Гражданское право
ISSN 1999-9917. ЧЕЛОВЕК: преступление и наказание. 2010. № 3 (70)
I.Yu. SYVOROTKINA*
УДК 347.67 ББК 67.404.4 С95
A WILL OR TESTAMENT IN RUSSIAN LEGISLATIVE PRACTICE AND ABROAD
Аннотация: в статье раскрываются особенности характера завещания как сделки в законодательной практике России и зарубежныхстран.
Ключевые слова: правовая природа завещания, доктрина российского наследственного права, российский наследственный правопорядок, презумпция
о корреспективностивзаимного завещания.
Annotation: the article deals with special features of a will or testament being a bargaining in the Russian legislation and abroad.
Key words: legal aspect of a will or testament, the doctrine of the Russian Inheritance Law, Russian Inheritance legal order, a presumption of the Mutual Will correspectiveness.
ИРИНА
ЮРЬЕВНА
СЫВОРОТКИНА*
КОНСТРУКЦИЯ ЗАВЕЩАНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬНОЙ ПРАКТИКЕ РОССИИ И ЗАРУБЕЖНЫХ СТРАН
В российской цивилистической науке и законодательной практике сложилось понимание завещания исключительно как односторонней сделки, что выразилось в легальном закреплении одностороннего характера волеизъявления на случай смерти в результате последней кодификации наследственного права: «Завещание является односторонней сделкой, которая создает права и обязанности после открытия наследства» (п. 5 ст. 1118 ГК РФ). Заметим, что приведенная легальная дефиниция не касается правовой природы завещания1, ее основания, а определяет исключительно порядок и характер волеизъявления, то есть, по сути, форму завещания.
В доктрине российского наследственного права завещание определяют как личное распоряжение гражданина о своем имуществе на случай смерти с назначением наследников, которое делается в установленных законом порядке и форме и вступает в действие с момента открытия наследства2. Завещание считают односторонней сделкой, поскольку выраженный в ней акт волеизъявления связан только с личностью завещателя и не предполагает встречного волеизъявления со стороны другого лица. Бесспорно, что в том виде, в котором завещание сконструировано в ГК РФ, оно не подразумевает встречного волеизъявления со стороны наследника в момент его совершения, но после смерти завещателя его воля приобретет юридическое значение, то есть порождает правовые последствия с согласия лиц, в пользу которых оно совершено. Такое согласие наследник по завещанию может выразить прямо, написав заявление о принятии наследства или сразу же о выдаче свидетельства о праве на наследство, либо фактически вступить в наследственные права, в том числе исполнив завещательный отказ либо завещательное возложение (если таковые имеются в завещании).
* Преподаватель кафедры гражданского права и процесса (Академия ФСИН России).
E-mail: irina. sivorotkina @ y a ndcx. ru.
Если наследник по завещанию откажется от наследства или не примет наследство и не будет иметь права на восстановление срока на принятие наследства, то завещание как сделка не достигнет своей цели, не станет основанием возникновения гражданских правоотношений, то есть юридическим фактом-сделкой. Это не означает, что изменения правоотношений в данной ситуации не последует вообще, однако в его основе окажется уже не действие, а событие -смерть наследодателя.
Характеризуя завещание как юридический факт-действие, его нередко причисляют к срочным сделкам. Например, Ю.К. Толстой срочность завещания выводит из того положения, что смерть завещателя, на случай которой составляется данный акт, рано или поздно, то есть в определенный срок, неизбежно наступит3. В.И. Серебровский, не называя завещание срочной сделкой, подчеркивал его связь со сроком смерти завещателя, который обязательно должен был наступить, хотя и неизвестно когда*. Напомним, что срочной сделка является в том случае, если в ней содержится указание на срок ее исполнения либо есть возможность определить этот срок из содержания сделки. Так, в определенно-срочной сделке срок исполнения обязательств указан либо может быть определен из ее содержания. Обязательство по неопределенно-срочной сделке должно быть исполнено в разумный срок после возникновения обязательства (п. 2 ст. 314 ГК РФ). Он определяется с учетом существа обязательства и других обстоятельств, могущих повлиять на его исполнение, но так или иначе исполнение сделки к определенному сроку происходит по воле лица, совершающего сделку, и становится ее существенным условием. Данные правила не в полной мере применимы к завещанию, поскольку оно является односторонней сделкой.
Споры, касающиеся возможности причисления завещания к срочным сделкам, связаны с тем обстоятельством, что смерть завещателя является конститутивной частью этой сделки, оно всегда совершается на случай смерти, даже если ее срок (смерти) не указан. Смерть завещателя - обязательное условие данной сделки, без нее завещание не может быть завещанием. В этом принципиальное отличие завещания от прочих сделок, которые могут быть как срочными, так и несрочными. Ее отличие от иных срочных сделок заключается и в том, что если при других обстоятельствах срок исполнения сделки устанавливается по воле сторон, то в случае с завещанием он формально определен законом, а лицо, составляющее завещание, лишь подтверждает свою волю относительно этого
срока Следовательно, завещание не может быть признано срочной сделкой, оно в принципе не подлежит квалификации и классификации по срокам.
Напротив, М.В. Телюкина отмечает; что если неизбежность смерти очевидна для наследодателя, то для наследников, ожидающих наступления вероятных правовых последствий, смерть завещателя - событие не такое уж неизбежное, не в смысле вероятности самой смерти, а в отношении наступления или ненаступления ее юридических последствий, ведь в итоге завещатель может изменить или отменить завещание. Кроме того, смерть самого вероятного наследника может наступить раньше открытия наследства. В связи с этим М.В. Телюкина полагает, что завещание может быть признано не только срочной, но и условной сделкой по отношению к наследникам, так как для последних смерть завещателя будет условием, не-обходимымдля вступления в права наследования5.
Может быть, дело в условности, которая позволяет считать завещание сделкой в момент ее совершения. Условие в доктрине гражданского права считается дополнительным элементомсдел-ки, устанавливаемым соглашением сторон6. Обратим внимание на то, что условие становится дополнительным элементом по воле сторон, а не по воле стороны, следовательно, условия как дополнительный элемент возможны только в соглашениях (договорах). Соответственно от желания сторон зависит, придавать или нет сделке условный характер. Смерть завещателя - это не случайный, а необходимыйэлемент завещания, то есть не может быть включена либо не включена в содержание завещания лицом, его составляющим.
Таким образом, несмотря на тот факт, что завещанию как односторонней сделке присущ известный элемент условности, его нельзя признать условной сделкой. Пока не наступила смерть завещателя, факт составления завещания не будет бесповоротным или необратимым, так как самого наследодателя составленное им завещание ни в коей мере не ограничивает в правах. В любой момент он, с одной стороны, может произвести отчуждение имущества, с другой - вправе изменить или отменить завещание7.
Как односторонняя сделка завещание имеет строго личный характер: она совершается одним лицом и выражает волю исключительно этого лица8. Отражением этого обстоятельства в законодательстве является запрет совершать коллективные завещания, то есть такие, которые составлены от имени и выражают волю двух или нескольких лиц (например, завещания, составленные совместно супругами) (п. 4 ст. 1118 ГК РФ). Однако вопрос о допустимости коллективных завещаний в теории наследственного права остает-
Гражданское право
Гражданское право
ся спорным. Личный характер завещания как сделки проявляется, главным образом, в том, что его совершение через представителя или посредника, действующихна основании закона или по доверенности, невозможно (п. 3 ст. 1118 ГК РФ). В связи с этим лица, не обладающие полной дееспособностью (заключающие обычные сделки посредством действий представителя), как отмечается в литературе, ни при каких обстоятельствах завещателями быть не могут, после них возможно только наследование по закону9.
Во многих странах допускается составление, по крайней мере, двусторонних завещаний. Например, в германском гражданском (наследственном) праве общее завещание может быть составлено только супругами (§ 2265 Германского гражданского уложения, далее - ГГУ)10. Для совершения общего завещания достаточно того, чтобы один из супругов составил завещание в предусмотренной законом форме, а другой супруг собственноручно подписал совместное заявление, указав дату (число, месяц и год) и место совершения подписи (§ 2267 ГГУ).
Если супруги в общем завещании, в котором они назначают друг друга наследниками, установили, что после смерти пережившего супруга их общее наследственное имущество должно перейти третьему лицу, то следует полагать, поскольку не доказано иное, что третье лицо считается наследником в отношении всего наследства супруга, умершего последним. Если супруги в общем завещании установили завещательный отказ, который подлежит исполнению после смерти пережившего супруга, то, поскольку не доказано иное, завещательный отказ перейдет к отказополучателю только после смерти пережившего супруга (§ 2269 ГГУ).
Если супруги включили в общее завещание такие распоряжения, в отношениикоторыхможно предположить, что распоряжение одного супруга не было бы сделано без распоряжения другого, то недействительность или отмена одного распоряжения влечет за собой недействительность другого. Взаимосвязанность распоряжений следуеттакже предполагать, поскольку не доказано иное, в случае, когда супруги завещают друг другу либо когда один из супругов совершает предоставление другому и в отношении принявшего предоставление пережившего супруга осуществляетсяраспоряжение в пользу лица, состоящего в родстве или близких отношениях с другим супругом (§ 2270 ГГУ).
Отмена распоряжения, взаимосвязанного с распоряжением другого супруга согласно § 2270 ГГУ, производится при жизни супругов в соответствии с предписаниями § 2296 ГГУ об отказе от договора о наследовании, то есть посред-
ством нотариально удостоверенногозаявления другой стороне. Супруг не может при жизни другого супруга отменить свое распоряжение в одностороннем порядке новым распоряжением на случай смерти.
Право на отмену прекращается смертью другого супруга, переживший супруг тем не менее может отменить свое распоряжение, если он откажется от предоставленного. После принятия предоставления переживший супруг также вправе отменить свои распоряжения, если наследник окажется виновным в недостойном поступке, который дает право наследодателюлишить его обязательной доли либо, если наследник не относится к числу правомочных на обязательную долю, дал бы право на такое лишение, будь наследник потомком наследодателя (§ 2294 ГГУ).
Если имущество завещано общему потомку супругов или потомку одного из супругов, имеющему право на обязательную долю, то наследодатель может в последующем завещательном распоряжении ограничить его право на обязательную долю (абз. 2 § 2289 ГГУ).
Общее завещание может быть отменено посредством его изъятия из учреждения официального хранения только совместно (§ 2256, 2272 ГГУ). Интересны и правила вскрытия общего завещания:
1) при вскрытии общего завещания распоряжения пережившего супруга не подлежат оглашению либо доведению до сведения заинтересованных лиц, если их можно отделить от текста завещания;
2) с распоряжений умершего супруга должна быть изготовлена засвидетельствованная копия, а завещание должно быть вновь запечатано и возвращено на особое официальное хранение;
3) завещание содержит только распоряжения по открытию наследства, наступающему в случае смерти супруга, который умрет первым, в частности если завещание ограничено заявлением о взаимном назначении супругов наследниками, то завещание вновь не запечатывается, поскольку полностью исчерпывается (§ 2273 ГГУ).
В Гражданском кодексе Украины (ГК Украины) также допускается составление общего завещания супругов относительно имущества, которое принадлежит им на праве общей совместной собственности (п. 1 ст. 1243). Такое завещание составляется для того, чтобы доля в общем имуществе после смерти одного из супругов пе-реходилаполностью к пережившему, и только после смерти последнего право на наследование всего общего имущества супругов получают лица, определенные наследниками в таком завещании. При жизни обоих супругов каждый из них имеет
право отказаться от общего завещания, причем такой отказ подлежит нотариальному удостоверению (п. 3 ст. 1243 ГК Украины)11.
В латвийском наследственном праве в качестве общего правила допускается заключение многосторонних завещаний. Любое завещание, в котором в виде одного совместного акта двое или более лиц взаимно назначают себя наследниками один после другого, называется взаимным [ст. 604 Гражданского закона Латвийской Республики (ГЗ ЛР)]. Взаимное завещание, кроме случаев, когда из его содержания ясно видно противоположное, не считается наследственным договором, и поэтому оно может быть отменено каждым из завещателей в одностороннем порядке (ст. 606 ГЗ ЛР). Например, если один из завещателей отменяет взаимное завещание или если его распоряжение каким-либо иным образом утрачивает силу, то это не влияет на действительность распоряжений других завещателей (ст. 606 ГЗ ЛР).
Если в завещании назначение одного лица наследником совершено под условием необходимости существования и действительности назначения другого лица, так что одно назначение может иметь или не иметь силу только вместе с другим, то такое завещание называется корреспективным (ст. 604 ГЗ ЛР).
Взаимность и корреспективность могут присутствовать в одном совместном акте двух или более лиц. Так, взаимное завещание признается вместе с тем и корреспективныц если завещатели определенно выразили свое намерение составить такое завещание, или если это ясно видно из обстоятельств дела, или если в нем установлено, кому причитается наследство после смерти того, кто пережил всех других сонаследников. Действует также презумпция о корреспективностивзаимного завещания супругов, если иное прямо не установлено в нем (ст. 605 ГЗ ЛР). Если совместное заве-
щание обладает корреспективностью, то отмена распоряжения, совершенная одним из завещателей, полностью отменяет распоряжение другого, кроме случая, когда последний, узнав об отмене, совершенной первым, все-таки намеренно оставил свои распоряжения без изменения (ст. 608 ГЗ ЛР). В случае если пережившему в завещании назна -чено имущество умершегои он принимает наследство, то завещание, составленное им в пользу умершего, признается вследствие смерти последнего погашенным, и он приобретает право свободнорас-поряжаться всем имуществом, то есть как своим, так и полученным по завещанию (ст. 610 ГЗ ЛР). Если завещание было составлено также в пользу третьего лица, то в случае смерти одного из составителей другой (переживший) может отменить корреспективноезавещание, если откажется от наследования имущества по завещанию, которое перейдет наследникам по закону после умершего, зато пережившему возвращается право свободно распоряжаться своим имуществом и на случай смерти (ст. 609 ГЗ ЛР)12.
В советский период наследственное законодательство союзных республик практически не отличалось друг от друга, поскольку принималось в соответствии с общесоюзными Основами гражданского законодательства. В настоящее время наследственный закон, особенно стран Балтии, которые не являются членами Содружества Независимых Государстви не участвовали в разработке Модельного Гражданского кодекса СНГ, существенно отличается от российского наследственного правопорядка, однако это в большей степени касается частностей (круга наследников, формы завещания, размера обязательной доли), а не правовой природы оснований наследования. Следовательно, односторонний характер завещаний в российском наследственном праве есть результатдок-трины, а не правовой природы завещания.
1 См.: Гришаев С.П. Наследственное право. М., 2002. С. 29.
2 См.: ЭйдиноваЭ.Б. Наследованиепо закону и по завещанию. М., 1984. С. 38; ШушкевичБ.А. Наследственное право РоссийскойФедерации. Тюмень, 1998. С. 44-45.
3 См.: Сергеев А.П., Толстой Ю.К., Елисеев И.В. Комментарий к ГражданскомукодексуРоссийскойФеде-рации, части третьей (постатейный). М., 2002. С. 25.
4 См.: СеребровскийВ.И. Избранные труды М., 1997. С. 114.
5 См.: ТелюкинаМ.В. Наследственное право: комментарий ГражданскогокодексаРФ. М., 2002.
6 См.: Серебровский В.И. Указ* соч. С. 114.
7 См.:ХрамцовК. Обеспечениесвободы завещания наследодателя// Рос. юстиция. 1998. №9 11. С. 41.
8 См.: БарщевскийМ.Ю. Наследственное право. М., 1996. С. 56.
9 См.: ТелюкинаМ.В. Указ* соч С. 30.
10 См.: СавельевВ.А. ГражданскийкодексГермании история, системы, институты М., 1994. С. 58; Гражданское уложениеГермании Ввод, закон к Гражд уложению пер. с нем.; науч. ред. А.Л. Маковский[и др.]. М., 2004.
11 См.: БлинковО.Е. Развитие наследственногоправа в бывших республикахСССР. Ч. I. Беларусь, Украина и Молдова// Нотариус; 2004. № 2. С. 34-44.
12 См.: Там же. Ч. V. Латвия // Там же. 2007. № 1.
Гражданское право