Научная статья на тему 'Контактное взаимодействие массивной высокоэластичной шины с дорожным покрытием'

Контактное взаимодействие массивной высокоэластичной шины с дорожным покрытием Текст научной статьи по специальности «Механика и машиностроение»

CC BY
174
42
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
высокоэластичная шина / коэффициенты жесткости пружин / качение / проскальзывание / увод / площадка контакта
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The mathematical model of account of contact interaction massive high elastic of the trunk with the basis is developed at the account slipping and withdrawal.

Текст научной работы на тему «Контактное взаимодействие массивной высокоэластичной шины с дорожным покрытием»

УДК 622.625.28

КОНТАКТНОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ МАССИВНОЙ ВЫСОКОЭЛАСТИЧНОЙ ШИНЫ С ДОРОЖНЫМ ПОКРЫТИЕМ

А.А. Сердюк, профессор, д.т.н., А.А. Савченко, доцент, к.т.н., И.А. Царенок, ст. лаборант, Национальный горный университет

Аннотация. Разработана математическая модель расчета контактного взаимодействия массивной высокоэластичной шины с основанием при учете проскальзывания и уводом.

Ключевые слова: высокоэластичная шина, коэффициенты жесткости пружин, качение, проскальзывание, увод, площадка контакта.

Введение

Массивные высокоэластичные (МВЭ) шины только в настоящее время начали получать достаточно широкое распространение. Этому способствовала настоятельная необходимость в оснащении машины шинами, способными продолжать перемещение при неизменных нагрузочных, демпфирующих и скоростных свойствах, независимо от приобретенных повреждений. Но при этом свойства безаварийных шин должны не уступать пневматическим прототипам в приложении к конкретным условиям эксплуатации [1].

Массивные высокоэластичные шины состоят из посадочной, демпфирующей и протекторной функциональных частей, обеспечивающих получение больших значений касательных составляющих сил на площадке контакта, которые определяют повышение силы тяги и торможения.

Для выбора параметров функциональных частей необходимо точное описание напряженно-деформированного состояния области протектора, примыкающей к площадке контакта. Из решения этой задачи может быть получена, в частности, зависимость удельного давления от длины площадки контакта жесткостных характеристик резинового слоя функциональных частей МВЭ шин. В работе [2] изучен вопрос взаимодействия футерованного колеса в плоской постановке в режиме чистого качения.

Математическая модель

В данной работе ставится целью рассчитать качение с проскальзыванием и уводом массивной высокоэластичной шины.

Задача решается при следующих представлениях: массивная функциональная часть заменяется эквивалентной моделью, состоящей из сосредоточенных масс

т. = т N- М_1 К-

(I = 1 , N; } = 1 , М; к = 1 , К),

соединенных безмассными пружинами, имитирующими объемную сплошную среду (рис. 1).

Соответствующие коэффициенты жесткости пружин определяются по формулам

С= 2п М~1Е Я. Ь; г, = е ь n(я -щ-,); (1)

Сг ф, = 0,5 М-1 п ОЩ Ь;

СЯ = 0,5 К Ь п О Zk,

где Е, О, Я., N М, К, Ь - модули упругости первого и второго рода; текущий радиус функциональной части; число звеньев модели в радиальном, окружном и поперечном направлении; ширина пятна контакта.

Коэффициенты жесткости Сг. находят из условия приложения гидростатического давления к слою массы функциональной части без жесткого центра; Сф. - из гидростатического сжатия на жестком центре; Сгф. - из закручивания слоя на жестком центре; CZ К Я - из поперечного смещения слоя на жестком центре.

Рис. 1. Модель сплошной среды шины

Для численного решения задачи о напряженно-деформированном состоянии необходимо получить систему дифференциальных уравнений движения модели и проинтегрировать ее численно. Уравнения движения рассматриваемой системы (рис. 1), число степеней свободы которой равно 2NMK, получим методом Лагранжа, для чего запишем выражения

- кинетической энергии:

N М К

т = 0,5N-М-К-1шсТТТ(( + У2j + ¿2;); (2)

- потенциальной энергии системы:

N M K . (( t - Дг° )

П = 0,252ZZ{Cr,-V j '

( so)

+сф

где

(( и-Д Ф°.) +

(дФ0 eo )2

( -Д Ф° )4 + C ((-Д) )4

Ij , \ 2 + CZRR . .2

((oS0 ) (Д^^8„ )

(3)

=

Дг°, =

ДФ,. =

(( - Xj-ik )2 + (( - yij-ik )2

(o o \2 . / o o \2

- -ik) +( - y,j-ik)

(j - X-ijk )2 +(- y,-ijk )2

У2

/2

^ = Г(( -xhjk)2 +( -yhjk)2

У2

Д гФи =

Д гф°. =

(( - -i j-ik )2 +(- yt-i j-ik )2

(o o \2 . / o o \2

xij - X-i j-ik) +( - y,- i j-ik)

У2

У

Hz. . =

=

(y,j - yt-i j-ik)+(( - z, - i j-ik)

(o o \2 . / o o \2

y<j - y, -ij-ik) + (( - z,-i j -ik)

>2.

где - xijk > yijk, zijk, xijk, yijk, zijk - текущие и

начальные координаты масс соответственно; е0 -

характеристика нелинейности материала слоя, которая связана с напряжением законом

8= E x(s/s0 )3 [3].

Подставим соотношения (2), (3) в уравнение Лагранжа II рода

NMK

+Cr

X,jk + Cr

(x, jk xi j -1 k )

Дг

, jk

дгф, jk - rфo¡jk ^ ( Дг Фо*6o

- i j -ik )

Дгф,

jk

+сф

+cz

ДФ;й -ДФ°,* I3 ( - x

, jk_

Дф j 6

vi jk

i jk )

Дф,

+ (4)

jk

-Kjk

(yijk - y, - i j -ik).

Дг,

jk

x , jk :

(xijk- x -1 jk )/аф jk = Q

x ^ y ^ z

i= 1m; j = ; k = \K.

Решение системы (4) выполним при следующих граничных начальных условиях:

Q xyijk = М Q ziMk sign x iMk

X ^ У

где м - коэффициент трения резина - покрытие дороги;

Xijk = Ricos (2niM -); ytjk = R sin(2nM-1); i = ; j = ; k = .

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

m

c

Граничные условия выбраны на основании анализа реальной картины взаимодействия массивной высокоэластичной шины с прямолинейным абсолютно жестким полотном дороги при наличии трения по закону Кулона.

Интегрирование системы уравнений движения (4) проведено модифицированным методом Эйлера, имеющим второй порядок аппроксимации.

Метод приводит к следующим рекуррентным формулам:

х+ V2) _ ■ (я -12) + х(ЩД..

_ ^) + х(

X ^ У ^ 2

где Д( - номер и величина шага по времени.

R2= 0,675; е = 0,7; b = 0,445 м; д = 0,8.

Эти параметры соответствуют МВЭ шине модели ELKO-362.

L,lmm

Рис. 2. Зависимость длины площадки контакта 1 от нагрузки на колесо Р: кривая 1 - для МВЭ колеса с резиной модулем упругости Е = 2 мН/м2; кривая 2 - для колеса с резиной модулем упругости Е = 6 мН/м2

На рис. 3 представлена зависимость сдвиговой деформации угг в окружном сечении при

Rj =

R + R

——2—M при повороте 10°.

Величина шага по времени выбрана из условий устойчивости по Куранту [4]

At < min (Ar, Дгф,, Дф,, Azr/ / с,

где с - скорость звука в резине.

Численное решение задачи выполнено на ЭВМ при следующих параметрах МВЭ шины и дороги:

Рис. 3. Деформация шины при повороте 1 - для колеса с резиной модулем упругости Е = 2 мН/м2; 2 - для колеса с резиной модулем упругости Е = 6 мН/м2

Заключение

Результаты проведенных расчетов представленные на рис. 2, 3. Кривые 1, 2 указывают на зависимость пятна контакта от исполнения МВЭ шины. Пятно контакта определяет коэффициент сопротивления качения, который находится в зависимости с технико-экономическими показателями машины.

Литература

1. Безаварийные шины подъемно-транспортных

машин / В.А. Тютин, В.В. Вербас, А.П. Науменко, А.Г. Смирнов. - Днепропетровск: - УкО ИМА пресс, 2000. - 182 с.

2. Сердюк А.А. Взаимодействие футерованного

колеса шахтного локомотива с рельсом // Горный журнал. - 1991. - №9. - С. 80-83.

3. Потураев В. Н. Резиновые и резинометалличе-

ские детали машин. - М.: Машиностроение, 1966. - 300 с.

4. Уилкинс В. Вычислительные методы в гидро-

динамике. - М., 1967. - 384 с.

Рецензент: С.Е. Блохин, профессор, д.т.н., НГУ.

М = 700; N = 8; K = 10; R1= 0,33 м;

Статья поступила в редакцию 14 января 2005 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.