Научная статья на тему 'Контейнерные перевозки в Монголии'

Контейнерные перевозки в Монголии Текст научной статьи по специальности «Социальная и экономическая география»

CC BY
446
96
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНЫЙ ТРАНСПОРТ МОНГОЛИИ / КОНТЕЙНЕРНЫЕ ПЕРЕВОЗКИ МОНГОЛИИ / ТРАНЗИТНЫЕ ПЕРЕВОЗКИ МОНГОЛИИ

Аннотация научной статьи по социальной и экономической географии, автор научной работы — Болдбаатар Нандинцэцэг

В настоящее время основной объем грузовых перевозок страны (более 60%) приходится на долю железнодорожного транспорта. Ключевую роль в обеспечении транспортных связей как внутри Монголии, так и для транспортно-экономических связей с соседями играет Улан-Баторская железная дорога. Единая с российскими железными дорогами техническая база, в том числе ширина колеи 1520 мм, обуславливает единую с РЖД стратегию развития и программу модернизации Улан-Баторской железной дороги. В силу географического положения, Улан-Баторская железная дорога имеет большой потенциал для транзитных перевозок в сообщении Европы и России с Китаем и другими странами, объективно являясь естественным сухопутным мостом в этом направлении.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социальной и экономической географии , автор научной работы — Болдбаатар Нандинцэцэг

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Контейнерные перевозки в Монголии»

УДК 656

КОНТЕЙНЕРНЫЕ ПЕРЕВОЗКИ В МОНГОЛИИ

Болдбаатар Нандинцэцэг, аспирант, ФГОБУ ВО «Московский государственный университет путей сообщения Императора

Николая II» (МГУПС (МИИТ))

В настоящее время основной объем грузовых перевозок страны (более 60%) приходится на долю железнодорожного транспорта. Ключевую роль в обеспечении транспортных связей как внутри Монголии, так и для транспортно-экономических связей с соседями играет Улан-Баторская железная дорога. Единая с российскими железными дорогами техническая база, в том числе ширина колеи 1520 мм, обуславливает единую с РЖД стратегию развития и программу модернизации Улан-Баторской железной дороги. В силу географического положения, Улан-Баторская железная дорога имеет большой потенциал для транзитных перевозок в сообщении Европы и России с Китаем и другими странами, объективно являясь естественным сухопутным мостом в этом направлении.

Ключевые слова: железнодорожный транспорт Монголии, контейнерные перевозки Монголии, транзитные перевозки Монголии.

CONTAINER TRAFFIC IN MONGOLIA

Boldbaatar Nandintsetseg, the post-graduate student, FSEI HE «Moscow State University of Railway Engineering under the name of

Emperor Nikolay II» (MGUPS (MIIT)

В настоящее время основной объем грузовых перевозок страны (более 60%) приходится на долю железнодорожного транспорта. Ключевую роль в обеспечении транспортных связей как внутри Монголии, так и для транспортно-экономических связей с соседями играет Улан-Баторская железная дорога. Единая с российскими железными дорогами техническая база, в том числе ширина колеи 1520 мм, обуславливает единую с РЖД стратегию развития и программу модернизации Улан-Баторской железной дороги. В силу географического положения, Улан-Баторская железная дорога имеет большой потенциал для транзитных перевозок в сообщении Европы и России с Китаем и другими странами, объективно являясь естественным сухопутным мостом в этом направлении.

Ключевые слова: железнодорожный транспорт Монголии, контейнерные перевозки Монголии, транзитные перевозки Монголии.

Международная торговля и обеспечивающие ее транзитные коридоры, составной частью которых являются Монгольские железные дороги, жизненно важны для экономического развития Монголии. Долгосрочный результат зависит от тесного сотрудничества с Транссибирской магистралью, железными дорогами КНР и успешной конкуренции с Новой евразийской магистралью.

Каждая из свободных экономических зон имеет свои относительно сильные и слабые стороны. Для обеспечения их успеха потребуются различные стратегии.

Сильные стороны Монголии:

1. Огромные запасы угля, меди, золота и связанных с энергетикой продуктов;

2. Организованное производство кашемира;

3. Высокое качество скота и переработанного мяса;

4. Интегрированные таможенные информационные системы;

5. Успешные транспортные коридоры за счет выделенных экспресс контейнерных железнодорожных служб.

6. Наличие резервов пропускной способности.

Слабые стороны Монголии:

1. Большая территория с низкой плотностью населения;

2. Низкая плотность и доступность дорожной сети (измеряется плотностью автомобильных и железных дорог);

3. Плохо развитая инфраструктура в сфере электроэнергетики и водоснабжения;

4. Низкая степень диверсификации экономики;

5. Высокие процентные ставки, ведущие к высоким расходам при финансировании предприятий с использованием заемных средств;

6. Зависимость объемов железнодорожных перевозок от взаимодействия с Транссибирской магистралью, а также портами КНР;

7. Недостаток специалистов по логистике, владеющих современными методами управления.

Монголия занимает важное стратегическое положение в организации евразийского транзита контейнерных грузов из Китая в Европу. Кроме того, у нее имеются очевидные преимущества: более короткий маршрут, единая с российскими железными дорогами ширина колеи, общие с ними технические стандарты и в перспективе - единая информационно-технологическая база с Россией.

Помимо транзитных перевозок в развитии Монголии большую роль играет импорт продукции из других стран. На рис. 1 приведена структура импорта Монголии.

Южная Корея Германия

Рис.1 Структура импорта Монголии

Из рисунка 1 видно, что в настоящее время большая часть импортных грузов в Монголию поступает из России и Китая. Импорт из России составляет 27%, из Китая 28%, из США 8%, из Японии 7%, из Южной Кореи 7%, из Германии 4% и 19% из других стран.

Таким образом, видно, что приоритетным направлением развития Монголии и Монгольских железных дорог является экономическое и технологическое взаимодействие с Россией и Китаем.

Основу железнодорожной сети Монголии составляет главная линия, проходящая с севера на юг, и семь отходящих от нее ответвлений, а также ветка на северо-востоке страны, ведущая к Транссибирской магистрали. По внутренним железнодорожным линиям в основном перевозится уголь, доля которого в общем объеме перевозок грузов достигает 78%. На рис. 2 приведена структура железнодорожных перевозок Монголии по видам сообщений.

164 TRANSPORT BUSINESS IN RUSSIA | №2 2016 |

Рис.2 Структура объемов перевозок Монголии по видам сообщений.

На сегодняшний день наибольшую часть объемов железнодорожных перевозок (49%) составляют внутренние перевозки. По остальным видам сообщений перевозки распределяются следующим образом: 30% экспорт, 12% импорт и 9% транзит.

По главной линии раз в неделю в обоих направлениях проходит международный пассажирский поезд Пекин - Улан-Батор -Москва. Также один раз в неделю в Монголию прибывает грузовой поезд из Тяньцзиня, в состав которого входят как контейнерные платформы, так и грузовые вагоны.

В Монголии, как и в России, используется широкая колея, поэтому при пересечении монгольско-китайской границы необходима перегрузка контейнеров и грузов, а для пассажирских вагонов замена колесных пар.

В связи с невысоким уровнем развития монгольской транспортной инфраструктуры как железнодорожный, так и автомобильный транспорт пока не может в полной мере отвечать требованиям, предъявляемым к организации международного транспортного маршрута. Большая территория и малочисленное население и в дальнейшем будут определять ведущую роль железных дорог в транспортном секторе страны. Поэтому основное внимание должно быть уделено развитию железнодорожного транспорта Монголии.

В настоящее время значительные объемы международных грузовых перевозок выполняются в направлениях Восток-Запад и Запад-Восток, причем в основном грузы перевозятся водным транспортом через Суэцкий канал, пропускная способность которого ограничена. Учитывая в дальнейшем рост конкуренции с Новой евразийской магистралью, необходимо разрабатывать дополнительные меры по повышению конкурентоспособности международных грузовых перевозок с участием России и Монголии. Одним из важнейших направлений при этом становится повышение конкурентоспособности контейнерных перевозок.

В [5] были подведены первые итоги и перспективы сотрудничества Российских и Монгольских железных дорог. Транзитный потенциал транспортного коридора «Восток-Запад» В международном сообщении за 9 месяцев 2013 года в направлении Восток - Запад перевезено свыше 440 тыс. контейнеров ДФЭ. Причем почти половина объемов перевозок пришлась на импорт (219,2 тыс. ДФЭ) и свыше 30% на экспортные перевозки (138,2 тыс. ДФЭ). Транзитные перевозки составили около 20%. Транссибирская магистраль является наиболее технически и технологически развитой транспортной артерией. Кроме того, реализация Программы развития железнодорожной инфраструктуры Восточного полигона сети ОАО «РЖД» существенно повысит потенциал Транссиба и БАМа, что позволит значительно увеличить объемы перевозок грузов международной торговли.

По прогнозу экспертов, к 2020 году объемы международных перевозок грузов на этом направлении вырастут на 40,5% (по сравнению с 2012 г.) и составят 156,3 млн. тонн. Планируется повышение пропускной способности БАМа и Транссибирской магистрали для транспортировки сырья к дальневосточным портам и вывозу грузов, следующих из Азии. ОАО «РЖД» ведет активную работу по развитию портовой инфраструктуры, в т. ч. в Дальневосточном регионе - увеличивается пропускная способность дорог по направлению портов Ванино-Совгаванской портовой зоны, развиваются подходы к основным портам. На реализацию этих планов потребуется 562,3 млрд. рублей (17,5 млрд.$ или 29,4 трлн. тугриков), из которых собственными источниками ОАО «РЖД» будет обеспечено 302,1 млрд. рублей (9,4 млрд. долл.

или 15,8 трлн. тугриков), остальная часть - это государственная поддержка (средства федерального бюджета и Фонда национального благосостояния) [5].

В настоящее время объемы международных контейнерных перевозок с участием Монголии составляют:

За 2015 год объем перевозок через пограничные переходы в сообщении с Монголии увеличился по сравнению с 2014 годом на 10 %, или на 1,9 млн. т, и составил 21,1 млн. т, в том числе: экспорта - 6,2 млн. т, импорта - 2,2 млн. т, транзита из РФ- 1,7 млн. т, транзита из КНР - 329,3 тыс. т.

Объем перевозок крупнотоннажных контейнеров железнодорожным транспортом в сообщении Россия - Монголия - Китай в 2014 году составил 102607 ДФЭ, что на 17 % меньше, чем за 2013 год. Объем перевозок крупнотоннажных контейнеров железнодорожным транспортом в сообщении Россия - Монголия

- Китай за 2015 года составил 116775 ДФЭ, что на 14 % больше, чем в 2014 году.

В перспективе необходимо создавать экономическую заинтересованность грузовладельцев в росте международных контейнерных перевозок по территории Монголии и России. Основное направление заключается в проведении мероприятий, направленных на снижение совокупных затрат грузовладельцев при перевозках грузов с участием Монгольских и Российских железных дорог. В первую очередь это достигается за счет сокращения сроков доставки грузов и применения гибкой тарифной политики, направленной на привлечение дополнительных объемов перевозок и улучшение экономических результатов работы железнодорожного транспорта Монголии и России.

При организации железнодорожных контейнерных перевозок грузов с участием Монголии в зависимости от объема перевозок возможно применение различных технологий перевозки: в составе смешанных поездов; специализированными контейнерными поездами; ускоренными поездами и т.п.

Обоснованный выбор технологии перевозки должен создавать экономическую заинтересованность в перевозках как железных дорог, так и грузовладельцев. Это требует выполнения специальных технико-экономических расчетов, позволяющих определить наиболее эффективную технологию перевозок. В общем случае с одной стороны должно обеспечиваться снижение всех видов затрат грузовладельцев, связанных с перевозками грузов, с другой

- улучшение экономических показателей железных дорог.

Помимо вышеперечисленного возможно применение гибкой тарифной системы, позволяющей как повысить доходы железных дорог, так и способствовать росту объемов перевозок контейнеров. Последнее особенно актуально при наличии значительных резервов пропускной способности железных дорог Монголии.

Литература:

1. Балжир, М. Перспективы Улан-Баторской железной дороги [Текст] / М. Балжир // Мир транспорта. - 2014. - №3. - С.148 - 155.

2. Намхай, Т. Состояние и тенденции развития железнодорожной отрасли в транспортном комплексе Монголии [Текст] // Бюллетень ОСЖД. -2015. - №3. - С.1-7.

3. Резер, С.М. Контейнеризация грузовых перевозок [Текст] / С.М. Резер //- М.: ВИНИТИ РАН. - 2012 - 678 с. Илл.

4. Статистический отчет Монголии за 2014год .

5. Выступление первого вице-президента ОАО «РЖД» В.Н. Морозова на международной конференции «Евро-Азиатский транспорт: Региональное участие», организованной Великим Государственным Хуралом 5 ноября 2013 года, г. Улан-Батор, Монголия (http://www.mongolia.mid.ru/press_278_1.html).

ТКЛШРОЮ" БШШБББ Ш КШБТЛ | №2 2016 | 165

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.