АПК и сельское хозяйство
УДК: 338.43
БАЛИЯНЦ КАРИНА МИХАИЛОВНА
к.э.н., научный сотрудник Института социально-экономических исследований ДФИЦ РАН, e-mail: [email protected]
ДОХОЛЯНСЕРГЕИ ВЛАДИМИРОВИЧ
д.э.н., профессор, главный научный сотрудник ФГБУН «Институт социально-экономических исследований» ДФИЦ РАН,
e-mail: [email protected]
ДАЛГАТОВА ИЗАХАТДАЛГАТОВНА
аспирант ФГБОУ ВО «Дагестанский государственный аграрный университет им. Джамбулатова М.М. «, Махачкала, Российская Федерация, e-mail: [email protected]
ОСМАНОВ А АМИНАТ МАГОМЕДХАНОВНА
научный сотрудник ФГБУН «Институт социально-экономических исследований» ДФИЦ РАН, Махачкала, Россия,
e-mail: amika_sm @mail .ru
DOI: 10.26726/1812-7096-2022-11-31-41 КОНСУЛЬТАЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В АПК В СИСТЕМЕ УСКОРЕННОГО РАЗВИТИЯ АГРОЭКОНОМИКИ РЕГИОНОВ СЕВЕРО-КАВКАЗСКОГО ФЕДЕРАЛЬНОГО ОКРУГА1
Аннотация. Актуальность темы исследования. Государственный курс на цифровизацию агроэкономики усиливает ее потребность в различных видах информация. Поэтому развитие различных информационно-коммуникационных технологий становятся составляющими современной агропромышленной деятельности и ее ключевым ресурсом. Постановка проблемы. В настоящее время изучение особенностей функционирования информационно -консультационной службы АПК в Российской Федерации и ее региональной составляющей является важным вопросом. В данной статье сделана попытка рассмотреть направления развития информирования и консультирования агробизнеса в Северо -Кавказском федеральном округе, роли и значения в этих вопросах государственной поддержки. Цель исследования заключается в исследовании современного состояния информационно-консультационной службы АПК в агроэкономике региона, определении перспективных направлений ее развития в СКФО. Метод или методология проведение работы. В работе используются аспектный, аналитический и эмпирический подходы к решению проблем. В основе работы научные и аналитические исследования отечественных учёных и специалистов по вопросам использования информации и консультативной помощи в АПК. Выводы и результаты. Информационно-консультационная служба в АПК в современных условиях должна способствовать возрождению традиций внедрения научных разработок, технологических инноваций в агротехнологиях. Дальнейшее развитие региональных информационно-консультационных служб будет способствовать модернизации производственных и ускоренному развитию научных и технологических процессов не только АПК, но и в целом в региональной экономике. Другое важное направление развития информационно-консультационных служб региона обусловлено дефицитом кадров в агропроме. Для решения этих вопросов, необходимо привлекать абитуриентов в сельскохозяйственные вузы и средние специальные учебные заведения. Эти позиции требу-
1 Исследование выполнено при финансовой поддержке РФФИ, проект №20-010-00965 А
ют ведения просветительской, лекционной, агитационной и консультационной работы с выпускниками школ, колледжей и абитуриентами - такую задачу может также выполнять информационно-консультационная служба региона.
Ключевые слова: сельское хозяйство, консультационные услуги, государственная поддержка АПК, устойчивое региональное развитие.
BALIYANTS KARINA MIKHAILOVNA
Ph.D. in Economics, Researcher at the Institute of Socio-Economic Research of the Russian Academy of Sciences, e-mail: [email protected]
DOKHOLYANSERGEY VLADIMIROVICH
Dr.Sc of Economics, Professor, Chief Researcher of the Institute of Socio-Economic Research of the Russian Academy of Sciences, Russia, Republic of Dagestan, Makhachkala, e-mail: [email protected]
DALGATOVA IZAKHATDALGATOVNA
postgraduate student of the Dagestan State Agrarian University named after Dzhambulatova M.M. ", Makhachkala, Russian Federation,
e-mail: [email protected]
OSMANOVA AMINATMAGOMEDKHANOVNA
Researcher at the Institute of Socio-Economic Research of the Russian Academy of Sciences, Makhachkala, Russia,
e-mail: [email protected]
CONSULTING ACTIVITIES IN THE AGRO-INDUSTRIAL COMPLEX IN THE SYSTEM ACCELERATED DEVELOPMENT OF THE AGROECONOMICS OF THE REGIONS OF THE NORTH CAUCASUS FEDERAL DISTRICT
Abstract. Relevance of the research topic. The state policy on digitalization of agroeconomics strengthens its need for various types of information. Therefore, the development of various information and communication technologies become components of modern agro-industrial activity and its key resource. Problem statement. Currently, the study of the functioning of the information and consulting service of the agroindustrial complex in the Russian Federation and its regional component is an important issue. In this article, an attempt is made to consider the directions of development of information and consulting for agribusiness in the North Caucasus Federal District, the role and significance of state support in these issues. The purpose of the study is to study the current state of the information and consulting service of the agro-industrial complex in the agroeconomics of the region, to determine the promising directions of its development in the NCFD. The method or methodology of carrying out the work. The paper uses aspect, analytical and empirical approaches to solving problems. The work is based on scientific and analytical research of domestic scientists and specialists on the use of information and advisory assistance in agriculture. Conclusions and results. The information and consulting service in the agro-industrial complex in modern conditions should contribute to the revival of the traditions of the introduction of scientific developments, technological innovations in agricultural technologies. Further development of regional information and consulting services will contribute to the modernization of production and accelerated development of scientific and technological processes not only in the agro-industrial complex, but also in the regional economy as a whole. Another important area of development of information and consulting services in the region is due to the shortage of personnel in the agricultural industry. To solve these issues, it is necessary to attract applicants to agricultural universities and secondary specialized educational institutions. These positions require conducting educational, lecture, campaigning and consulting work with graduates of schools, colleges and applicants - such a task can also be performed by the information and consulting service of the region.
Keywords: agriculture, consulting services, state support of agriculture, sustainable regional development.
Введение. В современных условиях государственного курса на цифровизацию агроэконо-мики и ее устойчивого функционирования, большим спросом пользуется производственная, организаторская и управленческая информация. Поэтому внедрение и освоение различных информационно-коммуникационных технологий, ИТ- продуктов, технологий дигитализации становятся составляющими современной агропромышленной деятельности и его ключевым ресурсом. Таким образом, наличие необходимой информации, актуальное ее предоставление товаропроизводителям АПК в ближайшей перспективе остается важной государственной задачей. От правильности, точности, достоверности и соответствия информации о новых технологиях и научных разработках, достижениях научно-технического прогресса, изменений в законодательстве и актуальных распоряжениях Правительства и других руководящих органов на местах зависит эффективность деятельности субъектов агросферы, конкурентоспособность продукции. Источником данной информации призвана служить российская информационно-консультационная служба АПК, созданная и функционирующая в качестве одной из основных мер государственной поддержки сельскохозяйственных товаропроизводителей и других участников рынка сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия.
В литературных источниках существует множество исследований по проблеме консультационных услуг. К ним можно отнести научные труды С. Бисвава, Л.М. Кроля, О.В. Курбатовой, Кошелева В. М., Е.Ю. Пуртовой, Л.Б. Ситдикова, Д. Твитчела, C.B. Фомишина, Омарова М.М., Ю.В. Чернова, В.М. Цлаф, В.П. Шаховой, М.А. Шуриной, Старковой Е.И., Маковецко-го В. В., Наянова А.В. В данных исследованиях авторы затрагивали различные аспекты формирования и направлений развития информационно-консультационных служб (ИКС) и информационно-консультационных центров (ИКЦ) АПК - их функциональные особенности, принадлежность различным отраслям агросферы, вопросы организации и управления, ретроспективный анализ формирования ИКС и методы консультирования агробизнеса.
В настоящее время изучение особенностей функционирования информационно-консультационной службы АПК в Российской Федерации и ее региональной составляющей является важным вопросом, так как взят курс на техническое, научное и цифровое совершенствование всех отраслей агросферы. В данной статье сделана попытка рассмотреть направления развития информирования и консультирования агробизнеса в регионе, роли и значения в этих вопросах государственной поддержки. Регионы Северо-Кавказского федерального округа являются аграрно ориентированными, поэтому выше потребность в информации по научно-техническим разработкам для агросферы во всех ее отраслях, не только технологических, но и в экономике, учете, управлении, использовании цифровых и компьютерных технологий. Развитие информационной службы требует существенных финансовых инвестиций в материальное и кадровое обеспечение, организационную структуру. Мировой опыт показывает, что ИКС и ИКЦ (информационно-консультационный центр) во всех странах имеют государственную поддержку и оказывают существенное влияние на построение и развитие агроэкономики. Поэтому, для успешного долгосрочного и устойчивого развития регионального АПК СКФО на основе современных научных знаний и инноваций необходимо дальнейшее развитие консультационной службы АПК как одного из ключевых направлений реализации государственной аграрной политики.
Методы. Информационно-консультационная служба России имеет богатую собственную историю, берущую начало в 19 веке. Основоположником ее можно считать А.Т.Болотова (1738-1833), ученого-агронома, широко пропагандировавшего научные знания для правильного агротехнического возделывания культур, многоотраслевой специфики аграрного производства, формирования основы экономики сельскохозяйственного производства. Важную роль сыграло так же Императорское Вольное экономическое общество (1765 - 1919) - целью которого было развитие отечественной агрономии и распространение агрознаний. По своей структуре оно охватывало знания, говоря современным языком, в области агропромышленного комплекса - сферы сельскохозяйственного производства, ремесленных и фабричных производства, связанные с сельским хозяйством и экономические вопросы. Деятельность Общества включала публикацию научной литературы, формирование статистической информации, сельскохозяйственное образование, распространение научных знаний и технологий, издательство
первого российского сельскохозяйственного журнала, справочников, учебников, привлекались ученые и преподаватели вузов для чтения просветительских лекций, открывались библиотеки. За счет Общества создавались и функционировали опытные хозяйства.
В 1917 после революции в России была создана организация Лига аграрных реформ, в которую вошли известные экономисты - современники - Н.П. Макаров, П.П. Маслов, С.Л. Мас-лов, Н.П. Огановский, А.В. Чаянов. Изучение литературы того времени дает основания предположить, что консультационная служба в те годы была лучшей в мировом масштабе.
В послевоенный период в СССР государственная система научно-технической информации (ГСНТИ) была создана в 1967 году. Ее функционирование подразумевало работу по продвижению и распространению научно-технических инноваций и передового опыта по отраслевому признаку. В дальнейшем была преобразована в единую систему (ЕС) АгроНТИ, которая охватывала всю вертикаль управления АПК от федеральных органов до первичных организаций агросферы и была призвана стать связующим звеном между наукой и агропромышленным производством. Данная система внесла огромный вклад в развитие агропромышленного производства Советского Союза, однако и она прекратила свое существование в связи с переходом к рыночной экономике. В связи с этим необходимо обратить внимание на ее недостатки, выделяемые в научной литературе: не учитывались индивидуальные потребности конкретных производителей, отсутствие системы обратной связи и, как следствие, неполучение товаропроизводителями конкретных требуемых знаний, большая нагрузка по выполнению внедрений ложилась на конечного пользователя (хозяйства или районные органы управления), недостаточная заинтересованность научных кадров в реализации своих достижений на рутинных работах.
В постперестроечное время в Российской Федерации вновь была поднята тема необходимости консалтинговой деятельности в государственном масштабе. В 1993 году на базе Министерства сельского хозяйства в новых экономических условиях начала создаваться Информационно-консультационная служба АПК (ИКС АПК), предполагающая задействование на местах (в регионах) не только административных органов управления, но и научную и образовательную сферу АПК. В 2003 году в РФ была принята Концепция развития информационно -консультационной службы АПК России на период до 2010 года, компетенции которой охватывали не только традиционные вопросы сельскохозяйственной деятельности, но и предоставление услуг для предпринимателей, маркетинговую исследовательскую деятельность, вопросы изучения рынка. [4]
Таким образом, Россия имеет исторический задел в сфере информационно-консультационной службы в агропромышленной сфере, опыт ее организации и функционирования, который необходимо развивать, осовременивать и широко внедрять в практику АПК, что способно повысить его эффективность не только прямым, но и косвенным путями, «ставить на рельсы» цифровизации. Для дальнейших исследований отметим, что под консультационными услугами будем подразумевать интеллектуальную деятельность, призванную помогать в решении организационных и управленческих вопросов в нашем случае агропромышленной сферы.
Рассматривая тематику, по которым требовались консультационные услуги на начальном этапе, можно сказать. что в условиях становления посткризисной экономики 90-х годов перед отраслевыми производствами встало много различных вопросов: порядок налогообложения, ценообразования, юридических услугах, кредитования, бизнес-планирования, поиск поставщиков и рынков сбыта. Этих запросов было очень много, так как шло преобразование всей экономической системы, появлялись новые законы, различные формы собственности, новые налоги, требовалось работать в новых условиях. В этих обстоятельствах, когда еще не было развитого интернета и мобильной связи, была высокая потребность в новых знаниях, в службе, специалисты которой могли бы освещать все возникающие вопросы у сельхозтоваропроизводителей.
Консультационная служба РФ получила широкое развитие в 2000-е годы во всех регионах РФ. До 2007 г. финансирование данных служб производилось в основном из региональных бюджетов. Федеральное финансирование было произведено лишь на материально-техническое обеспечение районных ИКЦ в рамках федеральной целевой программы
«Социальное развитие села до 2010 года». В последующие годы система сельскохозяйственного консультирования финансировалась согласно Государственной программе развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2008-2012 годы, которая содержала подпрограмму «Оказание консультационной помощи сельскохозяйственным товаропроизводителям и переподготовка специалистов для сельского хозяйства».
Однако, с лавинообразным развитием широкополосного и мобильного интернета, стабилизации в экономической сфере, упорядочении законодательной базы, учета и налогообложения вектор развития информационно-консультационной службы несколько изменился. Этому способствовали и ошибки в методах ее функционирования, когда система строилась «сверху» и преобразовалась в административные учреждения, не отвечающие запросам товаропроизводителей. Развитие экономики ставит новые задачи и проблемы, новые вызовы. Чтобы успешно функционировать в новых экономических условиях, повышать свой производственный потенциал предприятиям необходимо быть в курсе самых новых разработок, законов, постановлений во всех областях АПК, и для достижения высокой эффективности своей деятельности своевременная информированность обо всех новшествах продолжает оставаться востребованной у сельхозпроизводителей. Другой вопрос, что с развитием средств коммуникации, высокоскоростного интернета, создания множества профессиональных информационных платформ, откуда сельхозпроизводители могут получать информацию, методы и способы оказания консалтинговых услуг так же должны измениться, тем не менее актуальность консалтинговых услуг высока и сегодня. Такие службы могут стать так же «локомотивами» инновационного
Зерно Картофель Овощи Скот и птица на убой Молоко
Сельхоз- ЛПХ КФХ Сельхоз- ЛПХ КФХ Сельхоз- ЛПХ КФХ Сельхоз- ЛПХ КФХ Сельхоз- ЛПХ КФХ
организации организации организации организации организации
Северо-Кавказский Федеральный округ 68,7 2,5 31,7 15,1 67,8 17,1 19,6 69,5 10,8 56,7 32,3 11,1 15,6 67,6 16,8
Для небольших предприятий остро стоят вопросы агросервиса, юридические и нормативные новшества, отчетности, господдержки, а крупным предприятиям важны вопросы рынков сбыта, приобретения различных ресурсов, реализации конкурентных преимуществ, крупного кредитования, внедрение значительных инноваций, высокий уровень цифровизации и автоматизации производственных процессов и т.п. Роль государственных институтов в данном аспекте состоит в том, чтобы обеспечить регулярное пополняемые информационные базы агро-сферы на основе коммуникационных технологий и информационных систем, такой подход позволит сельхозтоваропроизводителям иметь необходимый доступ к научной, технологической и обучающей информации. Сегодня информационная составляющая агроэкономики может получить новое существенное развитие, прежде всего с государственным курсом на циф-ровизацию. Информационные ресурсы стали частью большой системы, включающей информационные платформы, специализированные компьютеризированные рабочие места для специалистов и управленцев сельского хозяйства и АПК.
Оказание консультационной помощи сельскохозяйственным товаропроизводителям и переподготовка специалистов для сельского хозяйства должна стать не менее важной целью государственного регулирования АПК, чем взятый курс на цифровизацию отрасли. Важно не забывать, что сельские территории на сегодняшний день не являются высокоразвитыми в социальном плане, регионы Северо-Кавказского федерального округа, которые, находясь в благоприятном климате, имеют достаточно сложный рельеф, и не достаточно развитую инфраструктуру. Несмотря на то, что доля городского населения за последние 15 лет увеличивается, сельское население составляет половину от населения Округа. В ряде субъектов (КБР, КЧР) есть тенденция увеличения доли сельского населения (таб.2)
Таблица 2
Удельный вес городского и сельского населения в общей численности
Городское население Сельское население
2005 2010 2015 2018 2019 2020 2005 2010 2015 2018 2019 2020
Северо-Кавказский федеральный округ 49,4 49,2 49,1 50,1 50,3 50,4 50,6 50,8 50,9 49,9 49,7 49,6
Республика Дагестан 43,8 45,2 45,0 45,3 45,3 45,3 56,2 54,8 55,0 54,7 54,7 54,7
Республика Ингушетия 42,5 38,4 41,3 55,5 55,6 55,7 57,5 61,6 58,7 44,5 44,4 44,3
Кабардино-Балкарская Республика 57,7 54,4 52,2 52,1 52,1 52,0 42,3 45,6 47,8 47,9 47,9 48,0
Карачаево-Черкесская Республика 44,4 43,3 42,7 42,8 42,9 42,9 55,6 56,7 57,3 57,2 57,1 57,1
Республика Северная Осетия - Алания 64,3 63,8 64,1 64,3 64,3 64,3 35,7 36,2 35,9 35,7 35,7 35,7
Чеченская Республика 34,8 34,9 34,8 36,7 36,9 38,0 65,2 65,1 65,2 63,3 63,1 62,0
Ставропольский край 56,4 57,2 58,3 58,6 59,1 59,2 43,6 42,8 41,7 41,4 40,9 40,8
Нельзя утверждать, что обилие мобильного интернета, информационных ресурсов и других средств цифровизации экономики может решать задачи, которые выполняет консультационная служба в АПК. Несмотря на то, что данная система, которая начала строится в 90-х годах прошлого века, до сих пор не используется в полном объеме, тем не менее может и выполняет свои задачи во многих регионах РФ. Что касается СКФО, такие службы, исходя из информации сайта Федерального центра сельскохозяйственного консультирования - подразделение ФГБОУ ДПО «Российская академия кадрового обеспечения АПК» [10] имеются в Республике Дагестан - ГАУ Республики Дагестан «Центр развития АПК РД» Центр компетенций в сфере сельского хозяйства, Республике Ингушетия - ГБУ «Служба сельскохозяйственного консультирования Республики Ингушетии» Центр компетенций в сфере сельскохозяйственной кооперации и поддержки фермеров, Кабардино-Балкарской Республике - Региональный фонд «Центр поддержки предпринимательства Кабардино-Балкарской Республики» Центр компетенций в сфере сельскохозяйственной кооперации и поддержки фермеров, в Карачаево-Черкесской Республике - АУ КЧР «Центр поддержки предпринимательства Карачаево-Черкесской Республики», Республике Северная Осетия - Алания - ГКУ «Управление сельского хозяйства РСО-Алания», в Чеченской Республике - ГБУ «Центр компетенций в сфере сельскохозяйственной кооперации и поддержки фермеров в Чеченской Республике», в Ставропольском крае - ГКУ «Ставропольский СИКЦ» Центр компетенций в сфере сельскохозяйственной кооперации и поддержки фермеров в Ставропольском крае. Учредителями данных региональных информационных служб являются региональные Правительства или Министерства сельского хозяйства Республик.
Все эти службы имеют действующие сайты, заполненные актуальной информацией, а, значит, работа ведется и будет продолжена. Помимо бесплатных консультаций, существуют и платные услуги, которые могут оказываться данными службами. В них видится финансовый резерв для дальнейшего развития. Таким образом, действующий на национальном уровне Федеральный центр сельскохозяйственного консультирования - подразделение ФГБОУ ДПО «Российская академия кадрового обеспечения АПК», осуществляет следующие направлениями деятельности:
- составление бизнес-планов для АПК;
- освещение возможностей по поддержке малых форм в АПК;
- обучение и переподготовка кадров (на бюджетной и платной основе);
- развитие сельского туризма;
- поддерживает Федеральную сеть обмена знаниями (включает сайты региональных центров сельскохозяйственного консультирования, информационные материалы (Базы данных), аналитические материалы, журнал «Ваш сельский консультант», научные отчеты аграрных вузов РФ, разделы по животноводству и агротуризму. Данная организация имеет действующий и актуальный сайт в сети Интернет, на котором в понятной форме отображается проводи-
мая работа.
Таким образом, основным результатом работы соответствующих служб является оказание консультационной помощи сельскохозяйственным товаропроизводителям, качественной подготовке и переподготовке соответствующих современному производству специалистов для сельского хозяйства, расширение доступа сельского населения и работников агросферы к консультационным услугам. Для того, чтобы оценить как изменяется уровень затрат на информа-
2017 г. 2018 г. 2019 г.
Северо-Кавказский федеральный округ 8832,7 10635,9 13802,3
Республика Дагестан 905,9 1367,0 1404,3
Республика Ингушетия 379,7 521,5 306,9
Кабардино-Балкарская Республика 515,3 596,7 572
Карачаево-Черкесская Республика 515,3 598,6 651,5
Республика Северная Осетия - Алания 770,0 819,2 1088
Чеченская Республика 1423,0 1411,4 2298,9
Ставропольский край 4323,6 5321,4 7480,6
Данные таблицы 3 показывают, что затраты на развитие информационно -коммуникационных технологий в 2018 году выросли практически во всех субъектах и в общем по СКФО (кроме Чеченской Республики) на 20%, в 2019 году фактические затраты выросли также во всех субъектах и в общем по СКФО (кроме Республик Ингушетия и Кабардино-Балкарской Республики) - на 29%, что в целом показывает также увеличение темпов роста затрат на ИКТ за последние три года.
Таблица 4
Динамика показателя числа активных абонентов фиксированного широкополосного доступа к сети Интернет, характеризующие развитие телематических услуг
2017 2018 2019
Физ. лица, тыс. Юр.лица, тыс. Физ. лица, тыс. Юр.лица, тыс. Физ. лица, тыс. Юр.лица, тыс.
Северо-Кавказский федеральный округ 787,0 38,3 811,9 41,1 871,5 46,8
Республика Дагестан 70,3 3,5 74,5 4,2 92,8 6,1
Республика Ингушетия 4,5 0,3 5,6 0,4 7,2 0,4
Кабардино-Балкарская Республика 79,3 3,4 82,9 3,5 84,9 3,4
Карачаево-Черкесская Республика 45,0 2,3 45,8 2,4 46,4 2,3
Республика Северная Осетия - Алания 86,7 3,1 109,7 4,6 112,1 4,9
Чеченская Республика 56,1 1,3 61,9 1,3 68,4 2,3
Ставропольский край 445,1 24,4 431,5 24,8 459,7 27,3
Данные таблицы 4 показывают поступательный рост в целом по СКФО пользователей широкополосного интернета, как среди физических, так и юридических лиц. При этом темпы роста увеличились как по физическим лицам (3% и 7% - в 2018 г и 7% и 14% - в 2019 г. по физическим и юридическим лицам соответственно), что также подтверждает рост и развитие цифровизации экономики региона. Однако, рассматривая данный показатель применительно к юридическим лицам, надо отметить, что по ряду субъектов (Респ. Ингушетия, Кабардино-Балкарская Республика и Карачаево-Черкесская Республика) показывают незначительный прирост пользователей среди юридических лиц.
Таким образом, в настоящее время наблюдается рост затрат на развитие коммуникационных технологий, а значит в эту сферу могут быть отнесены информационно-
консультационные службы. Развитие широкополосного интернета и расширения доступа к нему как физических так и юридических лиц создает дополнительные предпосылки для улучшения и модернизации консалтинговой деятельности в АПК и коммуникации государства и человека посредством информационных сетей.
Методы работы консультационной службы разнообразны - массовые (работа через СМИ, прессу, рекламная деятельность, организационная ярмарочная деятельность), групповые (непосредственная работа с товаропроизводителем, производителем работ, услуг), лекционная работа и рабочие дискуссии, организация полевых дней (работа на практике), индивидуальные консультации. С широким развитием интернета и компьютерной техники, цифровых платформ и компьютеризированных рабочих мест для донесения информации появились новые возможности - электронные рассылки на почту, подписки, пресс-релизы, информацию о новых технологиях и запатентованных решениях для агробизнеса, чтобы заинтересованные лица могли бы обратиться к данным изобретениям. [3]
Рассматривая использование информационных и консультационных продуктов в качестве метода государственной поддержки и регулирования, можно утверждать, что это не только действенный и малозатратный экономический рычаг воздействия на развитие отраслей АПК, но и задел на будущее, так как вклад в постоянное и непрерывное образование, обучение и повышение квалификации работников является известным средством экономического прогресса. Данный фактор активизирует экономическую активность населения, вовлечению товаропроизводителей (в основном малых форм, фермеров) в государственные программы, участие в которых требует правильно заполненных и поданных заявок, юридических знаний и т.п. Кроме того, дополнительным косвенным результатом данной деятельности выступает повышение уровня жизни индивидуальных производителей, развитие сельской инфраструктуры, повышение качества производимой продукции, ее конкурентоспособности. Как следствие, растет удовлетворенность результатами труда работников агросферы, улучшается снабжение населения региона продуктами сельского хозяйства, а промышленности сырьем. Также, при развитии информационно-консультационных служб региона высокая вероятность положительных результатов их деятельности на общее развитие региона в аспекте уменьшения техногенной нагрузки на окружающую среду, снижения потерь в процессе производства сельскохозяйственной продукции. Таким образом, региональные информационно-консультационные службы являются одним из мощных резервов повышения эффективности производства во всех сферах АПК.[8]
Учебно-методические центры проводят следующие рабочие мероприятия: квалифицированное предоставление консультационной помощи, в том числе при оформлении кредитов, участии в грантах, стартапах и других государственных программах; проведение методического консультирования; подбор и обучение собственных специалистов, осуществляющих консультирование; консультационная помощь сельскохозяйственным товаропроизводителям по взаимодействию с государственными информационными ресурсами.
2 сентября 2021 г. № 1474 Постановлением Правительства РФ "О внесении изменений в Государственную программу развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации" одним из стратегические приоритеты в сфере реализации Государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия провозглашается цифровизация отраслей и подотраслей агропромышленного комплекса, а также развитие растениеводства, животноводства, пищевой и перерабатывающей промышленности с внедрением инновационных технологий [1]
На основе принятой Госпрограммы появилась возможность внести в региональные программы развития сельского хозяйства и АПК субъектов СКФО подпрограммы, подразумевающие комплексную цифровизацию использования и мониторинга сельхозугодий в частности и сельскохозяйственной деятельности в целом и в дальнейшем способствовать поэтапно ее внедрению в практику. Несмотря на определенную затратность данного направления, внедрение элементарного или комплексного «умного земледелия» позволит значительно снизить затраты и используемые ресурсы, увеличит вероятность получения повышенных урожаев, уско-
рит продвижение продукции, а соответственно и повысит рентабельность производства в АПК региона. Консультационная деятельность в агросфере должна тоже стать частью цифровизи-рованного общества, использовать все новые возможности для коммуникации с товаропроизводителями, продвигать знания, оказывать реальную помощь в участии в госпрограммах для жителей села.
Вторым важным направлением деятельности консультационной службы должно стать участие в продвижении научных достижений и технологий, а также всех видов инноваций к конечным пользователям, так как продвижение достижений НТП сфера очень крупная и всеобъемлющая. В настоящее время среди молодежи существует мнение, что учиться и работать в агросфере не престижно и низкодоходно. Сегодня сфера АПК нуждается не просто в профессионалах, а в профессионалах, знающих не только производственную, но и организационную, управленческую, и цифровую специфику отрасли. В сегодняшних реалиях уже недостаточно подготовить ИТ-специалиста широкого профиля. Необходимы специальные отделения и факультеты в аграрных учебных заведениях. И ситуация начала меняться, так как и агрономы, и ветеринары, и руководители и программисты сегодня имеют возможность получать специальные знания, применимые именно к АПК. Специалистов такого уровня сегодня немного, поэтому их профессиональная престижность в ближайшие 5-10 лет будет только расти. В 2018 году в СКФО количество специалистов, официально прошедших повышение квалификации по цифровизации в АПК, по официальным программам крайне мало (1 человек). [9] Для сравнения - в ЮФО в том же году - их было 295 в 27 хозяйствах, а в Дальневосточном округе - 508 человек в 35 хозяйствах. Из всех аграрных ВУЗов СКФО, только ДагГАУ имеет магистрский курс по направлению цифровизации в АПК, который включает 36 часов. Кубанский ГАУ имеет три направления, где изучаются современные направления цифровизации агросферы в курсах как магистратуры, так и бакалавриата и специалитета, и включает 684 часа учебного времени [9].
Очевидно, что в субъектах СКФО пока не налажена работа прежде всего по подготовке специалистов по ведению цифровых технологий в АПК, и как следствие очень слабое применение и внедрение их в хозяйствах. При этом в регионе высокая доля сельхозпроизводства, обусловленная благоприятными природными условиями [2].
Однако, ситуация с каждым годом меняется, абитуриенты учатся не только в местных учебных заведения, но и выезжают за пределы региона, поэтому количество специалистов в сфере профессиональных агроконсультаций и других сферах АПК будет с каждым годом расти, внедряющиеся инновации будут требовать переподготовки и дополнительного образования, и люди, работающие в агросфере будут вынуждены поднимать свой профессиональный уровень, учиться, овладевать новыми знаниями, обращаться за консультационной помощью. Все эти новшества будут способствовать тому, что аграрная отрасль становится все более и более престижной, конкурентоспособной и инновационной. Происходящие изменения влияют на уровень заработков в АПК, а, следовательно, вырастет и число вакансий с хорошей оплатой в отраслях сельского хозяйства.
Традиционно значимыми проблемами АПК в последние десятилетия были устаревшая технологическая база, высокая стоимость ГСМ, высокий уровень диспаритета цен, крайняя зависимость от природных условий, выход на рынки сбыта. Инновации существенно улучшили все эти процессы, ускоряют сбор урожая, оптимизируют и экономят внесение удобрений и средств защиты растений, новые программные разработки помогают следить за ростом сельхозкультур в режиме реального времени, и т.п. Информационно-консультационная служба может в дальнейшем расширить сферу своей деятельности и стать мощным проводником, обеспечивающим связку науки и производства, аккумулировать научные достижения для информирования товаропроизводителей АПК. Комплексные знания и навыки необходимы профессионалам АПК для достижения высоких и стабильных результатов. Этому служит и новый формат образования, подразумевающий междисциплинарное обучение.
Современные консультационные службы в АПК - это не просто модное веянье, а необходимая технологии, которая помогает обеспечить рост качества и снизить себестоимость производимой продукции, в том числе и с помощью информации. Поэтому, информационно-консультационные услуги и в будущем останутся неотъемлемой частью современного сель-
скохозяйственного производства, и именно они помогают повысить конкурентоспособность продукции АПК.
Результаты. Государственное регулирование АПК в аспекте информационного консультирования требует направленности не на весь персонал предприятия, а прежде всего на его руководителя, так как именно он определяет пути развития и является ключевой фигурой в принятии управленческих решений. Информационно-консультационная служба в АПК в современных условиях должна способствовать возрождению традиций внедрения научных разработок, технологических инноваций в агротехнологиях. Дальнейшее развитие региональных информационно-консультационных служб будет способствовать модернизации производственных процессов и ускоренному развитию научных и технологических процессов не только АПК, но и в целом в региональной экономике. Другое важное направление развития информационно-консультационных служб региона обусловлено дифицитом кадров в агропроме. Кадровый голод в АПК обусловлен демографическими особенностями современного периода, увеличением разницы в доходах в крупных городах и на периферии, урбанизация, снижение привлекательности сельскохозяйственного труда. В последние годы ситуация несколько усугубилась экономическим кризисом, вызванным пандемией. Не хватает профессионалов практически всех агроспециальностей, однако почти 30% из них - это потребность в специалистах высокой квалификации. Для решения этих вопросов, необходимо привлекать абитуриентов в сельскохозяйственные Вузы и средние специальные учебные заведения, объясняя, что сегодняшнее сельское хозяйство - это идущая вперед и развивающаяся отрасль, имеющая перспективы для молодых и грамотных людей - в сфере цифровизации, компьютерных технологий, интернета вещей, автоматизации и т.д. Эти позиции требуют ведения просветительской и агитационной работы с выпускниками школ и абитуриентами и такую задачу может также выполнять информационно-консультационные служба региона.
Обсуждение. Государственное регулирование АПК в аспекте информационного консультирования является важнейшим фактором в принятии эффективных управленческих решений сельскими товаропроизводителями, а также стимулировать и направлять систему внедрения научных разработок, обеспечить трансфер науки в производство. Развитие региональных информационно-консультационных служб способствует ускоренному развитию научных и технологических процессов в целом в региональной экономике. Другое важное направление развития информационно-консультационных служб региона - просветительская и агитационной работа с выпускниками школ и абитуриентами для привлечения их как в узкие, так и междисциплинарные агроспециальности.
Литература
1. Балиянц К.М., Дохолян С.В., Османова А.М. Основные направления инновационного развития АПК СКФО //Региональные проблемы преобразования экономики. 2021. № 11 (133). С. 17-27.
2. Балиянц К.М., Испагиева А.Д., Магомедова М.А., Рамазанова С.С. Значение развития продуктовых подкомплексов агропромышленного комплекса Северо-Кавказского федерального округа для устойчивого функционирования экономики региона. // Актуальные вопросы современной экономики. 2019. № 6-1. С. 86-92.
3. Инновационное развитие АПК: экономические проблемы и перспективы: материалы XV междунар. науч.-практич. конф. посвященной 60-летию экономического факультета Кубанского ГАУ (г. Краснодар, 14-15 мая 2020 г.) / сост. А. И. Трубилин, К. Э. Тюпаков, А. А. Адаменко. - Краснодар : КубГАУ, 2020. - 467 с.
4. Омаров М.М., Старкова Е.И. Проблемы и основные направления формирования информационно -консультационной службы в агропромышленном комплексе // Фундаментальные исследования. - 2011. - № 8-2. - С. 446-448; URL: https://fundamental-research.ru/ru/article/view?id=27980 (дата обращения: 30.03.2022).
5. Организация и управление консультационной деятельностью в АПК: краткий курс лекций для магистрантов направления подготовки 38.04.02 «Менеджмент» / Сост.: А. В. Наянов // ФГБОУ ВО «Саратовский ГАУ». - Саратов, 2018. - 64 с.
6.Регионы России. Социально-экономические показатели. [Электронный ресурс], режим доступа: http://www.gks.ru/bgd/regl/b16_14p/Main.htm (время обращения 12.04.2022)
7.Скляров Ю.М., Скляров И.Ю. Развитие предпринимательства и производства малых форм хозяйствования на селе //Российское предпринимательство. - 2013. - № 19 (241). - С. 13-23.
8. Теоретико-методологические аспекты формирования института сельскохозяйственного консультирования /подред. И.С. Санду, Г.М. Демишкевич /-М.: ВНИИЭСХ, 2012. - 131 с.
9.Труфляк Е. В. Использование элементов точного сельского хозяйства в России / Е. В. Труфляк. -Краснодар: КубГАУ, 2018. - 26 с.
10. Федеральный центр сельскохозяйственного консультирования - подразделение ФГБОУ ДПО «Российская академия кадрового обеспечения АПК» / URL: http://mcx-consult.ru/sajty-regionalnyh-centrov -selskohozyajstvennogo-konsultirovaniya(время обращения 29.03.2022)
References:
1. Baliyanc K.M., Doholyan S.V., Osmanova A.M. Osnovnye napravleniya innovacionnogo razvitiya APK SKFO //Regional'nyeproblemypreobrazovaniya ekonomiki. 2021. № 11 (133). S. 17-27.
2. Baliyanc K.M., Ispagieva A.D., Magomedova M.A., Ramazanova S.S. Znachenie razvitiya produktovyh pod-kompleksov agropromyshlennogo kompleksa Severo-Kavkazskogo federal'nogo okruga dlya ustojchivogo funkcionirovaniya ekonomiki regiona. //Aktual'nye voprosy sovremennoj ekonomiki. 2019. № 6-1. S. 86-92.
3. Innovacionnoe razvitie APK: ekonomicheskie problemy i perspektivy: materialy XV mezhdunar. nauch. -praktich. konf. posvyashchennoj 60-letiyu ekonomicheskogo fakul'teta Kubanskogo GAU (g. Krasnodar, 14-15 maya 2020 g.) /sost. A. I. Trubilin, K. E. Tyupakov, A. A. Adamenko. - Krasnodar : KubGAU, 2020. - 467 s.
4. Omarov M.M., Starkova E.I. Problemy i osnovnye napravleniya formirovaniya informacionno-konsul'tacionnoj sluzhby v agropromyshlennom komplekse //Fundamental'nye issledovaniya. - 2011. - № 8-2. - S. 446-448;
URL: https://fundamental-research.ru/ru/article/view?id=27980 (data obrashcheniya: 30.03.2022).
5. Organizaciya i upravlenie konsul'tacionnoj deyatel'nost'yu v APK: kratkij kurs lekcij dlya magistrantov napravleniyapodgotovki 38.04.02 «Menedzhment» /Sost.: A. V. Nayanov//FGBOU VO «Saratovskij GAU». -Saratov, 2018. - 64 s.
6.Regiony Rossii. Social'no-ekonomicheskie pokazateli. [Elektronnyj resurs], rezhim dostupa: http:// www.gks.ru/bgd/regl/b1614p/Main.htm (vremya obrashcheniya 12.04.2022)
7.Sklyarov YU.M., Sklyarov I.YU. Razvitie predprinimatel'stva i proizvodstva malyh form hozyajstvovaniya na sele //Rossijskoe predprinimatel'stvo. - 2013. - № 19 (241). - S. 13-23.
8. Teoretiko-metodologicheskie aspekty formirovaniya instituta sel'skohozyajstvennogo konsul'tirovaniya /pod red. I.S. Sandu, G.M. Demishkevich /-M.: VNIIESKH, 2012. - 131 s.
9.TruflyakE. V. Ispol'zovanie elementov tochnogo sel'skogo hozyajstva v Rossii /E. V. Truflyak. - Krasnodar: KubGAU, 2018. - 26s.
10. Federal'nyj centr sel'skohozyajstvennogo konsul'tirovaniya - podrazdelenie FGBOU DPO «Rossijskaya akademiya kadrovogo obespecheniya APK» / URL: http://mcx-consult.ru/sajty-regionalnyh-centrov-selskohozyajstvennogo-konsultirovaniya(vremya obrashcheniya 29.03.2022)