УДК:338
КОНТЕНТ-АНАЛИЗ ОБЪЯВЛЕНИЙ О ВАКАНСИЯХ НА РЫНКЕ ТРУДА
ГОРОДА СУРГУТА
Селиверстова М.В., к.п.н, доцент кафедры «Теория и практика управления», ГОУВПО ХМАО-Югры «Сургутский государственный педагогический университет», Сургут, ХМАО-Югра, e-mail: [email protected]
Анфалова Н.С., студентка, факультет «Управление», группа Б-3151, ГОУ ВПО ХМАО-Югры «Сургутский государственный педагогический университет», Сургут, ХМАО-Югра, e-mail: [email protected]
В статье представлен сравнительный анализ объявлений о вакансиях на современном рынке труда, проведённый методом «контент-анализ». Исследуется содержание объявлений о вакансиях, предъявляемых работодателями на рынке труда. Показаны результаты проявления дискриминации в объявлениях по 8 показателям, спрос и наличие вакансий на рынке труда в городе Сургуте.
Ключевые слова: рынок труда, дискриминация, социально-трудовые отношения, вакансия, объявление о вакансии, контент-анализ.
CONTENT ANALYSIS OF VACANCY ANNOUNCEMENTS LABOUR MARKET IN
SURGUT
Seliverstova M., Ph.D., assistant professor, Theory and practice of management chair, SEIHPE KhMAD-Yugra «Surgut State Pedagogical
University», Surgut, HMAO-Yugra, e-mail: [email protected] Anfalova N., student of the Management faculty, Group B-3151, SEI HPE KhMAD-Yugra «Surgut State Pedagogical University», Surgut,
HMAO-Yugra, e-mail: [email protected]
This article presents a comparative analysis of vacancy announcements in today's job market, conducted by the method of "content analysis". We study the content of vacancy imposed by employers on the labor market. The results of discrimination in advertisements on the 8 indicators, the demand and the availability ofjobs in the labor market in the city of Surgut.
Keywords: labor market, discrimination, social and labor relations, vacancy, vacancy announcement, content analysis.
Существующие проблемы социально-трудовых отношений имеют внутреннюю и внешнюю стороны. С внутренней стороны, социально-трудовые отношения регламентируются нормативными документами федерального и локального уровней. Этот же фактор обуславливает, в конечном итоге систему взаимодействия между работником и работодателем. С внешней стороны, социально-трудовые отношения формируются и развиваются с момента предъявления объявления о вакансии на рынке труда.
Следует отметить, что интенсивное обсуждение проблемы социально-трудовых отношений как системы взаимодействия внутри организации и общих проблем рынка труда обсуждается на протяжении всего периода реформ в постсоветский период. Однако рассмотрение социально-трудовых отношений как неотъемлемой и сложной части рынка труда, не подвергается структурированию и анализу на системном уровне.
За последние годы существенным образом изменился рынок труда. Увеличилось количество факторов влияющих на развитие рынка труда и форм проявления дискриминации.
"Важно отметить, что дискриминация берёт свои истоки не в самой организации в процессе собеседования и приема, а начинает проявляться в объявлениях, в которых предлагающая организация упоминает о своей вакансии" [5].
Говоря о социально-трудовых отношениях, своевременно рассмотреть практические вопросы соблюдения требований законодательства работодателями в отношении содержания объявлений о вакансии на рынке труда. Через анализ объявлений о вакансиях можно проследить, как изменяется отношение работодателей к соискателям, какие требования выдвигают работодатели, в каких специалистах нуждается нынешний рынок труда.
В научной литературе встречается множество различных методов анализа документальных источников. Считаем целесообразным для изучения и сравнения текстов объявлений о вакансиях, предъявляемых на рынке труда, перевода текстовой информации в количественные показатели с последующей статистической обработкой использовать метод контент-анализа.
Одной из составляющих механизма рынка труда является
П|Н|ф|Нк,|||<Г1Ь
Рисунок 1. Спрос на рынке труда в городе Сургуте по данным сайта «Career.ru» на 2016 год.
Рисунок 2. Количество размещенных объявлений о вакансиях, содержащих признаки дискриминации за январь 2016 года по данным сайта «Career.ru»
информация о спросе на рабочую силу и ее предложении. Трудовой кодекс РФ достаточно подробно описывает процедуру принятия на работу, однако не содержит положений о правовой природе объявлений о вакантных рабочих местах, о процедуре раскрытия вакансий [6]. Отметим, что в Трудовом кодексе РФ чётко обозначено, что «каждый имеет равные возможности для реализации своих трудовых прав», но зачастую работодатели пренебрегают этим законом и размещенные ими вакансии для поиска кандидата на вакантную должность содержат дискриминацию для определенной категории людей.
Самыми популярными источниками для размещения объявлений о вакансиях являются периодические издания, всемирная сеть Интернет. Для анализа объявлений о вакансиях на рынке труда города Сургута были рассмотрены сайт «Career.ru» и газета «Ярмарка» 2012-2016 гг.выпуска.
Проанализировав объявления о вакансиях на сайте «Career. ru», мы определили сферы деятельности, которые являются наиболее востребованными на рынке труда города Сургута и представили полученные данные на рисунке 1.
Таким образом, результаты исследования свидетельствуют, что в городе Сургуте наибольшим спросом пользуются специалисты в области продаж, хотя устойчивого спроса не наблюдается, но количество размещенных вакансий в марте больше по сравнению с предыдущими месяцами. Также на рынке труда пользуются спросом специалисты банковской сферы, маркетинга, медицины, консультирования. Заметно вырос спрос на специалистов в области науки и образования. В марте размещенные вакансии в этой области возросли практически в 10 раз. Не пользуются спросом на рынке труда специалисты в области страхования, управления персоналом, бухгалтерии, искусства, спорта.
При рассмотрении вакансий на сайте «Career.ru» были замечены признаки дискриминации. Например, в условиях работы указываются: гражданство РФ, ограничения в возрасте, наличие постоянной регистрации в г. Сургуте, работодатели делают акцент на внешность. К дополнительным требованиям к соискателю ра-
ботодатели указывают: наличие личного автомобиля, телефона, диктофона или фотоаппарата. Ссылаясь на статью 3 Трудового кодекса РФ, «никто не может быть ограничен в трудовых правах и свободах» [6]. Поэтому можно сделать вывод о том, что работодатели нарушают закон о «Запрещении дискриминации в сфере труда».
Проявление дискриминации в объявлениях на сайте «Career. ru» за 2016 год мы проводили по следующим показателям:
- пол;
- возраст;
- национальность;
- гражданство;
- регистрация;
- семейное положение;
- внешние данные;
-дополнительные требования, связанные с наличием собственных технических средств и устройств.
Нами было рассмотрено 198 вакансий, из них 18 содержат признаки дискриминации, полученные данные показаны на рисунке 2.
По данному рисунку можно сказать, что 92% вакансий содержат адекватные требования к кандидату. Следует проанализировать, как часто встречаются конкретные признаки дискриминации в объявлениях о вакансиях на рынке труда.
Таким образом, по рисунку видно, что распространены признаки дискриминации в области дополнительных требований, связанных с наличием собственных технических средств и устройств, и наличия гражданства, реже встречаются ограничения по полу и возрасту.
Далее нами было рассмотрено 1386 объявлений о вакансиях в газете «Ярмарка» за 2012 год. Анализируя объявления из этого источника, были замечены признаки дискриминации и дополнительные требования, предъявляемые к соискателю. Например, наличие гражданства РФ, ограничения в возрасте, указание пола соискателя, наличие регистрации в г. Сургуте, наличие личного автомобиля. Полученные нами данные отображены на рисунке 4.
Таким образом, из рассмотренных нами 1386 объявлений о вакансиях в 304 объявлениях встречаются признаки дискриминации. Одновременно нам удалось определить, что 82% вакансий содержат адекватные требования к кандидату, а 18% вакансий составляют объявления дискриминационного характера. Рассмотрим, какие признаки дискриминации встречаются чаще в объявлениях о вакансиях на рынке труда города Сургута.
Итак, по рисунку видно, что наличие гражданства является преимущественным для работодателей и составляет 40% из общего количества объявлений, содержащих признаки дискриминации. Наиболее часто встречаются требования к полу, возрасту, к наличию регистрации в городе Сургуте, а также требования, связанные с наличием собственных технических средств и устройств, например, наличие личного автомобиля. Реже встречаются требования к национальности, отсутствию судимости,
Рисунок 3. Частота присутствия признаков дискриминации в объявлениях о вакансиях за январь 2016 год по данным сайта «Career.ru»
i Количеств объявлений и вакансиях, содержащие адекватные требования к соискателю
" Ко Л11ч«гов встр еч<1 кищ гсся
Г)>] Бнаков ДИПфНМ 1НЯЦ1II1
Рисунок 4. Количество размещенных объявлений о вакансиях, содержащих признаки дискриминации за 2012 год по данным газеты «Ярмарка»
наличию вредных привычек и внешним данным.
Проводя анализ объявлений, мы выявили, что водители, продавцы, менеджеры, машинисты, инженеры, администраторы являлись наиболее востребованными профессиями на рынке труда города Сургута в 2012 году.
Чтобы рассмотреть динамику изменений в объявлениях о вакансиях на рынке труда города Сургута, следует проанализировать данные на сайте «Ярмарка» за 2016 год. Поэтому нами была составлена диаграмма, показывающая спрос на специалистов разных областей.
Таким образом, исходя из полученных данных, можно сделать вывод о том, что в Сургуте наибольшим спросом пользуются специалисты в области автотранспорта, красоты, фитнеса и спорта, недвижимости, ресторанного дела, лидируют специалисты в области продаж. Не пользуются спросом на рынке труда специалисты в области гостиничного бизнеса, коммунальной службы, консультирования, культуры, телекоммуникаций, страхования, развлечений, управления персоналом, юриспруденции.
Так как специалисты в области продаж пользуются наибольшим спросом как 2012 году, так и в 2016 году, то целесообразно сравнить динамику изменений этого спроса.
По данному рисунку видно, что количество объявлений по рассмотренным вакансиям специалистов в сфере продаж сократилось в 2 раза в 2016 году по сравнению с 2012 годом.
Анализируя объявления о вакансиях, мы отметили, что 16 вакансий из 482 содержат признаки дискриминации и дополнительные требования к кандидатам. Полученные нами данные представлены на рисунке 8.
Таким образом, мы отметили, что 97% вакансий содержат адекватные требования к кандидату.
Рассмотренные нами вакансии за 2016 год содержат признаки дискриминации и дополнительные требования к соискателям, например, наличие личного автомобиля встречается наиболее часто и составляет 44% от количества вакансий, содержащих признаки дискриминации. На втором месте находится требование об отсутствии вредных привычек, которое составляет 25% от количества вакансий, содержащих признаки дискриминации.
Также встречаются требования о наличии гражданства РФ, регистрации в городе Сургуте, работодатели акцентируют внимание на внешних данных. Данные проведенного анализа представлены на рисунке 9.
Хочется отметить некоторые вакансии, в которых не указывался пол соискателя, но в требованиях были записаны деловые качества в женском роде. Например, в объявлениях можно встретить должность торгового представителя с деловыми качествами: «ответственная, честная, чистоплотная» или менеджера с деловыми качествами: «ответственная, активная, коммуникабельная». Поэтому, можно сделать вывод о том, что работодателю все-таки важен пол работника.
Далее мы выявили динамику изменений количества вакансий, содержащих адекватные требования к соискателям, и представили полученные результаты на рисунке 10.
После проведенного исследования представляем, следующие выводы.
1. Наблюдается сокращение признаков дискриминации в объявлениях в 2016 году по сравнению с 2012 годом.
2. Адекватные требования к соискателю наблюдаются в 97% объявлений о вакансиях в 2016 году.
3. Сравнивая источники «Career.ru» и «Ярмарка» за 2016 год, наиболее часто в объявлениях о вакансиях встречаются дополнительные требования к наличию личного автомобиля, на втором месте по частоте повторения требования к наличию гражданства РФ. Ограничения по полу и возрасту на сайте «Ярмарка» не встречаются, а на сайте «Career.ru» представлены в редких случаях. Работодатели делают акцент на внешних данных в основном для администраторов, торговых представителей, менеджеров, курьеров, продавцов.
4. Что касается спроса на рабочую силу, то на обоих сайтах лидирует запрос на специалистов в области продаж.
5. В специалистах, связанных со страхованием, управлением персонала и искусства рынок не нуждается.
Также хочется выделить основные причины, по которым работодатели указывают в вакансиях возрастные и гендерные ограничения, а также требования к месту жительства.
Во-первых, мотивом поиска кандидатов молодого возраста является то, что в окружающей среде сложилось такое мнение, что чем старше люди, тем сложнее они осваивают новое. Во-вторых, работодатели могут оправдать это требование тем, что им психологически дискомфортно управлять сотрудниками старше себя. В-третьих, молодой специалист будет согласен на меньший оклад, чем опытный специалист.
Что касается ограничений по полу, то в ходе эволюции сложились представления о том, в каких профессиях более успешны мужчины или женщины. Например, позиции специалист ногтевого сервиса или продавца являются женскими, а позиции водителя или охранника - мужскими. Или другим гендерным стереотипом является то, что люди больше доверяют инженерам и юристам лицам мужского пола [3].
Отечественные исследователи отмечают, что причиной требования у соискателя регистрации или наличия гражданства РФ
Рисунок 5. Частота присутствия признаков дискриминации в объявлениях о вакансиях 2012 год по данным газеты «Ярмарка»
ПрифийЛнЛЪ
Рисунок 6. Спрос на рынке труда в городе Сургуте по данным сайта «Ярмарка» на 2016 год
120
100
80
60
г 10
55
2016 г
Рисунок 7. Динамика изменений спроса на специалистов в области продаж по данным источника «Ярмарка»
является то, что переехавший на работу в другой город человек, будет дольше адаптироваться на новой работе, приспосабливаться к городскому ритму [1]. А привлечение иностранного труда, с точки зрения процесса оформления и дальнейшего ведения учета иностранных кадров, значительно отличается от правил оформления граждан РФ и регламентируется специальным трудовым и миграционным законодательством, нарушение которых приводит к штрафу за привлечение иностранной рабочей силы.
Дискриминация по любым основаниям, которые не относятся к профессиональным качествам, при приеме на работу влечет за собой административную ответственность.
Ссылаясь на статью 13.11.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, к административной ответственности может быть привлечено любое лицо или организация, распространяющие информацию о вакансиях, в которой содержатся ограничения дискриминационного характера. Речь идет о таких понятиях, как пол, возраст, раса, цвет кожи, на-
циональность, место жительства, отношение к религии, а также другие обстоятельства, не говорящие о деловых навыках соискателя. Если подобные уточнения появятся в тексте объявления о вакансии, штраф для граждан составит от 500 рублей до 1 000 рублей, для индивидуальных предпринимателей - от 3 000 до 5 000 рублей, для юридических лиц - от 10 000 до 15 000 рублей [2].
Добавим, что соответствующие изменения внесены в закон «О занятости населения в Российской Федерации», в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях 2013 году. Поэтому можно сделать вывод о том, что до 2013 года работодатели пользовались тем, что указание в объявлениях ограничений дискриминационного характера не повлечет за собой никакой материальной ответственности.
Таким образом, сокращение числа объявлений о вакансиях, содержащих ограничения дискриминационного характера в 2016 году, возможно, обусловлено тем, что большинство работодателей следуют данному закону.
Рисунок 8. Количество размещенных объявлений о вакансиях, содержащих признаки дискриминации за 2016 год по данным сайта «Ярмарка»
Рисунок 9. Частота присутствия признаков дискриминации в вакансиях за 2016 год по данным сайта «Ярмарка»
Рисунок 10. Динамика изменений на рынке труда за 2012 и 2016 годы по данным источника «Ярмарка»
Литература:
1. Ашеева, М. О чём нельзя писать в объявлениях о вакансиях? Мнения экспертов о новом законопроекте. [Электронный ресурс] / М. Ашеева // Работа с персоналом.-2013.- Режим доступа: http://www.hr-journal.ru/articles/tz/tz_1177.html Дата обращения 3.04.2016
2. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 N 195-ФЗ (ред. от 09.03.2016) (с изм. и доп., вступ. в силу с 20.03.2016) // Справочно-правовая система «Консультант Плюс»: [Электронный ресурс] / СПС «Консультант Плюс»
3. Костамо, В. Без пола, возраста и веры: заработал новый закон для работодателей. [Электронный ресурс] / В. Костамо // РИА Новости.-2013.- Режим доступа: http://ria.ru/ analytics/20130716/950091185.html Дата обращения 3.04.2016
4. Сынтин, А.В. Объявления о вакансиях: виды, содержание, сущность [Электронный ресурс] / А.В. Сынтин // Трудовое право. - 2007.-№8. - Режим доступа: https://www.lawmix.ru/bux/64039 Дата обращения 1.04.2016
5. Селиверстова, М.В. Трудовая миграция в условиях глобализации и конкуренции / М.В. Селиверстова/ Антропологические осмысление тенденций переустройства и роста народонаселения западной Сибири: материалы региональной научно-практической конференции, г. Сургут, 24.05.2013 г./сост.: Н.И. Симоненко, С.Ю. Зеленцова; под общ. Ред. Г.В, Патраковой. - Сургут: Изд.-полиграф. комплекс, 2013. - 208 с.
6. Трудовой кодекс Российской Федерации от 30.12.2001 N 197-ФЗ (ред. от 30.12.2015) // Справочно-правовая система «Консультант Плюс»: [Электронный ресурс] / СПС «Консультант Плюс»
УДК 338
СТАНДАРТ ВНУТРЕННЕГО ФИНАНСОВОГО КОНТРОЛЯ В ОРГАНИЗАЦИЯХ
СОЦИАЛЬНОЙ СФЕРЫ
Трифонова В.К., аспирант кафедры «Аудит и контроль», ФГОБУ ВО «Финансовый университет при Правительстве РФ», e-mail:
В статье даны рекомендации по разработке стандартов внутреннего финансового контроляв организациях социальной сферы. Исходя из общепринятых в бухгалтерской и аудиторской практике, как в России, так и за рубежом, элементов системы внутреннего контроля, обоснована необходимость применения в практике внутреннего финансового контроля учреждений социальной сферы аналогичного подхода. Охарактеризованы особенности элементов системы внутреннего контроля применительно к организациям социальной сферы. Использование рекомендаций позволит создать единообразную систему внутреннего финансового контроля на всех уровнях бюджетной сферы.
Ключевые слова: внутренний финансовый контроль, социальная сфера, распорядители бюджетных средств, элементы системы внутреннего контроля.
STANDARD OF INTERNAL FINANCIAL CONTROL IN THE SOCIAL SPHERE
ORGANIZATIONS
Trifonova V., the post-graduate student, Audit and Control chair, FSBEI HE «Financial university under the government of the Russian
Federation», e-mail: [email protected]
The article provides recommendations for the development of internal financial control standards in the social sphere organizations. Based on generally accepted accounting and auditing practice of the elements of the internal control system, both in Russia and abroad, the reasoning of the necessity of practical application of the similar approach to internal financial control in social institutions is given. The article describes the characteristic features of the elements of the internal control system with regard to social organizations. Recommendations at use will create a uniform system of internal financial control at all levels of the public sector.
Keywords: internal financial control, social sphere, managers of budgetary funds, the elements of the internal control system.
Разработка и внедрение стандартов внутреннего финансового контроля его субъектами - главными распорядителями (распорядителями) бюджетных средств в социальной сфере - обусловлена необходимостью отражения в стандартах особенностей содержания бюджетных процедур применительно к многообразию социальных услуг, финансированию их предоставления за счёт бюджетов разного
уровня, привлечения для оказания социальных услуг не только государственных, но и негосударственных организаций, использования различных организационных форм осуществления внутреннего финансового контроля распорядителями бюджетных средств.
В обобщённом виде цель, задачи, методы и организация внутреннего финансового контроля распорядителей бюджетных средств нашли