Научная статья на тему 'Контент-анализ как метод изучения повседневности'

Контент-анализ как метод изучения повседневности Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
253
71
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПОВСЕДНЕВНОСТЬ / СОЦИОЛОГИЯ ПОВСЕДНЕВНОСТИ / «СТРУКТУРЫ ПОВСЕДНЕВНОСТИ» / ИСТОЧНИКИ ИЗУЧЕНИЯ ПОВСЕДНЕВНОСТИ / КОНТЕНТ-АНАЛИЗ / ПЕРИОДИЧЕСКАЯ ПЕЧАТЬ / ((.STRUCTURES OF EVERYDAY LIFE» / EVERYDAY LIFE / EVERYDAY HISTORY / SOURCES OF EVERYDAY LIFE STUDY / PERIODICALS

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Жулева Мария Сергеевна

Анализируется понятие повседневности и дается формулировка понятию «социология повседневности» как популярному направлению современного социологического знания, обращение к которому позволяет перейти от анализа абстрактных процессов и структур к анализу конкретной ситуации, проблемам, поступкам, жизни обычного человека. Среди многообразия источников социологического исследования повседневности особое место отводится периодической печати — «зеркалу нашей жизни». Рассматривается метод контент-анализа, позволяющий работать с газетным материалом, извлекать из него нужную информацию.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PERIODICALS AS A SOURCE FOR STUDY OF THE SOVIET PERIOD EVERYDAY HISTORY

This article reviews the concept of «the everyday history}} as popular directions of modern human knowledge. It is stated that the appeal to these trends permits one to go from the analysis of abstract processes and structures to the analysis of the specific situation, the problems and behavior in life of an ordinary person. Among the variety of sources of research of everyday life a special accent is made on the periodicals considered as «a mirror of our life». The methodology of work with a newspaper material with specific features of the Soviet press study is also given in this article.

Текст научной работы на тему «Контент-анализ как метод изучения повседневности»

УДК 303.446.4

КОНТЕНТ-АНАЛИЗ КАК МЕТОД ИЗУЧЕНИЯ ПОВСЕДНЕВНОСТИ

PERIODICALS AS A SOURCE FOR STUDY OF THE SOVIET PERIOD EVERYDAY HISTORY

М. С. Жулева

M S. Zhuleva

Кчючевые аова: повседневность, социология повседневности, «структуры повседневности», источники изучения повседневности, контент-анали?, периодическая печать

Key words: everyday life, everyday history,»structures of everyday life», sources of everyday life study, periodicals

Анализируется понятие повседневности и дается формулировка понятию «социология повседневности» как популярному направлению современного социологического знания, обращение к которому позволяет перейти от анализа абстрактных процессов и структур к анализу конкретной ситуации, проблемам, поступкам, жизни обычного человека. Среди многообразия источников социологического исследования повседневности особое место отводится периодической печати — «зеркалу нашей жизни». Рассматривается метод кон-тент-анализа, позволяющий работать с газетным материалом, извлекать из него нужную информацию.

This article reviews the concept of «the everyday history» as popular directions of modern human knowledge. It is stated that the appeal to these trends permits one to go from the analysis of abstract processes and structures to the analysis of the specific situation, the problems and behavior in life of an ordinary person. Among the variety of sources of research of everyday life a special accent is made on the periodicals considered as «a mirror of our life». The methodology of work with a newspaper material with specific features of the Soviet press study is also given in this article.

Сегодня все чаще социальные науки обращаются к конкретным повседневным практикам, чтобы понять, что есть социальное [1]. Такие понятия, как повседневная жизнь, повседневное действие, повседневное знание, повседневное сознание, становятся обязательными компонентами социологического языка и языка других научных дисциплин: истории, философии, психологии, антропологии, лингвистики. Каждая из этих дисциплин обращается к повседневной жизни, сосредотачивая внимание на ее определенных аспектах. Единой признанной дефиниции повседневности не существует. Социологи иногда употребляют ее как синоним «повторяемости, рутинности, постоянства» [2], «сферы социальных практик» [3]. Философы связывают повседневность с рациональностью, упорядоченностью, привычкой [4], понимают под ней то, что окружает каждого человека в любой момент его жизни [5]. Этнографы объясняют повседневность как «быт». Нет согласия во мнениях у историков: одни из них подразумевают под повседневностью сферу частной жизни, охватывающей вопросы семьи, домашнего быта, воспитания детей, досуга, дружеских связей и круга общения, другие рассматривают ЖИЗНЬ трудовую, те модели и отношения, которые возникают на рабочем месте [6].

Самое главное — это не повседневность или социология повседневности, а тот, кто стоит в ее центре. Социология повседневности обращается К ЖИЗНИ тех людей, которые включены в социальный процесс как рядовые участники. Она стремится показать социальные реалии, которые осуществляются в практике живущих людей. Социология повседневности — это «социология жизни», позволяющая обществу обрести знание о себе самом для практических действий. Таким образом, центральными в социологическом анализе повседневности являются рутинные отношения между людьми, способ мышления, который складывается на основе ежедневного опыта, социальные нормы и формы поведения на основе ЭТИХ социальных норм, которые ОПЯТЬ же возникают в результате обыденной жизни. «Структуры повседневности» включают все то, из чего складывается жизнь человека:

условия, потребности (питание, жилище, одежда, медицина) и возможности их удовлетворения. Это также и весь спектр соответствующих взаимоотношений, поступков, желаний, идеалов, обычаев и традиций, ценностных ориентаций, регулирующих поведение людей, индивидуальную и коллективную практику, формы коммуникаций.

В центре внимания «социолога повседневности» находится материальная и культурная среда, в которой происходит удовлетворение потребностей в пище, одежде, жилище, влияние тех или иных событий на повседневный быт человека и образ мыслей людей, их страхи, переживания, радости, идеалы, эмоциональные реакции на существующие правила и законы

Перечисление тем и проблем можно продолжить, так как эта проблематика безгранична. Соответственно и источники изучения повседневности разнообразны. Это и данные статистики, и ведомственные отчеты (больниц, отделов здравоохранения, жилищного строительства, транспорта, коммунального хозяйства), акты обследования учреждений (столовых, школ, детских садов, ПОЛИКЛИНИК, больниц), письма, обращения, заявления, жалобы граждан, анкеты, личные персональные дела, судебно-следственные материалы. Исключительное значение имеют биографии, мемуары, дневники рядовых граждан. Данные источники позволяют понять человека, его поступки в конкретной ситуации, то, что отличает его повседневность от жизни и поведения других, находящихся в тех же обстоятельствах. Источником особого рода, помогающим исследовать обозначенную проблематику, является художественная литература. Несмотря на специфику художественной литературы: неизбежность субъективного подхода автора, право последнего на вымысел и фантазию, художественные произведения зачастую содержат ценные наблюдения и сведения о человеческой психологии, людских взаимоотношениях и настроениях в то или иное время, ту или иную эпоху.

Важным социологическим источником для изучения повседневности является периодическая печать. Своеобразие прессы заключается, во-первых, в ее многоплановости. Это синтетический материал, включающий в себя самую разнообразную по жанру, происхождению, содержанию информацию: официальные сообщения и документы, законодательные акты, публицистику, письма, хронику, заметки, отчеты, репортажи, интервью, объявления, беллетристику, некрологи и т. д. Во-вторых, в злободневности, оперативности обнародования общественно значимой информации. Периодика — это так называемая «повседневная летопись событий» [7]. дающая представление о политической истории, сознании, уровне культуры общества

В социологии метод контент-анализа позволяет работать с газетным материалом, извлекать из него нужную информацию. Достигается это с помощью количественного и качественного анализа. Первый рассматривает частоту отдельных тем, слов, символов, содержащихся в тексте источника, второй — учитывает наличие или отсутствие какой-либо характеристики, имеющейся В документе.

Таким образом, применяя контентный анализ, первоначально нужно определить наличие в периодических органах необходимых материалов по интересующей проблеме. Далее следует их фронтальное, тщательное изучение, все выявленные факты должны обобщаться, систематизироваться, Группироваться тематически. В исследовании повседневности это — изучение, в первую очередь, демографического аспекта: поиск и систематизация материала по проблемам рождаемости и смертности, заболеваний и медицинского обслуживания, жилья и благоустройства. К демографии формально примыкают проблемы брака, семьи, любви, сексуальной жизни, поэтому далее следует искать и систематизировать материалы, раскрывающие интимные отношения, взаимоотношения поколений, воспитания детей и т. д. Нельзя забывать и о сфере досуга: здесь, как и по всем другим направлениям, можно выделить множество сюжетов, начиная с физкультуры и спорта и заканчивая дворовыми любителями игры в домино.

Важно обратить внимание на то. как подан газетный материал, есть ли анализ опыта, оценка эффективности того или иного мероприятия, сравнение, сопоставление и выводы по затронутым вопросам. Такая аналитическая направленность материалов позволяет глубже понять научноисторическую ценность опубликованной информации. Необходимо учитывать реакцию, отклики общественности на опубликованные материалы, а также то, какие решения были приняты государственными органами или учреждениями по вопросам, поднятым в печати. При работе с периодикой следует принимать во внимание опровержение редакции на опубликованные материалы и исправления допущенных опечаток. В газетах могут быть опубликованы материалы, не прошедшие достаточной проверки и не соответствующие действительности. Поэтому следует проводить глубокий критический анализ напечатанного. Для этого, прежде всего, необходимо установить источники получения информации. Наиболее действенной формой является обращение к архивным документам, содержащим сведения по вопросам, которые затрагиваются газетами.

Можно также провести изучение всего комплекса содержащегося в газете материала по интересующему вопросу. Если имеющиеся сведения в данной газете неоднократно подтверждаются материалами других газет или в газете имеется параллельный материал о тех же событиях и явлениях, то сам факт можно считать установленным. Тщательно сопоставив все материалы газет, можно выявить подлинный ход событий.

Таким образом, периодическая печать, и в первую очередь газета, является важнейшим и незаменимым источником для исследования повседневности. Использование метода контент-анализа в изучении повседневности дает ВОЗМОЖНОСТЬ измерить (выразить) изучаемый материал В виде данных, исследовать тексты, исходя из функций отдельных понятий, систематизировать и анализировать большие массивы информации.

Список литературы

1. Борсяков Ю. И. Философские основания феномена повседневности // Культурология - 2012. - № 2. - С. 142-143; Елисеев А. Б. Повседневный мир советского человека 1920-1940-х гг.: сб. науч.ст. / Ред.-сост. Е. Ф. Кринко, Т. П. Хлынина. - Ростов-на-Дону: ЮНЦ РАН, 2009. - 384 с.; Касавин И. Т., Щавелев С. П. Анализ повседневности. - М.: Канон+, 2004. - 432 с.; Штомпка П. В фокусе внимания повседневная жизнь. Новый поворот в социологии // Социологические исследования. - 2009. - № 8. - С. 3-13.

2. Савченко Л. А. Социология повседневности. - Ростов-на-Дону: Изд-во Рост, ун-та. 2000. - 200 с.

3. Козлова О. Н. Повседневность как источник и итог социального бытия // Социально-гуманитарные знания. - 2001.-№ 6. - С. 69-82.

4. Валъденфель С. Б. Повседневность как плавильный тигль рациональности / Социологос. - М.: Прогресс. 1991. - С. 39-50.

5. Вахонина О. В. Мерные характеристики повседневности; диссертация на соискание ученой степени кандидата философских наук. - Росгов-на-Дону: Изд-во РГУ, 1997. - 156 с.

6. Фицпатрик Ш. Повседневный сталинизм. Социальная история Советской России в 30-е годы: город / пер. с англ. - М.: Российская политическая энциклопедия (РОССПЭН), 2001. - 336 с.

7. Черноморский М. Н. Источниковедение истории СССР. - М.: Высшая школа, 1976. - 296 с.

Сведения об авторе

Жулева Мария Сергеевна, к. и. н., доцент кафедры социальных наук, Тюменский государственный нефтегазовый университет, г. Тюмень, тел. 8(3452)453526

Zhuleva М. S., Candidate of Sciences in History, associate professor of the chair of social sciences. Tyumen State Oil and Gas University, phone: 8(3452)453526

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.