Научная статья на тему 'Консультации экспертов. Подборка по материалам Правового консалтинга Гарант'

Консультации экспертов. Подборка по материалам Правового консалтинга Гарант Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
49
12
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Консультации экспертов. Подборка по материалам Правового консалтинга Гарант»

ВОПРОС - ОТВЕТ

КОНСУЛЬТАЦИИ ЭКСПЕРТОВ

Подборка по материалам Правового консалтинга ГАРАНТ

Вопрос. Две организации зарегистрированы и осуществляют свою деятельность в Москве, обе применяют УСН. Одна организация занимается реализацией туристического продукта по агентским договорам, вторая — оказывает услуги по мойке автомобилей. Клиентами являются и физические, и юридические лица.

Могут ли эти организации применять бланки строгой отчетности вместо кассового аппарата?

Ответ. В соответствии с п. 1ст. 2 Федерального закона от 22.05.2003 № 54-ФЗ «О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличныхденежныхрасчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт» (далее — Федеральный закон № 54-ФЗ) контрольно-кассовая техника (далее — ККТ), включенная в Государственный реестр, применяется на территории РФ в обязательном порядке всеми организациями и индивидуальными предпринимателями при осуществлении ими наличныхденежныхрасчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт в случаях продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг.

В то же время п. 2ст. 2 Федерального закона № 54-ФЗ предусмотрено, что организации и индивидуальные предприниматели в соответствии с порядком, определяемым Правительством РФ, могут осуществлять наличные денежные расчеты и (или) расчеты с использованием платежных карт без применения ККТ в случае оказания услуг населению при условии выдачи ими соответствующих бланков строгой отчетности (далее — БСО).

Из положений Федерального закона № 54-ФЗ следует, что возможность осуществления наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт без применения ККТ при условии выдачи соответствующих БСО предусмотрена только для случаев оказания услуг населению (п. 4 постановления Пленума ВАС РФ от 31.07.2003

№ 16, письма Минфина России от 28.08.2009 № 03-01-15/9-431, УФНС России по г. Москве от 10.12.2007 № 22-12/117610, от 16.04.2007 №22-12/036023, от 01.06.2006 № 22-12/49260, от 19.12.2005 № 22-12/93903, УМНС России по г. Москве от 25.10.2004 № 29-12/69151).

Постановлением Правительства РФ от 06.05.2008 № 359 утверждено Положение об осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт без применения контрольно-кассовой техники (далее — Положение).

Применение БСО при оказании туристскихуслуг. Пунктом 2 постановления № 359 установлено, что формы БСО, утвержденные в соответствии с постановлением Правительства РФ от 31.03.2005 № 171 до вступления в силу постановления № 359, применяются всеми организациями и индивидуальными предпринимателями, оказывающими населению услуги тех видов, в отношении которых эти формы бланков утверждены.

Кроме того, п. 2 Положения установлено, что на БСО оформляются в случае оказания услуг населению квитанции, билеты, проездные документы, талоны, путевки, абонементы и другие документы, приравненные к кассовым чекам, предназначенные для осуществления наличныхденежныхрасчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт без применения ККТ.

Приказом Минфина России от 09.07.2007 № 60н для оказания услуг в сфере туризма утверждена форма бланка строгой отчетности «Туристская путевка».

Согласно ст. 1 и ст. 10 Федерального закона от 24.11.1996 № 132-Ф3 «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации» туристская путевка является неотъемлемой частью договора о реализации туристского продукта, заключаемого в письменной форме с туристом и (или) иным

заказчиком. Она содержит условия путешествия, подтверждает факт оплаты туристского продукта и является БСО.

Таким образом, организация, ведущая туристскую деятельность, вправе осуществлять наличные денежные расчеты без применения ККТ при условии оформления и выдачи формы бланка строгой отчетности «Туристская путевка».

Аналогичный вывод представлен в письме УФНС России по г. Москве от 15.07.2009 № 17-15/72957.

Следует также отметить, что оплата безналичным способом не освобождает туроператора или турагента от обязанности оформить туристскую путевку как неотъемлемую часть договора и впоследствии передать ее потребителю (п. 16, п. 19 Правил оказания услуг по реализации туристского продукта, утвержденных постановлением Правительства РФ от 18.07.2007 № 452).

Следует обратить внимание на то, что согласно п. 8 Положения при заполнении БСО должно обеспечиваться одновременное оформление не менее 1 копии либо бланк документа должен иметь отрывные части, за исключением следующих случаев:

а) нормативными правовыми актами федеральных органов исполнительной власти, указанных в п. 5 и п. 6 Положения, установлен иной порядок заполнения бланка документа;

б) все реквизиты документа заполняются типографским способом при изготовлении бланка документа;

в) все или часть реквизитов документа указываются в электронном виде.

Форма туристской путевки не включает в себя отрывную квитанцию (талон), поэтому организации необходимо снять с нее копию.

Применение БСО при оказании услуг по мойке автомобилей. Если в соответствии с законодательством РФ федеральные органы исполнительной власти наделены полномочиями по утверждению форм бланков документов, используемых при оказании услуг населению, такие федеральные органы исполнительной власти утверждают указанные формы бланков документов для осуществления наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт без применения контрольно-кассовой техники (п. 5 Положения).

В настоящее время ни один из органов исполнительной власти полномочиями по утверждению форм бланков документов, используемых при оказании услуг по мойке автомобилей, не наделен.

Поэтому организации, оказывающие вышеперечисленные услуги населению, могут самостоятельно разрабатывать и применять документы, приравненные к кассовым чекам, предназначенные

для осуществления наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт без применения ККТ, в которых в обязательном порядке должны содержаться реквизиты, установленные п. 3 Положения.

Утверждения формы такого документа уполномоченными федеральными органами исполнительной власти не требуется (письма Минфина России от21.01.2009 № 03-01-15/1-18, от 19.01.2009№ 0301-15/1-14, от 20.08.2008 № 03-01-15/9-294).

Таким образом, организация при оказании услуг по мойке автомобилей вправе вместо кассового чека выдавать населению БСО, разработанный самостоятельно с учетом требований Положения. Пунктом 4 Положения предусмотрено, что бланк документа изготавливается типографским способом или формируется с использованием автоматизированных систем.

Изготовленный типографским способом бланк документа должен содержать сведения об изготовителе (типографии) бланка документа: сокращенное наименование, идентификационный номер налогоплательщика-изготовителя, местонахождение, номер заказа и год его выполнения, тираж.

При формировании БСО с использованием автоматизированной системы для одновременного заполнения бланка документа и выпуска документа должно обеспечиваться выполнение требований, указанных вп.11 Положения, таких как:

а) автоматизированная система должна иметь защиту от несанкционированного доступа, идентифицировать, фиксировать и сохранять все операции с бланком документа в течение не менее 5 лет;

б) при заполнении бланка документа и выпуске документа автоматизированной системой сохраняются уникальный номер и серия его бланка.

В соответствии с п. 12 Положения организации и индивидуальные предприниматели по требованию налоговых органов обязаны представлять информацию из автоматизированных систем о выпущенных документах.

Минфин России в письмах от 26.11.2008 № 0301-15/11-362, от 22.08.2008 № 03-01-15/10-303 указал, что в случае создания бланка с использованием автоматизированных систем по своим параметрам функционирования автоматизированные системы должны отвечать требованиям, предъявляемым к контрольно-кассовой технике.

Следовательно, простой компьютер для формирования бланков строгой отчетности использован быть не может (письмо Минфина России от 07.11.2008 № 03-01-15/11-353).

Эксперты службы Правового консалтинга ГАРАНТ Я. СТЕПОВАЯ, А. БАРСЕГЯН

Вопрос. На балансе числится дебиторская задолженность свыше трех месяцев, образованная в результате предоплаты за поставляемые организации сырье и материалы.

Нужно ли создавать резерв сомнительных долгов согласно ст. 266 НКРФ?

Ответ. Дебиторская задолженность по обязательствам поставщиков, получивших предоплату и не поставивших товары в сроки, оговоренные договором, не признается сомнительным долгом. Следовательно, по такой задолженности не предусмотрена возможность создания резерва по сомнительным долгам.

Обоснование вывода. Порядок формирования резервов по сомнительным долгам для целей налогообложения прибыли определен ст. 266 НК РФ.

Согласно п. 1 ст. 266 НК РФ сомнительным долгом признается любая задолженность перед налогоплательщиком, если она одновременно удовлетворяет следующим условиям:

— возникла в связи с реализацией товаров, выполнением работ, оказанием услуг;

— не погашена в сроки, установленные договором;

— не обеспечена залогом, поручительством, банковской гарантией.

Буквальное толкование п. 1 ст. 266 НК РФ позволяет предположить, что сомнительным долгом может быть признана задолженность перед налогоплательщиком, изначально возникшая в связи с реализацией товаров (работ, услуг), т. е. необязательно, чтобы она образовалась из реализации товаров (работ, услуг) самим налогоплательщиком.

Однако подобное толкование указанной нормы представляется спорным.

Контролирующие органы, отвечая на конкретный запрос налогоплательщика, в письме Минфина России от 07.10.2005 № 03-03-04/1/257 разъясняют, что задолженность по обязательствам поставщика, получившего предоплату и не поставившего товар в сроки, оговоренные договором, а также задолженность по договорам переуступки права требования при формировании резерва по сомнительным долгам не учитываются.

Арбитражная практика по применению п. 1 ст. 266 НКРФ (в редакции, действующей с 01.01.2005) не сложилась. Ранее ФАС Центрального округа в постановлении от 03.10.2005 № А48-550/05-8 указывал, что резерв по сомнительным долгам может быть сформирован только под дебиторскую задолженность, возникшую у налогоплательщика в связи с отгрузкой им товаров (работ, услуг), предполагаемая выручка от которой признается доходом в целях налогообложения.

На основании изложенного считаем, что сомнительным долгом может быть признана задолженность перед налогоплательщиком, связанная с реализацией этим налогоплательщиком товаров, выполнением работ или оказанием услуг (при соблюдении критериев необеспеченности и непогашения задолженности в предусмотренные договором сроки).

В рассматриваемой ситуации дебиторская задолженность не связана с реализацией товаров (работ, услуг) организацией, а связана с перечислением предоплаты поставщику за сырье и материалы. Следовательно, основания для ее признания сомнительным долгом отсутствуют.

Помимо задолженности по обязательствам поставщиков, получивших предоплату и не поставивших товары в сроки, оговоренные договором, не будет считаться сомнительной задолженность:

— по договорам переуступки права требования (письмо Минфина России от 07.10.2005 № 03-0304/1/257);

— по штрафным санкциям за нарушение условий договора (письмо Минфина России от 05.05.2006 № 03-03-04/2/129);

— образовавшаяся на основании судебного решения задолженность по уплате штрафов, пеней, государственной пошлины (письмо Минфина России от 19.10.2006 № 03-03-04/2/221);

— по денежному требованию к третьему лицу, перешедшему к финансовому агенту по договору финансирования под уступку денежного требования (письмо Минфина России от 06.02.2006 № 03-03-04/1/87);

— по ценным бумагам, в частности, по векселям (письмо Минфина России от 15.11.2005 № 03-03-04/3/15);

— по договору займа (постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 25.04.2007 № Ф04-2386/2007).

Эксперты службы Правового консалтинга ГАРАНТ В. СЕРГЕЕВА, В. ГОРНОСТАЕВ

Вопрос. Организация исчисляет ежемесячные авансовые платежи по итогам отчетного (налогового) периода. Вновь созданное обособленное подразделение поставлено на учет не с начала квартала, является единственным на территории субъекта РФ.

С какого момента нужно начинать начислять налог на прибыль по обособленному подразделению — в текущем отчетном периоде или начиная со следующего?

Ответ. Налогоплательщик — российская организация, имеющая обособленное подразделение,

распределение (начисление) авансовых платежей, а также сумм налога, подлежащих зачислению в бюджеты субъектов РФ и бюджеты муниципальных образований по месту нахождения головной организации, а также по месту нахождения ее обособленного подразделения, производит исходя из фактических показателей за отчетный (налоговый) период, начиная с того отчетного периода, к которому относится дата постановки на налоговый учет обособленного подразделения.

Обоснование вывода. Исчисление и уплата налога на прибыль налогоплательщиком, имеющим обособленные подразделения, производятся с учетом особенностей, определенных ст. 288 НК РФ.

Налогоплательщики — российские организации, имеющие обособленные подразделения, исчисление и уплату в федеральный бюджет сумм авансовых платежей, а также сумм налога, исчисленного по итогам налогового периода, производят по месту своего нахождения без распределения указанных сумм по обособленным подразделениям (п. 1 ст. 288 НК РФ).

Уплата авансовых платежей, а также сумм налога, подлежащих зачислению в доходную часть бюджетов субъектов РФ и бюджетов муниципальных образований, на основании п. 2ст. 288 НК РФ производится налогоплательщиками — российскими организациями по месту нахождения организации, а также по месту нахождения каждого из ее обособленных подразделений исходя из доли прибыли, приходящейся на эти обособленные подразделения.

При этом доля прибыли, приходящаяся на обособленное подразделение, рассчитывается как средняя арифметическая величина двух показателей:

— удельного веса среднесписочной численности работников (расходов на оплату труда) обособленного подразделения в общей численности работающих в организации;

— удельного веса остаточной стоимости амортизируемого имущества обособленного подразделения в остаточной стоимости основных средств по всей организации.

Следует заметить, что порядок расчета показателей для определения доли прибыли неоднократно разъяснялся Минфином России (см. письма от 10.07.2008 № 03-03-06/2/74, от 10.03.2006 № 03-03-04/1/199) и предусматривает учет данных по обособленному подразделению с момента его создания.

Согласно действующему порядку уплаты налога на прибыль, установленному ст. 286 НК РФ, по итогам каждого отчетного (налогового) периода налогоплательщики исчисляют сумму авансово-

го платежа исходя из ставки налога и прибыли, подлежащей налогообложению, рассчитанной нарастающим итогом с начала налогового периода до окончания отчетного (налогового) периода. В течение отчетного периода налогоплательщики исчисляют сумму ежемесячного авансового платежа в порядке, установленном ст. 286 НК РФ.

О начислении сумм налога свидетельствует соответствующая налоговая декларация. Согласно п. 1 ст. 80 НК РФ налоговая декларация представляет собой письменное заявление налогоплательщика об объектах налогообложения, о полученных доходах и произведенных расходах, об источниках доходов, о налоговой базе, налоговых льготах, об исчисленной сумме налога и (или) о других данных, служащих основанием для исчисления и уплаты налога.

В соответствии с п. 1 ст. 289 НК РФ налогоплательщики независимо от наличия у них обязанности по уплате налога и (или) авансовых платежей по налогу, особенностей исчисления и уплаты налога обязаны по истечении каждого отчетного и налогового периода представлять в налоговые органы по месту своего нахождения и месту нахождения каждого обособленного подразделения соответствующие налоговые декларации в установленные ст. 289 НК РФ сроки.

Причем на основании п. 5 ст. 289 НК РФ организация, в состав которой входят обособленные подразделения, по окончании каждого отчетного и налогового периода представляет в налоговые органы по месту своего нахождения налоговую декларацию в целом по организации с распределением по обособленным подразделениям.

Сведения о суммах авансовых платежей, а также о суммах налога, исчисленных по итогам налогового периода, налогоплательщик сообщает своим обособленным подразделениям, а также налоговым органам по месту нахождения обособленных подразделений не позднее срока, установленного для подачи налоговых деклараций за соответствующий отчетный или налоговый период (п. Зет. 288 НК РФ).

При этом в налоговой декларации отражаются суммы исчисленных за отчетный (налоговый) период авансовых платежей и налога на прибыль по вновь созданному обособленному подразделению, а также суммы ежемесячных авансовых платежей, подлежащих уплате в течение следующего отчетного периода.

Таким образом, отражение в налоговой декларации по налогу на прибыль суммы исчисленных авансовых платежей (налога) по вновь созданному обособленному подразделению свидетельствует об исчислении (начислении) налога с начала соот-

ветствующего отчетного (налогового) периода, за который она представляется.

Например, если обособленное подразделение было создано во II квартале 2009г., то первая налоговая декларация по нему представляется за полугодие 2009 г.

Минфин России своими письмами от05.03.2007 № 03-03-06/2/43, от 13.02.2007 № 03-03-06/1/83 и от 11.12.2006 № 03-03-04/2/259 разъяснил, что по месту нахождения обособленного подразделения налогоплательщик представляет налоговые декларации по налогу на прибыль начиная с того отчетного периода, к которому относится дата постановки на налоговый учет.

Достаточно подробно порядок постановки на учет организации по месту нахождения обособленного подразделения изложен в письме Минфина России от 07.03.2008 № 03-02-07/1-90.

Следует напомнить, что в соответствии с п. 4 ст. 83 НК РФ при осуществлении организацией деятельности в РФ через обособленное подразделение заявление о постановке на учет такой организации по месту нахождения этого обособленного подразделения подается в течение одного месяца со дня создания обособленного подразделения, если указанная организация не состоит на учете по иным основаниям, предусмотренным НК РФ, в налоговых органах на территории муниципального образования, в котором создано это обособленное подразделение. Помимо этого в тот же срок организация обязана сообщить в налоговый орган по месту своего нахождения о создании обособленных подразделений (подп. 3 п. 2ст. 23 НК РФ).

А согласно п. 2 ст. 84 НК РФ налоговый орган обязан осуществить постановку на учет организации по месту нахождения обособленного подразделения в течение пяти дней со дня представления ими всех необходимых документов и в тот же срок выдать им уведомления о постановке на учет в налоговом органе.

Специалисты финансового ведомства в своих разъяснениях относительно срока подачи декларации употребили иной термин чем «момент создания обособленного подразделения», а именно, «дата постановки на налоговый учет обособленного подразделения».

Оставляя без комментария тот факт, могут ли разойтись во времени указанные даты, авторы считают целесообразным придерживаться формулировки, установленной регулятором.

Федеральным законом от 22.07.2008 № 158-ФЗ с 01.01.2009 в п. 2ст. 288 НК РФ добавлены абзацы, которые не меняют порядок исчисления авансовых платежей и налога организацией, име-

ющей обособленные подразделения, но уточняют порядок уведомления налоговых органов о выборе обособленного подразделения, через которое будет осуществляться уплата налога, и сроки уплаты налога в случае создания новых или ликвидации обособленных подразделений в течение текущего налогового периода.

Так, абз. 8 п. 2ст. 288 НК РФ установлено, что уплата налога осуществляется в сроки, установленные НК РФ, начиная с отчетного (налогового) периода, следующего за отчетным (налоговым) периодом, в котором такое обособленное подразделение было создано или ликвидировано.

Иными словами, законодательно закреплены сроки уплаты налога по обособленному подразделению после подачи соответствующей декларации.

Эксперты службы Правового консалтинга ГАРАНТ Е. МАКАРЕНКО, С. РОДЮШКИН

Вопрос. Как правильно произвести постановку организации на налоговый учет в другом городе по месту создания там обособленного подразделения?

Ответ. В соответствии с п. 1 ст. 83 НК РФ организация при создании нового обособленного подразделения обязана встать на учет в налоговом органе по месту его нахождения, если организация не состоит на учете в налоговом органе по месту нахождения этого обособленного подразделения по иным основаниям, предусмотренным в НК РФ.

В соответствии с п. 2 ст. 11 НК РФ обособленным подразделением организации признается любое территориально обособленное от нее подразделение, по месту нахождения которого оборудованы стационарные рабочие места. Признание обособленного подразделения организации таковым производится независимо оттого, отражено или не отражено его создание в учредительных или иных организационно-распорядительных документах организации, и от полномочий (филиал, представительство), которыми наделяется указанное подразделение. При этом рабочее место считается стационарным, если оно создается на срок более одного месяца.

Согласно п. 4ст. 83, п. 1ст. 84 НК РФ постановка на учет организации по месту нахождения ее обособленного подразделения осуществляется на основании заявления, которое подается в течение одного месяца со дня создания обособленного подразделения в налоговый орган по месту нахождения этого обособленного подразделения.

Соответствующая форма заявления № 1-2-Учет утверждена приказом ФНС России от 01.12.2006 № САЭ-3-09/826@.

При подаче заявления о постановке на учет по месту нахождения обособленного подразделения организация одновременно с заявлением о постановке на учет представляет в одном экземпляре копии заверенных в установленном порядке свидетельства о постановке на учет в налоговом органе организации по месту ее нахождения и документов, подтверждающих создание обособленного подразделения.

В качестве документов, подтверждающих создание обособленного подразделения, могут быть представлены:

— учредительные документы юридического лица с указанием в них сведений об обособленном подразделении;

— выписка из ЕГРЮЛ;

— положение об обособленном подразделении;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

— распоряжение (приказ) о его создании.

В случае отсутствия такихдокументов постановка на учет организации в налоговом органе по месту нахождения ее обособленного подразделения осуществляется на основании заявления о постановке на учет и заверенной в установленном порядке копии свидетельства о постановке на учет в налоговом органе организации по месту ее нахождения (п. 2.1.4 Порядка и условия присвоения, применения, а также изменения идентификационного номера налогоплательщика и форм документов, используемых при постановке на учет, снятии с учета юридических и физических лиц, утвержденного приказом МНС России от 03.03.2004 № БГ-3-09/178).

Исходя из положений ст. 11 НК РФ, обособленное подразделение считается созданным с момента оборудования стационарных рабочих мест, и с указанного же момента должен исчисляться срок представления в налоговый орган заявления о постановке на учет по месту нахождения обособленного подразделения.

Данная позиция подтверждается арбитражной практикой (см. постановления Президиума ВАС РФ от 08.07.2003 № 2235/03, ФАС Уральского округа от 27.10.2008 № Ф09-7766/08-СЗ и от 30.03.2005 № Ф09-1067/05АК, Волго-Вятского округа от 10.05.2006 № А82-12661/2005-29, Московского округа от 03.05.2006 № КА-А41/3619-06, Западно-Сибирского округа от 25.01.2006 № Ф04-9980/2005).

Факт принятия решения о создании обособленного подразделения (например, принятие решения о создании филиала и внесение соответствующих сведений в Устав) без фактического оборудования рабочих мест не означает создания обособленного подразделения и, соответственно,

не определяет начала срока, указанного в п. 4 ст. 83 НК РФ (постановления ФАС Центрального округа от 16.12.2005 № А62-9189/04, Западно-Сибирского округа от 10.04.2006 № Ф04-1881/2006(21273-А81-26), Поволжского округа от 03.08.2006 № А12-35013/05-сЮ, Центрального округа от 05.05.2004 № А14-8354-03/23/18, Московского округа от 06.11.2002 № КА-А40/7376-02).

В решениях арбитражных судов (в частности, в постановлениях ФАС Северо-Кавказского округа от 21.09.2006 №Ф08-4234/06-1814А, от 29.11.2006 № Ф08-6161/06-2552А, Северо-Западного округа от 02.11.2007 № А26-11293/2005) также отмечается, что под оборудованием стационарного рабочего места подразумевается создание всех необходимых для исполнения трудовых обязанностей условий, а также само исполнение таких обязанностей.

Налоговый орган обязан осуществить постановку на учет организации по месту нахождения обособленного подразделения в течение пяти дней со дня представления организацией всех необходимых документов и в тот же срок выдать ей уведомление о постановке на учет в налоговом органе (п. 2ст. 84 НК РФ). В уведомлении указывается присвоенный фирме код причины постановки на учет (КПП). Новый идентификационный номер налогоплательщика (ИНН) не присваивается.

За несвоевременную подачу заявления о постановке на учет по месту нахождения обособленного подразделения организация может быть привлечена к налоговой ответственности в виде штрафа в размере от 5 000 до 10 000 руб. на основании ст. 116 НК РФ. За уклонение организации от постановки на учет в налоговом органе ст. 117 НК РФ предусмотрена налоговая ответственность в виде взыскания штрафа в размере от 20 000 до 40 000 руб.

За нарушение срока постановки на учет, в том числе сопряженное с ведением деятельности без постановки на учет в налоговом органе или органе государственного внебюджетного фонда, руководитель организации может быть привлечен к административной ответственности в виде штрафа в размере от 500 до 3 000 руб. на основании ст. 15.3 КоАП РФ.

Согласно п. 2 ст. 23 НК РФ обо всех обособленных подразделениях, созданных на территории РФ, организации обязаны письменно сообщать также и в налоговый орган по месту нахождения организации самой организации в течение одного месяца со дня создания обособленного подразделения. Форма такого сообщения № С-09-3 утверждена приказом ФНС России от 21.04.2009 № ММ-7-6/252@ «Об утверждении форм сообщений налогоплательщиками сведений, предусмотренных

пунктами 2, 3 статьи 23 Налогового кодекса Российской Федерации».

Необходимо также отметить, что в случае если обособленное подразделение имеет отдельный баланс, расчетный счет и начисляет выплаты в пользу физических лиц, то организация должна зарегистрироваться во внебюджетных фондах по месту своего подразделения (п. 1 Порядка регистрации и снятия с регистрационного учета страхователей, производящих выплаты физическим лицам, в территориальных органах ПФР, утвержденного постановлением Правления ПФР от 13.10.2008 № 296п; подп. 1п.1 Порядкарегистрации в качестве страхователей юридических лиц по месту нахождения обособленных подразделений и физических лиц в исполнительных органах Фонда социального страхования РФ, утвержденного постановлением ФСС РФ от 23.03.2004 № 27; п. 8 ст. 243 НК РФ; письмо Минздравсоцразвития России от 31.01.2006 № ЗО-МЗ «О регистрации страхователей»),

В территориальный орган Пенсионного фонда подается заявление по форме приложения 2 к Порядку регистрации и снятия с регистрационного учета страхователей, производящих выплаты физическим лицам, и иные документы, перечисленные в п. 12 указанного Порядка.

В соответствии с п. 5 Порядка регистрации в качестве страхователей юридических лиц по месту нахождения обособленных подразделений и физических лиц в исполнительных органах ФСС регистрация осуществляется на основании заявления по форме, установленной приложением № 1 к Порядку, представляемого юридическим лицом по месту нахождения обособленного подразделения в срок не позднее 30 дней со дня создания такого обособленного подразделения. К заявлению прилагаются документы, указанные в п. 9 и п. 11 названного Порядка.

Для регистрации в территориальный фонд ОМС в срок не позднее 30 дней с даты создания обособленного подразделения подается заявление по форме согласно приложению № 1 к Правилам регистрации страхователей в территориальном фонде обязательного медицинского страхования при обязательном медицинском страховании, утвержденных постановлением Правительства РФ от 15.09.2005 № 570, с предоставлением копий документов, засвидетельствованных в нотариальном порядке, согласно приведенному вп.5 указанных Правил перечню.

Эксперты службы Правового консалтинга ГАРАНТ А. АРЗАМАСЦЕВ, А. СЕРКОВ

Вопрос. Организация, находящаяся наупрощенной системе налогообложения, по договору займа получила товары для реализации в розницу. Стоимость товара по договору займа составляет 6 ООО 000руб.

Является ли данная сумма доходом организации?

Ответ. Стоимость имущества (товаров), полученного организацией по договору займа (товарного кредита), не учитывается в составе доходов при определении налоговой базы при УСН (при условии возврататакого имущества).

Обоснование вывода. Согласно ст. 807 ГК РФ по договору займа одна сторона (заимодавец) передает в собственность другой стороне (заемщику) деньги или другие вещи, определенные родовыми признаками, а заемщик обязуется возвратить заимодавцу такую же сумму денег (сумму займа) или равное количество других полученных им вещей того же рода и качества. В соответствии с п. 1 ст. 809 ГК РФ, если иное не предусмотрено законом или договором займа, заимодавец имеет право на получение с заемщика процентов на сумму займа в размерах и в порядке, определенныхдоговором.

Таким образом, по договору займа могут быть переданы не только денежные средства, но и другое имущество. В этом случае, по мнению авторов, также необходимо учитывать положения ст. 822 ГК РФ, в соответствии с которой сторонами может быть заключен договор, предусматривающий обязанность одной стороны предоставить другой стороне вещи, определенные родовыми признаками (договор товарного кредита). К такому договору применяются правила о кредите гл. 42 ГК РФ, если иное не предусмотрено таким договором и не вытекает из существа обязательства.

В рассматриваемой ситуации речь идет о товарном кредите.

Организации, применяющие упрощенную систему налогообложения, при определении объекта налогообложения учитывают доходы от реализации и внереализационные доходы, определяемые в соответствии со ст. 249 и 250 НК РФ (п. 1 ст. 346.15 НК РФ).

При определении объекта налогообложения не учитываются доходы, предусмотренные ст. 251 НК РФ (подп. 1п. 1.1 ст. 346.15 НКРФ).

В соответствии с подп. 10п.1 ст. 251 НК РФ к доходам, не учитываемым при определении налоговой базы, относятся доходы в виде средств или иного имущества, которые получены по договорам кредита или займа (иных аналогичных средств или иного имущества, независимо от формы оформления заимствований, включая ценные бумаги по долговым обязательствам), а также средств или иного имущества, которые получены в счет погашения таких заимствований.

Согласно п. 2ст. 346.16 НК РФ, п. 1 ст. 252 НК РФ, п. 12 ст. 270 НК РФ при определении налоговой базы не учитываются расходы в виде средств или иного имущества, которые переданы по договорам кредита или займа (иных аналогичных средств или иного имущества независимо от формы оформления заимствований, включая долговые ценные бумаги), а также в виде средств или иного имущества, которые направлены в погашение таких заимствований.

Таким образом, стоимость имущества (товаров), полученного (возвращенного) организацией по договору займа (товарного кредита), не учитывается при определении налоговой базы при УСН. Аналогичный вывод содержится в письме Минфи-наРоссии от 13.02.2007 № 03-03-06/1/82.

Эксперты службы Правового консалтинга ГАРАНТ Я. СТЕПОВАЯ, Ю. ВОЛКОВА

Вопрос. Организация находится на упрощенной системе налогообложения с объектом «доходы минус расходы». В декабре 2008г. организации были оказаны телефонные услуги, а оплачены эти услуги были только в январе 2009г.

В каком периоде нужно признатьрасходы?

Ответ. В рассматриваемой ситуации затраты по оплате телефонных услуг должны быть учтены в составе расходов после их фактической оплаты, т. е. при определении налоговой базы за I квартал 2009 г.

Обоснование вывода. Налогоплательщики, применяющие упрощенную систему налогообложения и выбравшие в качестве объекта налогообложения доходы, уменьшенные на величину расходов, могут учесть затраты, которые перечислены в закрытом перечнеп. 1ст. 346.16НКРФ.

Подпункт 18 п. 1ст. 346.16 НК РФ предусматривает, что при определении налоговой базы налогоплательщики, применяющие УСН, вправе уменьшить полученные доходы на расходы на почтовые, телефонные, телеграфные и другие подобные услуги, расходы на оплату услуг связи.

При этом указанные расходы должны быть экономически обоснованы, документально подтверждены и направлены на получение дохода (п. 2ст. 346.16 НК РФ, п. 1 ст. 252 НКРФ).

При этом п. 2ст. 346.17 НК РФ установлено, что расходами налогоплательщика признаются затраты после их фактической оплаты.

В целях главы 26.2 НК РФ оплатой товаров (работ, услуг) и (или) имущественных прав признается прекращение обязательства налогопла-

тельщика (приобретателя товаров (работ, услуг) и (или) имущественных прав) перед продавцом, которое непосредственно связано с поставкой этих товаров (выполнением работ, оказанием услуг) и (или) передачей имущественных прав.

Таким образом, стоимость телефонных услуг, оказанных организации в декабре 2008 г., но оплаченных в январе 2009г., учитывается при определении налоговой базы за I квартал 2009 г.

Эксперты службы Правового консалтинга ГАРАНТ Я. СТЕПОВАЯ, Ю. ВОЛКОВА

Вопрос. В ООО уволен главный бухгалтер, в приказе об учетной политике организации обязанность по ведению бухгалтерского учета возложена на бухгалтерскую службу, возглавляемую главным бухгалтером. Планируется возложить обязанность по ведению бухгалтерского учета на руководителя организации. Должность главного бухгалтера подлежит исключению из штатногорасписания.

Как правильно оформить это решение, какие документы и с какой формулировкой нужно составить (протокол общего собрания, приказы)?

Ответ. В соответствии с п. 1 ст. 6 Федерального закона от 21.11.1996 № 129-ФЗ «О бухгалтерском учете» (далее — Закон 129-ФЗ) ответственность за организацию бухгалтерского учета, соблюдение законодательства при выполнении хозяйственных операций несут руководители организаций.

Согласно п. 2ст. 6 Закона 129-ФЗ руководители организаций могут в зависимости от объема учетной работы:

а) учредить бухгалтерскую службу как структурное подразделение, возглавляемое главным бухгалтером;

б) ввести в штат должность бухгалтера;

в) передать на договорных началах ведение бухгалтерского учета централизованной бухгалтерии, специализированной организации или бухгалтеру-специалисту;

г) вести бухгалтерский учет лично.

То есть право решать, в какой форме ведется бухгалтерский учет, принадлежит руководителю организации.

В рассматриваемой ситуации до момента исключения должности главного бухгалтера из штатного расписания руководитель организации может, руководствуясь подп. «г» п. 2 ст. 6 Закона № 129-ФЗ, временно возложить приказом по организации ответственность за ведение бухгалтерского учета на себя.

Если должность главного бухгалтера будет исключена из штатного расписания организации и ведение бухгалтерского учета не передадут на договорных началах централизованной бухгалтерии, специализированной организации или бухгалтеру-специалисту, то в силу ст. 6 Закона № 129-ФЗ у руководителя организации возникнет обязанность вести бухгалтерский учет лично.

В соответствии с письмом Федеральной службы по труду и занятости от 28.12.2006 № 2263-6-1 в случае, когда руководитель организации лично ведет бухгалтерский учет, это должно быть отражено в приказе об учетной политике организации.

Согласно п. 4ст. 6 Закона № 129-ФЗ принятая организацией учетная политика применяется последовательно из года в год. Изменение учетной политики может производиться в случаях изменения законодательства РФ или нормативных актов органов, осуществляющих регулирование бухгалтерского учета, разработки организацией новых способов ведения бухгалтерского учета или существенного изменения условий ее деятельности (п. 4ст. 6 Закона № 129-ФЗ, п. 10 Положения по бухгалтерскому учету «Учетная политика организации» (ПБУ 1/2008), утвержденного приказом Минфина России от 06.10.2008 № 106н (далее — Положение)).

Изменение формы организации ведения бухгалтерского учета, по нашему мнению, относится к существенным изменениям условий деятельности организации. Следовательно, в учетную политику организации можно внести соответствующие изменения (в части возложения обязанности по ведению бухгалтерского учета на руководителя организации). Изменения в учетную политику оформляются организационно-распорядительной документацией (приказами, распоряжениями и т.п.) организации и вводятся с начала отчетного года, если иное не обуславливается причиной такого изменения (п. 4ст. 6 Закона № 129-ФЗ, пп. 8, 11,12 Положения).

По мнению авторов, для возложения обязанностей по ведению бухгалтерского учета на руководителя организации (до момента внесения соответствующих изменений в учетную политику) будет достаточно оформить приказ по организации о порядке ведения бухгалтерского учета, в котором следует указать, что ведение бухгалтерского учета в организации, в соответствии с п. «г» ч. 2 ст. 6 Закона № 129-ФЗ, осуществляется руководителем.

Эксперты службы Правового консалтинга ГАРАНТ Л. БАРКОВА, А. БАРСЕГЯН

❖ ❖ ❖

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.