УДК 902.01
DOI: 10.24411/2658-7637-2020-11602
К.В. Моряхина
КОНТАКТЫ НАСЕЛЕНИЯ ПЕРМСКОГО ПРЕДУРАЛЬЯ И ВОЛЖСКОЙ БУЛГАРИИ (ПО МАТЕРИАЛАМ УКРАШЕНИЙ РУК)*
Пермский государственный гуманитарно-педагогический университет, Пермь, Российская Федерация
Рассматриваются контакты между населением Пермского Предуралья и Волжской Булгарии на примере импорта украшений рук и влияния булгарской ювелирной традиции на ремесло Пермского Предуралья. Начиная с XI в. в Пермском Предуралье появляются изделия, изготовленные в подражание булгарским. В XIII в. появляются своеобразные местные варианты перстней, в которых заметно влияние булгарских техник.
Ключевые слова: украшения рук, Пермское Предуралье, Волжская Булгария, ювелирное дело, импорт.
K.V. Moryakhina
CONTACTS OF THE POPULATION OF THE PERM CIS-URAL AND VOLGA BULGARIA (BY THE MATERIALS OF RINGS AND BRACELETS)
Perm State Humanitarian Pedagogical University, Perm, Russian Federation
This article examines the contacts between the population of the Perm Cis-Urals and the Volga Bulgar on the example of the import of hand ornaments and the influence of the Bulgarian jewelry tradition on the craft of the Perm Cis-Urals. Since the XI century. in the Perm Cis-Urals, there are products made in imitation of the Bulgar ones. In the XIII century. original local variants of rings appear, in which the influence of the Bulgar techniques is noticeable.
Keywords: hand jewelry, Perm Cis-Urals, Volga Bulgaria, jewelry, import.
Безусловно, Волжская Булгария оказала значительное влияние на Пермское Предуралье: на пермских памятниках встречаются булгарские вещи, развивалось ремесло, под влиянием булгарских мастеров велась торговля при посредничестве Волжской Булгарии. Контакты населения Пермского Предуралья и Волжской Булгарии фиксируются по различным материалам, в том числе по украшениям рук. Можно выделить три направления взаимодействия: импорт, подражание булгарскому импорту, появление нового варианта изделий.
Импорт. На раннебулгарских памятниках встречаются типичные для Пермского Предуралья браслеты - дротовые овальные в сечении: с уплощением на концах, с приостренными концами, с кружковым орнаментом [Казаков, 1992, рис. 62: 5]. Украшения попадают, скорее всего, вследствие миграции части финно-угорского населения Пермского Предуралья в Поволжье.
Работа выполнена при поддержке Министерства образования и науки Пермского края, соглашение № С-26/1192 от 19.12.2019 г.
Начиная с X в. булгарские вещи появляются на памятниках Пермского Предуралья. В это время были в «моде» перстни «салтовского» типа - цельнолитые, с каменной или стеклянной вставкой, закрепленной четырьмя захватами. Первоначально такие перстни изготавливались на территории салтово-маяцкой культуры. Со временем такие перстни вошли в «моду», и наряду с импортными вариантами стали появляться изделия, изготовленные в подражание, которые имели ряд особенностей (цвет вставки, насечки на шинке или вставке). В Пермском Предуралье перстни «салтовского» типа встречаются как импортные, так изготовленные местными мастерами. Причем импортные были не только на территории салтово-маяцкой культуры, но и на территории Волжской Булгарии. Так, на Баяновском могильнике был обнаружен перстень с гравировкой на камне «Нет Бога, кроме Аллаха». Данный перстень, вероятно, происходит именно из Волжской Булгарии.
В XI в. в Пермское Предуралье из Волжской Булгарии попадают кованые перстни с круглым щитком, украшенным зерносканным декором (2 экз.; Рождественское городище, Агафоновский II могильник). Такие перстни не получили распространение в Волжской Булгарии [Руденко, 2015, с. 160], но были восприняты пермскими мастерами и изготавливались в подражание (см. ниже).
В конце XI - начале XIII в. в Волжской Булгарии стали популярными серебряные кованые перстни с чеканным или гравированным рисунком, выделенным чернью. Всего на территории Волжской Булгарии было обнаружено 95 экз. [Руденко, 2015, табл. Б]. Изделия встречаются в незначительном количестве в Удмуртском, Пермском и Северном Предуралье, Зауралье. В Пермском Предуралье обнаружено шесть таких перстней:
- с прямоугольным щитком и растительным орнаментом (рисунок: 2; Рождественское городище);
- с прямоугольным щитком и рисунком из переплетенных геометрических фигур в виде диагонального креста (рисунок: 3; Рождественское городище);
- с прямоугольным щитком и рисунком из сдвоенных трилистников (рисунок: 4-5; Саламатовское I городище, Калинское селище);
- с шестиугольным щитком и рисунком в виде крина, вписанного в круг (Плотниковский могильник);
- с овальным щитком и рисунком из симметрично расположенных трилистников, разделенных линией из насечек (Плотниковский могильник).
Перстни были атрибутированы как импортные, поскольку представляют типичные образцы булгарского ювелирного дела [Руденко, 2015, с. 61] - гравировка на перстнях с тонким щитком, линейное обрамление щитка на перстнях с прямоугольником черни, в который вписан рисунок, орнамент в виде галочки или трилистников на шинке. Стоит также отметить, что данные типы перстней из всего многообразия были наиболее распространенными в Волжской Булгарии.
К булгарскому импорту XI-XII вв. можно отнести серебряные плетеные браслеты (рисунок: 12; Агафоновский II могильник, местонахождение у с. Верх-Язьва). Браслеты свободно сплетены из шести проволок, окончания раскованы для их скрепления.
Подражание булгарскому импорту. Булгарское ювелирное искусство в XI-XIII вв. было на высоком уровне развития и являлось образцом для подражания для соседних территорий (Предуралья и Зауралья), которые вели транзитную торговлю с Волжской Булгарией. К.А. Руденко, изучая булгарские украшения из серебра, пришел к выводу: изделия редко встречаются за переделами Волжской Булгарии, и в большинстве своем предметы, которые исследователями были атрибутированы как булгарские, таковыми не являются. Данные украшения были изготовлены под влиянием булгар или при их участии и имеют ряд особенностей: своеобразие формы и орнамента, сочетание черни и зер-носканного декора, чернь используется для оформления фона, использование золочения [Руденко, 2015, с. 81].
Детальное рассмотрение серебряных перстней, обнаруженных в Пермском Предуралье, и сравнение их с украшениями, происходящих из раскопок булгарских поселений, позволило выделить ряд изделий, которые можно отнести к категории «подражание». Так, указанные выше серебряные кованые перстни с зерносканным декором и перстни с чернением пермскими мастерами изготавливались в подражание булгарским параллельно с появлением привозных изделий. Причем количество изделий, изготовленных в подражание, превалирует над импортными, - 10 перстней с чернением, шесть перстней с зерносканным декором.
Перстни с зерносканным декором (рисунок: 1; могильники Аверинский II, Агафоновский II, Рождественский, Степаново Плотбище), изготовленные местными мастерами, отличаются более низким качеством: зернь неровная, сканная проволока заменена на торсированную. Фон между пирамидками зерни покрыт золочением, что не характерно для булгарского ювелирного дела. Такие перстни в Пермском Предуралье встречаются в XI-XII вв., в то время как в Волжской Булгарии изготавливались только в XI в.
Технике чернения, вероятнее всего, пермские мастера обучались у булгар-ских, вместе с этим перенимая и типичные образцы булгарских ювелирных изделий. Обнаруженные в Пермском Предуралье перстни с чернением, изготовленные в подражание, весьма разнообразны:
- с овальным щитком и волнообразным орнаментом (рисунок: 7; селище Телячий Брод);
- золотой с прямоугольным щитком и растительным орнаментом (Анты-барский могильник);
- с прямоугольным щитком и рисунком в виде косого креста, пересекающего круг (рисунок: 6; Саламатовское I городище, Плотниковский могильник);
- с прямоугольным щитком и рисунком из переплетенных геометрических фигур в виде диагонального креста (рисунок: 11; Плотниковский могильник, Рождественское городище);
- с шестиугольным щитком и рисунком в виде трилистника, вписанного в круг (Плотниковский могильник)
Визуально на первый взгляд перстни напоминают булгарские украшения. Но пермские изделия отличаются более низким качеством нанесения декора, наличием золочения, своеобразием орнамента (отличаются детали). Так, на рассматриваемых перстнях отсутствует линейное обрамление по краям щитка типичное для булгарских изделий, все пространство щитка перстня могло быть занято орнаментом, имеется орнамент на шинке в виде трех треугольников [Моря-хина, Сарапулов, 2017].
Появление нового варианта перстней. В Пермском Предуралье в XIII в. появляется своеобразный вариант перстней, в котором произошло сочетание булгарской (техника изготовления) и древнерусской (орнамент) традиций. Щиток перстней имеет овальную форму, изготовлены из серебра путем ковки. Орнамент нанесен при помощи гравера. Данные перстни имеют два варианта оформления щитка:
- незамкнутая плетенка (5 экз.; рисунок: 8-9; могильники Плотниковский, Телячий Брод). По краю щитка имеется бордюр в виде рубчатой ленточки. Шинка по бокам от щитка украшена треугольниками. Фон покрыт золочением;
- две пересекающиеся рубчатые линии, покрытые золочением (3 экз.; рисунок: 10; Плотниковский могильник). В пространстве между линиями с четырех сторон выгравированы завитки, залитые чернью. По краю щитка располагается бордюр.
Несмотря на схожесть техники изготовления с булгарской, имеется существенное отличие - при декорировании изделий используется сочетание чернения и золочения, что не типично для булгарских [Брюхова, Подосенова, 2015]. Орнаментальный мотив, скорее всего, был заимствован от новгородцев, где встречаются перстни с изображением плетенки [Седова, 1981, рис. 51]. Наложение двух традиций связано с общекультурной ситуацией: падением Волжской Булгарии и в связи с этим усилением русского влияния на Пермское Предуралье.
Аналогичные перстни встречаются в вымской культуре на Жигановском могильнике в погребениях XIII в. [Савельева, 2010, рис. 142: 6], на памятниках бассейна р. Тобол. Вероятно, они имеют общий центр изготовления.
Таким образом, установившиеся контакты между населением Волжской Булгарии и Пермского Предуралья сыграли не только важную роль в торговле, но и в развитии пермского ювелирного дела. Влияние булгарского ремесла можно проследить не только по украшениям рук, но и височным кольцам, подвескам. Стоит отметить, что это влияние началось в период рассвета
Волжской Булгарии и сохранилось после ее падения, что, соответственно, указывает насколько значимо оно было для пермских мастеров. Но при этом влияние не было всеобъемлющим, поскольку основная масса украшений изготавливалась по традиционной схеме.
Библиографический список
Брюхова Н.Г., Подосенова Ю.А. Перстни «булгарского» типа из материалов Плотниковского могильника родановской археологической культуры: техника изготовления // Известия Самарского научного центра Российской академии наук. - 2015. - Т. 17, № 33. - С. 304-311.
Казаков Е.П. Культура ранней Волжской Болгарии. - М.: Наука, 1992. - 335 с.
Моряхина К.В., Сарапулов А.Н. Булгарские перстни с чернью на памятниках Пермского Предуралья // Вестник Музея археологии и этнографии Пермского Предуралья. - 2017. - Вып. VII. - С. 52-56.
Руденко К.А. Булгарское серебро. Древности Биляра. - Казань: Заман, 2015. -Т. II. - 528 с.
Савельева Э.А. Жигановский могильник. - Сыктывкар: КНЦ УрО РАН, 2010. - 456 с.
Седова М.В. Ювелирные изделия Древнего Новгорода (X- XV вв.). - М.: Наука, 1981. - 196 с.
Рис. Перстни, обнаруженные в Пермском Предуралье: 1 - Рождествеснкий могильник; 2, 3 - Рождественское городище; 4, 6 - Саламотовское I городище; 5 - Калинское селище; 7, 8 - могильник Телячий Брод; 9-11 - Плотниковский могильник; 12 - местонахождение
у с. Верх-Язьва