УДК 336.52
И.Н. Федоренко
к.э.н., доцент Кафедра экономики и управления ФГБОУ ВПО "Череповецкий государственный университет»
г. Череповец, Российская Федерация В.В. Михайлова менеджер активных продаж ООО "Единая Строительная Тендерная Площадка СРО" г. Санкт-Петербург, Российская Федерация
КОНТРОЛЬ И ОПТИМИЗАЦИЯ КАК ОСНОВА ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ РАСХОДОВАНИЯ БЮДЖЕТНЫХ СРЕДСТВ В СИСТЕМЕ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ЗАКУПОК
Аннотация
В статье рассмотрены проблемы достижения оптимальных характеристик государственного заказа как процесса экономии бюджетных средств и одновременно контроль над ними. Особое внимание уделено аналитической оценке расходования бюджетных средств через систему государственных закупок, где критерий эффективности является важной гарантией продвижения региональных и муниципальных реформ в Российской Федерации. Выявлены проблемы, с которыми сталкиваются заказчики и поставщики системы муниципальных закупок на примере Чукотского автономного округа.
На основе проведенного в статье анализа были предложены основные направления повышение эффективности расходования бюджетных средств. Сделан вывод, о том, что достижение оптимальных характеристик государственного заказа является основой экономии бюджетных средств, а использование госзаказа фактором, активно влияющим на процессы современной экономики России.
Ключевые слова
Контроль, оптимизация, конкурсное размещения заказа, эффективное расходования бюджетных средств
Государственные закупки (заказы) в настоящее время обеспечивают удовлетворение государственных и муниципальных нужд являясь инструментом регулирования экономики. Для достижения оптимальных параметров функционирования экономики и решения, стоящих перед государством приоритетных задач, необходима организация рационального и эффективного расходования бюджетных средств[1].
За последние годы появилось направление «транспарентности бюджетных расходов», чтобы показать, на какие цели расходуются средства , и соответственно необходимость оценки эффективности расходования бюджетных средств.
Актуальность исследуемых проблем заключается в том, что достижение оптимальных характеристик государственного заказа, процесс экономии бюджетных средств и одновременно контроль над ними, тесно взаимосвязаны. Аналитическая оценка расходования бюджетных средств через систему государственных закупок, где основной критерий - эффективность, является важной гарантией продвижения региональных и муниципальных реформ в Российской Федерации.
Обоснование закупок, по сути, заключается в доказательстве факта, что закупаемая продукция необходима для реализации органами власти своих функций и обязательств перед населением [2,с.23].
Контрактная служба Администрации городского округа Анадырь в 2014 году успешно произвела переход на «Контрактную систему» в соответствии с положением ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок, товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» от 05.04.2013 г. №44-ФЗ. Вся информация о размещении заказов на поставки товаров, выполнении работ, оказании услуг для
нужд Администрации городского округа Анадырь размещается на официальном сайте Российской Федерации. Так же на официальном сайте своевременно размещается и периодически корректируется план - график закупок.
Приоритетным способом конкурсного размещения заказа является проведение аукционов, в электронной форме, т.к. этот вид закупок является самым эффективным в плане экономии бюджетных средств, позволяет снизить НМЦК (далее НМЦК - начально-максимальная цена контракта), способствует развитию конкуренции среди поставщиков, когда закупки при проведении котировок не дают такой возможности, потому что в больших случаях НМЦК остается неизменной также как и при закупках у единственного поставщика (табл. 1).
Таблица 1
Анализ закупок на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг
за 2012- 2014 годы в %
Степень исполнение закупок 2012 год 2013 год 2014 год
ЗК* ОК* ОАЭФ* ЕП* ЗК ОК ОАЭФ ЕП ЗК ОК ОАЭФ ЕП
Несостоявшиеся 0 0 31,4 0 0 0 21,7 0 0 0 26,3 0
Исполнены 100 100 68,6 0 100 100 78,3 0 100 100 73,7 100
* примечание автора
ЗК - запрос котировок; ОК - открытый конкурс; ОАЭФ - открытый аукцион в электронной форме; ЕП - единственный поставщик
Как видно из таблицы, наиболее результативным способом осуществления государственных заказов является открытый аукцион в электронной форме.
Закон N° 44-ФЗ значительно расширил участие малого и среднего бизнеса в государственных закупках. Также субъектам малого предпринимательства дается право выбора по выплате залога за обеспечение заявки конкурса - между банковской гарантией и денежным обеспечением[3-5].
Как показал проведенный анализ, в 2012 году наибольшая часть - 57,5 % бюджетных средств была направлена на приобретения квартир по муниципальной целевой программе для молодых семей и для детей-сирот; в 2013 году наибольшая сумма бюджетных средств - 71% была направлена на выполнение муниципальной целевой программы по благоустройству территории города; в 2014 году большие затраты отнесены на жилищно-коммунальные программы, а также благоустройство города (табл.2).
Таблица 2
Структура государственных закупок в 2012-2014 годы (тыс. руб.)
Направление закупок 2012 год 2013 год 2014 год
НМЦК % от общей суммы закупок НМЦК % от общей суммы закупок НМЦК % от общей суммы закупок
Приобретение жилых помещений 183973 57,5% 21451 3% 20418 13,4%
Ремонт, реконструкция зданий, помещений 25719 8% 61826 8,7% 4574 3%
Развитие территории города, благоустройство 55259 17,3% 506372 71% 48173 31,7%
Дорожные работы 22021 6,9% 27866 3,9% 21030 13,8%
Жилищно-коммунальные работы 30152 9,4% 79647 11,2% 48651 32%
Прочие 3036 0,9% 15995 2,2% 9246 6,1%
Всего 320160 713157 152092
В ходе аналитической оценки деятельность Администрация городского округа Анадырь в сфере размещения муниципального заказа, выявлен и систематизировали, определенный спектр проблема, в частности:
• отдаленность Чукотки от основных мест функционирующего рынка производства промышленных, продовольственных товаров и отсутствием широкой сферы оказания услуг необходимых для муниципальных нужд, а также сложной транспортной схемы зависящей от сложных климатических условий округа и отсутствия должной конкуренции между транспортными компаниями;
• большой объем размещения заказа происходит у единственного подрядчика, поставщика, исполнителя, в связи с этим сокращается экономия средств муниципального бюджета;
• в связи с увеличением использования электронного обеспечения муниципальных закупок, путем доступа к информации на Интернет-ресурсах с помощью программных средств и пользовательского интерфейса официальных сайтов, а также электронных торговых площадок, затруднено своевременное размещение документов, из-за низкой скорости передачи данных и сбоев интернет соединения, обусловленных технической ограниченностью пропускной способности средств связи округа;
• затруднения возникают из-за частых регламентных, профилактических работ на официальном сайте для размещения заказа проводящимися в режиме «ночь» в континентальной части России, «день» на Дальнем востоке, поэтому большую часть рабочего дня невозможно проводить процедуры на данном сайте связанные с внесением сведений по размещенным и размещаемым заказам;
• действующее нормы законодательства, касающиеся государственного и муниципального размещения заказа, неопределенно трактуются «заказчиками», «участниками торгов и запросов котировок» и «контролирующими органами в сфере размещения заказов». Из-за чего не редки случаи противоположных разъяснений положений закона федеральными органами власти, с неоднозначной припиской в конце разъяснительных документов, что орган дающий ответ «не наделен компетенцией по разъяснению законодательства Российской Федерации»;
• в ходе выполнения действующих муниципальных контрактов выявляется необходимость в изменении их существенных условий, что не позволяет сделать новый закон, как и ранее действующий, это касается выполнения работ в сфере строительства, из-за отсутствия «гибкости» условий контрактов, наносится ущерб качеству работ и их несвоевременного исполнения;
Повышение эффективности расходования бюджетных средств является одной из важнейших задач, стоящих перед органами государственной власти и местного самоуправления.
Таким образом, сфера государственного заказа является активным элементом, через который происходит движение финансовых потоков в различные сектора экономики и достижение оптимальных характеристик должно обеспечивать экономию бюджетных средств.
Список использованной литературы:
1. Каранатова Л.Г. Воздействие государственного заказа на активизацию инновационной деятельности в России: монография / Л.Г. Каранатова. - СПб.: Изд-во СЗАГС, 2011. - 180 с.
2. Зимина Л.А. Практика государственных и муниципальных закупок // Госзаказ - 2012 - № 11 - С. 23-24.
3. Савельев А.Б. Некоторые проблемы признания недействительным размещения государственного (муниципального) заказа, проводимого в форме торгов // Юрист - 2010 - № 7 - С 45-48.
4. Савина С. Основания и порядок осуществления государственного контроля за организацией и проведением конкурсов при размещении государственных и муниципальных заказов // Юрист - 2011 - № 8 -С. 27-28.
5. Сокол П.В. Изменения в правовом регулировании института размещения заказов для государственных и муниципальных нужд // Законодательство и экономика - 2012 - № 9 - С. 17-19.
© Федоренко И.Н., Михайлова В.В., 2015