УДК 159.9
DOI: 10.28995/2073-6398-2021-1-142-159
Контент социальных сетей как предиктор конструирования жизненной модели в сфере профессии
Мария М. Одинцова
Санкт-Петербургский государственный университет, Санкт-Петербург, Россия, semenovamaria58@gmail.com
Аннотация. Множество современных психологических исследований указывают на неразрывную связь реального и интернет-пространства в процессе социализации личности, структурирования жизненного сценария, в частности и в сфере профессионального становления. Однако интеграция различных предикторов, связанных с особенностями современного рынка труда и планирования карьеры, жизненного сценария, представляет собой методологическую проблему. Для ее решения нами был применен дизайн исследований, основанный на сочетании теоретического и эмпирического, количественного и качественного анализа. Целью исследования стало желание уточнить роль контента социальных сетей в становлении жизненной модели профессиональной сферы в жизненном пространстве личности. Высказывается предположение, что транслируемые в интернете компоненты жизненной моделей в сфере профессии могут быть сходными с уже имеющимися у молодых людей конструктами. Эмпирическое исследование проводилось в несколько этапов. На первом этапе с помощью специальных компьютерных программ был применен семантический и контент-анализ более чем 170 000 постов за последние 2 года из 20 наиболее популярных сообществ социальной сети. Результатом стало выявление особенностей компонентов жизненной модели в сфере профессии, транслируемых в информационном пространстве. На втором этапе исследовались особенности личных представлений молодежи о выстраивании собственного профессионального пути, а также восприятия опыта профессиональной деятельности родителей. Выборку составили 166 респондентов, средний возраст -21 год. Полученные результаты подтверждают предположение о сходстве характеристик компонентов жизненных моделей в сфере профессии, представленных в постах интернет-сообществ, и характеристик сконструированного жизненного сценария в сфере профессии самих респондентами. Представления о профес-
© Одинцова М.М., 2021
ISSN 207.3-6.398 • RSUII/RGGU Bulletin: "Psychology. Pedagogies. Education" Series, 2021, no. 1
сиональной жизни и дальнейшее ее конструирование, вероятно, связаны с межпоколенной трансляцией и традиционными семейными ценностями, личными интересами молодого человека, его способностями, а также с тенденциями, усвоенными в процессе внутрипоколенной трансляции ценностей и определенных представлений круга своих современников, представленных в интернете.
Ключевые ыова: жизненная модель, профессия, жизненный сценарий, социальные сети, интернет, молодежь
Для цитирования: Одинцова М.М. Контент социальных сетей как предиктор конструирования жизненной модели в сфере профессии // Вестник РГГУ. Серия «Психология. Педагогика. Образование». 2021. № 1. С. 142-159. DOI: 10.28995/2073-6398-2021-1-142-159
Social media content as a predictor of the construction of a life model in the field of profession
Mariya М. Odintsova
Saint Petersburg State University, Saint Petersburg, Russia, semenovamaria58@gmaU.com
Abstract. A lot of modern psychological studies point to the inextricable link between the real and the Internet space in the context of the process of socialization of the individual, structuring the life scenario, in particular in the field of professional development. However, the integration of various predictors associated with the characteristics of the modern labor market and, as a consequence of career planning, life scenario is a methodological problem. To solve it, research design was applied, based on a combination of theoretical and empirical, quantitative and qualitative analysis. The aim of the study was the desire to clarify the role of the content of social networks in the formation of the life model of the professional sphere in the personal life space. It is suggested that the components of life models in the field of the profession broadcast on the Internet may be similar to the constructs already available in young people. The empirical research was carried out in several stages. At the first stage, semantic and content analysis of more than 170,000 posts over the past 2 years from the 20 most popular communities of the social network was carried out using special computer programs. The results of the analysis were the identified features of the components of the life model in the field of the profession, broadcast in the information space. At the second
stage, the peculiarities of personal ideas of young people about building their own professional path, as well as the perception of the experience of parents' professional activities were investigated. The sample consisted of 166 respondents; the average age was 21 years. The results obtained confirm the assumption about the similarity of the characteristics of the components of life models in the field of the profession, presented in the posts of Internet communities and the characteristics of the constructed life scenario in the field of the profession by the respondents themselves. The ideas about professional life and its further construction are probably associated with intergenerational transmission and traditional family values, the personal interests of a young person, his/her abilities, as well as with the tendencies learned in the process of intergenerational transmission of values and certain ideas in the circle of contemporaries presented on the Internet.
Keywords: life model, profession, life scenario, social networks, Internet, youth
For citation: Odintsova, M.M. (2021), "Social media content as a predictor of the construction of a life model in the field of profession", RSUH/RGGU Bulletin. "Psychology. Pedagogics. Education" Series, no. 1, pp. 142-159, DOI: 10.28995/2073-6398-2021-1-142-159
Введение
В настоящее время пристальное внимание психологов направлено на изучение тех аспектов жизнетворчества личности, которые связаны с ее повседневной активностью, а также ценностно-смысловыми аспектами реализации и самореализации [Гусельцева 2019]. Отдельного внимания заслуживает конструирование жизненного пространства и жизненного сценария в сфере профессии ввиду влияния стремительного развития информационных технологий на данную сферу жизни.
Множество современных исследований посвящено описанию различных подходов к проблеме планирования карьеры, в них затрагиваются такие понятия, как профессиональная идентичность [Овникян 2016], профессиональное самоопределение, карьерные ориентации [Демин 2012]. Однако, с учетом рассмотрения личности как субъекта жизненного пути, для изучения планирования профессиональной жизни нами был использован концепт «жизненная модель», предложенный Н.В. Гришиной и С.Н. Костроминой для описания жизненного пути и пространства личности. Жизненные модели содержательно раскрывают представления человека о наиболее важных сферах собственной жизни [Костромина и др. 2018]. Таким образом, жизненный
сценарий описывается через авторство человека по отношению к его индивидуальному жизненному опыту и структурированию им целостной картины мира в конкретной сфере жизнедеятельности. Наиболее значимым в этой связи следует считать изучение жизненных моделей именно молодых людей, ведь они только выстраивают векторы и опорные точки своей жизни.
Исходя из содержания концепта, построение жизненной модели в профессиональной сфере является основным механизмом, с помощью которого личность может согласовать и сопоставить внутренний и внешний аспект профессионального развития [Ге-ронимус 2010].
Таким образом, карьеру - траекторию своего движения по профессиональному пути - человек строит, учитывая свои собственные цели, ценности, желания и установки [Громова и др. 2013; Гинзбург 1994].
Однако технологический прогресс и стремительные процессы слияния реального и виртуального жизненного пространства влекут за собой и изменения в содержательных аспектах построения профессионального пути [Асмолов 2015]. Работа и трудовые отношения, какими мы их знали ранее, меняются. Зарубежные и российские исследователи отмечают следующие важные аспекты упомянутых изменений:
1. Изменение трудовых отношений между работодателем и сотрудником. Данные_процессы связаны с возросшей потребностью в IT - специалистах и иных профессиях, которые предполагают удаленный формат работы (дают сотруднику возможность быть более мобильным в течение рабочего дня). Таким образом, крупным корпорациям зачастую выгоднее нанять сотрудника на время выполнения определенного проекта в режиме фриланса. Подобные условия создают некоторый образ успешного работника, который обладает готовностью управлять собственной карьерой, легко маневрирует среди информационных потоков, диктующих основные тенденции развития той или иной отрасли производства [Norbäck, Styhre 2019].
2. Появление новых вариантов заработка, новых профессий, связанных с интернет-пространством. Примером может послужить профессия «блогера». Существующие исследования бло-гов демонстрируют, что 8 миллионов граждан США ведут блоги [Dennen 2014; Guadagno et al. 2008]. Такой рост популярности блогов и блогерства (ведение блога) можно связать с тем, что в цифровую эпоху люди все чаще выражают себя в виртуальных контекстах, вне времени и пространства. Блог - популярная платформа для обмена мыслями и чувствами с возможностью сохранения определенной степени анонимности. Блогер как
профессия обнаруживает свою значимость для молодежи и в проведенных нами исследованиях. Так апробация опросника о популярном интернет-контенте (N=60) показзала, что немногим более половины опрошенных хотят или не против того, чтобы стать блогерами. Большинство респондентов отметили, что это зЗанятие может принести материальный доход (40%) и стать возз-можностью для самореализации (22%) [Костромина, Одинцова
2019].
В связзи с указзанными аспектами изменений активно исследуются особенности интернет-пространства как части жизни молодых людей, где проявляется их соззнательная активность как субъекта деятельности [Марцинковская 2019]. Виртуальный мир при этом следует воспринимать как продукт одновременно информационных и психологических технологий [Войскунский и др. 2013; de Kerckhove, de Almeida 2013]. Несмотря на то, что многие современные ученые отмечают стихийный характер подходов к рассмотрению данного явления, а понятийный аппарат для изучения процессов вззаимного влияния личности и интернет-пространства ззачастую является раззроззненным и не обобщен ввиду новизны самого явления в контексте мировой истории психологической науки, большинство методологических и эмпирических исследований подтверждает идею о взаимодополнении реального и виртуального пространства [Марцинковская 2020]. В данных условиях воспринимаемая и транслируемая информация в социальных сетях влияет на уже имеющуюся систему понятий, ценностей и установок. Ведь молодые люди не только удовлетворяют при помощи социальных сетей потребность в интересующей их информации и коммуникации, но и в самореализации, повышении своего социального статуса [Москвичева
2020].
Следовательно, структурирование и реструктурирование жизненной модели в сфере профессии, равно как и жизненного сценария, в постоянно изменяющейся транзитивной действительности не исключает влияния не только ближайшего окружения, межпоколенной трансляции ценностей, но и прямого или косвенного влияния активной/пассивной включенности в интернет-пространство, общение и самореализацию себя в социальных сетях. Именно в социальных сетях и блогосфере избранная информация становится центром внимания и цитирования образов-посланий, так как она доносится на доступном разговорном языке, дает чувство единства с мегасообществом подписчиков.
Методы и организация исследования
В нашем исследовании мы сосредоточились на изучении
фрагментов жизненного сценария в сфере профессии и их представленности в контенте социальных сетей в Интернете. Целью исследования стало описание компонентов жизненных моделей в сфере профессии/работы, которые распространены в наиболее популярных у российской молодежи сообществах в социальной сети «ВКонтакте», и сравнение характеристик данных моделей с особенностями моделей, транслируемых родителями респондентов, а также с представлениями о своем профессиональном развитии самих испытуемых.
Мы предположили, что содержание постов социальной сети, описывающих работу и профессиональную жизнь, профессиональное развитие и становление, включает элементы жизненных моделей в сфере профессии и может быть использовано для выстраивания собственного профессионального пути. Иными словами, гипотеза предполагает наличие взаимосвязей и сходств между представленностью жизненной модели профессии в социальной сети «ВКонтакте» и реальной степенью активности, установками и убеждениями, относящими к сфере профессии у молодых людей. При изучении жизненного сценария использовалось понятие жизненной модели как фрагмента жизненного сценария, реализуемого в конкретной сфере жизни, имеющей свою логику. Сфера профессии рассматривается нами как эмпирический конструкт с различных сторон: материальной, интереса к содержанию деятельности, инструмента получения определенного социального статуса в зависимости от жизненного контекста.
В ходе исследования планировалось детальное изучение интернет-контента, конструирование семантического поля жизненной модели в сфере профессии (через теговые облака) в интернет-сообществах, описание основных характерных особенностей и сходств представленной в интернете жизненной модели профессии и жизненной модели молодежи.
Объектом исследования выступили: содержание (контент) постов популярных сообществ в социальной сети «ВКонтакте», в том или ином виде (пост, сообщество, репост), а также собственные убеждения, события жизни и установки молодых людей относительно профессиональной сферы жизнедеятельности.
Предметом исследования стали элементы, структурные и процессуальные характеристики жизненных моделей в сфере профессии, транслируемые посредством постов в социальной сети «ВКон-такте» и присутствующие в сознании молодежи.
В ходе исследования фокус нашего внимания был сосредоточен на трех основных источниках конструирования жизненной модели в сфере профессии: опыте профессиональной деятельности родителей, а также представлений об этом опыте у ре-
спондентов; личных представлениях о своей профессиональной деятельности и работе; бытующих в социальных сетях образах профессиональной деятельности и работы, которые можно охарактеризовать как внутрипоколенные ценности и смыслы, транслируемые в группе сверстников.
Исследование проводилось в два этапа.
На первом этапе осуществлялся семантический анализ и контент анализ постов сообществ социальной сети «ВКонтакте» с последующим описанием компонентов жизненной модели в сфере профессии, выявленной в результате анализов. Социальная сеть «ВКонтакте» была выбрана не случайно, а ввиду ее высокой популярности среди молодежи и частого упоминания о ней в сети интернет в России. Сбору постов предшествовал отбор 20 (более 4 миллионов подписчиков) сообществ развлекательной тематики, не имеющих ярко выраженного взаимоотношения с конкретным видом деятельности. Была построена лексическая матрица (из нескольких групп ключевых слов) для поиска постов (тегов), а для занесения в нее данных и постов за последние 2 года был организован сбор более 160 тысяч постов, выделенных в отдельную категорию «работа и профессия». Для проведения семантического анализа связей с запрашиваемыми категориями полученная информация была пропущена через онлайн-програм-му SEO «Advego»1,, а визуализация результатов в виде теговых полей проводилась на основе программ: voyant-tools2, worditout3.
Вторым этапом стало анкетирование об интересующем контенте в социальных сетях, а также психодиагностика с последующим статистическим анализом по методике изучения жизненных моделей молодежи, разработанной С.Н. Костроминой, Н.В. Гришиной, Е.В. Зиновьевой, Н.Л. Моквичевой и др. [Костромина и др. 2018]. (Также были собраны ответы респондентов и на другие психодиагностические методики, направленные на изучение самоотношения, экзистенциальных мотивов и ценностей, которые будут использованы в дальнейших исследованиях).
В выборку исследования вошли молодые люди в возрасте от 18 до 27 лет из Санкт-Петербурга, Ленинградской области и
1 Онлайн-программа: Advego. Семантический анализ текста онлайн, seo-ана-лиз текста. URL:https://advego.com/text/seo/ (дата обращения: 10.0,5.2020).
2 Онлайн-программа: Voyant Tools. Voyant Tools is a web-based reading and analysis environment for digital texts. Voyant Tools, Stefan Sinclair & Geoffrey Rockwell (2020) Privacy v. 2.4 (M54). URL: https://voyant-tools.org/ (дата обращения: 10.07.2020).
3 Онлайн-программа: Worditout.Transform your text into word clouds. URL: https://worditout.com/ (дата обращения: 10.07.2020).
других городов России таких, как Сыктывкар, Архангельск, Саратов и др. (N=166, средний возраст - 21, SD= 2,7, 70% женщин, 30% мужчин). Респондентами являлись молодые люди, активно использующие интернет (по результатам анкетирование около 40% проводят в интернете от 3 до 5 часов, и 29% - более 5 часов в сутки). 90% выборки респондентов предпочитают социальную сеть «ВКонтакте»).
Результаты исследования
По результатам первого этапа исследования, а именно в ходе контент-анализа данных, полученных из постов популярных интернет-сообществ, были выделены следующие компоненты (на основе сформированных облаков тегов) жизненной модели в сфере профессии, транслируемые в социальных сетях:
1. «Виды активности»: передвижение (слова: ехать, приезжать, с общим числом упоминаний в постах о работе - 668); функционал (выполнять, поручать, брать, презентовать, решать), общее число упоминаний - 1450; поиск - как процесс часто фигурирует в связке с работой, особенно при трудоустройстве (слова: найти, искать, находить, с общим числом упоминаний в постах о работе - 241);
2. «Карьера». В постах о работе часто упоминаются различные передвижения по карьерной лестнице, мобильность в реализации трудовой деятельности (слова: устраиваться, увольнение, возвращаться, стать, сменить, бросить, проект, с общим числом упоминаний в постах о работе - 648);
3. «Оценка работы». В постах часто фигурировали позитивные характеристики работы (наиболее часто такие прилагательные, как любимый, хороший, отличный, счастливый, крутой, достойный, приносящий удовольствие) с общим числом упоминай в постах о работе - 513. Встречались в постах и такие негативные характеристики работы, как: усталость, проблема, нелюбимая, тяжелая, скучно (с общим числом упоминай в постах о работе -401);
4. «Вид профессиональной деятельности». Важно упомянуть, что в постах нередко встречались конкретные специальности, среди них наиболее часто: артист, создатель, автор, психолог, педагог, врач, военный, ветеринар, бухгалтер. Работа творческого характера также встречалась достаточно часто (с общим числом упоминай в постах о работе - 267);
5. «Взаимосвязь с прочими сферами жизнедеятельности». Работу в постах чаще прочих связывают с отношениями (их упоминают в 596 постах о работе), далее - семья (встречается в 435 постах о работе) и образование (188);
6. «Материальные ценности» (деньги). Общее число упоминаний в постах - 182 (слова зарплата, деньги, зарабатывать);
7. «Авторский характер» в высказываниях о работе в постах социальных сетей можно проследить при помощи таких местоимений, как я, мне, мой, себе и т.д. (так среди прочих категория авторства составляет 13,4% постов).
Таким образом, на основании семантического и контент-анализа содержания данных постов удалось выявить следующие характерные черты жизненной модели профессии, демонстрируемой подписчиками среди молодежи. Работа, в первую очередь, связана с активностью: готовностью нести ответственность за решения, результаты проектной деятельности, а также мобильностью: передвижением по карьерной лестнице, получением новой должности, смене места работы на новое. В интернете транслируется преимущественно творческий характер работы. Демонстрируемая в постах работа зачастую связана с выстраиванием отношений с коллегами, а также зависит от эмоционального состояния и интереса, должна нравиться выстраиванием отношений, образованием, творчеством и менее связана с материальным благополучием и деньгами. При этом материальная сторона работы и профессиональной жизни в меньшей степени представлена в постах и, вероятно, в транслируемой модели не имеет особого значения.
Результаты второго этапа исследования можно разделить на несколько категорий на основании анализа различных типов вопросов методики изучения жизненных моделей молодежи.
Первую категорию ответов составляет информация о транслируемой родителями жизненной модели в сфере профессии. Так большинство респондентов в процессе анкетирования отметили следующие важные аспекты профессионального пути своих родителей:
на вопрос о степени мобильности в плане смены рабочего места респонденты ответили, что отец и мать несколько раз меняли место работы (отец у 65% (104 человека) респондентов и мать у 55% респондентов (92 человека); у 18% (30 человек) респондентов отец всю жизнь проработал на одном месте, у 31% (53 человека) респондентов аналогичный профессиональный путь избрала мать). У 10% респондентов отец работал от случая к случаю;
на вопрос: «Что, по Вашему мнению, для Вашего отца было наиболее важным в профессии?» - большинство респондентов, а именно 75% (125 человек), указали вариант: «возможность хорошо зарабатывать, материально обеспечить семью». Также 25% (43 человека) респондентов указали на возможность достичь успеха, определенного социального статуса;
на вопрос: «Что, по Вашему мнению, для Вашей матери было наиболее важным в профессии?» - большинство респондентов - 64% (всего 107 человек) - отметили возможность хорошо зарабатывать, материально обеспечить семью; следом идет увлеченность, творчество в работе. Эти характеристики профессии как важные для своей матери отметили 37% респондентов (62 человека). Однако следует подчеркнуть, что престижность профессии респонденты не считают главной при выборе профессии родителями.
Что же касается категории успеха в профессиональной сфере, то наглядно демонстрирует отношение к успехам родителей ответ респондентов на вопрос «Вы бы хотели, чтобы Ваша профессиональная жизнь, карьера сложилась так же, как у самого успешного члена Вашей семьи?». Ответы на данный вопрос не дали однонаправленных результатов, так как лишь 36% ответили положительно, 32% ответили отрицательно, а остальные испытали затруднения при ответе. Однако следует отметить, что половина респондентов считает работу отца/матери престижной, так как на вопрос: «Считаете ли Вы престижной работу Вашего отца?» - «да» ответили 48% (80 человек), «нет» - 20% (32 человека). А на вопрос: «Считаете ли Вы престижной работу Вашей матери?» - 56% ответили «да» (96 человек), 13% (22 человека) - «нет».
Таким образом, можно говорить о том, что в межпоколенной трансляции очерчивается жизненная модель в сфере профессии, предполагающая смену рабочего места несколько раз за всю профессиональную жизнь, в выборе работы - ориентацию на материальное обеспечение, а также на увлеченность, но в меньшей степени. Престиж и социальный статус при выборе работы не столь важен, однако может быть достигнут и без особой мотивации или стремления к нему.
Вторую категорию ответов составили ответы молодежи, характеризующие ее собственные представления о конструировании жизненной модели в сфере профессии. Так сменить профессию в случае осознания ошибки в ее выборе были бы готовы 94 (56%) человека. При этом как важное событие изменение профессионального пути, которое произошло или обязательно произойдет, отметили 53% респондентов (88 человек).
На вопрос о том, чтобы хотелось осуществить респондентам в ходе реализации профессионального пути, получены следующие ответы: 38% хотят работать на одном и том же месте, постепенно поднимаясь по карьерной лестнице; менять работу через некоторое время на сходную, но дающую возможность получить новые навыки - 25% (43 человека); иметь возможность попробовать
себя в совершенно разных областях хотят 20% респондентов (32 человека); затрудняются в ответе на вопрос 17%.
Отвечая на вопрос: «Считаете ли Вы, что хорошо было бы получить такую специальность, по которой можно было бы работать всю жизнь?», - респонденты дали следующие ответ, которые представлены на диаграмме (см. рис. 1).
пожалуй, нет
трудно сказать, и да, и нет, 17%
нет, совершенно не согласен (не согласна)
Рис. 1. Ответы респондентов на вопрос о специальности, по которой можно было бы работать всю жизнь
Мы видим, что большинство респондентов согласны с данным высказыванием (более 70%). Однако только 50% респондентов согласились с тем, что если у человека есть возможность всю жизнь проработать на одном месте, то это хорошо. Данные представлены на диаграмме (см. рис. 2).
да, совершенно нет, совершенно согласен (согласна) не согласен (не 17%
пожалуй, нет согласна) 15% 3%
трудно сказать, и да, и нет
32%
пожалуй, да, согласен (согласна) 33%
Рис. 2. Ответы респондентов на вопрос о том, хорошо если у человека есть возможность всю жизнь проработать на одном месте
Интересно, что результаты анализа ответов на вопрос: «Считаете ли Вы, что в современном неспокойном мире постоянная работа - главный источник стабильности?» - совпадают с ответами на предыдущий вопрос. Данные представлены на диаграмме (см. рис. 3). Таким образом, можно полагать, что работа на одном месте и есть постоянная работа, которая является источником стабильности.
Рис. 3. Ответы респондентов на вопрос, что в современном неспокойном мире постоянная работа - это главный источник
Главным критерием при выборе работы (можно было выбрать до 2 ответов) большинство респондентов считает получение удовольствия от того, чем занимаешься 64% (106 человек); 52% (87 человек) респондентов как весьма существенное отмечают также оплату, чуть меньше половины респондентов (40%) видят в этом качестве возможность обеспечить достаточный уровень доходов себе и семье. Важность интереса при выборе работы выделяют всего 38% респондентов (64 человека). При этом общественная значимость и возможность повысить свой социальный статус на работе отмечаются как важные компоненты наименьшим числом респондентов: - 7% и 6% соответственно. Следует также отметить, что, выбирая между работой в государственной организации, в корпорации, в небольшой фирме или на себя, большинство респондентов предпочли бы самостоятельно принимать решения и работать исключительно на себя (39%) либо в небольшой фирме (29%).
Таким образом, главными критериями при выборе работы и планировании своего профессионального пути молодежь считает получение удовольствия от деятельности, а также получение материальных благ. Среди прочих траекторий реализации своих
карьерных возможностей молодежь демонстрирует достаточную мобильность: в своем большинстве выбирает либо оставаться на одном рабочем месте, однако подниматься вверх по карьерной лестнице, либо менять работу на схожую для повышения уровня собственной компетентности. То есть для респондентов важно продвижение по карьерной лестнице не по горизонтали (смена мест работы), а по вертикали (саморазвитие и приобретение нового опыта, получение новой должности на том же месте). Молодежь демонстрирует профессиональную гибкость, а именно готовность к смене профессии и переподготовке при необходимости, а также высокую степень желания нести индивидуальную ответственность за результаты работы (хотят работать на себя) Причем при выборе места работы для нее в меньшей мере значим престиж или социальный статус.
Выводы о взаимосвязи результатов исследования
После анализа полученных результатов, относящихся к жизненным планам и установкам, связанным с профессией, можно сделать следующие выводы.
76% респондентов читают информацию о работе и профессии в социальных сетях, однако делятся ею немногие - всего 17%. Ответы на анкету, а также авторскую методику изучения жизненных моделей подлежат сравнению с результатом контент анализа постов в популярных в «ВКонтакте» сообществ. На основе анализа теоретических источников и собственных эмпирических исследований было обнаружено сходство в образе и основных особенностях конструирования жизненной модели в сфере профессии, транслируемых в интернете и демонстрируемых молодыми людьми в процессе анкетирования. Это утверждение подтверждает гипотезу исследования о взаимосвязи особенностей жизненных моделей в сфере профессии как в интернете, так и в реальной жизни, а также подкрепляет предположение о влиянии интернет-контента на конструирования жизненных моделей. На основании данных нашего исследования, мы вслед за рядом авторов рассматривали как внутрипоколенные, так и межпоколенные результаты трансляции особенностей и компонентов жизненных моделей.
Можно отметить сходство как в интернете, так и представлениях молодых людей по параметрам особенностей работы как вида деятельности, который должен: нравиться; приносить удовольствие; демонстрировать возможности карьерного роста и соответствовать полученному образованию. Обе модели как транслируемая в интернете, так и конструируемая самой молодежью тоже обнаруживают сходство: оно прослеживается в
важности эмоциональной составляющей при выборе работы и планировании профессионального пути, а также во взаимосвязи работы с налаживанием социальных контактов.
Данные опросников позволили уточнить, что в постах сообществ социальных сетей под мобильностью и активностью в работе вероятнее всего подразумевается движение не по горизонтали (смена места работы), а по вертикали - получение новых должностей, приобретение новых профессиональных компетенций. В то же время в отличие от демонстрируемой в сообществах жизненной модели в сфере профессии, ответы респондентов указывают на важность материальной составляющей в конструировании профессионального пути. Вероятно, указанная особенность связана с передаваемыми родителями представлениями о престижной и хорошей работе, социально приемлемыми и нормативными моделями.
Представленные данные позволяют еще раз подтвердить факт слияния реального и виртуального в жизненном пространстве молодежи, однако вопрос влияния необходимо тщательно исследовать посредством кластерного, корреляционного и факторного анализа полученного банка данных.
Результаты исследования требуют дальнейшего, более углубленного изучения. Транзитивность современного мира и его неопределенность допускают различные варианты конструирования своего профессионального пути, однако при рассмотрении данного процесса важно учитывать не только внешние, но и внутренние предикторы, его определяющие.
Литература
Асмолов 2015 - Асмолов А.Г. Психология современности: вызовы неопределенности, сложности и разнообразия [Электронный ресурс] // Психологические исследования. 2015. Т. 8. № 40. URL: http:// psyst udy.ru/num/2015v8n40/1109asmolov40 (дата обращения 10 окт. 2020).
Войскунский и др. 2013 - Войскунский А.Е., Евдокименко А.С., Феду-нина Н.Ю. Сетевая и реальная идентичность: сравнительное исследование // Журнал Высшей школы экономики. 2013. Т. 10. № 2. С. 98-121.
Геронимус 2010 - Геронимус И.А. Акмеологический подход к проблеме планирования карьеры в контексте личности как субъекта жизненного пути // Акмеология. 2010. № 1. С. 40-44.
Гинзбург 1994 - Гинзбург М.Р. Психологическое содержание личностного самоопределения // Вопросы психологии. 1994. № 3. С. 43-52. Громова и др. 2013 - Громова Е.М., Беркутова Д.И., Горшкова Т.А. Лич-
ная профессиональная перспектива как фактор планирования карьеры современной молодежью. образование и саморазвитие // Образование и саморазвитие. 2013. № 1 (35). С. 112-117.
Гусельцева 2019 - Гусельцева М.С. Трансформации идентичности в информационной культуре // Цифровое общество в культурно-исторической парадигме: Коллективная монография / под ред. Т.Д. Марцинковской, В.Р. Орестовой, О.В. Гавриченко. М.: Московский педагогический государственный университет, 2019. С. 36-43.
Демин 2012 - Демин А.Н. Психология занятости как теоретический ресурс психологии жизненного пути // Психология. Экономика. Право. 2012. № 1. С. 25-35.
Костромина и др. 2018 - Костромина С.Н., Гришина Н.В., Зиновьева Е.В., Москвичева Н.Л. Жизненная модель как конструкт изучения жизненного сценария личности // Вестник Санкт-Петербургского государственного университета. Психология. 2018. Т. 8. Вып. 4. С. 341-357.
Костромина, Одинцова 2019 - Костромина С.Н., Одинцова М.М. Контент социальных сетей и блогов как семантическое пространство исследования жизненных моделей молодежи // Ананьевские чтения - 2019: Психология обществу, государству, политике: материалы международной научной конференции / Под общ. ред. А.В. Шаболтас, О.С. Дей-нека. СПб.: Скифия-принт, 2019. С. 344-345.
Марцинковская 2019 - Марцинковская Т.Д. Современная психология: от транзитивного к технологическому обществу // Новые тенденции и перспективы психологической науки / Отв. ред. А.Л. Журавлев, А.В. Юревич. М.: ИП РАН, 2019. С. 43-72.
Марцинковская 2020 - Марцинковская Т. Д. Психология пространства: от вселенной до личности, от экосферы до экзисферы // Жизненное пространство в психологии: Теория и феноменология: сборник статей / под ред. Н.В. Гришиной, С.Н. Костроминой. СПб.: Изд-во С.-Петерб. ун-та, 2020. С. 63-99.
Москвичева 2020 - Москвичева Н. Л. Цифровая среда как жизненное пространство личности: опыт исследования жизненных моделей молодежи // Жизненное пространство в психологии: Теория и феноменология: сборник статей / под ред. Н.В. Гришиной, С.Н. Костроминой. СПб.: Изд-во С.-Петерб. ун-та, 2020. С. 248-277.
Овникян 2016 - Овникян М.В. Профессиональная идентичность как психологическая проблема // Организация в социально-экономических условиях: психологическая теория и практика: сборник материалов Региональной научно-практической конференции с международным участием. Тольятти: Изд-во ТГУ, 2016. С. 139-144. de Kerckhove, de Almeida 2013 - de Kerckhove D, de Almeida C.M. What is a digital persona? // Technoetic artsS. 2013. Vol. 11. P. 277-287.
Dcnncn 2014 - Dennen V.P. Becoming a bloggcr: Trajcctorics, norms and activities in a community of practicc // Computers in Human Bchavior. 2014. Vol. 36. P. 350-358.
Guadagno ct al. 2008 - Guadagno R.E., Okdie B.M., Eno C.A. Who blogs? Pcrsonality prcdictors of blogging // Computcrs in Human Bchavior. Vol. 24. Iss. 5. P. 1993-2004.
Norback, Styhrc 2019 - Norback M, Styhre A. Making it work in free agcnt work: Thc coping practiccs of Swcdish frcclancc journalists // Scandinavian Journal of Managcmcnt. Vol. 35. Iss. 4. P. 30-42.
References
Asmolov, A.G. (2015), "Psychology of modern times: challenges of unccrtainty, complcxity and divcrsity", Psychological Research [Elcctronic], vol. 8, no. 40, availablc at: http://psystudy.ru/num/2015v8n40/ 1109asmolov40 (Acccsscd 10 Octobcr 2020).
dc Kcrckhovc, D. and dc Almcida, C.M. (2013), "What is a digital pcrsona?", Technoetic arts, vol. 11, pp. 277-287.
Dcmina, A.N. (2012), "Thc psychology of cmploymcnt as a thcorctical rcsourcc of thc psychology of thc lifc path", Psikhologiya. Ekonomika. Pravo, no. 1, pp. 25-35.
Dcnncn, V.P. (2014), "Bccoming a bloggcr: Trajcctorics, norms, and activitics in a community of practicc", Computers in Human Behavior, vol. 36, pp. 350-358.
Gcronimus, I.A. (2010), "Acmcological approach to thc problcm of carccr planning in thc contcxt of pcrsonality as a subjcct of thc lifc path", Akmeologiya, no. 1, pp. 40-44.
Ginzburg, M.R. (1994), "Thc psychological contcnt of pcrsonal sclf-dctcrmination", Voprosy Psychologii, no. 3, pp. 43-52.
Gromova, E.M., Bcrkutova, D.I. and Gorshkova, T.A. (2013), "Pcrsonal profcssional pcrspcctivc as a factor in carccr planning for today's youth cducation and sclf-dcvclopmcnt", Obrazovanie i samorazvitie, no. 1 (35), pp. 112-117.
Guadagno, R.E., Okdic, B.M. and Eno, C.A. (2008), "Who blogs? Pcrsonality prcdictors of blogging", Computers in Human Behavior, vol. 24, issuc 5, pp. 1993-2004.
Guscl'tscva, M.S. (2019), "Identity transformations in information culturc", in Marcinkovskaya, T.D., Orcstova, V.R. and Gavrichcnko O.V. (cd.), Cifrovoe obshchestvo v kul'turno-istoricheskoj paradigme [Digital socicty in a cultural and historical paradigm], Moskovskij pcdagogichcskij gosudarstvcnnyj univcrsitct, Moscow, Russia, pp. 36-43.
Kostromina, S.N., Grishina, N.V., Zinovieva, E.V. and Moskvicheva, N.L. (2018), "Life model as a construct for studying the life scenario of personality", Vestnik of Saint Petersburg University. Psyhology, vol. 8. (4), pp. 341-357.
Kostromina, S.N. and Odintsova, M.M. (2019), "The content of social networks and blogs as a semantic space for studying the life models of youth", Anan'evskie chteniia - 2019: Psikhologiia obshchestvu, gosudarstvu, politike: materialy mezhdunarodnoi nauchnoi konferentsii [Ananiev Readings -2019: Psychology to Society, State, Politics: Materials of an International Scientific Conference], Saint Petersburg, Russia, 22-25 October 2019, pp. 344-345.
Martsinkovskaya, T.D. (2019), "Modern psychology - from transitive to technological society", in Zhuravlev, A.L. and. Yurevich, A.V. (ed.), Novye tendentsii i perspektivy psikhologicheskoi nauki [New trends and prospects of psychological science], IP RAN, Moscow, Russia, pp. 43-72. Martsinkovskaya, T.D. (2020), "Psychology of space: from the universe to the personality, from the ecosphere to the exosphere", in Grishina, N.V. and Kostromina, S.N. (ed.), Zhiznennoe prostranstvo v psikhologii: Teoriia i fenomenologiia: sbornik statei [Living space in psychology: theory and phenomenology], Saint Petersburg University, Saint Petersburg, Russia, pp. 63-99.
Moskvicheva, N.L. (2020), "The digital environment as a living space of a personality: the experience of studying the life models of youth", in Grishina, N.V. and Kostromina, S.N. (ed.), Zhiznennoe prostranstvo v psikhologii: Teoriia i fenomenologiia: sbornik statei [Living space in psychology: theory and phenomenology], Saint Petersburg University, Saint Petersburg, Russia, pp. 63-99.
Norback, M. and Styhre, A. (2019), "Making it work in free agent work: The coping practices of Swedish freelance journalists", Scandinavian Journal of Management, vol. 35, issue 4, pp. 30-42.
Ovnikyan, M.V. (2016), "Professional identity as a psychological problem", Organizaciya v social'no-ekonomicheskih usloviyah: psihologicheskaya teoriya i praktika: sbornik materialov regional'noj nauchno-prakticheskoj konferencii [Organization in socio-economic conditions: psychological theory and practice: collection of materials of the regional scientific and practical conference], Tolyatti, Russia, 11-12 February 2016, pp. 139-144.
Vozhunsky, A.E., Evdokimenko, A.S. and Fedunina, N.U. (2013), "Network and Real Identity: Comparative Study", Zhurnal Vysshei shkoly ekonomiki, vol. 10, pp. 98-121.
Информация об авторе
Мария М. Одинцова, Санкт-Петербургский государственный университет, Санкт-Петербург, Россия; 1990.34, Россия, Санкт-Петербург, Университетская наб., д. 7-9; semenovamaria58@gmail.com
Information about the author
Mariya М. Odintsova, Saint Petersburg State University, Saint Petersburg, Russia; bld. 7-9, Universitetskaya Emb., Saint Petersburg, Russia, 199034; semenovamaria58@ gmail.com