Научная статья на тему 'Контрактный подход к детерминированию субъектов трансакционных отраслей и исследованию динамики субтрансакционных издержек данных субъектов'

Контрактный подход к детерминированию субъектов трансакционных отраслей и исследованию динамики субтрансакционных издержек данных субъектов Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
219
33
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Клесова Яна Александровна

In this article the author determines the transaction firm on the base of the contract approach. Theoretical basis of bank's transaction costs dynamic is given.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Контрактный подход к детерминированию субъектов трансакционных отраслей и исследованию динамики субтрансакционных издержек данных субъектов»

Вестник Омского университета. Серия «Экономика». 2007. № 1. С. 55-63. © Я.А. Клесова, 2007

УДК 330.88

КОНТРАКТНЫЙ ПОДХОД К ДЕТЕРМИНИРОВАНИЮ СУБЪЕКТОВ ТРАНСАКЦИОННЫХ ОТРАСЛЕЙ И ИССЛЕДОВАНИЮ ДИНАМИКИ СУБТРАНСАКЦИОННЫХ ИЗДЕРЖЕК

ДАННЫХ СУБЪЕКТОВ

Я.А. Клесова

ОАО АКБ «ИТ Банк»

In this article the author determines the transaction firm on the base of the contract approach. Theoretical basis of bank’s transaction costs dynamic is given.

Трансакционные отрасли играют большую роль в функционировании современной экономической системы и характеризуются стабильно высокой долей в структуре ВВП. Выполняя посреднические функции, субъекты трансакционных отраслей способствуют увеличению скорости осуществления трансакций, сокращению неопределенности и риска. На современном этапе возрастает актуальность исследования институциональных аспектов функционирования субъектов трансакционных отраслей. Это обусловлено:

- возрастанием роли трансакционных отраслей в условиях современных институциональных преобразований;

- необходимостью теоретического осмысления процессов, происходящих в трансакционных отраслях на современном этапе;

- высокой значимостью оценки влияния современных изменений институциональной среды на эффективность функционирования трансакционных отраслей и уровень трансакционных издержек в экономической системе.

В настоящей статье предпринимается попытка освещения ряда вопросов, имеющих как теоретическую, так и практическую ценность в исследовании институциональных аспектов функционирования субъектов трансакционных отраслей: осуществляется детерминирование

данных субъектов, проводится анализ динамики субтрансакционных издержек коммерческих банков как типичных субъектов трансакционных отраслей.

Понятие трансакционных секторов вводится в исследовании Д. Норта и Дж. Уоллиса, посвященном измерению трансакционных издержек в экономике США. Трансакционные секторы экономики - это «секторы, обеспечивающие совершение сделок: финансы, страхование, оптовая и розничная торговля, агентства недвижимости» (цит. по: [1, с. 141]). А.Е. Шаститко отмечает, что есть «особая категория фирм, деятельность которых связана с оказанием трансакционных услуг. ... К данной категории фирм относятся посредники» [2, с. 275].

Под трансакционной отраслью будем понимать совокупность предприятий, обеспечивающих совершение сделок в экономической системе посредством выполнения посреднических функций и характеризующихся однородностью с точки зрения видов оказываемых услуг и используемых технологий. К числу трансакционных отраслей А.Е. Шаститко относит финансы, операции с недвижимостью, банковское дело, страхование, правовые услуги, торговлю [2, с. 275-276].

Исследование институциональной природы субъектов трансакционных отраслей становится возможным на основе новой институциональной экономической теории. Одним из важнейших достижений данной теории является рассмотрение фирмы как сети или сплетения контрактов. В экономической литературе встречаются различные определения контракта. В данной статье будем понимать под контрактом любое (как письменное, так и устное) соглашение об установлении обязательств и прав, заключенное двумя и более сторонами и являющееся результатом осознанного выбора данных сторон.

С нашей точки зрения, субъект трансакционной отрасли можно определить как систему контрактов, преимущественным функциональным назначением которой является обеспечение процесса осуществления трансакций.

Так, коммерческий банк обеспечивает процесс осуществления трансакций на рынке денежного капитала посредством осуществления качественной, количественной и временной трансформации активов; биржа обеспечивает процесс осуществления трансакций на рынке капитала и товарном рынке; страховая компания, правовая фирма, консалтинговая фирма обеспечивают процесс осуществления трансакций путем сокращения рисков, возникающих в процессе передачи (удержания) прав собственности; торговое предприятие обеспечивает процесс осуществления трансакций передачи прав собственности на блага путем организации процесса сбыта.

Система контрактов, определяющая институциональную природу субъекта трансакционной отрасли, включает:

1. Глобальные контракты - контракты, предметом которых является закрепление основополагающих принципов функционирования системы контрактов (например, устав, учредительный договор).

2. Ключевые контракты - контракты, предметом которых является закрепление прав собственности на ресурсы, использование которых опосредуется системой контрактов.

3. Сопряженные контракты - контракты, предметом которых является закрепление прав и обязанностей при совершении сделок (предоставлении услуг), выполнение которых дополняет совершение сделок, оформляемых ключевыми контрактами.

4. Обеспечительные контракты - контракты, предметом которых является закрепление прав и обязанностей в процессе использования материальных, трудовых, информационных ресурсов, обеспечивающих функционирование системы контрактов (например, трудовые договоры, договоры о приобретении товаров и услуг, лицензионные соглашения).

Данные контракты могут быть формальными и неформальными.

В определении не случайно использован термин «система». Все контракты являются взаимосвязанными. Так, заключение ключевых контрактов невозможно без заключения глобальных и обеспечительных контрактов и в существенной степени дополняется заключением сопряженных контрактов.

Типичным субъектом трансакционной отрасли является коммерческий банк. Каким же образом предложенный подход к определению институциональной природы субъектов трансакционных отраслей может быть применен к определению сущности коммерческого банка? Рассмотренный в рамках предложенного подхода коммерческий банк представляет собой систему контрактов, преимущественным функциональным назначением которой является обеспечение процесса осуществления трансакций на рынке денежного капитала. В систему контрактов, определяющих сущность коммерческого банка, входят глобальные контракты (устав, учредительный договор, договоры, влияющие на капитал (договоры субординированных кредитов и займов)); ключевые контракты (договоры о предоставлении ресурсов (кредитные договоры, договоры кредитования расчетного счета, прочие договоры о предоставлении кредитных продуктов); договоры о привлечении ресурсов (догово-

ры вкладов (депозитов), договоры банковского счета); сопряженные контракты (договоры, сопровождающие привлечение и размещение ресурсов (договоры залога и поручительства, прочих видов обеспечения); договоры о предоставлении прочих банковских услуг); обеспечительные контракты (трудовые договоры, хозяйственные договоры (договоры о приобретении товаров (услуг)), прочие договоры). Большое значение имеют неформальные соглашения между представителями банка и контрагентами и неформальные соглашения, формирующиеся непосредственно между сотрудниками банка.

Предложенное определение открывает иной уровень анализа: оно позволяет заглянуть внутрь субъекта трансакционной отрасли и проанализировать проблемы его функционирования с точки зрения взаимоотношений индивидов, деятельность которых скрывается под понятиями «посреднические операции», а также открывает новые возможности исследования роли субъектов трансакционных отраслей в экономике. Помимо указанного, данное определение позволяет проанализировать динамику субтран-сакционных1 издержек субъектов трансакционных отраслей на основе контрактного подхода. Остановимся на последнем вопросе. Поскольку изучение динамики субтрансакционных издержек субъектов всех трансакционных отраслей является достаточно емкой задачей, в рамках настоящей статьи сосредоточим свое внимание на исследовании динамики субтрансакционных издержек коммерческих банков как типичных субъектов трансакционных отраслей. Безусловно, коммерческие банки как субъекты трансакционной отрасли обладают спецификой, которая отличает их от предприятий торговли, страховых агентств, юридических фирм и других субъектов трансакционных отраслей. Коммерческие банки предоставляют специфические услуги: привлечение денежных средств физических и юридических лиц и размещение привлеченных средств от своего имени и за свой счет, расчетно-кассовое обслуживание, другие аналогичные услуги. Кроме того, коммерческие банки используют специфические технологии предоставления банковских продуктов. Однако

1 Субтрансакционные издержки - это издержки, возникающие в связи с осуществлением данными субъектами действий, необходимость которых обусловлена несовершенством экономической системы, порождаемых как рыночными, так и нерыночными факторами. Несовершенство экономической системы выражается в наличии факторов неполноты и недостоверности информации, неполной спецификации и ненадежной защиты прав собственности, риска оппортунистического поведения, недобросовестной конкуренции, ограниченной рациональности индивидов.

функционирование коммерческого банка является типичным примером функционирования субъекта трансакционной отрасли: как и прочие субъекты трансакционных отраслей, банки обеспечивают совершение сделок посредством выполнения посреднических операций. Банк является финансовым посредником при совершении сделок, в основе которых лежит переток денежного капитала между различными субъектами. Финансовое посредничество в данной сфере является основой роста эффективности функционирования всей экономической системы, поскольку обеспечивает количественную, качественную, временную трансформацию активов и экономию трансакционных издержек.

Представляется важным подчеркнуть, что существует общность институциональных аспектов функционирования коммерческих банков и субъектов других трансакционных отраслей. Как коммерческие банки, так и субъекты других трансакционных отраслей

- имеют контрактную природу, в основе которой лежат соглашения между владельцами ресурсов и индивидами, предъявляющими спрос на данные ресурсы (соглашения между сторонами, привлекающими субъектов трансакционных отраслей в качестве посредников);

- в существенной мере подвержены влиянию институциональной среды;

- обеспечивают сокращение рисков и трансакционных издержек в экономической системе.

Кроме того, в отношении коммерческих банков и субъектов иных трансакционных отраслей может быть применен общий подход к выделению трансформационных и трансакционных издержек в структуре совокупных издержек.

В настоящее время происходят глобальные изменения институциональной среды функционирования коммерческих банков, приводящие к росту их субтрансакционных издержек. Современная институциональная среда является достаточно агрессивной по отношению к банкам: достаточно быстро изменяется нормативноправовая база, появляются новые требования к организации процесса функционирования на рынке капитала. Происходит удорожание трансакций, осуществляемых банками, что негативно сказывается на эффективности их функционирования и приводит к возникновению эффекта увеличения их субтрансакционных издержек на единицу привлеченных платных ресурсов по мере расширения масштабов бизнеса в современной институциональной среде. Рассмотрим, каким образом рост субтрансакционных издержек на единицу привлеченных платных ресур-

сов может быть обоснован теоретически, с позиций контрактного подхода.

Как показано выше, банк, как и любой субъект трансакционной отрасли, может быть рассмотрен как система контрактов. Дадим теоретическое обоснование динамики субтрансак-ционных издержек с позиций контрактного подхода.

Рассмотрим временной промежуток [^; Ъ]. Предположим, что в первоначальном состоянии в момент времени 1о заключено п0 договоров о привлечении ресурсов на общую сумму к0 руб. В течение периода [^; 11] банк осуществляет поиск новых клиентов, заключает новые договоры, обеспечивает рост привлеченных средств. Пусть к моменту времени 1 заключено п1 дополнительных договоров привлечения ресурсов на общую сумму к1 руб. Рассмотрим, как увеличение масштабов бизнеса, начинающееся с роста объема заемных средств, сказывается на уровне субтрансакционных издержек.

Привлечение каждой дополнительной единицы заемных ресурсов и каждого дополнительного клиента сложнее для банка, чем привлечение предыдущих единиц ресурсов и клиентов. Рынок банковских услуг высоко конкурентен. В большинстве случаев привлечь нового клиента означает убедить его отказаться от обслуживания в другом банке. В первую очередь менеджеры обращаются с предложениями о сотрудничестве к тем клиентам, которые в силу разных причин в наибольшей степени готовы к восприятию соответствующей информации. Например, к тем клиентам, которые имеют свободные денежные средства и сомневаются относительно правильности стратегии хранения денежных средств в другом банке. Если круг таких клиентов исчерпан, начинает активизироваться работа с другими клиентами. Нередко для привлечения одного клиента требуется заинтересовать и перевести на обслуживание в банк всю сеть его контрагентов.

Последовательно рассмотрим влияние процессов увеличения объема привлеченных заемных средств, расширения клиентской базы и роста количества договоров вкладов на динамику субтрансакционных издержек.

1. Привлечение все большего числа клиентов, их перевод на обслуживание в данный банк из других банков требует от менеджеров клиентских подразделений не только больших затрат времени на поиск новых клиентов, но и большего таланта, более высокого уровня знаний. Менеджеры клиентских подразделений начинают ощущать, что успех работы банка зависит именно от их труда, причем в большей

степени, чем от труда сотрудников иных подразделений. Они увеличивают свои притязания на уровень оплаты труда и возможность диктовать свои условия ведения бизнеса, в частности кредитовать определенный круг клиентов даже в том случае, когда это невыгодно и рискованно для всего банка. Растут субтрансакционные издержки оппортунистического поведения.

2. Растут издержки выявления альтернатив. Нередко банк вынужден разрабатывать договорные условия специально для определенных клиентов. Процентные ставки по вкладам имеют публичный характер. Теоретически, как только банк открыл определенный вид вклада, он может столкнуться с необходимостью принять неограниченно большой приток ресурсов в данный вид вкладов. Если банк не в состоянии разместить по приемлемым ставкам все привлеченные таким образом ресурсы, он может потерять чистый процентный доход. Альтернативой в данном случае является разработка иных условий вкладов. Определяя все более выгодные для клиентов условия привлечения средств, банк должен быть готов к тому, что он формирует определенные ожидания рыночных субъектов. Если он начал активно привлекать ресурсы по повышенным ставкам, информация об этом становится достоянием широкой общественности и может быть истолкована неоднозначно. Так, потенциальные клиенты могут сделать вывод о том, что банк испытывает проблемы с ликвидностью. Кроме того, банк будет восприниматься как предлагающий заведомо более высокие ставки, и привлечь средства по меньшим ставкам со временем будет все сложнее. Альтернативой этому является проведение менее агрессивной ресурсной политики. Чем больший объем ресурсов банк намерен привлечь, тем больше времени, труда должны вкладывать его специалисты на расчет возможных последствий выбора определенных рыночных альтернатив.

3. Многократно возрастают издержки проведения переговоров. Как правило, чем большими средствами располагает клиент, тем более пристально внимание к нему со стороны других банков. Менеджер может провести более десяти встреч и не добиться перевода клиента на обслуживание в свой банк.

4. Возрастают издержки спецификации прав и обязанностей банка и вкладчика. Обычно привлечение новых стратегических клиентов сопряжено с разработкой нетиповых форм договоров. Процедура их согласования и утверждения является достаточно длительной.

5. Возрастают затраты времени на заполнение договоров, контроль правильности оформ-

ления документов. Как правило, банки не склонны расширять штат при первых признаках роста клиентской базы. До того момента как штат будет расширен, нагрузка распределяется между имеющимися сотрудниками. Возрастает риск ошибок, растут соответствующие субтран-сакционные издержки.

6. Многократно возрастают постконтракт-ные субтрансакционные издержки, связанные с обслуживанием счета клиента и ошибками персонала на данной стадии. В некоторых случаях даже небольшие ошибки и элементарная невнимательность к клиенту могут привести к отказу клиента от обслуживания в банке.

7. Многократно возрастают расходы на рекламу, публичные акции и мероприятия, которые позволяют сформировать положительное мнение о банке у жителей региона.

Таким образом, при существенной активизации рыночной политики банка в отношении привлечения ресурсов и последующем росте привлеченных заемных средств происходит существенный рост субтрансакционных издержек. Каждая дополнительно привлеченная единица капитала обходится банку дороже. При этом важно отметить, что у каждого банка существует определенный уровень привлеченных средств, до достижения которого рост субтран-сакционных издержек на единицу капитала не происходит либо менее выражен. Например, банк может успешно привлекать вклады физических лиц, установив такие же ставки, как банк, являющийся региональным лидером, и объявив, что является участником системы страхования вкладов. Определенный объем привлеченных средств ему гарантирован без особых усилий менеджеров хотя бы потому, что вклады в пределах ста тысяч рублей будут застрахованы, и вкладчики будут предпочитать именно этот банк не потому, что он предлагает более выгодные условия, а чтобы диверсифицировать риски.

Привлеченные к1-к0 рублей дополнительных ресурсов обязательно должны быть использованы с определенным доходом. К моменту времени 1 банк должен заключить и1-и0 новых договоров, в соответствии с которыми он разместит к1-к0 рублей дополнительных ресурсов. Заключение новых договоров размещения неизбежно влечет за собой необходимость заключения дополнительных договоров обеспечения, поскольку банку невыгодно предоставлять необеспеченные ссуды. Рост масштабов бизнеса требует повышения качества и расширения спектра прочих предоставляемых услуг (расчетно-кассовое обслуживание и т. д.). Если банк не

развивает предлагаемые услуги, он неизбежно теряет клиентов. Успешная конкуренция требует проведения активных рекламных кампаний, вложений значительных средств в улучшение имиджа банка. Неизбежна работа по разработке и совершенствованию договоров о предоставлении банковских услуг.

Рост масштабов бизнеса банка сопровождается формированием новых и усложнением старых неформальных соглашений между представителями банка и контрагентов и между сотрудниками банка.

Расширение масштабов бизнеса банка требует найма дополнительных квалифицированных сотрудников. В некоторых случаях банки пересматривают свою кадровую политику, разрабатывают более привлекательные для квалифицированных работников условия. Увеличение штата сопряжено с заключением новых трудовых договоров.

Активизация рыночной политики банка может стать поводом для пересмотра и совершенствования множества внутренних документов.

Таким образом, рост масштабов бизнеса, начинающийся с привлечения дополнительных заемных ресурсов, охватывает все направления деятельности банка. Возникает мультипликационный эффект: заключение дополнительных

контрактов по привлечению ресурсов влечет за собой необходимость заключения новых контрактов по размещению ресурсов, договоров обеспечения, разработке новых и совершенствования старых договоров о предоставлении прочих банковских услуг, возникновению новых и усложнению старых неформальных соглашений, заключению прочих новых договоров. При этом происходит рост субтрансакционных издержек:

1. Возрастают затраты на поиск достоверной информации об уровне ставок и тарифов, предлагаемых конкурентами. Как правило, ключевым клиентам банки предлагают индивидуальные тарифы и схемы обслуживания. Получить достоверную информацию о них достаточно сложно.

2. Растут субтрансакционные издержки, связанные с осуществлением финансового мониторинга контрагентов, и субтрансакционные издержки, связанные с последствиями неверной оценки финансового положения контрагентов. Существенное увеличение объемов кредитования сопряжено с предоставлением кредитных продуктов новым клиентам. Кредитование новых клиентов требует более высоких затрат на осуществление мониторинга, чем кредитование старых, поскольку с данными клиентами нет практики деловых отношений. Нередко крупные кли-

енты отказываются предоставлять необходимые пояснения и расшифровки к отчетным данным, апеллируя к тому, что другие кредитные организации готовы кредитовать их и без предоставления данных документов. Если банк идет в данном случае на уступки клиенту, качество финансового анализа снижается, возрастает риск некорректной оценки финансового положения и кредитоспособности клиента. Помимо указанного, рост субтрансакционных издержек происходит при снижении качества и глубины финансового анализа по мере роста числа кредитуемых клиентов. Аналогичная проблема существует в отношении подбора и оценки обеспечения, проверок наличия и достаточности обеспечения. Первоначально банк кредитует наименее рисковые проекты и тех клиентов, которые могут предоставить наиболее ликвидный залог. При существенной активизации рыночной политики банку приходится либо существенно снижать ставки и отнимать клиентов у других банков, либо кредитовать более рискованные проекты и клиентов с менее ликвидными залоговыми фондами. Каждый новый договор обеспечения, заключенный при этом, сопряжен с более высокими субтран-сакционными издержками.

3. Растут издержки измерения доходности клиентов. По мере активизации рыночной политики банка и роста объемов привлеченных средств увеличивается число клиентов, к обслуживанию которых банк применяет индивидуальный подход. Доходность стратегического клиента оценить достаточно сложно. Она складывается не только из сумм полученных процентных и комиссионных доходов, но и из вклада в формирование положительного имиджа банка. Зачастую выбор банка небольшими предприятиями определяет то, что на обслуживании в данном банке находятся системообразующие предприятия региона.

4. Существенно возрастают издержки проведения переговоров, затраты на подготовку нетиповых форм договоров, разработку индивидуальных коммерческих предложений.

5. Растут субтрансакционные издержки, связанные с возможными ошибками персонала. В ходе обслуживания стратегических клиентов возникает множество нештатных ситуаций, когда приходится оперативно перестраивать привычные схемы работы. Иногда клиенты даже диктуют свой график работы: в обеденное время, вечером, заставляют подстраиваться под свои условия и сроки предоставления документов. Возрастает риск ошибок.

6. Возрастают субтрансакционные издержки, связанные с осуществлением коммуникаций

внутри банка при внедрении новых продуктов и технологий, внутренних документов. Если у банка нет практики такой работы, на первоначальных этапах большое количество времени будет затрачиваться на установление нужных контактов, привыкание к стилю работы и образу мышления других сотрудников.

7. Растут субтрансакционные издержки оппортунистического поведения контрагентов. По мере расширения масштабов бизнеса возрастает количество и теснота неформальных соглашений между представителями банка и контрагентов.

8. Возрастают субтрансакционные издержки, связанные с заключением и сопровождением трудовых договоров. Растут субтрансакционные издержки, связанные с выявлением потребности в найме сотрудников определенной квалификации, подбором персонала. Кроме того, чем выше квалификация специалиста и чем он, соответственно, выше ценится на рынке, тем выше вероятность того, что для привлечения такого сотрудника будут разрабатываться специальные условия сотрудничества. Растут издержки спецификации прав и обязанностей сотрудников и банка.

Одной из причин изменения уровня суб-трансакционных издержек по мере роста масштабов бизнеса является то, что контракты, определяющие сущность банка, становятся более имплицитными. Рассмотрим, каким образом изменяются основные параметры контрактов при существенном увеличении объемов операций и расширении клиентской базы.

1. Повышается степень взаимной зависимости сторон контрактов. Если условия обслуживания разработаны специально для определенного стратегического клиента, они могут не подойти для обслуживания других клиентов.

2. Возрастает асимметрия нейтральности сторон к риску. В качестве примера можно привести кредитование крупного предприятия, которое отказывается предоставлять детализированную информацию о финансово-хозяйственной деятельности. Банк полагается исключительно на положительную репутацию предприятия и известный брэнд. Возникает существенная информационная асимметрия: банку известно о деятельности предприятия далеко не все, а предприятие - стратегический клиент - может потребовать у менеджеров банка разъяснений по многим вопросам его рыночной политики, о перспективах развития.

3. Осуществляется переход от применения исключительно стандартизированных контрактов к нетиповым формам контрактов, которые разрабатываются под конкретные сделки.

4. По мере возможностей банк стремится заключать контракты и соглашения о сотрудничестве на длительные сроки.

5. Изменяются способы адаптации к непредвиденным обстоятельствам. Стороны отказываются от формального перезаключения контрактов на новых условиях, урегулируют спорные вопросы путем переговоров, идут на взаимные уступки. Нередко одна из сторон оказывается вынужденной подчиняться другой.

6. Возрастает значение устных неформальных соглашений, которые характеризуются слабыми стимулами к выполнению условий контрактов.

7. Помимо сохранения значения легальных санкций за невыполнение условий контрактов, зафиксированных в договорах, возрастает значение иных санкций: потери репутации, распространения информации о факте невыполнения условия соглашения.

8. Конфликты разрешаются в арбитражном суде либо без привлечения третьей стороны путем переговоров с клиентами.

9. Эффективность процедуры разрешения конфликтов ограничена репутацией, компетентностью, справедливостью арбитражного судьи, а также высокой зависимостью сторон друг от друга. Банк может пойти на то, что конфликт будет разрешен не в его пользу, исключительно для того, чтобы сохранить хорошие отношения с клиентом.

Важно отметить, что рост имплицитности контрактов в реальном секторе происходит по мере роста специфичности используемых ресурсов. Банковский сектор как трансакционная отрасль имеет специфику: деньги не могут выступать в роли специфического актива, поскольку являются наиболее ликвидным активом и всегда имеют массу вариантов альтернативного использования. Однако рост имплицитности контрактов по мере расширения масштабов бизнеса банков происходит. Этот факт требует четкого научного обоснования. С точки зрения автора, для причин повышения имплицитности контрактов и роста субтрансакционных издержек по мере расширения масштабов бизнеса представляется важным более подробно остановиться на вопросе о предмете контрактов. Рассмотрим это на примере договоров привлечения ресурсов. Понятие ресурса требует четкого детерминирования. Традиционно под привлеченными заемными ресурсами понимается определенная денежная сумма, которую клиент предоставляет банку в распоряжение на условиях платности, срочности и возвратности. Однако, с точки зрения автора, то, что банк получает от клиента одни лишь деньги, является видимо-

стью, оболочкой, внешней формой процесса. На самом деле банк получает от клиента не только реальные активы (деньги, ценные бумаги, прочее имущество), но и множество невещественных благ и антиблаг, как то: лояльность и доверие ограниченного рационального и склонного к оппортунистическому поведению клиента, добровольный отказ данного клиента от альтернативных вариантов использования принадлежащих ему денег и т. д. Для обозначения этого комплекса благ и антиблаг введем понятие композиционного ресурса клиента.

Композиционный ресурс клиента - это комплекс реальных активов, благ и антиблаг, передаваемых клиентом в распоряжение банку в неразрывном единстве.

Но и банк, привлекая ресурсы, предлагает клиенту композиционный ресурс банка. Введем следующее определение.

Композиционный ресурс банка - это комплекс реальных активов, благ и антиблаг, передаваемых банком в распоряжение клиенту в неразрывном единстве: реальные активы (деньги, ценные бумаги, прочее имущество); плата за привлеченные ресурсы (уплачиваемый клиенту процент, комиссия); невещественные блага (индивидуальный (оригинальный) дизайн продуктов и услуг, разработанный специально для данного клиента, специальные предложения по обслуживанию ключевых клиентов, труд менеджеров, их талант, способность вызывать доверие, устанавливать и поддерживать формальные и неформальные отношения с клиентами, лояльность и доверие по отношению к клиенту, добровольный отказ от альтернативных вариантов использования принадлежащих банку благ, уверенность в благонадежности клиента, в возможности удерживать предоставленные клиентом активы в течение договорного срока); невещественные антиблага (склонность менеджеров банка к оппортунистическому поведению).

Композиционные ресурсы клиента и банка допускают альтернативные варианты использования. Однако количество альтернативных вариантов использования композиционных ресурсов гораздо меньше количества альтернативных вариантов использования активов: деньги в сочетании с репутацией и склонностью индивида к оппортунистическому поведению гораздо менее ликвидны, чем деньги в чистом виде.

При активизации рыночной политики банк увеличивает инвестиции в активы, представленные собственными композиционными ресурсами. Осуществление этих инвестиций является необходимым и достаточным условием привлечения определенных композиционных ресурсов клиентов. В то же время осуществление данных

инвестиций позволяет адаптировать композиционные ресурсы банка к нуждам конкретных клиентов. Инвестиции банка в композиционные ресурсы включают: инвестиции в развитие профессиональных навыков и наработку профессионального опыта менеджеров (обратной стороной данного процесса является то, что менеджеры приспосабливаются и привыкают к нуждам и методам работы конкретного банка, их опыт теряет при этом свою универсальность; в связи с этим возрастает специфичность человеческого капитала банка); инвестиции в формирование положительного мнения о банке у каждого конкретного клиента; инвестиции в сопротивление оппортунистическому поведению менеджеров; инвестиции в развитие специальных продуктов и услуг.

Чем выше притязания банка на охват рынка, тем в большем объеме он должен осуществлять инвестиции. При заключении договора о привлечении ресурсов происходит следующее: один из альтернативных вариантов использования композиционных ресурсов избирается и юридически закрепляется сторонами в момент заключения договора. Чем в большей степени композиционные ресурсы банка адаптированы к потребностям отдельных клиентов, тем выше имплицитность соответствующих контрактов.

С точки зрения автора, все сказанное в отношении договоров привлечения ресурсов можно распространить и на прочие договоры. Мультипликационный эффект, рассмотренный выше, проявляется здесь следующим образом: заключение нового договора о привлечении ресурсов влечет за собой заключение дополнительных договоров по всем направлениям деятельности и требует осуществления долгосрочных инвестиций во все композиционные ресурсы.

Вследствие наличия данного мультипликационного эффекта происходит рост субтрансак-ционных издержек в расчете на единицу капитала по мере увеличения масштабов бизнеса, начиная с определенного момента. Как было отмечено выше, в развитии каждого банка существует определенная предельная точка, до достижения которой рост субтрансакционных издержек на единицу капитала может не происходить или быть слабо выраженным. Соответствующая граница рыночной ниши индивидуальна для каждого банка.

Автором проведен анализ динамики масштабов бизнеса и уровня расходов банков Российской Федерации в 2003-2005 гг. по данным оборотных ведомостей и отчетов о прибылях и убытках банков, размещенных на официальном сайте Банка России. Поскольку не все банки дали согласие на раскрытие отчетных данных,

анализ производился по их выборке в целях обеспечения сопоставимости. В выборку вошли банки, отчетность которых на 1 января 2004 г., 1 января 2005 г. и 1 января 2006 г. представлена на сайте Банка России. В результате проведенного анализа установлено следующее. В 20032005 гг. существенно увеличились масштабы бизнеса банков. Так, по банкам, вошедшим в выборку, зафиксирован рост средств клиентов -некредитных организаций на 1 240 млрд руб. (86,9 %), рост ссудной и приравненной к ней задолженности на 1 221 мрд руб. (60,8 %). Рост масштабов бизнеса сопровождался существенным увеличением расходов банков. Безусловно, выявить все явные субтрансакционные издержки банков, по отчетности которых проводился анализ, невозможно. Для расчета явных суб-трансакционных издержек требуется осуществление аналитических группировок внутри отдельных статей расходов. Соответствующая информация доступна только сотрудникам аналитических служб и руководству данных банков. Однако по данным, представленным на официальном сайте Банка России, можно проанализировать динамику расходов по агрегированным статьям, содержащим субтрансакцион-ные издержки. За анализируемый период произошел существенный рост практически по всем статьям расходов, в том числе по заработной плате, расходам на рекламу, представительским расходам, расходам по охране, по комиссии, уплаченной по прочим операциям, расходам по аудиторским проверкам, расходам на форменную и специальную одежду, штрафам, пени, уплаченным неустойкам.

Возможна только приближенная оценка уровня явных субтрансакционных издержек по данным официальной отчетности. Многие расходы (заработная плата, расходы по содержанию помещений и т. д.) могут быть приняты в расчет после уменьшения на часть соответствующих расходов, относящихся к тем подразделениям банков, которые осуществляют расчетно-кассовое обслуживание и прочие аналогичные операции. Выделить точную долю этих подразделений в расходах практически невозможно. Можно сделать допущение, что она приблизительно равна доле капитала, привлеченного в результате работы указанных подразделений (остатки на расчетных, текущих счетах, прочие аналогичные средства). Автором был осуществлен приближенный расчет субтрансак-ционных издержек на единицу вложенного заемного капитала на основе указанного допущения. По рассматриваемой выборке банков получен следующий результат: субтрансакционные

издержки на единицу заемного капитала в 2005 г. составили 4,82 %, в 2006 г. - 5,06 %. Произошел рост доли явных субтрансакцион-ных издержек на 0,24 процентных пункта. Исследование более ранних периодов не представляется возможным по причине отсутствия официальной информации. Стоит подчеркнуть, что рост явных субтрансакционных издержек на единицу заемного капитала в 2005 г. не был существенным. Это говорит о том, что основная масса банков не достигла точки предельного роста, начиная с которой рост субтрансакцион-ных издержек на единицу привлеченного капитала происходит опережающими темпами и становится угрожающей тенденцией.

Автором проведен анализ динамики масштабов бизнеса и уровня расходов банков, зарегистрированных в Омской области. Анализ проведен по всем банкам, зарегистрированным в Омской области и действующим по состоянию на 1 января 2006 г. В результате проведенного анализа установлено следующее. В 2003-2005 гг. существенно увеличились масштабы бизнеса банков, зарегистрированных в Омской области. В частности, средства клиентов - некредитных организаций возросли на 2 289 млн руб. (37,5 %), ссудная и приравненная к ней задолженность возросла на 2 033 млн руб. (31,5 %). При этом существенно возросли расходы на заработную плату, рекламу, по аудиторским проверкам, по охране. Увеличились чистые расходы по формированию резервов на возможные потери. Используя допущение, указанное выше, автор осуществил приближенный расчет субтрансак-ционных издержек на единицу вложенного заемного капитала в отношении банков, зарегистрированных в Омской области. Получен следующий результат: субтрансакционные издержки на единицу заемного капитала в 2005 г. составляют 5,68 %, в 2006 г. - 7,01 %. Произошел рост доли явных субтрансакционных издержек на 1,33 процентных пункта. Омские банки представлены преимущественно небольшими банками. Как следует из полученных данных, рост субтрансакционных издержек отмечается в большей степени у банков, зарегистрированных в Омской области, чем в целом по выборке. С точки зрения автора, это свидетельствует о том, что небольшие банки медленнее приспосабливаются к современным изменениям институциональной среды и быстрее достигают точки предельного роста, начиная с которой происходит рост субтрансакционных издержек на единицу капитала опережающими темпами.

Таким образом, контрактный подход к определению институциональной природы субъ-

ектов трансакционных отраслей позволяет теоретически обосновать рост субтрансакционных издержек данных субъектов, происходящий на современном этапе. Данный подход имеет большие исследовательские перспективы в изучении реальных процессов, происходящих в экономике.

1. Институциональная экономика: Учебник / Под общ. ред. А. Олейника. М.: ИНФРА-М, 2005. 704 с.

2. Шаститко А.Е. Новая институциональная экономическая теория. 3-е изд., перераб. и доп. М.: Изд-во МГУ: ТЕИС, 2002. 591 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.