Экономические науки Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского, 2013, № 3 (3), с. 47-51
УДК 339.18
КОНТРАКТНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ВНЕШНЕТОРГОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ: НАПРАВЛЕНИЕ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ РАБОТЫ ПРЕ ДПРИЯТИЙ В УСЛОВИЯХ ВТО
© 2013 г. М.Л. Горбунова, Т.С. Морозова
Нижегородский госуниверситет им. Н.И. Лобачевского [email protected]
Поступила в редакцию 27.06.2013
Проведен анализ экономического содержания внешнеторговых контрактов нижегородских предприятий. Выявлено несоответствие практики работы российских предприятий и общепринятой мировой практики. На основании этого предложены рекомендации по повышению эффективности внешнеторговых сделок, позволяющие повысить конкурентоспособность российских хозяйствующих субъектов в условиях ВТО.
Ключевые слова: внешняя торговля, внешнеторговые контракты, цены, INCOTERMS, валютнофинансовые условия.
Успех предприятий на внешних рынках во многом зависит от грамотного правового обеспечения их деятельности. Современные учебные пособия, монографии и научные статьи в достаточной степени характеризуют весь спектр оперативно-коммерческих решений предприятий, связанных с интернационализацией их деятельности. Дальнейшее совершенствование научно-методологической базы внешнеторговой деятельности требует проведения анализа практики российских предприятий, касающейся выбора и правового закрепления экономических условий международных коммерческих отношений.
Внешнеторговые операции являются ведущей формой внешнеэкономической деятельности, опосредующей все остальные. Международное технико-экономическое сотрудничество, трансфер технологий, прямые инвестиции за рубеж могут быть представлены и юридически оформлены как цепочки операций купли-продажи товаров и услуг между резидентами разных стран. Содержательные аспекты внешнеторговых договоров оказывают существенное влияние на экономические результаты регулируемых коммерческих отношений, формируя структуру выгод и издержек контрагентов в краткосрочном и долгосрочном аспектах. В условиях вступления страны в ВТО, очевидным следствием которого будет являться увеличение количества участников внешнеторговой деятельности, анализ экономического содержания контрактов позволит интегрировать опыт бизнеса в преподавание прикладных дисциплин
внешнеэкономического профиля. Необходимо отметить, что эмпирические исследования по данной проблематике, которые давали бы обобщающую оценку практике российских компаний в области выбора экономических условий внешнеторговых контрактов, практически отсутствуют. Например, в работе Л.В. Новокшо-новой, М.Ф. Ретинского и Н.В Шмелевой [1] рассмотрена практика одного предприятия, а комплексное исследование Д.В. Рыбца и Ю.А. Савинова [2] носит скорее нормативный, а не позитивный характер. Цель данного исследования - представить результаты некоторого обобщения российской практики оформления внешнеторговых сделок.
Авторами были проанализированы 37 внешнеторговых контрактов нижегородских предприятий, заключенных с 2002 по 2011 год, среди которых - 14 импортных и 23 экспортных. В отраслевом разрезе представлены 16 контрактов предприятий машиностроения, 8 - химических, 6 - металлургических, по два контракта предприятий пищевой промышленности и посреднических организаций, по одному контракту предприятий лесной, строительной и стекольной промышленности.
Внешнеторговый контракт является основным документом при осуществлении международной коммерческой сделки. Правильное его составление имеет огромное значение как для защиты интересов российского импортера/экспортера, так и обеспечения соответствия контракта требованиям российских таможенных, налоговых органов, а также органов и
агентов валютного контроля. Значительная часть пунктов контракта имеет свою экономическую составляющую, поскольку обусловливает явные или неявные издержки сторон. Так, выбор места международного арбитражного разбирательства определяет уровень возможных судебных расходов. Вместе с тем в соответствии со сложившимся методологическим консенсусом [1; 4; 5] к экономическому содержанию внешнеторгового контракта относятся порядок установления цены, выбор условий поставки товара, определение валютнофинансовых (платежно-расчетных) условий. Проанализируем практику нижегородских компаний в отношении каждой из указанных контрактных позиций.
Ценовые условия контракта. Ценообразование внешнеторгового контракта - многофакторный процесс, подразумевающий выбор степени гибкости цены, валюты цены, места поставки товара, определение скидок и поправок на уторговывание в ходе переговоров. В отношении степени гибкости стороны [5] могут выбрать один из трех вариантов: твердая, отложенная (с последующей фиксацией), подвижная, или скользящая, цена; кроме того, для сырьевых товаров в контракте могут быть использованы цены с последующей фиксацией, в качестве которых используются биржевые котировки, приближенные к дате поставки. Теория и зарубежная практика рекомендуют использовать во внешнеторговых контрактах гибкие цены, которые учитывают внешнеэкономические риски и позволяют делать автоматические ценовые корректировки без проведения дополнительных переговоров. Для России в целом характерно использование твердых цен; это проявляется и в группе рассмотренных контрактов (35 из 37, или 94.6%). Таким образом, предприятия, стремящиеся учесть все риски, могут столкнуться с ситуацией, когда их цены завышены (неконкурентоспособны); менее осторожные участники внешнеторговой деятельности потерять в рентабельности из-за непредвиденных событий. Стороны рассматриваемых контрактов учитывают эти обстоятельства разным образом: в 31.4% стороны могут вернуться к согласованию цен в дальнейшем, в 11.4% случаев предусмотрено изменение цены в одностороннем порядке, в остальных случаях цены являются окончательными.
Коммерческие условия поставки товара (выбор места поставки товара и объема обязательств сторон). Выбор указанных условий происходит в рамках торговых обычаев Инко-термс (INCOTERMS - International Commercial
Terms), редактируемых Международной торговой палатой в Париже (последняя редакция относится к 2010 году). Инкотермс определяют обязанности продавца и покупателя при осуществлении ими внешнеторговых сделок, тем самым уменьшая риск сторон. Традиционно условия поставки сгруппированы по четырем различным базовым группам [1; 2; 4; 6]. Первая группа (группа «Е») означает: продавец передает товар в распоряжение покупателя в принадлежащем продавцу помещении. Вторая группа (группа «F») устанавливает, что основная перевозка не оплачена. Группа «С» подразумевает, что основная перевозка оплачена, имеет место контракт отгрузки, после которой риск утраты груза переходит на покупателя. Группа «D» подразумевает доставку товара до местонахождения покупателя, при этом используется контракт поставки, то есть риски лежат на продавце до момента передачи товара экспедитором или перевозчиком покупателю. В экспортных контрактах использование условий группы «E» встречается один раз (4%), группы «F» - 10 раз (или 44% случаев), группы «С» - В раз (35%), группы «D» - 4 раза (17%) (см. Рис. 1).
Российские участники внешнеэкономической деятельности предпочитают передавать груз после таможенного оформления, не выполняя основную перевозку, что позволяет им ускорить подачу документов на возмещение НДС экспортируемых товаров (таким образом, мотивация носит административный, а не экономический характер). Предприятия, функционирующие на рынках стран СНГ и Ближнего Востока, а также опытные участники ВЭД стремятся предоставлять зарубежным контрагентам лучший сервис и берут на себя организацию перевозки груза, создавая большую добавленную стоимость.
В импортных контрактах (Рис. 2) используются по два условия группы «Е» и «F» (что составляет в каждом случае по 14%) и по пять групп «С» и «D» (по 36%). Таким образом, очевидно, что зарубежные партнеры настроены на больший уровень оказания услуг по сравнению с российскими экспортерами, что позволяет им увеличивать выручку и прибыль от внешнеторговых операций.
Валютно-финансовые аспекты сделки. Представляют собой совокупность условий, касающихся способов организации платежа, заключительной стадии взаиморасчетов между партнерами, и являются одним из наиболее важных и сложных компонентов международного контракта [4; 6]. В этом разделе контракта устанавливаются валюта платежа, курс пере-
4%
17%
44%
□ Группа Е □ Группа F
□ Группа С 1Э Группа D
35%
Рис. 1. Коммерческие условия экспортных контрактов
14%
36%
14%
36%
Рис. 2. Коммерческие условия импортных контрактов
счета; оговорки, направленные на уменьшение и устранение валютного риска; рассрочка платежа; формы расчетов. Общими чертами валютно-финансовых условий всех рассмотренных контрактов являются совпадение валюты платежа и валюты цены, отсутствие валютных оговорок, преобладание банковских переводов в применяемых сторонами формах расчетов (их доля составляет 87%, в остальных 13% случаев используются аккредитивы). Определенное разнообразие присутствует в распределении платежей во времени: аванс (43%) платеж наличными (41%), в 16% контрактов встречается комбинированный платеж, в первую очередь, при поставках оборудования (Рис. 3).
Контрагенты используют в своих расчетах три валюты: доллар США (43% случаев), евро (38% - при обслуживании торговых операций
со странами ЕС) и рубль (19% - речь идет о пространстве СНГ и Монголии) (Рис. 4).
По итогам исследования можно сделать вывод о том, что российские предприятия могут существенно усилить свои преимущества за счет внешнеторговых контрактов.
Во-первых, очередь, это касается широкого использования гибких цен, позволяющих поддерживать рентабельность операций при изменении внешнеторговой конъюнктуры. Использование твердых цен с оговоркой на возможное изменение требует проведения дополнительных согласований с зарубежными партнерами. Вместе с тем использование гибких цен негативно воспринимается таможенными органами РФ, поскольку усложняет процедуру контроля таможенной стоимость товара и, соответственно, таможенное оформление товаров. По мнению
43%
□ Аванс
I Платеж наличными
□ Комбинированный платеж
Рис. 3. Платежные условия внешнеторговых контрактов
19%
43%
Рис. 4. Валюты, используемые во внешнеторговых контрактах
участников ВЭД, ознакомление таможенных органов с существующей международной практикой внешнеторговых операций позволило бы решить эту проблему.
Во-вторых, использование чистых авансовых платежей при исполнении контрактов неэффективно для российских предприятий, поскольку противоречит общепринятой в деловой практике отсрочки платежа в межфирменных отношениях, особенно при экспорте продукции с длительным сроком использования (например, машиностроительной), когда предоставление рассрочки платежа является ключевым фактором конкурентоспособности. Кроме того, любое ускорение платежей связывается с дисконтом возможных поступлений предприятия, приводит к сокращению выручки от экспорта. Эта проблема могла бы быть решена за счет разви-
тия финансовой инфраструктуры экспорта и реальной государственной поддержки участников внешнеэкономической деятельности.
В-третьих, для обеспечения роста добавленной стоимости российским экспортерам необходимо также использовать коммерческие условия поставки, обеспечивающие доставку товара до зарубежного потребителя, хотя и в этом случае влияние инфраструктурных ограничений велико, поскольку транспортная отрасль страны не обладает достаточным потенциалом организации международных перевозок.
В-четвертых, в условиях волатильности валютных рисков более широкое использование контрактных методов управления валютными рисками позволит предприятиям избежать потерь при неблагоприятном изменении валютных курсов.
По нашему мнению, самим предприятиям необходимо стремиться к совершенствованию контрактной работы, к более активному внедрению мирового опыта в свою деятельность, что явится очевидным резервом увеличения прибыли от работы на внешних рынках в рамках членства страны в ВТО. Кроме того, государственные и негосударственные институты содействия внешнеэкономической деятельности должны активно работать в направлении кардинального улучшения таможенной, финансовой и транспортной инфраструктуры.
Список литературы
1. Новокшонова Л.В., Ретинский М.Ф., Шмелева Н.В. Этапы ценообразования и валютные условия внешнеторгового контракта // Экономический анализ: теория и практика. 2010. № 28. С. 2-8.
2. Рыбец Д.В., Савинов Ю.А. Современная практика исполнения внешнеторговых сделок // Российский внешнеэкономический вестник. 2012. № 2. С. 72-92.
3. Внешнеэкономическая деятельность предприятия: Учебник / Под ред. И.Н. Иванова. М.: Инфра-М, 2008. 295 с.
4. Воронкова О.Н., Пузакова Е.П. Внешнеэкономическая деятельность: организация и управление: Учеб. пособие / Под ред. Е.П. Пузаковой. М.: Эконо-мистъ, 2006. 495 с.
5. Покровская В.В. Внешнеэкономическая деятельность: Учебник для студентов, обучающихся по специальности «Мировая экономика». М.: Экономиста, 2009. 672 с.
6. Михайлов Д.М. Международные контракты и расчеты. М.: Юрайт-издат, 2008. 641 с.
7. Воронова Т.А. Расчетно-платежные отношения во внешнеэкономической деятельности: Учебное пособие. М.: Кнорус, 2007. 100 с.
CONTRACTS OF RUSSIAN COMPANIES FOR INTERNATIONAL SALE OF GOODS:
THE NEED OF IMPROVEMENT UNDER THE WTO CONDITIONS
M.L. Gorbunova, T.S. Morozova
We present the results of an empirical analysis of the economic content of foreign trade contracts of Nizhni Novgorod enterprises. Non-conformance of Russian companies’ practices to generally accepted international practices has been revealed. Based on the findings of this analysis, the authors suggest some recommendations for improving the efficiency of foreign trade operations in order to increase the competitiveness of Russian business entities in the WTO.
Keywords: foreign trade, prices, Incoterms, currency terms, payment terms.