Научная статья на тему 'Консультационная поддержка руководителей ОУ в области государственно-общественного управления образованием: практика подготовки тьюторов в рамках Федеральной стажировочной площадки'

Консультационная поддержка руководителей ОУ в области государственно-общественного управления образованием: практика подготовки тьюторов в рамках Федеральной стажировочной площадки Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
146
38
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГОСУДАРСТВЕННО-ОБЩЕСТВЕННОЕ УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЕМ / ТЬЮТОР / TUTOR / УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМ УЧРЕЖДЕНИЕМ / STATE-OWNED MANAGEMENT / CONSULTING SUPPORT OF EDUCATIONAL INSTITUTIONS / EDUCATIONAL INSTITUTIONS' MANAGEMENT

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Волков В. Н., Гришина И. В.

РАССМОТРЕНЫ ВОПРОСЫ ОРГАНИЗАЦИИ КОНСУЛЬТАЦИОННОЙ ПОДДЕРЖКИ РУКОВОДИТЕЛЕЙ ОУ В ОБЛАСТИ ГОСУДАРСТВЕННО-ОБЩЕСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ ОБРАЗОВАНИЕМ. ОПИСАНА ПРАКТИКА ПОДГОТОВКИ ТЬЮТОРОВ В РАМКАХ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СТАЖИРОВОЧНОЙ ПЛОЩАДКИ НА БАЗЕ СПБ АППО

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Волков В. Н., Гришина И. В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

STATE-OWNED MANAGEMENT EDUCATIONAL INSTITUTIONS HEADS’ CONSULTING SUPPORT (PRACTICE OF TUTORS’ TRAINING BASED ON THE FEDERAL TRAINING ON PROBATION PROGRAM)

THE ARTICLE DEALS WITH THE PROBLEM OF SUPPLYING STATE-OWNED MANAGEMENT EDUCATIONAL INSTITUTIONS’ HEADS WITH THE CONSULTING SUPPORT. IN THE TEXT OF THE ARTICLE ONE CAN GET AN IDEA OF SOME DESCRIPTION OF TUTORS’ PREPARING BASED ON THE FEDERAL TRAINING ON PROBATION PROGRAM.

Текст научной работы на тему «Консультационная поддержка руководителей ОУ в области государственно-общественного управления образованием: практика подготовки тьюторов в рамках Федеральной стажировочной площадки»

УДК 37.07

КОНСУЛЬТАЦИОННАЯ ПОДДЕРЖКА РУКОВОДИТЕЛЕЙ ОУ В ОБЛАСТИ ГОСУДАРСТВЕННО-ОБЩЕСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ ОБРАЗОВАНИЕМ: ПРАКТИКА ПОДГОТОВКИ ТЬЮТОРОВ В РАМКАХ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СТАЖИРОВОЧНОЙ ПЛОЩАДКИ

Волков В. Н., Гришина И.В., Санкт- Петербургская академия постдипломного педагогического образования, Санкт-Петербург, Россия, Email:[email protected]

Аннотация. Рассмотрены вопросы организации консультационной поддержки руководителей ОУ в области государственно-общественного управления образованием. Описана практика подготовки тьюторов в рамках Федеральной стажировочной площадки на базе СПб АППО.

Ключевые слова: государственно-общественное управление образованием, тьютор, управление образовательным учреждением.

State-owned management educational institutions heads' consulting support (practice of tutors' training based on the Federal training on probation program)

Volkov V.N., Grishina I.V., St-Petersburg Academy of Postgraduate Pedagogical Education,

St-Petersburg, Russia, E-mail:[email protected] Abstract

The article deals with the problem of supplying state-owned management educational institutions' heads with the consulting support. In the text of the article one can get an idea of some description of tutors' preparing based on the Federal training on probation program. Key words: state-owned management, tutor, consulting support of educational institutions, educational institutions' management.

Создание и работа Федеральных стажировочных площадок в ряде регионов России в рамках реализации ФЦПРО на 2011-2015 годы предоставляет возможность обновления условий и содержания постдипломного образования школьных руководителей и специалистов методических организаций. Как одно из направлений обновления рассматривается апробация программ подготовки экспертов-консультантов (тьюторов) по вопросам государственно-общественного управления и развития образования. Подготовка тьюторов и формирование экспертного сообщества, способного проектировать и внедрять системы государственно-общественного управления, может обеспечить повышение качества управления в ОУ и территориальных образовательных системах.

В качестве инструмента реализации государственной образовательной политики в Российской Федерации рассматриваются Федеральные целевые программы развития образования (ФЦПРО) (1). Одной из трех ключевых задач ФЦПРО на 2011-2015 годы является модернизация общего и дошкольного образования как института социального развития, что в более широком контексте призвано обеспечить доступность качественного образования, соответствующего требованиям инновационного социально ориенти-

рованного развития страны. Действующая ФЦПРО осуществляется в два этапа: 20112013 и 2014-2015 годы. Как результат выполнения первого этапа программы предусматривается получение устойчивых моделей для дальнейшего массового внедрения преобразований и оценки их результативности, разработать сценарии для различных типов образовательных учреждений, регионов и социально-экономических условий (2).

Министерство образования и науки Российской Федерации в 2011 году провело конкурсы и предоставило субсидии нескольким регионам на реализацию мероприятий ФЦПРО. Среди регионов-победителей был Санкт-Петербург. По итогам конкурса в регионе была создана Федеральная стажировочная площадка (ФСП) и получено задание на работу по таким направлениям как:

• модернизация муниципальных систем дошкольного образования;

• достижение во всех субъектах стратегических ориентиров национальной образовательной инициативы «Наша новая школа»;

• социализация детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов;

• развитие техносферы деятельности учреждений дополнительного образования детей.

Как один из инструментов решения задач ФЦПРО на 2011-2015 годы и выполнения требований конкурсов на предоставление субсидий рассматривается работа по повышению квалификации педагогических и руководящих работников системы образования. В Санкт-Петербурге для решения поставленных задач на базе региональной Академии постдипломного педагогического образования (СПб АППО) была открыта федеральная стажировочная площадка. Целью ФСП является распространение и внедрение в регионе имеющихся инновационных практик образовательного и управленческого процессов в учреждениях общего образования.

Для осуществления работы стажировочной площадки в регионе за основу был выработана интегративная модель организации образовательного процесса (см. Схема 1.). В рамках этой модели предусматривалось, что совместно с СПб АППО в регионе будут действовать две базовые площадки - региональный филиал НИУ Высшая школа экономики и Региональный центр оценки качества и информационных технологий, а также несколько базовых площадок (18 районных Информационно-методических центров и 6 общеобразовательных учреждений). Интегративная модель предусматривала четкое разделение функций между субъектами стажировочной площадки при координирующей роли Совета ФСП. Как одно из обязательных условий

работы ФСП рассматривается мониторинг результатов подготовки и

удовлетворенности стажеров и тьюторов программами.

Как одно из направлений работы стажировочной площадки на базе Санкт-Петербургской Академии постдипломного педагогического образования по направлению «Достижение во всех субъектах Российской Федерации стратегических ориентиров национальной образовательной инициативы «Наша новая школа» была определена подготовка школьных руководителей и специалистов органов управления образованием к осуществлению на практике принципов государственно-общественного управления образованием (ГОУО).

Санкт-Петербург в 2006-2010 годах принимал участие в Комплексном проекте модернизации образования в качестве региона-эксперта, благодаря чему петербургские специалисты органов управления образованием, школьные управленцы и ученые имели возможность знакомиться и анализировать опыт 31 региона-участника проекта. Наряду с этим органы управления образованием и образовательные учреждения региона в 1990-2000-х годах вели активную работу по расширению форматов государственно -общественного управления.

В этот период Комитет по образованию Санкт-Петербурга на основе Закона РФ «Об образовании» и требований, содержащихся в федеральных документах, формировал региональную нормативную базу (распоряжения и информационные письма), необходимую для расширения общественного участия в управлении, как системой образования, так и отдельными образовательными учреждениями. Среди учреждений региона наиболее успешно организовавших работу в области ГОУО в 2000-х годах можно назвать ГБОУ СОШ Центрального района №207 и ГБОУ лицей №590 Красносельского района Санкт-Петербурга. При этом школа №207 работает в инновационном режиме городского ресурсного центра по тематике ГОУО (4, 8).

С позиции формальных показателей в регионе достигнуты очень хорошие результаты. В образовательных учреждениях (ОУ) Санкт-Петербурга представлены различные структуры государственно-общественного управления:

• родительские комитеты - в 100% ОУ;

• попечительские советы - в 100% ОУ;

• органы ученического самоуправления - примерно в 80% ОУ;

• школьные советы - примерно в 50% ОУ;

• благотворительные фонды развития образовательных учреждений - примерно при 3% ОУ (6).

Схема 1. Интегративная модель организации образовательного процесса на базе Федеральной стажировочной площадки

-

Условные обозначения:

- реализация образовательных программ (ОП) в рамках ФСП

- представление практического опыта по теме ОП ФСП

- координация работ по содержанию и условиям реализации ОП для ФСП

Однако, несмотря на это, процесс развития ГОУО в регионе испытывал затруднения, что подтверждалось данными опросов руководителей образовательных учреждений (2009, СПб АППО). Практическую готовность к формированию в ОУ органов ГОУ высказывали только 52% директоров. Как основной барьер для развития

ГОУ в ОУ 45% руководителей определяли отсутствие нормативно-правовых документов и методических материалов. При этом только 7% директоров школ высоко оценивали использование общественного ресурса для развития ОУ и совершенствования образовательной политики (7).

Стремясь обеспечить поступательное и системное развитие государственно-общественного управления образованием в регионе специалисты СПб АППО в 2010 году разработали региональную Концепцию развития ГОУО, утвержденную Комитетом по образованию Санкт-Петербурга в 2011 году (3). Концепция определила ГОУО как ответственное взаимодействие в управлении образованием различных субъектов, представляющих интересы, политику, гарантии и компетенцию государства в области образования (органы государственной власти, руководители образовательных учреждений), и различных субъектов, выражающих интересы в области образования гражданского общества, населения.

В качестве главной цели ГОУО рассматривается обеспечение ответственного взаимодействия в управлении образованием всех заинтересованных субъектов. Задачами ГОУО определены:

• вовлечение общественности в процессы формирования и реализации образовательной политики;

• повышение эффективности государственной политики в области образования;

• удовлетворение образовательных потребностей и интересов всех категорий участников образовательного процесса;

• реализация прав работников образовательного учреждения, обучающихся и их родителей (законных представителей) на участие в управлении образованием.

В Концепции развития ГОУО Санкт-Петербурга конкретизированы процедуры и форматы государственно-общественного управления образованием в регионе и обозначена потребность в ресурсном обеспечении (организационно-правовые условия и информационная поддержка). В целом, Концепция рассматривает ГОУО не только как требование, обязательное для исполнения системой образования, согласно действующему законодательству, но и признает ГОУО как реальный инструмент модернизации образовательной системы.

В рамках организации деятельности ФСП на базе СПб АППО (http://www.spbappo.ru/modules/fsp/) по направлению поддержки развития государственно-общественного управления образованием специалистами Академии в 2011 году были разработаны две взаимосвязанные практико-ориентированные образовательные программы для управленческих работников образовательных

учреждений и для специалистов районных Информационно-методических центров: «Проектирование ГОУО в современных условиях» и «Моделирование государственно-общественного управления» (см. Схема 2).

Схема 2. Образовательные программы повышения квалификации по тематике ГОУО в рамках Федеральной стажировочной площадки

Авторы при работе над программами стремились следовать принципам, заложенным в проекте Концепции подготовки, переподготовки и повышения квалификации, формирования резерва управленческих кадров образовательной системы Санкт-Петербурга (2011 год) (5). При разработке обеих программ авторы исходили, прежде всего, из понимания того, что для эффективного государственно-общественного управления на уровне отдельных образовательных учреждений и территориальных образовательных систем необходимо комплексное решение. По замыслу авторов такое решение могло заключаться в том, чтобы:

• с одной стороны всемерно популяризировать идеи ГОУО среди руководящих работников ОУ, максимально заинтересовывая их, демонстрируя выгоды лучших из существующих практик;

• с другой стороны подготовить экспертов-консультантов (тьюторов), которые смогли бы обеспечить целенаправленную поддержку данного процесса современными средствами (новые организационные решения, система консультирования,

индивидуальное сопровождение и др.) в каждодневной практике работы школьных руководителей;

• при этом ведущая роль по выполнению такого решения и координации действий в рамках него возлагалась на специалистов кафедры управления и экономики образования СПб АППО.

В случае с тьюторами предполагалось, что по окончании обучения по программе «Моделирование государственно-общественного управления», они смогут курировать решение вопросов развития ГОУО на уровне своих районов, выступая в роли координаторов усилий органов управления образованием, методических организаций, заинтересованных образовательных учреждений и общественных объединений (родителей, выпускников, предпринимателей и др.). Позднее среди авторов программы и кураторов учебных групп из числа преподавателей СПб АППО стало отчетливо проявляться стремление к организации послеучебного сопровождения тьюторов, для чего были предприняты ряд организационных решений в рамках ФСП и запланировано создание в 2012 году сетевого сообщества тьюторов «Развитие ГОУО в Санкт-Петербурге».

Программа «Проектирование ГОУО в современных условиях» (36 часов) была реализована в ноябре 2011 года. В ней приняли участие 274 директора ОУ всех районов Санкт-Петербурга и их заместителей. По итогам обучения стажеры заполнили анкеты, в которых оценили «отношение преподавателей к слушателям» (высоко - 81% респондентов), «доступность учебного материала» (72%), «объем полученных знаний» (64%), «уровень преподавания» (60%), «оригинальность и новизну знаний» (58%) и «прикладную значимость знаний» (53%). Всего было опрошено 86 стажеров; в целом по результатам опроса реализованная программа получила высокую оценку участников.

Программа «Моделирование государственно-общественного управления» (72 часа) была реализована в ноябре-декабре 2011 года для 12 специалистов Информационно-методических центров районов Санкт-Петербурга и директоров ОУ. По итогам обучения тьюторы также заполнили анкеты, дав высокую оценку проведенной совместной работе.

Программа «Моделирование государственно-общественного управления» состоит из 4 модулей:

• стратегия развития образования в Российской Федерации;

• государственно-общественное управление образованием: общие подходы к организации;

• практики государственно-общественного управления образованием; проблемы развития системы ГОУО и пути их решения;

• основы управления развитием и сопровождения систем ГОУО.

Важным элементом процесса обучения в системе постдипломного образования руководителей ОУ является использование современных учебно-методических комплексов. Такой комплекс был сформирован и апробирован в работе с тьюторами по программе «Моделирование государственно-общественного управления» в 2011 году. Он включает в себя широкий спектр материалов по проблематике ГОУО:

• научно-методическое пособие «Школа и общество. Взаимодействие и партнерство» под редакцией Н.Ю. Конасовой. - СПб.: СПб АППО, 2009;

• монография «Государственно-общественное управление, оценка деятельности школы - инновационные ресурсы развития системы образования» под редакцией И.В. Гришиной, Н.Ю. Конасовой. - СПб.: СПб АППО, 2011;

• диск с нормативными, информационными и учебными материалами (объем информации 52МБ);

• 17 наименований раздаточных материалов для использования на занятиях;

• 10 презентаций к лекциям и семинарским занятиям;

• 8 видеосюжетов новостных программ к лекциям и семинарам;

• 3 формы экспертных заключений и 3 теста.

В работе преподавателей СПб АППО и приглашенных специалистов базовых площадок с тьюторами акценты были сделаны на развитии у обучающихся адекватных представлений о стратегии развития образовательных систем и организаций и значении ГОУО в решении стратегических задач. Занятия строились с таким расчетом, чтобы тьюторы могли в ходе групповой работы осуществлять тематическое профессиональное общение, овладевать методами и приемами проектирования в образовательных учреждениях и территориальных образовательных системах условий, обеспечивающих права участников на участие в управлении образовательным процессом.

В рамках программы тьюторы знакомились с данными социологических опросов по проблемам школы, изучали особенности представления школ в российском медийном пространстве (новостные программы федеральных и региональных телеканалов) и др. Данные приемы авторов программы были основаны на понимании того факта, что «только совокупность государственной политики и общественной признаваемости ее результатов позволяет говорить об общественно-государственной форме управления» (5).

К примеру, учебное задание по анализу тьюторами содержания нескольких сюжетов новостных программ российских телекомпаний продемонстрировал, что:

• главными информационными поводами для обращения телекомпаний к школьной тематике являются визиты руководителей государства в школы или негативные факты о внутришкольных конфликтах;

• информация о повседневной школьной жизни в медийном пространстве представлена незначительна;

• как составляющие ГОУО в масс-медиа освещаются вопросы, связанные с работой попечительских советов или редких общественных инициатив.

Содержание и формы работы с тьюторами в рамках программы решали принципиально важную задачу: показать тьюторам не только официальные установки относительно ГОУО, но и оценки ОУ со стороны общественных институтов и родителей. При этом преподаватели стремились сформировать у тьюторов понимание необходимости направленной работы с этими субъектами, в т.ч. посредством систематической работы или через создание информационных поводов.

Как особая задача программы рассматривалось формирование способности тьюторов к построению и внедрению систем ГОУО, консультационному и экспертному сопровождению имеющихся или создаваемых органов ГОУО для повышения эффективности их работы, повышению открытости школ и территориальных образовательных систем. Для этого проводилось ознакомление с моделями ГОУО российских регионов и опытом лучших ОУ Санкт-Петербурга (уже упомянутые базовые площадки ФСП). Данные модельные объекты структур и практик ГОУО (уровня учреждения, района, региона) становились объектом обсуждения и управленческого анализа в рамках учебных занятий.

Само по себе изучение практик ГОУО и их анализ не могли рассматриваться как достаточное условие формирования экспертных навыков тьюторов. Для решения данной задачи широко использовалась индивидуальная аналитическая работа. Каждый тьютор по своему выбору изучил и составил экспертные заключения на публичные отчеты образовательных учреждений или органов управления о развитии территориальных образовательных систем Санкт-Петербурга.

Получив в ходе обучения необходимые знания, сформировав и систематизировав представления о ГОУО, опираясь на собственный опыт и потребности районной образовательной системы, тьюторы осуществили разработку индивидуальных учебных проектов по развитию ГОУО для одного из районов Санкт-Петербурга.

В программе требования, которым должен отвечать индивидуальный учебный проект, сформулированы следующим образом:

• анализ действующих государственных и региональных нормативных документов, определяющих развития системы ГОУО, а также программ/отчетов органов управления образованием;

• проект должен включать несколько структурных элементов: аналитическая справка о состоянии территориальной образовательной системы, обоснование актуальности и оценка эффективности предлагаемого проекта, ресурсное обеспечение (организационное, финансовое, кадровое, информационное), ожидаемые результаты (возможно на индикативной основе);

• описание предложений по реализации проекта на практике (календарный план); период планирования - до 3 лет.

Было организовано индивидуальное консультирование тьюторов преподавателями СПб АППО в процессе их работы над проектами. Среди тем проектов «Программа развития ГОУО Курортного района Санкт-Петербурга на 2011-2015 годы с перспективой до 2020 года», «Проект развития системы ученического самоуправления для районной системы образования», «Анализ результатов работы и потенциала системы ГОУО в территориальной образовательной системе» и др. Перед окончанием программы тьюторы представили свои проекты на публичной защите.

Завершающий модуль программы обучения был призван развить у тьюторов представления о разнообразии возможностей взаимодействия учреждений образования и общественности в формировании и реализации образовательной политики региона, района (муниципального образования). Особое внимание было уделено влиянию ГОУО на стили внутришкольного управления и вопросу информационной открытости школ, гимназий и лицеев (публичная отчетность, работа с сайтом, представление работы органов ГОУО и др.).

Отдельной составляющей подготовки тьюторов на завершающем этапе стало изучение опыта рейтинговой оценки деятельности образовательных учреждений в ряде регионов России (Москва, Санкт-Петербург, Пермь и др.) и ознакомление с проектом РИА «Новости» и НИУ ВШЭ «Социальный навигатор». В изученных методиках и результатах первых региональных и общероссийских рейтингов присутствуют элементы общественной оценки ОУ. Данное положение подтверждает значимость ГОУО как принципа государственной политики и важно с практической точки зрения, так как предоставляет возможность использования при формировании критериев для

оценки работы ОУ и инструменты управления в территориальной образовательной системе.

Обобщая сказанное, надо отметить, что ключевым принципом при реализации в рамках ФСП образовательных программ «Проектирование ГОУО в современных условиях» и «Моделирование государственно-общественного управления» было стремление обеспечить технологию стажировки специалиста. Помимо теоретического содержания материала программы и ознакомления с практиками ГОУО в образовательных учреждениях, территориальных и региональных системах. При этом экспертам-консультантам (тьюторам) предлагался широкий блок практической деятельности.

Проведенный авторами образовательной программы «Моделирование государственно-общественного управления» анализ хода ее реализации предопределил необходимость доработки. Изменения затронут содержание учебных модулей, задания диагностических тестов, формы экспертных заключений на публичные отчеты ОУ и органов управления образованием и др. Результаты анализа представлялись на совещании руководителей институтов развития образования Северо-Западного Федерального округа, где получили положительные отзывы. Отзывы подкреплены запросами на реализацию программы в 2012 году преподавателями СПб АППО в трех субъектах Федерации - Архангельской, Мурманской и Новгородской областях.

Полученная оценка руководителей учреждений системы постдипломного образования и тьюторов по развитию ГОУО во многом обусловлена тем, что в тьюторской программе удалось обеспечить ряд условий по обновлению содержания и форм обучения специалистов в системе повышения квалификации (5). Прежде всего, речь идет о таких условиях реализации программы как:

• четкость в определении приоритетов реализуемой программы;

• модульный принцип построения программ;

• обеспечение тьюторов методической литературой на бумажных и электронных носителях;

• повышение практической направленности учебных занятий и программы в целом, увеличение количества семинарских занятий;

• обобщение и презентация инновационного и перспективного опыта регионов России и зарубежных стран по развитию общественной составляющей в управлении образованием;

• использование механизма «обратной связи» с участниками программы о качестве ее реализации для определения степени ее эффективности;

• использование элементов дистанционного сопровождения тьюторов (поддержка через сайт преподавателя);

• расширение «знаниевой» составляющей тьюторов по ГОУО в соотнесении с поддержкой развития их профессиональных компетенций и личностных качеств.

Представляется целесообразным осмыслить полученные оценки и выводы и использовать их при разработке новых и корректировке действующих программ повышения квалификации работников системы образования в учреждениях дополнительного профессионального образования.

Список литературы:

1. Федеральная целевая программа развития образования на 2011-2105 годы. Утверждена постановлением Правительства Российской Федерации от 7 февраля 2011 года, № 61.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

2. План действий по модернизации общего образования на 2011-2015 годы. Утвержден распоряжением Правительства Российской Федерации от 7 сентября 2010 года № 1507-р.

3. Распоряжение Комитета по образованию Санкт-Петербурга №143-р «Об утверждении Концепции развития ГОУО в Санкт-Петербурге» от 31.01.2011 года.

4. Государственно-общественное управление, оценка деятельности школы -инновационные ресурсы развития системы образования: монография. / Под ред. И.В. Гришиной, Н.Ю. Конасовой. - СПб.: СПб АППО, 2011.

5. Гришина И.В., Волков В.Н. Актуальные вопросы совершенствования системы дополнительного профессионального образования управленческих кадров на примере системы образования Санкт-Петербурга. // Управление образованием: теория и практика. - 2011. - №3. - С.37-52.

6. Кривошеев В.Ф. Государственно-общественная система управления модернизацией образования [Электронный ресурс]. // Вера и время. - 2011. URL http://www.verav.ru/common/mpublic.php?num=28 (дата обращения: 01.04.2012).

7. Петербургские школы в приоритетном национальном проекте «Образование» (из опыта инновационной деятельности ООУ С-Петербурга). / Под. ред. Е.Б.Спасской. - СПб.: СПб АППО, 2008.

8. Школа и общество. Взаимодействие и партнерство. // Научно-методическое пособие под редакцией Н.Ю. Конасовой. - СПб.: 2010.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.