Научная статья на тему 'Консюмеризм как концепция защиты прав потребителей в условиях развитой рыночной экономики'

Консюмеризм как концепция защиты прав потребителей в условиях развитой рыночной экономики Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
577
118
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Консюмеризм как концепция защиты прав потребителей в условиях развитой рыночной экономики»

Изиев Камиль Абусалимович

Консюмеризм как концепция защиты прав потребителей в условиях развитой рыночной экономики

22.

Аннотация: статья посвящена оценке деятельности потребительских организаций и более широких групп потребителей, которая чаще всего определяется в общественном сознании как консюмеризм и вызывает больше всего критики и вопросов. Прежде всего, действительно ли таким образом выражаются интересы потребителей как большой социальной группы или интересы других социальных групп и политические амбиции лидеров потребительского движения.

к.э.н., начальник отдела экономики и финансов Аппарата Народного Собрания РД, доцент ДГУ,

г. Махачкала

Ключевые слова: потребитель, защита прав, интересы, общества, организации и союзы, консюмеризм, фирмы

Iziev K.A. Consumerism as the concept of consumer protection in a developed market economy

The paper is devoted to the evaluation of consumer organizations and the broader group of consumers, which is most often defined in the public consciousness as consumerism and causes the most criticism and questions. First of all, whether expressed in this way the interests of consumers as a large social group, or the interests of other social groups and political ambitions of the leaders of the consumer movement.

Key consumer, protection of the rights, interests, societies, organizations and unions, and consumerism, the firm

В условиях развитой рыночной экономики любая фирма начинает свою деятельность с разработки рыночной стратегии и постановки цели. От правильности этой работы зависит место и роль фирмы в рыночной иерархии. Одним из немаловажных факторов является выверенность в создании фирмой правильного сегмента деятельности, а, следовательно, создание своего потребителя. В процессе деятельности фирма сталкивается с множеством проблем, которые обусловлены многогранностью и взаимосвязью факторов внешней и внутренней среды.

Одно из первых мест в данном комплексе проблем занимает потребитель и взаимоотношение фирмы с ним. Здесь, на первый план выходит тесная связь между факторами внешней среды, которые, каждый со своей стороны, воздействуют на построение бесконфликтной системы "производитель-потребитель".

Необходимостью защиты своих прав обусловлено объединение потребителей в развитых странах в различные общества, организации и союзы.

Организованное движение потребителей в защиту своих прав (консюмеризм) получило название от англ. consumer - потребитель. По определению Ф.Котлера "потребительское движение - консюмеризм - это организованное движение граждан и государственных органов за расширение прав и влияния покупателей в отношении продавцов". Деятельность международного потребительского движения направлена на объединение и солидарность всех потребителей в борьбе за свои права. Это относится к реализации права на безопасность, права на информацию, права на выбор товара; права на выражение своих мыслей. Международный союз потребителей добавил еще право на образование и право на здоровую окружающую среду. Генеральной Ассамблеей ООН приняты основные направления по защите прав потребителей, что означает, признание результатов деятельности международного потребительского движения. С этого времени указанные права потребителей получили международное признание и законность, стали признаны развитыми и развивающимися странами. Государства стали отражать их в своих национальных законодательных актах.

Одним из важных направлений деятельности потребительских движений является проведение массовых кампаний в защиту прав потребителей и политическая активность в защиту интересов потребителей. Это могут быть кампании в прессе, бойкоты, различные формы давления на правительство и корпорации с целью обеспечить соблюдение прав потребителей в

той или иной сфере. Эта сторона деятельности потребительских организаций и более широких групп потребителей чаще всего определяется в общественном сознании как консюмеризм и вызывает больше всего критики и вопросов, прежде всего, действительно ли таким образом выражаются интересы потребителей как большой социальной группы или интересы других социальных групп и политические амбиции лидеров потребительского движения. Иными словами, отвечает ли форма (массовые кампании) содержанию (выражению интересов потребителей)? Вытекающий из этого вопрос: а что такое, собственно, интересы потребителей?

С экономической точки зрения массовые кампании есть определенная форма выравнивания положения потребителей и продавцов, но не путем предоставления информации, а путем воздействия на общественное мнение. А уже через это мнение воздействие либо на государственные органы, прежде всего законодательные, либо напрямую на бизнес. Эта форма является социально более детерминированной, чем другие, в том смысле, что всплеск консюме-ризма в виде общественного движения тесно связан с общим подъемом социальной активности в обществе.

Теории, связывающие эволюцию консюмеризма с социальными и политическими факторами, представляются более зрелыми. В них меньше путаницы в понятиях: под консюмериз-мом понимают широкое общественное движение в защиту интересов потребителей, часто институционально не оформленное. Однако эти теории, как правило, весьма односторонни, поскольку видят исключительно социальную, но не экономическую основу движения в защиту прав потребителей.

Так, достаточно популярны интерпретации консюмеризма как части более широкого социального движения. С этой точки зрения консюмеризм не столько отражает специфические проблемы потребителей, сколько является одним из способов выражения более широкого круга гражданских и социальных проблем. В подтверждение этой точки зрения приводится тот факт, что расцвет консюмеризма в 60-х - начале 70-х годов совпал с общим ростом социальной активности, в особенности движений протеста. У всех гражданских движений того времени была весьма радикальная схожая тактика: в США это были бойкоты, массовые кампании в прессе, громкие судебные дела. В Европе движения протеста использовали еще более радикальные методы. Консюмеристское движение в это время было не просто схоже с иными гражданскими движениями. Например, потребительские бойкоты отдельных фирм часто преследовали не столько чисто потребительские, сколько политические цели.

Наибольшее развитие консюмеризм получил в США. Наряду с использованием американского опыта в послевоенные годы в бурно развивающейся Европе шел процесс роста самосознания потребителя и процесс объединения их усилий по защите своих прав. Толчком явилась конференция союзов потребителей, проходившая в Гааге в 1960, где были сформулированы принципы, вылившиеся в дальнейшем в программу, разработанную специальной службой по охране прав потребителей Европейского Экономического сообщества, в которой декларируются пять основных прав потребителей.

информацию

Экономический и социальный совет ООН разработал "руководящие принципы ООН для защиты интересов потребителей", в которые вошли обеспечение физической безопасности товаров; содействие экономическим интересам потребителей и их защита; создание норм безопасности и качества потребительских товаров и услуг; разработка политики эффективного распределения основных потребительских товаров; принятие правовых и административных

Основные права потребителей

Право на охрану здоровья и безопасность Право на образование и

Право на охрану экономических интересов

Право на компенсацию

Вопросы структуризации экономики. №2, 2012 Материалы XIII Международной НПК по маркетингу в Махачкале мер, позволяющих потребителям получить компенсацию в случае нарушения их прав; разработка программ просвещения и информирования потребителей.

В настоящее время под эгидой МОСП функционирует потребительский Интерпол - международное сообщество потребителей, обладающее полицейскими функциями. Эта организация, кроме всего прочего, успешно практикует составление перечня продукции, потребление которой ограничено и запрещено, а также продукции, изъятой из обращения.

Существует множество возможностей работы на благо потребителей. Наиболее применяемыми методами защиты интересов потребителей являются проведение независимых экспертиз, определение потребительских свойств товаров, информация потребителей о качестве и других характеристиках приобретаемых изделий, разбор жалоб и оказание консультативной помощи и т.д. Важным аспектом работы потребительских организаций является издание журналов и другой печатной продукции, содержащей различную информацию на исследуемую тему.

Весь комплекс вышеперечисленных мероприятий является действенной мерой, направленной на искоренение изначально существующего неравенства между продавцом и покупателем. Практика показала, что отношения между этими двумя субъектами нуждаются как в государственном, общественном регулировании, так и в саморегулировании. Глобальной целью всей деятельности в данной сфере является создание безопасности и надежности рынка, стимулирование конкуренции и защита прав потребителя.

Существует множество споров по вопросу о необходимости государственного регулирования защиты прав потребителей. Однако мировой опыт показывает, что такое регулирование нужно и дает потребителю множественные гарантии от возможного произвола недобросовестного производителя. Но, при этом, очень важно создать эффективно функционирующую систему, исключив предпосылки для диктата и произвола государства над производителем. В то же время не следует переусердствовать с популистскими мероприятиями, замаскированными под либерализм. Эта ошибка была характерна для многих стран в разные периоды их развития. Истинная либерализация должна являться методом совершенствования системы. Не стоит увлекаться либерализмом ради самого либерализма. Основной удар должен быть направлен на создание механизма регулирования, обеспечивающего эффективность функционирования рынка.

Истинная, а не формальная защита прав потребителя может быть обеспечена только тогда, когда государством созданы условия для здоровой, совершенной конкуренции. Глобальной целью создания модели конкурентного общества должно являться именно благо потребителя.

Мы можем утверждать, что консюмеризм является формой выравнивания рыночного положения потребителя и продавца. При этом форма явления определяется социальными и политическими факторами, но содержание остается экономическим. Эффективность этой формы и ее подъем или спад связан с общим подъемом или спадом экономики в стране.

Литература:

1. Багомедов М.А. Проблема снижения издержек обращения в Республике Дагестан// Вопросы структуризации экономики, ISSN 1813-3528, 2011, №1, с. 6-12

2. Багомедов М.А. Основы управления маркетингом на предприятиях промышленности региона/ Материалы научно-практической конференции Практика использования концепции маркетинга промышленными предприятиями региона, проведенной в Министерстве промышленности и торговли РД 13 апреля 2001 г. Махачкала, ДГУ, 2001, 136с., с. 22-26

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.