4.4. КОНСТРУКЦИЯ ПАЕВОГО ИНВЕСТИЦИОННОГО ФОНДА В ПРАВЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Егоров Владимир Сергеевич, Заместитель директора Представительства ПАО «Корпорация ВСМПО -АВИСМА» по правовым вопросам
Место работы: ПАО «Корпорация ВСМПО - АВИСМА»
Аннотация: Создание позитивного инвестиционного климата в стране необходимо для её устойчивого развития. Поставленная задача требует создание прозрачных механизмов привлечения и инвестирования капитала. Паевой инвестиционный фонд - (далее - «ПИФ») перспективный механизм решения данной проблемы.
В этой связи автор проанализировал действующее законодательство РФ с целью выявления преимуществ ПИФа, проанализировал его дефиницию, выявил недостатки и предложил пути их устранения. При подготовки статьи использовались общенаучные методы (анализ, синтез, индукция, дедукция), а также специальные, частнонаучные методы, включая формально-логический и системно-структурный.
Автор делает выводы о преимуществах ПИФа и дает авторскую дефиницию ПИФа.
Выводы могут быть использованы инвесторами и управляющими для анализа ПИФа в качестве одного из возможных инструментов привлечения и инвестирования капитала. Кроме того, авторская дефиниция ПИФа может быть использована для дальнейшего совершенствования законодательства.
В статье проанализированы преимущества юридической конструкции паевого инвестиционного фонда, как механизма коллективного инвестирования. Выявлена проблема в дефиниции паевого инвестиционного фонда, рассмотрено соотношение гражданского и специального законодательства, регулирующего его правовой режим. Дано авторское определение паевого инвестиционного фонда
Ключевые слова: паевые инвестиционные фонды, коллективное инвестирование, управляющая компания, преимущества паевых инвестиционных фондов, доверительное управление, имущественные комплексы
CONSTRUCTION OF UNIT INVESTMENT FUNDS IN RUSSIAN FEDERATION LAW
Egorov Vladimir S., Deputy Director of Representative office VSMPO-A VISMA Corporation on legal affairs
Work place: Representative office VSMPO-AVISMA Corporation, Russia, Moscow
Annotation: Sustainable development is not possible without creation of the positive investment client. The set task may be solved by creation of the transparent vehicles for attraction and investment of the capital. Unit investment fund (hereinafter - "UIF") is perspective vehicle for solution of the this task.
In this connection the author analyzed effective legislation of RF for purpose of the revealing UIF's advantages, analyzed its' definition, expose disadvantages and proposed the ways for rectifying of them. For preparation of the article the following methods were used - the general scientific methods (analyze, synthesis, inductance, deduction), and special, private scientific methods including formal logical and system - structural.
Author makes a conclusion on the UIF's advantages and gives an author's definition of UIF.
Conclusions may be used by investors and managers for UIF analysis as one of possible instruments for attraction and investment of the capital. Besides author's definition may be used for further improvement of the legislation.
In the article analyzed advantages of legal construction of unit investment fund, as a vehicle for collective investment. Identified the problem in the definition of the unit investment fund, correlation in regulation of its' legal regime of the civil and special legislation. The authors definition of unit investment fund is given.
Keywords: unit investment funds, collective investment, management company, unit investment funds advantages, trust management, property complexes
Развитие международного финансового центра (далее - «МФЦ») является одной из приоритетных задач, необходимой для устойчивого развития России. МФЦ нуждается в прозрачных и надежных правовых конструкциях коллективного инвестирования, позволяющих привлекать средства инвесторов и размещать их на рынках капитала. В связи с этим, представляется целесообразным проведение анализа паевого инвестиционного фонда (далее - «ПИФ»), как основного механизма коллективного инвестирования.
ПИФы обычно используются для инвестирования в активы, чья потенциальная доходность значительно выше традиционных низкорискованных способов вложений (к примеру, депозитов). Общеизвестным является принцип, что уровень доходности и риска имеют прямую корреляцию (чем выше доходность, тем выше и риск). В этой связи, интересно проанализировать юридические гарантии инвесторов, предусмотренные действующим законодательством. Управление экономическими рисками зависит от управляющей компании и инвестиционной стратегии, которой она придерживается, а юридические риски определяются действующим законодательством.
Ключевой гарантией прав и интересов пайщиков (инвесторов) является сохранение за ними права собственности на имущество, переданное в ПИФ1. Таким образом, исключается риск обращения взыскания на имущество ПИФа в случае банкротства управляющей компании. Данное положение получило особую актуальность на волне массового отзыва банковских лицензий2. В случае банкротства банка или отзыва его лицензии страдают прежде всего крупные вкладчики и держатели его облигаций, которые по сути не получают возможность возместить хотя бы часть своих средств. Указанный риск исключается в случае банкротства управляющей компании ПИФа.
Конструкция доверительного управления ПИФом позволяет осуществлять все фактические и юридические действия, необходимые для инвестирования его средств3. Однако стоит отметить, что управляющая компания ПИФа ограниченна в действиях, совершаемых ей в качестве доверительного управляющего. Данные ограничения оправданы, т.к. они направлены прежде всего на исключение риска злоупотребления со стороны управляющей компании и диверсификации инвестиций . Данные ограничения носят исключитель-
1 П. 1, ст. 10, Федеральный закон от 29 ноября 2001 г. № 156-ФЗ «Об инвестиционных фондах» // Собрание законодательства Российской Федерации от 3 декабря 2001 г. № 49 ст. 4562 (далее - ФЗ «Об инвестиционных фондах»).
2 http://kommersant.ru/doc/2457405 (дата посещения 21.04.2014).
3 п. 3 ст. 11 ФЗ «Об инвестиционных фондах».
4 ст. 40 ФЗ «Об инвестиционных фондах».
Егоров В. С.
КОНСТРУКЦИЯ ПАЕВОГО ИНВЕСТИЦИОННОГО ФОНДА В ПРАВЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
но положительный характер, обеспечивая интересы инвесторов.
Доверительное управление ПИФом осуществляет только специальный субъект - управляющая компания. Деятельность последней подлежит лицензированию, которое является гарантом достаточной квалификации сотрудников управляющей компании, что необходимо для осуществления доверительного управления. Дополнительно контроль за деятельностью управляющей компании проводится Банком России.
Наряду с очевидными преимуществами конструкции ПИФа, есть недостатки в его правовом регулировании, которые необходимо выявить и устранить.
В частности, правовое регулирование отношений по формированию и использованию такой формы коллективного инвестирования, как паевой инвестиционный фонд, отличается комплексным характером регулирования. Так, основу регулирования составляет специальный федеральный закон - ФЗ «Об инвестиционных фондах» и гражданский кодекс РФ, дополняемые многочисленными актами, принятыми Федеральной службой по финансовым рынкам5.
Обращает на себя внимание текстуальная неточность формулировки связи ГК РФ и ФЗ «Об инвестиционных фондах». Так, в соответствии с ФЗ «Об инвестиционных фондах» под паевым инвестиционным фондом понимается обособленный имущественный комплекс, состоящий из имущества, переданного в доверительное управление управляющей компании учредителем (учредителями) доверительного управления с условием объединения этого имущества с имуществом иных учредителей доверительного управления, и из имущества, полученного в процессе такого управления, доля в праве собственности на которое удостоверяется ценной бумагой, выдаваемой управляющей компанией.
Из приведённого определения следует, что ПИФом может признаваться только такой имущественный комплекс, который формируется и управляется через договорный институт доверительного управления и существует до тех пор, пока сохраняют силу отношения по доверительному управлению. Иными словами, признак нахождения имущественного комплекса в доверительном управлении является существенным для
5 Например, Приказ Федеральной службы по финансовым рынкам от 15 апреля 2008 г. № 08-17/пз-н "Об учете прав на инвестиционные паи паевых инвестиционных фондов"; Методические рекомендации об особенностях государственной регистрации прав на недвижимое имущество, находящееся в составе паевого инвестиционного фонда, и сделок с ним, утвержденные приказом Федеральной регистрационной службы от 25 июля 2007 г. № 157; Приказ Федеральной службы по финансовым рынкам от 22 мая 2008 г. № 08-20/пз-н "О требованиях к срокам приема заявок на приобретение и погашение инвестиционных паев закрытого паевого инвестиционного фонда и порядке выплаты денежной компенсации при погашении инвестиционных паев закрытого паевого инвестиционного фонда"; Положение о дополнительных требованиях к порядку подготовки, созыва и проведения общего собрания владельцев инвестиционных паев закрытого паевого инвестиционного фонда (утв. приказом Федеральной службы по финансовым рынкам от 7 февраля 2008 г. № 08-5/пз-н); Приказ Федеральной службы по финансовым рынкам от 21 декабря 2006 г. № 06-154/пз-н "Об утверждении Положения о регистрации правил доверительного управления паевыми инвестиционными фондами и изменений и дополнений в них"; Приказ Федеральной службы по финансовым рынкам от 28 декабря 2010 г. № 10-79/пз-н "Об утверждении Положения о составе и структуре активов акционерных инвестиционных фондов и активов паевых инвестиционных фондов", и др.
определения понятия ПИФа. Соответственно, если говорить о ПИФах во взаимосвязи п. 4 ст. 1012 ГК РФ6 и п. 1 ст. 10 ФЗ «Об инвестиционных фондах», то возникает несколько парадоксальная ситуация, а именно: ГК РФ определяет7 (п. 4 ст. 1012), что особенности доверительного управления имущественным комплексом, передаваемым в доверительное управление и предполагающим данный аспект как существенный признак, лишено всякой логики. В этой связи целесообразно говорить об особенностях правового режима ПИФа, который уже включает в себя в качестве конструктивного элемента наличие доверительного управления имущественным комплексом.
Логическая связь понятий «доверительное управление» и «паевой инвестиционный фонд» транслируется далее в ФЗ «Об инвестиционных фондах» и ряде других подзаконных нормативных актов, где говорится, о правилах доверительного управления ПИФом и т.п. По нашему мнению, если доверительное управление как договорная форма является той самой специфической юридической конструкцией ПИФа как имущественного комплекса, и отделяет его от иных имущественных комплексов как объектов гражданских прав, включая иные инвестиционные фонды, то выражение «доверительное управление ПИФом» является неточным, так как не учитывает существенный признак ПИФа. Соответственно, более точным является использование сочетаний «особенности правового режима ПИФа» как объекта гражданских прав.
Для устранения текстуального противоречия в использовании понятий «паевой инвестиционный фонд» и «доверительное управление», а также в виду того, что определение ПИФа, данное в ст. 10 ФЗ «Об инвестиционных фондах», по нашему мнению, размывает грани между понятиями «инвестиционный фонд» и «договор доверительного управления», предлагается следующее определение понятия «паевой инвестиционный фонд» и соответственно авторская редакция п. 1 ст. 10 ФЗ «Об инвестиционных фондах»: паевой инвестиционный фонд - обособленный имущественный комплекс, предназначенный для осуществления инвестиционной деятельности исключительно в интересах физических и юридических лиц, находящийся в их общей долевой собственности, доли которых удостоверяются ценной бумагой - инвестиционным паем.
Паевой инвестиционный фонд передаётся в доверительное управление управляющей компании, пользование и распоряжение которым осуществляются управляющей компанией исключительно в интересах учредителей доверительного управления.
Учредителем (учредителями) доверительного управления являются физические и юридические лица, в общей долевой собственности которых находится паевой инвестиционный фонд.
Имущество и имущественные права учредителя (учредителей) доверительного управления передаются в доверительное управление управляющей компании на условиях объединения этого имущества и имущественных прав с имуществом и имуще-
6 Ст. 1012, Гражданского кодекса Российской Федерации. Часть вторая от 26 января 1996 г. № 14-ФЗ (по состоянию на 01.08.2013 г.) // Собрание законодательства Российской Федерации от 29 января 1996 г. № 5 (далее - «ГК РФ»).
7 П. 4 ст. 1012 ГК РФ.
ственными правами иных учредителей доверительного управления, а также имуществом и имущественными правами, полученными в процессе такого управления.
Таким образом, понятие «доверительное управление» в текстуальном плане обособляется от понятия «паевой инвестиционный фонд» в тексте ФЗ «Об инвестиционных фондах» и принятых в соответствии с ним нормативно-правовых актах. Кроме этого, в предлагаемом определении выделяется, что доверительное управление является исключительной договорной формой, посредством которой паевой инвестиционный фонд формируется и используется для реализации инвестиционных целей собственников (пайщиков), но не смешивается непосредственно с понятием ПИФа как обособленного имущественного комплекса.
Паевой инвестиционной фонд является оптимальной структурой коллективного инвестирования, которая исключает риск утраты имущества в связи с обращением взыскания по обязательствам управляющей компании, позволяя при этом осуществлять все фактические и юридические действия, необходимые для инвестирования средств пайщиков.
Список литературы:
1. Федеральный закон от 29 ноября 2001 г. № 156-ФЗ «Об инвестиционных фондах» // Собрание законодательства Российской Федерации от 3 декабря 2001 г. № 49 ст. 4562.
2. Приказ Федеральной службы по финансовым рынкам от 15 апреля 2008 г. № 08-17/пз-н "Об учете прав на инвестиционные паи паевых инвестиционных фондов";
3. Методические рекомендации об особенностях государственной регистрации прав на недвижимое имущество, находящееся в составе паевого инвестиционного фонда, и сделок с ним, утвержденные приказом Федеральной регистрационной службы от 25 июля 2007 г. № 157;
4. Приказ Федеральной службы по финансовым рынкам от 22 мая 2008 г. № 08-20/пз-н "О требованиях к срокам приема заявок на приобретение и погашение инвестиционных паев закрытого паевого инвестиционного фонда и порядке выплаты денежной компенсации при погашении инвестиционных паев закрытого паевого инвестиционного фонда";
5. Положение о дополнительных требованиях к порядку подготовки, созыва и проведения общего собрания владельцев инвестиционных паев закрытого паевого инвестиционного фонда (утв. приказом Федеральной службы по финансовым рынкам от 7 февраля 2008 г. № 08-5/пз-н);
6. Приказ Федеральной службы по финансовым рынкам от 21 декабря 2006 г. № 06-154/пз-н "Об утверждении Положения о регистрации правил доверительного управления паевыми инвестиционными фондами и изменений и дополнений в них";
7. Приказ Федеральной службы по финансовым рынкам от 28 декабря 2010 г. № 10-79/пз-н "Об утверждении Положения о составе и структуре активов акционерных инвестиционных фондов и активов паевых инвестиционных фондов", и др.
8. http://kommersant.ru/doc/2457405 (дата посещения 21.04.2014).
9. Гражданский кодекс Российской Федерации. Часть вторая от 26 января 1996 г. № 14-ФЗ (по состоянию на 01.08.2013 г.) // Собрание законодательства Российской Федерации от 29 января 1996 г. № 5;
10. Осташевич И.О. Правовое регулирование Паевых Инвестиционных Фондов в России и Украине //Бизнес в законе. -2012. - № 5. - С. 74 - 78.
11. Сафин А.В. Механизм привлечения инвестиций в строительство путем закрытых паевых инвестиционных фондов недвижимости //Бизнес в законе. -2010. - № 4. - С. 215 -216.