Научная статья на тему 'Контркультурная сущность современного неофашизма'

Контркультурная сущность современного неофашизма Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
1448
228
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Власть
ВАК
Ключевые слова
ФАШИЗМ / НЕОФАШИЗМ / КОНТРКУЛЬТУРА / МУЛЬТИКУЛЬТУРАЛИЗМ / КОММУНИКАЦИЯ / ГРУППУСКУЛА / ГЛОБАЛИЗАЦИЯ / FASCISM / NEOFASCISM / COUNTERCULTURE / MULTICULTURALISM / COMMUNICATION / GROUPUSCULE / GLOBALIZATION

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Денисова Галина Сергеевна, Котов Сергей Владимирович

Несмотря на конституционные запреты, в современных европейских демократиях воспроизводится фашистская система идей, которая находит достаточно широкий слой сторонников (особенно в молодежной среде). Активно заявляют о себе неофашистские организационные структуры. Как политический феномен современности, фашизм и неофашизм проявляются в диалектическом единстве.I

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

n spite of constitutional prohibitions in modern European democracies the fascist system of ideas is reproduced and finds a rather large lay of supporters (especially among the youth). And neofascist organizational structures are emerging actively. As a political phenomenon of modernity fascism and neofascism manifest themselves in dialectical unity.

Текст научной работы на тему «Контркультурная сущность современного неофашизма»

Галина ДЕНИСОВА, Сергей КОТОВ

КОНТРКУЛЬТУРНАЯ СУЩНОСТЬ СОВРЕМЕННОГО НЕОФАШИЗМА

Несмотря на конституционные запреты, в современных европейских демократиях воспроизводится фашистская система идей, которая находит достаточно широкий слой сторонников (особенно в молодежной среде). Активно заявляют о себе неофашистские организационные структуры. Как политический феномен современности, фашизм и неофашизм проявляются в диалектическом единстве.

In spite of constitutional prohibitions in modern European democracies the fascist system of ideas is reproduced and finds widespread support (especially among the youth). And neofascist organizational structures are actively emerging. As a political phenomenon of modernity fascism and neofascism manifest themselves in dialectical unity.

Ключевые слова:

фашизм, неофашизм, контркультура, мультикультурализм, коммуникация, группускула, глобализация; fascism, neofascism, counterculture, multiculturalism, communication, groupuscule, globalization.

ДЕНИСОВА Галина Сергеевна — д.соц.н., профессор кафедры социальных коммуникаций и технологий ПИЮФУ

КОТОВ

Сергей

Владимирович —

д.полит.н., доцент

кафедры социальных

коммуникаций

икатфеехднроалогий

ПИЮФУ,

диепкоалнифтаикчуелськтогеота

изобраеительного

искусства

саЮ016@уапс1фс.т

В настоящее время в ряде европейских стран фашизм, повсе -местно осужденный и юридически запрещенный в форме политических институтов (партии, идеологии, движения), остается реальностью публичной жизни и проявляется не в форме политических институтов, а как феномен общественного бытия — умонастроений, идей, разрозненных политических событий и др. При этом общественность не имеет надежных рычагов для привле -чения носителей подобных идей к юридической ответственности.

В современной науке отсутствуют четкие критерии оценки меры «фашистского» в том или ином современном духовном, обществен -ном или политическом явлении, что не позволяет применять к ним на ранней стадии механизм юридической экспертизы и регу лирования. Так, в России под сферу юридического регулирования подпадают не проявления неофашизма, а различная атрибутика нацизма1. Но современное проявление фашизма — неофашизм — значительно шире этой политической формы.

Неофашизм как модификация фашизма в условиях современных демократий требует концептуализации сущности данного феномена в более широком контексте, нежели политико - институциональный. Юридический запрет на пропаганду фашистских идей, их теорети -ческое обоснование заставляет сторонников неофашистских идей прибегать к неполитическим формам практического воплощения. Неофашизм перемещается в сферу культурных проявлений, что делает его малоуязвимым в государствах, провозгласивших мульти -культурализм в качестве одной из основополагающих ценностей.

Утверждение в послевоенной Европе мультикультурализма в качестве принципа демократического режима сформировало усло -вия для сосуществования различных культур, которые предстают как субкультуры по отношению к нормативной культуре. В этой роли выступают и культуры различных иммигрантских этнокуль -турных сообществ, и субкультурные общности, сформированные по различным социальным основаниям (например, молодежная субкультура, субкультура бедности и пр.). Субкультура также фор -мирует коммуникативную систему, которая включает средства ком муникации (знаки и символы) и каналы коммуникации.

Наряду с субкультурами в плюралистическом обществе всегда

1 Федеральный закон «О противодействии экстремистской деятельности» от 25.07.2002 г. № 114 - ФЗ.

сохраняется возможность формирования также и контркультуры. В современной социологии контркультуру трактуют дво -яко: либо как столь же целостную систему, что и нормативная культура, но альтернативную по содержанию; либо как одно из проявлений субкультуры, содержательно альтернативное по отношению к норма тивной культуре.

Второй вариант более распространен. С этой точки зрения контркультура, как и субкультура, выступает частью по отноше -нию к целому (нормативной культуре). Но содержание контркультуры — ценности, нормы, символика — противоположно нормативной культуре. В 60—70 -х гг. XX в. в Европе и США символом контркультуры стали хиппи. Молодежные движения не только отвергали сложившиеся культур -ные формы жизни, но и проповедовали свои, альтернативные: вместо работы — игра, досуг; вместо алкоголя — наркотики; вместо института брака и семьи — ком -муна.

Неофашизм с точки зрения его отне сения к той или иной культурной форме современного общества имеет субкуль -турные характеристики, поскольку он возникает в лоне европейской культуры второй половины XX в. и выступает по отношению к ней как часть по отноше нию к целому. Послевоенная Европа сознательно утверждала права на муль -тикультуральность и создавала культур ное пространство толерантности. Так что неофашизм успешно пользуется всеми демократическими правами европейского общества. Вместе с тем по своим ценно стям и практикам неофашизм выступает как контркультура в первой интерпре тации этого понятия: он воспроизводит альтернативную европейской демократи ческой культуре систему ценностей. Для современного западного общества, пере жившего трагедию фашизма, базовыми ценностями выступают свобода, граждан ские права личности, индивидуальность, демократия, культурный плюрализм (мультикультурализм) и др., которые со -здают социокультурное пространство для развития процесса глобализации, в т.ч. и его составного компонента — международ -ного рынка труда. Его институционализа -ция не только привлекает широкие имми грационные потоки из развивающихся стран, но и обусловливает их натурали зацию, развитие мильтикультурального

образования и интеграцию в европейские страны. Неофашист, исповедуя ценности расизма, выступает против процессов гло -бализации, выражающихся в культурном, экономическом, социальном сближении и интеграции.

Вышеизложенное дает основание интер -претировать неофашизм как контркуль турную систему по отношению к норма тивной культуре и как контркультурное течение по отношению к молодежным субкультурам. В этой бинарной оппози ции неофашизм противостоит молодеж ным субкультурам как носитель традиции по отношению к стихии бунта. Если моло -дежные субкультуры выступают за право на неучастие, отказ от национально -всеобщего целого, отказ от традиционных институтов семьи, экономики и др.1, то неофашизм активно утверждает именно эти начала, усматривая в них биосоциаль ную «естественность». Тем самым неофашизм формируется и функционирует в условиях современного демократиче -ского мультикультурального общества как контркультура.

Неофашисты как контркультурное сообщество. Движение неофашистов очень молодо. В нем практически нет людей старше 40 лет. Неофашист есть образ кол -лективный, он никогда не существует в одиночестве. Присутствие одного — всегда признак скрытого присутствия других, внутренне объединенных в мобильную группу. Все объединения, все группускулы можно разделить на две категории: «наив ные группировки» и «террористические боевые банды». Первая включает в себя юношей не старше 17—18 лет. Их увлече -ние фашизмом на определенном этапе еще не привело к уголовному преступле нию. Они изучают фашизм, подпав под влияние опытного наставника и, оказывая друг другу поддержку, напоминают стаю, еще не скрепленную круговой порукой и общими преступлениями. Такую группу легко покинуть, например, поменяв место жительства. Эти группы неустойчивы. Вторая категория группускул представ -ляет собой большую опасность, поскольку ведет непосредственно террористическую деятельность. Такой способ деятельно сти все чаще проявляет себя в Германии, Франции, Англии, Италии, странах

1 Панарин А.С. Политология. — М., 1999, с. 203-204.

Восточной Европы и в России. И в первом и во втором случаях мы имеем дело с раз розненными группами, порой конкури рующими между собой, порой сливающи мися в большие неустойчивые организа ции. Юридический запрет на фашистские организации определил необходимость в конспирации, немыслимой в условиях внутрипартийной демократии, в строгой дисциплине, а в качестве проповедуемых ценностей выступает милитаризм. Такая форма организации - группускулы - обе спечивает закрытость группировок. Но современные неофашисты рассматривают группускулярность как удобную форму начала большой политической интриги, в которой фашизм непременно вырастет в открытую и массовую политическую силу.

Картина мира и ценности. Доми -нирующей ценностью неофашизма остается идея расового превосходства. Во первых, она определяет сам психоло гический настрой, внушает уверенность и объясняет суть происходящих событий, а во вторых, она служит основанием для единства в декларированном идеологией обществе избранных. Именно идея расо вого превосходства и ранее цементировала сообщество фашизма и делала его весьма организованным и послушным. Импульс активизации этой идеи в настоящее время был задан массовыми процессами имми грации, условия для которой созданы идеологией либерализма. Законы, утверждающие всеобщее правовое равенство, современная правовая доктрина не ужи ваются с принципами расового господ ства. Неофашист раздражен господством либерализма и его принципами жизни. Свобода, по мнению неофашиста, приво дит в тупик современную цивилизацию, поскольку «вседозволенность» способ ствует выдвижению посредственностей. Человек, живущий в бешеном темпе информационного общества, озабочен ный материальными приобретениями и благополучием, приобрел два важных недостатка, разрушающих его истинную сущность. Во первых, реализм и прагма тизм вытеснили из его души «все чело веческое», а главное - умение ощущать себя частью национального сообщества, задумываться о смысле существования. Во вторых, человек окончательно превра тился в атом. Он интегрируется в социум не как носитель культуры и традиции, а как производственная и юридическая

единица. Превратившись в совокупность личностей, народ более не представляет собой исторический организм, сама исто рия и культура становятся «мертвыми зна ниями». Проповедуя эти идеи, неофашист выступает радикальным борцом против эгоизма современника, игнорирующего сущность национальной культуры.

Не меньшую критику со стороны нео фашизма вызывает массовое движение за равенство полов и терпимость к сексу альным меньшинствам. Эти явления, по мнению неофашиста, вносят дисгармо нию в структуру взаимоотношений муж чины и женщины. Стремление женщины к гендерному равенству в конечном счете приводит к отрыву от семьи как базового института цивилизации, что крайне нега тивно сказывается на процессе воспита ния детей. В эпоху фашизма наибольшей опасностью, несущей «размывание расо вой крови», считалось расовое смешение. В настоящее время в качестве не менее опасной угрозы для расы рассматрива ется феминизм. Неофашизм критикует смешанные браки и по прежнему высту пает за чистоту национально этнических анклавов. В смешанных браках рождаются современные «граждане мира», дети гло -бализации, а не «чистые патриоты нацио нальных сообществ».

Символика. Запрет на фашистскую идео -логию, а следовательно и символику, заставляет неофашистов перекодиро вать в новые символы основные цен ности и смыслы, изобретая новые отли чия. Например, придумываются особые знаки и ритуалы приветствия, исполь зуются особые атрибуты одежды, сама одежда выдержана в стиле «милитари». Популярным стало использование числа 88 - знака, возникшего в одной из запад ногерманских неофашистских группиро вок и обозначающего шифр нацистского приветствия «Хайль Гитлер». (На немец -ком языке оба слова начинаются с буквы «Ь>, порядковый номер которой в латин -ском алфавите - 8.)

Нормы телесности. Внешнему облику тела придается большое значение. Неофашист, как правило, - это очень крепкий физически человек, с натрени рованными мускулами. Тренировка тела функциональна — это результат овла -дения приемами рукопашного боя, а также коллективными приемами борьбы. Неофашист законом ограничен в воз

можности носить на своей одежде сим волику фашизма, теперь она носится под одеждой, т.е. непосредственно на теле. Татуировки свастики, рунических рисун ков, черепов наносятся как символы несмываемой причастности движению, символы преданности идее. Член неофа -шистской группировки хорошо владеет холодным и огнестрельным оружием, вынослив и привычен к лишениям и физической боли. Отказавшись от вред ных привычек, питается рационально, но скромно. Посещение ночных клубов, дискотек, ресторанов, казино он считает предосудительным делом, а также нару шением режима.

Невербальный код. Неофашист внима -тельно следит за своей одеждой и гигиеной и прекрасно ознакомлен с современными доктринами здорового образа жизни. Он скромен и рационален в одежде, в которой преобладают черный, коричневый цвета, а также хаки и переливы камуфляжа. Одежда и внешний вид неофашиста — это текст. Например, высокие ботинки символизи -руют мобильность и готовность солдата, ими можно эффективно наносить удары. Бритые головы есть небрежение к куль -туре современной цивилизации, дорогим прическам. Одновременно это демонстра ция «правильного арийского» черепа и живое воплощение одного из нацистских форменных знаков СС — «череп и кости».

Повседневные практики межгруппового взаимодействия. Неофашист не связан с официальной политикой и общественной деятельностью. Он, как правило, не уча ствует в выборах, не становится публичной фигурой. Это освобождает его от необхо димости постоянно сверять свою работу с буквой закона и заботиться о своем имидже. Он не регистрирует свою группи ровку в органах государственного надзора и не заседает в парламенте. Это происходит потому, что неофашист игнорирует прин -ципы и разрушает рамки современной политической культуры. Условия группу-скулярности и подполья вынуждают дей ствовать скрытно и стремительно, нигде не обозначая своего присутствия на дли тельный срок. Объекты преступлений неофашистов — люди другой расы или «расовые предатели», т.е. общественные деятели и деятели науки, осуществляющие борьбу с фашизмом. Мишенью фашизма всегда выступало мировое еврейство как расовый носитель идей либерализма и

интеграции. Теперь антисемитизм служит лишь вспомогательной доктриной, в кото рой образ еврея символизирует «расу низ шего порядка». Современной доктриной неофашизма выступает нативизм, суще ственно размывающий образ реального противника. Для неофашиста Баварии врагом является курд, для берлинца — турок. Неаполитанец неофашист видит своим национальным врагом хорвата или боснийца, неофашисту англичанину докучают пакистанцы, а неофашисту французу — алжирцы. В России очень часто объектом нападок выступают выходцы с Кавказа, что объясняется как особенностями их экономической дея тельности, так и недавними боевыми дей ствиями в Чечне. Другим объектом напа док являются гастарбайтеры из Молдавии, Таджикистана, Узбекистана в крупных городах России. Они рассматриваются неофашистами России как люди, «зани мающие чужое место», выполняющие свои работы «с нарушением технологиче -ских норм и правил».

Проведенный анализ неофашизма как культурной формы современного евро пейского общества позволяет увидеть в нем не только исторического преем ника фашизма, но и гибкую, «спящую» форму потенциальной контркультурной системы1. Фашизм представлял собой попытку утвердить новую контркультуру как нормативную систему на основании других ценностей (биосоциальной при роды человека, расовой формы его жизни, борьбы рас) и другой интерпретации дей ствительности. Этот потенциал сохраняет и неофашизм, что проявляется в его гиб кой способности адаптироваться к быстро меняющейся социальной реальности и реинтерпретировать ее на основании соб ственных ценностей.

Экономическая деятельность человека, «организация современного миропо рядка», «организация жизни», по мне нию неофашистов, проходят под непо средственным руководством «белой расы». Современные процессы массовой интеграции и глобализации также полу чают неофашистскую трактовку и явля ются важным аспектом развития теории фашизма, его культурно философского концепта.

1 Кристол И. Контркультура // Архив «Русского журнала»; http://www.russ.ru/pole/Kontrkul- Шгу

Неофашизм выдвинул и свой ответ относительно собственного места в спек тре политических сил современного обще -ства. Группускулярность неофашизма заключается не только в необходимости оставаться в подполье или избрании тер рористических методов борьбы как един ственно доступных в настоящее время. Она объясняется отсутствием единого взгляда на действительность, на процессы самоопределения. Однако такая общая позиция сегодня интенсивно формиру ется. Истинного политического влия -ния неофашизм может достигнуть в тот момент, когда все процессы современно сти будут интерпретированы и обобщены в каком либо современном учении, одним лидером или группой лидеров, стремя щихся к легитимности. Тогда неофашизм может превратиться в респектабельное учение, которое откажется от терроризма на группускулярном уровне и перерастет в политическое движение с массовой базой. Пока не ясно, как может называться дан ное учение и движение, но то, что оно будет направлено на оформление господ ства «белой расы», представляется бес спорным, а основным его компонентом будет все тот же расизм.

Исследование влияния философско -политического концепта фашизма на неофашизм позволяет сделать следующие выводы.

1. Неофашизм проявляется как порож дение политического развития послево -енной Европы и в условиях юридического запрета на политические формы существо вания приобретает форму контркультуры, что позволяет этой системе воспроизво диться и существовать в неблагоприятной социально политической среде.

2. В настоящее время неофашизм как контркультура проявляется как одна из разновидностей субкультур современ ного европейского общества на знаковом уровне, где хранятся и транслируются культурные коды, в которых выражены базовые ценности и нормы неофашизма.

3. Носителями неофашизма как субкуль -турного проявления контркультуры высту -пают закрытые групповые сообщества молодежи, преимущественно мужского пола. Они исповедуют базисные ценности фашизма — расовое неравенство и господ ство белой расы, коллективное «братство» и коллективные действия, традиционную гендерную иерархию, укорененную в био логическом неравенстве полов; обладают специфической символикой, в которой кодируются базисные фашистские цен ности, невербальным кодом поведения и нормами телесной культуры. При этом содержание практик межгрупповых вза имодействий, в которых позициониру ются эти группы и манифестируются ценности неофашизма, имеет не поли тический, а террористический характер, направленный, как правило, против кон кретных групп меньшинств (этнорасовых, сексуальных, молодежно субкультурных), воспринимаемых в образе врага.

4. Неофашизм, сохраняясь в условиях европейских демократических обществ, обладает также потенциалом контркуль турной системы, выстроенной на основе альтернативных ценностей: приоритета биологического основания относительно цивилизационного; расы — относительно индивида; природного начала в человеке — относительно цивилизующего, борьбы рас

— относительно межличностной конкурен ции; социального порядка — относительно индивидуальной свободы; локальности

— относительно глобального сообщества и др. Исходя из этих ценностных приори тетов, неофашизм предлагает свою интер претацию современного развития: научно техническое развитие трактуется как тор жество творческого потенциала «белой расы», глобализация — как утверждение доминирующего господства «белой расы» мирными способами, минуя масштабные военные действия. Группускулярный спо соб неофашистской организации рассма тривается как адекватная нынешним усло -виям форма сохранения фашизма.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.