Научная статья на тему 'Консультации экспертов'

Консультации экспертов Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
34
10
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Консультации экспертов»

ВОПРОС - ОТВЕТ

КОНСУЛЬТАЦИИ ЭКСПЕРТОВ

МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РФ

Вопрос. Датская компания, имеет представительство в Москве и отделение в Санкт-Петербур-ге. Последнее не имеет отдельного баланса и расчетного счета. Начисление зарплаты работникам отделения в Санкт-Петербурге осуществляется представительством в Москве. Вправе ли компания уплачивать ЕСН и представлять отчеты по авансовым платежам, а также налоговые декларации по данному налогу и расчетную ведомость по средствам ФСС РФ по месту нахождения представительства в Москве с учетом величины налоговой базы и расходов по социальному страхованию, относящихся к отделению в Санкт-Петербурге?

Ответ.

МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПИСЬМО

от 27 февраля 2004 г. № 04-04-04/26

Департамент налоговой политики рассмотрел письмо по вопросам уплаты единого социального налога представительством иностранной компании, а также возмещения исполнительным органом Фонда социального страхования Российской Федерации сумм расходов по социальному страхованию и сообщает следующее.

Согласно п. 8 ст. 243 гл. 24 «Единый социальный налог» части второй Налогового кодекса Российской Федерации (далее — Кодекс) обязанности организации по уплате единого социального налога (авансовых платежей по налогу), а также обязанности по представлению расчетов по налогу и налоговых деклараций исполняют по месту своего нахождения только те обособленные подразделения, которые имеют отдельный баланс, расчетный счет и начисляют выплаты и иные вознаграждения в пользу физических лиц.

Поэтому организациям, в состав которых входят обособленные подразделения, не имеющие расчетного счета, баланса и не начисляющие выплаты физическим лицам, следует применять централизованный порядок расчетов, уплаты, а также представления всех необходимых документов и сведений по единому социальному налогу.

Необходимо отметить, что из положений вышеуказанного п. 8 ст. 243 Кодекса не следует, что централизованный порядок уплаты единого социального налога предполагает расчеты исключительно по месту нахождения самой головной организации (в вашем случае — по месту регистрации иностранного юридического лица в Дании).

Таким образом, в случае когда головная организация возлагает обязанность по начислению зарплаты работникам одного обособленного подразделения на другое обособленное подразделение, то независимо от факта постановки на налоговый учет этих подразделений по месту сво-

его нахождения, по нашему мнению, исполнять обязанности по уплате единого социального налога по месту своего нахождения должно только то подразделение, на которое головной организацией возложена такая обязанность и которое согласно нормам гл.24 Кодекса выполняет все условия о необходимости наличия расчетного счета, баланса и осуществления выплат физическим лицам.

В связи с вышеизложенным считаем возможным организации уплачивать единый социальный налог и представлять расчеты по авансовым платежам, а также налоговые декларации по этому налогу и расчетную ведомость по средствам Фонда социального страхования Российской Федерации по месту нахождения обособленного подразделения в г. Москве с учетом величины налоговой базы и расходов по социальному страхованию, относящихся к обособленному подразделению в г. Санкт-Петербурге. Такой порядок, по нашему мнению, позволит исполнительному органу Фонда социального страхования Российской Федерации в г. Москве возмещать упомянутые расходы по представительству организации, находящейся в г. Санкт-Петербурге, в общеустановленном порядке.

Заместитель руководителя Департамента налоговой политики H.A. КОМОВА

Вопрос. В соответствии с п. 1 ст. 149 НК РФ предоставление арендодателем в аренду на территории РФ помещений иностранным гражданам или организациям, аккредитованным в РФ, не подлежит обложению (освобождается от налогообложения) НДС.

В отношении граждан (организаций) каких государств применяется данное освобождение?

Какие документы следует представить в налоговый орган для подтверждения права на получение указанного освобождения от налогообложения?

Ответ.

МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПИСЬМО

от 4 марта 2004 г. № 04-03-11/31

Департамент налоговой политики рассмотрел письмо по вопросам применения освобождения от обложения налогом на добавленную стоимость операций по предоставлению арендодателем в аренду на территории Российской Федерации помещений иностранным гражданам или организациям, аккредитованным в Российской Федерации, и сообщает следующее.

Как правомерно указывается в письме, в соответствии с п. 1 ст. 149 гл. 21 «Налог на добавленную стоимость» Налогового кодекса Российской Федерации (далее — Кодекс) предоставление арендодателем в аренду на территории Российской Федерации помещений иностранным гражданам или организациям, аккредитованным в Российской Федерации, не подлежит обложению (освобождается от налогообложения) налогом на добавленную стоимость. При этом данное освобождение применяется в случаях, если законодательством соответствующего иностранного государства установлен аналогичный порядок в отношении граждан Российской Федерации и российских организаций, аккре-

дитованных в этом государстве, либо если такая норма предусмотрена международным договором (соглашением) Российской Федерации.

На основании положений указанного пункта ст. 149 Кодекса перечень иностранных государств, в отношении граждан и (или) организаций которых применяется указанное освобождение, определяется МИД России совместно с МНС России. Данный Перечень утвержден Приказом МИД России и МНС России от 13.11.2000 № 13747, БГ-3-06/386 «Об освобождении от налогообложения реализации услуг по сдаче в аренду служебных и жилых помещений иностранным гражданам и организациям».

Кроме того, согласно Письму МНС России от 24.01.2001 № ВГ-6-06/62 в отношении государств, не поименованных в указанном Перечне, продолжает действовать Письмо Госналогслужбы России от 13.07.1994 № ЮУ-6-06/80 «Об освобождении от налога на добавленную стоимость сдачи в аренду служебных и жилых помещений иностранным гражданам и юридическим лицам, аккредитованным в Российской Федерации».

Что касается вопросов документального подтверждения права налогоплательщиков на указанное освобождение от налогообложения, то перечень документов, подтверждающих правомерность применения такого освобождения, положениями гл. 21 «Налог на добавленную стоимость» Кодекса не установлен. Поэтому в случае предоставления иностранным гражданам или организациям государств, поименованных в вышеназванных документах МИД России и МНС России, помещений в аренду на территории Российской Федерации без учета налога на добавленную стоимость в налоговые органы должны представляться документы, в том числе подтверждающие аккредитацию представительств иностранных компаний и филиалов иностранных юридических лиц на территории Российской Федерации. В связи с этим необходимо учитывать, что аккредитацию иностранных организаций на территории Российской Федерации осуществляют различные федеральные органы исполнительной власти, наделенные соответствующими полномочиями, в том числе Государственная регистрационная палата, Торгово-промышленная палата Российской Федерации, Центральный банк Российской Федерации. При этом в соответствии с п. 3 Устава Государственного учреждения Государственная регистрационная палата при Министерстве юстиции Российской Федерации, утвержденная Приказом Минюста России от 22.04.2003 № 100, ведет сводный государственный реестр аккредитованных на территории Российской Федерации представительств иностранных компаний, а также государственный реестр филиалов иностранных юридических лиц, аккредитованных на территории Российской Федерации.

Учитывая изложенное, для подтверждения права на получение освобождения от налогообложения, по нашему

международный бухгалтерский учет

6 (66) июнь 2004

мнению, в налоговые органы возможно представить копию свидетельства о внесении в сводный государственный реестр аккредитованных на территории Российской Федерации представительств иностранных компаний, выданного Государственной регистрационной палатой, а в отношении физических лиц — копию документа, подтверждающего соответствующее гражданство иностранного физического лица.

Заместитель руководителя Департамента налоговой политики Н.А. КОМОВА

Вопрос: Китайская авиакомпания оказывает услуги по перевозке пассажиров и грузов из РФ в КНР. Соглашением между Правительством Союза Советских Социалистических Республик и Правительством Китайской Народной Республики о воздушном сообщении предусмотрено, что оно распространяется на налогообложение доходов и, как следствие, не могло распространяться на налог на пользователей автомобильных дорог и налог на содержание жилищного фонда и объектов социально-культурной сферы.

Распространяется ли на указанные налоги Соглашение между Правительством РФ и Правительством КНР об избежании двойного налогообложения ?

К какой группе относились указанные налоги — к прямым или косвенным?

Ответ.

МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПИСЬМО

от 4 марта 2004 г. № 04-06-10

В связи с запросом Департамент налоговой политики Министерства финансов Российской Федерации сообщает следующее.

Соглашение, заключенное между Правительством Союза Советских Социалистических Республик и Правительством Китайской Народной Республики о воздушном сообщении (Пекин, 26.03.1991), распространяется только на налогообложение доходов, полученных назначенными авиапредприятиями одной Договаривающейся Стороны на территории другой Договаривающейся Стороны от эксплуатации договорных линий, и,как следствие, не распространяется на налог на содержание жилищного фонда и объектов социально-культурной сферы и налог на пользователей автомобильных дорог, как правильно указано в письме.

Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Китайской Народной Республики об избежании двойного налогообложения и предотвращении уклонения от налогообложения в отношении налогов на доходы также распространяется только на налоги на доходы.

Что касается вопроса деления налогов на прямые и косвенные, в налоговом законодательстве не содержится определения прямых и косвенных налогов. В связи с этим невозможно ответить, к какой группе налогов относились налог на содержание жилищного фонда и объектов социально-культурной сферы и налог на пользователей автомобильных дорог.

Заместитель руководителя Департамента налоговой политики М.И. ШИЕНОК

МИНИСТЕРСТВО РФ ПО НАЛОГАМ И СБОРАМ

Вопрос. Влияет ли как-то наличие гражданства Российской Федерации на получение налоговых вычетов (ст. 218 — 221 Налогового кодекса Российской Федерации)?

Ответ. Налогообложение физических лиц в Российской Федерации осуществляется в зависимости не от их гражданства, а от того, является физическое лицо налоговым резидентом Российской Федерации или таковым не является.

Статьей 11 Налогового кодекса Российской Федерации (далее — Кодекс) установлено, что налоговыми резидентами Российской Федерации признаются физические лица, фактически находящиеся на территории Российской Федерации не менее 183 дней в календарном году.

В соответствии с п. 3 ст. 210 Кодекса для доходов, в отношении которых предусмотрена налоговая ставка в размере 13 процентов, налоговая база определяется как денежное выражение таких доходов, подлежащих налогообложению, уменьшенных на сумму налоговых вычетов, предусмотренных ст. 218 — 221 Кодекса.

Е.Н. КУДИЯРОВА

Советник налоговой службы III ранга

Вопрос. Приказом МНС России от 28.07.2003 № БГ-3-09/426 «Об учете иностранных организаций в налоговых органах» установлен Порядок замены иностранным организациям ранее выданных документов, подтверждающих постановку на учет/учет в налоговых органах (далее — Порядок). Согласно п. 1 Порядка ранее выданные документы по учету, указанные в п.п.1.1 и 1.2 Порядка, подлежат замене в связи с присвоением иностранным организациям ИНН и КИО, сформированных с применением Справочника КИО.

Пунктом 2 Порядка установлено, что налоговые органы подготавливают соответствующий документ по учету и направляют иностранной организации уведомление по установленной форме. При замене Свидетельства об учете в налоговом органе по форме № 2402ИМ предусмотрена подача Заявления по форме № 2005ИМ.

Просим разъяснить, правомерно ли требование налогового органа о подаче ему заявления о постановке на учет для замены ранее вы-

Ответ. В соответствии с нормами ст. 83 Налогового кодекса Российской Федерации МНС России предоставлено право установить особенности учета иностранных организаций. Приказом МНС России от 07.04.2000 № АП-3-06/124 утверждено Положение об особенностях учета в налоговых органах иностранных организаций (далее — Положение).

В целях совершенствования учета иностранных организаций в налоговых органах Российской Федерации утвержден Приказ МНС России от 28.07.2003 № БГ-3-09/426 «Об учете иностранных организаций в налоговых органах» (зарегистрирован в Минюсте России 14.08.2003 № 4975) (далее — Приказ), в соответствии с которым постановка на учет/учет иностранных организаций в налоговых органах с 1 октября 2003 г. осуществляется с применением Справочника «Коды иностранных организаций» (далее — Справочник КИО).

Пунктом 4 Приказа установлено, что документы, подтверждающие постановку на учет и учет иностранных организаций, полученные ими до 01.10.2003, будут признаны недействительными с 01.01.2005.

При этом в соответствии с п. 5 Приказа налоговыми органами в период с 01.10.2003 по 31.12.2004 осуществляется замена иностранным организациям ранее выданных документов, подтверждающих их постановку на учет/учет в налоговых органах.

Кроме того, в соответствии с п. 2 Порядка замены иностранным организациям ранее выданных документов, подтверждающих их постановку на учет/учет в налоговых органах, утвержденного Приказом (далее — Порядок замены),

данных документов, подтверждающих постановку на учет иностранной организацией, имеющей на тер ритории России отделение.

налоговые органы по Заявлению о выдаче Свидетельства об учете в налоговом органе производят только выдачу Свидетельств об учете иностранным организациям, не имеющим отделений в Российской Федерации, в связи с открытием ими счетов в банках на территории Российской Федерации. В остальных случаях заявления, в том числе и Заявления о постановке на учет иностранной организации, не требуется.

Таким образом, у налогового органа нет правовых оснований при замене документов, подтверждающих постановку на учет до 1 октября 2003 г., требовать у иностранной организации, осуществляющей предпринимательскую деятельность на территории Российской Федерации через отделение, заявление о постановке на учет.

Т.Я. КОБЗЕВА

Советник налоговой службы РФ

III ранга

Вопрос. Я, иностранный гражданин, зарегистрирован в качестве индивидуального предпринимателя. Через несколько дней срок действия имеющегося у меня документа — разрешения на временное проживание — заканчивается, после чего я не предполагаю заниматься предпринимательской деятельностью. Обязан ли я обратиться в регистрирующий (налоговый) орган за государственной регистрацией прекращения предпринимательской деятельности ?

Ответ. Согласно п. 1 ст. 2 Федерального закона от 25.07.2002 № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» разрешение на временное проживание является документом, подтверждающим право иностранного гражданина временно проживать в РФ.

Согласно п. 6 ст. 22.3 Федерального закона от 08.08.2001 № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» (далее — Закон № 129-ФЗ) государственная регистрация при прекращении физическим лицом деятельности в качестве индивидуального предпринимателя в связи с окончанием срока действия документа, подтверждающего право данного лица временно проживать в РФ, осуществляется на основании поступившей в регистрирующий орган в установленном Правительством Российской Федерации порядке информации об аннулировании указанного документа или на основании окончания срока его действия с учетом содержащихся в государственном реестре сведений о таком сроке.

Пунктом 9 Правил ведения Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей и предоставления содержащихся в нем сведений, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 16.10.2003 № 630, установлено, что указанная выше информация представляется органом внутренних дел в регистрирующий орган по месту жительства физического лица в течение пяти дней с даты окончания срока действия документа, подтверждающего право физического лица временно проживать в РФ.

Пунктом 9 ст. 22.3 Закона № 129-ФЗ определено, что государственная регистрация физического лица в качестве индивидуального предпринимателя утрачивает силу после внесения об этом записи в Единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей, за исключением случаев, предусмотренных, в частности, п. 11 ст. 22.3.

Пунктом 11 ст. 22.3 Закона № 129-ФЗ предусмотрено, что в случае окончания срока действия документа, подтверждающего право иностранного гражданина временно проживать в РФ, государственная регистрация данного гражданина утрачивает силу со дня окончания срока действия указанного документа.

Учитывая вышеизложенное, Вы как иностранный гражданин — индивидуальный предприниматель не обязаны обращаться в регистрирующий (налоговый) орган за государственной регистрацией прекращения предпринимательской деятельности в связи с окончанием срока действия разрешения на временное проживание.

C.B. глддилин

Советник налоговой службы РФ

III ранга

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТАМОЖЕННЫЙ КОМИТЕТ РФ

Вопрос. Подлежит ли уплате таможенная пошлина в отношении товаров, ввезенных в качестве вклада иностранного учредителя в уставный (складочный) капитал организации, в случае продажи им части своих акций российскому учредителю этой организации, последующей ее реорганизации в форме выделения нового юридического лица и передачи ему таких товаров по разделительному балансу, которые затем были заложены в качестве обеспечения обязательств этого лица?

Ответ. Соблюдение требований, установленных п. 1 Постановления Правительства Российской Федерации от 23.07.1996 № 883 «О льготах по уплате ввозной таможенной пошлины и налога на добавленную стоимость в отношении товаров, ввозимых иностранными инвесторами в качестве вклада в уставный (складочный) капитал предприятий с иностранными инвестициями» (а именно: вклад иностранного учредителя в уставный (складочный) капитал, товары не являются подакцизными, относятся к основным производственным фондам, осуществление ввоза товаров в сроки, установленные учредительными документами для формирования уставного (складочного) капитала), является условием предоставления льгот по уплате таможенной пошлины при таможенном оформлении товаров. Указанные требования, так же как и некоммерческое использование товаров, ввезенных физическими лицами для личных целей, поскольку иное не установлено законом, должны соблюдаться на момент выпуска товаров таможенными органами и не являются ограничениями по пользованию и распоряжению товарами. Пункт 2 указанного Постановления в качестве основания для возникновения обязанности по уплате таможенной пошлины определяет только реализацию товаров, освобожденных от ее уплаты в связи с их ввозом на таможенную территорию Российской Федерации в качестве вклада иностранного учредителя в уставный (складочный) капитал.

Вклад товаров в уставный (складочный) капитал организации в соответствии со ст. 48 Гражданского кодекса Российской Федерации означает, что они становятся обособленным имуществом организации, которым последняя отвечает по своим обязательствам. В соответствии с п. 2 ст. 34

международный бухгалтерский учет

6 (66) июнь 2004

Федерального закона от 26.12.1995 № 208-ФЗ «Об акционерных обществах» оплата акций, распределяемых среди учредителей акционерного общества при его учреждении, может осуществляться деньгами, ценными бумагами, другими вещами или имущественными правами либо иными правами, имеющими денежную оценку. Форма оплаты акций общества при его учреждении определяется договором о создании общества, а дополнительных акций — решением об их размещении. Акции имеют номинальную стоимость и не привязаны к конкретному имуществу общества, в том числе являющемуся вкладом одного из его учредителей.

Таким образом, продажа акций иностранным учредителем не может рассматриваться в качестве реализации товаров, являющихся его вкладом в уставный капитал общества, и выход иностранного инвестора из числа учредителей такой организации путем такой продажи не может рассматриваться в качестве основания для взыскания условно начисленных таможенных пошлин.

Гражданское законодательство Российской Федерации не содержит определения понятия «реализация имущества». Вместе с тем систематический анализ положений ст. ст.350, 514, 1180 Гражданского кодекса Российской Федерации, ст. 14.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, ст. 431 Таможенного кодекса Российской Федерации от 28.05.2003 № 61-ФЗ, Постановлений Правительства Российской Федерации от 29.05.2003 № 311 «О порядке учета, оценки и распоряжения имуществом, обращенным в федеральную собственность», от 23.04.2003 № 231 «О высвобождении и реализации движимого имущества, находящегося в оперативном управлении некоторых органов, учреждений и предприятий», от 20.08.2002 № 620 «Об утверждении Положения о хранении и реализации предметов, являющихся вещественными доказательствами, хранение которых до окончания уголовного дела или при уголовном деле затруднительно», от 15.07.2002 № 527 «О нормах и перечне затрат на реализацию имущества, конфискованного по вступившим в законную силу приговорам (решениям) судов (судей) либо по решениям таможенных органов Российской Федерации, признанного в установленном порядке бесхозяйным, а также изъятого федеральными органами исполнительной власти в соответствии с их компетенцией», от 19.04.2002 № 260 «О реализации арестованного, конфискованного и иного имущества, обращенного в собственность государства», от 15.10.1999 № 1165 «О реализации высвобождаемого движимого военного имущества» и др. позволяет сделать вывод, что реализацией имущества является передача на него права собственности на возмездной основе (продажа, мена, бартер).

В соответствии со ст. 39 Налогового кодекса Российской Федерации к реализации товаров может быть отнесена и безвозмездная передача на них права собственности, но только в случаях, предусмотренных названным Кодексом. Соответственно, это положение не может быть отнесено к

применению п. 2 Постановления Правительства Российской Федерации от 23.07.1996 № 883.

Из изложенного следует, что не только передача товаров в аренду (подп. «б» п. 6 Методических рекомендаций по применению тарифных льгот при ввозе товаров в качестве вклада иностранного инвестора в уставный (складочный) капитал организаций с иностранными инвестициями, приведенных в Письме ГТК России от 03.07.2002 № 01-06/26232), но и залог таких товаров в качестве обеспечения обязательств организации может быть осуществлен с сохранением льготы по уплате таможенной пошлины до перехода на них права собственности в силу условий договора аренды или обращения взыскания на залог. Кроме того, передача товаров другому юридическому лицу в результате реорганизации лица, вкладом в уставный (складочный) капитал которого такие товары являлись, также не может являться основанием для возникновения обязанности по уплате таможенной пошлины без соблюдения каких-либо условий, поскольку не может рассматриваться в качестве реализации товаров.

А.А. КОСОВ

Вопрос. На территорию Украины в соответствии с таможенным режимом переработки вне таможенной территории вывезены самолеты украинского производства. Будет ли в связи с этим применяться при ввозе обратно на территорию России освобождение от уплаты пошлин?

Ответ. С учетом положений Правил определения страны происхождения товаров, утвержденных решением Совета глав правительств СНГ от 30.11.2000, самолеты украинского производства могут быть признаны происходящими из государства — участника Соглашения о создании зоны свободной торговли от 15.04.1994 (Украины). Для подтверждения страны происхождения товара в конкретном государстве — участнике Соглашения необходимо представление таможенным органам страны ввоза сертификата о происхождении товара формы СТ-1 или декларации о происхождении товара (п. 10 Правил определения страны происхождения товаров).

Товар не считается происходящим из данной страны до тех пор, пока не будут представлены документы и (или) сведения, подтверждающие его происхождение.

При представлении документов, подтверждающих факт того, что самолеты (товар) были полностью произведены или подвергнуты достаточной обработке (переработке) на территории Украины, согласно Правилам определения страны происхождения товаров существуют достаточные правовые основания для предоставления тарифных преференций (то есть освобождения от оплаты пошлин) в соответствии с Соглашением о создании зоны свободной торговли от 15.04.1994 в отношении самолетов (продуктов переработки), ввозимых на таможенную территорию России в рамках таможенного режима переработки вне таможенной территории.

А.Ю. ПОЛАЭТИДИ

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.