Научная статья на тему '«Консультативный метод» в образовании: теория и практика за рубежом'

«Консультативный метод» в образовании: теория и практика за рубежом Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
484
94
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПЕДАГОГИКА / ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ЗАРУБЕЖНОЙ ПЕДАГОГИКИ / ГУМАНИСТИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ / МЕТОД ОБУЧЕНИЯ / ПОДХОД К ОБУЧЕНИЮ / ПОДХОД К ИЗУЧЕНИЮ / ЦЕЛИ / РОЛИ УЧИТЕЛЯ / РОЛИ УЧАЩЕГОСЯ / ТИП ОБУЧЕНИЯ / ЛИЧНОСТЬ / РЕШАЮЩАЯ ПРОБЛЕМЫ / ОЦЕНИВАЮЩАЯ СЕБЯ / АУТЕНТИЧНАЯ ЛИЧНОСТЬ / ЧАСТЬ ПОДДЕРЖИВАЮЩЕЙ СИСТЕМЫ / PEDAGOGICS / THEORETICAL BASES OF FOREIGN PEDAGOGICS / HUMANISTIC PSYCHOLOGY / A TEACHING METHOD / AN APPROACH TO TEACHING / AN APPROACH TO LEARNING / OBJECTIVES / TEACHER ROLES / LEARNER ROLES / TYPE OF LEARNING / A PROBLEM SOLVER / A SELF EVALUATOR / AN AUTHENTIC HUMAN BEING / PART OF A SUPPORT SYSTEM

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Толстова О. С.

В статье рассматриваются теоретические основы (гуманистическая психология, бихевиоризм) консультативного метода, метода обучения на основе гуманистической психологии, метода молчания, метода открытий и аудио-лингвального метода обучения, метода обучения на основе бихевиоризма.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

'AN ADVISORY METHOD' IN EDUCATION: THEORY AND PRACTICE ABROAD

Theoretical backgrounds (humanistic psychology and behaviourism) of Community Language Learning, teaching method founded on humanistic psychology, Silent Way Learning, Discovery Method and the Audiolingual Method, teaching method founded on behaviourism are considered in the article.

Текст научной работы на тему ««Консультативный метод» в образовании: теория и практика за рубежом»

УДК378.147

«КОНСУЛЬТАТИВНЫЙ МЕТОД» В ОБРАЗОВАНИИ: ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА ЗА РУБЕЖОМ

© 2009 О.С.Толстова

Самарская государственная сельскохозяйственная академия

Статья поступила в редакцию 01.11.2008

В статье рассматриваются теоретические основы (гуманистическая психология, бихевиоризм) консультативного метода, метода обучения на основе гуманистической психологии, метода молчания, метода открытий и аудио-лингвального метода обучения, метода обучения на основе бихевиоризма. Ключевые слова: метод обучения, подход к обучению, подход к изучению, цели, роли учителя, роли учащегося, тип обучения, личность, решающая проблемы, личность, оценивающая себя, аутентичная личность, часть поддерживающей системы.

Ключевые слова: педагогика, теоретические основы зарубежной педагогики, гуманистическая психология.

Теоретические основы методов обучения позволяют лучше понять их природу, однако при сравнении и сопоставлении методов возникает ряд трудностей. Они связаны с тем, что в США «педагогика не выделяется как научная дисциплина»1. «Английские и американские исследователи, - пишет Н.Д.Никандров, - занимаясь проблемами образования и обучения, в целом «остаются в предмете психологии», имеет место психологизм как методологическая позиция». «Психология в этом случае, - подчеркивает В.В.Краевский, - выступает как научная основа педагогики, которая, таким образом, лишается собственного научного и в первую очередь теоретического содержания». Это вызывает трудности в использовании «реального дидактического опыта тех

стран, где дидактика существует как

2

вая» .

В.В.Краевский отмечает, что педагогика с позиции психологизма выступает как некоторое связующее звено между практикой и психологией, которая диктует и педагогической науке, и практике свои законы. Таким образом, психология «навязывает» педагогической

Толстова Ольга Сергеевна, кандидат педагогических наук, доцент кафедры педагогики. E-mail: stommm3@rambler.ru

1 Методология педагогики: сборник статей. Вып. 4 / Отв. ред. и сост. В.В.Краевский. - М.: Педагогика, 1997. - С. 29.

2 Никандров НД. Современная высшая школа капи-

талистических стран: основные вопросы дидактики. -

М.: Высшая школа, 1978. - С.118.

науке и практике свои законы. Эта позиция находит свое подтверждение в анализируемых нами методах обучения, где бихевиоризм и гуманистическая психология являются теоретическими основами конкретных методов обучения. Х.Дуглас Браун дает следующее определение термину «подход»: «подход -теоретические положения о природе изучаемого предмета и его использовании в педагогической практике» .

В данном исследовании под «подходом к обучению» понимается теория, которая является методологической основой определенного метода обучения, то есть конкретная теория, выполняющая методологическую функцию по отношению к методу обучения. Теоретической основой консультативного метода и метода молчания является гуманистическая психология, теоретической основой аудио-лингвального метода является бихевиоризм.

Мы считаем, что разные теоретические основы (бихевиоризм и гуманистическая психология) приведут к разным результатам при использовании анализируемых методов обучения, что найдет свое выражение в становлении такого отношения в системе «учитель-ученик», которое будет адекватно тому или иному методу обучения. Анализ и осмысление научной литературы позволяют охарактеризовать бихевиористский подход к обучению

3 Brown H. D. Teaching by principles: an interactive approach to language pedagogy. - New Jersey: Prentice Hall Regents, 1994. - P. 51.

(таб. 1-А) следующим образом: 1) Узкое понимание задач обучения. 2) Поведенческое определение познавательных целей. 3) Формирование поведенческого репертуара, то есть тех умений, навыков, познавательных достижений, которые учащиеся могут продемонстрировать. 4) Использование подкреплений, направленных на усвоение учащимися определенной образовательной программы. 5) Игнорирование познавательных, эмоциональных процессов, творческих умений и самостоятельности мышления. 6) Сравнительно пассивная роль учащихся. 7) Ориентация учителей на тренаж учащихся, а не на усвоение ими основ научных знаний.

Представленная таблица 1 составлена и систематизирована нами на основе анализа идей ученых, исследующих проблему методов обучения4. Осмысление характеристик, присущих аудиолингвальному методу обучения, показывает, что педагогическое воздействие учителя на учащихся имеет ярко выраженную однонаправленность. В системе «учитель-ученик» последний является исключительно объектом педагогического руководства. Никакого сотрудничества, взаимодействия этот метод не предусматривает. Исходя из четы-рехэлементного содержания образования, у обучаемых формируется главным образом опыт репродуктивной деятельности, он не обеспечивает развития личности учащегося. В результате использования этого метода обучения между учителем и учащимися не устанавливаются эмоциональные отношения. Использование аудио-лингвального метода обучения не позволяет формировать у учащихся опыт творческой деятельности и эмоционально-ценностных отношений, что обусловило появление новых методов обучения и возникновение эмоционально-гуманистического подхода /«affective-humanistic approach»/ к обучению. «Эмоционально-гуманистический подход» (таб. 1-Б) характеризуется следующим образом: 1) Уважение к личности каждого учителя и учащегося. 2.) Общение должно

4 Кларин М.В. Инновации в мировой педагогике: обучение на основе исследования, игры и дискуссии. (Анализ зарубежного опыта). - Рига: НПЦ «Эксперимент», 1995; Fenstermacher Gary D. Approaches to teaching [Text] / Gary D. Fenstermacher, Jonas F. Sol-tis. New York: Teachers College, Columbia University, 1986; Richards Jack C. Approaches and Methods in Language Teaching [Text] / Jack C. Richards, T. Rodgers. Cambridge University Press, 1986. - 171 p.

быть значимым для учащихся. 3) Работа в парах и микрогруппах. 4) Атмосфера, которая устанавливается в классе, является более важной, чем учебные материалы или методы, используемые на занятии. 5) Взаимная поддержка и взаимодействие. 6) Опыт самореализации. 7) Учитель как консультант или фаси-литатор. 8) Овладение учителем языка учащихся - изучаемого и родного (так как на начальных стадиях учитель может переводить предложения, чтобы помочь учащимся почувствовать непринужденность)5. Предполагается, что в дальнейшем не нужно будет использовать перевод.

Для гуманистического подхода к обучению (табл. 1-Б, 1-В) характерно, что в процессе обучения большое внимание уделяется: 1) проблеме ценностей; 2) личности учащегося, его внутреннему миру, чувствам и эмоциям; 3) овладению учащимися опытом самореализации; 4) росту самосознания и умению понимать других; 5) активной вовлеченности учащихся в процесс изучения. При гуманистическом подходе к обучению значимыми характеристиками являются: 1) общение, значимое для учащихся; 2) атмосфера в классе; 3) взаимная поддержка в процессе изучения; 4) учитель как консультант или фасилитатор; 5) групповое обучение и работа в парах. В традиционном обучении языку на консультативный метод изучения языка ссылаются как на пример «гуманистического подхода»6. Метод молчания в некоторых своих характеристиках реализует «гуманистический подход»7. Осмысление характеристик, свойственных эмоционально-гуманистическому подходу к обу-

5 Celce-Murcia M. (Ed.) Teaching English as a Second or Foreign Language - By Heinle and Heinle Publishers, a division of Wadsworth / M. Celce-Murcia. - Inc. Boston, Massachusetts, 1991. - P. 6 - 7.

6 Celce-Murcia M. (Ed.) Teaching English as a Second or Foreign Language - By Heinle and Heinle Publishers, a division of Wadsworth / M. Celce-Murcia. - Inc. Boston, Massachusetts, 1991. - P. 38; Richards Jack C. Approaches and Methods in Language Teaching / Jack C.Richards, T.Rodgers. Cambridge University Press, 1986. - P. 113; Richards Jack C. Longman Dictionary of Language Teaching and Applied Linguistics Longman Group UK Limited / Jack C.Richards, John Platt, Heidi Platt. Produced by Longman Singapore Publishers Pte Ltd. 1992. - P. 169.

7 Richards Jack C. Longman Dictionary of Language Teaching and Applied Linguistics Longman Group UK Limited [Text] / Jack C. Richards, John Platt, Heidi Platt. Produced by Longman Singapore Publishers Pte Ltd. 1992. - P. 169.

чению, показывает, что этот подход реализует гуманистически направленное обучение. Гуманистический подход к обучению может и должен быть реализован посредством консультативного метода обучения и метода молчания. В отличие от бихевиористского подхода к обучению, который ограничивается достижением прагматического эффекта, гуманистический подход к обучению предполагает внимание к личности учащегося, его внутреннему миру и творческой вовлеченности в процесс изучения, формирование опыта творческой деятельности и эмоционально-ценностных отношений. Подход к обучению необходимо рассматривать в его взаимосвязи с подходом к изучению, так как он характеризует деятельность учащихся в процессе обучения. Теория изучения, лежащая в основе таких методов как консультативное учение и метод молчания обращается к условиям, необходимым для того, чтобы учение имело место, не давая точного определения тому, каким должен быть сам учебный процесс.

Чарльз Курран в своих работах по консультативному учению акцентирует внимание на условиях, необходимых для успешного изучения. Он полагает, что атмосфера, которая создается в классе, является решающим фактором. Именно его метод способствует уменьшению чувства беспокойства и неуверенности, которые испытывают многие учащиеся. Дж.Ричардс и Т.Роджерс отмечают, что в противоположность бихевиористскому подходу к изучению консультативный метод придерживается холистического подхода к изучению языка (табл. 1; 2-Б), так как «искреннее» изучение является как познавательным, так и эмоциональным, и оно получило название «изучение всей личностью». Педагоги, сторонники холистического образования, полагали, что школа должна фокусировать свое внимание на развитии всей личности учащегося -на физических, эмоциональных и духовных способностях учащихся. Это развитие может быть достигнуто, когда больше внимания уделяется изучению, а не обучению. Учитель является наставником, а не авторитарным руководителем8. Метод молчания К.Гаттегно учитывает условия, необходимые для реализации успешного изучения. К.Гаттегно считает необходимым принимать во внимание по-

8 Richards Jack C. Approaches and Methods in Language Teaching / Jack C.Richards, T.Rodgers. Cambridge University Press, 1986. - P. 117.

требности учащихся. Учащиеся не должны беспокоиться о процессе изучения. Важно, чтобы они стремились сознательно управлять процессом изучения. Многие приемы, используемые в методе, предназначены для обучения учащихся умению сознательно управлять своим интеллектом.

Дж.Ричардс и Т.Роджерс отмечают, что личность можно представить в качестве двух систем: «изучающей системы» и «запоминающей системы». «Изучающая система» формируется только при помощи осмысления. В свою очередь молчание рассматривается как лучшее средство для изучения, потому что в тишине учащиеся сосредоточены на задании, которое следует выполнить, и именно оно является потенциальным средством для его завершения. Молчание противопоставляется повторению. Молчание, как отсутствие повторения, является помощником в «активности», «сосредоточенности» и «умственной организации». «Запоминающая система» позволяет запоминать и вспоминать при желании, например, лингвистические элементы и реализующие их принципы, и делает возможным языковое общение. Запоминание при помощи умственного усилия, осознания и размышления является более эффективным, чем запоминание, достигнутое при помощи механического повторения, констатируют Дж.Ричардс и Т.Роджерс. Они утверждают, что посредством метода молчания учитель оказывает помощь обучающимся, способствуя тому, что психологи называют «учением учиться». Метод молчания отличается от других методов обучения тем, что учащиеся самостоятельно исправляют допущенные ошибки. Метод молчания использует подходы к изучению, основанные на открытии. Изучение путем открытия реализует гуманистический подход к обучению: 1) Учащиеся наблюдают, делают выводы, формулируют гипотезы, предсказывают и сообщают, обосновывают способы, которые связаны с открытием и исследованием. 2) Учителя создают условия для открытия и исследования. 3) Учебники - ни единственные средства для изучения. 4) Выводы учащихся рассматриваются как экспериментальные, а не конечные. 5) Учащихся привлекают к планированию, проведению и оценки своего собственного учения вместе с учителем, который выполняет «поддерживающую роль».

По мнению Дж.Ричардса и Т.Роджерса, метод молчания также связан с «подходами к

изучению, основанными на решении проблем»9. Считается, что учащийся, которого обучают, используя метод молчания, научится хорошо решать «проблемы в языке». Итак, холистический подход к изучению (консультативный метод) предполагает как познавательную, так и эмоциональную вовлеченность учащихся в процесс изучения. Подход к изучению, основанный на решении проблем и открытии, предполагает, что деятельность учащихся будет связана с решением проблем, открытием и исследованием. В отличие от холистического и эмоционально-гуманистического подходов, бихевиористский подход к изучению предполагает, что учащиеся «пассивны» и их вовлеченность в процесс

изучения ограничена. Таким образом, теоретические основы определяют особенности становления отношений между учителем и учащимися в процессе обучения. Педагогу необходимо учитывать, что разные теоретические основы, бихевиоризм и гуманистическая психология, приведут к разным результатам при использовании анализируемых методов обучения.

9Richard Jack C. Longman Dictionary of Language Teaching and Applied Linguistics Longman Group UK Limited [Text] / Jack C. Richards, John Platt, Heidi Platt. Produced by Longman Singapore Publishers Pte Ltd. 1992. - P. 112.

Таб. Характеристика методов обучения, базирующихся на разных теоретических основаниях

\Методы обу-^хчения Показатели\ч. А. Метод обучения на основе бихевиоризма Б. Метод обучения на основе гуманистической психологии В. Метод открытий

А.1 Аудио-лингвальный метод Б.1 Консультативный метод В.1 Метод молчания

1. Подход к обучению Бихевиористский Гуманистический Гуманистический

2. Подход к изучению Бихевиористский Холистический Проблемный Основанный на открытии

3. Цели Овладение определенными знаниями Формирование аутентичной личности Учить учиться

4. Центрация на субъекте деятельности Центрированный на учителе Центрированный на ученике Центрированный на ученике

5. Роли учащегося Реагирующая роль; организм, которым можно управлять. Клиенты Учитель Студент Часть поддерживающей системы Личность, решающая проблемы Личность, оценивающая себя

6. Роли учителя Активная роль Искренний консультант Сторонник Фасилитатор Стимулятор Нейтральный Наблюдатель

7. Тип обучения Традиционный Инновационный Инновационный

'AN ADVISORY METHOD' IN EDUCATION: THEORY AND PRACTICE ABROAD

© 2009 O.S.Tolstova°

Samara State Agricultural Academy

Theoretical backgrounds (humanistic psychology and behaviourism) of Community Language Learning, teaching method founded on humanistic psychology, Silent Way Learning, Discovery Method and the Audiolingual Method, teaching method founded on behaviourism are considered in the article. Key words: a teaching method, an approach to teaching, an approach to learning, objectives, teacher roles, learner roles, type of learning, a problem solver, a self evaluator, an authentic human being, part of a support system.

Keywords: pedagogics, theoretical bases of foreign pedagogics, humanistic psychology

°Tolstova Olga Sergeevna, PhD pedagogical sciences, the senior lecturer of pedagogics chair.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.