Научная статья на тему 'Контора фирмы братьев Эльворти в Омске. К вопросу атрибуции памятника архитектуры'

Контора фирмы братьев Эльворти в Омске. К вопросу атрибуции памятника архитектуры Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
607
155
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
СТИЛЬ МОДЕРН / ПАМЯТНИК АРХИТЕКТУРЫ / АРХИТЕКТОР ЧЕРНЫШЕВ / ЭЛЬВОРТИ / ПЕРВАЯ ЗАПАДНО-СИБИРСКАЯ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННАЯ / ЛЕСНАЯ И ТОРГОВО-ПРОМЫШЛЕННОЙ ВЫСТАВКА / INTERNATIONAL ART NOUVEAU / ARCHITECTURAL MONUMENT / ELVORTHI / CHERNYSHOV / THE I-ST WESTERN SIBERIAN AGRICULTURAL AND INDUSTRIAL EXHIBITION

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Хахаева Жанна Михайловна

Статья посвящена одному из интереснейших и малоисследованных аспектов регионального искусствоведения атрибуции зданий и сооружений дореволюционного периода г. Омска. Путем сопоставления внешнего облика, выявления и анализа обстоятельств возникновения двух значительных построек в стиле модерн, находящихся в Омске и Красноярске, автор выводит заключение о возможном авторстве здания конторы фирмы братьев Р. и Т. Эльворти в г. Омске. Статья содержит ранее не опубликованный иллюстративный материал.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

R. & T. Elworthy Company''s office building in Omsk. On the question of attribution of the architectural monument

The article is devoted to the intriguing and understudied aspect of the regional art studies the attribution of the pre-revolutionary architectural structures of Omsk. The author compares the exterior of two prominent Art Nouveau style buildings in Omsk and Krasnoyarsk, reveals and analyses the circumstances of their construction and thus draws a conclusion about the probable authorship of R.&T. Elworthy Company''s office building in Omsk. The publication provides exclusive illustrations.

Текст научной работы на тему «Контора фирмы братьев Эльворти в Омске. К вопросу атрибуции памятника архитектуры»

УДК 72.036

Ж. М. ХАХАЕВА

Территориальный проектный институт «Омскгражданпроект»

КОНТОРА ФИРМЫ БРАТЬЕВ ЭЛЬВОРТИ В ОМСКЕ. К ВОПРОСУ АТРИБУЦИИ ПАМЯТНИКА АРХИТЕКТУРЫ

Статья посвящена одному из интереснейших и малоисследованных аспектов регионального искусствоведения — атрибуции зданий и сооружений дореволюционного периода г. Омска. Путем сопоставления внешнего облика, выявления и анализа обстоятельств возникновения двух значительных построек в стиле модерн, находящихся в Омске и Красноярске, автор выводит заключение о возможном авторстве здания конторы фирмы братьев Р. и Т. Эльворти в г. Омске. Статья содержит ранее не опубликованный иллюстративный материал.

Ключевые слова: стиль модерн, памятник архитектуры, архитектор Чернышев, Эльворти, Первая Западно-Сибирская сельскохозяйственная, лесная и торгово-промышленной выставка.

Здание конторы братьев Роберта и Томаса Эльворти, находящееся в Омске на углу ул. Тарской, 6 и ул. Павлика Морозова, является одним из лучших образцов стиля модерн в городе. Малый архитектурный ансамбль построек акционерного общества сельскохозяйственных машин «Эльворти» состоит из трехэтажного углового здания конторы и четырехэтажного склада, которые своими западными фасадами формируют восточную сторону Соборной площади (рис. 1).

Анализ архивных фотоснимков этой территории показывает, что автор проекта зданий Эльворти не ставил задачи вписать свое творение в сложившуюся архитектурную среду, наоборот, сам формировал её, придерживаясь обычных условий Омской городской Думы, касающихся новостроек в центре города — «строить не ниже двух этажей, из кирпича, в срок не более четырёх лет».

Имя автора проекта комплекса Эльворти не было известно, но некоторые предположения, как говорится, «витали в воздухе». Представлялось вполне закономерным, что проект капитального здания создал тот же архитектор, что и павильон для фирмы Эльворти на Первой Западно-Сибирской сельскохозяйственной, лесной и торгово-промышленной выставке, проходившей летом 1911 года в Омске. Но сличение обликов временного павильона и здания на ул. Тарской, на наш взгляд, не давало никаких оснований приписать их одному автору — так мало общего между этими вариациями модерна (рис. 2). Разве что кованый козырек был перенесен с деревянного павильона на главный вход конторы со стороны улицы Базарной, ныне улицы П. Морозова.

Как известно, проектами павильонов для Западно-Сибирской выставки занимались: омский областной архитектор В. К. Терлецкий1, Г. А. Си-зиков, красноярский архитектор Л. А. Чернышев. Одно время выставочным архитектором числился и городской архитектор П. Ф. Горбачев2, выполнивший генплан размещения построек в Загородной

роще, сметы и чертежи; но через три месяца после назначения, в 1909 году, он отказался от этой чести, будучи загруженным штатной работой.

С начала 1910 года разработку проектов главного и дополнительного павильонов, генплана и смет вел гражданский инженер из Петербурга — Владимир Константинович Терлецкий. Однако неприятие его генерального плана выставки (в центре Омска, за Московскими торговыми рядами),3 а также то обстоятельство, что павильоны планировались временными, а не каменными (с последующей передачей их городу), побудило В. К. Терлецкого также отказаться от работы [1].

В июле 1910 года главным архитектором Западно-Сибирской выставки становится красноярец Леонид Александрович Чернышев (1875—1932). Несколько слов об этом мастере, волей судьбы ставшем «пионером» омского модерна.

Л. А. Чернышев родился в Енисейской губернии, в небедной крестьянской семье, через пять лет после его рождения перебравшейся в Красноярск. Благодаря знакомству своего отца с В. И. Суриковым, рано заметившим одаренного мальчика, Леонид в 1892 году поступает на архитектурное отделение Московского училища живописи, ваяния и зодчества, которое заканчивает в 1901 году с серебряной медалью и званием неклассного художника.

Желание продолжить свое образование привело Л. А. Чернышева в Художественное училище при Петербургской академии художеств, куда он был принят вольнослушателем в январе 1904 года в класс профессора А. Н. Померанцева, одного из крупнейших русских зодчих рубежа XIX —XX вв. Учебу в академии Л. А. Чернышев сочетает с творческой деятельностью под руководством известных русских архитекторов.

В 1904 году в качестве практиканта Чернышев принимает участие в строительстве и отделке одного из блоков московской гостиницы «Метрополь» архитектора В. Ф. Валькотта. Здесь он познакомился

4

Рис. 1. Фото из открытых интернет-источников. Вид комплекса построек Р. и Т. Эльворти со стороны Соборной площади. Справа — конторское здание по ул. Тарской, 6, в центре — складское помещение по ул. Тарской, д. (руинировано)

Рис. 2. Фото из открытых интернет-источников. Павильон фирмы Р. и Т. Эльворти на 1-й Западно-Сибирской сельскохозяйственной, лесной и торгово-промышленной выставке. 1911 г. Автор проекта — арх. Л. А. Чернышев. Козырек над входом был перенесен на каменное здание фирмы Эльворти и в 1990-е гг. утрачен

буквально со всеми особенностями строительного искусства «на уровне современных возможностей». В Петербурге молодой художник усиленно изучает различные типы зданий, много рисует, посещает стройки крупнейших городских объектов в формах «нового стиля».

В 1907 году Л. А. Чернышев возвращается в Красноярск и поступает на службу в Училищную комиссию при красноярской городской Управе. Его заказчиками становятся городская управа, различные ведомства и организации, частные лица.

В 1910—1911 годах Чернышев проживает в Омске, на ул. Учебной, 32, в доме Попова [2]. Здесь его захватывает масштабная работа на упомянутой

промышленной выставке: он переделывает проект Главного павильона Терлецкого, проектирует Научный («Египетский») павильон; Молочный, Машинный, Переселенческий, «Альфа-Нобель», «Бавария», а также «мавританский» Театр-ресторан и Главный вход. Огромный объем работ им был выполнен менее чем за год — со второй половины 1910 года по середину 1911 года. Среди заказчиков Л. А. Чернышева — известнейшая английская фирма по продаже сельскохозяйственных орудий братьев Эльворти.

Сведения об омских работах Л. А. Чернышева по частным заказам обнаружились в автобиографии мастера, составленной в 1926 году и хранящейся

Рис. 3. Фото из открытых интернет-источников. Комплекс построек АО «Эльворти» в Омске. Вид с юго-востока, с улицы Базарной. Слева — трехэтажная контора, в центре — четырехэтажный склад, справа — двухэтажный флигель. Фото ок. 1914 г.

Рис. 4. ОГИК музей. Альбом У1-027 № 769. «Дом акц. общества Эльворти - 1910 г.». Чертеж южного фасада здания конторы, выходящего на улицу Базарную (П. Морозова)

в Государственном архиве Красноярского края: «В период постройки выставки в Омске я вел постройки Эльворти и Вогау, запроектировал земледельческое училище» [3]. Имелись в виду именно павильоны. Так, строительство каменного 3-этажного здания для Эльворти началось сразу после окончания выставки — в августе 1911 года [4] (рис. 3). Относительно авторства Чернышева в отношении здания фирмы «Вогау и Ко» имеются сомнения, требующие дальнейших исследований, осенью 1910 года заказчик был уже готов вести строительство4 (значит, проект имелся, и вряд ли «чернышевский»); здание Вогау и Ко было полностью выстроено в 1912 году на ул. Гасфортовской (ныне ул. К. Либкнехта, 5) [5].

Возвращаясь к вопросу о заказчике здания по ул. Тарской, 6, необходимо привести некоторые данные об акционерном обществе сельскохозяйственных машин «Эльворти». Оно основано братья-

ми англичанами Робертом (1846—1925) и Томасом Эльворти (1847—1892). Их первый завод на территории России открылся в 1874 году в Елизаветграде Херсонской губернии, где он стал градообразующим. К началу ХХ в. огромное и успешное предприятие сельхозтехники имело представительства в 32 городах России [6].

В Омске представительство фирмы Эльворти открылось не позднее 1911 года. В преддверии выставки акционерное общество немедленно озаботилось своим закреплением в регионе, перспективном с точки зрения рынка сбыта.

В апреле 1911 года АО пожелало приобрести в собственность 800 квадратных саженей земли между театром и мужской гимназией (современные адреса — ул. Ленина, 8а и 4), на Базарной площади [7] (там, где в 1920-е гг. будет разбит существующий театральный сквер). Но на это

4

Рис. 5 www.naov.ru Доходный дом Духовного ведомства в г. Красноярске, пр. Мира, 98. Построен в 1914 г. по проекту Л. А. Чернышева. Главный восточный фасад, центральная часть

Рис. 6. krasplace.ru. Строится доходный дом на Воскресенской улице Красноярска. Арх. Л. А. Чернышев. На первом этаже восемь магазинов, на втором и третьем — конторы

место претендовало Товарищество «Работник». Обоим конкурентам место не досталось — «Работник» отстроился на углу Базарной и Скорбященской, у городской аптеки, там, где уже находились его склады, а Эльворти пришлось купить небольшой участок у провизора А. Ф. Розенплетера, на углу Базарной и Тарской улиц, размером всего 547 квадратных саженей вместо желаемых 800 саженей [8].

В фотофонде Историко-краеведческого музея Омска имеется ранее не публиковавшаяся фотография проекта южного фасада конторы «Эльворти», датированная 1910-м годом5. Подписи нет, но стилистика изображения сходна с графикой Л. А. Чернышева в проекте машинного павильона для упомянутой выставки (рис. 4).

В краеведческом музее Красноярска научным сотрудником музея И. В. Куклинским в 2011 году

в фонде Чернышева была обнаружена неатрибути-рованная фотография конторы Эльворти, сделанная зимой из Соборного сада. Не известно, был ли Чернышев в Омске после 1913 года, но тот факт, что он интересовался именно этим зданием (а возможно, и сфотографировал его), также свидетельствует о вероятности его авторства.

Последний довод в пользу авторства Леонида Чернышева находится в Красноярске на проспекте Мира, 98. Это бывший Доходный дом Духовного ведомства (рис. 5). В сентябре 1910 года для увеличения своих доходов оно пожелало выстроить 3-этажный дом в красную линию Воскресенской улицы, на месте курдонёра старого духовного училища 1885 года постройки. Однако прошение и проект Доходного дома, разработанный Чернышевым к декабрю 1910 года, Синодом был отклонен. Несогласие

Рис. 7. Фотографии из открытых интернет-источников. Завершение главных фасадов зданий, выстроенных по проектам Л. А. Чернышева: вверху — здание по пр. Мира, 98 в г. Красноярске (1910-1914 гг.), внизу — контора фирмы Эльворти» на ул. Тарской, 6 в Омске (1911-1913 гг.)

Синод мотивировал тем, что новостройка затенит старое здание, слишком близко расположенное [9].

В январе 1912 года Чернышев представил новый проект с уменьшенной высотой и шириной торговых и конторских помещений. Технический комитет хозяйственного управления Синода не имел претензий к архитектурно-художественному облику будущей постройки. Поэтому можно считать, что фасад Доходного дома Духовного ведомства возведен по проекту 1910 года (или очень близко к нему). В том же красноярском краеведческом музее, в экспозиции Енисейской губернии, находится чертеж

с центральным фрагментом Доходного дома Духовного ведомства, подписанный Чернышевым. Именно он и являлся предшественником омского здания Эльворти, несмотря то, что был окончательно выстроен позднее — в 1914 году.

В архитектуре Доходного дома множество деталей, повторенных потом в конторе Эльворти. Это и широкая «волна» карниза, «остановленная» двумя фланговыми ризалитами («реплика» гостиницы «Метрополь»), и две женские гермы, словно наяды, покачивающиеся на этой «волне». Это и ковровый цветочный орнамент полукруглого тимпана,

и декор ризалитов. Главная отличительная особенность красноярского здания в том, что оно, размещаясь на длинном узком участке, вытянуто на 50 метров перед старым зданием училища, став своеобразной «ширмой» (рис. 6).

Это линейное построение объема очень отличается от облика омского здания Эльворти, размещённого в стесненных условиях на углу двух улиц. Впрочем, это компенсировано прекрасными условиями для восприятия строений Эльворти — со стороны Соборной площади вплоть до улицы Красный путь.

Здание конторы Эльворти кубическое, краевые ризалиты обрели почти башенный облик. Интересно, что один ризалит на западном фасаде словно «поглощен» с севера четырехэтажной постройкой складов (напомним, что комплексу построек Эльворти недоставало 250 саженей земли).

Только этим и можно объяснить странное на первый взгляд «наложение» зданий конторы и складов друг на друга: к симметричному южному фасаду складов «приткнулся» объем конторы с вынужденной асимметрией западного фасада. Наличие 2-этажного флигеля с правой стороны участка, пристроенного опять-таки к складам, немного уравновесило композицию, объединенную изящной кованой оградой на столбиках, в стиле модерн (флигель снесен в начале 1970-х годов, ограда — еще раньше, в 1930-е годы).

Красноярское здание плоскостное, несколько аморфное, главный фасад малорельефен. Омское же — компактное, с энергичным подъемом той же, но более «крутой волны», с большей концентрацией декора (рис. 7). Это различие в восприятии мешало установить «родственную связь» между постройками одного автора — Л. А. Чернышева.

Сравнительный анализ двух зданий, одно из которых имеет четко подтвержденное авторство, позволил установить имя архитектора комплекса построек Эльворти в Омске и дополнить перечень произведений замечательного сибирского зодчего Леонида Александровича Чернышева.

Примечания

1 ИАОО, Ф.119, Оп.1, Д.13, Л.58.

22 ИАОО, Ф. 119, ОП. 1, Д. 13, Л. 46.

3. ИАОО, Ф. 119, ОП. 1, Д. 13, Л. 52-53.

4. ГАОО, Ф. 172, ОП. 1, Д. 135, Л. 332. (13 сентября 1910 г.)

5. Омский государственный историко-краеведческий музей. Фотофонд. Альбом ОМК VI-27, № 769 «Дом акц. общества «Эльворти» 1910 г.

Библиографический список

1. Гуменюк, А. Н. Первая Западно-Сибирская выставка 1911 года. Модерн и «поп-арт». К вопросу стилеобразования в архитектуре провинции / А. Н. Гуменюк // Омский научный вестник. - 2007. - № 4 (58), июль-август. - С. 213-218.

2. Справочник-указатель «Весь Омск» на 1911 год. -Омск, 1911. - С. 139.

3. Царев В. И. Красноярск. История и развитие градостроительства / В. И. Царев, В. И. Крушлинский. - Красноярск : Кларетианум, 2001. - Л. 237.

4. Омский телеграф. - 1911. - 4 августа.

5. Омский вестник. - 1912. - 19 августа.

6. Сага об Эльворти. - Режим доступа : http://uc.kr.ua/ fresh3843/ (дата обращения: 01.02.2012).

7. Вестник Омского городского общественного Управления (ВОГОУ) на 1911 год. - Омск, 1911. - № 13, апрель. - С. 11.

8. Вестник Омского городского общественного управления (ВОГОУ) на 1912 год. - Омск, 1913. - С. 143.

9. Из истории Красноярска. - Режим доступа : http:// www.krinfo.ru/articles/item/138.Dohodnii_dom_Dyhovnogo_ vedomstva_v_Krasnoyarske_Chast_1.html (дата обращения: 02.02.2012).

ХАХАЕВА Жанна Михайловна, ведущий инженер по охране объектов культурного наследия в открытом акционерном обществе «Территориальный проектный институт "Омскгражданпроект"». Адрес для переписки: [email protected]

Статья поступила в редакцию 27.08.2014 г. © Ж. М. Хахаева

Книжная полка

ББК 71/К82

Крих, С. Б. История мировой культуры. Культура античности : курс лекций / С. Б. Крих ; ОмГУ. -Омск : ОмГУ, 2012. - 304 с.

Курс лекций посвящен истории античной культуры. Последовательно рассматриваются основные этапы развития греческой и римской культур, а также этап греко-римской культуры. Ориентирован на студентов и преподавателей как исторических, так и других специальностей. Учебник представляет собой пособие, рассчитанное на 1200 аудиторских часов по созданию стабильных знаний и навыков, которые позволили бы бизнесменам адекватно пользоваться английским языком для работы с иностранными партнерами как в России, так и за рубежом. Учебник может быть использован в средних и высших учебных заведениях, где английский язык изучается как один из ведущих предметов. Его можно рекомендовать для сети языковых курсов, системы частного преподавания и самостоятельного изучения английского языка.

658.512.2/П25

Пендикова, И. Г. История графического дизайна : учеб. пособие / И. Г. Пендикова ; ОмГТУ. - Омск : ОмГТУ, 2013. - 316 с. - ISBN 978-5-8149-1639-6.

Рассматриваются этапы зарождения и развития графического дизайна в контексте становления дизайна как вида профессионально-творческой деятельности, выявляются и описываются стилевые особенности художественных направлений и жанров на основе индивидуального творческого почерка мастеров графического дизайна. Для студентов, обучающихся по направлениям подготовки бакалавриата 072500.62 «Дизайн», 54.03.01 «Дизайн», магистратуры 072500.68 «Дизайн», 54.04.01 «Дизайн».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.