Научная статья на тему 'Конструкция для усиления присыпаемого земляного полотна дополнительного пути на реконструируемых участках железнодорожных линий'

Конструкция для усиления присыпаемого земляного полотна дополнительного пути на реконструируемых участках железнодорожных линий Текст научной статьи по специальности «Строительство и архитектура»

CC BY
114
37
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВТОРОЙ ПУТЬ / УСИЛЕНИЕ / ВЕЧНОМЕРЗЛЫЕ ГРУНТЫ

Аннотация научной статьи по строительству и архитектуре, автор научной работы — Тукмакова О. В., Жданова С. М.

В статье приведена методика теоретического обоснования целесообразности и технико-экономической эффективности предлагаемого конструктивно-технологического решения по усилению земляного полотна при сооружении второго пути на слабых и вечномерзлых грунтах по второму принципу строительства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по строительству и архитектуре , автор научной работы — Тукмакова О. В., Жданова С. М.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Конструкция для усиления присыпаемого земляного полотна дополнительного пути на реконструируемых участках железнодорожных линий»

КОНСТРУКЦИЯ ДЛЯ УСИЛЕНИЯ ПРИСЫПАЕМОГО ЗЕМЛЯНОГО ПОЛОТНА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ПУТИ НА РЕКОНСТРУИРУЕМЫХ УЧАСТКАХ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНЫХ ЛИНИЙ

© Тукмакова О.В.*, Жданова С.М.*

Дальневосточный государственный университет путей сообщения,

г. Хабаровск

В статье приведена методика теоретического обоснования целесообразности и технико-экономической эффективности предлагаемого конструктивно-технологического решения по усилению земляного полотна при сооружении второго пути на слабых и вечномерзлых грунтах по второму принципу строительства.

Ключевые слова второй путь, усиление, вечномерзлые грунты.

В настоящее время, решая проблемы проектирования, строительства и эксплуатации сооружений на вечномерзлых грунтах, имеет место дефицит методик теоретического обоснования целесообразности и технико-экономической эффективности конструктивно-технологических решений по усилению земляного полотна.

Натурными исследованиями установлено, что при сооружении земляного полотна второго пути на слабом основании по второму принципу, в том числе на протаивающих вечномерзлых грунтах с сформировавшимся температурным режимом в основании первого пути, грунты присыпки второго пути практически не оказывают влияния на стабильность несущей способности первого пути. При этом со стороны присыпки второго пути будет протекать неравномерный в поперечном профиле осадочный процесс, который длится продолжительный период, что будет негативно сказываться на стабильности второго пути. Это связано с тем, что в результате дополнительной статической нагрузки и отепляющего влияния грунтов присыпаемого второго пути, откос первого пути будет «оседать», образуя глубокие трещины отрыва на границе с земляным полотном первого пути и перекосы в поперечном направлении в пределах основной площадки земляного полотна второго пути, что отрицательно влияет на целостность общей конструкции земляного полотна и, как следствие, на бесперебойность и безопасность движения поездов.

Для компенсации осадок, длящихся десятилетиями, и выправки пути требуется балластного материала иногда в большем объеме, чем сама насыпь. Кроме того, затраты труда на содержание таких участков в надежном эксплуатационном состоянии превосходят во много раз нормативные [1].

* Аспирант кафедры «Железнодорожный путь, изыскания и проектирование железных дорог».

* Профессор кафедры «Строительство», доктор технических наук.

Рис. 1. Армогрунтовая конструкция усиления насыпи второго пути и последовательность ее осуществления: а) 1 - насыпь первого существующего стабилизированного пути; 2 - откос существующей насыпи со стороны возводимой насыпи второго пути; 3 - нарезка «ступеней» для устройства армирующей конструкции; б) 1 - закрепление анкеров в откосной части насыпи; в) 1 - укладка и крепление к анкерам георешетки; г) 1 - укладка геосинтетического материала поверх георешетки; 2 - очертания возводимого второго пути

Одним из путей обеспечения устойчивости является разработка и применение таких конструкций, которые бы обеспечивали совместную работу второго пути с первым путем.

Традиционно для компенсации осадок земляного полотна используют метод досыпки его балластом. Эти меры носят не единовременный характер и требуют больших материальных затрат в процессе длительной эксплуатации. Поэтому решение данной проблемы с помощью армирующих элементов, которые объединят массив насыпи первого уже относительно стабилизированного пути с массивом насыпи второго нестабильного пути, позволит обеспечить работу сооружения как единого целого.

Предлагается конструкция, предназначенная для стабилизации основной площадки насыпи первого и второго пути за счет сохранения целостности массива земляного полотна и исключения осадки грунтов насыпи в слабые протаивающие грунты основания (рис. 1).

Для обеспечения целостности и совместной работы двухпутной насыпи в откосе насыпи первого пути (со стороны отсыпки второго пути) устанавливаются армирующие элементы в два ряда. Первый ряд анкеров устанавливается ниже основной площадки земляного полотна на 1/3 высоты насыпи. Второй ряд - на 2/3 высоты насыпи от основной площадки с шагом в 2-3 м. Анкеры устанавливаются наклонно плоскости откоса. К анкерам крепится в два слоя: георешетка и геосинтетический материал (рис. 2). Для нормативного уплотнения грунтов насыпи и безопасности эксплуатации первого пути вначале устраивается нижний армирующий ряд, затем верхний.

2

Рис. 2. Элементы армогрунтовой конструкции: 1 - анкеры; 2 - геосинтетический материал (СНМ); 3 - георешетка, уложенная под СНМ

Таким образом, данная задача по стабилизации основной площадки и сохранению целостности массива насыпи решается за счет устранения осадок от статического веса насыпи второго пути.

Как отмечено выше, в процессе натурных исследований установлено, что при отсыпке второго пути по второму принципу возникают деформации в виде осадки земляного полотна, что приводит к нарушению геометрии самого земляного полотна и верхнего строения пути в плане и профиле (рис. 3).

Рис. 3. Поперечный профиль земляного полотна железнодорожной линии Известковая - Ургал (1953 г.) с возведенным земляным полотном II пути (1985 г.) и график осадок земляного полотна с 1989 г. по 1997 г.

Принцип работы конструкции заключается в следующем: под действием увеличенного статического веса откосная часть первого пути и насыпь второго пути будет оседать в слабые грунты основания, при этом поверхностью смещения является откосная часть первого пути и одновременно основная площадка второго пути. Препятствием на пути данного процесса является заанкеренная георешетка, которая на своей поверхности удерживает грунт насыпи и смещает вектор силы тяжести в сторону стабилизированной насыпи. Нижний ряд анкеров и георешетки создает с верхним рядом георешетки упрочненный слой, грунт в котором лишается возможности перемещений в пространстве и представляет собой стабильную прослойку. Данная прослойка в свою очередь препятствует выпору анкеров верхнего ряда из откоса и их уположение в теле насыпи под действием статического веса, сил трения и сцепления грунта с армирующей конструкцией.

Определение осадки оттаивающего слоя мерзлого грунта по методу проф. Н.А. Цытовича [2].

Осадку за определенный период ( рассчитываем по формулам:

где = А ■ И, - осадка оттаивания, при этом коэффициент оттаивания А, согласно [3], следует устанавливать по результатам полевых испытаний мерзлых грунтов по методике ГОСТ 25253-78. В данном случае рассматриваются параметры, полученные в ходе многолетнего мониторинга земляного полотна восточного участка Байкало-Амурской магистрали НИЛ «Основания и фундаменты» ДВГУПС для участка линии Известковая - Ургал; кг - глубина оттаивания, соответствующая времени

И = ,

где Д - тепловой коэффициент для расчетного времени t, вычисляемый с помощью теплотехнического расчета [2];

- осадка уплотнения грунта в процессе оттаивания от действия внешней нагрузки р и собственного веса грунта у'^;

г * У ■ ^

X ■ И, ■ Р + ^2 —

где у' - объемный вес грунта с учетом взвешивающего действия воды; а - коэффициент относительного уплотнения грунта при оттаивании; р - внешняя нагрузка, для данного случая принимаем р = 27 Т/м2; Х1 и Х2 - сложные функции, зависящие от параметра:

_ Д

где ст - средний по глубине оттаявшего слоя коэффициент консолидации, определяемый выражением:

к_

У В ■ аш

уВ - объемный вес воды, уВ = 0,9832 Т/м3;

кт - средний по величине коэффициент фильтрации грунта, равный:

У И

к=^^

У к

где к1 - мощность отдельных слоев грунта; ат - средняя величина коэффициента относительного уплотнения при оттаивании, равная в случае пространственной задачи:

^ = ЯЦ +

— "

2И.

где - величина суммарного коэффициента относительной сжимаемости для отдельных выделенных слоев грунта (определяется опытом);

- расстояние до уровня, соответствующего глубине 2Иэ, до середины каждого рассматриваемого слоя мерзлого грунта.

Таким образом, осадка оттаявшего за один год слоя мерзлого грунта определяется и выражения:

-ли -{ и Г'- К

^год — А ■ К + а 1*1 • К ■ Р +

Для удобства, все рассчитанные данные сведены в таблицу 1.

Таблица 1

Данные к вычислению осадки оттаивающего мерзлого грунта на двухпутном участке железнодорожной линии Известковая - Ургал

А Иг, м а, м2 /Т р, Т/м2 у', Т/м3 £(, м

1-й год 0,006 2,1 0,002 0,93 0,90 0, 122

2-й год 0,007 2,2 0,003 0,93 0,90 0,188

3-й год 0,008 2,3 0,004 0,885 0,81 27 0,9832 0,247

4-й год 0,011 2,6 0,007 0,885 0,81 0,485

5-й год 0,013 2,8 0,009 0,885 0,81 0,667

Сравнение вычисленных теоретических осадок земляного полотна с данными, полученными в результате исследований, показывает, что среднее расхождение между ними Дср = 7,62 %. Это объясняется сложными и многочисленными процессами, происходящими с течением времени в грунтовом массиве сооружения, под влиянием которых наблюдается деструктуризация грунтов. Кроме того, из графика осадок насыпи (рис. 3) видно, что наибольшие деформации со стороны второго пути происходят в зоне соприкосновения откоса первого пути с левой призмой возводимого пути. Проседание массива насыпи второго пути в чашу протаивания исключается за счет конструктивного мероприятия, которое армирует и объединяет массивы существующей и возводимой насыпей, заставляя их работать как единое целое, что, в свою очередь, приводит к исключению или минимальному развитию осадки возводимой насыпи.

Таким образом, данная методика, с определенной долей вероятности может быть использована для приближенных расчетов.

Список литературы:

1. Жданова С.М. Патент на изобретение № 2006552. Земляное сооружение на слабом основании / С.М. Жданова. - Зарегистрировано в Государственном реестре изобретений РФ 30 января 1994 г. Действует с 30 января 1994 г. // Официальный бюллетень «Изобретения. Полезные модели». - 1994.

2. Цытович Н.А. Механика мерзлых грунтов / Н.А. Цытович. - М.: Высшая школа, 1973. - 248 с.

3. СНиП 2.02.04-88. Основания и фундаменты на вечномерзлых грунтах. - Взамен СНиП П-18-76; введ. 1990-01-01. - М.: Изд-во стандартов, 1990. - 56 с.

4. ГОСТ 25100-2011. Грунты. Классификация. - Взамен ГОСТ 25100-95; введ. 2013-01-01. - М.: Изд-во стандартов, 2013. - 60 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.