Научная статья на тему 'КОНТРОЛЬ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ: ПОНЯТИЕ, ВИДЫ, ФОРМЫ, ЦЕЛИ'

КОНТРОЛЬ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ: ПОНЯТИЕ, ВИДЫ, ФОРМЫ, ЦЕЛИ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
300
37
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОНТРОЛЛИНГ / ВНУТРЕННИЙ КОНТРОЛЬ / АУДИТ / УПРАВЛЕНЧЕСКИЕ ПРОЦЕССЫ / МЕНЕДЖМЕНТ ОРГАНИЗАЦИИ / CONTROLLING / INTERNAL CONTROL / AUDIT / MANAGEMENT PROCESSES / ORGANIZATION MANAGEMENT

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Имангулова Л.Р.

Контроль деятельности организации является одной из функций менеджмента организации. В данной статье рассмотрена проблема контроля в организации и основные аспекты, формирующие эффективную систему контроля на предприятии.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CONTROL OF THE ORGANIZATION'S ACTIVITIES: CONCEPT, TYPES, FORMS, OBJECTIVES

Control of the organization is one of the functions of the organization’s management. This article discusses the problem of control in the organization and the main aspects that form an effective control system in the enterprise.

Текст научной работы на тему «КОНТРОЛЬ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ: ПОНЯТИЕ, ВИДЫ, ФОРМЫ, ЦЕЛИ»

3.Ревизия и контроль: учебное пособие/ М.В.Мельник, А.С.Пантелеев, А.Л.Звездин; под ред. проф. М.В.Мельник.- 2-е изд., стер.- М.: КНОРУС, 2016.- 520с.

4.Силаева Ю.А. Организация и методика экономического анализа денежных потоков предприятий / Силаева Юлия Александровна. - Воронеж, 2009. -255 с.

УДК 338.24.01

Имангулова Л.Р. студентка магистратуры, 2 курс Институт экономики, финансов и бизнеса Башкирский государственный университет,

Россия, г. Уфа

КОНТРОЛЬ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ: ПОНЯТИЕ, ВИДЫ,

ФОРМЫ, ЦЕЛИ

Аннотация. Контроль деятельности организации является одной из функций менеджмента организации. В данной статье рассмотрена проблема контроля в организации и основные аспекты, формирующие эффективную систему контроля на предприятии.

Ключевые слова. Контроллинг, внутренний контроль, аудит, управленческие процессы, менеджмент организации.

L.R. Imangulova magitracy student, 2 year Institute of Economics, Finance and Business

Bashkir State University, Russia, Ufa

CONTROL OF THE ORGANIZATION'S ACTIVITIES: CONCEPT,

TYPES, FORMS, OBJECTIVES Abstract. Control of the organization is one of the functions of the organization's management. This article discusses the problem of control in the organization and the main aspects that form an effective control system in the enterprise. Keywords. Controlling, internal control, audit, management processes, organization management.

В зависимости от подхода в организации может сформировано отношение к контролю как к этапу управления деятельностью организации или как к одному из управленческих процессов. Контроль как этап управленческой деятельности представляет собой процедуру по оценки выполнения мероприятий по полученным результатам или другим критериям.82 В рамках этого подход контроль является последовательностью процедур, которые имеют временные характеристики. Контроль является последней стадией в цепочке от планирования до реализации товаров и

82 Бурцев В.В. Организация системы государственного финансового контроля в Российской Федерации: Теория и практика.- М.: Издательско -торговая корпорация «Дашков и К», 2012.- С.27.

услуг организации. Реализация контроля требует аккумуляции трудовых и денежных ресурсов компании к концу рабочего периода. Контроль как процесс представляет собой систему мероприятий, ориентированную на оценку работы сотрудников в течение всего периода 83. С этой точки зрения контроль должен быть осуществлен не только по результатам труда, но и по результатам рабочего процесса. Объектами контроля является физическое состояние работников, количество пропусков по уважительным и неуважительным причинам, выполнение норм безопасности. Мероприятия контроля требуют привлечения ресурсов организации на постоянной основе.

В настоящее время осуществляется переход к пониманию контроля как к процессу, так как этот подход позволяет детально определить причины проблем и предотвратить их. Таким образом, положительный эффект контроля увеличивается при последовательной реализации в течение всего периода.

Эффект от мероприятий контроля во многом зависит от качества контроля и от стиля руководства, который определяет, в какой форме будет проводиться контроль. Выделяют разделение контроля в зависимости от стороны, осуществляющей контроль: внутренний и внешний контроль. Внешний контроль осуществляется независимо от организации в интересах государственных органов, акционеров, потенциальных инвесторов. Независимая оценка финансовой активности организации формируется путем аудита.

Внутренний контроль осуществляется организацией самостоятельно и не регламентируется законодательными нормами. Внутренний контроль деятельности организации осуществляется в следующих целях:

- оценка выполнения сотрудниками поставленных перед ними задач;

- стимулирование сотрудников через вознаграждение за результаты труда;

- предотвращение проблем, возникающих по мере рабочего процесса;

- корректировка планов будущих периодов на основании результата контроля предыдущих периодов.

Внутренний контроль тесно взаимосвязан с другими аспектами управленческой деятельности: с планированием деятельности, стимулированием персонала, с организацией рабочего процесса. Контроль позволяет систематизировать работу организацию и оптимизировать управленческие затраты.

Контроль деятельности организации различается по подразделениям, в которых осуществляются мероприятия контроля. Так, выделяют финансовый, производственный, маркетинговый, управленческий контроль. При осуществлении контроля проверке подвергается деятельность сотрудников на соответствие внутренним правилам и установленным

83 Цуциев М. Внешний финансовый контроль - необходимый атрибут правового государства // Бюджет. -М., 2007.- №7- С. 12.

нормам за период. Прямой ответственностью за осуществление контроля обладает руководитель структурного подразделения, который непосредственно взаимодействует с сотрудниками и имеет возможность повлиять на их рабочую активность.

Также можно выделить и другие виды контроля. Так, может проводиться контроль затрат по элементам, контроль использования и распределения доходов, качество произведенной продукции. Контроль может осуществляться по месту проведения операции, по субъекту, организационной деятельности, по целям контроля84.

В конечном итоге, эффективный контроль охватывает деятельность всего предприятия с тем, чтобы была оценена каждая проводимая операция. При этом контроль должен быть разделен по центрам ответственности для того, чтобы избежать ситуации двойной ответственности за одно действие. Выбор форм и методов контроля определяет эффективность его организации. В современной практике предприятий получили распространение три группы контроля: на основе опроса, в форме экспертизы и на основании документооборота. Данные способы адаптированы для решения различных задач контроля85. Опросы ориентированы на оценку качества обслуживания потребителей или на оценку социального климата в рабочем коллективе, если опрашиваются сотрудники организации. Документальный контроль основан на проверке заполненных документов. Контроль в форме экспертизы предполагает сопоставление плановых и фактических показателей, закрепленных в различных формах отчетности 86.

При организации контроля следует учитывать, что чрезмерный контроль не только утяжеляет бюрократические механизмы организации, но и настраивает сотрудников против интересов организации. В результате этого наиболее развитые предприятия формируют автоматические системы контроля, в которых часть контрольных функций передана компьютеру на автоматическую проверку.

Таким образом, контроль для организации с любой сферой деятельности является одним из основных управленческих механизмов. При эффективной системе внутреннего контроля его результаты являются основой для стимулирования персонала и планирования деятельности на будущие периоды. Организации самостоятельно формируют свою политику относительно использования контроля. В зависимости от использования прогрессивных технологий контроля организация может добиться большей эффективности и снизить риски своей работы за счет своевременного

84 Васильева М.В. Оценка эффективности и результативности использования бюджетных средств при проведении финансового контроля // Финансовая аналитика, пробл. и решения. - М., 2011. - № 13. - С. 25.

85 Шимширт Н.Д. Теория и практика государственных и муниципальных финансов. - Томск: Изд-во Том. унта, 2014.- С.108.

86 Шимширт Н.Д. Теория и практика государственных и муниципальных финансов. - Томск: Изд-во Том. унта, 2014.- С. 109-110.

предотвращения возникающих проблем. Наиболее актуальным вопросом для любой организации является выбор баланса между контролем и доверием сотрудников, а также поиск форм контроля, позволяющих управлять организационной деятельностью, не нарушая при этом самостоятельности работников.

Использованные источники:

1.Бурцев В.В. Организация системы государственного финансового контроля в Российской Федерации: Теория и практика.- М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К», 2012.- 496с.

2.Васильева М.В. Оценка эффективности и результативности использования бюджетных средств при проведении финансового контроля // Финансовая аналитика, пробл. и решения. - М., 2011. - № 13. - С. 24-34.

3.Цуциев М. Внешний финансовый контроль - необходимый атрибут правового государства // Бюджет.- М., 2007.- №7- С. 11-15

4.Шимширт Н.Д. Теория и практика государственных и муниципальных финансов.- Томск: Изд-во Том. ун-та, 2014.- 154с.

УДК 004.942

Исмагилова Э.Р. студент магистратуры 2 курс, факультет «Информатика и робототехника» Уфимский государственный авиационный технический университет Россия, г. Уфа Еникеев Р.Р., кандидат технических наук,

доцент

Кафедра автоматизированных систем управления Уфимский государственный авиационный технический университет Россия, г. Уфа

ОЦЕНКА ЭФФЕКТИВНОСТИ ВНЕДРЕНИЯ МОДУЛЯ ИНФОРМАЦИОННОЙ СИСТЕМЫ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ТЕОРИИ СИСТЕМЫ МАССОВОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ

Аннотация: в представленной работе рассмотрен процесс обработки, распределения и формирования заказов от клиентов в организации, занимающейся оптовой торговлей товарами медицинского назначения и детским питанием. Описан неавтоматизированный процесс и решение реинжиниринга. С использованием теории системы массового обслуживания была осуществлена оценка эффективности внедрения модуля в информационную систему 1С:Управление торговлей для автоматизации процесса обработки, распределения и формирования заказов от клиентов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.