент. 2016. № 2. С. 65-79.

10. Сведения специализированного сайта системы 1С [Электронный ресурс]. URL: http://solutions.1c.ru/catalog/tmsexp/support (дата обращения: 31.01.2018).

11. Селиванов А. В., Васильев В. А., Бурменко А. Д. Методика расчёта параметров внешнего графика поставок материальных ресурсов промышленного предприятия // Логистические системы в глобальной экономике : материалы V Междунар. науч.-практ. конф. (2-3 апр. 2015 г., Красноярск). С. 357-362.

© Зуев А. Д., Селиванов А. В., 2018

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.