Научная статья на тему 'Контроль и анализ в системе процедур управленческих решений'

Контроль и анализ в системе процедур управленческих решений Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
2220
331
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
управленческий контроль / управленческие решения / принципы контроля / эффективность / риск / анализ. / management control / management decisions / control principles / efficiency / risk / analysis.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — И З. Шакирова, Г Р. Абзалова, Р М. Аминова

В статье отмечена особая роль контроля и анализа в системе процедур управленческих решений. Рассматриваются основные цели и функции контроля, необходимые для сбора различного рода информации для эффективного управления организацией. Также в статье приводятся методы, на которых базируется контроль в организации, всесторонне рассматривается роль анализа в процессе подготовки, принятия и реализации управленческих решений.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CONTPOL AND ANALYSIS IN THE SYSTEM OF PROCEDURES ADMINISTRATIVE THE DECISION

The article notes the special role of control and analysis in the system of management decision procedures. The main objectives and functions of control necessary for the collection of various kinds of information for the effective management of the organization are considered. The article also presents the methods on which control is based in the organization, comprehensively examines the role of analysis in the preparation, adoption and implementation of management decisions.

Текст научной работы на тему «Контроль и анализ в системе процедур управленческих решений»

КОНТРОЛЬ И АНАЛИЗ В СИСТЕМЕ ПРОЦЕДУР УПРАВЛЕНЧЕСКИХ РЕШЕНИЙ

И.З. Шакирова, студент

Г.Р. Абзалова, студент

Р.М. Аминова, старший преподаватель

Набережночелнинский институт (филиал) КФУ

(Россия, г. Набережные Челны)

DOI: 10.24411/2411-0450-2019-10657

Аннотация. В статье отмечена особая роль контроля и анализа в системе процедур управленческих решений. Рассматриваются основные цели и функции контроля, необходимые для сбора различного рода информации для эффективного управления организацией. Также в статье приводятся методы, на которых базируется контроль в организации, всесторонне рассматривается роль анализа в процессе подготовки, принятия и реализации управленческих решений.

Ключевые слова: управленческий контроль, управленческие решения, принципы контроля, эффективность, риск, анализ.

Общеизвестно, что результативное принятие решений необходимо для выполнения основных функций управления: организации, планирования, мотивации и контроля. Собственно вследствие этого изучение и организация процесса принятия решений и их исполнения является основой теории управления. Решения буквально пронизывают любое действие во всех направлениях [1].

Наиболее трудоемким и длительным этапом процесса управления является реализация решения. Она вбирает большую часть ресурсов и времени, оставаясь при этом наислабейшим звеном в процессе управленческой деятельности. Если между принятием управленческого решения и его реализацией есть значительный разрыв, который выражается в затягивании сроков исполнения решения, это неминуемо приведет к уменьшению результативности управленческого решения. Оттого важнейшим условием действенности управленческих решений выступает наличие системы контроля их реализации.

Контроль в системе социально -экономических отношении имеет как управленческие, так и поведенческие аспекты. Учет поведенческих факторов отказ от жесткого администрирования, присущего для многих российских компании, является одним из условии

эффектовного менеджмента в условиях коренных изменении среды бизнеса [2].

Контроль обеспечивает обратную связь, которая необходима для корректировки принимаемых решений при существенных отклонениях. Проводиться контроль может по качественным и количественным характеристикам объекта управления. Существенным предметом контроля реализации управленческих решений выступает выявление степени достижения поставленных целей. В ходе контроля реализо-вывается накапливание сведений о фактических последствиях принятых решений, проводится анализ отклонений от запланированных либо спрогнозированных последствий, осуществляется корректировка нормативов. Полученная информация может выступать основанием для накопления баз прецедентов, обучения систем поддержки принятия решений и фактической корректировки уже принятых решений [3].

Для успешного осуществления принимаемых решений нужна разработка определенного организационного механизма. Практика доказывает, что качественно разработанные решения остаются неисполненными из-за отсутствия отлаженной системы контроля. Руководителю необходимо отреагировать на ситуацию при существенных отклонениях, до того как, когда судьба решения не находится в крити-

ческой точке. Контроль в зависимости от осуществляемых функций и особенностей проведения выделяют предварительный, текущий, фильтрующий и заключительный.

Предварительный контроль используется как метод до начала реализации решения, что позволяет определить количественные, качественные, а также структурные характеристики варианта его реализации.

От начала практического воплощение в жизнь управленческого решения до завершающего его этапа функционирует текущий контроль. Он позволяет провести сравнение, измерение, оценку объекта, и направлен на достижение конечного результата [4].

В разовом порядке в ходе осуществления решения используется метод фильтрующего контроля. Задачей фильтрующего контроля является приостановление выполнения решения на том или другом участке при резких отклонениях между запланированными и фактическими итогами. Контроль фильтрующий реализовы-вается на базе финансовой, организационной, технической, экономической и иной документации. По средствам корректировок управленческого решения, возможно, понемногу усовершенствовать решение, проводя анализ предыдущего результата его разработки и реализации.

При исполнении решения применяют метод заключительного контроля, который дает возможность оценить успехи и изъяны, провести анализ всех этапов подготовки, принятия и реализации решения, сделать надлежащие выводы. Кроме административного, организационного, технологического или аудиторского значения, контроль имеет, и очень важное социально-психологическое воздействие. Используя контроль, смогут открыться сложности, связанные с психологией поведения персонала. Ориентируется руководитель о ходе осуществления решения по сообщениям, поступающим по каналам обратной связи.

В сущности, анализ, выступает ядром принятия решений на микроуровне, а точнее на уровне субъектов хозяйствования, и

определяет конечную результативность всей деятельности.

В практике принятия решений содержательная сторона анализа охватывает процедуры: постановка конкретных задач анализа в процессе подготовки, принятия и реализации управленческих решений. Далее следует определение причинно-следственных связей процесса принятия и реализации управленческих решений; определение показателей и методов их оценки; оценка факторов, влияющих на итоги; выработка путей отстранения влияния негативных факторов и стимулирование позитивных [5].

Успех анализа в практике подготовки и принятия управленческих решений обусловлено влиянием факторов: составление программы анализа, которая включает проработку макетов аналитических таблиц и алгоритмов расчета важнейших показателей; определение источников информативного, а также нормативного обеспечения; обоснование применяемых критериев оценки показателей; обнаружение закономерностей развития и функционирования объекта управления.

Применение анализа в процессе принятия и реализации управленческих решений определено обстоятельствами:

1)анализ происходит на всех уровнях управления, в каждом подразделении хозяйствующего субъекта;

2) строится анализ на единой методологической основе, дающей возможность выработать общие подходы к организации процесса принятия и реализации управленческих решений на предприятии;

3) анализ в процессе принятия и реализации управленческих решений выступает необходимым элементом в системе функций управления организацией.

Существуют разные подходы к классификации методов и видов анализа, которые предполагают применение специальных способов и приемов аналитической информации.

Взаимосвязь процедур контроля и анализа можно демонстрировать на модели контроля при процессном подходе состоявшей из этапов выявления фактического состояния (факта); сравнение желаемого и

фактического состоянии, которое определяет отклонения между ними; сбор, обобщение, анализ и оценка отклонении, позволяющая выявить причины отклонении и их последствия; разработка корректирующих воздействий (управленческого решения). Как видим, анализ и оценка отклонении нацеливают менеджмент на работу с причинами отклонении и способствуют повышению эффективности управления [6]. Эволюция контрольной деятельности так же подтверждает вывод о том, что для эффективного менеджмента требуются как качественная информация, одним из источников которой является обратная связь обеспечиваемая контролем, так и аналитические процедуры для оценки адекватности методов сбора и обработки информации целям и задачам организации, т.е. правильные цифры сами по себе не обеспечивают качественные управленческие решения [7].

Важность проблемы качественной информационной базы для разработки и принятия и правленческих решении определяется ролью связующих функции в системе менеджмента и коренными характеристиками среды современного бизнеса, создающими возрастающий уровень неопределенности и снижающими горизонты прогнозирования и планирования.

Библиографический список

1. Вертакова Ю.В. Управленческие решения: разработка и выбор: учеб. пособие / Ю.В. Вертакова, И.А. Козьева, Э.Н. Кузьбожев; под общ. Ред. Проф. Э. Н. Кузьбожева. -М.: КНОРУС, 2016. - 352 с.

2. Муллахметов Х. Ш. Корпоративный контроль на промышленном предприятии: на примере группы организаций ОАО "КАМАЗ": диссертация на соискание ученой степени кандидата экономических наук: 08.00.05 Казань, 2007. 258 с.

3. Ковалев В.В., Волкова О. Н. Анализ хозяйственной деятельности предприятия: учебник. - М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2019. - 464 с.

4. Кузнецова Н.В. Управление качеством: Учебное пособие. - М.: Флинта, Наука 2016. - 360 с.: (Экономика и управление).

5. Кузнецова Н.В. Методы принятия управленческих решений / учебное пособие. - Москва, Инфра-М, 2017. - 222 с.

6. Муллахметов Х.Ш. Процесный подход к организации контроля на российских предприятиях // Экономика и управление. Российский научный журнал. - 2011. - №8. - С. 5357.

7. Аминова Р.М. Эволюция контроля в системе менеджмента // Экономика и предпринимательство. - 2017. - № 2-2 (79-2). - С. 1214-1217.

Практика зарождения и эволюции корпоративного управления и контроля в России, корпоративные скандалы на стыке 2021 веков показывает плачевные последствия игнорирования передовой практики корпоративного управления и контроля, непонимания роли контроля и анализа в системе менеджмента в современных условия.

Руководители приступают к осуществлению функции контроля и анализа с момента создания предприятия. Контроль и анализ в системе процедур управленческих решений крайне существенен, в случае если собственники и менеджмент намереваются сделать так, чтобы организация функционировала успешно. Без контроля и анализа возникает хаос, и становится невозможно координировать деятельность каких-либо групп. Немаловажно, что уже сами по себе цели, планы и структура предприятия определяет ее направление деятельности, направляя ресурсы и действия персонала на выполнение необходимых работ. Таким образом, анализ и контроль, является неотъемлемыми элементами жизнедеятельности каждого предприятия и выступают залогом эффективного менеджмента.

CONTPOL AND ANALYSIS IN THE SYSTEM OF PROCEDURES ADMINISTRATIVE

THE DECISION

I.Z. Shakirova, student

G.R. Abzalova, student

R.M. Aminova, senior lecturer

Naberezhnye Chelny Institute (branch) of KFU

(Russia, Naberezhnye Chelny)

Abstract. The article notes the special role of control and analysis in the system of management decision procedures. The main objectives and functions of control necessary for the collection of various kinds of information for the effective management of the organization are considered. The article also presents the methods on which control is based in the organization, comprehensively examines the role of analysis in the preparation, adoption and implementation of management decisions.

Keywords: management control, management decisions, control principles, efficiency, risk, analysis.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.