Научная статья на тему 'Консультации специалистов'

Консультации специалистов Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
101
31
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы —

Материал подготовлен специалистами Центра методологии бухгалтерского учета и налогообложения

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Консультации специалистов»

Вопрос—ответ

КОНСУЛЬТАЦИИ СПЕЦИАЛИСТОВ

Материал подготовлен специалистами Центра методологии бухгалтерского учета и налогообложения

Вопрос. Включается ли в стаж работы, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, периоды нахождения работника в дополнительном оплачиваемом отпуске и командировке за пределами районов Крайнего Севера?

Ответ. В стаж работы, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, включаются периоды нахождения работника в дополнительном оплачиваемом отпуске и командировке за пределами районов Крайнего Севера, так как в такие периоды за работником сохраняется заработная плата.

Обоснование. В соответствии с ч. 1 ст. 116 Трудового кодекса Российской Федерации ежегодные дополнительные оплачиваемые отпуска предоставляются работникам, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, работникам, имеющим особый характер работы, работникам с ненормированным рабочим днем, работникам, работающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, а также в других случаях, предусмотренных данным Кодексом и иными федеральными законами.

На основании ч. 2 ст. 116 Трудового кодекса Российской Федерации работодатели с учетом своих производственных и финансовых возможностей могут самостоятельно устанавливать дополнительные отпуска для работников, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом и иными федеральными законами. Порядок и условия предоставления этих отпусков определяются коллективными договорами или локальными нормативными актами, которые принимаются с учетом мнения выборного органа первичной профсоюзной организации.

В ст. 166 Трудового кодекса Российской Федерации установлено, что служебная командиров-

ка — это поездка работника по распоряжению работодателя на определенный срок для выполнения служебного поручения вне места постоянной работы. Служебные поездки работников, постоянная работа которых осуществляется в пути или имеет разъездной характер, служебными командировками не признаются.

В силу ст. 167 Трудового кодекса Российской Федерации при направлении работника в служебную командировку ему гарантируются сохранение места работы (должности) и среднего заработка, а также возмещение расходов, связанных со служебной командировкой.

В ст. 27 Федерального закона от 17.12.2001 № 17Э-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» (далее — Закон № 17Э-ФЗ) устанавливаются категории работников и основания для получения ими права на досрочное назначение трудовой пенсии.

В соответствии с подп. 6 п. 1 ст. 6 Закона № 17Э-ФЗ трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного ст. 7 настоящего Федерального закона, следующим гражданам: мужчинам по достижении возраста 55 лет и женщинам по достижении возраста 50 лет, если они проработали не менее 15 календарных лет в районах Крайнего Севера либо не менее 20 календарных лет в приравненных к ним местностях и имеют страховой стаж, соответственно, не менее 25 и 20 лет.

Согласно п. 9 Положения об особенностях направления работников в служебные командировки, утвержденного постановлением Правительства РФ от 13.10.2008 № 749 (далее — Положение), средний заработок за период нахождения работника в командировке, а также за дни нахождения в пути, в том числе за время вынужденной остановки в пути,

сохраняется за все дни работы по графику, установленному в командирующей организации.

На основании п. 4 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со ст. 27 и 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденного постановлением Правительства РФ от 11.07.2002 № 516 (далее — Правила), в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости (далее — стаж), засчитываются периоды работы, выполняемой постоянно в течение полного рабочего дня, если иное не предусмотрено настоящими Правилами или иными нормативными правовыми актами, при условии уплаты за эти периоды страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации.

В соответствии с Правилами периоды работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, которая выполнялась постоянно в течение полного рабочего дня, засчитыва-ются в стаж в календарном порядке, если иное не предусмотрено настоящими Правилами и иными нормативными правовыми актами. При этом в стаж включаются периоды получения пособия по государственному социальному страхованию в период временной нетрудоспособности, а также периоды ежегодных основного и дополнительных оплачиваемых отпусков.

В письме Роструда от 20.06.2013 № ПГ/5136-6-3 разъяснено, что в соответствии с п. 9 Положения средний заработок за период нахождения работника в командировке, а также за дни нахождения в пути, в том числе за время вынужденной остановки в пути, сохраняется за все дни работы по графику, установленному в командирующей организации.

Таким образом, работодатель может самостоятельно предоставлять работникам дополнительные оплачиваемые отпуска, которые будут включаться в стаж работы, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, так как закон не предусматривает ограничения. Также в периоды нахождения работника в дополнительном оплачиваемом отпуске и командировке за пределами районов Крайнего Севера за ним сохраняется заработная плата.

Данная позиция также подтверждается примерами из судебной практики.

Так, в постановлении ФАС Западно-Сибирского округа от 23.08.2013 № А75-6614/2012 (далее — Постановление № А75-6614/2012) указывается,

что возможность самостоятельного установления работодателем дополнительных оплачиваемых отпусков предусмотрена в федеральном законе (Трудовом кодексе Российской Федерации), и данной возможностью организация воспользовалась, вывод судов о том, что на основании п. 5 Правил периоды нахождения работников в дополнительных оплачиваемых отпусках подлежат включению в стаж работы, предоставляющий право на льготную пенсию по старости, является правильным.

Постановление № А75-6614/2012 оставлено без изменения решением вышестоящего суда — определением Высшего Арбитражного Суда РФ от 28.11.2013 № ВАС-16609/13. Высший Арбитражный Суд РФ также разъяснил, что в стаж работы, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, засчитываются периоды нахождения работника в дополнительном оплачиваемом отпуске и командировке за пределами районов Крайнего Севера и мест, приравненных к районам Крайнего Севера, так как эти периоды являются периодами работы с сохранением заработной платы, с которых производится отчисление страховых взносов.

Таким образом, в стаж работы, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, включаются периоды нахождения работника в дополнительном оплачиваемом отпуске и командировке за пределами районов Крайнего Севера, так как, во-первых, отсутствует прямой запрет в законе, во-вторых, в такой период за работником сохраняется заработная плата, в-третьих, на среднюю заработную плату, выплачиваемую работнику в такой период, начисляются страховые взносы.

Вопрос. Подлежат ли обложению страховыми взносами, предусмотренными Федеральным законом от 24.07.2009 № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования» (далее — Закон № 212-ФЗ), суммы, выплачиваемые сотрудникам за период прохождения военных сборов?

Ответ. В соответствии с позицией официальных органов суммы, выплачиваемые сотрудникам организации за период прохождения ими военных сборов, не подлежат обложению страховыми взносами, предусмотренными Законом № 212-ФЗ. При этом обращаем внимание, что органы контроля по

уплате страховых взносов на местах считают, что такие выплаты должны облагаться страховыми взносами и привлекают организации к ответственности за невключение в базу для начисления страховых взносов сумм, выплачиваемых работникам за период прохождения ими военных сборов. Также позицию органов контроля за уплатой страховых взносов на местах поддерживают суды, о чем свидетельствует сложившаяся судебная практика.

Обоснование. В соответствии с ч. 1 ст. 170 Трудового кодекса Российской Федерации работодатель обязан освобождать работника от работы с сохранением за ним места работы (должности) на время исполнения им государственных или общественных обязанностей в случаях, если в соответствии с данным Кодексом и иными федеральными законами эти обязанности должны исполняться в рабочее время.

Так, в п. 2 ст. 6 Федерального закона от 28.03.1998 № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» (далее — Закон № 53-ФЗ) закреплено, что граждане на время прохождения военных сборов освобождаются от работы или учебы с сохранением за ними места постоянной работы или учебы и выплатой среднего заработка или стипендии по месту постоянной работы или учебы.

В силу п. 7 ст. 1 Закона № 53-ФЗ компенсация расходов, понесенных организациями и гражданами в связи с исполнением данного Федерального закона, является расходным обязательством Российской Федерации и осуществляется в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.

Обращаем внимание, что порядок и правила компенсации расходов организациям в связи с пребыванием работника на военных сборах установлен Правилами компенсации расходов, понесенных организациями и гражданами Российской Федерации в связи с реализацией Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе», утвержденными постановлением Правительства РФ от 01.12.2004 № 704 (далее — Правила).

На основании подп. 5 п. 2 Правил компенсации подлежат расходы организаций и граждан, связанные с прохождением военных сборов.

В ст. 9 Закона № 212-ФЗ закреплен исчерпывающий перечень сумм, которые не подлежат обложению страховыми взносами.

Выплаты, производимые организациями работникам, за которыми сохраняется заработная плата, находящимся на военных сборах, в данный перечень не включены.

В письме Пенсионного фонда Российской Федерации от 29.09.2010 № 30-21/10260, посвященного отдельным вопросам уплаты страховых взносов, разъяснено, что выплата среднего заработка работнику на период военных сборов осуществляется не в силу трудового договора за выполнение работником трудовой функции, а в связи с требованием п. 2 ст. 6 Закона № 53-ФЗ о необходимости сохранения выплат работникам, направленным на военные сборы. В период военных сборов работник трудовую функцию фактически не осуществляет.

Также в данном письме содержится вывод, что в этой связи объекта обложения страховыми взносами в соответствии с ч. 1 ст. 7 Закона № 212-ФЗ для организации не возникает.

Таким образом, выплаты работникам, которые фактически не исполняют своих трудовых функций в связи с их нахождением на военных сборах, включаются в систему оплаты труда данного работника и в соответствии с позицией официальных органов не подлежат обложению страховыми взносами, предусмотренными Законом № 212-ФЗ.

При этом в судебной практике сложилась противоположная позиция той, которой придерживаются официальные органы. Суды считают, что спорные выплаты подлежат обложению страховыми взносами.

Так в постановлении ФАС Уральского округа от 06.06.2013 № Ф09-4881/13 указывается, что в период военных сборов работающие граждане освобождаются от исполнения трудовых обязанностей, но трудовые отношения между ними и работодателем не прекращаются. Таким образом, средний заработок, выплачиваемый в период прохождения военных сборов, облагается страховыми взносами.

Также в определении Высшего Арбитражного Суда РФ от 25.07.2013 № ВАС-9561/13 суд указал, что выплаты в размере среднего заработка работникам-донорам за дни сдачи крови и ее компонентов и предоставляемые в связи этим дни отдыха, а также выплаты в период нахождения физического лица на военных сборах подлежат обложению страховыми взносами, так как входят в систему оплаты труда данных работников.

Таким образом, на основании позиции Пенсионного фонда РФ суммы, выплачиваемые работникам за период прохождения ими военных сборов, не подлежат обложению страховыми взносами. При этом организациям следует учитывать, что органы контроля за уплатой страховых взносов на местах придерживаются такой позиции, что такие выпла-

ты подлежат обложению страховыми взносами. Такая же позиция сложилась и в судебной практике. Поэтому организации следует учитывать риск привлечения ее к ответственности за невключение в базу для начисления страховых взносов выплат, производимых работникам за период прохождения ими военных сборов.

Вопрос. Работник учреждения, финансируемого из федерального бюджета (федеральное казенное учреждение), направлен в заграничную служебную командировку в Марокко. По итогам командировки работником представлены документы, подтверждающие расходы по найму жилого помещения, совершенные в местной валюте — дирхамах. В каком порядке в такой ситуации учреждению следует возместить ему расходы по найму жилого помещения?

Ответ. Чтобы определить нормы расходов на найм жилого помещения в валюте той страны, куда работник был командирован (национальной валюте), необходимо выполнить пересчет — либо по прямому курсу, либо сравнить отношение рубля к доллару и отношение рубля к валюте той страны, куда работник направляется в командировку.

Обоснование. Согласно ст. 167 Трудового кодекса Российской Федерации при направлении работника в служебную командировку ему гарантируются сохранение места работы (должности) и среднего заработка, а также возмещение расходов, связанных со служебной командировкой.

На основании положений ст. 168 Трудового кодекса Российской Федерации к таковым относятся затраты на проезд, найм жилого помещения, дополнительные затраты, связанные с проживанием вне места постоянного жительства (суточные), и иные расходы, произведенные работником с разрешения или ведома работодателя.

В силу ч. 2 ст. 168 Трудового кодекса Российской Федерации порядок и размеры возмещения расходов, связанных со служебными командировками, определяются коллективным договором или локальным нормативным актом работодателя.

В соответствии с п. 21 Положения об особенностях направления работников в служебные командировки, утвержденного постановлением Правительства РФ от 13.10.2008 № 749, расходы по найму жилого помещения при направлении работников в командировки на территории иностранных государств, подтвержденные соответствующими

документами, возмещаются в порядке и размерах, определяемых коллективным договором или локальным нормативным актом.

В свою очередь, если работник организации, финансируемой за счет средств федерального бюджета, командирован за рубеж, нужно руководствоваться нормами, установленными приказом Минфина России от 02.08.2004 № 64н (далее — Приказ № 64н).

Приложение к Приказу № 64н содержит Предельные нормы возмещения расходов по найму жилого помещения в иностранной валюте при служебных командировках на территории иностранных государств работников организаций, финансируемых за счет средств федерального бюджета.

Указанные нормы варьируются в зависимости от страны командирования. Причем для большинства стран из перечня предусмотрена такая норма в долларах США.

Так, в отношении Марокко установлена предельная норма в 120 долл. США в сутки.

При этом в рассматриваемой в вопросе ситуации работником осуществлены расходы по найму жилого помещения в местной валюте. Следовательно, для того чтобы определить размер возмещаемых работнику расходов (в полном объеме или исходя из предельной нормы), работодателю необходимо осуществить пересчет указанной местной валюты в доллары США (в случае, если установлен прямой курс перевода марокканских дирхамов в доллары) либо воспользоваться курсом доллара к рублю и курсом марокканских дирхамов к рублю, после чего вычислить искомый курс.

Воспользовавшись данным порядком действий, учреждение определит нормы расходов на наем жилого помещения.

Вопрос. Организация, занимающаяся деятельностью по ремонту и обслуживанию бытовых приборов, разместила рекламу в сети Интернет. В данной рекламе содержался товарный знак организации—производителя бытовой техники, указывающий на товары, подлежащие обслуживанию. Организация-производитель, посчитав, что указанное размещение в рекламе товарного знака нарушает его исключительные права как правообладателя, обратилась в антимонопольный орган с требованием прекратить использование товарного знака в рекламе

и признать данную рекламу недобросовестной. Правомерно ли данное требование?

Ответ. Поскольку организация занималась ремонтом и обслуживанием товаров, использование в рекламе товарного знака как указания на обслуживание конкретных товаров не влечет признания данной рекламы недобросовестной, а следовательно, требование производителя о прекращении использования товарного знака оснований не имеет.

Обоснование. В силу п. 1 ст. 1477 Гражданского кодекса Российской Федерации на товарный знак, т. е. на обозначение, служащее для индивидуализации товаров юридических лиц или индивидуальных предпринимателей, признается исключительное право, удостоверяемое свидетельством на товарный знак.

Согласно пп. 2 и 3 ст. 1484 Гражданского кодекса Российской Федерации исключительное право на товарный знак может быть осуществлено для индивидуализации товаров, работ или услуг, в отношении которых товарный знак зарегистрирован, в частности путем размещения товарного знака в предложениях о продаже товаров, о выполнении работ, об оказании услуг, а также в объявлениях, на вывесках и в рекламе.

Никто не вправе использовать без разрешения правообладателя сходные с его товарным знаком обозначения в отношении товаров, для индивидуализации которых товарный знак зарегистрирован, или однородных товаров, если в результате такого использования возникнет вероятность смешения.

В силу пп. 1 и 4 ст. 3 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе» (далее — Закон № 38-ФЗ) реклама — это информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.

Ненадлежащая реклама — это реклама, не соответствующая требованиям законодательства Российской Федерации.

Согласно п. 1 ст. 5 Закона № 38-ФЗ реклама должна быть добросовестной и достоверной. Недобросовестная реклама и недостоверная реклама не допускаются.

Кроме того, п. 3 указанной статьи устанавливает, что недостоверной признается реклама, которая содержит не соответствующие действительности сведения об исключительных правах на результаты

интеллектуальной деятельности и приравненные к ним средства индивидуализации юридического лица, средства индивидуализации товара.

В соответствии с п. 31 Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 08.10.2012 № 58 «О некоторых вопросах практики применения арбитражными судами Федерального закона «О рекламе» согласно п. 7 ч. 3 ст. 5 Закона № 38-ФЗ недостоверной признается реклама, которая содержит не соответствующие действительности сведения об исключительных правах на результаты интеллектуальной деятельности и приравненные к ним средства индивидуализации юридического лица или товара.

При применении указанных норм судам следует исходить из того, что использование товарного знака, правомерно введенного в гражданский оборот, возможно и другими лицами в рекламе своей торговой деятельности по реализации данного товара.

В то же время отсутствие разрешения правообладателя на использование товарного знака, индивидуализирующего товар, само по себе не влечет признания недостоверной рекламы услуг, оказываемых в отношении этого товара, если потребитель воспринимает такую рекламу как рекламу независимого услугодателя.

Таким образом, данный товарный знак введен в гражданский оборот, и, соответственно, так как организация занималась деятельностью по ремонту и обслуживанию бытовых приборов, упоминание в рекламе товарного знака с целью указать на товары, подлежащие ремонту в данной организации, не является фактом, доказывающим недостоверность рекламы.

Данный вывод совпадает с выводом ФАС Московского округа, указанного в постановлении от 13.02.2009 № КА-А40/178-09.

Вопрос. Организация распространила рекламу детской настольной интерактивной игры, предусмотренной для категории 16+, при этом в рекламе, показанной по телевидению, не указывалась категория данной продукции. Антимонопольный орган, установив данный факт, принял решение о привлечении административной ответственности за нарушение законодательства о рекламе. Правомерно ли решение антимонопольного органа?

Ответ. Данное решение антимонопольного органа неправомерно, поскольку под понятие «ин-

формационная продукция» детская интерактивная настольная игра не подпадает, соответственно, ограничения, установленные законодательством о рекламе, в данном случае не применяются, т. е. в рекламе правомерно не указывать категорию данной продукции.

Обоснование. На основании п. 1 и 4 ст. 3 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе» (далее — Закон № 38-ФЗ) реклама — это информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.

Ненадлежащая реклама — это реклама, не соответствующая требованиям законодательства Российской Федерации.

Согласно п. 1 ст. 5 Закона № 38-ФЗ реклама должна быть добросовестной и достоверной. Недобросовестная реклама и недостоверная реклама не допускаются.

Кроме того, п. 10.1 указанной статьи закрепляет, что не допускается размещение рекламы информационной продукции, подлежащей классификации в соответствии с требованиями Федерального закона от 29.12.2010 № 436-ФЗ «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию» (далее — Закон № 436-ФЗ) без указания категории данной информационной продукции.

Пункт 5 ст. 2 Закона № 436-ФЗ устанавливает, что информационная продукция — предназначенные для оборота на территории Российской Федерации продукция средств массовой информации, печатная продукция, аудиовизуальная продукция на любых видах носителей, программы для электронных вычислительных машин (программы для ЭВМ) и базы данных, а также информация, распространяемая посредством зрелищных мероприятий, посредством информационно-телекоммуникационных сетей, в том числе сети «Интернет», и сетей подвижной радиотелефонной связи.

Согласно п. 3 ст. 6 Закона № 436-ФЗ классификация информационной продукции осуществляется в соответствии с требованиями данного закона по следующим категориям информационной продукции:

1) информационная продукция для детей, не достигших возраста 6 лет;

2) информационная продукция для детей, достигших возраста 6 лет;

3) информационная продукция для детей, достигших возраста 12 лет;

4) информационная продукция для детей, достигших возраста 16 лет;

5) информационная продукция, запрещенная для детей (информационная продукция, содержащая информацию, предусмотренную ч. 2 ст. 5 Закона №436-ФЗ).

В силу ч. 1 ст. 14.3. КоАП РФ нарушение рекламодателем, рекламопроизводителем или рекламораспространителем законодательства о рекламе, за исключением случаев, предусмотренных ч. 2—4 указанной статьи, ст. 14.37, 14.38, 19.31 КоАП РФ, — влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от 2 000 до 2 500 рублей; на должностных лиц — от 4 000 до 20 000 тыс. руб.; на юридических лиц — от 100 000 до 500 000 тыс. руб.

Также, как указано в письмах ФАС России от 28.08.2012 № АК/27944 «О защите детей в рекламе», от 14.12.2012 № АЦ/42338/12 «О размещении в рекламе категории информационной продукции», требование об указании в рекламе категории информационной продукции не распространяется на рекламу товаров, не подпадающих под понятие информационной продукции.

Поскольку Законом № 436-ФЗ настольная интерактивная игра не отнесена к понятию информационной продукции, соответственно, к ней не могут применяться ограничения, установленные Законом № 38-ФЗ.

Вопрос. Организация разместила рекламу на телевидении, в сюжете которой две девочки-школьницы обсуждают своего одноклассника, они говорят: «фу, одет он не модно и вчера двойку по уроку получил», и лозунг — «долой двойки с новыми смартфонами». Антимонопольный орган посчитал, что данная реклама противоречит законодательству о рекламе, принял решение о прекращении распространения рекламы. Правомерно ли решение антимонопольного органа?

Ответ. Данное требование правомерно, поскольку в данном случае реклама создает негативный образ неуспевающего ученика, а при покупке данного товара создается впечатление о том, что обладание данным товаром утвердит его самооценку, улучшит мнение сверстников и повысит успеваемость.

Обоснование. На основании пункта 1 и 4 статьи 3 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе» (далее — Закон № 38-ФЗ) реклама — это информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.

Ненадлежащая реклама — это реклама, не соответствующая требованиям законодательства Российской Федерации.

Согласно п. 1 ст. 5 Закона № 38-ФЗ реклама должна быть добросовестной и достоверной. Недобросовестная реклама и недостоверная реклама не допускаются.

Как установлено пп. 4 и 5 ст. 6 Закона № 38-ФЗ, в целях защиты несовершеннолетних от злоупотреблений их доверием и недостатком опыта в рекламе не допускаются создание у несовершеннолетних впечатления о том, что обладание рекламируемым товаром ставит их в предпочтительное положение перед их сверстниками, формирование комплекса неполноценности у несовершеннолетних, не обладающих рекламируемым товаром.

На основании п. 1 ст. 14 Федерального закона от 24.07.1998 № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» органы государственной власти Российской Федерации принимают меры по защите ребенка от информации, пропаганды и агитации, наносящих вред его здоровью, нравственному и духовному развитию, в том числе от национальной, классовой, социальной нетерпимости, от рекламы алкогольной продукции и табачных изделий, от пропаганды социального, расового, национального и религиозного неравенства, от информации порнографического характера, а также от распространения печатной продукции, аудио- и видеопродукции, пропагандирующей насилие и жестокость, наркоманию, токсикоманию, антиобщественное поведение.

В силу п. 6 ст. 38 рекламодатель несет ответственность за нарушение требований, установленных Законом № 38-ФЗ.

Таким образом, в конкретном случае использование данных слов в отношении детей провоцирует у несовершеннолетних детей желание обладать рекламируемым товаром, чтобы не быть хуже других, что противоречит законодательству о рекламе.

В судебной практике имеются схожие ситуации. Например, в постановлении ФАС Поволжского

округа от 12.04.2012 № А55-8744/2011 рассматривалось дело о признании рекламы ненадлежащей, суд отметил, что реклама может укрепить комплекс неполноценности у подростков, не обладающих рекламируемым товаром, и создать иллюзию, что данный товар является средством решения школьных проблем. Использование образа, вызывающего негативные ассоциации (неуспешность в учебе, необладание брендовой одеждой), подсознательно формирует установку на необходимость приобретения товара. В рекламе используются слова, эмоционально влияющие на восприятие информации. Употребление первообразных междометий типа «ах», «ой», «фу-у-у» моделирует эмоциональное состояние человека В данной рекламе использование междометия «фу-у-у» — реакция на неудачу, на отсутствие успешного результата в учебной деятельности. Суд признал данную рекламу противоречащей ст. 6 Закона № 38-ФЗ.

Таким образом, в рассматриваемом случае реклама противоречит законодательству о рекламе, поскольку создает у несовершеннолетнего впечатление о том, что обладание данным товаром утвердит его самооценку, повысит успеваемость и улучшит мнение одноклассников.

Вопрос. Облагаются ли НДС суммы субсидий, полученные организацией из бюджета Российской Федерации при выполнении организацией работ по строительству линий электропередач?

Ответ. Из анализа норм налогового законодательства применительно к рассматриваемой ситуации следует, что при получении налогоплательщиком сумм, которые не связаны с оплатой реализуемых товаров (работ, услуг), такие суммы не подлежат включению в налоговую базу по НДС. В том числе это относится к субсидиям, выделенным из бюджета соответствующего уровня.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Данный вывод согласуется с позицией финансового органа.

Обоснование. В соответствии с п. 1 ст. 146 Налогового кодекса Российской Федерации объектом налогообложения признаются следующие операции:

1) реализация товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации, в том числе реализация предметов залога и передача товаров (результатов выполненных работ, оказание услуг) по соглашению о предоставлении отступного или новации, а также передача имущественных прав;

2) передача на территории Российской Федерации товаров (выполнение работ, оказание услуг) для собственных нужд, расходы на которые не принимаются к вычету (в том числе через амортизационные отчисления) при исчислении налога на прибыль организаций;

3) выполнение строительно-монтажных работ для собственного потребления;

4) ввоз товаров на территорию Российской Федерации и иные территории, находящиеся под ее юрисдикцией.

Статья 162 Налогового кодекса Российской Федерации устанавливает особенности определения налоговой базы с учетом сумм, связанных с расчетами по оплате товаров (работ, услуг). В соответствии с п. 1 указанной статьи налоговая база, определенная в соответствии со ст. 153—158 Налогового кодекса Российской Федерации, увеличивается на суммы, в том числе полученных за реализованные товары (работы, услуги) в виде финансовой помощи, на пополнение фондов специального назначения, в счет увеличения доходов либо иначе связанных с оплатой реализованных товаров (работ, услуг).

В силу п. 1 ст. 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам — производителям товаров, работ, услуг предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения недополученных доходов и (или) финансового обеспечения (возмещения) затрат в связи с производством (реализацией) товаров (за исключением подакцизных товаров), выполнением работ, оказанием услуг.

Пунктом 2 указанной статьи предусмотрено, что субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям, а также субсидий, указанных в п. 7 настоящей статьи), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам — производителям товаров, работ, услуг предоставляются:

1) из федерального бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов Российской Федерации — в случаях и порядке, предусмотренных федеральным законом о федеральном бюджете, федеральными законами о бюджетах государственных внебюджетных фондов Российской Федерации и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами Правительства Рос-

сийской Федерации или актами уполномоченных им федеральных органов государственной власти (федеральных государственных органов);

2) из бюджета субъекта Российской Федерации и бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов — в случаях и порядке, предусмотренных законом субъекта Российской Федерации о бюджете субъекта Российской Федерации, законами субъектов Российской Федерации о бюджетах территориальных государственных внебюджетных фондов и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации или актами уполномоченных им органов государственной власти субъекта Российской Федерации;

3) из местного бюджета — в случаях и порядке, предусмотренных решением представительного органа муниципального образования о местном бюджете и принимаемыми в соответствии с ним муниципальными правовыми актами местной администрации или актами уполномоченных ею органов местного самоуправления.

Пунктом 5 указанной статьи предусмотрено, что при предоставлении субсидий, указанных в настоящей статье, обязательным условием их предоставления, включаемым в договоры (соглашения) о предоставлении субсидий, является согласие их получателей (за исключением государственных (муниципальных) унитарных предприятий, хозяйственных товариществ и обществ с участием публично-правовых образований в их уставных (складочных) капиталах, а также коммерческих организаций с участием таких товариществ и обществ в их уставных (складочных) капиталах) на осуществление главным распорядителем (распорядителем) бюджетных средств, предоставившим субсидии, и органами государственного (муниципального) финансового контроля за проверками соблюдения получателями субсидий условий, целей и порядка их предоставления.

Таким образом, по мнению специалистов, при получении налогоплательщиком сумм, которые не связаны с оплатой реализуемых товаров (работ, услуг), такие суммы не подлежат включению в налоговую базу по НДС. В том числе это относится к субсидиям из бюджета соответствующего уровня.

Данный вывод согласуется с позицией финансового органа, изложенной в письме Минфина России от 22.01.2013 № 03-07-11/09.

Вопрос. Вправе ли организация при исчислении налога на прибыль организаций при расчете данного налога учитывать расходы на возмещения работникам расходов на приобретение продукции (хлебобулочных изделий), изготовленной организацией, если данное возмещение предусмотрено в трудовом договоре?

Ответ. Из анализа норм законодательства применительно к рассматриваемой ситуации следует, что при расчете налоговой базы по налогу на прибыль организаций расходы по возмещению работником затрат на приобретение продукции, производимой данной организацией, не подлежат учету.

Данный вывод согласуется с позицией официального органа (Минфина России).

Обоснование. В соответствии с п. 1 ст. 246 Налогового кодекса Российской Федерации плательщиками налога на прибыль организаций признаются:

— российские организации;

— иностранные организации, осуществляющие свою деятельность в Российской Федерации через постоянные представительства и (или) получающие доходы от источников в Российской Федерации.

В силу п. 1 ст. 247 Налогового кодекса Российской Федерации объектом налогообложения по налогу на прибыль организаций признается прибыль, полученная налогоплательщиком.

Прибылью для российских организаций, не являющихся участниками консолидированной группы налогоплательщиков, признаются полученные доходы, уменьшенные на величину произведенных расходов, которые определяются в соответствии с гл. 25 Налогового кодекса Российской Федерации.

Пунктом 1 ст. 252 Налогового кодекса Российской Федерации в целях настоящей главы налогоплательщик уменьшает полученные доходы на сумму произведенных расходов (за исключением расходов, указанных в ст. 270 Налогового кодекса Российской Федерации).

Расходами признаются обоснованные и документально подтвержденные затраты (а в случаях, предусмотренных ст. 265 Налогового кодекса Российской Федерации, убытки), осуществленные (понесенные) налогоплательщиком.

Под обоснованными расходами понимаются экономически оправданные затраты, оценка которых выражена в денежной форме.

Под документально подтвержденными расходами понимаются затраты, подтвержденные

документами, оформленными в соответствии с законодательством Российской Федерации, либо документами, оформленными в соответствии с обычаями делового оборота, применяемыми в иностранном государстве, на территории которого были произведены соответствующие расходы, и (или) документами, косвенно подтверждающими произведенные расходы (в том числе таможенной декларацией, приказом о командировке, проездными документами, отчетом о выполненной работе в соответствии с договором). Расходами признаются любые затраты при условии, что они произведены для осуществления деятельности, направленной на получение дохода.

Статьей 270 Налогового кодекса Российской Федерации определены расходы, не учитываемые в целях налогообложения.

Так, при определении налоговой базы не учитываются расходы, в том числе в виде надбавок к пенсиям, единовременных пособий уходящим на пенсию ветеранам труда, доходов (дивидендов, процентов) по акциям или вкладам трудового коллектива организации, компенсационных начислений в связи с повышением цен, производимых сверх размеров индексации доходов по решениям Правительства Российской Федерации, компенсаций удорожания стоимости питания в столовых, буфетах или профилакториях либо предоставления его по льготным ценам или бесплатно (за исключением специального питания для отдельных категорий работников в случаях, предусмотренных действующим законодательством, и за исключением случаев, когда бесплатное или льготное питание предусмотрено трудовыми договорами (контрактами) и (или) коллективными договорами (подп. 25 ст. 270 Налогового кодекса Российской Федерации).

Таким образом, при расчете налоговой базы по налогу на прибыль организаций расходы по возмещению работникам затрат на приобретение продукции, производимой данной организацией, не подлежат учету.

Данный вывод согласуется с позицией официального органа, изложенной в письме Минфина России от 21.01.2013 № 03-03-06/1/19.

Вопрос. Работник принят в организацию в 2009г. За прошедшее с тех пор время работник три раза переводился на вышестоящую должность (каждый раз на более высокую), в связи с чем изменялись также величина заработной

платы работника и его трудовые обязанности, также ему установлена неполная рабочая неделя. Каждое изменение условий трудового договора стороны оформляли дополнительным соглашением к нему в письменной форме. В связи с этим к 2013г. у организации имеется большое количество документов по данному работнику. Вправе ли стороны (работник и работодатель) в 2013 г. заключить единое дополнительное соглашение, которое бы объединило в себе все имеющиеся дополнительные соглашения, с тем чтобы облегчить организации документооборот?

Ответ. Стороны (работник и работодатель) в 2013 г. заключить единое дополнительное соглашение, которое бы объединило в себе все имеющиеся дополнительные соглашения, в том числе с тем, чтобы облегчить организации документооборот, не вправе.

Обоснование. Согласно ст. 72 Трудового кодекса Российской Федерации изменение определенных сторонами условий трудового договора, в том числе перевод на другую работу, допускается только по соглашению сторон трудового договора, за исключением случаев, предусмотренных Трудовым кодексом Российской Федерации. Соглашение об изменении определенных сторонами условий трудового договора заключается в письменной форме.

По мнению специалистов, данная норма означает, что каждое изменение определенных сторонами условий трудового договора должно быть оформлено отдельным дополнительным соглашением к трудовому договору (имеется в виду каждое изменение по времени), т. е. если, например, в 2010 г. работник был переведен на другую должность, а в 2011 г. данному работнику установлена неполная рабочая неделя, то каждое из данных изменений оформляется отдельным дополнительным соглашением.

Трудовое законодательство не предусматривает возможности для сторон трудового договора с прошествием времени заключить единое дополнительное соглашение, которое бы объединило в себе все имеющиеся дополнительные соглашения, заключенные ранее.

При этом отметим, что если стороны в один момент договорились об изменении нескольких условий трудового договора, все данные изменения могут быть оформлены одним дополнительным соглашением. Однако в рассматриваемом вопросе имеется в виду другая ситуация.

Таким образом, стороны (работник и работодатель) в 2013 г. заключить единое дополнительное

соглашение, которое бы объединило в себе все имеющиеся дополнительные соглашения, в том числе с тем, чтобы облегчить организации документооборот, не вправе.

Вопрос. Некоммерческая организация, являющаяся образовательным учреждением, выявила, что коммерческая организация использует наименование некоммерческой организации в своей деятельности, а именно, при коммерческой организации создано структурное подразделение с идентичным наименованием. Вправе ли некоммерческая организация потребовать прекращения использования указанного наименования как нарушения исключительных прав на фирменное наименование?

Ответ. Нет, некоммерческая организация не вправе требовать прекращения использования наименования коммерческой организацией, так как фирменное наименование некоммерческой организации не является средством индивидуализации, а соответственно, некоммерческая организация не может предъявлять требования о правовой охране указанного наименования.

Обоснование. Согласно п. 1 ст. 50 Гражданского кодекса Российской Федерации юридическими лицами могут быть организации, преследующие извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности (коммерческие организации) либо не имеющие извлечения прибыли в качестве такой цели и не распределяющие полученную прибыль между участниками (некоммерческие организации).

Пункт 4 ст. 54 Гражданского кодекса Российской Федерации закрепляет также, что юридическое лицо, являющееся коммерческой организацией, должно иметь фирменное наименование.

В силу п. 1 ст. 1473 Гражданского кодекса Российской Федерации юридическое лицо, являющееся коммерческой организацией, выступает в гражданском обороте под своим фирменным наименованием, которое определяется в его учредительных документах и включается в единый государственный реестр юридических лиц при государственной регистрации юридического лица.

На основании п. 1 ст. 1538 Гражданского кодекса Российской Федерации юридические лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность (в том числе некоммерческие организации, которым право на осуществление такой деятель-

ности предоставлено в соответствии с законом их учредительными документами), а также индивидуальные предприниматели могут использовать для индивидуализации принадлежащих им торговых, промышленных и других предприятий (ст. 132 Гражданского кодекса Российской Федерации) коммерческие обозначения, не являющиеся фирменными наименованиями и не подлежащие обязательному включению в учредительные документы и единый государственный реестр юридических лиц.

Также в силу п. 1 ст. 1539 Гражданского кодекса Российской Федерации правообладателю принадлежит исключительное право использования коммерческого обозначения в качестве средства индивидуализации принадлежащего ему предприятия любым не противоречащим закону способом (исключительное право на коммерческое обозначение), в том числе путем указания коммерческого обозначения на вывесках, бланках, в счетах и на иной документации, в объявлениях и рекламе, на товарах или их упаковках, если такое обозначение обладает достаточными различительными признаками и его употребление правообладателем для индивидуализации своего предприятия является известным в пределах определенной территории.

Кроме того, п. 58.2 совместного постановления Пленума Верховного Суда РФ № 5, Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ № 29 от 26.03.2009 «О некоторых вопросах, возникших в связи с введением в действие части четвертой Гражданского кодекса Российской Федерации» определяет, что в силу п. 4 ст. 54, п. 1 ст. 1473 Гражданского кодекса Российской Федерации право на фирменное наименование возникает только у юридического лица, являющегося коммерческой организацией.

Наименования некоммерческих организаций (ст. 4 Федерального закона от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях») не являются средством индивидуализации юридических лиц в смысле положений части четвертой Гражданского кодекса Российской Федерации, на них не распространяется правовая охрана, установленная § 1 гл. 76 Гражданского кодекса Российской Федерации.

Таким образом, некоммерческая организация не имеет права требовать прекращения использования наименования, так как несмотря на то что, некоммерческая организация является юридическим лицом, право на фирменное наименование имеет только коммерческая организация, а соответственно, некоммерческая организация не пользуется

правовой охраной, предусмотренной Гражданским кодексом Российской Федерации.

Аналогичные выводы встречаются в постановлениях ФАС Западно-Сибирского округа от 13.03.2012 № А46-9631/2011 (определением Высшего Арбитражного Суда РФ от 03.07.2012 № ВАС-8176/12 отказано в передаче дела № А46-9631/2011 в Президиум Высшего Арбитражного Суда РФ для пересмотра в порядке надзора данного постановления), ФАС Северо-Кавказского округа от 02.05.2012 № А32-28116/2011 (определением Высшего Арбитражного Суда РФ от 01.10.2012 № ВАС-9724/12 отказано в передаче дела № А32-28116/2011 в Президиум Высшего Арбитражного Суда РФ для пересмотра в порядке надзора данного постановления), ФАС Восточно-Сибирского округа от 06.06.2012 № А19-15965/2011 (определением Высшего Арбитражного Суда РФ от 06.09.2012 № ВАС-8760/12 отказано в передаче дела № А19-15965/2011 в Президиум Высшего Арбитражного Суда РФ для пересмотра в порядке надзора данного постановления).

Вопрос. Ввиду ненадлежащего использования (не по целевому назначению) муниципальным казенным учреждением земельного участка, предоставленного учреждению на праве постоянного (бессрочного) пользования, органом по управлению государственным имуществом муниципального образования (далее — уполномоченный орган) на основании соответствующих материалов 20.01.2014 принято решение об изъятии указанного земельного участка. Копия решения направлена учреждению, а также в муниципальный орган, в ведении которого оно находится, 29.01.2014. Соответствуют ли действия уполномоченного органа законодательству? Соблюден ли срок в рассматриваемой ситуации?

Ответ. Действия уполномоченного органа по отправлению копий принятого решения соответствующим субъектам соответствуют законодательству, срок для совершения данного действия с учетом правил Гражданского кодекса Российской Федерации об исчислении сроков следует считать соблюденным.

Обоснование. На основании п. 1 ст. 161 Бюджетного кодекса Российской Федерации казенное учреждение находится в ведении органа государственной власти (государственного органа), органа местного самоуправления, осуществляющих

бюджетные полномочия главного распорядителя (распорядителя) бюджетных средств, если иное не установлено законодательством Российской Федерации.

Согласно п. 1 ст. 20 Земельного кодекса Российской Федерации в постоянное (бессрочное) пользование земельные участки предоставляются государственным и муниципальным учреждениям, казенным предприятиям, центрам исторического наследия президентов Российской Федерации, прекративших исполнение своих полномочий, а также органам государственной власти и органам местного самоуправления.

В силу подп. 1 п. 2 ст. 45 Земельного кодекса Российской Федерации право постоянного (бессрочного) пользования земельным участком, право пожизненного наследуемого владения земельным участком прекращаются принудительно при ненадлежащем использовании земельного участка, в частности при использовании земельного участка с грубым нарушением правил рационального использования земли, в том числе если участок используется не в соответствии с его целевым назначением или его использование приводит к существенному снижению плодородия сельскохозяйственных земель или значительному ухудшению экологической обстановки.

В соответствии с п. 1 ст. 54 Земельного кодекса Российской Федерации принудительное прекращение права пожизненного наследуемого владения земельным участком, права постоянного (бессрочного) пользования земельным участком по основаниям, указанным в подп. 1 п. 2 ст. 45 Земельного кодекса Российской Федерации, осуществляется на основании вступившего в законную силу судебного акта об изъятии земельного участка (при условии неустранения ненадлежащего использования земельного участка после назначения административного наказания), за исключением случаев, указанных в п. 2 названной статьи.

При этом согласно п. 2 указанной статьи принудительное прекращение права постоянного (бессрочного) пользования земельным участком, предоставленным государственному или муниципальному учреждению, казенному предприятию (за исключением государственных академий наук, созданных такими академиями наук и (или) подведомственных им учреждений), по основаниям, указанным в подп. 1 п. 2 ст. 45 Земельного кодекса Российской Федерации, осуществляется по решению исполнительного органа государственной

власти или органа местного самоуправления, предусмотренному ст. 29 Земельного кодекса Российской Федерации, об изъятии земельного участка (при условии неустранения ненадлежащего использования земельного участка).

Следовательно, в отношении субъектов, поименованных в п. 2 ст. 54 Земельного кодекса Российской Федерации, использующих земельные участки на основании соответствующих правомочий, предусмотрен особый внесудебный порядок изъятия земельных участков. Данный порядок касается также и казенных учреждений как типа государственных (муниципальных) учреждений (п. 2 ст. 9.1 Закона № 7-ФЗ).

Согласно п. 3 ст. 54 Земельного кодекса Российской Федерации порядок принятия исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления решения об изъятии земельного участка в соответствии с п. 2 названной статьи устанавливается Правительством Российской Федерации.

Так, постановлением Правительства РФ от 18.09.2013 № 821 (далее — Постановление № 821) утверждены Правила принятия исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления решения об изъятии земельного участка, предоставленного государственному или муниципальному учреждению, казенному предприятию (за исключением государственных академий наук, созданных такими академиями наук и (или) подведомственных им учреждений), при его ненадлежащем использовании (далее Правила), вступившее в силу с 01.01.2014 (п. 3 Постановления № 821).

Согласно п. 1 Правил они определяют порядок принятия исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления решения об изъятии земельного участка, предоставленного государственному или муниципальному учреждению, казенному предприятию (за исключением государственных академий наук, созданных такими академиями наук и (или) подведомственных им учреждений), при его ненадлежащем использовании.

В соответствии с подп. «б» п. 3 Правил решение об изъятии земельного участка принимается на основании поступивших из федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на проведение государственного земельного надзора, копий документов, заверенных должностным лицом этого федерального органа исполнительной власти.

7 (367) - 2015

Вопрос - ответ

Исходя из подп. «в» указанного пункта, решение об изъятии земельного участка принимается в 2-месячный срок со дня поступления копий указанных документов в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, уполномоченный принимать решение об изъятии земельного участка.

В силу п. 5 Правил исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, уполномоченный принимать решение об изъятии земельного участка, в течение 7 рабочих дней со дня принятия решения об изъятии направляет посредством почтового отправления копию такого решения государственному или муниципальному учреждению, казенному предприятию, в отношении которых принято решение о прекращении права постоянного (бессрочного) пользования земельным участком, а также органу государственной власти или органу местного самоуправления, в ведении которых такая организация находится.

Таким образом, Правилами закреплена обязанность направить копию принятого решения соответствующим субъектам в определенный срок.

В то же время специальных указаний в отношении правил исчисления указанного срока земельное законодательство (в том числе Правила) не содержит.

При этом предметом рассматриваемой ситуации являются земельные имущественные отношения, находящиеся также в сфере регулирования гражданского законодательства. В свою очередь, учитывая, то Земельный кодекс Российской Федерации не содержит каких-либо разъяснений в отношении порядка исчисления сроков, правомерно обратиться по аналогии к положениям гражданского законодательства.

Так, согласно ст. 191 Гражданского кодекса Российской Федерации течение срока, определенного периодом времени, начинается на следующий день после календарной даты или наступления события, которыми определено его начало.

Следовательно, срок, равный 7 рабочим дням, начинается 21.01.2014, а истекает 29.04.2014. Таким образом, следует прийти к выводу о том, что уполномоченным органом соблюдены требования п. 5 Правил, а копия принятого решения направлена с соблюдением установленного срока (в последний день срока).

Публикация годовой и квартальной отчетности

В кратчайшие сроки опубликуем отчетность Вашей организации в наших журналах. Стоимость одной публикации — 8 000 руб. за две журнальные страницы

формата А4.

Тел.: (495) 989-9610, e-mail:post@fin-izdat.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.