Научная статья на тему 'Контрабанда наркотиков как наиболее социально опасная разновидность нелегальной трансграничной активности между странами Центральной Азии и Россией'

Контрабанда наркотиков как наиболее социально опасная разновидность нелегальной трансграничной активности между странами Центральной Азии и Россией Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
967
130
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОНТРАБАНДА / НАРКОТИКИ / УГОЛОВНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ / ТАМОЖЕННЫЙ ДОСМОТР / DRUG SMUGGLING / DRUGS / CRIMINAL RESPONSIBILITY AND CUSTOMS INSPECTION

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Кромова Альбина Яковлевна

Рассмотрены проблемы пресечения контрабанды наркотиков в Россию из стран Центральной Азии, процессы зарождения наркотрафика из Афганистана в Таджикистан и Россию, а так же вопросы эффективности деятельности правоохранительных органов по пресечению контрабанды наркотиков.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Drag smuggling as the most social dangerous variety of illegal transborder activity between countries of Central Asia and the Russian Federation

The article dwells upon the problems of intersection of drug smuggling in Russia from countries of Central Asia, processes of appearance of drag trafficking from Afghanistan to Tajikistan and Russia, and issues of effective activity of law-enforcement agencies in suppression of the drug smuggling.

Текст научной работы на тему «Контрабанда наркотиков как наиболее социально опасная разновидность нелегальной трансграничной активности между странами Центральной Азии и Россией»

УДК 343.359+343.57+343.976

КОНТРАБАНДА НАРКОТИКОВ КАК НАИБОЛЕЕ СОЦИАЛЬНО ОПАСНАЯ РАЗНОВИДНОСТЬ НЕЛЕГАЛЬНОЙ ТРАНСГРАНИЧНОЙ АКТИВНОСТИ МЕЖДУ СТРАНАМИ ЦЕНТРАЛЬНОЙ АЗИИ И РОССИЕЙ

А. Я. Кромова, соискатель Московской государственной юридической академии

им. О. Е. Кутафина

Рассмотрены проблемы пресечения контрабанды наркотиков в Россию из стран Центральной Азии, процессы зарождения наркотрафика из Афганистана в Таджикистан и Россию, а так же вопросы эффективности деятельности правоохранительных органов по пресечению контрабанды наркотиков.

Ключевые слова: контрабанда, наркотики, уголовная ответственность, таможенный досмотр.

Контрабанда наркотиков является наиболее масштабной и социально опасной разновидностью нелегальной трансграничной активности между странами Центральной Азии и Россией. Масштабность вызова определяется стоимостью незаконно ввозимого в РФ груза, а также количеством людей, которые становятся потерянными для общества в результате употребления опиатов и других наркотических веществ. По данным директора Федеральной службы РФ по контролю за оборотом наркотиков В. П. Иванова, с 2004 года возобновился дальнейший устойчивый рост количества вовлеченных в потребление наркотиков, что является крайне тревожным фактором, требующим как от медицины, так и государства в целом решительных действий.

Проблема наркоторговли в зонах российской центрально-азиатской границы в первую очередь связана с производством наркотиков в постсоветской Центральной Азии (марихуана, гашиш и т.п.) и соседнем Афганистане (героин). Неслучайно поэтому среди главных стратегических рисков и угроз в Стратегии государственной антинаркотической политики РФ указана в том числе контрабанда афганских опиатов и каннабиноидов из стран Центральной Азии.

Несмотря на серьезные объемы изымаемых наркотиков, тем не менее согласно экспертным заключениям специалистов сегодня из Афганистана в Россию контрабандно ввозится и потребляется гражданами России не менее 12 тонн чистого героина. Тем самым генофонду нашей страны наносится непоправимый ущерб. На проблеме наркотиков также происходит продвижение натовских и амери-

канских структур в среднеазиатские регионы - прежде всего Таджикистан и Киргизию. Это позволяет говорить об этом явлении как о важнейшем геополитическом факторе, начало формирования которого находится на территории Афганистана. Геополитического анализа требует и тот факт, что с 2001 года, с момента ввода натовских и американских войск в Афганистан, производство опиатов и героина в Афганистане выросло в два с половиной раза.

Значительная часть наркотиков доставляется в Россию и далее в страны ЕС по так называемому «северному», или «шелковому», пути, проходящему, в частности, через российско-казахстанскую границу. Государственная граница между Российской Федерацией и Казахстаном на практике является российской границей с государствами Центральной Азии. Еще в 1998-1999 гг. на этом направлении задерживалось 80 % героина, 84 % гашиша, 60 % опия и 53 % марихуаны. Результаты задержаний контрабанды наркотиков свидетельствуют о том, что в конце 90-х гг. XX века государства Центральной Азии стали играть ведущую роль в экспансии наркотиков на территорию России и далее в Европу. За один 1999 год объемы контрабанды опия на этом направлении возросли почти в два раза1. Только Управлением ФСКН России по Челябинской области в 2007 году в результате принятых мер наркополицейскими пресечено 40 преступлений, связанных с контрабандой наркотиков через российско-казахстанскую границу, что в 1,5 раза больше, чем в 2006 году. Кроме того, в ходе расследования контрабанд стали выявляться дополнительные

Проблемы и вопросы уголовного права, уголовного процесса и криминалистики

составы преступлений, связанные с легализацией наркодоходов и совершаемые в составе организованных преступных групп. Так, в июне 2007 года в ходе проведения спецмеро-приятий сотрудниками Управления в приграничном Брединском районе была задержана преступная группа, состоящая из граждан Казахстана и жителей области, у которых изъято 120 килограммов марихуаны. Сотрудники южноуральского наркоконтроля пресекали и попытки контрабанды наркотиков с помощью авиационного транспорта. В 2008 году на 13 больше, чем в 2007 году, было зарегистрировано преступлений, связанных с контрабандой наркотиков (43) через российско-казахстанскую границу, территориальными органами ФСКН в Приволжском федеральном округе.

Вместе с тем попытка сопоставления ряда количественных показателей приводит к весьма неутешительным выводам относительно эффективности ставки на укрепление пограничной безопасности как основной способ решения проблемы контрабанды наркотиков в данном регионе. Если взять за основу достаточно умеренные оценки, в соответствии с которыми среднестатистический героиновый наркоман потребляет в день 0,5 г этого наркотика (по другим оценкам экспертов, среднесуточная доза достигает 1 г), а общее количество таких наркоманов в стране (которое последние несколько лет, по оценкам ООН, остается относительно стабильным) достигает 1 млн. чел. (увеличение оценочного числа наркоманов в РФ приведет к еще менее утешительному выводу), то объем ввозимого в Россию героина ежегодно составляет, по самым скромным подсчетам, более 180 т. Например, за весь 2004 год Федеральная таможенная служба РФ задержала более 680 кг героина, а аналогичный «улов» пограничников за тот же период не достигал 450 кг. Путем несложных арифметических вычислений можно прийти к выводу, что в 2004 году эффективность границ РФ как «фильтра» против наркотрафика составляла примерно 0,6 %, и вряд ли можно было ожидать, что в обозримом будущем данный показатель кардинально изменится. Это подтверждается современными данными ФСКН России. За период с января по май 2010 года таможенными органами выявлено 348 случаев контрабанды наркотиков, а пограничными органами ФСБ России за аналогичный период всего шесть.

Для оценки эффективности деятельности пограничных служб по пресечению контрабанды наркотиков интересен случай перевозки по железной дороге рекордно крупной партии героина. 30 июня 2001 г. на станцию Ах-тубинская Астраханской области прибыл товарный поезд № 2203 с хлопком, который шел транзитом из Курган-Тюбе в Ильичевск (Украина) и далее в Швейцарию. В семи вагонах было изъято несколько контейнеров со 135 кг героина общей стоимостью около 5 млн. долларов. Эта история прежде всего является примером высокой результативности транспортировки контрабанды. Судите сами: несмотря на то что российские спецслужбы остановили этот состав неслучайно, а по оперативной информации, полученной от таджикских коллег, на полный досмотр состава ушла целая неделя. Понятно, что проверять таким образом все приходящие из Центральной Азии грузовые составы просто нереально. Следовательно, большая часть таких грузов минует досмотр. Эксперты отмечают, что сейчас налажены такие способы перевозки наркотиков, которые вообще не поддаются выявлению ни обычными визуальными методами, ни с помощью собак, а специальных приборов для их обнаружения нет на всем постсоветском пространстве.

Таким образом, структура трансграничной наркопреступности, состоящая из независимых друг от друга группировок разного «калибра», является достаточно гибкой и способной оперативно реагировать на изменение методов борьбы с ней. Используются разнообразные (в том числе и весьма изощренные) способы сокрытия нелегального груза, ставка все чаще делается на людей, вызывающих меньше подозрения при проверках (людей «европейской» внешности, ветеранов войны, детей, работников транспорта, военных и т.п.), на использование коррупционных связей. Анализ задержаний контрабанды наркотиков, следственные материалы уголовных дел свидетельствуют, что заметно выросло число женщин, детей, людей пенсионного возраста, а также инвалидов, привлекаемых в том числе насильственными способами, членами наркогруппировок к перевозке наркотиков. Наиболее характерна данная ситуация для граждан Таджикистана2.

Успехи правоохранительных органов, как правило, ограничиваются арестами рядовых наркокурьеров, что не наносит серьезного

44

Вестник ЮУрГУ, № 6, 2011

Кромова А. Я.

Контрабанда наркотиков как наиболее социально опасная разновидность нелегальной...

системного ущерба организованному наркобизнесу. Поэтому тактические достижения силовых структур в долгосрочной перспективе не могут изменить общую ситуацию: действующая как в России, так и в других странах организованная преступность способна гораздо более гибко и оперативно менять свои стратегию и тактику, чем противостоящие ей органы. Таким образом, противник в «войне против наркотиков» на поверку оказывается аморфным, трудноидентифицируемым и труднонаходимым. В данной ситуации возникает искушение определить врага, а заодно и фронт борьбы с ним по каким-либо четким и предельно простым критериям. Не удивительно, что немалая часть работников правоохранительных органов, журналистов и общественного мнения в целом видит противником совокупность этнических преступных групп и даже, к сожалению, представителей определенных этносов: чаще всего - народов Центральной Азии, отчасти Кавказа, а также цыган. К сожалению, явно некорректные материалы, в которых ставится знак равенства между представителями определенных этнических групп и наркоторговцами, публикуются даже в изданиях официальных структур, в том числе и Госнаркоконтроля.

Насколько сильно представители упомянутых этнических групп (в первую очередь представители народов Центральной Азии) вовлечены в процесс контрабанды наркотиков на территорию РФ? Для ответа на этот вопрос попытаемся опереться на интерпретацию косвенных статистических данных и экспертных оценок, почерпнутых из открытых источников.

С учетом малой эффективности действий органов пограничного контроля статистика задержаний фиксирует лишь незначительный процент случаев нелегального провоза наркотиков на территорию РФ. К тому же представители «видимых» этнических меньшинств в ходе пограничных проверок привлекают явно больше внимания, чем люди, имеющие «европейскую» внешность3. Если все же допустить, что статистика задержаний адекватно

отражает структуру наркотрафика, то на основании данных Федеральной таможенной службы можно заключить, что наибольшее число наркокурьеров является гражданами России, тогда как представители стран Средней Азии и Закавказья не попадают даже в первую тройку4. Однако по всем данным роль выходцев из Средней Азии в контрабанде наиболее опасного наркотика - героина - значительно больше. С учетом высокой латентности наркотрафика и схем организации поставок наиболее крупных партий героина (объемом в сотни килограммов) сколько-нибудь точно определить роль этнических или многоэтничных группировок в этом процессе вряд ли возможно. Более определенно можно утверждать, что явное большинство мигрантов из стран Средней Азии непричастно к наркоторговле. Открытая информация о числе случаев задержаний наркотиков только на российско-казахстанской границе фрагментарна, но на основе имеющихся данных пограничной и таможенной служб можно предположить, что в год ими раскрывается не более 400 попыток контрабанды наркотиков, из которых, по оценке некоторых исследователей, лишь 40-50 % приходится на героин5.

Интересно, что российские государственные органы, разрабатывая комплекс мероприятий по пресечению контрабанды наркотиков, заранее расписались в возможной их неэффективности, причислив к неуправляемым рискам рост преступности (включая международную) в сфере незаконного оборота наркотиков с появлением новых каналов контрабанды и увеличение уровня незаконной миграции.

! Сабянов А. К. Стратегия государственной антинарко-тической политики Российской Федерации. М., 2000. С. 305.

2 Сергеев А. Н. Современная наркоситуация в Российской Федерации. М., 2010. С. 200.

3 Яшев К. П. Антинаркотическая политика Российской Федерации. СПб., 2003. С. 168.

4 Халилова Р. С. Национальная безопасность России. М., 2008. С. 234.

Статья поступила в редакцию 23 декабря 2010 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.