Научная статья на тему 'Консультации экспертов подборка по материалам Правового консалтинга Гарант'

Консультации экспертов подборка по материалам Правового консалтинга Гарант Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
61
16
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Консультации экспертов подборка по материалам Правового консалтинга Гарант»

ВОПРОС-ОТВЕТ

КОНСУЛЬТАЦИИ ЭКСПЕРТОВ

Подборка по материалам Правового консалтинга ГАРАНТ

Вопрос. Можно ли в бухгалтерском учете обязательства по займам и кредитам со сроком гашения до 18 мес. учитывать в качестве краткосрочных, предусмотрев это в учетной политике?

Ответ. В рассматриваемой ситуации сумма займа изначально должна быть отражена как долгосрочное обязательство.

Обоснование вывода. Исходя из Концепции бухгалтерского учета в рыночной экономике России, одобренной Методологическим советом по бухгалтерскому учету при Минфине России и Президентским советом Института профессиональных бухгалтеров России 29.12.1997, объект, подлежащий бухгалтерскому учету согласно Федеральному закону от 29.11.1996 № 129-ФЗ «О бухгалтерском учете», классифицируется для целей бухгалтерского учета в соответствии с установленными определениями видов активов и критериями признания их. По общему правилу указанная классификация производится первоначально при признании объекта в бухгалтерском учете, исходя из соответствия его на момент признания установленным определениям видов активов и критериям их признания (см. также Рекомендации аудиторским организациям, индивидуальным аудиторам, аудиторам по проведению аудита годовой бухгалтерской отчетности организаций за 2006 год, утвержденные письмом МинфинаРоссии от 19.12.2006 № 07-05-06/302).

Положение по бухгалтерскому учету «Учет расходов по займам и кредитам» ПБУ15/2008, вступившее в силу с 01.01.2009, не регламентирует учет основной суммы обязательств, а лишь устанавливает особенности формирования в бухгалтерском учете и отчетности информации о расходах, связанных с выполнением организациями обязательств по полученным займам и кредитам.

При этом в ПБУ 15/2008 в отличие от ПБУ 15/01 не предусмотрено разделение задолженности

по кредитам и займам на краткосрочную и долгосрочную.

Однако разделение задолженностей на краткосрочные (на срок не более 12 мес.) и долгосрочные (на срок более 12 мес.) предусмотрено Планом счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций и Инструкцией по его применению, утвержденными приказом Минфина России от 31.10.2000 № 94н.

Следует иметь в виду, что деление обязательств на краткосрочные и долгосрочные в зависимости от срока их погашения предполагает и структура бухгалтерского баланса.

Согласно п. 19 ПБУ 4/99 «Бухгалтерская отчетность организации» (далее — ПБУ 4/99) в бухгалтерской отчетности активы и обязательства, в том числе и заемные средства, должны представляться с подразделением в зависимости от срока обращения (погашения) на краткосрочные и долгосрочные. Обязательства представляются как краткосрочные, если срок погашения по ним не более 12 мес. после отчетной даты или равен продолжительности операционного цикла, если он превышает 12 мес. Все остальные обязательства представляются как долгосрочные.

Исходя из вышеизложенного, основным критерием классификации заемных средств при подготовке бухгалтерской отчетности является срок погашения, информация о котором подлежит раскрытию в бухгалтерской отчетности организации и в силу п. 17 ПБУ 15/2008.

Отсюда следует, что в бухгалтерской отчетности обязательства должны быть отражены в соответствии со сроком их погашения.

Согласно п. 7 ПБУ 1/2008 «Учетная политика организации» при формировании учетной политики по конкретному вопросу ведения бухгалтерского учета осуществляется выбор одного способа из

нескольких, допускаемых законодательством РФ и (или) нормативными правовыми актами по бухгалтерскому учету. И только в том случае, когдапо конкретному вопросу в нормативных правовых актах не установлены способы ведения бухгалтерского учета, то при формировании учетной политики осуществляется разработка организацией соответствующего способа, исходя из настоящего и иных положений по бухгалтерскому учету, а также Международных стандартов финансовой отчетности.

Таким образом, в связи с вышеизложенным полагаем, что при отражении долговых обязательств в бухгалтерской отчетности организация должна руководствоваться положениями ПБУ 4/99. Следовательно, в том случае, когда срок погашения займа, установленный договором, превышает 12 мес. (в рассматриваемой ситуации — до 18 мес.), сумма займа должна быть отражена в долгосрочных обязательствах.

При этом, по мнению авторов, учетной политикой может быть установлено, что когда по условиям договора займа или кредита до возврата основной суммы долга остается 365 дней, организация осуществляет перевод долгосрочной задолженности по полученным займам и кредитам в краткосрочную задолженность.

Эксперты службы Правового консалтинга ГАРАНТ Е. ТИТОВА, О. МОНАКО

Вопрос. Организация-продавец применяет ЕНВД и реализует в розницу товары за наличный расчет. Контрольно-кассовая техника не применяется. Подотчетным лицам, действующим от лица организаций, применяющих как УСН, так и общий режим налогообложения, выдается правильно оформленный товарный чек.

Можно ли принять в расходы для целей исчисления налога на прибыль (налога, уплачиваемого в связи с применением УСН) купленные товары на основании только товарного чека?

Ответ. Налогоплательщик вправе принять в составе расходов для целей исчисления налога на прибыль (налога, уплачиваемого в связи с применением УСН) затраты, осуществленные в связи с приобретением товаров за наличный расчет, на основании только товарного чека, оформленного в соответствии с требованиями, установленными законодательством, без приложения к нему кассового чека.

Обоснование вывода. Все хозяйственные операции, проводимые организацией как для целей

налогового, так и бухгалтерского учета, должны оформляться первичными документами (ст. 9 Федерального закона от 21.11.1996 № 129-ФЗ «О бухгалтерском учете» (далее — Закон № 129-ФЗ); ст. 313 НКРФ; п. 2ст. 346.16 НКРФ).

В силу нормы п. 2ст. 9 Закона № 129-ФЗ первичные учетные документы принимаются к учету, если они составлены по форме, содержащейся в альбомах унифицированных форм первичной учетной документации, либо если они содержат все необходимые реквизиты, а именно:

— наименование документа;

— дату составления документа;

— наименование организации, от имени которой составлен документ;

— содержание хозяйственной операции;

— измерители хозяйственной операции в натуральном и денежном выражении;

— наименование должностей лиц, ответственных за совершение хозяйственной операции и правильность ее оформления;

— личные подписи указанных лиц.

Согласно ст. 493 Гражданского кодекса РФ товарный чек является одним из документов, наряду с кассовым чеком, на основании которого покупатель может подтвердить факт оплаты товара, приобретенного по договору розничной купли-продажи.

При этом Минфин России в письме от

11.02.2009 № 03-11-06/3/28 со ссылкой на ст. 493 ГК РФ уточняет, что товарный чек является одним из первичных документов, на основании которого покупатель может подтвердить факт оплаты товара (письмо УФНС России по Иркутской области от

30.11.2009 № 16-25/024030@).

При этом форма товарного чека не содержится в альбомах унифицированных форм первичной учетной документации, поэтому для принятия его к бухгалтерскому учету необходимо, чтобы товарный чек содержал реквизиты, перечисленные в упомянутой выше норме.

Следовательно, при наличии у организации товарного чека, подтверждающего факт целевого расходования выданных организацией денежных средств, процедура принятия к учету соответствующих товарно-материальных ценностей дополнительного оформления не требует.

Постановлением Госкомстата РФ от 01.08.2001 № 55 утверждена унифицированная форма первичной учетной документации № АО-1 «Авансовый отчет».

Согласно указаниям по применению и заполнению унифицированной формы «Авансовый отчет» (формы № АО-1) на оборотной стороне формы подотчетное лицо указывает перечень документов,

подтверждающих произведенные им расходы, в частности, товарные чеки, кассовые чеки, квитанции и другие оправдательные документы, а также суммы затрат по ним.

Отдельные требования по оформлению товарных чеков содержит п. 27 Примерных правил работы предприятий розничной торговли, утвержденных письмом Комитета России по торговле от 17.03.1994 № 1-314/32-9, согласно которому в нем указывается название (номер) магазина, наименование и сорт (артикул) изделия, цена, дата продажи и фамилия продавца.

Таким образом, для целей учета наличие товарного чека является достаточным основанием для того, чтобы материалы, приобретенные сотрудником за наличный расчет в магазине, были приняты к учету, а затраты, осуществленные организацией на их приобретение, были учтены в составе расходов при условии соответствия требованиям, предъявляемым к оформлению первичных документов.

При этом следует отметить, что контролирующие органы, давая разъяснения налогоплательщикам по вопросу подтверждения фактического осуществления затрат по приобретению за наличный расчет товаров, а также работ, услуг, указывают на то, что расходы для целей налогообложения прибыли могут быть подтверждены чеком ККГ и (или) заверенным должным образом мягким (товарным) чеком (письмо УФНС России по г. Москве от 12.04.2006 № 20-12/29007). При этом Минфин России признает кассовый чек первичным документом (письма Минфина России от 03.04.2007 № 03-03-06/1/209 и от 05.01.2004 № 16-00-17/2).

Таким образом, нельзя однозначно говорить о том, что Минфин России или налоговые органы настаивают на том, что в качестве первичных учетных документов организация должна в обязательном порядке иметь именно кассовые чеки. И прежде всего потому, что подобное утверждение противоречило бы законодательству. Следует отметить, что арбитражные суды не считают ссылку налоговых органов на отсутствие кассовых чеков обоснованной, поскольку кассовый чек не является документом первичной учетной документации, а его отсутствие не свидетельствует о расходовании подотчетным лицом денежных средств на собственные нужды. При этом факт расходования средств на нужды общества может быть подтвержден авансовыми отчетами и товарными чеками (постановление ФАС Восточно-Сибирского округа от

06.07.2006 № А69-2609/05-2-6-Ф02-3261/06-С1).

К сведению. В соответствии с п. 1 ст. 2 Федерального закона от22.05.2003 № 54-ФЗ «О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении

наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт» (далее — Закон 54-ФЗ) контрольно-кассовая техника (ККГ), включенная в Государственный реестр, применяется на территории РФ в обязательном порядке всеми организациями и индивидуальными предпринимателями при осуществлении ими наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт в случаях продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг.

При этом согласно ст. 5 Закона от 22.05.2003 № 54-ФЗ «О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт» организации (за исключением кредитных организаций) и индивидуальные предприниматели, применяющие контрольно-кассовую технику, обязаны выдавать покупателям (клиентам) при осуществлении наличных денежных расчетов в момент оплаты отпечатанные контрольно-кассовой техникой кассовые чеки.

Вместе с тем Федеральным законом от

17.07.2009 № 162-ФЗ в ст. 2 Закона 54-ФЗ были внесены изменения, в частности, данная статья дополнена п. 2.1.

В соответствии с п. 2.1 ст. 2 Закона 54-ФЗ организации и индивидуальные предприниматели, являющиеся плательщиками ЕНВД для отдельных видов деятельности, не подпадающие под действие п. 2 и п. 3 ст. 2 Закона 54-ФЗ, при осуществлении видов предпринимательской деятельности, установленных п. 2 ст. 346.26 НК РФ, могут осуществлять наличные денежные расчеты и (или) расчеты с использованием платежных карт без применения ККГ при условии выдачи по требованию покупателя (клиента) документа (товарного чека, квитанции или другого документа, подтверждающего прием денежных средств за соответствующий товар (работу, услугу).

Указанный документ выдается в момент оплаты товара (работы, услуги) и должен содержать следующие сведения:

— наименование документа;

— порядковый номер документа, дату его выдачи;

— наименование—для организации (фамилия, имя, отчество — для индивидуального предпринимателя);

— идентификационный номер налогоплательщика, присвоенный организации (индивидуальному предпринимателю), выдавшей (выдавшему) документ;

— наименование и количество оплачиваемых приобретенных товаров (выполненных работ, оказанных услуг);

— сумму оплаты, осуществляемой наличными денежными средствами и (или) с использованием платежной карты, в рублях;

— должность, фамилию и инициалы лица, выдавшего документ, и его личную подпись.

Таким образом, плательщики ЕНВД (заисключением тех, которые оказывают услуги населению) вправе осуществлять наличные денежные расчеты без применения ККТ. При этом нормами действующего законодательства РФ для организаций и индивидуальных предпринимателей, являющихся плательщиками ЕНВД, не предусмотрена обязанность предоставлять своим контрагентам документы, подтверждающие факт применения системы обложения в виде ЕНВД.

Эксперты службы Правового консалтинга ГАРАНТ Е. ТИТОВА, Е. МЕЛЬНИКОВА

Вопрос. Был заключен договор строительного подряда. Акты по формам КС-2, КС-3 подписывались ежемесячно в течение срока действия договора. Поусловиям договора работы в целом принимаются заказчиком по акту технической приемки работ (в договоре указано, что этот акт и КС-2 (промежуточный акт) явля-ютсяразными документами), который и был подписан сторонами. В этом акте перечислены все акты КС-2, подписанные на тот момент. Однако при технической ревизии были выявлены работы, предусмотренные договором (сметой), выполненные, но не принятые заказчиком. По договору стоимость (цена)работ является ориентировочной и может корректироваться по фактически выполненным объемамработ.

Каким образом (какими актами) должна быть оформлена приемка вновь выявленныхработ?

Ответ. Стороны договора строительного подряда должны осуществить приемку результатов всех работ, выполняемых по договору, с оформлением и актов выполненных работ по форме КС-2, и справок о стоимости выполняемых работ по форме КС-3, и акта технической приемки выполненных работ, предусмотренного договором.

Обоснование вывода. В соответствии с п. 4 ст. 753 Гражданского кодекса РФ (ГК РФ) сдача и приемка работ по договору строительного подряда оформляется актом, подписанным обеими сторонами.

Поскольку сдача результата работ заказчику является основанием для возникновения обязательства заказчика по оплате выполненных работ, а подписанный акт является подтверждением такой сдачи (п. 8 информационного письма Президиума ВАС РФ от24.01.2000 № 51 «Обзор практики разре-

шения споров по договору строительного подряда» (далее — Обзор), то данный акт может рассматриваться как документ, являющийся основанием для оплаты, т. е. как финансовый документ.

Согласно п. 1 ст. 9 Федерального закона от 21.11.1996 № 129-ФЗ «О бухгалтерском учете» (далее — Закон № 129-ФЗ) все хозяйственные операции, проводимые организацией, должны оформляться оправдательными документами. Эти документы служат первичными учетными документами, на основании которых ведется бухгалтерский учет.

Положениями п. 2ст. 9 Закона№ 129-ФЗ определено, что если формы каких-либо первичныхучетных документов, содержатся в альбомах унифицированных форм первичной учетной документации, то такие первичные документы принимаются к учету, если они составлены по унифицированным формам.

Если же форма первичных документов не содержится в альбомах унифицированных форм, то они составляются в произвольной форме с обязательны отражением реквизитов, определенных п. 2 ст. 9 Закона № 129-ФЗ.

Формы акта о приемке выполненных работ (форма № КС-2) и справки о стоимости выполненных работ и затрат (форма № КС-3) утверждены постановлением Российского статистического агентства от 11.11.1999 № 100 «Об утверждении унифицированных форм первичной учетной документации по учету работ в капитальном строительстве и ремонтно-строительных работ» (далее — Постановление). Этим Постановлением также утверждены указания по их заполнению.

Следовательно, в рассматриваемой ситуации документы по формам КС-2 и КС-3 должны быть обязательно подписаны сторонами.

Это, однако, не исключает подписания актов сдачи-приемки выполненных работ иных форм, предусматриваемых договором.

Это может обусловливаться и тем, что из ст. 711,746 ГК РФ и приведенного выше п. 8 Обзора следует, что заказчик обязан произвести оплату только после сдачи ему всего результата работ, если из договора не следует иного. При этом договор может предусматривать выполнение работ также и по этапам, содержание которых определяется самимдоговором (п. 1ст. 708 ГКРФ).

Соответственно, договор может предусматривать подписание как актов промежуточной приемки выполненных работ (в том числе как по этапам, так и по отдельным видам работ), так и акта окончательной сдачи-приемки выполненных работ.

Возможность установления таких условий вытекает из принципа свободы определения условий договора, установленного ст. 421 ГК РФ.

Судебная практика также свидетельствует о правомерности подписания одновременно актов приемки выполненных работ формы КС-2 и предусмотренных договором свободных форм, при этом вопрос о возникновении у заказчика обязанности по оплате решается в зависимости от условий договора и обстоятельств каждого конкретного дела (см. постановления ФАС Уральского округа от 09.02.2009 № Ф09-171/09-С4 и от 18.01.2010 № Ф09-10254/09-С4, Московского округа от

18.02.2009 № КГ-А41/211-09, Западно-Сибирского округа от 04.12.2009 № Ф04-6985/2009, Поволжского округа от 25.06.2009 № А57-960/2009).

Относительно сложившейся ситуации в свете вышеизложенного можно сказать следующее.

Одна из обязанностей заказчика по договору строительного подряда — приемка результата работ (п. 1 ст. 740 ГК РФ), т. е. всех работ, которые были согласованы сторонами в предмете договора.

Одновременно у подрядчика существует обязанность выполнить все работы, указанные в технической документации и в смете (п. 1 ст. 743 ГК РФ).

Следовательно, если в результате ревизии выявились какие-либо результаты работ, не сданные заказчику, но предусмотренные договором, подрядчик обязан их передать, а заказчик обязан их принять.

При этом должны быть подписаны как акты формы КС-2, предусмотренные в качестве унифицированных форм, так и акт технической приемки выполненных работ, предусмотренный договором.

Что касается ранее подписанного акта технической приемки, то его можно либо расценить как промежуточный акт для проведения расчетов по работам, указанным в этом акте, либо признать его недействительным — по договоренности между сторонами.

При этом на одну из указанных оценок предыдущего акта технической приемки можно указать в новом акте, причем в случае признания предыдущего акта актом промежуточной приемки в новом акте следует также указать, что подтверждение сторонами в предыдущем акте видов работ и их окончательной стоимости является ошибочным.

Эксперты службы Правового консалтинга ГАРАНТ Т. ШТУКАТУРОВА, А. СЕРКОВ

Вопрос. Организация занимается реализацией горного оборудования, применяет общий режим налогообложения. Она участвовала в выставке. Для

угощения посетителей стенда были приобретены продукты питания, спиртные напитки и сигареты.

Как учесть данные расходы в бухгалтерском и налоговом учете (налог на прибыль, НДС)?

Ответ. Расходы на приобретение продуктов питания, алкоголя, табачных изделий для посетителей выставки не относятся к рекламным расходам и не уменьшают налоговую базу по налогу на прибыль. Безвозмездная передача угощений посетителям выставки облагается НДС в общеустановленном порядке.

Обоснование вывода.

Налог на прибыль. Согласно подп. 28 п. 1 ст. 264 НК РФ к прочим расходам, связанным с производством и (или) реализацией, относятся расходы на рекламу производимых (приобретенных) и (или) реализуемых товаров (работ, услуг), деятельности налогоплательщика, товарного знака и знака обслуживания, включая участие в выставках и ярмарках, с учетом положений п. 4 ст. 264 НК РФ.

Согласно п. 1 ст. 3 Федерального закона от

13.03.2006 № 38-Ф3 «О рекламе» под рекламой понимается информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.

Пункт 4 ст. 264 НК РФ определяет, что к расходам организации на рекламу в целях гл. 25 НК РФ относятся:

— расходы на рекламные мероприятия через средства массовой информации (в том числе объявления в печати, передача по радио и телевидению) и телекоммуникационные сети;

— расходы на световую и иную наружную рекламу, включая изготовление рекламных стендов и рекламных щитов;

— расходы на участие в выставках, ярмарках, экспозициях, на оформление витрин, выставок-продаж, комнат образцов и демонстрационных залов, изготовление рекламных брошюр и каталогов, содержащих информацию о реализуемых товарах, выполняемых работах, оказываемых услугах, товарных знаках, знаках обслуживания и (или) о самой организации, на уценку товаров, полностью или частично потерявших свои первоначальные качества при экспонировании.

По мнению московской налоговой службы, данный перечень расходов является закрытым и расширительному толкованию не подлежит. При этом к ненормируемым расходам на участие в выставке относятся лишь расходы по оплате всту-

пительных взносов, разрешений и т. п. для участия в подобных выставках (письма УМНС России по г. Москве от 15.12.2003 № 23-10/4/69784, УФНС России пог. Москве от 19.11.2004№ 26-12/74944), расходы на оплату услуг организаций устроителей выставки (письмо УМНС России по г. Москве от

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

17.05.2004 № 26-12/33213).

Следовательно, расходы на приобретение

продуктов питания, спиртных напитков, табачных изделий, приобретенных для угощения посетителей стенда на выставке, не относятся к рекламным расходам.

В соответствии с п. 1 ст. 252 НК РФ налогоплательщик уменьшает полученные доходы на сумму произведенных расходов. Расходами признаются обоснованные и документально подтвержденные затраты, осуществленные (понесенные) налогоплательщиком для осуществления деятельности, направленной на получение дохода (см. письмо Минфина России от 09.07.2009 № 03-03-06/1/452).

При этом расходы в виде стоимости безвозмездно переданного имущества (продуктов питания, спиртных напитков, табачных изделий) и расходов, связанных с такой передачей (в данном случае сумма НДС, начисленная при безвозмездной передаче), не учитываются при определении налоговой базы по налогу на прибыль на основании п. 16 ст. 270 НК РФ (письмо Минфина России от

16.08.2005 № 03-04-11/205).

Следует обратить внимание на то, что расходы на покупку спиртных напитков в размерах, предусмотренных обычаями делового оборота, могут быть учтены в целях налогообложения прибыли в качестве представительских расходов как расходы для организации официального приема, производимого в целях установления и (или) поддержания взаимного сотрудничества (письма Минфина России от 26.03.2010 № 03-03-06/2/59, от 16.08.2006 № 03-03-04/4/136).

Налог на добавленную стоимость. Согласно п. 1 ст. 146 НК РФ объектом обложения НДС признаются операции по реализации товаров (работ, услуг) на территории РФ. При этом передача права собственности на товары (работы, услуги) на безвозмездной основе признается реализацией товаров (работ, услуг).

Таким образом, безвозмездная передача товаров для угощения посетителей выставки облагается НДС в общеустановленном порядке.

При этом налоговая база по данной операции определяется в соответствии с п. 2ст. 154 НК РФ, согласно которому налоговая база при реализации налогоплательщиком товаров (работ, услуг) на безвозмездной основе определяется как рыночная

стоимость данных товаров, исчисленная исходя из цен, определяемых в соответствии со ст. 40 НК РФ, с учетом акцизов (для подакцизных товаров) и без включения в них налога (письма Минфина России от 22.01.2009 № 03-07-11/16, от 22.08.2008 № 03-07-11/279, от 10.04.2006 № 03-04-11/64, от

07.03.2003 № 04-04-06/38, УМНС России по г. Москве от 15.03.2004 №24-11/17796). То есть рыночной ценой, принимаемой для обложения НДС, может быть принята покупная стоимость без НДС.

Порядок выставления счетов-фактур при безвозмездной передаче разъяснен Минфином России в письме от 05.07.2007 № 03-07-11/212. В соответствии с Правилами ведения журналов учета полученных и выставленных счетов-фактур, книг покупок и книг продаж при расчетах по налогу на добавленную стоимость, утвержденными постановлением Правительства РФ от 02.12.2000 № 914, при выставлении счетов-фактур, в которых отсутствуют отдельные показатели (в том числе грузополучатель — строка 4, покупатель — строка 6, адрес — строка 6а, ИНН и КПП покупателя — строка 66), в этих строках проставляются прочерки.

Согласно подп. 1п. 2ст. 171, п. 1ст. 172 НК РФ суммы НДС, предъявленные налогоплательщику при приобретении товаров (работ, услуг) для осуществления операций, признаваемых объектами налогообложения по НДС, подлежат вычетам в общеустановленном порядке при наличии счета-фактуры с выделенной суммой налога и первичных учетных документов (письмо Минфина России от

10.04.2006 № 03-04-11/64).

Начисленная сумма НДС отражается в данном случае по дебету счета 91, субсчет 91-2, в корреспонденции с кредитом счета 68 «Расчеты по налогам и сборам» и признается в бухгалтерском учете в составе прочихрасходов (п. 11 ПБУ 10/99).

Бухгалтерский учет. В рассматриваемой ситуации продукты, алкоголь и табачные изделия приобретены в целях их безвозмездной передачи посетителям выставки.

В случаях, когда нет вероятности того, что понесенные расходы принесут организации экономические выгоды в периоды, следующие за отчетным, в бухгалтерском балансе имущество не признается (п. 8.3 Концепции бухгалтерского учета в рыночной экономике России (одобрена Методологическим советом по бухгалтерскому учету при Минфине России, Президентским советом Института профессиональных бухгалтеров 29.12.1997).

Поэтому, основываясь на положениях Концепции, приобретенные товары могут не отражаться в составе материально-производственных запасов (материалов, товаров), так как они не предназна-

чены для использования в производстве продукции или для продажи и не будут приносить организации экономические выгоды (доход) в будущем. При этом организации следует обеспечить надлежащий контроль за движением этих ценностей. Следовательно, расходы по их приобретению могут признаваться прочими расходами согласно пп. 4, 11, 19 ПБУ 10/99.

В бухгалтерском учете прочие расходы отражаются по дебету счета 91 «Прочие доходы и расходы», субсчет 91-2 «Прочие расходы», в корреспонденции, например, с кредитом счета 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» согласно Инструкции по применению Плана счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций, утвержденной приказом Минфина России от 31.10.2000 № 94н.

В то же время существует другая точка зрения, согласно которой ценности, приобретенные организацией специально для угощения посетителей выставки, принимаются к бухгалтерскому учету с отражением по дебету счета 10 «Материалы» или счета41 «Товары».

Поэтому вариант отражения расходов, понесенных организацией для покупки угощений посетителям выставки, следует закрепить в учетной политике для целей бухгалтерского учета.

Согласно ПБУ 18/02 стоимость переданных угощений учитывается в составе прочих расходов в бухгалтерском учете и не учитывается для целей налогообложения прибыли. В связи с этим у организации возникает постоянная разница, которой соответствует постоянное налоговое обязательство (пп. 4, 7 ПБУ 18/02).

Налог на доходы физических лиц. Суммы оплаты организацией продуктов питания, алкогольных напитков и табачных изделий относятся к доходам, полученным налогоплательщиками в натуральной форме, и подлежат налогообложению в общеустановленном порядке (ст. 211 НК РФ).

Однако доходы должны иметь адресный характер, т. е. они должны быть получены конкретными лицами. Если невозможно установить размер дохода, полученного физическими лицами в натуральной форме, то суммы оплаты организацией расходов по приобретению продуктов питания не являются доходами физических лиц — посетителей выставки (письмо УФНС России по г. Москве от

14.07.2008 № 28-11/066968).

Эксперты службы Правового консалтинга ГАРАНТ Л. БОЙКО, О. МОНАКО

Вопрос. Организация применяет УСНс объектом «доходыминусрасходы», за2009г. был полученубыток. По итогам 1квартала 2010г. получена прибыль.

Вправе ли организация уменьшить исчисленную налоговую базу за Iквартал 2010 г. на сумму убытка, полученного в 2009 г. согласно п. 7ст. 346.18 НКРФ?

Ответ. Организация не вправе уменьшить налоговую базу по итогам I квартала 2010 г. на сумму убытка, полученного по итогам 2009 г. Она вправе уменьшить налоговую базу на сумму убытка, полученного по итогам 2009 г., исчисленную по итогам налогового периода, например 2010 г.

Обоснование вывода. Пункт 7 ст. 346.18 НК РФ предусматривает, что налогоплательщик, использующий в качестве объекта налогообложения доходы, уменьшенные на величину расходов, вправе уменьшить исчисленную по итогам налогового периода налоговую базу на сумму убытка, полученного по итогам предыдущих налоговых периодов, в которых налогоплательщик применял УСН и использовал в качестве объекта налогообложения доходы, уменьшенные на величину расходов.

В данном пункте также указывается, что налогоплательщик вправе осуществлять перенос убытка на будущие налоговые периоды в течение 10 лет, следующих за тем налоговым периодом, в котором получен этот убыток.

Налогоплательщик вправе перенести на текущий налоговый период сумму полученного в предыдущем налоговом периоде убытка.

Убыток, не перенесенный на следующий год, может быть перенесен целиком или частично на любой год из последующих девяти лет.

Убыток (в целях гл. 26.2 НК РФ) — это превышение расходов, определяемых в соответствии со ст. 346.16 НК РФ, над доходами, определяемыми в соответствии со ст. 346.15 НК РФ, и получен он по итогам предыдущих налоговых периодов, в которых налогоплательщик применял УСН и использовал в качестве объекта налогообложения доходы, уменьшенные на величину расходов.

Если налогоплательщик получил убытки более чем в одном налоговом периоде, перенос таких убытков на будущие налоговые периоды производится в той очередности, в которой они получены.

Налоговым периодом в силу п. 1 ст. 346.19 НК РФ признается календарный год.

Таким образом, из приведенных ранее норм следует, что организация вправе уменьшить только налоговую базу, исчисленную по итогам налогового периода, т. е. по итогам 2010г., на сумму убытка, полученного по итогам 2009 г.

Соответственно, НК РФ не содержит норм, позволяющих уменьшить налоговую базу, исчисленную по итогам отчетного периода, на сумму убытка, полученного по итогам предыдущих налоговых периодов.

Поэтому в рассматриваемом случае организация не вправе уменьшить налоговую базу, исчисленную по итогам I квартала 2010г., на сумму убытка, полученного по итогам 2009 г.

Аналогичное мнение изложено в письме Мин-финаРоссии от 13.12.2007 № 03-11-04/2/302.

Подобные выводы сделаны в том числе и в постановлении ФАС Центрального округа от 13.04.2006 № А48-6391/05-8.

В частности, в нем судьи пришли к выводу, что сумма убытка, полученного налогоплательщиком в предыдущем налоговом периоде, может быть учтена им в расходах в порядке, установленном п. 7 ст. 346.18 НК РФ, только по итогам последующих налоговых периодов, а не отчетного.

Следует обратить внимание на то, что действующая в настоящее время редакция п. 7 ст. 346.18 НК РФ не содержит ограничения по размеру переносимого убытка (смотрите письмо Минфина России от27.01.2009№03-11-11/9).

Эксперты службы Правового консалтинга ГАРАНТ К. ЗАВЬЯЛОВ, О. МОНАКО

Вопрос. В свидетельстве о государственной регистрации на товар написано, что это биологически активная добавка (БАД).

Как применяется ставка НДС к реализации товара, который, с одной стороны, БАД (ставка налога — 18 %), а с другой — имеет код ОКП как лечебно-профилактическое питание — 919769 (ставка налога — 10%)?

Ответ. По мнению авторов, реализация БАД облагается НДС по ставке 18%.

Обоснование вывода. Согласно подп. 4 п. 2 ст. 164 НК РФ реализация медицинских товаров отечественного и зарубежного производства, в частности лекарственных средств, лекарственных субстанций, изделий медицинского назначения и т. п., облагается НДС по ставке 10 %.

В данном подпункте также указано, что коды видов такой продукции в соответствии с Общероссийским классификатором продукции (ОКП), а также Товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности определяются Правительством РФ.

П остановлением Пр авительства РФ от

15.09.2008 № 688 установлен Перечень кодов

медицинских товаров в соответствии с Общероссийским классификатором продукции, облагаемых НДС по налоговой ставке 10 % при их реализации (далее — Перечень лекарств).

Биологически активные добавки, которые относят к продукции пищевой промышленности (код ОКП — 91 9769), в Перечне лекарств отсутствуют.

С этой точки зрения реализация БАДов должна облагаться НДС по ставке 18 %.

Вместе с тем следует учитывать, что код 91 9769 (продукция лечебно-профилактического питания прочая) включен в Перечень кодов видов продовольственных товаров в соответствии с Общероссийским классификатором продукции, облагаемых НДС по налоговой ставке 10% при реализации, утвержденный постановлением Правительства РФ от31.12.2004№ 908.

Следовательно, формально к такой продукции возможно применить ставку НДС 10 %на основании подп. 1 п. 2 ст. 164 НК РФ.

Однако в письме УМНС России по г. Москве от

18.03.2003 № 24-11/14733 представители налоговых органов, сославшись на п. 39.5.8 Методических рекомендаций по применению главы 21 «Налог на добавленную стоимость» Налогового кодекса Российской Федерации, утвержденных приказом МНС России от20.12.2000 № БГ-3-03/447, выразили мнение, что к реализации биологически активных добавок к пище вне зависимости от их включения в Государственный реестр лекарственных средств и (или) вне зависимости от их включения в вышеуказанные разделы (группы, подгруппы) Общероссийского классификатора продукции (ОК 005-93) ОКП и от наличия регистрационного удостоверения, выданного Минздравом России, не применяется ставка НДС в10 %.

И хотя указанные Методические рекомендации уже отменены (приказ ФНС России от 12.12.2005 № САЭ-3-03/665@), налоговые органы будут под-держиватьданное решение и в последующем.

По крайней мере, в специализированной литературе придерживаются мнения, что при реализации БАДов должна использоваться налоговая ставка 18 % (см. материал, представленный в системе ГАРАНТ: Реализация биологически активных добавок в аптеке (С. Р. Гулиева, Аптека: бухгалтерский учет и налогообложение, 2009, № 8).

Судебная практика на рассматриваемую тему немногочисленна. Однако известны судебные решения, в которых судьи поддержали точку зрения, что к реализации БАДов следует применять ставку НДС, равную 18% (см. постановления Арбитражного суда Чувашской Республики от 10.04.2006 №А79-15564/2005, от 12.02.2006 № А79-15564/2005).

Соответственно, если организация примет решение облагать реализацию данного продукта по ставке 10 %, то это, на взгляд авторов, послужит предметом спора с налоговым органом.

На сегодняшний день разъяснений официальных органов в ситуации, аналогичной рассматриваемой, нет.

Поэтому организации целесообразно воспользоваться правом, предоставленным подп. 1 и 2 п.1 ст. 21 НК РФ, и обратиться за разъяснениями в налоговый орган по месту своего учета или в Минфин России.

Эксперты службы Правового консалтинга ГАРАНТ К. ЗАВЬЯЛОВ, С. РОДЮШКИН

Вопрос. Организация (общий режим налогообложения) оказывает услуги по маркетинговым исследованиям. Основной статьей расходов по договорам реализации являются расходы на проведение групповых фокусированных интервью. После проведения интервью происходит наличный расчет с респондентами. Ведомости выдачи денежных средств под роспись не составляются, так как участие в фокус-группах анонимно.

Как учесть выплаты физическим лицам, участвующим в интервью, в расходах, уменьшающих налоговую базу по налогу на прибыль?

Обязательно ли оформление ведомости, подтверждающей факт получения денежных средств конкретными физическимилицами?

Ответ. По мнению авторов, в рассматриваемой ситуации выплаты физическим лицам, участвующим в интервью, не могут быть учтены при определении налоговой базы по налогу на прибыль.

Обоснование вывода. В соответствии с п. 1 ст. 252 НК РФ налогоплательщик уменьшает полученные доходы на сумму произведенных расходов (за исключением расходов, указанных в ст. 270 НК РФ).

Следует отметить, что гл. 25 НК РФ не содержит специальных норм, которые бы позволяли учесть расходы, связанные с проведением фокусированных интервью.

Вместе с тем перечень как внереализационных, так и прочих расходов, связанных с производством и (или) реализацией, является открытым и позволяет уменьшать налоговую базу по налогу на прибыль на иные экономически обоснованные расходы (подп. 49 п. 1 ст. 264 НК РФ, п. 20 ст. 265 НК РФ).

При этом указанные расходы должны быть экономически обоснованы, документально подтверждены и направлены на получение дохода.

Следовательно, если организация сможет документально подтвердить факт выплаты денежных средств физическим лицам, участвующим в интервью, то она сможет учесть рассматриваемые затраты при определении налоговой базы по налогу на прибыль.

Под документально подтвержденными расходами понимаются затраты, подтвержденные документами, оформленными в соответствии с законодательством РФ, либо документами, оформленными в соответствии с обычаями делового оборота, применяемыми в иностранном государстве, на территории которого были произведены соответствующие расходы, и (или) документами, косвенно подтверждающими произведенные расходы (в том числе таможенной декларацией, приказом о командировке, проездными документами, отчетом о выполненной работе в соответствии с договором).

В соответствии с п. 14 Порядка ведения кассовых операций в РФ, утвержденного решением совета директоров Банка России от 22.09.1993 № 40 (далее — Порядок), выдача наличных денег из касс предприятий производится по расходным кассовым ордерам или надлежаще оформленным другим документам (платежным ведомостям (расчетноплатежным), заявлениям на выдачу денег, счетам и др.) с наложением на этих документах штампа с реквизитами расходного кассового ордера. Документы на выдачу денег должны быть подписаны руководителем, главным бухгалтером предприятия или лицами на это уполномоченными.

При выдаче денег по расходному кассовому ордеру или заменяющему его документу отдельному лицу кассир требует предъявление документа (паспорта или другого документа), удостоверяющего личность получателя, записывает наименование и номер документа, кем и когда он выдан и отбирает расписку получателя. Если заменяющий расходный кассовый ордер документ составлен на выдачу денег нескольким лицам, то получатели также предъявляют указанные документы, удостоверяющие их личность, и расписываются в соответствующей графе платежныхдокументов. Однако в последнем случае запись о данных документа, удостоверяющего личность, на денежном документе, заменяющем кассовый расходный ордер, не производится (п. 15 Порядка).

Пункт 16 Порядка предусматривает, что выдача денег лицам, не состоящим в списочном составе предприятия, производится по расходным кассовым ордерам, выписываемым отдельно на каждое лицо, или по отдельной ведомости на основании заключенных договоров.

При проведении интервью договоры с физическими лицами не заключались, поэтому при выдаче денежных средств данным лицам ведомость не оформляется.

В рассматриваемой ситуации выдача денежных средств респондентам, участвующим в групповых фокусированных интервью, должна была осуществляться на основании расходных кассовых ордеров.

Поскольку в рассматриваемом случае выдача денежных средств документально не подтверждена, то выплаты физическим лицам, участвующим в интервью, не могут быть учтены при определении налоговой базы по налогу на прибыль.

К сведению. В силу п. 1 ст. 226 НК РФ российские организации, от которых или в результате отношений с которыми налогоплательщик получил доходы, указанные в п. 2ст. 226 НК РФ, обязаны исчислить, удержать у налогоплательщика и уплатить сумму налога. При этом указанные лица именуются налоговыми агентами. В соответствии с п. 4ст. 226 НК РФ налоговые агенты обязаны удержать начисленную сумму налога непосредственно из доходов налогоплательщика при их фактической выплате.

Эксперты службы Правового консалтинга ГАРАНТ Я. СТЕПОВАЯ, О. МОНАКО

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.