Научная статья на тему 'Консультации'

Консультации Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
29
7
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Народное образование
ВАК
Область наук

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Репина Алевтина Валентиновна

Сопровождение введения федерального государственного образовательного стандарта общего образования второго поколения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Репина Алевтина Валентиновна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Консультации»

консультации

Сопровождение введения Федерального государственного образовательного стандарта общего образования второго поколения

Консультант Алевтина Валентиновна Репина,

начальник отдела развития общего и дополнительного образования Департамента образования Ярославской области

^ Как скоординировать работу • группы продлённого дня и внеурочную деятельность?

Занятия по внеурочной деятельности могут проводиться по субботам (один вариант) или в течение недели по отдельному расписанию. В должностную инструкцию руководителя группы продлённого дня может быть включено сопровождение детей на занятия. Расписание работы группы продлённого дня составляется отдельно с учётом перерывов для занятий по вне-урочке.

^ Внеурочная деятельность должна

проводиться в строго определённое время (например, с 13.00 до 15.00) или нет?

Внеурочная деятельность проводится по утверждённому руководителем учреждения расписанию занятий. Время определяет учреждение по согласованию с родителями, так как детей в первом классе родители встречают и провожают.

^ Обязательно ли посещение • ребёнком всех 10 часов внеурочной деятельности? И возможно ли, что он вообще не будет участвовать в ней по семейным обстоятельствам?

Если ребёнок посещает занятия в специализированных учреждениях дополнительного образования детей (музыкальная школа, спортивная школа), то по данным направлениям он может не посещать внеурочные занятия в школе. Составляется индивидуальный маршрут ребёнка с учётом посещения других учреждений и всех направлений, определённых во внеурочной деятельности. В соответствии с требованиями ФГОС родителей необходимо ознакомить с результатами, которые должны быть достигнуты при выходе ребёнка из начальной школы. Эти результаты возможно получить только через организацию урочной и внеурочной деятельности. Отказ может быть по состоянию

здоровья ребёнка (например: высокие нагрузки, особый режим питания и др.). Отказ оформляется письменно и мотивируется.

^ Можно ли привлекать специалистов учреждений дополнительного образования к организации внеурочной деятельности учащихся и на каких условиях?

Специалистов дополнительного образования не только можно, но и необходимо привлекать для организации внеурочной деятельности на договорной основе или на условиях совмещения. Оплату производит школа.

Все ли 5 направлений внеурочной деятельности должны быть представлены в учебном плане, или достаточно выбрать 1-2, но в большем количестве часов?

Все направления внеурочной деятельности должны быть представлены в основной

Чародное образование 3'2014

КОНСУЛЬТАЦИИ

образовательной программе учреждения. ОУ создаёт условия для развития ребёнка, выбор за участниками образовательного процесса.

^ Можно ли традиционные школь-

• ные мероприятия объединять

в программы и предлагать их (засчитывать учащимся) в качестве программ внеурочной деятельности?

Традиционные школьные мероприятия относятся к системе воспитательной работы учреждения. Они могут быть, а могут и не быть. Занятия в рамках внеурочной деятельности стоят в расписании учреждения и проведение их для педагогов обязательно. Они не рассчитаны на большое количество учащихся, при организации, разработке учитываются индивидуальные особенности детей, используются новые технологии (проектная деятельность, исследовательская и др.).

^ Как решить проблему занятости

• для всех учащихся во второй половине дня при ограниченности школьных ресурсов?

На договорной основе с учреждениями дополнительного образования детей либо за счёт своих ставок, либо за счёт ставок учреждений дополнительного образования. Возможно привлечение специалистов молодёжных и детских общественных организаций.

^ Будет ли дополнительное финансирование внеурочной деятельности?

Финансирование 10 часов внеурочной деятельности определено в нормативе на одного учащегося. Расчёт норматива производился с учётом 10 часов.

^ Программа «Здоровье» предполагает мониторинг физического развития. Медицинских работников в штате нет. Кто это будет делать?

Смотря что подразумевается под «мониторингом физического развития». Если это соответствие роста и веса возрасту, то эти данные есть у педиатров (если отсутствуют медицинские работники в школе), группу здоровья определяют также педиатры. Если это выполнение норм на уроках физической культуры, то учителя физической культуры. Должен быть дневник здоровья учащегося, куда заносятся сводные данные, но с согласия родителей. Проект разрабатывается. Введение паспорта здоровья учащегося в настоящее время невозможно, так как не решены вопросы со штатными единицами, есть проблемы межведомственного взаимодействия, защиты персональных данных.

^ Будет ли финансироваться ОУ для организации внеурочной деятельности, если в классе 4 учащихся?

Будет. Это определено в нормативе.

Планируется ли дополнительное выделение средств специально для оснащения кабинетов начальных классов в соответствии с требованиями (для учебных занятий и организации внеурочной деятельности)?

В нормативе на ученика предусмотрены средства на материально-техническое ос-

нащение учебного процесса. Учреждение определяет приоритеты в финансирова-

^ Детализация внеурочной де-

• ятельности: 10 часов добровольно или обязательно для каждого ученика; 10 часов обязательно на каждого ученика или для класса в целом; оплата этих часов будет проводиться по новым документам или как оплата за часы ДО?

Финансирование осуществляется класса-комплекта. Оплата часа производится исходя из стоимости часа кружковой работы в учреждении.

Обязан ли классный руководитель вести какие-либо кружки?

Нет. У него другие обязанности.

Как можно фиксировать

• 10 часов внеурочных занятий? Кто этим будет заниматься?

Фиксирует в специальных журналах каждый преподаватель. Контроль может вести директор, зам. директора по воспитательной работе, по учебной работе.

^ Как решать проблемы внеурочной деятельности с детьми, которые приезжают и уезжают на школьных автобусах, т.е. живут достаточно далеко от школы?

В первую очередь решить вопрос с питанием детей совместно с родителями и изменить расписание школьного автобуса.

Народное образование 3'2014

Консультации

^ Чем будет заниматься классный • руководитель после учебных занятий?

В должностной инструкции возможно прописать сопровождение учащихся на занятия.

Как планировать и организовывать внеурочную деятельность в сельской школе при условии отсутствия специалистов?

Силами педагогов, библиотечных работников, приез-

жающих специалистов культуры, учреждений дополнительного образования. Для внеурочной деятельности лучше комплектовать разновозрастные группы. НО

Введение комплексного учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики» в образовательные программы

Консультант Людмила Алексеевна Харитонова,

старший преподаватель кафедры гуманитарных дисциплин ГОАУ ЯО ИРО

Какие изменения внесены в преподавание комплексного учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики»?

С сентября 2012 года комплексный учебный курс «Основы религиозных культур и светской этики» преподаётся только в 4-м классе начальной школы, 1 раз в неделю, 34 учебных часа в году. В 5-м классе с 2012 года данный курс не преподаётся (Приказ Минобрнауки от 31 января 2012 г. № 74

«О внесении изменений в федеральный базисный учебный план и примерные учебные планы для образовательных учреждений Российской Федерации», реализующих программы общего образования, утверждённые приказом Министерства образования

Российской Федерации от 9 марта 2004 г. № 1312

«Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования»).

Кто должен преподавать мо-• дули ОРКСЭ в 4 классе: учителя начальной школы, учителя основной и старшей школы, другие лица?

В 4-м классе модули ОРКСЭ преподают учителя начальной школы, имеющие документ о прохождении курсов повышения квалификации на 72 часа. Без документа о прохождении курсов повышения квали-

фикации преподавание модулей ОРКСЭ не разрешается.

Что изменяется в работе учителей, преподающих модули ОРКСЭ?

Учителям, преподающим модули ОРКСЭ в 4-м классе, необходимо пересмотреть рабочие программы, планирование.

Как изменяется рабочая программа учителя в связи с переходом на преподавание модулей ОРКСЭ в 4 классе?

Рабочая программа составляется учителем, преподающим модули ОРКСЭ в 4-м классе, на каждый отдельный преподаваемый модуль в объёме 34 учебных часов. НО

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.