социальных процессов и природных явлений, позволяющих максимально адаптировать выпускника вуза к запросам современного общества, на создание условий его востребованности в различных сферах профессиональной деятельности.
Литература
1. Анисимов В.В., Грохольская О.Г. Ни-
кандров Н.Д. Общие основы педагогики: Учебник. М., 2006.
2. Берулава М.Н. Теория и практика гуманизации образования. М., 2000.
3. Грохольская О.Г. Основы теории обучения: Монография. Иркутск, 2007.
4. Стратегия национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года (от 13 мая 2009 года). М., 2009.
КОНТЕКСТЫ ЛИЧНОЙ КУЛЬТУРЫ В ПРОЦЕССЕ ФОРМИРОВАНИЯ ПАТРИОТИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ СТУДЕНТОВ Сергеева В.В. (Казахстан)
Образование является сферой социальной практики общества, основная функция которой - наследование и расширенное воспроизводство общей и профессиональной культуры. Расширенное воспроизводство, по мнению A.A. Вербицкого, означает, что каждый человек не только “потребляет”, но и обогащает культуру уже тем, что “возвращается” в нее как творческая личность [1]. Одним из источников такого обогащения являются разнообразные виды культур, носителем которых является каждый обучающийся, так как с момента рождения он погружен в разные внешние культурные контексты, находящиеся в синергетической взаимосвязи и обусловливающие становление внутреннего, кросс-культурного контекста, который, в свою очередь, влияет на формирование личной культуры субъекта.
Во многих исследованиях описаны фундаментальные закономерности познания мира субъектом, начиная с влияния разных аспектов общечеловеческой и национальной культуры на его становление и заканчивая психологическими механизмами присвоения социокультурного опыта субъектом, раскрытыми Л.С. Выготским и его последователями [2]. Под личной культурой мы понимаем обретаемые человеком в контексте разных культур непрерывно изменяющиеся, находящиеся в развитии образцы поведения и деятельности.
Человек “погружается” в культуру, усваивая разные жизненные контексты. По
определению A.A. Вербицкого, контекст -это система внутренних и внешних факторов, а также условий поведения и деятельности человека, влияющих на особенности восприятия, понимания и преобразования конкретной ситуации, определяющих смысл и значение этой ситуации, как в целом, так и входящих в него компонентов. При этом выделяются внутренний и внешний контексты [3].
Рассматривая внутренний контекст, подчеркнем, что это система уникальных для каждого человека психофизиологических и личностных особенностей и состояний, его установок, отношений, знаний и опыта. Внешний контекст включает в себя систему предметных, социальных, социокультурных и других характеристик действий и поступков [1]. Контексты взаимодействуют на всех уровнях психического отражения.
Анализ литературы дал возможность нам показать и использовать тот факт, что субъект, обладающий своим внутренним контекстом как результатом предшествующей жизнедеятельности и образовательного опыта, “погружен” в пять внешних социокультурных контекстов (слоев) одновременно, которые, с одной стороны, автономны, а с другой - в своей совокупности образуют принципиально иное, интегративное качество.
Первый контекст, обусловленный мировой образовательной средой, определяется разнообразными подходами в сфере образования. Существуют различные фи-
© Сергеева В.В., 2011
лософские, религиозные, этнические и национальные особенности понимания того, каким должен быть человек и как его нужно образовывать. Представители разных стран и культур ведут поиск общих путей развития педагогических систем, что в ракурсе формирования патриотической культуры студентов вузов сегодня является для нас важным.
Второй контекст связан с образовательной средой конкретной страны, в которой переплетаются интересы и ценности ее граждан, имеющих разные культурные традиции, стереотипы понимания мышления и поведения. Общие стандарты образования, реализуемые на разных уровнях образования в одной стране, создают ситуацию выравнивания общего информационного, коммуникативного и ценностного образовательного поля. Принадлежность к разным этническим, национальным и конфессиональным общностям создает условия для проявления культурного колорита как общественного (всеобщего) в жизни сообщества и своеобразия каждого человека в жизни сообщества как индивидуального (единичного) [4].
Третий контекст обусловлен образовательной средой семьи, в которой складываются многообразные отношения между ее членами. Эти отношения зависят от личной культуры родителей, их установок и опыта общения. Внутренний образ духовной культуры, обретенный в процессе проживания конкретных ситуаций социальной жизни в семье, служит тем стержнем в личной культуре человека, который изначально устанавливает его нравственную основу деятельности и поведения.
Четвертый контекст определяется образовательной средой, создаваемой единством культур страны и мира, который мы относим к общечеловеческим ценностям. Взаимодействие культур формирует у человека критерии первичного восприятия мира и влияет на ценностно-смысловую основу личной культуры студента.
Пятый контекст зависит от собственно образовательной среды вуза, в которой создаются те или иные условия для развития субъекта познания в пространстве конкретной системы образования. Мы расширили этот контекст культурной составляющей и назвали ее культурно-образовательная среда вуза. Многообразные ситу-
ации взаимодействия, переплетения, обусловленности культурных особенностей целей, содержания образования, деятельности самих субъектов образовательного процесса приводят к тому, что студент “присваивает” культуру как субъект, “преломляя” ее через призму своей личной культуры, приобретенной в процессе предшествующей жизнедеятельности, и на основе этого формирует другие виды культур, в нашем случае - культуру патриотическую. В каждом контексте в образовании своя система ценностей. Значение патриотической культуры, реализуемое в моральных принципах, требованиях, традициях и ожиданиях, способах и стереотипах восприятия мира, которые студент усваивает и которым следует в своей жизни и деятельности, становится для него личностным смыслом. Все контексты пронизаны влиянием ценностей общечеловеческой, этнической, национальной и коммуникативной культур. Эти культуры составляют основу развития студента, обусловливая содержание его личной культуры. Базовая основа личной культуры субъекта развивается за счет обогащения его личного опыта в условиях приобщения, проживания и использования информационной и профессиональной культуры в процессе решения образовательных и практических проблем [5].
Внутренний контекст личности студента составляет кросс-культурный контекст. Он представляет собой сложившийся на данный момент у него образ мира, мироощущение как результат влияния разных культур (общечеловеческой, этнической, национальной, коммуникативной, профессиональной, информационной, патриотической и тому подобных), определяющий для него значение и смысл воспринимаемого, понимания и преобразования конкретной ситуации как целого и ее компонентов.
Личная культура студента, обусловленная влиянием кросс культурного контекста, может быть проявлена на следующих сменяющих друг друга уровнях:
1. Уровень культурной и социальной идентичности. В результате идентификации со своей культурной общностью человек приобретает стереотипы восприятия, мышления и понимания мира, что важно для формирования его патриотического
сознания. На этом уровне проявления патриотической культуры обусловлены рефлексивными рамками значений и смыслов этнической и национальной культуры. Патриотическое сознание студента отражает ценности одной культуры и отдельной группы.
2. Социокультурная компетентность студента. Образование обеспечивает культурное и социальное развитие личности, но занять место в культуре и в обществе, определенную жизненную позицию она может в процессе самоактуализации в культуре и жизни человека. Это предполагает развертывание в пространственновременном контексте жизнедеятельности вариантов проявления социокультурной компетентности студента в общекультурной осведомленности, в общении, творчестве. Данный факт формирует активную патриотически-деятельностную позицию студента.
3. Уровень духовности личности. Личная культура студента связана с его ценностными ориентациями, смысловой и душевной жизнью. Духовность как восхождение личности, обретение культуры открывается и решается человеком каждый раз заново и только для себя в каждом историческом времени. Духовность - проблема обретения смысла, она является сущностным, системообразующим качеством человека-патриота. Развитие духовности личности в результате приобщения к общечеловеческим ценностям предполагает единство освоения уже имеющихся и создание новых ценностей.
4. Уровень гражданской идентичности. Гражданская идентичность формируется на основе общественного познания субъекта, когда в сознании его образ мира связан с отражением значимости процессов, которые развиваются в данное культурноисторическое время конкретного общества. В результате человек принимает в свой внутренний мир идеи, ценности, нормы, установки и образцы восприятия и понимания этого мира значимой для него группы людей и реализует их в своем поведении. На этом уровне проявляется этическое сознание.
Рассматривая этическое сознание личности, A.C. Арсеньев указывает на двойственность сознания, поскольку человеческий индивид - существо общественное и
может жить и формироваться как человек и личность лишь в общении с другими людьми. Поэтому этическое сознание личности также оказывается двойственным. Нравственность одна - общечеловеческая, а мораль всегда предписывается индивиду извне от социальной группы в форме определенных норм и правил.
В результате гражданской идентичности на основе сочетания нравственности и морали возможны разные варианты взаимодействия культурных ценностей на уровне индивидуального сознания, что способствует повышению уровня патриотической культуры личности [5].
5. Патриотическая культура личности -это “живая культура” [6], которая в контекстном подходе рассматривается в развитии от культурной и социальной идентичности к возможному проявлению в виде гражданской идентичности и интеллигентности.
Таким образом, образовательный процесс следует рассматривать не только в контексте “передачи” патриотической культуры студенту преподавателями вуза, но и влияния на формирование ее у студентов на основе сложившейся на данный момент его личной культуры. В результате студент становится подлинным субъектом образования и не только постигает мир, но и творит его.
Литература
1. Вербицкий A.A. Новая образовательная парадигма и контекстное обучение. М., 1999.
2. Выготский Л.С. История развития высших психических функций. Соч.: В 6 т. М., 1983. Т. 3.
3. Вербицкий A.A. Контекст // Общая психология: Словарь / Под ред. A.B. Петровского // Психологический лексикон. Энциклопедический словарь: В 6 т. / Ред.-сост. Л.А. Карпенко. Под общ. ред. A.B. Петровского. М., 2005. С. 137 - 138.
4. Ильичева И.М. Духовность в зеркале философско-психологических учений (от древности до наших дней). М., Воронеж, 2003.
5. AрсеньевA.C. Философские основания психологии личности: Дис. ... д-ра психол. наук. М., 2001.
6. Моль A. Социодинамика культуры. М., 1973.