Научная статья на тему 'Контекст времени и контекст места - неизбежность компромисса (к проблеме современной контекстуальной архитектуры в исторической среде на примере Санкт-Петербурга)'

Контекст времени и контекст места - неизбежность компромисса (к проблеме современной контекстуальной архитектуры в исторической среде на примере Санкт-Петербурга) Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
2549
205
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОНТЕКСТ ВРЕМЕНИ / КОНТЕКСТ МЕСТА (GENIUS LOCI) / НЕИЗБЕЖНОСТЬ КОМПРОМИССА / ФОРМЫ РАЗЛИЧНОГО ИСТОРИЦИЗМА УМЕСТНОГО И НЕУМЕСТНОГО / CONTEXT OF TIME / CONTEXT OF A PLACE (GENIUS LOCI) / INEVITABILITY / OF COMPROMISE / DIFERRENT FORMS OF HISTORICISM APPROPRIATE AND INAPPROPRIATE

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Курбатов Юрий Иванович

Как показывает опыт Санкт-Петербурга, самая сложная проблема образования новых архитектурных форм в исторической среде связана с взаимодействием контекста времени и контекста памяти. Эти аспекты обладают противоположными векторами воздействия на новую форму. Контекст текущего момента это взгляд в настоящее и будущее. Контекст места (genius loci) взгляд в прошлое. Главный инструмент решения проблемы состоит, по мнению автора, в поисках компромисса между противоположными аспектами воздействия на форму.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

As the experience of St. Petersburg shows, the most complex issue of shaping new architectural forms in the historical environment is the interaction of the context of time and the context of memory. These aspects have the opposite vectors of affecting the new form. The context of the moment is a look at the present and the future. The context of memory (genius loci) is a retrospective review. The main tool to solve the problem, as the author claims, is the search for a compromise between the opposing aspects of impact on the form.

Текст научной работы на тему «Контекст времени и контекст места - неизбежность компромисса (к проблеме современной контекстуальной архитектуры в исторической среде на примере Санкт-Петербурга)»

Контекст времени и контекст места - неизбежность компромисса (к проблеме современной контекстуальной1 архитектуры в исторической среде на примере Санкт-Петербурга)

Ю.И.Курбатов

В наши дни самая сложная проблема формообразования контекстуальной архитектуры в исторической среде связана с взаимодействием контекста времени и контекста места. Эти аспекты обладают противоположными векторами воздействия на форму. Контекст времени - это взгляд в настоящее и будущее. Контекст места, или genius loci, - взгляд в прошлое.

Достижение взаимодействия противоположных тенденций требует от их выразителей высокой профессиональной культуры, безупречного вкуса и эстетики. Такое взаимодействие удается не всем и не всегда. Более того, до сих пор существуют противоположные - воинствующие точки зрения, деформирующие содержание того, что нужно. Так, самые активные градозащитники требуют почти полного подчинения среде, что приводит к архаизации облика новой формы, умертвляет среду. Напротив, некоторые архитекторы-новаторы стремятся к доминированию новизны, взрывающему исторический контекст. Противоположные крайности по формуле «или - или» должны смениться компромиссом, частично решающим «и то и другое».

Между тем результат решения «и того и другого» в современной архитектуре, включаемой в историческую среду, может в какой-то мере напомнить нам как об инструментах, так и о результатах их использования в создании историцистской архитектуры. Последняя, по определению академика РААСН А.В.Иконникова, была объективной тенденцией, проходящей все периоды развития архитектуры начиная с Возрождения [2].

Однако в отличие от историцизма как закономерного эволюционного процесса, опирающегося на отбор прообразов прошлого для включения в современность, историцизм, который рассматриваем мы, - одна из плюралистических разновидностей контекстуализма. Именно поэтому мы имеем основание в нашей ситуации добавить к термину «историцизм» определение «контекстуальный».

Сегодня отдельные формы современной контекстуальной архитектуры, представляющие исключительный интерес для центра Санкт-Петербурга (сохранения его целостности и исторической памяти), становятся все более актуальными и востребованными. Первоначальная боязнь архитекторов утратить свой имидж «крутых современников» и отказаться от антиконтекстуальной новизны уходит в прошлое. Накоплен большой опыт, который позволяет отметить появление различных форм историцизма. Наша цель - показать формы контекстуального историцизма, обозначить истоки их образования и степень уместности в контексте исторической среды.

Стилизаторско-описательный контекстуальный

историцизм

Этот тип историцизма отличается подражанием и копированием образца, что иногда перерастает в перечисление. Такой историцизм, исключающий современность, обедняет среду. Приведемем наиболее яркий пример.

Жилой комплекс на Каменном острове, набережная Большой Невки (архитектурная мастерская Евгения Подгорного).

1 Контекстуализм как философия, зародившаяся в начале 1960-х годов в Корнеллском университете (США), опирался на исследования Камилло Зитте и его идею о непрерывности урбанистического пространства. Контекстуализм был подхвачен и развит в 1970 - 1980-х годах в трудах советских ученых А.В.Иконникова, В.Л.Глазычева, А.Э.Гутнова, А.Г.Раппапорта и др.

Контекстуализм требовал рассмотрения отдельных строений как частей единого целого и для реализации этого принципа выдвигал главное требование - необходимость соответствия новой формы сложившемся контексту по размерам, конфигурации, цвету и структуре.

Это требование позднее деликатно уточнил известный идеолог постмодернизма Чарльз Дженке в своей книге «Язык архитектуры постмодернизма» (1965): «Контекстуализм требует максимально чуткого вписывания нового объекта в среду города, рассматриваемую как содержательный текст» [1. С. 102]. Это означает включение нового объекта в синтаксис основного текста, то есть в его геометрию, а также в слова, знаки и метафоры - носители «памяти места». Что касается геометрии новой формы, то она регламентируется нормами, в том числе Правилами землепользования и застройки.

Жилой комплекс на Каменном острове, набережная Большой Невки (архитектурная мастерская Евгения Подгорного)

Образцами для подражания служили загородные особняки в неоклассическом стиле. Новое здание, украшенное тосканским ордером, - хорошее повторение прошлого, вполне уместное для Каменного. Однако новизна в облике нового «дворца» и в его выразительном языке почти незаметна. Потому и незаметна дистанция во времени - знак эволюции и развития.

Ассоциативный контекстуальный историцизм

Подобная форма историцизма исключает подражание или копирование. Связь с образами прошлого определяется ассоциациями, как правило, представляющими собой результат воздействия художественно-обобщенных свойств исторического объекта на художественно-обобщенные свойства новой формы.

Весьма удачный пример ассоциативного историцизма - недавно построенный комплекс «Галерея» на Лиговском проспекте (архитектурная мастерская «Григорьев и партнеры»). Этот грандиозный комплекс, вытянутый по Лиговскому проспекту на 230 м, - безусловно, хорошее дополнение

исторического контекста Санкт-Петербурга. И дело не только в уместной конфигурации и профессионально решенной функции.

Огромная заслуга архитекторов мастерской «Григорьев и партнеры» - блистательный внешний облик комплекса. В нем мы не видим конкретных ссылок на тот или иной образец прошлого. История для авторов не делится на части, а как бы сливается в некие обобщенные образы изысканной ордерной архитектуры. Фасады здания, традиционно расчлененные на три части - цоколь, основное тело и аттик, удачно дополнены хорошо нарисованными современными проемами. С полным основанием можно вспомнить суждения известного теоретика и архитектора ХХ века Роберта Вентури о сложностях и противоречиях в архитектуре включающего типа и его девиз «не только, но и...» вместо «или-или».

Отсутствие четкости в рисунке ордера делает такую разновидность ассоциативного историцизма весьма приемлемой для вписывания почти в любой контекст изящной ордерной архитектуры.

Пример менее удачного ассоциативного историцизма, к сожалению, сочетающегося с некоторым копированием, - гостиница на площади Островского, 2а (архитектурная мастерская «Евгений Герасимов и партнеры»).

Ориентация на тему итальянского палаццо эпохи Возрождения, а затем и на петербургский неоренессанс появилась

Торговый центр «Галерея» на Лиговском проспекте (архитектурная мастерская «Григорьев и партнеры»)

Гостиница на площади Островского, 2а (архитектурная мастерская «Евгений Герасимов и партнеры»)

не мгновенно. Вначале был конкурс Союза архитекторов Санкт-Петербурга. Проект, занявший на нем первое место, тогда своим внешним обликом напоминал здание советского научно-исследовательского института 1980-х годов. Не все архитекторы его одобрили [3. С. 31]. Но за длительный период от конкурса до рабочего проекта менялись заказчики, а главное - у авторов была возможность подумать и осмыслить контекст. В то же время это был динамичный период профессионального и интеллектуального роста наших архитекторов. В результате появился отель, завершивший один из лучших классицистических ансамблей Санкт-Петербурга. Согласованность новой архитектуры с контекстом руководитель авторского коллектива Е.Л.Герасимов метафорически выразил словами: «Незачем кричать в Музее» [4. С. 98].

Ассоциативный историцизм характерен для многих объектов архитектурной мастерской М.А. Мамошина.

Внешний облик овальных объемов гостиничного комплекса «Novote^» отсылает к образам Древнего Рима. В них угадывается ассоциативная связь с аркадой и ордерной системой Колизея, акведуков, библиотек, в частности библиотеки Цельсия в Эфесе. Такая связь спровоцирована Итальянским садом, примыкающим к «Novotel». Но композиция целого и ее детализация обусловлены, прежде всего, творческой концепцией члена-корреспондента М.А.Мамошина: «..я пытаюсь в самой традиционной составляющей симбиоза

Гостиничный комплекс «Novotel» (архитектурная мастерская М.А.Мамошина)

старого и нового искать новацию»2. Комплекс возвращает нас к основам всей европейской и российской ордерной архитектуры. Именно поэтому такая архитектура весьма уместна в контексте классицистического Санкт-Петербурга.

Удачный пример мягкого ассоциативного историцизма демонстрирует жилой дом на проспекте Динамо (архитектурная мастерская О.С. Романова). Современное тело здания органично сочетается со знаками и деталями неоисторизма Петербурга XIX и XX веков, несущего смешение различных стилей, подчиненных новому радикальному целому, в котором угадываются черты надвигающегося модерна.

Столь же интересны примеры ассоциативного северного модерна в работах мастерской И.А.Солодовникова, особенно в жилых комплексах на Крестовском острове. Для них харак-

2 Из моего неопубликованного интервью с Михаилом Александровичем Мамошиным. 10 августа 2005 года.

Жилые комплексы на Крестовском острове (архитектурная мастерская И.А.Солодовникова)

терна привязанность не только к модерну и его времени, но и к более широкому, эволюционному контексту - культурным пластам переходного периода от неоклассицизма к модерну и от модерна к авангарду. Именно поэтому облик зданий не дистанцируется от современности, а хорошо с ней сосуществует.

К ассоциативному северному модерну можно отнести и театрально-развлекательный комплекс «Лицедеи» на улице Льва Толстого, 9 (архитектурная мастерская «Студия 17», руководитель С.В.Гайкович).

Модернизированный контекстуальный историцизм

Характерен тем, что в нем образы прошлого, его знаки модернизируются - геометризуются, упрощаются, деформируются - под влиянием современности. К форме модернизированного историцизма можно отнести ряд объектов.

Конкурсный проект технопарка в Невском районе Санкт-Петербурга у метро «Улица Дыбенко» (архитектурная мастерская О.С. Романова). Авторский коллектив предложил сформировать на пересечении проспекта Большевиков и улицы Дыбенко «внешнюю» городскую доминанту в виде усеченных стеклянных башен-призм вокруг циркульного пруда в полукольце общественных зданий.

Внутри башен-призм с озелененными уступами-террасами были размещены разноцветные «архитектоны» (скульптурные модели супрематизма - одного из направлений левого искусства СССР 1920-1930-х годов).

Взметнувшиеся вверх призмы завершались «капителями» - площадками для вертолетов и дирижаблей.

Предлагая принципиально новую форму башни-колонны, авторы стремились придать ей множество знаков прошлого. Среди них ссылка на архетипы сакральной геометрии, мистерии египетских призматических пилонов, менгиры Стоунхен-джа, греческие колонны, пластические и цветовые модели супрематизма. В то же время просматривалась главная привязанность к знаку - колонне, что может свидетельствовать

о семантической общности башен-призм и исторического контекста.

Здание операционного отделения управления Сбербанка России на Фурштатскойулице, 5 (архитектурная мастерская «Студия 44», руководитель Н.И.Явейн). В проекте пространство первого двора определяет упрощенная гранитная колоннада -явная ссылка на образы первичных археформ. Первоисточники диктуют и композицию мансардных окон - это так называемые трилиты. А вот дворцовый вестибюль представляет собой маленький брутальный причал набережных Невы.

Здание бизнес-центра в 130-м квартале Невского проспекта (архитектурная мастерская М.А.Мамошина). Спаренные цилиндрические колонны, несущие как бы разрушающийся антаблемент, наложены на остекленные плоскости фасада, - символ непрерывности архитектурного процесса, его преемственности. В то же время это явное творческое продолжение модернизированных ордеров И.А.Фомина.

Здание Сбербанка России на Фурштатской ул., 5 (архитектурная мастерская «Студия 44»)

Конкурсный проект технопарка у станции метро «Улица Дыбенко» (архитектурная мастерская О.С.Романова)

Здание бизнес-центра в 130-м квартале Невского проспекта (архитектурная мастерская М.А. Мамошина)

Парадоксальный3 контекстуальный историцизм

Характерен парадоксальным расширением смыслового содержания классицистического ордера, переведением его форм как бы в двоякофункционирующие элементы.

Самый яркий пример подобного историцизма - гостиничный комплекс «ParkInn» (улица Гончарная, 2; генеральный проектировщик - архитектурная мастерская «Студия 17»).

Новый «ордер» - треугольные эркеры-колонны, завершенные фонарями-капителями, - дает небольшое, но существенное дополнение к внутреннему пространству гостиничных номеров, увеличивающее их визуальный комфорт. Такой «ордер» становится многозначным элементом. С одной стороны, это главный выразительный элемент фасадов, с другой - удачное конфигуративное расширение внутреннего пространства за счет связи «внутреннего» с «внешним».

Безусловно, фасадное решение, предложенное и реализованное «Студией 17», - интересный эксперимент, продолжающий новации выдающегося советского архитектора А.И. Гегелло (проект здания «Аркос» в Москве, 1924) и работ западного классициста Р.Бофилла (1980).

Современная контекстуальная архитектура как творческое направление не всегда в почете у тех архитекторов-новаторов, кто стремится к овеществлению абсолютной новизны. Для них, как правило, имидж архитектора определяется только новизной, изобретательством, движением вперед, а

3 Термин «парадоксальный» заимствован из монографии А.В.Иконникова «Историзм в архитектуре» [2. C. 423].

Гостиничный комплекс «Park Inn» на Гончарной улице, 2 (архитектурная мастерская «Студия 17»)

не использованием прошлого. Особенно неприемлем для радикальных новаторов сам термин «историцизм», несущий признак эклектизма. Последний еще недавно был ругательством, а для некоторых «теоретиков» и сегодня остается ненавистным прошлым.

Между тем контекстуальный историцизм конца ХХ - начала XXI века, включенный в историческую среду, - не повторение прошлого. Это новый уровень сочетания современных функциональных и технологических достижений со ссылками на художественно-обобщенные знаки прошлого. Главное назначение такой контекстуальной архитектуры состоит в сохранении исторической среды, а ее огромный потенциал необходим для реализации одной из радикальных тенденций современности к плюрализму, творческому разнообразию.

Литература

1. Дженке Ч. Язык архитектуры модернизма. М., 1965.

2. Иконников А.В. Историзм в архитектуре. М.: Стройиз-дат, 1997.

3. Курбатов Ю.И. Глубокое погружение в прошлое с проектом новой гостиницы на пл. Островского // Ардис. 2005. №4 (28).

4. Медок О. Ностальгия по Ренессансу // Капитель. 2009. №5. С. 98.

Literatura

1. Dzhenke Ch. Yazyk arhitektury modernizma. M., 1965.

2. IkonnikovA.V. Istorism v arhitekture. M.: Strojizdat, 1997.

3. Kyrbatov Yu.I. Glubokoe pogruzhenie v proshloe s proektom novoj gostinitsy na pl. Ostrovskogo // Ardis. 2005. №4 (28).

4. Medok O. Nostalgiya po Renessansu //Kapitel. 2009. №5. C. 98.

The Context of Time and the Context of a Place - the Inevitability of Compromise. By Yu.I.Kurbatov

As the experience of St. Petersburg shows, the most complex issue of shaping new architectural forms in the historical environment is the interaction of the context of time and the context of place. These aspects have the opposite vectors of affecting the new form. The context of the moment is a look at the present and the future. The context of place (genius loci) is a retrospective review. The main tool to solve the problem, as the author claims, is the search for a compromise between the opposing aspects of impact on the form.

Ключевые слова: контекст времени, контекст места (genius loci), неизбежность компромисса, формы различного историцизма - уместного и неуместного.

Key words: context of time, context of a place (genius loci), the inevitability of compromise, diferrent forms of historicism -appropriate and the inappropriate.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.