©
Митьковская И.В.
Магистрант, кафедра финансово-правовых дисциплин и дисциплин имущественно-земельного цикла, Московская финансово-юридическая академия
КОНТРАКТНАЯ СИСТЕМА: ЗАКРЫТЫЕ СПОСОБЫ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ЗАКУПОК
Аннотация
Данная статья посвящена изучению сущности и особенностей закрытых способов осуществления закупок обеспечения государственных и муниципальных нужд. Актуальность темы связана с изменением законодательства в сфере закупок и появлением новых способов определения поставщиков. В работе приведены исследования особенностей некоторых
способов определения поставщиков.
Ключевые слова: контрактная система, закрытый аукцион, закрытый конкурс, закрытый двухэтапный конкурс, закрытый конкурс с ограниченным участием.
Keywords: contract system, closed auction, closed contest, closed two-stage contest, closed contest with limited participation.
Закрытые способы осуществления закупок, согласно Федеральному закону N 44-ФЗ от 05.04.2013, представляют собой конкурентные способы определения поставщиков с ограниченным участием. Это обусловлено тем, что данные о таких торгах направляются ограниченному кругу заинтересованных лиц и не попадают во всеобщую информационную сеть. Участники, которым направляются приглашения, должны соответствовать единым требованиям к участникам закупок.
Стоит отметить, что только конкурсы и аукционы могут быть закрытыми способами осуществления торгов, запросы предложений и запросы котировок проводятся в открытой форме.
По мнению Cвининых Е. А., ключевой особенностью закрытых способов закупок состоит в сообщении заказчиком информации о закупках путем направления документации о закупках и приглашений принять участие в закрытых торгах ограниченному кругу лиц [7].
В соответствии с ч. 1 ст. 84 федерального закона от 05.04.2013 г. № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» закрытыми способами определения поставщиков являются:
1) закрытый аукцион;
2) закрытый конкурс;
3) закрытый двухэтапный конкурс;
4) закрытый конкурс с ограниченным участием.
Многие современные исследователи в области государственных муниципальных закупок отмечают, что Федеральным законом от 21.07.2005 г. № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» среди закрытых способов размещения заказа были регламентированы только закрытый конкурс и закрытый аукцион, кроме того не давалось определение закрытым способам размещения заказа.
По мнению Беляевой О.А., особый порядок приглашения участников является квалифицирующим признаком отнесения торгов к закрытым[9]. Закрытые способы проведения торгов применяются по согласованию с Федеральными органами исполнительной власти, а именно: Рособоронзаказ и Федеральная антимонопольная служба [5,6].
Свининых Е. А. отмечает перечень случаев, при которых могут осуществляться закрытые способы осуществления закупок:
© Митьковская И.В., 2014 г.
- заключения контрактов, касаемо ценностей Государственного фонда драгоценных металлов и драгоценных камней РФ, музейных предметов и музейных коллекций;
- приобретение услуг водителей и услуг по уборке помещений для обеспечения деятельности судебных приставов, судей;
- приобретение товаров, работ, услуг для обеспечения федеральных нужд, содержащих государственную тайну;
Несоблюдение требований законодательства о контрактной системе при принятии решения об условиях и о способе определения поставщика влечет административную ответственность.
Обозначим общие правила проведения закрытых конкурсных процедур:
- осуществление аудио- и видеозаписи не допускается;
- документация, изменения, запросы на разъяснения не предоставляются в электронной форме электронных документов;
- разъяснения доводятся заказчиком до сведения участников торгов в письменной форме без указания участника, от которого поступил запрос, но с указанием предмета запроса;
- информация не подлежит размещению в ЕИС (единой информационной системе) и опубликованию в СМИ.
Если процедура признана несостоявшейся заказчик имеет право либо внести изменения в документацию и объявить о проведении новых торгов, либо осуществить закупку у единственного поставщика, предварительно согласовав это с федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным правительством РФ.
Стоит обратить внимание, что в Федеральном законе №44-ФЗ от 05.04.2013 г. отсутствуют специальные нормы о порядке заключения контрактов. Этот факт позволяет сделать вывод о целесообразности применения положений ст. 54, учитывая особенности, указанные § 5 Федерального закона №44-ФЗ.
Далее перейдем к рассмотрению процедурных особенностей закрытых процедур.
Закрытый аукцион
Закрытый аукцион является одним их закрытых способов определения поставщика, при котором победителем становится участник аукциона, предложивший наиболее низкую цену контракта. Гражданским Кодексом РФ обозначено, что в закрытом аукционе участвуют только лица, специально приглашенные для этой цели [1]. Поскольку особенности проведения закрытых процедур в целом обозначены выше, остановимся на порядке проведения закрытого аукциона (приложение 1).
После размещения извещения о проведении рассматриваемого способа проведения торгов в единой информационной системе (ЕИС) направляются приглашения в письменной форме принять участие в закрытом аукционе (не более чем за десять дней до даты вскрытия конвертов).
В приглашении может быть установлена плата за предоставление документации об аукционе (не более чем расходы на изготовление копии документации). Далее лица, которые заинтересованы в получении документации о закрытом аукционе осуществляют запрос заказчику, подтверждая при этом их соответствие требованиям. Согласно ст.86 Федерального закона №44-ФЗ документация предоставляется после осуществления оплаты за предоставление документации. При этом не позднее пятидневного срока до даты вскрытия конвертов с заявками заказчик направляет в уполномоченный орган исполнительной власти список лиц, которым была направлена документация.
Следующим этапом является предоставление разъяснений и изменений документации всем участниками торгов, без указания источника, от которого поступил запрос. Титова Г.Г. в своей работе «Особенности применения закрытых способов определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для закупок товаров для государственных нужд» отмечает, что после вскрытия и рассмотрения заявок осуществляется непосредственное проведение закрытого аукциона, в ходе которого осуществление аудио- и видео- записи не допускается [11].
Закрытый конкурс
Согласно статьи 85 Федерального закона №44-ФЗ, под закрытым конкурсом понимают конкурс, при котором заказчиком направляется информация о закупке ограниченному кругу лиц, соответствующих требованиям, предусмотренным данным Федеральным законом.
Доктор юридических наук Беляева О.А. отмечает, что закрытый конкурс представляет собой такую же процедуру, что и открытый конкурс, но с одним исключением: уведомление о закупке направляется ограниченному кругу лиц [9].
Данное утверждение подтверждает и статья 448 ГК РФ, в которой указано, что в закрытом конкурсе участвуют только лица, специально приглашенные для этой цели [1].
Если сравнивать закон о размещении заказов и закон о контрактной системе, то обращает на себя внимание различный порядок информационного обеспечения такого конкурса.
Так, если сведения, составляющие государственную тайну содержатся в документации, то заказчик не менее чем за 30 дней до даты вскрытия конвертов с заявками на участие размещает извещение о проведении торгов в ЕИС.
Аналогично закрытому аукциону лица, заинтересованные в получении документации со дня размещения извещения в ЕИС подают запрос заказчику в письменной форме, предоставляя при этом подтверждающие соответствие требованиям документы, а также подтверждают наличие к сведениям, содержащим государственную тайну.
Доступ к таким сведениям оформляется для должностных лиц и граждан России в добровольном порядке [4]. Для юридических лиц необходимо получение лицензий на проведение работ со сведениями соответствующей степени секретности. Основанием выдачи лицензии являются результаты специальной экспертизы учреждения, а также аттестация их руководителей, которые являются ответственными за защиту таких сведений.
Как отмечает Беляева О. А. для получения лицензии организации на проведение таких работ, при выполнении которых используются сведения, содержащие государственную тайну, необходимо выполнить следующие условия:
- наличие сертифицированных средств защиты информации;
- наличие квалифицированных сотрудников и отделов по защите государственной
тайны;
- соблюдение положений нормативных актов по обеспечению защиты сведений, содержащих государственную тайну [9].
Заказчик по истечении трехдневного срока с даты получения запроса направляет конкурсную документацию, которая предоставляется после внесения платы данным лицом за предоставление документации в письменной форме, если указание о внесении платы содержится в приглашении на участие в закрытом конкурсе.
Таким образом, в единой информационной системе размещается лишь извещение о закупке, но документация предоставляется непосредственно лицам, обратившимся за ее ознакомлением, в отношении которых заказчик удостоверяется на соответствие нормам законодательства о защите государственной тайны.
На заказчика возложена обязанность по предоставление возможности ознакомления с документацией о проведении закрытого конкурса всем его участникам, которые направили запросы на получение такой документации, с учетом того, что данные лица получили ранее приглашения принять участие и соответствуют нормам закона о контрактной системе.
Заказчик направляет в Федеральную антимонопольную службу перечень лиц, которым направлена документация о проведении закрытого конкурса, а также копии приглашений принять участие не позднее чем за двадцать дней до даты вскрытия конвертов с заявками.
Стоит отметить, что при наличии письменного согласия всех участников конкурса на досрочное вскрытие конвертов с заявками на участие оно может состояться ранее даты, содержащейся в приглашении принять участие в закрытом конкурсе и конкурсной.
Протокол вскрытия конвертов и протокол рассмотрения и оценки заявок на участие в закрытом конкурсе составляются в двух экземплярах. Указанные протоколы заказчик направляются в Федеральную антимонопольную службу России не позднее рабочего дня,
следующего за датой его подписания. Копии протоколов поступают участникам закрытого конкурса.
Закрытый двухэтапный конкурс
Данный вид закрытых торгов совмещает в себе отдельные характеристики как закрытого конкурса, рассмотренного выше, так и открытого двухэтапного конкурса. Основания для проведения двухэтапного конкурса перечислены в ч. 2 ст. 57 закона о контрактной системе
Из названия процедуры следует, что конкурс проводится в два этапа, причем участие необходимо принять в обоих этапах конкурса. Победителем признается участник, предложивший по результатам второго этапа конкурса лучшие условия исполнения контракта.
Копылова Н.И. подчеркивает, что двухэтапный конкурс может быть проведен заказчиком при выполнении обоих условий:
- конкурс проводится на проведение проектных работ, научных исследований, изысканий, экспериментов, на заключение энергосервисного контракта, на поставку высокотехнологичной и инновационной продукции, создания произведения искусства или литературы;
- обсуждение конкурса с участниками закупки для уточнения характеристик объекта закупки [10].
На первом его этапе двухэтапного конкурса участники представляют первоначальные заявки на участие в конкурсе, в которых не указаны предложения о цене контракта, однако содержатся предложения в отношении объекта закупки. При этом на первом этапе не требуется предоставлять обеспечения заявки на участие конкурсе. Далее конкурсная комиссия проводит обсуждения содержащихся в заявках предложений в отношении объекта закупки с участниками, которые подали первоначальные заявки. Конкурсная комиссия при обсуждении предложений участников обязана обеспечить равные возможности для участия в обсуждениях всем участникам процедуры.
На втором этапе рассматриваемого способа торгов конкурсная комиссия предлагает участникам, которые приняли участие в проведении первого этапа, представить окончательные заявки с учетом уточненных условий закупки после первого этапа такого конкурса и с указанием цены контракта. При этом заказчик определяет требования об обеспечении заявок.
Аналогично закрытому конкурсу протокол рассмотрения и оценки заявок составляется в двух экземплярах, после чего направляется заказчиком в Федеральную антимонопольную службу не позднее рабочего дня, следующего за датой подписания. Копии протокола предоставляются участникам, которые подали заявки на участие в конкурсе в тот же срок.
Закрытый конкурс с ограниченным участием.
Эта процедура сочетает черты таких закупочных процедур, как закрытого конкурса и открытого конкурса с ограниченным участием, отмечает Беляева О.А. [9]. Особенность такого способа осуществления закупок состоит в том, что победителем признается участник, предложивший не только лучшие условия исполнения контракта, но и ранее других участников прошел предквалификационный отбор.
Доктор юридических наук Андреева Л.В. в своей работе «Конкурс с ограниченным участием: основания и порядок проведения» указывает, что «различные разновидности конкурсов имеют единую правовую природу», в связи с чем и к двухэтапному конкурсу, и к конкурсу с ограниченным участием применяются положения об открытом конкурсе, отражающие их особенности [8].
Помимо единых требований, установленных законом о контрактной системе к участникам закрытого конкурса с ограниченным участием предъявляются дополнительные требования. Согласно ч. 2 ст. 31 закона о контрактной системе такие требования вправе установить правительство России, среди них - наличие у участников закупки:
- необходимого количества квалифицированных специалистов;
- финансовых ресурсов для исполнения контракта;
- деловой репутации и опыта работы, касающегося предмета контракта;
- оборудования и других материальных ресурсов для исполнения контракта.
Рассмотрим основания, при которых заказчик должен провести конкурс, участие в котором ограничено прохождением предквалификационного отбора, а не обычный конкурс:
- реставрация музейных коллекций и предметов, включенных в состав Музейного фонда РФ, документов Архивного фонда РФ;
- работы по сохранению объектов культурного наследия народов Российской Федерации;
- поставка товаров, выполнение работ, оказание услуг, которые ввиду технологической сложности имеют высокотехнологичный, инновационный или специализированный характер.
При проведении закрытого конкурса с ограниченным участием информация о закупке сообщается участникам в порядке и в сроки, предусмотренные для проведения закрытого конкурса. Это означает, что извещение о проведении конкурса не менее чем за 30 дней до даты вскрытия конвертов с заявками размещается в ЕИС. Для получения конкурсной документации необходимо подать запрос заказчику в письменной форме. К указанному запросу прикладывают документы, подтверждающие наличие доступа к сведениям, составляющим государственную тайну и соответствие требованиям, предусмотренным законом о контрактной системе.
Протокол результатов проведения предквалификационного отбора составляется в двух экземплярах, не позднее рабочего дня после подписания направляется в Федеральную антимонопольную службу. В протоколе отражается обоснование принятых решений заказчиком, а также перечень лиц, которые соответствуют поставленным требованиям. Копии протокола направляются участникам закрытого конкурса с ограниченным участием, которые подали заявку на участие в нем.
Протокол рассмотрения и оценки заявок на участие в рассматриваемой процедуре составляется в трех экземплярах. После его подписание заказчик направляет в в Федеральную антимонопольную службу не позднее одного рабочего дня. Копии также направляются участникам закрытого конкурса с ограниченным участием, которые прошли
предквалификационный отбор.
Как уже было обозначено ранее, несоблюдение требований законодательства о контрактной системе при принятии решения об условиях и о способе определения поставщика влечет административную ответственность.
Нормы статьи 7.29 КоАП РФ приведены в соответствие с Законом о контрактной системе Федеральным законом № 396-ФЗ. При этом не изменился размер санкций, которые применяются за несоблюдение требований Федерального закона №44-ФЗ при принятии решения об условиях и о способе определения поставщика (подрядчика, исполнителя) [2].
Кроме того, необходимо подчеркнуть, что нормы указанной статьи дополнены частью 2.1, в которой предусмотрена ответственность за принятие решения о проведении закрытого аукциона, закрытого конкурса, двухэтапного конкурса, закрытого двухэтапного конкурса, конкурса с ограниченным участием, закрытого конкурса с ограниченным участием в случаях, не предусмотренных Федеральным законом 44-ФЗ. Также рассмотрены нарушения сроков и порядка направления в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление функций по контролю в сфере гособоронзаказа и в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения федеральных нужд, сведения о которых составляют государственную тайну и которые не относятся к гособоронзаказу, возможности заключения контракта с единственным поставщиком, документов и информации для согласования применения закрытого способа определения поставщика. Совершение такого правонарушения влечет наложение на должностных лиц административного штрафа в размере 50 000 руб.
Приложение 1
V • принятие решения о проведении закрытого аукциона I
У • создание аукционной комиссии 1
у • размещение извещения 1
V • выдача документации 1
У • ответы на запросы разъяснений 1
У • направление изменений участникам 1
у • регистрация заявок на участие 1
У • вскрытие и рассмотрениезаявок 1
У • проведение закрытогоаукциона I
Схема - Алгоритм проведения закрытого аукциона
Литература
1. "Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая)” от 30.11.1994 N 51-ФЗ (ред. от 05.05.2014)
2. "Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях" от 30.12.2001 N 195-ФЗ (ред. от 21.07.2014).
3. Федеральный закон от 05.04.2013 N 44-ФЗ (ред. от 21.07.2014)"О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
4. Закон РФ от 21.07.1993 N 5485-1 (ред. от 21.12.2013) "О государственной тайне".
5. Постановление Правительства РФ от 26.08.2013 N 728 "Об определении полномочий федеральных органов исполнительной власти в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации".
6. Приказ Минэкономразвития России от 13.09.2013 N 537 "Об утверждении Порядка согласования применения закрытых способов определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей), возможности заключения (заключения) контракта с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем)".
7. Свининых Е.А. Правовые основания применения закрытых способов определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) (на примере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения обороны страны) // Право в Вооруженных Силах. 2014. № 5.
8. Андреева Л.В. Конкурс с ограниченным участием: основания и порядок проведения // Информационно-аналитический еженедельник «Аукционный Вестник» [Электронный ресурс]. -Режим доступа: http://auctionvestnik.ru/node/172
9. Беляева О.А. Контрактная система: закрытые способы закупок // Информационно-аналитический еженедельник «Аукционный Вестник» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http:// auctionvestnik.ru/node/147.
10. Копылова Н.И. Новые способы определения поставщика в контрактной системе. Механизмы
общественного контроля за выбором способа определения поставщика // Центр региональных программ совершенствования государственного и муниципального управления ИГМУ НИУ ВШЭ, [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://goszakupki.open.gov.ru/upload/iblock/
f12/f121 dea5 f10da5 5 e3 043e5abc2dab79f.pdf
11. Титова Г. Г. Особенности применения закрытых способов определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для закупок товаров для государственных нужд // Евразийский международный научно-аналитический журнал "Проблемы современной экономики" [Электронный ресурс]. -Режим доступа: http://www.m-economy.ru/art.php?nArtId=4931