Научная статья на тему 'КОНТРОЛЬ ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВЛЕННОСТИ И РАЗВИТИЯ СТУДЕНТОВ ГУМАНИТАРНОГО И МЕДИЦИНСКОГО ВУЗОВ В ФИЗИЧЕСКОМ ВОСПИТАНИИ'

КОНТРОЛЬ ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВЛЕННОСТИ И РАЗВИТИЯ СТУДЕНТОВ ГУМАНИТАРНОГО И МЕДИЦИНСКОГО ВУЗОВ В ФИЗИЧЕСКОМ ВОСПИТАНИИ Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

14
4
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Лысова И.А., Сериков А.А., Порядков С.С.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «КОНТРОЛЬ ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВЛЕННОСТИ И РАЗВИТИЯ СТУДЕНТОВ ГУМАНИТАРНОГО И МЕДИЦИНСКОГО ВУЗОВ В ФИЗИЧЕСКОМ ВОСПИТАНИИ»

3. Мировые запасы золота // Инфографика - URL : http://info-graphic.ru/news/mirovye_zapasy_zolota/2011-06-03-936 (дата обращения 03.06.2016).

4. Ежегодный доклад союза золотопромышленников «Золото - 2017» // Золото и технологии. - URL : http://zolteh.ru/results/obzor-raboty-zolotodobyvayushhej-otrasH-v-rf-po-itogam-2016-goda/ (дата обращения 25.10.2017).

5. Состояние и использование минерально-сырьевых ресурсов Российской Федерации // ИАЦ «Минерал». - URL : http://www.mineral.ru/Facts/russia/147/406/17_au.pdf (дата обращения 18.06.2016).

6. Российское золото - минерально-сырьевая база // Энциклопедия финансиста. - URL : http://www.reasonablefinance.ru/dragotsennie-kamni-i-metalli/rossiyskoe-zoloto-mineralno-sirevaya-baza.html (дата обращения 27.10.2017).

7. Месторождения золота в России // Экологический центр «Экосистема». - URL : http://www.ecosystema.ru/08nature/min/1_6_1_1_4.htm (дата обращения 12.03.2017).

8. Добыча золота в России в 2015 году // Информ.-аналит. сайт gold.ru. -URL : http://gold.ru/articles/news/dobycha-zolota-v-rossii-v-2011-godu-vyrosla-na-4-7-procentov.html (дата обращения 03.03.2016).

9. Мировой рынок золота // Центр экономического анализа и экспертизы. - URL : http://www.ceae.ru/The-commodity-markets4.htm (дата обращения 03.03.2017)

Лысова И. А., Сериков А. А., Порядков С. С.1

КОНТРОЛЬ ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВЛЕННОСТИ И РАЗВИТИЯ СТУДЕНТОВ ГУМАНИТАРНОГО И МЕДИЦИНСКОГО ВУЗОВ В ФИЗИЧЕСКОМ ВОСПИТАНИИ

Физическая культура как общества в целом, так и каждого человека в отдельности представляет собой базовое условие формирования и осуществления здорового образа жизни, который не только основа хорошего самочувствия, но и путь к оздоровлению нации, решению многих социальных проблем. Здоровый образ жизни, по мнению многих специалистов в области физической культуры, - это реализация комплекса научно обоснованной медико-биологической, социально-психологической и педагогической системы профилактических меро-

1 Лысова Инна Анатольевна - к.п.н., доцент, заведующий кафедрой физической культуры Московского гуманитарного университета. Сериков Алексей Анатольевич - старший преподаватель кафедры физкультуры Первого Московского государственного медицинского университета им. И. М. Сеченова. Порядков Сергей Сергеевич -преподаватель кафедры физического воспитания и здоровья Рязанского государственного медицинского университета им. академика И. П. Павлова

приятий (Алабин В. Г., Сутула В. А., Никитушкин В. Г., Б. А. Ашмарин, И. А. Лысова, А. В. Блинова и др.). Важное место в этой системе занимает педагогический контроль. Сегодня проблема физического воспитания обучающихся в высших учебных заведениях России остается одной из актуальных задач в связи с введением новых Федеральных государственных образовательных стандартов в систему подготовки в вузах. Для улучшения качества учебного процесса в вузах необходимо усиление контроля за состоянием здоровья, морфо-функциональным состоянием, физическим развитием, уровнем физической подготовленности студентов. В основе методики оценивания уровня физической подготовленности, физического развития и морфофункционального состояния лежит разработка оценочных шкал студентов разных специализаций. Для объективной оценки уровня физической подготовленности и развития студентов необходима разработка нормативных таблиц с учетом специфики вуза. Совершенствование системы спортивной подготовки и показателей физической подготовленности, физического развития и морфофункционального состояния студентов является актуальной проблемой, решение которой может привести к повышению качества профессиональной подготовки обучающихся. 2 Цель исследования: нормативы физической подготовленности и физического развития студентов гуманитарного и медицинского вуза для контроля процесса физического воспитания. Задачи исследования: - определить уровень физического развития и физической подготовленности студентов гуманитарного и медицинского вузов; - провести сравнительный анализ физической подготовленности и физического развития студентов основного и спортивного отделений гуманитарного и медицинского вузов; - разработать оценочные шкалы для определения физической подготовленности и физического развития студентов основного и спортивного отделений гуманитарного и медицинского вузов. В работе использованы педагогические, социологические, медико-биологические и мате-матико-статистические методы исследования. Исследования проведены на базах Московского гуманитарного университета, Первого Московского государственного медицинского университета им. И. М. Сеченова, Рязанского государственного медицинского университета им. академика И. П. Павлова. Всего обследовано 556 студентов основного и 250 студентов спортивного отделений различных факультетов гуманитарного вуза и лечебного факультета медицинских вузов. Определен уровень физической активности студентов гуманитарного и медицинских вузов. До поступления в высшее учебное заведение 41% опрошенных до поступления в вуз занимались физкультурой постоянно и с удовольствием, 30% - только в свободное время и 29% занимались физкультурой, так как это входило в обязанности. В спортивных секциях занимались 36% опрошенных, спортивный разряд имели 11%, от занятий по физкультуре в связи с серьезными заболеваниями были освобождены 27% опрошенных. 3 С использованием педагогического тестирования определен уровень физической подготовленности студентов медицинского вуза. Выявлены значительные отличия по показателям физической подготовленности студентов основного и спортивного отделений. При проведении сравнительного анализа в процентном соотноше-

нии студентки основного отделения в среднем имеют показатели силовых способностей в отжиманиях на 74% хуже по сравнению со студентками спортивного отделения; юноши основного отделения в подтягиваниях на высокой перекладине - на 66,7%. Наиболее плохие результаты показали девушки в тесте на выносливость, характеризующем аэробные возможности организма. Аналогичная ситуация наблюдалась при тестировании других двигательных способностей. Для определения уровня физического развития и разработки оценочных таблиц использовали соматометрические методы исследования. Измерения проводили в первой половине дня. Соматометрическое исследование включало определение тотальных размеров тела (длина и масса тела), линейных и об-хватных размеров, кожно-жировых складок. Все показатели вносили в карту соматометрического обследования студента. По формулам J. Mateika (1921) вычисляли жировой и мышечный компоненты массы тела обследованных. Вычисляли как абсолютную, так и относительную мышечную и жировую массу. В среднем по группе обследуемых студенток основного отделения показатель относительной жировой массы составил 28,1±2,3%, у студенток спортивного отделения - 21,5±3,4%; у юношей основного отделения - 20,9±2,1%, спортивного отделения - 14,7±1,9%. Показатели относительной жировой массы студенток основного отделения на 23,5% выше по сравнению с показателями студенток спортивного отделения. Показатели относительной жировой массы юношей основного отделения на 29,7% выше по сравнению с показателями студентов спортивного отделения. Средний показатель относительной мышечной массы студенток основного отделения составил 39,7%±4,7, у студенток спортивного отделения - 4 43,2±3,6%; у юношей студентов основного отделения -44,6±5,3%, студентов спортивного отделения - 49,9±3,8%. Относительная мышечная масса студенток основного отделения на 8,1% ниже по сравнению с показателями студенток спортивного отделения. Относительная мышечная масса юношей основного отделения на 10,6% ниже по сравнению с показателями студентов спортивного отделения. На основе перцентильного анализа созданы нормативы физической подготовленности и физического развития студентов 17-18 лет, представленные в виде центильных шкал распределения. В таблице нормативов выделены 5 уровней физической подготовленности: низкий (5%), ниже среднего (20%), средний (50%), выше среднего (20%), высокий (5%). Оценка результатов измерений зависит от положения индивидуальных данных в центильных интервалах. Оценочные шкалы разработаны по показателям физической подготовленности студентов 17-18 лет основного отделения студентов, среди которых прыжок в длину с места и разбега, бег на 100, 500 и 1000 м, отжимания (для девушек), подтягивания на высокой перекладине (для юношей), метание мяча на дальность, поднимание туловища из положения лежа до положения сидя (таблица 1 и 2). Таблица 1. Нормативы физической подготовленности студенток основного отделения 17-18 лет Показатель Р5 Р25 Р75 Р95 Низкая (5 %) Ниже средней (20 %) Средняя (50 %) Выше средней (20 %) Высокая (5 %) Прыжок в длину с места, см < 140 140-163 164-199 200-213 > 213 Бег 1000 м, мин, сек > 6/17// 6 /00// -6 /17// 5 /06// - 5 /59// 4 /26// - 5 /05// < 4/26//

Отжимания, раз < 2 2-3 4-8 9-15 > 15 5 Бег 100 м, сек > 22,0 19,9-22,0 17,019,8 15,5-17,1 < 15,5 Бег 500 м, мин, сек > 2/24// 2 /13// -2 /24// 1 /54// - 2 /12// 1 /41// - 1 /53// < 1/41// Прыжки в длину с разбега, см < 252 252-270 271-310 311365 > 365 Метание мяча на дальность, м < 14 14-17 18-24 25-33 > 33 Поднимание туловища, раз < 20 20-26 27-37 38-43 > 43 Таблица 2. Нормативы физической подготовленности студентов (юношей) основного отделения 17-18 лет Показатель Р5 Р25 Р75 Р95 Низкая (5 %) Ниже средней (20 %) Средняя (50 %) Выше средней (20 %) Высокая (5 %) Прыжок в длину с места, см < 190 190-215 216-247 248-256 > 256 Бег 1000 м, мин, сек > 3/47// 3 /33// -3 /47// 3 /06// - 3 /32// 2 /52// - 3 /05// < 2/52// Подтягивания, раз < 4 4-8 9-12 13-18 > 18 Бег 100 м, сек > 18,0 15,6-18,0 13,5-15,5 12,8-13,4 < 12,8 Бег 1500 м > 6/32// 6 /25// -6 /32// 5 /12// - 6 /24// 5 /00// - 5 /11// < 5/00// Метание мяча на дальность, м < 28 28-34 35-42 43-50 > 50 Прыжки в длину с разбега, см < 305 305-380 381-450 451-475 > 475 Оценочные шкалы показателей физической подготовленности студентов 17-18 лет спортивного отделения студентов представлены в таблицах 3 и 4. Таблица 3. Нормативы физической подготовленности студенток спортивного отделения массовых разрядов 17-18 лет 6 Показатель Р5 Р25 Р75 Р95 Низкая (5 %) Ниже средней (20 %) Средняя (50 %) Выше средней (20 %) Высокая (5 %) Прыжок в длину с места, см < 196 196-205 206-217 218-230 > 230 Бег 1000 м, мин, сек > 4/35// 4 /16// -4 /35// 3 /48// - 4 /15// 3 /36// - 3 /47// < 3 /36// Отжимания, раз < 12 12-20 21-30 31-34 > 34 Таблица 4. Нормативы физической подготовленности студентов (юношей) спортивного отделения массовых разрядов 17-18 лет Показатель Р5 Р25 Р75 Р95 Низкая (5 %) Ниже средней (20 %) Средняя (50 %) Выше средней (20 %) Высокая (5 %) Прыжок в длину с места, см < 230 230-249 250-265 265-277 > 277 Бег 1000 м, мин, сек > 3/43// 3 /29// -3 /43// 3 /11// - 3 /28// 2 /56// - 3 /11// < 2/56// Подтягивания, раз < 8 8-11 12-18 19-23 > 23 Оценочные таблицы, используемые для контроля физического развития студентов основного и спортивного отделений, разработанные с использованием перцентильного метода по показателям тотальных размеров тела относительной жировой и мышечной массы обследованных, представлены в таблицах 5-8. Таблица 5. Центильные шкалы габаритных размеров и компонентов сомы студенток 17-18 лет основного отделения Показатель Р5 Р25 Р75 Р95 Низкая (5 %) Ниже средней (20 %) Средняя (50 %) Выше средней (20 %) Высокая (5 %) Длина тела, см < 158 158-163 164-170 171-174 > 174 Масса тела, кг < 48,0 48,0-52,8 52,9-63,6 63,7-65,0 > 65,0 Жировая масса, % > 31,7 29,8-31,7 25,2-29,7 16,2-25,1 < 16,2 7 Мышечная масса, % < 33,9 33,9-36,6 36,7-43,5 43,5-46,1 > 46,1 Таблица 6. Центильные шкалы габаритных размеров и компонентов сомы студентов (юношей) 17-18 лет основного отделения Показатель Р5 Р25 Р75 Р95 Низкая (5 %) Ниже средней (20 %) Средняя (50 %) Выше средней (20 %) Высокая (5 %) Длина тела, см < 168 168-172 173-183 184-186 > 186 Масса тела, кг < 56,0 56,0-67,4 67,5-75,0 75,1-84,0 > 84,0 Жировая масса, % > 26,0 24,2-26,0 17,1-24,1 12,4-17,0 < 12,4 Мышечная масса, % < 37,2 37,2-40,0 40,1-46,6 46,7-49,5 > 49,5 Таблица 7. Центильные шкалы габаритных размеров и компонентов сомы студенток 17-18 лет спортивного отделения Показатель Р5

Р25 Р75 Р95 Низкая (5 %) Ниже средней (20 %) Средняя (50 %) Выше средней (20 %) Высокая (5 %) Длина тела, см < 151 151-162 163-168 169-176 > 176 Масса тела, кг < 50,0 50,0-54,5 54,6-60,0 60,1-65,0 > 65,0 Жировая масса, % > 31,1 25,0-31,1 15,4-24,9 13,6-15,3 < 13,5 Мышечная масса, % < 37,6 37,6-38,8 38,9-48,3 48,4-52,0 > 52,0 Таблица 8. Центильные шкалы габаритных размеров и компонентов сомы студентов (юношей) 17-18 лет спортивного отделения Показатель Р5 Р25 Р75 Р95 Низкая (5 %) Ниже средней (20 %) Средняя (50 %) Выше средней (20 %) Высокая (5 %) Длина тела, см < 163 163-172 173-180 181-185 > 185 Масса тела, кг < 57,0 57,0-63,6 63,7-76,5 76,6-86,0 > 86,0 Жировая масса, % > 19,7 14,8-19,7 10,8-14,7 8,4-10,7 < 8,4 Мышечная масса, % < 42,7 42,7-45,9 46,0-51,9 52,0-54,8 > 54,8 8 Определен диапазон средних значений признаков (Р25-Р75). 50- процентный диапазон значений у студенток основного отделения по показателю длины тела находится в пределах от 164 до 170 см, массы тела - от 52,9 до 63,6 кг, относительной жировой массы - от 25,2 до 29,7%, относительной мышечной массы - от 36,7 до 43,5%. У студентов основного отделения диапазон средних значений для длины тела 173-183 см, для массы тела - 67,5-75,0 кг, для относительной жировой массы - 17,1-24,1%, для относительной мышечной массы - 40,1-46,6%. Для длины тела у студенток спортивного отделения диапазон средних значений признаков находится в пределах от 163 до 168 см, массы тела - от 54,6 до 60,0 кг, относительной жировой массы - от 15,4 до 24,9%, относительной мышечной массы - от 38,9 до 48,3%. У студентов спортивного отделения диапазон средних значений для длины тела 173-180 см, для массы тела - 63,7-76,5 кг, для относительной жировой массы -10,8-14,7%, для относительной мышечной массы - 46,0-51,9%. Разработанные центильные шкалы позволяют использовать данные показатели как объективные критерии в оценке физической подготовленности и физического развития студентов высших учебных заведений гуманитарного и медицинского профиля. Полученные данные позволяют совершенствовать контроль за состоянием здоровья, физической подготовленностью и физическим развитием, а на их основе - учебный процесс и систему спортивной подготовки в высшем учебном заведении. Таким образом, регулярный контроль физической подготовленности, физического развития, функционального состояния молодежи позволяет прослеживать ее динамику в процессе многолетних оздоровительных занятий, является неотъемлемой частью физического воспитания и занимает важное место в системе мероприятий по формированию здорового образа жизни.

Список использованных источников и литературы

1. Алабин В. Г., Сутула В. А., Никитушкин В. Г. Комплексный контроль в спорте // Теория и практика физической культуры. - М., 1995. - № 3. С. 43-45.

2. Ашмарин, Б. А. О тестах и тестировании: педагогический контроль на уроках физкультуры / Б. А. Ашмарин, // Физическая культура в школе. - М., 1985. - № 3. - С. 60-62.

3. Блинова, А. В. Диагностический комплекс оценивания общей физической подготовленности студентов / А. В. Блинова, И. А. Лысова // Вестник Университета. - № 11 (49). - С.22-25.

4. Лащинина, Е. В. Динамика физического развития студентов в ходе обучения в физкультурном и медицинском вузах / Е. В. Лащинина, П. К. Лысов, С. В. Чава, Е. П. Лысова // Медико-биологические и психолого-педагогические аспекты подготовки специалистов по физической культуре и спорту: Материалы Всероссийской науч.- практ. конф. с междунар. участием. Часть 1 / Под. Ред. В. Л. Пашута, Е. Н. Курьянович. - СПб: ВИФК, 2012. - С. 188-192.

5. Лысова И. А. Оценивание физической подготовленности студентов как метод педагогической диагностики / И. А. Лысова, А. В. Блинова // Научный журнал Московского гуманитарного университета «Знание. Понимание. Умение». - М., 2008. № 4. - С. 107-110.

6. Лысова И.А., Лысов П.К., Лысова Е.П., Лащинина Е.В. Динамика физического развития студентов за время обучения в физкультурном и гуманитарном вузах / И. А. Лысова, П. К. Лысов, Е. П. Лысова, Е. В Лащинина // Ма-терiали наукового конгрессу «IV Мiжнароднi Пироговськ читання», присвя-ченного 200^ччю з дня народження М.1. Пирогова. - Вшниця, 2-5 червня 2010 р. - С. 71.

7. Mateika, J. The testing of physical efficiency / J. Mateika // Am. J. Phys. Antropol. - 1921. - Vol. 4. - P. 502-504.

Маторин А. М1., Бородаева Н.А.2- Национальный институт бизнеса

ПРАВОВОЙ МОНИТОРИНГ КАК ВИД ЮРИДИЧЕСКОЙ

ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Аннотация. В статье представлены результаты комплексного анализа доктринальных интерпретаций категории «правовой мониторинг» понятий и содержания, обозначены перспективные для практического применения правовых конструкций. Исследование института правового мониторинга является относительно новым направлением в отечественной правовой науке, ориентированным на решение проблем эффективности системы права Российской Федерации и оценки качества нормативных правовых актов.

Ключевые слова: эффективность законодательства, эффективности системы нормативных правовых актов, правовой мониторинг, правоприменение, законодательный процесс.

К изучению эффективности законодательства, правовых норм, их действий советские ученые обратились еще в 60-е гг. XX в. Одной из основных за-

1 Маторин Александр Михайлович - кандидат исторических наук, доцент, заведующий кафедры «Государственно-правовых дисциплин» АНО ВО «Национальный институт бизнеса».

2 Бородаева Наталья Александровна - заместитель декана факультета экономики, управления и права АНО ВО «Национальный институт бизнеса».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.