консультации
^ В соответствии со ст. 9 Закона • РФ «Об образовании в Российской Федерации» к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов в сфере образования относится учёт детей, подлежащих обучению по образовательныгм программам дошкольного, начального общего, основного общего и среднего общего образования. Не будет ли нарушением Федерального закона РФ №152 «О защите персональные данных» ведение персонального учёта несовершеннолетних в возрасте от 0 до 18 лет, проживающих на территории муниципального района (в муниципальной базе предполагается указание ФИО несовершеннолетнего, адрес его проживания и место обучения)? Елена Анатольевна
Во-первых, с 0 лет дети не могут быть участниками образовательных отношений. В лучшем случае с 2-х месяцев (ч. 1 ст. 67 ФЗ «Об образовании в РФ»). Во-вторых, при формировании любых баз персональных данных требуется согласие носителей этих данных, а для несовершеннолетних граждан согласие их родителей (законных представителей) (ст. 8 и ст. 9 ФЗ № 152-ФЗ).
Консультант Елена Леонидовна Болотова,
профессор кафедры управления образовательными системами ФПКиППРО МПГУ, академик МАНПО, доктор педагогических наук
Поэтому для организации персонального учёта данных необходимо спрашивать мнение граждан в письменном виде. Для этого надо чётко указать, какие сведения будут собираться, кем и для каких целей. В соглашении, которое подписывают оператор обработки данных и гражданин, должны быть указаны пути передачи собранной информации третьим лицам. Это может быть только территория муниципального образования, а может быть трансграничная передача. В проведении подобной работы необходимо доходчиво объяснять назначение такой процедуры и указать координаты ответственных лиц за несоблюдение соглашения о согласии на обработку персональных данных. Согласно п. 4 ст. 13 ФЗ № 152-ФЗ для обеспечения реализации прав субъектов в связи с обработкой их персональных данных в государственных или муниципальных информационных системах может быть создан государственный регистр населения, правовой статус которого и порядок работы с которым устанавливаются Федеральным законом.
Ещё в 1999 г. Правительством РФ было поручено Минтруду России совместно с МНС России, МВД России, Минфином России, Госкомстатом России, ФАПСИ, Пенсионным фондом РФ, Фондом социального страхования РФ, Федеральным фондом обязательного медицинского страхования и Минюстом России разработать проект Федерального закона «О государственном регистре населения Российской Федерации». Проект Закона разрабатывался в целях повышения уровня социальной защиты населения РФ и предусматривал введение единого персонифицированного учёта социального страхования граждан и концепцию создания автоматизированной системы «Государственный регистр населения», технические решения которой должны были быть взаимоувязаны с техническими решениями автоматизированных систем заинтересованных федеральных органов исполнительной власти и организаций. В настоящее время опытные проекты реализуются в некоторых субъектах РФ.
Так, государственный регистр населения (ГРН СПб) создаётся в Санкт-Петербурге;
• ГРН СПб содержит сведения обо всём населении Санкт-Петербурга;
• в ГРН содержатся основные идентификационные данные гражданина, используемые
в других системах учёта населения, в которых к основной идентификационной информации о человеке добавляется специфическая, для соответствующего ведомства, информация;
• информация в ГРН СПб поступает из официальных первоисточников (где она легитимно зарождается) и подлежит своевременному (ежедневному) обновлению, что гарантирует её достоверность и актуальность (паспортно-визовые органы, органы загса) (Государственный регистр населения Санкт-Петербурга [Электронный ресурс]. Официальный портал Администрации Санкт-Петербурга. Режим доступа: http:// www.gov.spb.ru/ gov/ admin/ otrasl/ conformation/ gos_registr). Подобный опыт имеет и Московская область. В 2006—2009 годах была реализована программа «Электронное Подмосковье», в рамках которой велась работа по созданию и внедрению автоматизированной системы персонального учёта населения (СПУН) (Правительство Московской области. Режим доступа: https://www.mosreg.ru/
news/29755.html).
Создание подобных государственных регистров населения поможет избегать дублирования информации в работе различных служб по сбору одних и тех же сведений о гражданине, ускорит процедуры, связанные со сбором и представлением гражданами справок из разных инстанций.
^ Я хотела поинтересоваться • по поводу критериев получения серебряной медали. Я учусь в 10-м классе, в этом году закончила 9-й класс; мне выдали аттестат, и в нём у меня есть тройки, и не одна. Есть ли у меня шансы в 10-11-м классах получить серебряную медаль, если я буду учиться по специальным требованиям и по всем предметам на ЕГЭ получу 5, или не более 2-х четвёрок? То есть я хотела уточнить, могут ли оценки, выставленные в аттестате после 9-го класса, влиять на получение серебряной медали после 11-го? Елена
В настоящее время положение о медалях отсутствует. Действовавшее ранее положение о медалях было отменено Приказом Минобрнауки России от 18.09.2013 № 1074
«О признании утратившими силу некоторых нормативных правовых актов Государственного комитета Российской Федерации по высшему образованию, Министерства общего и профессионального образования Российской Федерации, Министерства образования Российской Федерации и Министерства образования и науки Российской Федерации».
Предыдущий порядок выдачи медалей учащихся согласно Приказу Минобрнауки
РФ от 25.02.2010 № 140
«Об утверждении Положения о медалях «За особые успехи в учении» учитывал, что серебряной медалью «За особые успехи в учении» награждаются прошедшие государственную (итоговую) аттестацию выпускники, имеющие полуго-
довые, годовые и итоговые отметки «отлично» и не более двух отметок «хорошо» по общеобразовательным предметам учебного плана, изучавшимся на ступени среднего (полного) общего образования. В федеральных документах указано, что при оценке возможностей учащегося получить ту или иную медаль учитываются только результаты за 10—11-й классы. Принимает решение о рекомендации учащегося к награждению педагогический совет школы.
^ Имеет ли право мой ребёнок
обучаться одновременно в колледже (СПО) и вечерней школе? В колледже запрещают, а аттестат мы там не получим. Кроме того, срок обучения почти 4 года, общеобразовательные предметы только 1,5 года. Боимся, что ЕГЭ после окончания колледжа не сдадим. Г.А.
Выпускник колледжа получает диплом о среднем профессиональном образовании. Согласно приказу Минобрнауки
РФ от 28.12.2011 № 2895
«Об утверждении Порядка приёма граждан в образовательные учреждения высшего профессионального образования» выпускники образовательных учреждений среднего профессионального образования, не имевшие возможности участвовать в ЕГЭ в период проведения государственной (итоговой) аттестации, вправе подать заявление на участие в ЕГЭ до 5 июля в соответствии с Порядком проведения единого государственного экзамена, который утверждается Министерством образования и науки
Консультации
Российской Федерации. Порядок проведения ЕГЭ утверждён приказом Минобрнауки
РФ от 11.10.2011 № 2451 «Об
утверждении Порядка проведения единого государственного экзамена». Порядок прохождения государственной итоговой аттестации выпускников колледжа утверждён приказом Минобрнауки
России от 16.08.2013 № 968 «Об утверждении Порядка проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам среднего профессионального образования». Официального запрета на обучение одновременно по программе общего образования и программе среднего профессионального образования приказ не содержит. Однако надо помнить, что для зачисления в государственное (муниципальное) образовательное учреждение требуется оригинал документа об образовании.
^ Я имею высшее образование
по специальности инженер-технолог швейного производства, закончила ИПКиПРО по специальности «Социальный педагог». С 1998 г. имею 1-ю квалификационную категорию «учитель» (вела уроки технологии и социологии в массовой школе), высшую — социальный педагог и 1-ю — педагог дополнительного образования. Работаю в школе-интернате социальным педагогом. Администрация утверждает, что я не только не имею права вести уроки швейного дела, но и замещать учителя, так как я не учитель. Но, насколько я знаю, в педагогических вузах готовят учителей труда, но не швейного дела. У нас же этот предмет, в отличие от предмета «Технология» в массовой школе, основной, и в 10-11-х классах основная учебная нагрузка — это швейное и столярное дело. Р.Л.
В педагогических вузах готовят учителей технологии. Что касается предмета социологии, то её может вести специалист, имеющий образование именно в социологии. Ваши квалификация и уровень образования позволяют вам вести занятия по «Технологии» и работать социальным педагогом.
^ Могут ли работать учителями технологии лица без педагогического образования? Если «да», то дайте, пожалуйста, ссылку на документ. Александр Ефимович
Согласно приказу Минздрав-соцразвития РФ от 26.08.2010 №761н «Об утверждении Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих», раздел «Квалификационные характеристики должностей работников образования», учитель должен иметь высшее профессиональное образование или среднее профессиональное образование по направлению подготовки «Образование и педагогика» или в области, соответствующей преподаваемому предмету, без предъявления требований к стажу работы, либо высшее профессиональное образование или среднее профессиональное образование и дополнительное профессиональное образование по направлению деятельности в образовательном учреждении без предъявления требований к стажу работы. При этом ещё не отменено Типовое положение об общеобразовательном учреждении, утв. Постановлением Правительства РФ от 19.03.2001 № 196, в п. 62 которого ука-
зано, что на педагогическую работу принимаются лица, имеющие необходимую профессионально-педагогическую квалификацию. Поэтому у всех учителей должна быть квалификация в области педагогического образования.
Имеет ли право администра-• ция школы применять санкции (лишение определённого количества баллов, выговор и т.д.) в отношении педагога, если тот не заполняет (оценки, темы урока) в ДНЕВНИКА? Юлия
Администрация может применять только меры дисциплинарного взыскания, которые установлены ст. 192 ТК РФ. Работа с электронным журналом является обязанностью учителя. См. приказ Мин-здравсоцразвития РФ от 26.08.2010 № 761н «Об
утверждении Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих», раздел «Квалификационные характеристики должностей работников образования».
Помогите, пожалуйста, и проясните ситуацию. Я работаю в школе три года. В этом году моя школа проходит аттестацию. Перед каникулами меня поставили перед фактом — предоставили кабинет с лаборантской. Я не знаю, нужно ли принимать кабинет по описи, и лаборантскую тоже? Человек, на котором якобы числился кабинет, уволился. Татьяна
Данная процедура может регулироваться только локальными актами вашей организации.
Возможно, у Вас разработан порядок приёмки и передачи кабинета, а возможно и нет. В любом случае имеет смысл провести инвентаризацию всего оборудования, которое Вы принимаете под свою опеку.
Подскажите, пожалуйста, ребёнок учится в общеобразовательной школе в коррекционном классе. Какой он получит аттестат: такой же, как и у всех, или он будет чем-то отличаться? Куда ребёнок может поступить после 9-го коррекционного класса? У меня ребёнок не инвалид, она стеснительная и скромная. Ездили к психиатру, он нам сказал, что у ребёнка всё хорошо, и выдал справку, а когда пришли на комиссию, там очень грубо разговаривали, просто заваливали вопросами. Ребёнок ответил на все вопросы, сложил картинки, по картинкам составил рассказ, решил задачу устно, и всё равно вопрос не решили положительно. Мой ребёнок боится проходить комиссию после последнего раза, вот такое там было отношение. Что нам делать, подскажите? Можно перевести ребёнка без комиссии в нормальный класс и посмотреть, потянет или нет, а там уже на комиссию, если всё будет хорошо? Наталья
Вам надо помочь ребёнку преодолеть возрастные страхи. Прохождение комиссии является рекомендательным мероприятием, но помогает своевременно определить особенности развития ребёнка и скорректировать его образовательную программу. В случае, если рекомендовано обучение в специальном (коррекционном) учреждении 1—7-го вида, никаких потерь в образовательной программе у ребёнка не будет, но будет организовано практически индивидуальное
обучение с учётом темпов развития ребёнка. Это наиболее щадящий режим для особых детей. По окончании такой школы выпускники проходят государственную итоговую аттестацию с правом выбора сдачи ЕГЭ и получают такой же аттестат, что и выпускники обычных классов. Если они сдают ЕГЭ, то у них открывается возможность сразу поступать в вуз. Если они проходят государственную итоговую аттестацию в традиционной форме в своей школе, то у них есть возможность далее обучаться в любом упреждении среднего профессионального образования и по его окончании поступить в вуз.
Скажите, пожалуйста, действительно ли, что в соответствии с новым Законом об образовании учащиеся не будут получать аттестаты особого образца после 9-го класса, а после 11-го также отменили получение медалей? С.А.
Согласно приказу Минобрнау-ки РФ от 28.02.2011 № 224 «Об утверждении Порядка выдачи документов государственного образца об основном общем и среднем (полном) общем образовании, заполнения, хранения и учёта соответствующих бланков документов» аттестат об основном общем образовании с отличием выдаётся выпускнику IX класса, имеющему итоговые отметки «отлично» по всем общеобразовательным предметам учебного плана, изучавшимся на ступени основного общего образования. В отношении медалей правило
о вручении никто не отменял. Отменили только положение о медалях. Согласно приказу Минобрнауки России
от 18.09.2013 № 1074
«О признании утратившими силу некоторых нормативных правовых актов Государственного комитета Российской Федерации по высшему образованию, Министерства общего и профессионального образования Российской Федерации, Министерства образования Российской Федерации и Министерства образования и науки Российской Федерации» приказ Минобрнауки
РФ от 25.02.2010 № 140
«Об утверждении Положения о медалях «За особые успехи в учении» утратил силу.
^ Методист нашего детского сада требует приобрести методическую литературу на сумму более 1000 руб., объясняя это получением выплат на методлитературу в течение года. При этом требует приобрести необходимый комплект в течение двух недель. Вправе ли она так поступать? Т.С.
Нет, методист не права, так как этот вопрос регулируется не желаниями методиста, а потребностями учителя. В настоящее время порядок предоставления компенсации на приобретение печатной продукции осуществляется организациями самостоятельно в соответствии с документами органов власти субъекта РФ, на территории которого находится школа. Рекомендуем обратиться за дополнительными разъяснениями в орган управления образованием, которому подчиняется Ваш детский сад. НО