ВОПРОС - ОТВЕТ
КОНСУЛЬТАЦИИ ЭКСПЕРТОВ
МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РФ
Вопрос. Коммерческий банк просит дать разъяснения по вопросу налогообложения выплат Черноморскому банку торговли и развития.
Черноморский банк торговли и развития является международной организацией и был учрежден международным Соглашением (далее -Соглашение). Российская Федерация входит в число учредителей названного Банка. Соглашение от имени Российской Федерации было подписано в г. Афины 30.12.94 и ратифицировано Федеральным законом от 10.07.96 № 94-ФЗ.
В соответствии со ст. 52 «Освобождение от налогообложения» Соглашения банк, его активы, собственность, доходы, операции и сделки освобождаются от налогообложения и таможенных пошлин. Банк также освобождается от любого обязательства в отношении платежа, удержания или сбора любого налога или пошлины.
Просим разъяснить, допускается ли выплата доходов Черноморскому банку торговли и развития без удержания налога на доходы иностранной организации от источников в Российской Федерации на основании Соглашения без представления каких-либо иных документов?
Ответ.
МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПИСЬМО
от 11 марта 2003 года № 04-06-05/1/13
Департамент налоговой политики рассмотрел запрос и в рамках своей компетенции сообщает следующее.
Черноморский банк торговли и развития учрежден и действует в соответствии с международным Соглашением «Об учреждении Черноморского банка торговли и развития», участником которого является Российская Федерация, выплаты доходов Черноморскому банку торговли и развития в соответствии со ст. 52 указанного Соглашения осуществляются без удержания, в том числе, налога на доходы иностранной организации от источников в Российской Федерации. Соответственно, представления каких-либо документов при выплате доходов Черноморскому банку торговли и развития не требуется, поскольку, по нашему мнению, наличие международного договора, регулирующего статус и деятельность данной конкретной международной организации, является достаточным.
Руководитель Департамента налоговой политики А.И. ИВАНЕЕВ
Ссылки на нормативные акты: ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН от 10.07.96 № 94-ФЗ «О РАТИФИКАЦИИ СОГЛАШЕНИЯ ОБ УЧРЕЖДЕНИИ ЧЕРНОМОРСКОГО БАНКА ТОРГОВЛИ И РАЗВИТИЯ» (принят ГД ФС РФ 07.06.96)
Вопрос. Просим дать разъяснения по поводу применения в 2000 -2001 годах льготы по налогу на прибыль на сумму затрат, направленных на финансирование капитальных вложений производственного назначения.
Организация уплатила аванс в иностранной валюте за оборудование, приобретаемое у иностранного контрагента. На дату оприходования оборудования произошло изменение курса иностранной валюты.
Может ли быть пересчитана в данном случае стоимость объекта основных средств? Возможно ли указанную разницу учесть в качестве курсовой разницы?
Ответ.
МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПИСЬМО
от 18 марта 2003 года № 04-02-05/1/19
Департамент налоговой политики рассмотрел письмо и сообщает следующее.
В соответствии с п. 1 ст. 6 Закона Российской Федерации от 27.12.91 № 2116-1 «О налоге на прибыль организаций и предприятий» при исчислении налога на прибыль облагаемая прибыль при фактически произведенных затратах и расходах за счет прибыли, остающейся в распоряжении предприятия, уменьшается на суммы, направленные предприятиями отраслей сферы материального производства на финансирование капитальных вложений производственного назначения (в том числе в порядке долевого участия), а также на погашение кредитов банков, полученных и использованных на эти цели, включая проценты по кредитам.
В соответствии с п. 1 ст. 8 указанного Закона сумма налога определяется плательщиками на основании бухгалтерского учета и отчетности самостоятельно, в соответствии с указанным Законом.
При принятии к учету объекта основных средств на счет 01 «Основные средства» в случае изменения курса иностранной валюты стоимость объекта может быть пересчитана с учетом изменений. Возникающая при этом разница на счете 08 «Вложения во внеоборотные активы» не может рассматриваться в качестве курсовой.
Заместитель руководителя Департамента налоговой политики А.И. КОСОЛАПОВ
Ссылки на нормативные акты: ЗАКОН РФ от 27.12.91 № 2116-1 (ред. от 09.05.2001)
«О НАЛОГЕ НА ПРИБЫЛЬ ПРЕДПРИЯТИЙ И ОРГАНИЗАЦИЙ»
ПРИКАЗ Минфина России от 31.10.2000 № 94н «ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПЛАНА СЧЕТОВ БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА ФИНАНСОВО-ХОЗЯЙСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОРГАНИЗАЦИЙ И ИНСТРУКЦИИ ПО ЕГО ПРИМЕНЕНИЮ»
МИНИСТЕРСТВО РФ ПО НАЛОГАМ И СБОРАМ
Вопрос. Необходимо ли получать специальное разрешение при назначении руководителем организации иностранного гражданина?
Ответ. В соответствии с п. 4 ст. 13 Федерального закона от 25.07.2002 № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» работодатель и заказчик работ (услуг) имеют право привлекать и использовать иностранных работников только при наличии разрешения на привлечение и использование иностранных работников.
Иностранный гражданин имеет право осуществлять трудовую деятельность только при наличии разрешения на работу. Указанный порядок не распространяется на иностранных граждан:
1) постоянно проживающих в РФ;
2) временно проживающих в РФ и т.д.
Таким образом, требование получать специальное разрешение при назначении руководителем организации иностранного гражданина распространяется только на временно пребывающего в Российской Федерации иностранного гражданина.
Вместе с тем порядок замещения иностранными гражданами руководящих должностей в организациях, в уставном капитале которых более пятидесяти процентов акций или долей принадлежит Российской Федерации, устанавливается Правительством РФ (п. 2 ст. 14 Закона № 115-ФЗ).
Е.Ф. СТЕПАНОВА
Советник налоговой службы II ранга
Ссылки на нормативные акты: ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН от 25.07.2002 № 115-ФЗ «О ПРАВОВОМ ПОЛОЖЕНИИ ИНОСТРАННЫХ ГРАЖДАН В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ» (принят ГД ФС РФ 21.06.2002)
Вопрос. Иностранная организация оказывала российской организации услуги по проектированию работ. По совокупности срок выполнения этих работ не превышал 30 дней в календарном году. В 2002 году у данной иностранной организации истек срок действия лицензии на проектные работы. Иностранная организация обратилась в Федеральный лицензионный центр Российской Федерации для продления срока действия лицензии на право осуществления проектных работ на территории РФ.
Правомерно ли требование Федерального лицензионного центра РФ
Ответ. В соответствии с п. 2.1.1 приказа МНС России от 07.04.2000 № АП-3-06/124 «Об утверждении Положения об особенностях учета в налоговых органах иностранных организаций» постановке на учет в налоговых органах по месту осуществления деятельности подлежат иностранные организации, осуществляющие или намеревающиеся осуществлять деятельность в РФ через отделение более 30 дней.
В случае, если период деятельности иностранной организации не превышает 30 дней, то эта иностранная организация подлежит учету в налоговых органах путем направления уведомлений по формам 2503И и 2503М, как это предусмотрено п. 4.1.1 названного приказа.
Как следует из вопроса, иностранная организация осуществляет проведение проектных работ для российской организации на территории РФ, не образуя постоянного представительства.
к иностранной организации - соискателю лицензии, осуществляющему работы на территории РФ менее 30 дней документа, подтверждающего постановку на учет в налоговом органе с указанием ИНН и КПП?
В данном случае срок выполнения проектных работ иностранной организацией не превышает 30 дней. Согласно норме, установленной ст. 306 НК РФ, отсутствуют признаки постоянного представительства, а следовательно иностранная организация вправе осуществлять деятельность в РФ на основании Уведомления о доходах от деятельности в РФ.
Учитывая изложенное, требование Федерального лицензионного центра РФ к иностранной организации - соискателю лицензии, осуществляющему работы на территории РФ менее 30 дней документа, подтверждающего постановку на учет в налоговом органе с указанием ИНН и КПП не правомерно.
Ссылки на нормативные акты:
«НАЛОГОВЫЙ КОДЕКС РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ (ЧАСТЬ ВТОРАЯ)» от 05.08.2000 № 117-ФЗ (принят ГД ФС РФ 19.07.2000) (ред. от 31.12.2002)
ПРИКАЗ МНС России от 07.04.2000 № АП-3-06/124 «ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПОЛОЖЕНИЯ ОБ ОСОБЕННОСТЯХ УЧЕТА В НАЛОГОВЫХ ОРГАНАХ ИНОСТРАННЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ»
(Зарегистрирован в Минюсте России 02.06.2000 № 2258)
Вопрос. Подлежит ли иностранная организация постановке на учет в налоговом органе по месту создания ею одного стационарного рабочего места сроком более одного месяца?
Ответ. В соответствии с нормами ст. 83 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекса) организация, в состав которой входят обособленные подразделения, расположенные на территории РФ, а также в собственности которой находится подлежащее налогообложению недвижимое имущество, обязана встать на учет в качестве налогоплательщика в налоговом органе как по своему месту нахождения, так и по месту нахождения каждого своего обособленного подразделения и месту нахождения принадлежащего ей недвижимого имущества и транспортных средств.
Статьей 11 Кодекса установлено понятие организации и ее обособленных подразделений. Согласно этому понятию организациями признаются:
юридические лица, образованные в соответствии с законодательством РФ (российские организации), а также иностранные юридические лица, компании и другие корпоративные образования, обладающие гражданской правоспособностью, созданные в соответствии с законодательством иностранных государств, международные организации, их филиалы и представительства, созданные на территории РФ (иностранные организации).
Обособленным подразделением организации признается любое территориально обособленное от нее подразделение, по месту нахождения которого оборудованы стационарные
рабочие места. Признание обособленного подразделения организации таковым производится независимо от того, отражено или не отражено его создание в учредительных или иных организационно-распорядительных документах организации, и от полномочий, которыми наделяется указанное подразделение. При этом рабочее место считается стационарным, если оно создается на срок более одного месяца.
Статья 1 Федерального закона от 17.07.99 № 181-ФЗ «Об основах охраны труда в Российской Федерации» определяет рабочее место как место, в котором работник должен находиться или в которое ему необходимо прибыть в связи с его работой и которое, прямо или косвенно, находится под контролем работодателя.
Как следует из данного определения, оно распространяется на случаи, при которых возникают отношения работника и работодателя, являющихся сторонами трудового договора (контракта).
Как уже было отмечено, в целях проведения налогового контроля согласно ст. 83 Кодекса налогоплательщики (в том числе налогоплательщики - иностранные организации) подлежат постановке на учет в налоговых органах соответственно и по месту нахождения их обособленных подразделений и в этих целях не имеет значение создано одно или несколько рабочих мест, территориально отделенных от основной организации. Следовательно, в частном случае может быть оборудовано и одно стационарное рабочее место.
В определении обособленного подразделения, приведенном в ст. 11 Кодекса, одним из критериев такого подразделения действительно значится оборудование стационарных рабочих мест. Но следует учитывать, что это понятие включает в себя и понятие одного оборудованного стационарного рабочего места. Кроме того, в ст. 11 Кодекса, словосочетание «рабочее место» употребляется и в единственном числе. Было бы неправильным по смысловой нагрузке, если бы законодатель не считал обособленным подразделением организации подразделение, состоящее из одного рабочего места.
С учетом вышеизложенного иностранная организация подлежит постановке на учет в налоговом органе по месту нахождения одного стационарного рабочего места, созданного ею на срок более одного месяца вне места нахождения головного офиса.
Кроме того, согласно норме п. 2.1.1 Положения об особенностях учета в налоговых органах иностранных организаций, утвержденного приказом от 07.04.2000 № АП-3-06/124 (зарегистрирован в Минюсте России 02.06.2000 № 2258), в случае, если иностранная организация намеревается осуществлять деятельность на территории Российской Федерации через отделения (филиалы, представительства, другие обособленные подразделения) в течение периода, превышающего 30 календарных дней в году (непрерывно или по совокупности), то она обязана встать на учет в налоговом
органе по месту осуществления деятельности не позднее 30 дней с даты начала деятельности обособленного подразделения. При этом иностранная организация обязана встать на учет в налогом органе независимо от наличия обстоятельств, с которыми законодательство РФ о налогах и сборах и международные договоры РФ связывают возникновение обязанности по уплате налогов.
Ссылки на нормативные акты: ПРИКАЗ МНС РФ от 07.04.2000 № АП-3-06/124 «ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПОЛОЖЕНИЯ ОБ ОСОБЕННОСТЯХ УЧЕТА В НАЛОГОВЫХ ОРГАНАХ ИНОСТРАННЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ»
(Зарегистрирован в Минюсте России 02.06.2000 № 2258)
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН от 17.07.99 № 181-ФЗ (ред. от 10.01.2003)
«ОБ ОСНОВАХ ОХРАНЫ ТРУДА В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»
(принят ГД ФС РФ 23.06.99)
«НАЛОГОВЫЙ КОДЕКС РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
(ЧАСТЬ ПЕРВАЯ)» от 31.07.98 № 146-ФЗ
(принят ГД ФС РФ 16.07.98)
(ред. от 30.12.2001, с изм. от 09.07.2002)
Вопрос. Правомерно ли признавать поставленными на учет в налоговом органе иностранные организации, которые направляют в налоговый орган и в МНС России уведомления по формам, указанным в разд. 4 Положения об особенностях учета в налоговых органах иностранных организаций, утвержденного приказом МНС России от 07.04.2000 № АП-3-06/124?
Ответ. Нормами ст. 83 НК РФ предусмотрено, что организация, в состав которой входят филиалы и (или) представительства, расположенные на территории РФ, а также в собственности которой находится подлежащее налогообложению недвижимое имущество, обязана встать на учет в качестве налогоплательщика.
Положение об особенностях учета в налоговых органах иностранных организаций, утвержденное приказом МНС России от 07.04.2000 № АП-3-06/124 (далее - Положение), содержит исчерпывающий перечень оснований постановки на учет иностранных организаций, определенных Кодексом.
Иностранным организациям, поставленным на учет в налоговых органах в соответствии с разд. 1 и 2 Положения, присваиваются идентификационные номера налогоплательщиков (ИНН), код причины постановки на учет (КПП) и выдается свидетельство о постановке на учет в налоговом органе.
В случаях, не предусмотренных законодательством РФ по налогам и сборам, иностранные организации на учет в налоговом органе постановке не подлежат и, соответственно, ИНН им не присваивается.
На основании уведомлений в соответствии с разд. 4 Положения иностранные и международные организации учитываются в налоговых органах в связи с необходимостью сбора, обобщения и анализа сведений об источниках
их доходов и имущества, наличии движимого имущества и т.д. без присвоения ИНН и КПП.
Учитывая изложенное, признавать постановкой на учет в налоговых органах учет иностранных организаций на оснований уведомлений, направляемых в налоговый орган и МНС России в соответствии с разд. 4 Положения, неправомерно.
Т.Я. КОБЗЕВА
Советник налоговой службы РФ
III ранга
Ссылки на нормативные акты: ПРИКАЗ МНС РФ от 07.04.2000 № АП-3-06/124 «ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПОЛОЖЕНИЯ ОБ ОСОБЕННОСТЯХ УЧЕТА В НАЛОГОВЫХ ОРГАНАХ ИНОСТРАННЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ»
(Зарегистрирован в Минюсте России 02.06.2000 № 2258)
«НАЛОГОВЫЙ КОДЕКС РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
(ЧАСТЬ ПЕРВАЯ)» от 31.07.98 № 146-ФЗ
(принят ГД ФС РФ 16.07.98)
(ред. от 30.12.2001, с изм. от 09.07.2002)
Вопрос. Банком отказано в открытии счета иностранной организации в связи с тем, что ею представлено свидетельство об учете в налоговом органе, а не свидетельство о постановке на учет. Правомерно ли это?
Ответ. В соответствии с п. 1 ст. 86 НК РФ в целях открытия счетов иностранная (международная) организация должна представить в банк свидетельство о постановке на учет в налоговом органе.
Учет иностранных и международных организаций, открывающих счета в банках на территории РФ, осуществляется в соответствии с разд. 3 Положения об особенностях учета в налоговых органах иностранных организаций, утвержденного приказом МНС России от 07.04.2000 № АП-3-06/124. Налоговый орган выдает иностранной организации свидетельство об учете в налоговом органе по форме 2402ИМ.
В связи с тем что Кодексом не предусмотрена постановка на учет организаций, не имеющих отделений на территории РФ, не имеющих недвижимого имущества, транспортных средств и у которых, соответственно, отсутствуют основания для присвоения им ИНН и КПП, для иностранных организаций, открывающих только счета в российских банках, была разработана специальная форма Свидетельства об учете в налоговом органе (форме 2402ИМ) (Приложение № 9 к приказу МНС России от 07.04.2000 № АП-3-06/124). В этом свидетельстве не указываются ИНН и КПП, а идентификация иностранных организаций, получающих такие свидетельства, осуществляется с использованием КИО (кода иностранной организации).
Кроме того, следует сказать, что в Кодексе равно употребление терминов «постановка на учет» и «учет налогоплательщиков».
Таким образом, свидетельство об учете в налоговом органе (форма 2402ИМ) имеет такое же применение, как
и свидетельство о постановке на учет в налоговом органе (форма 2401ИМД).
Ссылки на нормативные акты: ПРИКАЗ МНС РФ от 07.04.2000 № АП-3-06/124 «ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПОЛОЖЕНИЯ ОБ ОСОБЕННОСТЯХ УЧЕТА В НАЛОГОВЫХ ОРГАНАХ ИНОСТРАННЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ»
(Зарегистрирован в Минюсте России 02.06.2000 № 2258)
«НАЛОГОВЫЙ КОДЕКС РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
(ЧАСТЬ ПЕРВАЯ)» от 31.07.98 № 146-ФЗ
(принят ГД ФС РФ 16.07.98)
(ред. от 30.12.2001, с изм. от 09.07.2002)
Вопрос. Белорусская организация подлежит постановке на учет в налоговых органах Российской Федерации. Распространяются ли на нее требования по легализации документов, предусмотренные Положением об особенностях учета в налоговых органах иностранных организаций от 07.04.2000 № АП-3-06/124?
Ответ. Консульская легализация заключается в установлении и засвидетельствовании подлинности подписей на документах и актах и соответствия их законам государства пребывания.
В соответствии с Гаагской конвенцией 1961 года, отменяющей для стран - участниц Конвенции требование дипломатической или консульской легализации, допускается проставление апостиля.
Однако легализация и проставление апостиля не требуется, если двусторонними договорами о взаимной правовой помощи и Конвенцией о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам от 22.01.93 (подписана в г. Минске) предусмотрено, что документы, которые на территории одной из договаривающихся сторон изготовлены или засвидетельствованы учреждением или специально на то уполномоченным лицом в пределах их компетенции и по установленной форме и скреплены гербовой печатью, не требуют на территории другой договаривающейся стороны какого-либо удостоверения (легализации) (ст. 13).
В отношении таких документов может быть потребован только их нотариально заверенный перевод.
Для Российской Федерации Конвенция вступила в силу 10.12.94.
Для Республики Беларусь Конвенция вступила в силу 19.05.94.
Таким образом, при постановке на налоговый учет белорусская организация вправе представить документы в налоговый орган РФ, предусмотренные пп. 2.1.1.1, 2.4.3 Положения, без их легализации и проставления апостиля.
Ссылки на нормативные акты: ПРИКАЗ МНС РФ от 07.04.2000 № АП-3-06/124 «ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПОЛОЖЕНИЯ ОБ ОСОБЕННОСТЯХ УЧЕТА В НАЛОГОВЫХ ОРГАНАХ ИНОСТРАННЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ»
(Зарегистрирован в Минюсте России 02.06.2000 № 2258)
«КОНВЕНЦИЯ О ПРАВОВОЙ ПОМОЩИ И ПРАВОВЫХ ОТНОШЕНИЯХ ПО ГРАЖДАНСКИМ, СЕМЕЙНЫМ И УГОЛОВНЫМ ДЕЛАМ» (заключена в Минске 22.01.93)
(вступила в силу 19.05.94, для Российской Федерации 10.12.94)
«КОНВЕНЦИЯ, ОТМЕНЯЮЩАЯ ТРЕБОВАНИЕ ЛЕГАЛИЗАЦИИ ИНОСТРАННЫХ ОФИЦИАЛЬНЫХ ДОКУМЕНТОВ»
(заключена в Гааге 05.10.61) (вступила в силу для России 31.05.92) (вместе со «СТАТУСОМ КОНВЕНЦИИ, ОТМЕНЯЮЩЕЙ ТРЕБОВАНИЕ ЛЕГАЛИЗАЦИИ ИНОСТРАННЫХ ОФИЦИАЛЬНЫХ ДОКУМЕНТОВ» (по состоянию на 06.08.2001 года))
Вопрос. Можно ли применить санкции к международным организациям в случае, если они не прошли постановку на учет в налоговых органах Российской Федерации?
Олвет. В соответствии с Положением об особенностях учета в налоговых органах иностранных организаций, утвержденным приказом МНС России от 07.04.2000 № АП-3-06/124 (далее - Положение), иностранные, международные организации и дипломатические представительства обязаны встать на учет в налоговом органе независимо от наличия обстоятельств, с которым законодательство РФ о налогах и сборах и международные договоры РФ связывают возникновение обязанности по уплате налогов.
При этом если иностранная (международная) организация осуществляет деятельность в нескольких местах на территориях, подконтрольных различным налоговым органам, осуществляющим учет этой категории налогоплательщиков, она обязана встать на учет в каждом из них.
При постановке на учет международной организации в налоговом органе РФ должен быть представлен комплект документов, определенный в п. 2.3 Положения.
Если в документах, подтверждающих статус международной организации (соглашение, устав и т.д.), или в соглашении об условиях пребывания прописан в том числе иммунитет от административного вмешательства в деятельность международной организации, то налоговые органы не вправе применить к таким организациям санкции за непостановку на учет в налоговом органе. Постановка на учет по своей сути является административной процедурой.
Вместе с тем при предоставлении налоговых льгот таким международным организациям (например, возмещение налога на добавленную стоимость, в случае, если они предусмотрены соответствующим международным договором) потребуется обязательная постановка на налоговый учет.
В случае если международные организации в соответствии со своим статусом не обладает иммунитетом от административного вмешательства, то к ним могут быть применены санкции, предусмотренные ст. 116 и 117 Налогового кодекса РФ.
Ссылки на нормативные акты: ПРИКАЗ МНС России от 07.04.2000 № АП-3-06/124 «ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПОЛОЖЕНИЯ ОБ ОСОБЕННОСТЯХ УЧЕТА В НАЛОГОВЫХ ОРГАНАХ ИНОСТРАННЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ»
(Зарегистрирован в Минюсте России 02.06.2000 № 2258)
«НАЛОГОВЫЙ КОДЕКС РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
(ЧАСТЬ ПЕРВАЯ)» от 31.07.98 № 146-ФЗ
(принят ГД ФС РФ 16.07.98)
(ред. от 30.12.2001, с изм. от 09.07.2002)
Вопрос. Может ли филиал иностранной организации, находящийся на территории другого иностранного государства, создать несколько отделений на территории РФ, подконтрольной одному налоговому органу? Какие документы при этом представляются ?
Ответ. Филиал иностранной организации, находящийся на территории другого иностранного государства, так же как и сама иностранная организация, может открывать любое количество отделений на территории РФ. При этом эти отделения могут находиться как на территории, контролируемой одним и тем же налоговым органом, так и на территориях различных налоговых органов.
Соответственно, при открытии первого отделения филиала иностранной организации, расположенного на территории другого государства, представляемые в налоговые органы РФ документы должны соответствовать перечню, приведенному в п. 2.1.1.1 Положения об особенностях учета в налоговых органах иностранных организаций от 07.04.2000 № АП-3-06/124.
При открытии последующих отделений, расположенных на территории, подконтрольной одному налоговому органу, представляется только сообщение по форме 2301 И.
В случае нахождения отделений на территориях, контролируемых различными налоговыми органами, представляются документы, предусмотренные п. 2.1.1.2 Положения.
Следует учесть, что в случае заполнения заявления по форме 2001И должно быть обязательно представлено приложение № 3 к форме (сведения об иностранном филиале).
В сообщении об открытии нового отделения иностранной организации по форме 2301И в поле «Наименование» (раздел «Сведения об иностранной организации») должно быть указано, что это филиал этой иностранной организации. В полях «Страна» и «Код страны» должна быть указана страна местонахождения филиала.
Ссылки на нормативные акты: ПРИКАЗ МНС РФ от 07.04.2000 № АП-3-06/124 «ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПОЛОЖЕНИЯ ОБ ОСОБЕННОСТЯХ УЧЕТА В НАЛОГОВЫХ ОРГАНАХ ИНОСТРАННЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ»
(Зарегистрирован в Минюсте России 02.06.2000 № 2258)
Вопрос. Приводит ли непредставление иностранной организацией Уведомления о движимом имуществе к санкциям за уклонение от постановки на учет в налоговых органах?
Ответ. Статьей 83 Налогового кодекса РФ предусмотрено, что организация, в состав которой входят филиалы и (или) представительства, расположенные на территории РФ, а также в собственности которой находится подлежащее налогообложению недвижимое имущество, обязана встать на учет в качестве налогоплательщика.
Положение об особенностях учета в налоговых органах иностранных организаций, утвержденное приказом МНС России от 07.04.2000 № АП-3-06/124 (далее - Положение), содержит исчерпывающий перечень оснований постановки на учет иностранных организаций, определенных Кодексом (в связи с наличием отделений, недвижимого имущества или транспортных средств на территории Российской Федерации).
В случаях, не предусмотренных налоговым законодательством РФ, иностранные организации на налоговый учет не ставятся и, соответственно, ИНН им не присваивается (разд. 3 и 4 Положения).
Иностранные и международные организации, направляющие в соответствии с разд. 4 Положения в налоговые органы уведомления, не ставятся на учет в налоговых органах. Цель получения этой информации - сбор, обобщение и анализ сведений об источниках доходов и имуществе, наличии движимого имущества иностранных организаций.
Таким образом, в соответствии со ст. 83 и 86 НК РФ нет оснований для постановки на учет иностранных организаций, представляющих уведомления о движимом имуществе и, соответственно, к данным организациям не могут быть применены санкции за непостановку не учет, определенные НК РФ.
Вместе с тем в соответствии со ст. 129.1 НК РФ к иностранной организации, не представившей Уведомление о движимом имуществе, могут быть применены санкции за несообщение сведений о движимом имуществе.
Ссылки на нормативные акты: ПРИКАЗ МНС России от 07.04.2000 № АП-3-06/124 «ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПОЛОЖЕНИЯ ОБ ОСОБЕННОСТЯХ УЧЕТА В НАЛОГОВЫХ ОРГАНАХ ИНОСТРАННЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ»
(Зарегистрирован в Минюсте России 02.06.2000 № 2258)
«НАЛОГОВЫЙ КОДЕКС РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
(ЧАСТЬ ПЕРВАЯ)» от 31.07.98 № 146-ФЗ
(принят ГД ФС РФ 16.07.98)
(ред. от 30.12.2001, с изм. от 09.07.2002)
Вопрос. Иностранная организация состоит на налоговом учете с 1995 года в связи с осуществлением инвестиционной деятельности без создания филиала, представительства.
На основании каких документов должна быть осуществлена процедура снятия с учета данной иностранной организации?
Ответ. Постановка на налоговый учет иностранных организаций, осуществляющих инвестиционную деятельность в РФ, связана с необходимостью получения такими организациями документов, подтверждающих постановку на учет в налоговых органах РФ в целях открытия инвестиционных счетов в банках РФ.
Налоговым кодексом РФ определено, что снятие с учета иностранной организации возможно только на основании заявления о снятии с учета организации (п. 5 ст. 84).
Положением об особенностях учета в налоговых органах иностранных организаций, утвержденным приказом МНС России от 07.04.2000 № АП-3-06/124 (далее - Положение), также предусматривается представление заявления о снятии с учета по форме 2006ИМД при снятии с учета в налоговых органах иностранных, международных организаций и дипломатических представительств.
Однако данное положение касается только иностранных организаций, состоящих на налоговом учете в связи с осуществлением деятельности через отделения или наличием недвижимого имущества и транспортных средств в РФ.
Для снятия с учета иностранных организаций, учитываемых в налоговых органах в связи с открытием ими инвестиционных счетов в российских банках, не требуется представления заявления о снятии с учета в налоговом органе.
Снятие с учета иностранной организации, осуществляющей только инвестиционную деятельность, должно производиться путем представления в налоговый орган по месту постановки на учет банка сообщения о закрытии счета по форме 2303ИМ (п. 3.5 Положения).
При этом одновременно с сообщением о закрытии счета требуется представить документ, подтверждающий постановку на учет иностранной организации в налоговом органе РФ.
Ссылки на нормативные акты:
ПРИКАЗ МНС России от 07.04.2000 № АП-3-06/124 «ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПОЛОЖЕНИЯ ОБ ОСОБЕННОСТЯХ УЧЕТА В НАЛОГОВЫХ ОРГАНАХ ИНОСТРАННЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ»
(Зарегистрирован в Минюсте России 02.06.2000 № 2258)
«НАЛОГОВЫЙ КОДЕКС РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
(ЧАСТЬ ПЕРВАЯ)» от 31.07.98 № 146-ФЗ
(принят ГД ФС РФ 16.07.98)
(ред. от 30.12.2001, с изм. от 09.07.2002)
Вопрос. Чем объясняется отсутствие в Перечне кодов причин постановки на учет (КПП) иностранных организаций значения кода, соответствующего открытию иностранными организациями в банках российских организаций депозитных счетов?
Ответ. Учет иностранных и международных организаций, открывающих счета в банках на территории Российской Федерации, осуществляется в соответствии с разд. 3 Положения об особенностях учета в налоговых органах иностранных организаций, утвержденного приказом МНС России от 07.04.2000 № АП-3-06/124. Вышеназванные организации подлежат учету в налоговом органе по месту постановки на учет банка, в котором они открывают счета в рублях или иностранной валюте.
При этом в соответствии с законодательством РФ в целях открытия счетов иностранная (международная) организация должна представить в банк свидетельство о постановке на учет в налоговом органе (п. 1 ст. 86 Налогового кодекса РФ).
Пункт 2 ст. 11 НК РФ дает понятие счетов (счета) как расчетных (текущих) и иных счетов в банках, открытых на основании договора банковского счета, на которые зачисляются и с которых могут расходоваться денежные средства организаций и индивидуальных предпринимателей.
В соответствии с Гражданским кодексом РФ депозитные счета открываются на основании договора банковского вклада.
Вместе с этим ГК РФ запрещает юридическим лицам перечислять находящиеся во вкладах (депозитах) денежные средства другим лицам (абз. 2 п. 3 ст. 834). То есть денежные средства в случае их списания с депозитного счета организации могут быть перечислены только на расчетный или иной счет этой организации.
Таким образом, депозитный счет не входит в понятие банковского счета в смысле налогового законодательства, и, соответственно, на него не распространяются нормы Положения.
По этой причине в Перечне значений кодов причин постановки на учет (КПП) для иностранных организаций (Приложение № 2 к письму МНС России от 25.07.2000 № ВГ-6-06/562@) отсутствует значение кода, соответствующего открытию депозитных счетов, в том числе и депозитного счета в долларах США.
Ссылки на нормативные акты:
<ПИСЬМО> МНС РФ от 25.07.2000 № ВГ-6-06/562@ <ОБ УЧЕТЕ В НАЛОГОВЫХ ОРГАНАХ ИНОСТРАННЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ
ПРИКАЗ МНС России от 07.04.2000 № АП-3-06/124 «ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПОЛОЖЕНИЯ ОБ ОСОБЕННОСТЯХ УЧЕТА В НАЛОГОВЫХ ОРГАНАХ ИНОСТРАННЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ»
(Зарегистрирован в Минюсте России 02.06.2000 № 2258)
«НАЛОГОВЫЙ КОДЕКС РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
(ЧАСТЬ ПЕРВАЯ)» от 31.07.98 № 146-ФЗ
(принят ГД ФС РФ 16.07.98)
(ред. от 30.12.2001, с изм. от 09.07.2002)
«ГРАЖДАНСКИЙ КОДЕКС РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ (ЧАСТЬ ВТОРАЯ)» от 26.01.96 № 14-ФЗ (принят ГД ФС РФ 22.12.95) (ред. от 10.01.2003)
Вопрос. В каких случаях постановка на учет иностранной организации в налоговых органах Российской Федерации будет являться основанием для невзимания банком налога с доходов, выплачиваемых иностранной организации?
Ответ. В соответствии со ст. 310 Налогового кодекса РФ налог с доходов, полученных иностранной организацией от источников в Российской Федерации, исчисляется и удерживается российской организацией или иностранной организацией, осуществляющей деятельность в РФ через постоянное представительство, выплачивающими доход иностранной организации при каждой выплате доходов
Этой же статьей предусмотрены случаи, когда налоговый агент не будет исчислять и удерживать налог с доходов иностранной организации.
К одному из таких исключений относится случай, когда налоговый агент уведомлен получателем дохода, что выплачиваемый доход относится к постоянному представительству получателя дохода в РФ, и в распоряжении налогового агента находится нотариально заверенная копия свидетельства о постановке получателя дохода на учет в налоговых органах, оформленная не ранее чем в предшествующем налоговом периоде.
При наличии у иностранной организации оснований, предусмотренных п. 2.1 Положения об особенностях учета в налоговых органах иностранных организаций, утвержденного приказом МНС России от 07.04.2000 № АП-3-06/124 (в связи с осуществлением деятельности через отделение), ей присваивается идентификационный номер налогоплательщика (ИНН) и код причины постановки на учет (КПП) с выдачей свидетельства о постановке на учет в налоговом органе по форме 2401ИМД. В этом случае иностранная организация обязана самостоятельно выполнять функции по уплате налогов. При этом деятельность иностранной организации на территории РФ должна приводить к постоянному представительству этой организации.
В случае если иностранная организация учитывается в налоговых органах в связи с наличием недвижимого имущества, она также будет иметь ИНН. Хотя ей будет выдано свидетельство о постановке на учет, однако, принимая во внимание НК РФ, банк будет выступать в качестве налогового агента, удерживающего налог с доходов, полученных иностранной организацией от источников в РФ.
Если иностранная организация учитывается в налоговых органах только в связи с открытием ею счетов в российских банках (разд. 3 Положения), у них имеется свидетельство об учете в налоговом органе по форме 2402ИМ, в котором указывается код иностранной организации (КИО) и КПП. Однако в этом случае у таких организаций будет отсутствовать ИНН и информация о них не включается в состав Единого государственного реестра налогоплателыци-
ков (ЕГРН), поскольку такие организации не являются самостоятельными плательщиками налогов. В этом случае банк должен удерживать налог с доходов, выплачиваемых иностранной организации.
К.В. ЗАЛАТА
Советник налоговой службы I ранга
Ссылки на нормативные акты:
«НАЛОГОВЫЙ КОДЕКС РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ (ЧАСТЬ ВТОРАЯ)» от 05.08.2000 № 117-ФЗ (принят ГД ФС РФ 19.07.2000) (ред. от 31.12.2002)
ПРИКАЗ МНС РФ от 07.04.2000 № АП-3-06/124 «ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПОЛОЖЕНИЯ ОБ ОСОБЕННОСТЯХ УЧЕТА В НАЛОГОВЫХ ОРГАНАХ ИНОСТРАННЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ»
(Зарегистрирован в Минюсте России 02.06.2000 № 2258)
Вопрос. Какую ставку по налогу на добавленную стоимость следует применять при поставке из РФ оборудования для реконструкции технических систем безопасности Посольства РФ за рубежом? Договор на поставку заключается между поставщиком - российским юридическим лицом и заказчиком - Посольством Российской Федерации за рубежом?
Ответ. В соответствии со ст. 146 НК РФ объектом налогообложения признается реализация товаров (работ, услуг) на территории РФ, в том числе реализация предметов залога и передача товаров (результатов выполненных работ, оказание услуг) по соглашению о предоставлении отступного или новации, а также передача имущественных прав.
При этом согласно ст. 147 НК РФ в целях гл. 21 НК РФ местом реализации товаров признается территория РФ при наличии одного или нескольких следующих обстоятельств: товар находится на территории РФ и не отгружается и не транспортируется;
товар в момент начала отгрузки или транспортировки находится на территории РФ.
Таким образом, поставка российским поставщиком оборудования для реконструкции технических систем безопасности Посольства РФ за рубежом подлежит налогообложению на территории РФ.
В соответствии с подп. 1 п. 1 ст. 164 НК РФ налогообложение производится по налоговой ставке 0% при реализации товаров (за исключением нефти, включая стабильный газовый конденсат, природного газа, которые экспортируются на территории государств - участников Содружества Независимых Государств), вывезенных в таможенном режиме экспорта, при условии представления в налоговые органы документов, предусмотренных ст. 165 настоящего Кодекса.
Согласно п. 1 ст. 165 НК РФ при реализации товаров, предусмотренных подп. 1 и (или) подп. 8 п. 1 ст. 164 настоящего Кодекса, для подтверждения обоснованности применения налоговой ставки 0% (или особенностей налогооб-
ложения) и налоговых вычетов в налоговые органы, если иное не предусмотрено пп. 2 и 3 настоящей статьи, представляются следующие документы:
1) контракт (копия контракта) налогоплательщика с иностранным лицом на поставку товара (припасов) за пределы таможенной территории РФ;
2) выписка банка (копия выписки), подтверждающая фактическое поступление выручки от иностранного лица -покупателя указанного товара (припасов) на счет налогоплательщика в российском банке;
3) грузовая таможенная декларация (ее копия) с отметками российского таможенного органа, осуществившего выпуск товаров в режиме экспорта, и российского таможенного органа, в регионе деятельности которого находится пункт пропуска, через который товар был вывезен за пределы таможенной территории РФ;
4) копии транспортных, товаросопроводительных и (или) иных документов с отметками пограничных таможенных органов, подтверждающих вывоз товаров за пределы территории РФ.
В связи с изложенным российский поставщик не вправе применять ставку 0% при поставке оборудования для реконструкции технических систем безопасности Посольства РФ за рубежом.
В соответствии с п. 3 ст. 164 НК РФ налогообложение производится по налоговой ставке 20% в случаях, не указанных в пп. 1, 2 и 4 настоящей статьи. Таким образом, налогообложение указанной в вопросе операции производится по налоговой ставке 20%.
Ссылки на нормативные акты:
«НАЛОГОВЫЙ КОДЕКС РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ (ЧАСТЬ ВТОРАЯ)» от 05.08.2000 № 117-ФЗ (принят ГД ФС РФ 19.07.2000) (ред. от 31.12.2002)
Вопрос. Подлежит ли возмещению налог на добавленную стоимость сотрудникам дипломатических представительств при приобретении ими товаров (работ, услуг) у физических лиц?
Ответ. В соответствии с Правилами применения нулевой ставки по налогу на добавленную стоимость при реализации товаров (работ, услуг) для официального использования иностранными дипломатическими и приравненными к ним представительствами или для личного использования дипломатическим или административно-техническим персоналом этих представительств, включая проживающих вместе с ними членов их семей, утвержденными постановлением Правительства РФ от 30.12.2000 № 1033, применение нулевой налоговой ставки в отношении товаров (работ, услуг), приобретаемых для личного использования дипломатическим или административно-техническим персоналом иностранных дипломатических и приравненных к ним представительств, включая проживающих вместе с ними членов их семей, осуществляется путем возмещения нало-
говыми органами этим лицам налога на добавленную стоимость, учтенного в цене товаров (работ, услуг) и уплаченного при их покупке.
Товары, приобретаемые у физических лиц, не зарегистрированных в качестве индивидуальных предпринимателей, налогом на добавленную стоимость не облагаются, поскольку физические лица не являются плательщиками этого налога в бюджет.
Таким образом, учитывая, что продавцом товаров выступает физическое лицо, сумма налога, фактически не включенная в цену товаров и соответственно не уплаченная при их покупке, возмещению дипработникам не подлежит.
Ссылки на нормативные акты:
ПОСТАНОВЛЕНИЕ Правительства РФ от 30.12.2000 № 1033 «О ПРИМЕНЕНИИ НУЛЕВОЙ СТАВКИ ПО НАЛОГУ НА ДОБАВЛЕННУЮ СТОИМОСТЬ ПРИ РЕАЛИЗАЦИИ ТОВАРОВ (РАБОТ, УСЛУГ) ДЛЯ ОФИЦИАЛЬНОГО ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ИНОСТРАННЫМИ ДИПЛОМАТИЧЕСКИМИ И ПРИРАВНЕННЫМИ К НИМ ПРЕДСТАВИТЕЛЬСТВАМИ ИЛИ ДЛЯ ЛИЧНОГО ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ДИПЛОМАТИЧЕСКИМ ИЛИ АДМИНИСТРАТИВНО-ТЕХНИЧЕСКИМ ПЕРСОНАЛОМ ЭТИХ ПРЕДСТАВИТЕЛЬСТВ, ВКЛЮЧАЯ ПРОЖИВАЮЩИХ ВМЕСТЕ С НИМИ ЧЛЕНОВ ИХ СЕМЕЙ»
Вопрос. Является ли российское предприятие налоговым агентом в случае оказания ему услуги белорусской транспортной организацией, не зарегистрированной и не имеющей представительства на территории Российской Федерации, по перевозке автомобильным транспортом грузов из Белоруссии в Россию?
Ответ. Статьей 13 Федерального закона от 05.08.2000 № 118-ФЗ (с учетом изменений) установлено, что с 1 июля 2001 года гл. 21 и 22 Налогового кодекса РФ применяются с учетом следующих особенностей.
Реализация товаров в Республику Беларусь, реализация с территории Республики Беларусь товаров, являющихся продуктом переработки товаров, вывезенных с территории РФ для переработки и ввезенных на территорию РФ, а также реализация нефти, включая стабильный газовый конденсат, природного газа, которые экспортируются в государства - участники Содружества Независимых Государств, приравниваются к реализации товаров на территории РФ.
При ввозе на территорию РФ товаров, происходящих и ввозимых с территории Республики Беларусь, а также при ввозе нефти, включая стабильный газовый конденсат, природного газа с территорий государств - участников Содружества Независимых Государств налог на добавленную стоимость и акцизы (за исключением акцизов по подакцизным товарам, подлежащим маркировке акцизными и (или) специальными марками и (или) лицензированию при ввозе на территорию РФ) таможенными органами РФ не взимаются.
При реализации товаров, указанных в ч. 3 настоящей статьи, на территории РФ налог на добавленную стоимость уплачивается по ставкам и в порядке, которые предусмот-
рены для товаров, произведенных на территории РФ. При этом суммы налога на добавленную стоимость, уплаченные хозяйствующим субъектам государств - участников Содружества Независимых Государств, подлежат вычету (возмещению, зачету) в порядке, действовавшем до 1 июля 2001 года.
Таким образом, вышеизложенный порядок распространяется на взаимоотношения между хозяйствующими субъектами РФ и Республики Беларусь, возникающие при реализации товаров. При реализации указанными субъектами работ (услуг) следует руководствоваться ст. 148 НК РФ.
Место реализации услуг по перевозке грузов автомобильным транспортом определяется в соответствии с подп. 5 п. 1 ст. 148 НК РФ, согласно которому в целях гл. 21 НК РФ местом реализации работ (услуг) признается территория РФ, если деятельность организации или индивидуального предпринимателя, которые выполняют работы (оказывают услуги), осуществляется на территории РФ (в части выполнения работ (оказания услуг), не предусмотренных пп. 1 - 4 настоящего пункта).
Таким образом, услуги белорусской транспортной организации по перевозке автомобильным транспортом грузов из Белоруссии в Россию не подлежат обложению на территории Российской Федерации, поскольку местом осуществления деятельности белорусской транспортной организации не является территория РФ. При этом у российской организации не возникает обязанности выполнять функции налогового агента.
М.В. РЫТОВА
Советник налоговой службы РФ
III ранга
Ссылки на нормативные акты: ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН от 05.08.2000 № 118-ФЗ (ред. от 31.12.2002)
«О ВВЕДЕНИИ В ДЕЙСТВИЕ ЧАСТИ ВТОРОЙ НАЛОГОВОГО КОДЕКСА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ И ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ В НЕКОТОРЫЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫЕ АКТЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ О НАЛОГАХ»
(принят ГД ФС РФ 19.07.2000)
«НАЛОГОВЫЙ КОДЕКС РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ (ЧАСТЬ ВТОРАЯ)» от 05.08.2000 № 117-ФЗ (принят ГД ФС РФ 19.07.2000) (ред. от 31.12.2002)
Вопрос. Глава представительства является гражданином Германии, выполняет свои обязанности на территории Российской Федерации более 183 дней в году. Вознаграждение по контракту получает от немецкой фирмы непосредственно на личный счет в Германии. В каком порядке должна производиться уплата налога с полученного вознаграждения?
Ответ. Согласно п. 2 ст. 11 Налогового кодекса РФ физическое лицо, находящееся на территории РФ не менее 183 дней в календарном году, является налоговым резидентом РФ. У физических лиц, являющихся налоговыми резидентами РФ, объектом налогообложения является как доход, полученный от источников в РФ, так и доход, полученный налогоплательщиками от источников за пределами РФ (п. 1 ст. 209 Кодекса).
При этом в случае, когда международным договором, содержащим положения, касающиеся налогообложения и сборов, установлены иные правила и нормы, чем предусмотренные настоящим Кодексом, то применяются правила и нормы международных договоров РФ.
Согласно ст. 15 «Доходы от работы по найму» Соглашения между Российской Федерацией и Федеративной Республикой Германия об избежании двойного налогообложения в отношении налогов на доходы и имущество от 29.05.96 вознаграждения, получаемые резидентом РФ от работы по найму, могут облагаться налогом в Германии только тогда, когда работа выполняется в Германии.
Следовательно, уплата налога с вознаграждения, выплаченного главе представительства, находящемуся в РФ более 183 дней в году, за выполнение обязанностей на территории России, должна быть осуществлена в России на основании налоговой декларации. К декларации необходимо приложить копию контракта (договора), обосновывающего получение доходов в России, и выписки с личного счета о размере полученного вознаграждения.
Ссылки на нормативные акты:
«НАЛОГОВЫЙ КОДЕКС РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ (ЧАСТЬ ВТОРАЯ)» от 05.08.2000 № 117-ФЗ (принят ГД ФС РФ 19.07.2000) (ред. от 31.12.2002)
«НАЛОГОВЫЙ КОДЕКС РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
(ЧАСТЬ ПЕРВАЯ)» от 31.07.98 № 146-ФЗ
(принят ГД ФС РФ 16.07.98)
(ред. от 30.12.2001, с изм. от 09.07.2002)
СОГЛАШЕНИЕ между РФ и Федеративной Республикой Германия от 29.05.96
«ОБ ИЗБЕЖАНИИ ДВОЙНОГО НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ В ОТНОШЕНИИ НАЛОГОВ НА ДОХОДЫ И ИМУЩЕСТВО»
Вопрос. В российской организации работают по контракту граждане из Латвии по визе, зарегистрированной сроком на один год. В течение года эти работники совершают кратковременные выезды в Латвию. Прерывают ли такие кратковременные поездки 183-дневный срок статуса постоянно проживающего в Российской Федерации иностранного гражданина?
Ответ. В соответствии со ст. 11 Налогового кодекса РФ налоговыми резидентами признаются физические лица, фактически находящиеся на территории РФ не менее 183 дней в календарном году. Для приобретения статуса налогового резидента России достаточно находиться на ее территории по совокупности не менее 183 дней в течение календарного года.
Положениями Кодекса налоговый статус в отношении физических лиц устанавливается исходя не из гражданства, а из факта нахождения на территории России.
Следовательно, если работники организации в течение года выезжают за пределы РФ, то дни отсутствия в РФ влияют на определение их налогового статуса. Если количество дней нахождения на территории РФ составляет менее 183 дней, то в таком случае они признаются нерезидентами и, соответственно, с получаемых ими доходов от источника в РФ налог на доходы физических лиц уплачивается по ставке 30%.
Т.В. БОГДАНОВА
Советник налоговой службы III ранга
Ссылки на нормативные акты:
«НАЛОГОВЫЙ КОДЕКС РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
(ЧАСТЬ ПЕРВАЯ)» от 31.07.98 № 146-ФЗ
(принят ГД ФС РФ 16.07.98)
(ред. от 30.12.2001, с изм. от 09.07.2002)
Вопрос. После вступления в силу Федерального закона от 29.05.2002 № 57- ФЗ, изменившего формулировку п. 1 ст. 149 НК РФ, из данной нормы было исключено указание на то, что освобождение от НДС при аренде помещений иностранными гражданами и организациями распространяется на служебные и жилые помещения, и оставлен лишь термин «помещения». Может ли новая редакция указанного пункта служить основанием для применения освобождения в случае, если иностранная организация с постоянным местопребыванием в Хорватии арендует служебное помещение, в котором располагается офис ее московского представительства?
Ответ. Новая редакция п. 1 ст. 149 Налогового кодекса РФ не содержит установленные в прежней редакции ограничения в отношении вида помещений, аренда которых освобождается от НДС. Таким образом, сфера действия льготы фактически расширилась и стала распространяться на любые категории помещений.
Вместе с тем ныне действующее положение, как и прежнее, основано на принципе взаимности, означающем предоставление иностранным гражданам и организациям в России такого же объема освобождений, какой установлен законодательством иностранного государства и применяется в отношении российских граждан и организаций за рубежом.
В случае если иностранное законодательство содержит ограничения по видам арендуемых помещений или каким-либо другим критериям, то в отношении иностранных граждан и организаций, арендующих помещения в России, льгота будет действовать с такими же ограничениями и условиями.
В связи с этим предоставление одним из государств освобождения в объеме большем или меньшем того, который применяется другим государством, нарушает условие взаимности и является недопустимым.
Хорватия включена в Перечень-приложение к приказу МИД России № 13747 и МНС России № БГ-3-06/386 от 13.11.2000 с указанием, что льгота действует только при аренде жилых помещений, то есть предназначенных для проживания граждан Хорватии. Данное ограничение применяется на основании того, что аналогичное освобождение установлено налоговым законодательством Хорватии.
В связи с изложенным освобождение от НДС платежей, перечисляемых представительством хорватской фирмы за аренду офисных и других помещений, безосновательно.
Ссылки на нормативные акты: ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН от 29.05.2002 № 57-ФЗ (ред. от 24.07.2002)
«О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ И ДОПОЛНЕНИЙ В ЧАСТЬ ВТОРУЮ НАЛОГОВОГО КОДЕКСА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ И В ОТДЕЛЬНЫЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫЕ АКТЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ» (принят ГД ФС РФ 24.05.2002)
ПРИКАЗ МИД России № 13747, МНС России № БГ-3-06/ 386 от 13.11.2000
«ОБ ОСВОБОЖДЕНИИ ОТ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УСЛУГ ПО СДАЧЕ В АРЕНДУ СЛУЖЕБНЫХ И ЖИЛЫХ ПОМЕЩЕНИЙ ИНОСТРАННЫМ ГРАЖДАНАМ И ОРГАНИЗАЦИЯМ»
«НАЛОГОВЫЙ КОДЕКС РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ (ЧАСТЬ ВТОРАЯ)» от 05.08.2000 № 117-ФЗ (принят ГД ФС РФ 19.07.2000) (ред. от 31.12.2002)
«НАЛОГОВЫЙ КОДЕКС РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ (ЧАСТЬ ВТОРАЯ)» от 05.08.2000 № 117-ФЗ (принят ГД ФС РФ 19.07.2000) (ред. от 31.12.2001)
Вопрос. Клиентами российского представительства иностранной юридической фирмы, оказывающего юридические и консультационные услуги, являются иностранные компании, которые также имеют постоянные представительства в России. Облагаются ли данные услуги НДС в случае, если услуги потребляются такими представительствами, но договор на оказание услуг заключен непосредственно с иностранными компаниями, а также в случае, когда услуги не связаны с деятельностью представительств компаний - клиентов?
Ответ. В отношении юридических и консультационных услуг действует положение подп. 4 п. 1 ст. 148 Налогового кодекса РФ, согласно которому местом реализации данных услуг в целях НДС является РФ в случае, если организация-покупатель этих услуг действует на территории РФ, в частности на основе места нахождения ее постоянного представительства.
Таким образом, если результаты услуг предназначены для использования в любой форме отделением иностранной организации - покупателя, расположенным на территории России, то местом реализации таких услуг признается РФ и, следовательно, их стоимость подлежит обложению НДС. При этом не имеет значения, является ли стороной договора на оказание услуг сама иностранная организация или ее российское представительство. Также не имеет
значения, участвовали ли головной офис или постоянное представительство в переговорах, переписке по заключению договора на оказание услуг и т.д.
Если же рассматриваемые услуги непосредственно используются в процессе деятельности, осуществляемой иностранной организацией за рубежом, и никоим образом не связаны с деятельностью ее российского отделения, то в такой ситуации реализация услуг облагаться НДС в России не будет.
Ссылки на нормативные акты:
«НАЛОГОВЫЙ КОДЕКС РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ (ЧАСТЬ ВТОРАЯ)» от 05.08.2000 № 117-ФЗ (принят ГД ФС РФ 19.07.2000) (ред. от 31.12.2002)
Вопрос. Иностранная компания имеет в России отделение, которое, кроме чисто представительских функций, никакой предпринимательской деятельности в России не осуществляет и, следовательно, плательщиком НДС и других налогов не является. Вправе ли такое представительство оплачивать свои расходы по содержанию офиса (уборку, телефонную связь и другие товары и услуги) без НДС или возможно получить возмещение такого налога в случае его уплаты?
Ответ. В соответствии с п. 1 ст. 146 Налогового кодекса РФ объектом обложения НДС признаются, в частности, операции по реализации на территории России товаров (работ, услуг). Статьей 168 Кодекса установлено, что налогоплательщик при реализации товаров (работ, услуг) обязан дополнительно к их цене предъявить к оплате покупателю сумму НДС.
Таким образом, организация, оказывающая представительству услуги, облагаемые НДС в России, является плательщиком НДС, который в обязательном порядке должен оплачиваться представительством - покупателем вместе со стоимостью услуг.
В отношении возмещения сумм НДС, уплаченного при приобретении товаров и услуг, сообщаем, что Налоговый кодекс РФ не содержит норм, предусматривающих возможность возмещения НДС по приобретенным в России товарам (работам, услугам) в случае, если их покупатель является конечным потребителем услуг, а сам при этом не реализует на территории России товары (работы, услуги), признаваемые объектом обложения НДС.
В связи с тем что иностранная компания никакой предпринимательской деятельности на территории России не осуществляет и, соответственно, плательщиком НДС не является, оснований для возмещения сумм указанного налога не имеется.
Ссылки на нормативные акты:
«НАЛОГОВЫЙ КОДЕКС РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ (ЧАСТЬ ВТОРАЯ)» от 05.08.2000 № 117-ФЗ (принят ГД ФС РФ 19.07.2000) (ред. от 31.12.2002)
Вопрос. Освобождается ли от НДС предоставление в аренду помещения, предназначенного для использования под офис московского представительства иностранной организации, в случае если договор аренды заключен не с представительством, а непосредственно с головным офисом этой компании, и если да, то каковы условия действия этой льготы?
Ответ. В соответствии с п. 1 ст. 149 Налогового кодекса РФ предоставление в аренду помещений иностранным гражданам или организациям, аккредитованным в РФ, освобождается от НДС в случае, если налоговым законодательством иностранных государств установлен аналогичный порядок в отношении российских граждан и организаций.
Практически это означает, что в России льгота применяется в таком же объеме, в котором она установлена и фактически действует в иностранном государстве при аренде помещений нерезидентами.
Основанием для реализации права иностранных граждан и организаций на указанную льготу является наличие страны их постоянного местопребывания в Перечне-при-ложении к совместному приказу МИД России № 13747 и МНС России № БГ-3-06/386 от 13.11.2000 №, или в списке, приложенном к письму Госналогслужбы России от 13.07.94 № ЮУ-6-06/80н, которые действуют вплоть до составления нового перечня.
Таким образом, если иностранное государство значится в указанном Перечне или Списке, то арендная плата освобождается от НДС (с учетом действующих ограничений по категориям помещений или арендаторов, если таковые существуют) вне зависимости от того, заключен ли договор аренды с иностранной организацией через ее головной офис или через ее отделение (представительство) в РФ.
Ссшки на нормативные акты:
ПРИКАЗ МИД РФ № 13747, МНС РФ № БГ-3-06/386 от 13.11.2000
«ОБ ОСВОБОЖДЕНИИ ОТ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УСЛУГ ПО СДАЧЕ В АРЕНДУ СЛУЖЕБНЫХ И ЖИЛЫХ ПОМЕЩЕНИЙ ИНОСТРАННЫМ ГРАЖДАНАМ И ОРГАНИЗАЦИЯМ»
«НАЛОГОВЫЙ КОДЕКС РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ (ЧАСТЬ ВТОРАЯ)» от 05.08.2000 № 117-ФЗ (принят ГД ФС РФ 19.07.2000) (ред. от 31.12.2002)
ПИСЬМО Госналогслужбы РФ от 13.07.94 № ЮУ-6-06/80н (ред. от 11.01.2000)
«ОБ ОСВОБОЖДЕНИИ ОТ НАЛОГА НА ДОБАВЛЕННУЮ СТОИМОСТЬ СДАЧИ В АРЕНДУ СЛУЖЕБНЫХ И ЖИЛЫХ ПОМЕЩЕНИЙ ИНОСТРАННЫМ ГРАЖДАНАМ И ЮРИДИЧЕСКИМ ЛИЦАМ, АККРЕДИТОВАННЫМ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»
Вопрос. Следует ли удерживать НДС и налог с доходов от источников в Российской Федерации российской организации, выплачивающей доходы за консультационные услуги, оказанные иностранной компанией, не имеющей представительства на территории РФ?
Ответ. В отношении консультационных услуг действует положение подп. 4 п. 1 ст. 148 Налогового кодекса РФ согласно которому местом реализации таких услуг признается территория РФ в случае, если их покупатель осуществляет деятельность на территории России. Поскольку в рассматриваемом случае услуги предназначены для организации, действующей в РФ на основе государственной регистрации, местом их реализации является территория РФ.
В связи с этим российская организация в силу ст. 161 и 166 Кодекса должна исполнять обязанности налогового агента по уплате в бюджет НДС, исчисляемого отдельно при каждой выплате дохода иностранной организации.
Что касается налога на доходы от источников в РФ, то в соответствии со ст. 246 Кодекса плательщиками налога на прибыль организаций являются иностранные организации, осуществляющие свою деятельность в РФ через постоянные представительства и (или) получающие доходы от источников в РФ.
В п. 1 ст. 309 Кодекса перечислены виды доходов, полученных иностранной организацией, которые не связаны с ее предпринимательской деятельностью в РФ и относятся к доходам от источников в РФ, подлежащим налогообложению.
В связи с тем что получение доходов от реализации консультационных услуг не связано с предпринимательской деятельностью иностранной организации в РФ и данный вид доходов не относится к доходам от источников в РФ, рассматриваемые доходы не подлежат обложению налогом у источника выплаты.
Ссылки на нормативные акты:
«НАЛОГОВЫЙ КОДЕКС РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ (ЧАСТЬ ВТОРАЯ)» от 05.08.2000 № 117-ФЗ (принят ГД ФС РФ 19.07.2000) (ред. от 31.12.2002)
Вопрос. Возникают ли налоговые обязательства в связи с осуществлением международных автомобильных перевозок груза, проходящих по маршруту Запорожье - Москва, по договору, заключенному между российской организацией и украинской транспортной компанией, не состоящей на учете в российских налоговых органах?
Ответ. В соответствии со ст. 157 Налогового кодекса РФ при осуществлении перевозок грузов железнодорожным, автомобильным, воздушным, морским или речным транспортом налоговая база определяется как стоимость перевозки.
Таким образом, на основании данной нормы Кодекса, НДС облагается полная стоимость транспортных услуг по перевозке товаров, осуществляемой как за пределами РФ, так и по ее территории.
В силу ст. 166 Кодекса иностранные организации, не состоящие на учете в налоговых органах в качестве налогоплательщиков, НДС не исчисляют. В этом случае налог исчисляется налоговыми агентами отдельно по каждой операции по реализации товаров (работ, услуг) на территории РФ.
В связи с этим российская организация обязана удержать и уплатить в бюджет НДС, исчисленный с доходов, получаемых украинской организацией за перевозку груза.
При решении вопроса о наличии у российской организации обязательств по удержанию налога с доходов, полученных иностранной организацией от источников в РФ, следует руководствоваться ст. 246 Кодекса, согласно которой плательщиками налога на прибыль организаций являются иностранные организации, осуществляющие свою деятельность в РФ через постоянные представительства и (или) получающие иные доходы от источников в РФ.
Согласно подп. 8 п. 1 ст. 309 Кодекса доходы от международных перевозок относятся к доходам от источников в РФ и подлежат налогообложению при выплате доходов.
Вместе с тем данный вид доходов подпадает под действие ст. 8 Соглашения между Правительством Российской Федерации и Правительством Украины об избежании двойного налогообложения доходов и имущества и предотвращении уклонения от уплаты налогов от 08.02.95, которая предусматривает налогообложение таких доходов в стране постоянного местопребывания их получателя.
На основании подп. 4 п. 2 ст. 310 Кодекса налог с доходов иностранных организаций от источников в России не удерживается в случае выплаты доходов, не облагаемых налогом в силу международных соглашений, и при условии предъявления налоговому агенту надлежащим образом оформленного документа, предусмотренного п. 1 ст. 312 Кодекса, который подтверждает факт постоянного местонахождения иностранной организации в государстве, являющемся другой стороной соглашения.
Таким образом, в соответствии с подп. 4 п. 2 ст. 309 Кодекса российская организация вправе не удерживать налог при выплате дохода украинскому перевозчику в случае, если до момента выплаты в распоряжении налогового агента будет иметься документ, оформленный в порядке п. 1 ст. 312 Кодекса, подтверждающий факт постоянного местонахождения организации в Украине.
Ссылки на нормативные акты:
«НАЛОГОВЫЙ КОДЕКС РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ (ЧАСТЬ ВТОРАЯ)» от 05.08.2000 № 117-ФЗ (принят ГД ФС РФ 19.07.2000) (ред. от 31.12.2002)
СОГЛАШЕНИЕ между Правительством РФ и Правительством Украины от 08.02.95
«ОБ ИЗБЕЖАНИИ ДВОЙНОГО НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ ДОХОДОВ И ИМУЩЕСТВА И ПРЕДОТВРАЩЕНИИ УКЛОНЕНИЙ ОТ УПЛАТЫ НАЛОГОВ»
Вопрос. Каков режим налогообложения доходов от сдачи в аренду передвижной метеостанции, перечисляемых российской организацией по договору с кипрской компанией, не состоящей на учете в налоговом органе?
Ответ. На основании подп. 4 п. 1 ст. 148 Налогового кодекса РФ местом реализации услуг по сдаче в аренду движимого имущества является РФ в случае, если покупатель таких услуг действует в России на основе государственной регистрации.
В связи с тем что покупателем является российская организация, арендная плата, перечисляемая кипрской организации за предоставленное имущество, облагается НДС. При этом в силу ст. 161 и 166 НК РФ налог должен удерживаться и уплачиваться арендатором, исполняющим обязанности налогового агента, при каждом перечислении платежа, поскольку иностранный налогоплательщик на учете в налоговых органах не состоит.
Что касается налога с доходов иностранных организаций от источников в РФ, то согласно подп. 7 п. 1 ст. 309 НК РФ доходы от сдачи в аренду являются доходами от источников в РФ, подлежащими налогообложению.
Вместе с тем в силу п. 1 ст. 8 Соглашения между Правительством РФ и Правительством Республики Кипр об избежании двойного налогообложения в отношении налогов на доходы и капитал от 05.12.98 доходы от сдачи в аренду контейнеров и соответствующего оборудования, относящегося к эксплуатации морских и воздушных судов или дорожного транспорта в международных перевозках, подлежат налогообложению только в том договаривающемся государстве, резидентом которого являются лица, получающие такие доходы.
На основании подп. 4 п. 2 ст. 310 НК РФ налог с доходов иностранных организаций от источников в России не удерживается в случае выплаты доходов, не облагаемых налогом в РФ в силу международных соглашений. При этом налог не удерживается, если до момента выплаты дохода иностранная организация в подтверждение своего резидентства представит налоговому агенту надлежащим образом оформленный документ, предусмотренный п. 1 ст. 312 НК РФ.
Таким образом, российский арендатор при выплате дохода кипрской организации вправе не удерживать налог в случае, если в его распоряжении будет иметься вышеуказанный документ, заверенный компетентным органом Кипра.
И.Б. ПОКРОВСКАЯ
Советник налоговой службы I ранга
Ссылки на нормативные акты:
«НАЛОГОВЫЙ КОДЕКС РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ (ЧАСТЬ ВТОРАЯ)» от 05.08.2000 № 117-ФЗ (принят ГД ФС РФ 19.07.2000) (ред. от 31.12.2002)
СОГЛАШЕНИЕ между Правительством РФ и Правительством Республики Кипр от 05.12.98 «ОБ ИЗБЕЖАНИИ ДВОЙНОГО НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ В ОТНОШЕНИИ НАЛОГОВ НА ДОХОДЫ И КАПИТАЛ»